Федерализм как форма государственного устройства:специфика и разновидности

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Юриспруденция
  • 31 31 страница
  • 28 + 28 источников
  • Добавлена 19.05.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
Глава 1. Понятие и виды формы государственного устройства 6
1.1 Понятие формы государственного устройства и его место в структуре формы государства 6
1.2 Виды форм государственного устройства. Унитарное государство и конфедерация 8
Глава 2. Федерация как форма государственного устройства 15
2.1 Понятие федерации 15
2.2 Виды федераций 17
Глава 3. Федерализм в России 21
3.1 Понятие и история федерализма в России 21
3.2 Особенности федерализма в России 23
3.3 Проблемы федеративного устройства в РФ 30
Заключение 32
Список использованных источников 34

Фрагмент для ознакомления

На настоящий момент законодательством установленны общие требования к процедуре организации и проведения выборов в представительные (законодательные) органы государственной власти субъектов РФ.П. 4 ст. 4 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» устанавливает, что минимум половины от общего состава депутатского корпуса регионального парламента либо половина состава одной из его палат должна формироваться на основе пропорциональной избирательной системы.В полномочиях представительного органа субъекта Российской Федерации:-принимать конституцию субъекта Российской Федерации и поправки к ней;-принимать Устав субъекта Российской Федерации-устанавливать основы организации и деятельности законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации;-определять процедурный порядок проведения выборов в органы местного самоуправления, находящихся на территории субъекта РФ;-вводить налоги и сборы, утверждение которых законом отнесено к ведению субъекта Российской Федерации, а также порядок их взимания-устанавливать порядок проведения выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, а также выборов высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации -устанавливать административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации и порядок его изменения -утверждать схему управления субъектом Российской Федерации, определять структуру высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.В субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта. В субъекте РФ может учреждаться пост высшего должностного лица, которые, как правило, сочетают в своей деятельности функции главы субъекта РФ и главы исполнительной власти. К числу полномочий руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ можно отнести:-представление субъекта РФ;-обнародование законов, принятых законодательными органами;-формирование высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.К числу функций, выполняемых высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ можно отнести:-осуществление мер по реализации, обеспечению и защите пав и свобод человека и гражданина;-охрана собственности и общественного порядка;-разработка проекта бюджета субъекта РФ и обеспечение его исполнения;-управление и распоряжение собственностью субъекта РФ;-заключение договоров с федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения и иные функцииВысший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации является постоянно действующим органом исполнительной власти субъекта РФ. Его наименование, структура и порядок формирования устанавливаются конституцией (уставом) и законодательством субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций.В большинстве республик главой субъекта выступает президент (например, в республиках Бурятия, Татарстан, Марий Эл и др.), а высшим органам исполнительной власти является правительство. В некоторых субъекта пост президента не предусмотрен, исполнительную власть осуществляет Председатель Правительства и возглавляемое им Правительство.Органами исполнительной власти в иных субъектах РФ, как правило, являются администрации краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Это их обобщенное наименование, имеющее различные формы своего конкретного выражения. Например, в Ставропольском крае исполнительную власть осуществляет губернатор и возглавляемое им правительство.Как справедливо отмечает М.В. Балгай, федеративный характер Российского государства подразумевает, что государственную власть в нем осуществляют как федеральные органы, так и органы субъектов Федерации. Однако эти два уровня государственной власти существуют не обособленно друг от друга, между ними существует непосредственная связь.М.Н. Федорец говоря об особенностях федерализма в России отмечает, что «Европейские федеративные государства функционируют на основе доминирования согласительных процедур. В свою очередь, российский федерализм отличается усилением централистских традиций. Это обстоятельство определяет степень самостоятельности субъектов Федерации, наличие у них набора собственных предметов ведения и полномочий, вовлеченность общества и самой личности в федеративные отношения. Российская модель федерализма характеризуется усилением роли федерального законодательного регулирования и сужением нормотворческой деятельности субъектов Федерации».Таким образом, на сегодняшний день федерализм в России имеет свои особенности.Конституция РФ определяет правовой статус Российской Федерации и ее субъектов.3.3 Проблемы федеративного устройства в РФВ рамках данной работы стоит уделить внимание некоторым актуальным вопросам и проблемам федеративного устройства РФ. Одной из проблем является принцип равноправия субъектов, который не до конца реализован на практике. Формально все субъекты являются равноправными, однако, как утверждают многие ученые и специалисты в области права, на практике это не так. Например, пункт 2 статьи 5 дает право республикам иметь свою Конституцию, остальные субъекты имеют свой устав и законодательство. В юридической литературе давно обсуждается вопрос – не ставит ли это республики в привилегированное положение по отношению к другим субъектам, которые иметь свою Конституцию не могут. Также крайне противоречивой является формулировка данного пункта: «республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство». Если толковать данное положение буквально, то можно сделать вывод, что республики являются государствами и как следствие они обладают всеми его признаками. Обсуждаются возможности оптимизации федеративного устройства. Например, М.В. Глазырина и Н.И. Петренко, считают, что для этого необходимо более четко разграничить права и обязанности федерального центра и регионов, определить четкие критерии такого разграничения. Также авторы считают необходимым:-преобразовать сложный субъектный состав федерации, отказаться от смешанного принципа организации в пользу административно-территориального; -преодолеть неравномерности экономического, политического, культурного развития субъектов Российской Федерации; -сократить число субъектов Российской Федерации;-повысить эффективность взаимодействия органов власти федерального и регионального уровней.Представляется, что с данными предложениями стоит согласиться.Таким образом, на сегодняшний день федеративное устройство в России возможно усовершенствовать.ЗаключениеТаким образом, в заключение данного исследования, можно сделать определенные выводы.Во-первых, форма государственного устройства как элемент формы государства представляет собой территориальную организацию государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями.Во-вторых, можно выделить три формы государственного устройства:-унитарное государство;-федерация;-конфедерация.Унитарное государство является цельным, его территориальные деления не обладают суверенитетом, законодательством, судебной системой, органами административного управления. Все государственные органы находятся в подчинении центру.Конфедерация – форма государственного устройства, при которой государства, образующие конфедерацию полностью сохраняют свою независимость, имеют собственные органы власти и управления.В-третьих, федеративное государство – союзное государство, части которого обладают государственным суверенитетом, который, однако, не нарушает целостность всего союзного государства. Части федеративного государства именуют субъектами федерации, число которых может быть различно. Федерации имеют свое законодательство, судебную систему, самостоятельные органы управления. Помимо этого, на территории субъектов федерации действуют также общефедеральные государственные институты, которые обеспечивают функционирование государства как единого целого. Существуют различные подходы к определению понятий «федерация» и «федерализм». Делается вывод, что федерализм можно рассматривать в двух смыслах – как форму государства (в этом смысле «федерация» и «федерализм» будут выступать как синонимы) и как комплекс идей, теорий, доктрин соответствующего государственного устройства. В рамках данного исследования федерализм и федерация признаются тождественными понятиями.В-четвертых, Выделяют множество видов федераций. На практике федерации чаще всего совмещают в себе черты различных видов. В-пятых, в России Федерализм является основой конституционного строя и базируется на таких принципах как государственная целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и её субъектов. равноправие и самоопределение народов, равноправие субъектов РФ. Впервые Россия была провозглашена Федерацией в январе 1918 года.В-шестых, конституционно-правовой статус Российской Федерации и ее субъектов представляет собой совокупность их прав и обязанностей как субъектов конституционно-правовых отношений. Конституция РФ устанавливает полномочия и предметы ведения Федерации и ее субъектов.В-седьмых, федеративное устройство в России возможно усовершенствовать. Так, предлагается:-обеспечить реальное, а не формальное равенство субъектов;-отказаться от смешанного принципа организации Российской Федерации в пользу административно-территориального-сократить число субъектов.Таким образом, задачи, поставленные в начале исследования, выполнены, цель достигнута.Список использованных источниковНормативные правовые акты1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с попр. от 21.07.2014)// Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 43982. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 №184-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 199. № 42. Ст. 5005Научная и учебная литератураКниги, учебники, монографии3. Айбазов Р.У. Глобализация. Федерализм. Государственное управление. М.: Лекс-Книга, 2005. -398 с.4. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации/М.В. Бглай.– М.: «Норма-Инфра-М», 2015.– С. 1415. Васильев А.В. Теория права и государства: учебник / А.В. Васильев. –4-е изд. – М., 2008.-603 с.6. Венгеров А.Б. Теория государство и права/А.Б, Венгеров –М.: Юрист, 2016. С. 231 - 516 с.7. Гаджиев К. С. Политология. Основной курс: учебник для вузов / К. С. Гаджиев. - М.: Высшее образование, 2015. - 460 с.8. Дробязко С. Г. Общая теория права: Учебное пособие для вузов/С.Г. Дробязко, В.С. Козлов - М.: Амалфея, 2015.-403 с.9. Оксамытный В.В. Теория государства и права/В.В. Оксамытный– М., 2016.- 431 с.10. Теория государства и права: учебник / Под ред. В.Я. Кикотя, В.В. Лазарева. - 3 изд. пер. доп. - М.: ИД «Форум»: ИНФРА – М, 2008.-616 с.11. Теория государства и права / отв. ред. А.В. Малько. – М.: КНОРУС. 2014. -407 с.12. Хабриева Т.Я. Теория современной конституции / Т.Я. Хабриева. - М.: Юристъ, 2010. – 281 с.13. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. - 4-е изд., перераб. и доп./В.Е. Чиркин – М.: Юристь, 2016.- 565 с.Периодические издания14. Васильев А.В. Федеративное устройство государства: теория, российский и иностранный опыт//Право и государство: теория и практика.– 2014.–№ 3.–С. 307-30915. Глазырина М.В., Петренко Н.И. Проблемы совершенствования федеративного устройства России//Марийский юридический вестник.–2015.–№ 4.–С. 28-3116. Давыденко Е.Л. Федеративное устройство Российской Федерации //Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11.– С. 26-2917. Лексин И. В. Соотношение федеративной и регионалистской формы государственного устройства. проблемы и решения // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. – 2012. –№ 12. – С. 476-48618. Раньжина И.В. Механизм Федерализации государств унитарной формы государственного устройства// Общество: политика, экономика, право.–2013.–№ 4.–С. 37-4019. Саламов В.Н. Федерация как форма государственного устройства//Евразийский научный журнал. – 2017.–№ 8.–С. 114-11620. Тадевосян В. К вопросу о характере государственной власти субъекта федерации//Государство и право.–2002.–№ 2.–С. 17-2621. Турусин С.В., Шевченко Е.Б. Федерация и федерализм сходство терминов и различие содержания//Основы экономики, управления и права.–2012.–№ 3.–С. 17-2322. Федорец М.Н. Федерация или все-таки унитарное государство?//Государство и право.–2011.–№ 5.–С. 204-21123. Югов А. А. О форме государственного устройства России в широком и узком смысле // Молодой ученый. – 2017. – №3.– С. 483-48924. Ярмонова Е. Н. Унитарная форма государственного устройства//Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. –№ 41 – С. 231–236Электронные источники25. Унитарное государство [электронный ресурс] https://uchim.guru/ekonomika-pravo/unitarnoe-gosudarstvo-primery.html (дата обращения 17.04.2019)26. Конфедеративные Штаты Америки [электронный ресурс] https://bigenc.ru/world_history/text/2093862 (дата обращения 17.04.2019)27. История развития российского федерализма [электронный ресурс] https://studopedia.ru/8_97904_istoriya-razvitiya-rossiyskogo-federalizma.html (дата обращения 18.04.2019)28. Органы исполнительной власти субъектов РФ [электронный ресурс] https://studfiles.net/preview/5269491/page:6/ (дата обращения 18.04.2019)

Список использованных источников

Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с попр. от 21.07.2014)// Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398
2. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 №184-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 199. № 42. Ст. 5005
Научная и учебная литература
Книги, учебники, монографии
3. Айбазов Р.У. Глобализация. Федерализм. Государственное управление. М.: Лекс-Книга, 2005. -398 с.
4. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации/М.В. Бглай.– М.: «Норма-Инфра-М», 2015.– С. 141
5. Васильев А.В. Теория права и государства: учебник / А.В. Васильев. –4-е изд. – М., 2008.-603 с.
6. Венгеров А.Б. Теория государство и права/А.Б, Венгеров –М.: Юрист, 2016. С. 231 - 516 с.
7. Гаджиев К. С. Политология. Основной курс: учебник для вузов / К. С. Гаджиев. - М.: Высшее образование, 2015. - 460 с.
8. Дробязко С. Г. Общая теория права: Учебное пособие для вузов/С.Г. Дробязко, В.С. Козлов - М.: Амалфея, 2015.-403 с.
9. Оксамытный В.В. Теория государства и права/В.В. Оксамытный– М., 2016.- 431 с.
10. Теория государства и права: учебник / Под ред. В.Я. Кикотя, В.В. Лазарева. - 3 изд. пер. доп. - М.: ИД «Форум»: ИНФРА – М, 2008.-616 с.
11. Теория государства и права / отв. ред. А.В. Малько. – М.: КНОРУС. 2014. -407 с.
12. Хабриева Т.Я. Теория современной конституции / Т.Я. Хабриева. - М.: Юристъ, 2010. – 281 с.
13. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. - 4-е изд., перераб. и доп./В.Е. Чиркин – М.: Юристь, 2016.- 565 с.
Периодические издания
14. Васильев А.В. Федеративное устройство государства: теория, российский и иностранный опыт//Право и государство: теория и практика.– 2014.–№ 3.–С. 307-309
15. Глазырина М.В., Петренко Н.И. Проблемы совершенствования федеративного устройства России//Марийский юридический вестник.–2015.–№ 4.–С. 28-31
16. Давыденко Е.Л. Федеративное устройство Российской Федерации //Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11.– С. 26-29
17. Лексин И. В. Соотношение федеративной и регионалистской формы государственного устройства. проблемы и решения // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. – 2012. –№ 12. – С. 476-486
18. Раньжина И.В. Механизм Федерализации государств унитарной формы государственного устройства// Общество: политика, экономика, право.–2013.–№ 4.–С. 37-40
19. Саламов В.Н. Федерация как форма государственного устройства//Евразийский научный журнал. – 2017.–№ 8.–С. 114-116
20. Тадевосян В. К вопросу о характере государственной власти субъекта федерации//Государство и право.–2002.–№ 2.–С. 17-26
21. Турусин С.В., Шевченко Е.Б. Федерация и федерализм сходство терминов и различие содержания//Основы экономики, управления и права.–2012.–№ 3.–С. 17-23
22. Федорец М.Н. Федерация или все-таки унитарное государство?//Государство и право.–2011.–№ 5.–С. 204-211
23. Югов А. А. О форме государственного устройства России в широком и узком смысле // Молодой ученый. – 2017. – №3.– С. 483-489
24. Ярмонова Е. Н. Унитарная форма государственного устройства//Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. –№ 41 – С. 231–236

Электронные источники
25. Унитарное государство [электронный ресурс] https://uchim.guru/ekonomika-pravo/unitarnoe-gosudarstvo-primery.html (дата обращения 17.04.2019)
26. Конфедеративные Штаты Америки [электронный ресурс] https://bigenc.ru/world_history/text/2093862 (дата обращения 17.04.2019)
27. История развития российского федерализма [электронный ресурс] https://studopedia.ru/8_97904_istoriya-razvitiya-rossiyskogo-federalizma.html (дата обращения 18.04.2019)
28. Органы исполнительной власти субъектов РФ [электронный ресурс] https://studfiles.net/preview/5269491/page:6/ (дата обращения 18.04.2019)

Вопрос-ответ:

Что такое форма государственного устройства?

Форма государственного устройства - это способ организации и управления государством, определяющий принципы разделения власти между центральным и региональными уровнями.

Какие виды форм государственного устройства существуют?

Существуют два основных вида форм государственного устройства: унитарное государство и конфедерация. Унитарное государство представляет собой централизованную систему, где власть сосредоточена в руках центрального правительства. Конфедерация - это объединение суверенных государств, где они сохраняют высокую степень автономии.

Что такое федерация?

Федерация - это форма государственного устройства, основанная на разделении власти между центральным правительством и региональными единицами, такими как штаты или провинции. В федеральной системе региональные единицы обладают определенной степенью автономии, но при этом подчинены центральной власти.

Какие виды федераций существуют?

Существуют два основных вида федераций: симметричная и асимметричная. В симметричной федерации региональные единицы имеют одинаковые полномочия и статусы. В асимметричной федерации некоторые регионы имеют более широкие полномочия и права, чем другие.

Какова история федерализма в России?

Федерализм в России имеет долгую историю, которая начинается с основания Российской империи. В разные периоды истории своего развития Россия принимала различные формы федерализма, от федерации суверенных государств до более централизованной федерации. Современная Россия является федеративным государством, где региональные единицы обладают определенной степенью автономии и самоуправления.

Что такое федерализм?

Федерализм - это форма государственного устройства, при которой власть разделена между центральным государственным органом и региональными единицами. Он предполагает существование самостоятельных регионов с определенной степенью политической автономии, но с сохранением единства государства.

Какие виды форм государственного устройства существуют?

Существуют две основные формы государственного устройства - унитарное государство и конфедерация. Унитарное государство представляет собой централизованную систему, в которой власть концентрируется в руках центрального государственного органа. Конфедерация - это союз независимых государств, которые делегируют часть своих полномочий общему органу, обычно на основе договора.

Что такое федерация?

Федерация - это форма государственного устройства, основанная на разделении власти между центральным государственным органом и региональными единицами. В такой системе регионы имеют определенную степень политической автономии и собственные законодательные и исполнительные органы власти. Федерация предполагает общую конституцию и единые правила, которые регулируют отношения между центром и регионами.

Какие виды федераций существуют?

Существуют различные виды федераций. Например, симметричная федерация предполагает равные права и полномочия регионов, в то время как асимметричная федерация дает различные права и привилегии разным регионам. Также существуют федерации с централизованным финансовым устройством и федерации с децентрализованной финансовой системой.

Что известно о федерализме в России?

Федерализм в России имеет свою историю и специфику. Понятие федерализма в современной России возникло после развала СССР и получило отражение в Конституции РФ. Однако, часто возникают дискуссии и противостояния между центром и регионами, связанные с распределением полномочий и финансовых ресурсов. Вопросы федерализма в России остаются актуальными и требуют дальнейшего изучения и разработки.