Художники-передвижники

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История искусств
  • 31 31 страница
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 20.05.2019
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание

Введение 3
Глава 1.История Товарищества передвижных выставок 4
Глава 2.Особенности творчества художников-передвижников 8
Глава 3.Художественные идеи и эстетическая программа передвижников на примере творчества И. Репина 14
Заключение 28
Список литературы 31

Фрагмент для ознакомления

Но художник был далек от морализирования и дидактического назидания. Он хотел во всей сложности раскрыть человеческую драму, изобразить живых людей в момент наибольшего напряжения трагического события, когда с особой силой выявляются характеры героев. Репинский психологизм в этой картине приобретает шекспировскую мощь, масштаб. В "Иване Грозном" наблюдается яркое проявление живописного темперамента Репина. Огромная убедительность в передаче предметного мира, чувств и переживаний участников сцены – вот что в полной мере отличает полотно. Простая и ясная композиция является воплощением удивительной драмы – царь наносит смертельный удар собственному сыну, но прижимает к себе его голову. Его поступок непоправим, и Иван Грозный в полной мере это осознает. Взгляд царевича угасающий. Слабеющая рука касается Ивана Грозного, этот жест – это жест прощения, жест понимания. Колорит картины выполнен в тревожных красных тонах. На протяжении долгих лет Репин работал над созданием исторического полотна "Запорожцы пишут письмо турецкому султану" (1880-1891). Как отмечает Д. Сарабьянов, необычайное многообразие типов и характеров, фигур и костюмов, движений и жестов, различных выражений народного торжества на лицах запорожцев Репин объединил в величественную оптимистическую симфонию бодрости и силы. И не столько прошлому, сколько настоящему обязан был художник созданием этого своеобразного гимна народной мощи и вольнолюбия. Незримые нити тянутся от репинских "Бурлаков" к его "Запорожцам". То, что таилось в "Бурлаках", что назревало в напряженной жизни предреволюционной России, показал Репин в форме исторической картины. Конечно же, Репин избирает подлинно масштабную тему, а значит, ему были необходимы величественные, монументальные формы. Как ни в какой другой картине художника, композиция "Запорожцев" до мелочей является продуманностью и рассчитанностью, здесь наблюдается господство строгого равновесия фигур и предметов, прорисовка тел является объемистой, скульптурной, краскам присущи яркость, звучность. То героическое начало, которое лишь намечалось в предшествующих произведениях, посвященных народной теме, нашло здесь свое полнокровное живописное воплощение. Последний шедевр живописи Репина, созданный в начале XX столетия – это большой групповой портрет "Заседание Государственного Совета" (1901-1903) и многочисленные подготовительные этюды к нему, которые по совершенству и выразительности не уступают самой картине. В годы создания лучших живописных произведений Репина появляются и его замечательные рисунки. Творчество Репина-живописца невозможно отделить от его деятельности в области графики. Рисунок представлял для художника не только средство разработки композиционных задач, собирания подготовительного материала для жанровых и исторических картин, но и самостоятельный вид искусства, имеющий собственные неповторимые качества. Графические работы Репина поражают безупречной точностью передачи натуры, богатством изобразительного языка, ярким чувством жизни. Некоторые рисунки художника по силе своей выразительности, по цельности и завершенности не уступают живописным произведениям. В частности, речь идет о портрете актрисы Элеоноры Дузе (1891). Эта работа отличается красотой линий, богатством общей тональности. Акварельный портрет великого русского ученого Д. И. Менделеева отличается синтезом сильных цветовых контрастов красной мантии и синих отворотов с тонкими цветовыми переходами, которыми окрашены окружающие ученого предметы. В целом, и портреты, и пейзажи, и жанровые сценки Репина весьма разнообразны, неизменно отличаются чутким восприятием жизни.Как уже отмечалось ранее, пейзаж в творчестве Репина не занимает столь значительного места, если мы будем сравнивать с историческими картинами. Однако репинский лиризм в полной мере раскрывается именно в этом жанре.В творческом наследии Репина есть как подготовительные пейзажные этюды и зарисовки, так и самостоятельные пейзажи.Представляется, что особенно ярко лиризм раскрывается в тех пейзажах, которые посвящены родной земле Репина.Особый интерес в связи с этим вызывают изображения Чугуева и его окрестностей, родины Репина, выполненные самим художником. Среди чугуевских периодов жизни и творчества Ильи Ефимовича возможно выявить два этапа, в которые он смог запечатлеть родные места: это период детства и юности (1844 – 1856) и более поздний период 1876 – 1877 г.г. В иные периоды пейзажи Чугуева не были обнаружены. Типичный провинциальный пейзаж, как кажется, наполнен и дышит лиризмом – этот лиризм выражен в удачной гармонии природных мотивов (на первом плане, в левом нижнем углу, изображена мирно отдыхающая корова, ее облик, поза – все дышит сельским покоем, безмятежностью), с архитектурными зданиями – здание Штабов военных поселений с подведомственными ему постройками, где наряду с другими службами и располагалась Школа топографов. Эта идея гармонии и единства природы и человека, рукотворных зданий и предметов была близка Репину и в более поздние периоды. В контексте рассматриваемой темы заслуживает внимания еще один пейзаж, который специалистами называется «Улица в Чугуеве» (1861г., бум., акв., ГТГ). Здесь мы видим изображение мужчины, ведущего собаку вдоль забора, с правого края листа виден фрагмент дома, это типичная архитектурная застройка Чугуева периода военных поселений. У нижнего края надпись: «13 мая 1861 года городъЧугуевъ рис. съ натуры И. Е. Репин». Если верить подписи, то эта акварель была выполнена художником в 17 лет. Детская наивность, восхищение простотой жизни – вот что отличает эту работу. Этим двум работам также присуща колористическая мягкость, тонкость, воздушность – все неизменные атрибуты создания подлинно лирического образа. И снова мы сталкиваемся с основной тенденцией лирических картин и пейзажей Репина – идеей единства человека и природы, природы и человеческого мира, их взаимодополнения. Что касается последующих чугуевских пейзажей, то они уже относятся к зрелому периоду творчества Репина 1876 – 1877 г.г., когда он с женой и детьми приехал погостить к родителям в их дом в Чугуеве на Никитинской улице (ныне Розы Люксембург).Среди произведений 1876 г. были найдены этюды, выполненные как акварелью: «Чугуев» (б., акв., частн. собр., С.-Петербург), с изображением домиков среди осенних деревьев, так и маслом: «Берег реки» (холст, масло; Пензенск. обл. карт.галер. им. К. А. Савицкого), с изображением Северского Донца на первом плане, а на дальнем плане берега с садами и хаткой. Также один этюд, выполненный маслом «Хата в Чугуеве», или « Украинская хата» (х., м).Эти работы также насыщены лиризмом.И уже в этот период его пейзажи становятся пронизанными светом, Репин мастерски передаёт блики света и отражения на глади реки. Как и импрессионистам, Репину удается добиваться такого эффекта, когда взгляд не улавливает деталей, а воспринимает в целом, динамическом богатстве цвета и форм. Очертания предметов теряют определённость, а контуры будто стираются. Работая над пейзажем, Репин большое внимание уделяет передаче подвижности и вибрации воздуха. Конечно же, все эти пейзажные работы отличаются особым вниманием к композиции. Образы города у Репина также не лишены лиризма, хотя в них и нет этой пасторальности, идиллии, как это мы наблюдаем в сельских пейзажах.В этих работах удивительно проникновенно Репин смог передать простоту и очарование простой русской жизни. Лето 1877 г. Репины провели в Мохначах – небольшом селе, расположенном на крутых склонах Донца, недалеко от Чугуева. За этот период были найдены два пейзажа: «Деревня Мохначи близ Чугуева» (1877, б., акв., белила, граф. кар., ГТГ, г. Москва) и «Деревня Мохначи», или «Уличка в Мохначах» (1877, бум., граф. кар., акв., ГРМ, С.-Петербург). В этих пейзажах Репина играют краски великолепной и жизнеутверждающей природы, играют множеством оттенков, в этих пейзажах «художник доводит цвет и формы до декоративного звучания, не теряя живого ощущения натуры». И эти пейзажи снова можно с полным право назвать гимном простой русской сельской жизни, где все проникнуто духом неторопливости, созерцания, где все дышит покоем – речка, тропинка, незатейливые домики и т.п.Просветленные и лирические образы наполняют пейзажи Репина, выполненные в Абрамцево. Сам художник писал об этих местах: «Я склонен думать, что Абрамцево лучшая в мире дача; это просто идеал!..»В пейзажах того времени природа изображается Репиным удивительно поэтично, тонко, в полной мере раскрывает самобытие природы. Абрамцевские пейзажи Репина – это торжество лирической созерцательности, поэтичности. Достаточно вспомнить некоторые живописные работы Репина, такие, как портреты Е.Г. Мамонтовой (1874—1879) и С.И. Мамонтова (1880), как картину Летний пейзаж (1879), изображающую Веру Алексеевну Репину, жену художника, на мостике среди согретой солнечным теплом густой листвы заросшего парка. Более лиричный и тонкий образ сложно себе представить – все здесь проникнуто хрупкостью, неуловимым обаянием, загадочностью. Также настроение радости, жизнеутверждения передано Репиным в картине «Какой простор!». Это полотно отличается уникальным синтезом природной мощи и лирического сюжета (свидание молодой пары). Плеск волн, природная стихия еще более подчеркивают лиричность момента – единение двух молодых душ. ЗаключениеТаким образом, творчество художников-передвижников – это ярчайшее явление в отечественном искусстве 19 века. Следует сказать о том, что достижения передвижников в области передачи света и формы, движения в значительной степени обогатили отечественную живопись. Творчество художников-передвижников развивалось в русле критического реализма, благодаря этому передвижники выбрали для себя в качестве основного жанр эпической и исторической живописи. Тем не менее, и в их пейзажах, портретах передача образов достигает необычайной психологической глубины.Эстетические и художественные принципы передвижников мы также рассмотрели на примере творчества И. Репина.Создавая реалистичный пейзаж, Репин никогда не забывал о психологической наполненности картины, достигая небывалой эмоциональности и выразительности в передаче лирических образов. Репину удалось внести новые тенденции в пейзажную живопись конца XIX – начала XX века, хотя и пейзаж нельзя назвать основным жанром в творчестве Репина. В прорисовке лирических пейзажных образов Репин остается верным своему принципу – не отказываться от чёткого рисунка и строгого контура, но и помнить о том, что в природе взгляд не может уловить резкость очертаний. Работа на пленэре позволила Репину по-новому переосмыслить проблему света, понять, что свет – это наиболее динамичная стихия реальности. Наблюдая окружающий мир, его природу, в разное время дня, художник понял, что любой предмет воспринимается глазом не изолированно, а в сложном цветовом взаимодействии, а цветовые качества меняются в зависимости от изменения освещения и воздушной среды. Репин своим пейзажным творчеством демонстрирует способность различения и передачи сложнейших оттенков и модуляций цвета, вследствие чего лирические пейзажные образы Репина лишены темных тонов. Огромная роль в создании лирических пейзажных образов у Репина принадлежит едва уловимым цветовым нюансам.Репин стал одним из ведущих членов Товарищества передвижных художественных выставок – объединения художников, собравшего все прогрессивные силы русской живописи, как уже отмечалось ранее, это движение последовательно боролось за принципы реализма, народности и национального своеобразия искусства. Живя в Москве и Петербурге, Репин смог познакомиться с передовыми людьми своего времени. Его другом на многие годы стал прогрессивный критик В. В. Стасов. Также нужно сказать о близких отношениях Репина с Л. Н. Толстым, М. П. Мусоргским, с писателями, художниками, музыкантами, актерами, учеными и, наконец, с передовыми политическими деятелями тех лет. Будучи весьма чутким к общественным запросам, художник смог воплотить в своих живописных и графических произведениях те настроения, которыми жило передовое русское общество 70-х - 80-х годов XIX столетия, идеи, утвердившиеся в прогрессивных кругах того времени. "Бурлаки на Волге", выдвинувшие Репина в первые ряды художников-реалистов, открыли ему верный путь творческих исканий. Также нужно сказать о значимости портретов, созданных Репиным в 70-е - 80-е годы. Изображал ли Репин великих деятелей русской культуры (Л. Н. Толстого, В. В. Стасова, М. П. Мусоргского) или своих собратьев по искусству (А. И. Куинджи, И. И. Шишкина, П. П. Чистякова, В. И. Сурикова), артистов (П. А. Стрепетову), ученых (Н. И. Пирогова, И. М. Сеченова, И. Г. Забелина) или русских крестьян ("Мужичок из робких", "Мужик с дурным глазом") - во всех своихмоделях художник смог найти черты внутренней красоты, духовного богатства, человеческого достоинства. Конечно же, творчество Репина носило гуманистический характер, ведь Репин всегда с особой любовью относился к человеку как к величайшей ценности. Репин также был тонким психологом, способным читать мысли своих героев, убедительно и мудро раскрывать их характеры. Его "Л. Н. Толстой" (1887) является страстным обличителем, народным заступником, а "М. П. Мусоргский" (1881) – могучим гением, искалеченным неизлечимой болезнью. Его "Н. И. Пирогов" (1881) является человеком железной воли, а "В. В. Стасов" (1883) – страстным трибуном, борцом, мудрым учителем. В целом, портретное творчество Репина масштабно, обширно, все портреты трудно перечислить. И при этом, каждый портрет подчеркивает своеобразие репинских героев, темперамент. Репин обладал способностью умело находить особую для каждой из моделей позу, композицию портрета, его колористический строй. Это поистине уникальный дар.Список литературыЕзерская Н.А. Передвижники и национальные художественные школы народов России.// http://www.tphv-history.ru/books/peredvizhniki-i-nacionalnye-shkoly.htmlЛитвиненко В.С. Пейзажи Чугуева в творчестве И.Е. Репина.// http://www.repin.in.ua/ru/articles/peyzazhi-chugueva-v-tvorchestve-ie-repinaМинченков Я. Д. Воспоминания о передвижниках. — Л.: Художник РСФСР, 1980. — С. 239—269.Москвинов В. Репин на Харьковщине. Х.: Харьковское книжное издательство, 1959.Переписка И. Е. Репина и В. В. Стасова. Т. I. М. - Л.: Искусство, 1948Репин И.Е. Письма к художникам и художественным деятелям. М.: Искусство, 1952. Репин И.Е. Далекое и близкое. М., Искусство, 1953Рогинская Ф.С. Творчество и основные тенденции ТПХВ.// http://tphv.ru/tvorch3.phpСарабьянов Д.В. Живопись И.Е. Репина.// http://i-repin.ru/Стасов В. В. Избранные статьи о русской живописи. — М.: Детгиз, 1960. — С. 189—203.

Список литературы

1. Езерская Н.А. Передвижники и национальные художественные школы народов России.// http://www.tphv-history.ru/books/peredvizhniki-i-nacionalnye-shkoly.html
2. Литвиненко В.С. Пейзажи Чугуева в творчестве И.Е. Репина.// http://www.repin.in.ua/ru/articles/peyzazhi-chugueva-v-tvorchestve-ie-repina
3. Минченков Я. Д. Воспоминания о передвижниках. — Л.: Художник РСФСР, 1980. — С. 239—269.
4. Москвинов В. Репин на Харьковщине. Х.: Харьковское книжное издательство, 1959.
5. Переписка И. Е. Репина и В. В. Стасова. Т. I. М. - Л.: Искусство, 1948
6. Репин И.Е. Письма к художникам и художественным деятелям. М.: Искусство, 1952.
7. Репин И.Е. Далекое и близкое. М., Искусство, 1953
8. Рогинская Ф.С. Творчество и основные тенденции ТПХВ.// http://tphv.ru/tvorch3.php
9. Сарабьянов Д.В. Живопись И.Е. Репина.// http://i-repin.ru/
10. Стасов В. В. Избранные статьи о русской живописи. — М.: Детгиз, 1960. — С. 189—203.