Оценка профессионально важных качеств работников травмоопасных профессий (на примере конкретных профессий)
Заказать уникальный реферат- 18 18 страниц
- 7 + 7 источников
- Добавлена 22.05.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Военный лётчик как травмоопасная профессия 5
Критерии оценки профессионально важных качеств лётчика 12
Заключение 17
Библиографический список 18
Разница в оценке у курсантов с высоким и низким уровнем развития по всем трем факторам интеллекта составляла 0,71,5 баллаКоличество отчисленных на вывозной программе по летной неуспеваемости было максимальным среди курсантов с низким уровнем ИС по всем трем факторам интеллекта (33-38 % от их числа), среди курсантов с высоким уровнем развития поЛогико-символьному и пространственному фактору их не было вообще, ас высоким уровнем по фактору оперативной памяти был всего лишь один отчисленный.Было установлено, что имеется возможность существенного совершенствования психологического отбора за счет полной оценки ИС кандидатов. Так, дискриминантный анализ показал, что если точность отнесения курсантов к отчисленным по летной неуспеваемости на вывозной программе по показателям вступительного психологического отбора составляет 59 %, то по показателям интеллектуальных тестов 89 % или на 30% больше. Совместное же использование тестов отбора, интеллектуальных тестов и тренажерного обучения позволяет повысить точность отнесения курсантовк группе, которая не сможет освоить вывозную программу до 95%.Как уже отмечалось, деятельность летчиков протекает в необычных сложных условиях окружающей среды, к которым человек филогенетически не приспособлен. К тому же, эффективное и безопасное управление современной боевой авиационной техникой, претерпевшей значительное усложнение, требует быстрой оценки полетной информации и принятия решения в условиях жесткого лимита времени, совмещенной деятельности и постоянного переключения с одного источника информации на другой, а также огромной ответственности за последствия выполнения полетного задания. Но для человека, в отличие от техники, усвоение и переработка информации является активным процессом, связанным с интеллектуальными усилиями и психофизиологическими затратами. Поэтому часто деятельность летчика сопровождается выраженным эмоциональным напряжением (эмоциональным стрессом).Затруднения в переработке информации и, как следствие, эмоциональный стресс информационной природы, по данным [4, 6], является одной из ведущих причин ошибочных действий летчика и авиационных инцидентов.Именно хроническому эмоциональному стрессу, приводящему к снижению и срыву адаптационного потенциалаприписывается, по данным [4], главенствующая роль в возникновении и широком распространении пограничных нарушений состояния здоровья и профессиональной патологии у летчиков. Происхождение указанных нарушений у летного состава связано со сверхинтенсивными нагрузками на защитно-приспособительные и регулярные функции летчика, часто не соответствующими уровню развития его профессионально важных качеств.Особо следует обратить внимание на ситуации дефицита информации, которые возникают 7-критических ситуациях летной деятельности. Как ни парадоксально это звучит, преодоление критической ситуации с дефицитом информации связано с информационной перегрузкой. Перегрузка, прежде всего, заключается в том, что на преодоление ситуации отводится жесткий лимит времени, и летчику требуется высокая или исключительно высокая интенсивность переработки информации. Необходимо по отдельным признакам еще не развернувшихся событий предугадать ход и развития. Кроме того, в большинстве критических ситуаций пилоты должны решать несколько задач одновременно, например, продолжать пилотировать самолет и решать сложную интеллектуальную задачу по запуску двигателя или выполнению расчетов для посадки с отказавшим двигателем [7]. Известно, что в критической ситуации часть летного состава не только сохраняет успешность деятельности, но и решает судьбу полетного задания. Другие в этих условиях демонстрируют снижение надежности, иногда до полного отказа от деятельности. В числе аутсайдеров нередко оказываются лучшие по результатам деятельности в обычных условиях авиационные специалисты.Данные факты свидетельствуют о важности и необходимости исследования проблемы индивидуальных особенностей по переработке информации у летного состава. Их учет при отборе летчиков к различным видам профессиональной деятельности позволит повысить надежность деятельности и безопасность полетов.Таким образом, в результате теоретического анализа и практического опыта разработки и применения компьютерных версий психодиагностических методик по исследованию способностей к переработке информации, был сделан вывод о том, что наиболее информативным для этих целей является показатель эффективности, который определяется такими категориями, как скорость и точность (правильность) выполнения заданий. Иначе говоря, необходим точный учет временного фактора тестирования. Данный подход позволит выявлять существенные различия среди лиц как с низкими, так и с высокими рассматриваемыми способностями. Это даст возможность осуществлять более дифференцированный подход в процессе отбора и профориентации будущих летчиков.ЗаключениеТаким образом, из приведённого выше исследования можно сделать следующие выводы. 1. Установлены существенные индивидуальные различия в уровне развития способностей к переработке информации, которые оказывают выраженное влияние на успешность освоения и выполнения профессиональной деятельности летчика как представителя одного из видов опасных профессий. 2. Результаты проведенного дискриминантного анализа и сравнительного анализа точности прогнозирования с помощью методики оценки эффективности переработки информации и профессионального психологического отбора показывают, что исследование способностей к переработке информации является более точным прогностическим методом, чем действующая психодиагностическая батарея с традиционным анализом получаемых результатов. 3. Применение предлагаемого методического подхода к оценке и обработке результатов тестирования в дополнение к существующей системе профессионального психологического отбора позволит точнее прогнозировать как успешное освоение летной деятельности, так и оценивать профпригодность кандидатов на обучение. 4. Одним из важных итогов проведенного исследования явился тот факт, что стало возможным не только отсеивать кандидатов с низким уровнем развития профессионально важных интеллектуальных качеств, но и выявлять наиболее перспективных лиц из числа испытуемых с высоким уровнем развития способностей к переработке информации, то есть осуществлять принцип «отбора лучших».Библиографический списокБезопасность жизнедеятельности. Учебник / под ред. И. Свитнева. Серия: Бакалавриат.– М.: КноРус, 2019. - 406 с.ТолочекВ.Психология труда. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2018. – 480 с.Охрана труда: сборник нормативных актов. С комментариями и всеми изменениями. Серия: Гарант: достоверно и актуально. Раздел: Законы, кодексы и комментарии. – М.: Эксмо, 2016. – 112 с.Авиационная травма : Лекция. — СПб.: ВМА, 1996. - 33 с.Золина Е.В., Силина Е.К., Голышева Г.В. Эффективность использования комплексной системы охраны труда на предприятии // Проблемы безопасности российского общества. 2017. № 2. С. 92-94.КаракеянВ., НикулинаИ. Безопасность жизнедеятельности. Учебник и практикум.Серия: Бакалавр. Академический курс. – М.: Юрайт, 2015. – 330 с.Психология труда. Учебник / под ред. Манухиной С. Серия: Бакалавр. Академический курс. – М.: Юрайт, 2016. – 486 с.
2. Толочек В. Психология труда. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2018. – 480 с.
3. Охрана труда: сборник нормативных актов. С комментариями и всеми изменениями. Серия: Гарант: достоверно и актуально. Раздел: Законы, кодексы и комментарии. – М.: Эксмо, 2016. – 112 с.
4. Авиационная травма : Лекция. — СПб.: ВМА, 1996. - 33 с.
5. Золина Е.В., Силина Е.К., Голышева Г.В. Эффективность использования комплексной системы охраны труда на предприятии // Проблемы безопасности российского общества. 2017. № 2. С. 92-94.
6. Каракеян В., Никулина И. Безопасность жизнедеятельности. Учебник и практикум. Серия: Бакалавр. Академический курс. – М.: Юрайт, 2015. – 330 с.
7. Психология труда. Учебник / под ред. Манухиной С. Серия: Бакалавр. Академический курс. – М.: Юрайт, 2016. – 486 с.
Вопрос-ответ:
Какие качества являются профессионально важными для работника травмоопасных профессий?
Профессионально важными качествами для работника травмоопасных профессий являются высокая физическая и психологическая устойчивость, стрессоустойчивость, умение быстро принимать решения, хорошая координация движений, отличное владение ручными инструментами и техникой, сноровка и опыт работы в экстремальных условиях.
Каким образом оцениваются профессионально важные качества летчика?
Оценка профессионально важных качеств летчика проводится на основании различных критериев, таких как уровень мастерства в пилотировании, способность работать в команде, быстрая реакция на экстренные ситуации, умение принимать правильные решения в сложных условиях, физическая и психологическая выносливость.
Какие критерии используются при оценке профессионально важных качеств летчика?
При оценке профессионально важных качеств летчика используются такие критерии, как навыки пилотирования, уровень реакции на стрессовые ситуации, способность работать в команде, сноровка в выполнении маневров, знание и соблюдение правил полетов, умение принимать решения в сжатых сроках, а также общая физическая и психологическая подготовка.
Какова разница в оценке профессионально важных качеств у курсантов с высоким и низким уровнем развития по всем трем факторам интеллекта?
Разница в оценке у курсантов с высоким и низким уровнем развития по всем трем факторам интеллекта составляла 0.71-5 балла.
Какое количество курсантов было отчислено на вывозной программе по летной неуспеваемости среди курсантов с низким уровнем интеллектуального развития?
Количество отчисленных на вывозной программе по летной неуспеваемости было максимальным среди курсантов с низким уровнем интеллектуального развития.
Какие профессионально важные качества оцениваются у работников травмоопасных профессий?
Оцениваются такие качества, как ответственность, концентрация внимания, скорость реакции, физическая выносливость, умение работать в стрессовых ситуациях и др.
Какие профессии считаются травмоопасными?
Примерами травмоопасных профессий могут быть военный летчик, строитель, пожарный, горный рабочий, медицинский работник и другие, где работник постоянно подвергается опасности получения травмы.
Какие критерии используются при оценке профессионально важных качеств летчика?
Критерии оценки включают в себя такие параметры, как уровень интеллекта, навыки пилотирования, реакция на стрессовые ситуации, физическая подготовка и т.д.
Какая разница была в оценке у курсантов с разным уровнем развития интеллекта?
Разница в оценке у курсантов с высоким и низким уровнем развития интеллекта составляла 0,71-5 балла.
Какое количество курсантов было отчислено на вывозной программе по летной неуспеваемости?
Количество отчисленных на вывозной программе по летной неуспеваемости было максимальным среди курсантов с низким уровнем интеллектуальных способностей.