Закон, как источник права

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Правоведение
  • 20 20 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 16.05.2019
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Место и роль закона в правовой системе современного государства 4
1.1.Понятие и сущность законов 4
1.2.Действие законов во времени, в пространстве и по кругу лиц 7
Глава 2. Особенности законов в Российской Федерации 11
2.1.Классификация законов в РФ и их юридическая сила 11
2.2.Место федерального закона в системе источников права 15
Заключение 18
Список использованных источников и литературы 20

Фрагмент для ознакомления

Однако законодатель, если он использует институт отзыва, должен предусмотреть общие принципы структуры отзыва, для того, чтобы сущность выборов не была искажена. Следовательно, Конституционный Суд Российской Федерации толкует текст Конституции РФ, а определенный смысл, который был заложен в его решениях, отражается в актах законодательного характера. Одной из проблем, которая связана с установлением места федерального закона в механизме источников конституционного права, выступает его соотношение с договорами внутри федерации, которые заключаются между органами власти государства Российской Федерации и субъектов РФ. Раньше заключение огромного числа договоров и соглашений внутри федерации являлось некоторым исключением из общего порядка регулирования правоотношений в области совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, так как весьма проблемно учитывать в федеральном законе все отличительные особенности, которые присущи субъектам Российской Федерации. В некоторых случаях нормы подобных договоров разграничивали область действия федерального законодательства и приводили к тому, что были нарушены конституционные принципы равноправия субъектов Российской Федерации. Большинство договоров и соглашений внутри федерации нарушали нормы Конституции Российской Федерации и отраслевых федеральных законов. Впоследствии субъекты Российской Федерации в добровольной форме прекращали исполнение подобных соглашений и договоров.Следовательно, важно, что предметы регулирования нормативных актов подзаконного характера не выступали в качестве предметов регулирования федерального законодательства, т.к. именно федеральный закон является основой для того, чтобы построить системы нормативных актов подзаконного характера, в которых нормы федеральных законов определяют свою детализацию и конкретизацию.Подводя итог, следует отметить, что федеральный закон в качестве источника конституционного права имеет такие черты, как универсальность, нормативная определенность, он осуществляет развитие норм Конституции Российской Федерации, способствует практической реализации ее положений, осуществляет регулирование самых важных отношений в обществе, которые характеризуются устойчивым характером и стабильностью, выступают в качестве основы для построения механизма нормативно-правовых актов подзаконного характера.Такие отличительные особенности федерального закона позволяют прийти к выводу, что ведущую роль в механизме источников конституционного права занимает именно федеральный закон. По этой причине для науки конституционного права нужна дальнейшая разработка и исследование сущности федерального закона, его роли среди других источников конституционного права и системы права Российской Федерации в целом.ЗаключениеИсходя из всего вышеизложенного, можно прийти к следующим выводам.Закон – это высший способ выражения государственной воли народа, воплощение его независимости и суверенитета. Он определяет отправные начала нормативного регулирования, придает ему определенное единство. Положения, которые содержатся в актах иных органов, базируются на положениях закона, осуществляют развитие и конкретизацию его норм, являются производными от них. Закон - это выражение воли субъекта верховной власти, и что сущностью закона могут быть, как правовые отношения, так и иные отношения, которые не обладают правовым характером.Верховенство закона как один из признаков правового государства означает, что главные общественные отношения в экономике, политике, социально-культурной сфере регулируются законом не вообще юридически, а именно высшими юридическими документами страны, принятыми высшими органами. Далее, верховенство закона означает его всеобщность (т.е. распространение требований закона на всех субъектов правоотношений в равной степени), и полный объем действия закона в пространстве (на территории всей страны), во времени и по кругу лиц. Закон призван быть ведущим источником права в правовом государстве. Особые свойства закона позволяют ему быть демократичным источником права, выражающим волю и интересы народа.Именно эти свойства и обусловливают особую роль закона в системе нормативных актов. Законы занимают основное место в структуре нормативно-правовых актов. Их ведущее положение устанавливается следующими базовыми признаками.В первую очередь, они подлежат принятию только органами законодательной власти государства или непосредственно самим народом при проведении референдума. Во-вторых, они имеют высшую юридическую силу. В-третьих, они регулируют самые важные отношения, являющиеся основополагающими. В законах устанавливается государственный и общественный строй, полномочия центральных органов государственной системы, базовые права и свободы граждан.В-четвертых, содержат нормы первичного, исходного характера. В-пятых, принимаются в особом процессуальном порядке.В федеративном государстве законы могут издаваться как федеральными органами законодательной власти, так и органами законодательной власти субъектов Федерации.Вопрос о действии во времени законов представляет важную проблему теории права, от решения которой зависят особенности практического применения нормативного акта, так как закон, как норма, определяющая поведение граждан, имеет начальный и конечный моменты своего действия.Вопрос, с какого времени закон начинает применяться и с какого времени его не следует более применять, чрезвычайно важен в практическом отношении, поэтому необходимо принятия актов, которые могли бы определять понятие даты источника официального опубликования, возможность опубликования закона в специальных выпусках, возможность (невозможность) опубликования закона частями, ответственность за несвоевременную публикацию и т.д.Список использованных источников и литературыНормативные правовые акты:1)Конституция Российской Федерации(принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 43982)Федеральный закон от 14.06.1994 N 5-ФЗ (ред. от 01.07.2017) О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания // Российская газета, N 111, 15.06.1994Научная и учебная литература:1) Антонов, М. В. Теория государства и права: учебник и практикум для академического бакалавриата / М. В. Антонов. — М. : Издательство Юрайт, 2018. – С. 1942)Артанова Е. Н. Специфика принятия федеральных конституционных законов в РФ // Журнал «Вестник Саратовской государственной юридической академии».-Выпуск № 3 (92) / 2016. –С. 823)Вишневский А.Ф. Общая теория государства и права: Учеб.пособие. 2-е изд., дополненное. Мн.: Амалфея. 2015. – 6884) Изаксон Р. А. Актуальные проблемы источников права // Журнал «Вестник Восточно-Сибирского института МВД России».-Выпуск № 3 (70) / 20165)Колоколов Н.А. Право, закон, судебный прецедент: российский вариант. - М.: Юрист, 2016. – С. 286) Мирошник С. В. Источник права и форма права: соотношение понятий // Журнал «Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал».-Выпуск № 5 / 2017. – С. 1047) Оксамытный В.В. Закон в системе источников современного права: сравнительная характеристика // Журнал «Вестник Брянского государственного университета». – 2018. – С. 148) Петков А. С. Закон в системе источников (форм) права: правовая характеристика // Журнал «Огарёв-Online». – 2017. – С. 639) Протасов, В. Н. Теория государства и права : учебник и практикум для СПО / В. Н. Протасов. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 495 с10)Фаткуллина Н. М. Федеральный закон как источник права в системе российского законодательства: вопросы теории и практики // Журнал «Ленинградский юридический журнал».-Выпуск № 4 (42) / 2015. – С. 12911)Шахрай С. М. Конституционное право Российской Федерации: учебник / С. М. Шахрай, А. А. Клишас. - М. , Олма Медиа Групп, 2016

Список использованных источников и литературы
Нормативные правовые акты:

1)Конституция Российской Федерации(принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398
2)Федеральный закон от 14.06.1994 N 5-ФЗ (ред. от 01.07.2017) О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания // Российская газета, N 111, 15.06.1994

Научная и учебная литература:

1) Антонов, М. В. Теория государства и права: учебник и практикум для академического бакалавриата / М. В. Антонов. — М. : Издательство Юрайт, 2018. – С. 194
2)Артанова Е. Н. Специфика принятия федеральных конституционных законов в РФ // Журнал «Вестник Саратовской государственной юридической академии».-Выпуск № 3 (92) / 2016. –С. 82
3)Вишневский А.Ф. Общая теория государства и права: Учеб.пособие. 2-е изд., дополненное. Мн.: Амалфея. 2015. – 688
4) Изаксон Р. А. Актуальные проблемы источников права // Журнал «Вестник Восточно-Сибирского института МВД России».-Выпуск № 3 (70) / 2016
5)Колоколов Н.А. Право, закон, судебный прецедент: российский вариант. - М.: Юрист, 2016. – С. 28
6) Мирошник С. В. Источник права и форма права: соотношение понятий // Журнал «Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал».-Выпуск № 5 / 2017. – С. 104
7) Оксамытный В.В. Закон в системе источников современного права: сравнительная характеристика // Журнал «Вестник Брянского государственного университета». – 2018. – С. 14
8) Петков А. С. Закон в системе источников (форм) права: правовая характеристика // Журнал «Огарёв-Online». – 2017. – С. 63
9) Протасов, В. Н. Теория государства и права : учебник и практикум для СПО / В. Н. Протасов. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 495 с
10)Фаткуллина Н. М. Федеральный закон как источник права в системе российского законодательства: вопросы теории и практики // Журнал «Ленинградский юридический журнал».-Выпуск № 4 (42) / 2015. – С. 129
11)Шахрай С. М. Конституционное право Российской Федерации: учебник / С. М. Шахрай, А. А. Клишас. - М. , Олма Медиа Групп, 2016

Вопрос-ответ:

Какова роль закона в правовой системе современного государства?

Закон играет важную роль в правовой системе современного государства. Он является основным источником права и определяет права и обязанности граждан, регулирует общественные отношения и устанавливает механизмы их регулирования. Закон обеспечивает стабильность и предсказуемость правового порядка, защищает права и интересы граждан, а также создает основу для развития гражданского общества и демократического правового государства.

Что представляет собой закон?

Закон - это нормативный правовой акт, созданный компетентным органом государства и обладающий юридической силой. Он находится на вершине иерархии нормативных актов и имеет применение для всех граждан и организаций. Законы регулируют различные сферы общественной жизни, определяют правила поведения и устанавливают ответственность за их нарушение.

Каково значение законов в Российской Федерации?

Законы в Российской Федерации имеют большое значение. Они являются основным источником права и обладают высшей юридической силой. Законы РФ регулируют все сферы общественной жизни: гражданские, трудовые, семейные, уголовные и т.д. Они создают основу для функционирования правового государства, защищают права и свободы граждан, а также обеспечивают порядок и стабильность в обществе.

Как классифицируются законы в Российской Федерации?

Законы в Российской Федерации классифицируются на федеральные и региональные. Федеральные законы принимаются федеральным законодательным органом - Государственной Думой и Федеральным Собранием. Региональные законы принимаются органами государственной власти субъектов РФ и регулируют отношения в конкретных регионах страны. Кроме того, законы могут быть общеобязательными или специальными, в зависимости от сферы их применения.

Что такое закон?

Закон - это нормативный акт, который устанавливает правила и обязательства для граждан и организаций, а также порядок их соблюдения.

Какие функции выполняет закон в правовой системе?

Закон выполняет несколько функций: нормативную, регулятивную, организационно-правовую, воспитательную. Он устанавливает правовые нормы, регулирует отношения между людьми и государством, обеспечивает закрепление и защиту прав и свобод граждан.

Каково место и роль закона в правовой системе современного государства?

Закон занимает центральное место в правовой системе современного государства. Он является основным источником права, служит основой для создания и применения других нормативных актов.

Как действуют законы во времени и пространстве?

Законы действуют в определенный период времени, который указывается в самом законе. Они также распространяются на всю территорию государства и обязательны для всех его граждан и организаций.

Какие особенности имеют законы в Российской Федерации?

В Российской Федерации законы классифицируются по разным критериям и имеют разную юридическую силу. Федеральный закон занимает особое место в системе источников права и имеет приоритет перед иными нормативными актами.