манипулирование общественным мнением и механизмы защиты
Заказать уникальный доклад- 20 20 страниц
- 12 + 12 источников
- Добавлена 17.05.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1. Значение, критерии и виды манипуляции
По значению слова «манипуляция» Оксфордский словарь английского языка предлагает общее определение в виде «манипуляция – это обращение с объектами со специальным намерением, особенной целью, как ручное управление, как движения, производимые руками, ручные действия, а также «акт влияния на людей или управление ими или вещами с ловкостью, особенно с пренебрежительным подтекстом, как скрытое управление или обработка». Таким образом, ловкость и особая сноровка служат некоторым необходимым критерием для того, чтобы воздействие можно было принять за манипуляцию [3].
Цели манипулирования в соцсетях могут быть разными [1]:– продажа конкретного товара;– имиджирование личности или компании;– позитивное позиционирование товара или услуги;– вовлечение в определенную группировку, группу, посещение мероприятия, акции.В 2017 году в США были опубликованы показательные данные: 88 %населения Земли имеет Интернет. Электричество при этом есть только у 80%.И это стало возможным благодаря распространению мобильной связи.Максим Цветоват, специалист в области сетевого анализа, в Африке, в своем исследовании писал, что в современном мире становится реально встретить пастуха с гаджетом, который при этом сидит на Facebook и с помощью соцсетей общается с другим пастухом, посылая ему сообщения с датой и местом перегона отары. Технику же можно заряжать с помощью дизеля на рынке за 50 центов [12].Помимо этого, любая благотворительная организация, которая работает сегодня на африканском континенте, сначала подключает базу для телефонов и только после этого завозит гуманитарную помощь.Этот факт говорит о том, что социальные сети завоевывают мир, становясь эффективными PR-технологиями на рынке рекламы.Сейчас любой гаджет уже не является роскошью, потому что он − предмет первой необходимости в развитых и развивающихся странах.Социальная сеть является самой распространенной формой коммуникации. На Западе самый популярный канал передачи сообщений − это Twitter. В России лидирующее место занимает ВКонтакте. Обе эти сети догоняет Инстаграм.И вполне закономерно, что подобным рупором общения масс специалисты в области продвижения захотели воспользоваться в собственных целях — в целях бизнеса, коммерции, политики [2].В первую очередь, социальными сетями заинтересовались торговые компании, которые поняли, насколько выгодно, быстро и эффективно можно найти подходящую аудиторию для продажи своих товаров и услуг.По социальным сетям можно понять, какая экономическая, культурная и политическая обстановка в стране. Американская компания по продвижению оказалась в Египте по заказу одной фирмы накануне революции. После покупки 50 % доступа к данным местного Twitter, отсеяв спам и мусор в виде сообщений бытового характера и юмора, специалисты получили 25 миллионов сообщений примерно на одну политическую тему. Именно тогда стало понятно, что в стране скоро произойдет революция [4].Общение в социальных сетях не такое хаотичное, как может показаться на первый взгляд. Обычно у общения есть несколько генерирующих центров. Сейчас такими можно назвать популярных блогеров, которые пишут на разные темы и являются лидерами мнений, а также крупные паблики [1].Например, по подсчетам специалистов, у среднего тревел-блогера Америки количество реакций достигало показателя 38 на 1000, то есть каждые 38 публикаций из тысячи вызывали активную реакцию подписчиков. Рекламщики же считают хорошим показателем 0,1 на 1000.У мировых блогеров этот показатель достигает до 500 на 1000. При этом исследователи поясняют важный момент: не всегда количество сторонников того или иного автора говорит о его влиянии. Необходимо грамотно формировать контент, доносить важные мысли, оформлять пост визуально − и тогда он будет иметь эффект.У хорошего сообщения в соцсети должна быть такая формула: человек говорит, люди действуют.Этим пользуются политические партии, которые привлекают для рекламы персон и «звезд» шоу-бизнеса. Но зачастую это не действует. Певец или певица способны собрать на свои концерты миллионы зрителей, которые пришли послушать их голос, но не прислушиваться к мнению о политическом строе или политических изменениях.Тот факт, что человек может манипулировать сознанием людей, выражается в следующем: активная реакция на посты, сообщения, репосты, лайки. Именно это говорит о глубоком влиянии на процессы, происходящие в социальных сетях [6].Возникает закономерный вопрос: можно ли в сознание масс продвинуть буквально любую идею с помощью социальных сетей, завербовав популярных местных блогеров, публикуя рекламу в успешных пабликах, используя таргетинг?Специалисты говорят о том, что этого может быть недостаточно. Например, чтобы сделать популярным русский язык в Америке, можно либо потратить огромное количество денег и времени на продвижение в Интернете или не потратить ничего, если вдруг он каким-то невероятным образом станет там модным − например, через бестселлер или успешный фильм.По расчетам экспертов, если конкретную идею поддерживают от 7 до 10 процентов населения, она имеет шанс на поддержку остального процента. Правда, есть способ поэтапного манипулирования в социальных сетях.Например, Марк Цукерберг, который создал сначала внутреннюю сеть для студентов, начал с Гарварда, где в первые две недели завоевал 60 процентов аудитории.После этого сеть заработала в других элитных учебных заведениях. Ну а когда студенты получили дипломы и вышли на работу, Facebook уже был везде. По опыту работы известных рекламщиков и маркетологов, завоевать 7-10 процентов населения среднего города не так уж сложно.Свежий пример идеи, вдруг ставшей популярной среди тысяч людей, — движение в интернете «Оккупируй Уолл-стрит». Целевая аудитория данного направления − молодежь, желающая бунтовать, но без крайностей, и таким образом выразить свой протест затянувшемуся финансовому кризису.Помимо этого, лучшие умы политических партий сейчас ломают голову, каким способом использовать эту силу для поддержки электората в предвыборных целях.То, что пользователей социальных сетей тем или иным образом всегда будут использовать заинтересованные в этом силы, можно не сомневаться. Это открывает огромные возможности для манипуляции сознанием общества со стороны нескольких сильных игроков — рекламщиков, политтехнологов.Для того, чтобы сила воздействия в социальных сетях сработала, необходимо найти идею, относительно близкую массе, и вбросить ее в правильно выбранные точки для распространения [7].Не секрет, что в социальных сетях человек чувствует себя в безопасности и не думает о том, что может подвергнуться технологиям манипулирования. Это обусловлено несколькими факторами, среди которых [11]:– безнаказанности; – отсутствие законов, которые регулируют человеческие взаимоотношения в виртуальной реальности; – принцип анонимности.Все это ведет к тому, что значительная часть людей, использующих социальные сети, перестает адекватно реагировать на сообщения и принимает то, что, например, повторяется много раз, публикуется в авторитетных, по его мнению, популярных источниках.В первую очередь необходимо отметить, что социальные сети обладают значительным аддиктивным потенциалом, то есть формируют зависимость. Чем чаще человек посещает свои странички в социальных сетях, чем больше он общается с другими пользователями, тем выше идет психологическая привязка [6].Конечно, в первую очередь это связано с центром удовольствия. Ведь в социальных сетях пользователь получает лайки, положительные отзывы и комментарии.Таким образом, для современного общества характерна тотальная манипуляция во всех сферах жизни.В индустриальном и постиндустриальном обществе говорить о тотальной власти над сознанием не приходится — индивидуальное сознание становится более живучим и необходимым. И манипуляция как атрибут власти существует и будет существовать, так как власть и манипуляция − понятия и явления нераздельные, манипуляция является вечным спутником власти, будь то власть политическая, экономическая или религиозная. Специалисты говорят о том, что в будущем эта тенденция будет только усиливаться.Список использованной литературы1. Березкина О.П. Социально-психологическое воздействие СМИ: учеб. пособие для студентов вузов / О.П. Березкина.− М.: Академия, 2014. – 213 с.2. Ворошилова А.А. Антология научных исследований в областиманипуляции сознанием: монография. – М., 2017. – 185 с.3. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М., 2008. – 294 с.4. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. – М., 2017. – 190 с.5. Ермаков Ю.А. Манипуляция личностью: Смысл, приемы, последствия.- Екатеринбург. 2005. – 139 с.6. Зеленская В.Ю. Специфичность онтогенеза механизмов психологических защит: теоретический аспект [Текст] // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2014. №6 (96). С. 192 - 195. 4. Психология и психоанализ характера. М.: Бахрах - М, 2014. – 704 c.7. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. – Эксмо-Пресс, 2014. - 832 c.8. Панина Е.А. Манипуляция: фактор успешного управления // Проблемы развития науки и образования: теория и практика // Изд.: ООО "АР-Консалт", Люберцы, 2015. – с. 112-115 9. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Издание третье, переработанное и дополненное. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. -672 с. 10. Фрейд З. Психопатология обыденной жизни. Толкование сновидений. Пять лекций о психоанализе [Текст] / З. Фрейд. М.: Эксмо, 2015. 608 c. 6. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени. Новые пути в психоанализе / К. Хорни; Пер. с англ. А.М. Боковиков. - СПб.: Питер, 2013. 304 c.11. Чередниченко И. П., Тельных Н. В. Психология управления / Серия «Учебники для высшей школы». — Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. — 608 с. 12. Шостром Э. Человек-манипулятор / Пер. Даyченко В. / Изд.: Институт Психотерапии, 2008 г. – 192 c.
1. Березкина О.П. Социально-психологическое воздействие СМИ: учеб. пособие для студентов вузов / О.П. Березкина.− М.: Академия, 2014. – 213 с.
2. Ворошилова А.А. Антология научных исследований в области манипуляции сознанием: монография. – М., 2017. – 185 с.
3. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М., 2008. – 294 с.
4. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. – М., 2017. – 190 с.
5. Ермаков Ю.А. Манипуляция личностью: Смысл, приемы, последствия.- Екатеринбург. 2005. – 139 с.
6. Зеленская В.Ю. Специфичность онтогенеза механизмов психологических защит: теоретический аспект [Текст] // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2014. №6 (96). С. 192 - 195. 4. Психология и психоанализ характера. М.: Бахрах - М, 2014. – 704 c.
7. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. – Эксмо-Пресс, 2014. - 832 c.
8. Панина Е.А. Манипуляция: фактор успешного управления // Проблемы развития науки и образования: теория и практика // Изд.: ООО "АР-Консалт", Люберцы, 2015. – с. 112-115
9. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Издание третье, переработанное и дополненное. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. -672 с.
10. Фрейд З. Психопатология обыденной жизни. Толкование сновидений. Пять лекций о психоанализе [Текст] / З. Фрейд. М.: Эксмо, 2015. 608 c. 6. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени. Новые пути в психоанализе / К. Хорни; Пер. с англ. А.М. Боковиков. - СПб.: Питер, 2013. 304 c.
11. Чередниченко И. П., Тельных Н. В. Психология управления / Серия «Учебники для высшей школы». — Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. — 608 с.
12. Шостром Э. Человек-манипулятор / Пер. Даyченко