Понятия права социального обеспечения как отрасли права

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Криминалистика
  • 35 35 страниц
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 14.06.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
1. Сущность права социального обеспечения как самостоятельной отрасли права……………………………………………………………………...5
1.1. Особенности предмета, метода права социального обеспечения…5
1.2. Основные принципы и источники права социального обеспечения………………………………………………………………………..9
2. Законодательная база права социального обеспечения…………..17
2.1. Нормативно-правовое регулирование права социального обеспечения………………………………………………………………………17
2.2. Судебная практика права социального обеспечения……………..20
Заключение………………………………………………………………..26
Список литературы………………………………………………………..33

Фрагмент для ознакомления

ЗаключениеАннотация. В статье автором раскрывается сущность права социального обеспечения. Право социального обеспечения сегодня является одной из самых молодых сфер российского права. Оно представляет собой совокупность нормативов, которые регулируют правовое, экономическое и другое обеспечение физических лиц, испытывающих нужду в социальной защите. Так, право социального обеспечения и социальной защиты предполагают, что абсолютно каждый житель России наделен правом достойного уровня жизни, куда входит соответствующее питание, жилье, одежда, а также непрерывное улучшение условий, необходимых ему. Выявлены источники нормативно-правового регулирования права социального обеспечения, среди которых международные нормативно-правовые акты, Конституция РФ, федеральные законы и иные документы.Даже простое перечисление законов, действующих в сфере социальной защиты и социального обеспечения граждан, свидетельствует о том, насколько сложным и многослойным является на современном этапе законодательство в этой сфере. Далее автором проанализирован предмет права социального обеспечения, который может быть классифицирован на материальный и процессуальный предмет. В ходе работы автором приводится пример из судебной практики в ходе которого раскрывается сущность защиты права социального обеспечения.Изучение права социального обеспечения является актуальной проблемой, поскольку социальная политика является составной частью политики любого государства и занимает особое место в государственном управлении. На разных этапах развития государство может отдавать приоритет тому или иному ее направлению.Сегодня на территории Российской Федерации каждый гражданин наделен правом такого уровня жизни, который включает одежду, пищу, жилище, а также медицинское обслуживание, необходимое для поддержания благосостояния и здоровья как его самого, так и его семьи. Помимо этого, актуальным является право на определенные виды социального обеспечения в случае инвалидности, безработицы, болезни, наступления старости, вдовства или других ситуаций, связанных с утратой денежных и иных средств для существования по обстоятельствам, которые не зависят от человека.Организация социального обеспечения строится на определенных принципах. Они закреплены Всеобщей декларацией свобод и прав человека 1948 года. Сюда целесообразно отнести право каждого человека на социальное обеспечение и поддержание нужных условий для свободного и достойного развития личности в социальном, экономическом и культурном плане. Значение этой формы государственной деятельности выражается в нескольких функциях: Экономическая. Замещение потерянного человеком дохода (в случае увольнения, невозможности трудиться из-за болезни, смерти кормильца семьи и т.д.). Политическая. Подтверждение того, что Россия – государство, в котором социальные гарантии повышают уровень стабильности в обществе. Социальная. Поддержка самых незащищенных граждан (инвалидов, детей-сирот, людей преклонного возраста и др.). Демографическая. Стимулирование роста населения страны, повышение рождаемости, помощь семьям с детьми. Реабилитационная. Обучение и трудоустройство инвалидов, безработных, беженцев и др. Базовой функцией является производственная, связанная с должным уровнем жизни работающего населения. На ней строится вся система социального обеспечения.В соответствии с положениями действующей на территории РФ Конституции:- государство является ответственным за существование общества; - каждый индивид несет определенные обязанности перед другими лицами и социумом в целом; - полагается обеспечение гражданам достойной жизнедеятельности посредством гарантии каждому конкретного размера прожиточного минимума. Государством должны создаваться условия для полноценной занятости населения. Если же, то или иное лицо не имеет занятия по причинам, которые от его не зависят, так или иначе данному гражданину гарантируется обучение новым для него специальностям и повышение квалификации. При этом обязательно учитываются потребности общества, а также пособия, которые выдаются по причине безработицы.Социальными пособиями малообеспеченные и нетрудоспособные граждане обеспечиваются в соответствии со следующими Законами РФ: «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей», «О занятости населения в Российской Федерации» в редакции от 20 апреля 1996 г., Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».Социальное обслуживание граждан также регулируется законами. Это Федеральные законы от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите граждан» от 2 августа 1995 г., «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», от 15 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».Далее целесообразно рассмотреть обеспечение с точки зрения правовой отрасли. Так, понятие соц. обеспечения предполагает совокупность правовых нормативов и институтов, посредством которых осуществляется регулирование комплекса общественных отношений специфическим методом. Стоит отметить, что данные отношения возникают, как правило, при реализации государством за счет денежных средств государственного бюджета, а также организации всех организационно-правовых нормативов и форм владения, гражданских и социально-экономических мероприятий, связанных с:Обеспечением нетрудоспособного и престарелого населения натуральными и денежными благами.Предоставлением людям услуг медицинского, санаторно-курортного плана, а также социального обслуживания.Содержанием инвалидов и престарелых в специальных интернатах.Регулированием общественных отношений вспомогательного характера, связанных с процессом осуществления и оформления права на ключевые виды соц. обеспечения.На рисунке 1 представлены предметы права социального обеспечения.Рисунок 1 – Предмет права социального обеспеченияЯдро предмета права социального обеспечения образуют материальные отношения:- социальные пособия Денежные средства перечисляются человеку на безвозмездной основе. Они могут быть израсходованы по усмотрению гражданина, поэтому отчитываться перед государственными структурами за них нет необходимости. Величина поступлений определяется законодательно для каждой категории нуждающихся. Региональные власти дополнительно к федеральным выплатам вправе назначить доплату согласно местным нормативно-правовым актам. - субсидии. Выплата субсидии имеет преимущественно целевое назначение. Использование средств возможно только на нужды, которые определены законодательно. Средства выдаются гражданам на безвозмездной основе. Процесс использования финансов контролируется соответствующим органом. Деньги выделяются в порядке очередности и перечисляются на банковский счет. - компенсационные выплаты. Можно определить компенсацию обратным характером предоставления. Это означает, что гражданин сначала израсходовал деньги на определенные цели, а потом обратился к госорганам за возмещением потраченных средств. Каждый случай возможности компенсировать затраты оговаривается законодательством, а для получения денег необходимо предоставить документальное подтверждение их использования. - гуманитарная помощь. Оказание поддержки малоимущим в натуральном виде предоставляется непосредственно местными органами власти через службы и органы соцзащиты. Нуждающимся предлагают получить одежду, обувь, средства личной гигиены, продукты питания. Для формирования фонда привлекаются простые граждане, состоятельные люди, организации, способные предоставить предметы первой необходимости и провизию.- социальная помощь инвалидам. Люди, которые потеряли трудоспособность частично или полностью, находятся под особой защитой государства. Им выплачиваются пенсии и пособия, предоставляется материальная поддержка и определенные льготы. Реализация этих программ происходит на федеральном и региональном уровнях, а величина выплат напрямую зависит от степени нарушения здоровья и присвоенной группы инвалидности. - Пенсионное обеспечение. Государством предусмотрено несколько видов пенсий для людей с ограниченными возможностями: А) Трудовая. Положена лицам, которые имеют любой стаж работы, но признаны инвалидами вследствие получения производственной травмы или профзаболевания. Б) Государственная. Выплачивается гражданам, имеющим удостоверение ветерана ВОВ, военнослужащим, жителям блокадного Ленинграда, космонавтам, людям, пострадавшим вследствие катастроф радиационного или техногенного характера. В) Социальная. Назначается инвалидам 1, 2, 3 групп, инвалидам с детства и детям-инвалидам.Процедурными являются отношения:– по установлению специальными органами фактов, имеющих юридическое значение (в первую очередь для решения вопросов о праве граждан на социальное обеспечение). В числе данных органов следует указать Пенсионный фонд РФ, его региональные отделения и управления городах и районах; Фонд обязательного социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования; федеральные и региональные органы исполнительной власти;– принятию решений о социальном обеспечении;– предоставлению гражданам социального обеспечения.Анализ судебной практики позволяет сделать вывод, что наибольшее количество споров, возникающих из пенсионных правоотношений, составляют споры о защите прав граждан на досрочную трудовую пенсию. В частности, это оспаривание отказа территориальных управлений Пенсионного Фонда Российской Федерации в назначении досрочной трудовой пенсии по причине отсутствия специального стажа.Рассмотрим случай из судебной практики.Гражданка З. обратилась в суд с иском к ГУ - ГУ ПФР № 2 по Москве и Московской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, и что в подсчет ее стажа необоснованно не включены периоды с 25.03.1985 г. по 26.05.1985 г. врачом-интерном. Из представленной копии трудовой книжки истца за период с 25.03.1985 г. по 26.05.1985 г. следует, что она была принята на штатную должность врача-интерна для прохождения интернатуры по терапии в Городскую больницу № 71, также данный факт подтверждается Приказом. Из справки Центрального объединенного архива г. Москвы следует, что Гражданка З. Приказом Городской клинической больницы от 25.03.1985 г. была зачислена в интернатуру на штатную должность, а в трудовой книжке произведена запись о зачислении на должность врача-интерна. Справка выполнена, в том числе на основании лицевых счетов по зарплате. Суд первой и апелляционной инстанции обязал пенсионные органы включить в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости период прохождения интернатуры.Однако некоторые суды признают интернатуру не как период осуществления трудовой деятельности, а как период послевузовского профессионального образования и обязательной профессиональной подготовки, не подлежащий включению в специальный стаж медицинского работника.Таким образом, если коснуться общего определения изучаемой категории, то под социальным обеспечением следует понимать форму выражения государственной социальной политики, которая в первую очередь направлена на обеспечение некоторых категорий граждан в материальном плане из денежных средств государственного бюджета. Немаловажную роль здесь играют и внебюджетные фонды государственного значения. Как правило, использование данных средств связано с наступлением социальных рисков, которые признаются государством на конкретном этапе его развития значимыми в социальном ключе.Список литературыКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014. - № 31. - ст. 4398.Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О страховых пенсиях» // Собрание законодательства РФ. - 30.12.2013. - № 52 (часть I). - ст. 6965.Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 17.12.2001. - № 51. - ст. 4831.Анисимова С. А., Климантова Г. И., Маяцкая И. Н., Петросян В. А. Социальная политика. -М.:Инфра, 2017. – 273с.Агашев Д.В. Право социального обеспечения: курс лекций / Д.В. Агашев. - Томск: Изд-во ЦНТИ, 2015. - 351 с.Анурин, В. Ф. Общая социология / В.Ф. Анурин. - М.: Академический проект, 2015. - 496 c.Асланова С. Х. Современные проблемы социальной политики государства и пути их совершенствования // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 511-514.Боровик, В. С. Основы политологии и социологии / В.С. Боровик, Б.И. Кретов. - М.: Высшая школа, 2015. - 392 c.Галаганов В.П. Стаж в праве социального обеспечения: старые проблемы и новеллы в отраслевом законодательстве / В.П. Галаганов // Черные дыры в Российском законодательстве. - 2016. - № 1. - С. 58 - 62.Егорова М.С., Смирнова А.А. Социальная политика России // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 5-2. – С. 302-304.Жаворонков Р.Н. О приобретении страхового стажа, необходимого для установления трудовой пенсии по инвалидности / Р.Н. Жаворонков // Журнал российского права. - 2014. - № 3. - С. 64 - 68.Лисенюк А. А., Ледник И. С., Пацук О. В. Система социальной защиты населения // Современные тенденции в экономике и управлении, 2016. - № 5. – С.28-30.Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения / Е.Е. Мачульская. - М.: Юрайт, 2016. - 442 с.Менкенов А.В. Страховой стаж в пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации / А.В. Менкенов // Социальное и пенсионное право. - 2015. - № 3. - С. 23 - 26.Молевич, Е. Ф. Общая социология. Курс лекций / Е.Ф. Молевич. - М.: Едиториал УРСС, 2017. - 328 c.Олейникова Е. Г. Модели социальной политики государства: проблемы теории и практики // Общество: политика, экономика, право, 2017. - № 3. – С.45-50.Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики, http://www.gks.ru/.Право социального обеспечения России / Отв. ред. Э.Г. Тучкова. - М.: Проспект, 2016. - 464 с.Савина Т.Н. Социальная политика современной России: проблемы и перспективы//Финансы и кредит, 2017. – С.412-428.Самойлов, В. В. Государственно — правовое регулирование социально — экономических и политических процессов: Учебник. — М.: Юнити, 2016. — 272 с.Сирота, Н.М. Общая Социология / Н.М. Сирота, С.А. Сидоров, и др.. - М.: ООО ИКЦ, 2017. - 120 c.Ставропольский Ю. Социальная политика через призму проблем старения нации//Журнал исследования социальной политики, 2014. - №1. – С.125-127.Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения / Г.В. Сулейманова. - М.: КноРус, 2016. - 344 с.Татарова, Г.Г. Методология анализа данных в социологии / Г.Г. Татарова. - М.: Nota Bene, 2015. - 224 c.Токарева Е.А. Вопросы использования термина «стаж» в трудовом праве и праве социального обеспечения / Е.А. Токарева // Вестник Уральского юридического института МВД России. - 2015. - № 4. - С. 67 - 70.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014. - № 31. - ст. 4398.
2. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О страховых пенсиях» // Собрание законодательства РФ. - 30.12.2013. - № 52 (часть I). - ст. 6965.
3. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 17.12.2001. - № 51. - ст. 4831.
4. Анисимова С. А., Климантова Г. И., Маяцкая И. Н., Петросян В. А. Социальная политика. -М.:Инфра, 2017. – 273с.
5. Агашев Д.В. Право социального обеспечения: курс лекций / Д.В. Агашев. - Томск: Изд-во ЦНТИ, 2015. - 351 с.
6. Анурин, В. Ф. Общая социология / В.Ф. Анурин. - М.: Академический проект, 2015. - 496 c.
7. Асланова С. Х. Современные проблемы социальной политики государства и пути их совершенствования // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 511-514.
8. Боровик, В. С. Основы политологии и социологии / В.С. Боровик, Б.И. Кретов. - М.: Высшая школа, 2015. - 392 c.
9. Галаганов В.П. Стаж в праве социального обеспечения: старые проблемы и новеллы в отраслевом законодательстве / В.П. Галаганов // Черные дыры в Российском законодательстве. - 2016. - № 1. - С. 58 - 62.
10. Егорова М.С., Смирнова А.А. Социальная политика России // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 5-2. – С. 302-304.
11. Жаворонков Р.Н. О приобретении страхового стажа, необходимого для установления трудовой пенсии по инвалидности / Р.Н. Жаворонков // Журнал российского права. - 2014. - № 3. - С. 64 - 68.
12. Лисенюк А. А., Ледник И. С., Пацук О. В. Система социальной защиты населения // Современные тенденции в экономике и управлении, 2016. - № 5. – С.28-30.
13. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения / Е.Е. Мачульская. - М.: Юрайт, 2016. - 442 с.
14. Менкенов А.В. Страховой стаж в пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации / А.В. Менкенов // Социальное и пенсионное право. - 2015. - № 3. - С. 23 - 26.
15. Молевич, Е. Ф. Общая социология. Курс лекций / Е.Ф. Молевич. - М.: Едиториал УРСС, 2017. - 328 c.
16. Олейникова Е. Г. Модели социальной политики государства: проблемы теории и практики // Общество: политика, экономика, право, 2017. - № 3. – С.45-50.
17. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики, http://www.gks.ru/.
18. Право социального обеспечения России / Отв. ред. Э.Г. Тучкова. - М.: Проспект, 2016. - 464 с.
19. Савина Т.Н. Социальная политика современной России: проблемы и перспективы//Финансы и кредит, 2017. – С.412-428.
20. Самойлов, В. В. Государственно — правовое регулирование социально — экономических и политических процессов: Учебник. — М.: Юнити, 2016. — 272 с.
21. Сирота, Н.М. Общая Социология / Н.М. Сирота, С.А. Сидоров, и др.. - М.: ООО ИКЦ, 2017. - 120 c.
22. Ставропольский Ю. Социальная политика через призму проблем старения нации//Журнал исследования социальной политики, 2014. - №1. – С.125-127.
23. Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения / Г.В. Сулейманова. - М.: КноРус, 2016. - 344 с.
24. Татарова, Г.Г. Методология анализа данных в социологии / Г.Г. Татарова. - М.: Nota Bene, 2015. - 224 c.
25. Токарева Е.А. Вопросы использования термина «стаж» в трудовом праве и праве социального обеспечения / Е.А. Токарева // Вестник Уральского юридического института МВД России

Вопрос-ответ:

Что представляет собой право социального обеспечения?

Право социального обеспечения - это отрасль права, которая регулирует отношения, связанные с обеспечением граждан определенными социальными гарантиями и льготами, направленными на улучшение их жизненного уровня и защиту их интересов в области социальной защиты.

Какие особенности имеет предмет метода права социального обеспечения?

Предметом метода права социального обеспечения являются все отношения, возникающие в связи с обеспечением граждан социальными гарантиями и льготами. Эти отношения включают в себя права и обязанности граждан, государственных органов и организаций, а также принципы, источники и процедуры регулирования социального обеспечения.

Какие основные принципы и источники права социального обеспечения существуют?

Основными принципами права социального обеспечения являются принципы социального равенства, солидарности, обязательности и социальной защищенности. Основными источниками права социального обеспечения являются конституция, федеральные законы, нормативные правовые акты органов исполнительной власти и другие нормативные акты.

Возможно ли изучить законодательную базу права социального обеспечения?

Да, законодательная база права социального обеспечения может быть изучена. Она включает в себя федеральные законы, нормативные акты органов исполнительной власти, постановления правительства и другие нормативные акты, которые регулируют правовое положение в сфере социального обеспечения.

Какое нормативно-правовое регулирование существует в отношении права социального обеспечения?

Нормативно-правовое регулирование права социального обеспечения осуществляется через принятие федеральных законов, нормативных актов органов исполнительной власти, постановлений правительства и других нормативных актов. Они определяют права и обязанности граждан, порядок предоставления социальных гарантий и льгот, а также процедуры и механизмы их осуществления.

Что такое право социального обеспечения?

Право социального обеспечения является самостоятельной отраслью права и представляет собой комплекс правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в сфере социального обеспечения населения. Оно направлено на обеспечение гарантированных государством социальных услуг и пособий, предназначенных для охраны и поддержки наиболее уязвимых групп населения.

Какие особенности имеет предмет и метод права социального обеспечения?

Предметом и методом права социального обеспечения являются отношения, возникающие в сфере социальной защиты и социального обеспечения населения. Они основываются на принципе социальной справедливости и охватывают широкий спектр вопросов, связанных с предоставлением социальных услуг и пособий, установлением гарантий и прав граждан на социальную защиту.

Каковы основные принципы и источники права социального обеспечения?

Основными принципами права социального обеспечения являются принцип социальной справедливости, принцип государственной ответственности за социальную защиту населения, принцип всесторонней поддержки и осознания социальных прав и интересов граждан. Источниками права социального обеспечения являются Конституция Российской Федерации, федеральные законы, нормативные акты Президента РФ, Правительства РФ и др.

Какова законодательная база права социального обеспечения?

Законодательная база права социального обеспечения включает в себя ряд федеральных законов, которые регулируют различные аспекты социальной защиты населения. Например, Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной поддержке семей, имеющих детей", Федеральный закон "О социальной защите населения, подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и другие.

Что такое право социального обеспечения?

Право социального обеспечения - это отрасль права, которая регулирует отношения, связанные с гарантированным государственным обеспечением граждан базовыми социальными услугами и пособиями. В рамках этой отрасли права устанавливаются права и обязанности граждан, социальные стандарты, механизмы социальной защиты и т.д.