Развитие выразительной речи детей старшего дошкольного возраста посредствам театрализованной деятельности

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 55 55 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 01.06.2019
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста посредствам театрализованной деятельности 5
1.1 Исследования и проблемы развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста 5
1.2 Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста 10
1.3 Театрализованная деятельность как средство развития выразительности речи детей старшего дошкольного возраста 18
Глава 2. Организация образовательной деятельности направленной на развитие выразительности речи детей старшего дошкольного возраста посредствам театрализованной деятельности 29
2.1 Наблюдение и планирование работы, направленной на развитие выразительности речи детей старшего дошкольного возраста посредствам театрализованной деятельности 29
2.2 Содержание работы направленной на развитие выразительности речи детей старшего дошкольного возраста 36
2.3 Апробация и анализ проведённой работы. 47
Заключение 52
Список литературы 54


Фрагмент для ознакомления

д.Любознательность, исследовательский интерес и творческие способности детей. Развитие любознательности и исследовательского интереса основано на создании спектра возможностей для моделирования, поиска и экспериментирования с различными материалами при подготовке атрибутов, декораций и костюмов к спектаклям. Для этого в зоне театрализованной деятельности имеется разнообразный природный и бросовый материал (кусочки ткани, костюмы для ряжения, предметы- заместители, всевозможные брусочки дерева, картон, бумага и т.д.)Соответствие возрастным и полоролевым особенностям.В зоне театрализации мы разместили оборудование и материалы, которое так или иначе соответствовали возрастным особенностям детей, а также интересам как мальчиков, так и девочек.Театрализованные занятия включали в свое содержание просмотр кукольных спектаклей и последующее их обсуждение, организация игр- драматизаций, разыгрывание знакомых сказок и различных инсценировок по сюжетам из личного опыта детей, упражнения по формированию выразительности речи; упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.В процессе обучения дошкольников средствам речевой выразительности мы использовали знакомые и всем полюбившиеся сказки («Зайкина избушка», «Теремок», «Рукавичка», «Дюймовочка», «Гадкий утенок», «Бременские музыканты», сказки Сергея Козлова «Страна Тилимилитрямдия» и др.). Использование знакомых сказок давало нам возможность концентрировать внимание ребенка не на сюжетной линии (они хорошо знают эти сказки), а на конкретных речевых оборотах, познакомить с богатством русского языка и выразительных средств в нем.Вначале фрагменты сказок мы использовали как небольшие упражнения. Например, детям было предложено попроситься под грибок (по сказке В.Г. Сутеева «Под грибом») как воробей или зайка.Вторым этапом было разыгрывание диалога (монолога) героев. Например, дети разыгрывали диалог ласточки и Дюймовочки, монолог гадкого утенка с самим собой, диалог медвежонка и ежика про Тилимилитрямдию и т.д. в процессе этой работы дошкольники учились непринужденно перевоплощаться в образ героя, передавать в голосе и жестах характер героя, при этом воспитатель их практически не контролировал, детям предоставлялось больше свободы в действиях и фразах. Главной целью было то, чтобы дети-зрители могли угадать героев и сказку.Третий этап состоял в постановке (драматизации) одной из сказок (на выбор детей). При этом дети принимали участие во всем действии создания спектакля от начала (подготовка декораций и костюмов) до репетиций самого спектакля.Для того чтобы детям было легче ориентироваться в выразительных средствах, нами параллельно проводились специальные упражнения, направленные на развитие и совершенствование речи самих детей.Упражнения на развитие выразительности речи старших дошкольников.Игры и упражнения на речевое дыхание.Свеча.Цель. Развивать правильное речевое дыхание.Описание. Педагог предлагает детям сделать бесшумный вдох через нос, затем подуть на горящую свечу, стоящую на некотором расстоянии. Правило: не задуть свечу, а лишь заставить пламя плавно «танцевать». Выдох необходимо делать тонкой упругой и плавной струей воздуха через плотно сжатые губы.Надуем мыльные пузыри.Цель. Развивать правильное речевое дыхание.Описание. Каждый ребенок с помощью воображаемых соломинок на ровном выдохе выдувает воображаемые «мыльные пузыри». Правило: выдох должен быть плавным и направленным, чтобы пузырь сразу не лопнул.Футбол.Цель: Развивать умение выдувать сильную воздушную струюОписание. Вариант 1. К столу- «стадиону» приглашаются два ребенка. На центр поля воспитатель кладет мячик от пинг-понга. Задача каждого ребенка: постараться перегнать мячик на половину соперника.Вариант 2. Задача игроков загнать мячик в ворота соперника. Правило: выдох должны быть сильными, но короткими.Также в работе над речевым дыханием мы использовали такой инвентарь как ветерок и бабочки на лесках.Упражнения на развитие артикуляционного аппарата.Насос.Цель: совершенствовать умение произносить звук «С»Описание: При произнесении звука язык должен находиться за нижними зубами, струя воздуха должна быть холодная. Губы в улыбке.Воспитатель предлагает ребенку длительно произнести звук «С», представляя, что так выходит воздух из насоса.Маляр.Цель: упражнять мышцы языка, отрабатывать движения языка вверх и его подвижность.Описание. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. Следить. Чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубиков, когда продвигается вперёд, и не высовывался изо рта.Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твёрдое нёба, делая движения языком вперёд - назад.Качели.Цель: упражнять в умении быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука «Л» с гласными «А», «Ы», «О», «У».Описание. Работать необходимо только языком, не задействуя нижнюю челюсть и губы.Улыбнуться, показать зубы. Приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счёт от одного до пяти. Так, поочерёдно менять положение языка 4 - 6 раз.Гармошка.Цель: развивать мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).Описание. Когда открывается рот, губы должны оставаться неподвижными. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от трёх до десяти.Улыбнуться, приоткрыть рот, «приклеить» к нёбу и, не опуская языка, закрывать и открывать рот. Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении [35].Немой диалог.Воспитатель: Представьте себе, что ваша мама в магазине, а вы ждете ее на улице, у витрины. Она вам что-то говорит, вы ее не слышите, но пытаетесь догадаться.Риторические игры на быстрое и чёткое проговаривание звукорядов.Ма-ма-ма - дома я сижу сама.Оль-оль-оль - мы с тобой купили соль.Лу-лу-лу - все столы стоят в углу.Ул-ул-ул - у меня сломался стул.Зу-зу-зу - моем Катю мы в тазу.Ло-ло-ло - на дворе стоит тепло.Жу-жу-жу, жу-жу-жу, Я с ромашками дружу.За-за-за - уходи домой, коза.Же-же-же - дождь прошёл уже.Жо-жо-жо - лужок, снежок, пирожок, творожок.• Песенка жукаЖу-жу-жу - я на ветке сижу,Букву -Ж - всё твержу.Я жук, я жук, я тут живу,Жужжу, жужжу, лежу, гляжу,Всю жизнь жужжу: ж-ж-ж-ж.Жа-жа-жа - есть иголки у ежаЖи-жи-жи - здесь живут ежи.Ба-ба-ба - из окна видна труба.Бы-бы-бы - на дворе стоят столбы.Га-га-га -как гудят провода.Жу-жу-жу - молоко дадим ежу [48].Игры и упражнения на развитие интонационной выразительности.Скажи с настроением.Цель: развивать умение передавать голосом различные эмоции интонацией (радость, безразличие, огорчение, удивление, страх).Педагог предлагает детям сказать с определенной интонацией предложения: «Дождь пошел», «Снег идет», «Он победил», «Цветок цветет», «Паук ползет». Но предложения должны быть сказаны так, чтобы другие дети смогли угадать эмоцию, с которой ведущий произнес слова [29].Придумай.Цель. Формировать умение детей произносить с разной интонацией придуманные предложения (с радостью, со страхом, с удивлением, с обидой, с безразличием)Описание. Детям предлагается придумать предложение и сказать его так, чтобы всем стало понятно с каким настроением оно сказано. Например, «Светит ярко солнышко!» (это радостное событие, произносится с радостью), «Но скоро пойдет дождь» (эти слова произносятся с грустью).Педагог: «Что может вас удивить?» - дети придумывают предложения с интонацией удивления.Педагог: «А что может вас огорчить/испугать/обидеть?» - дети придумывают предложения с заданной эмоциональной окраской [33].Чтение по ролям.Цель: формировать умение передавать различный интонационный окрас в речи.Описание. Воспитатель предлагает детям почитать по ролям хорошо знакомые сказки («Теремок», «Зайкина избушка» и др.), а также короткие стишки.Веселый Старичок-Лесовичок.Цель: совершенствовать умение пользоваться разными интонациями. Педагог читает стихотворение, Старичок-Лесовичок произносит свои слова по тексту с разной интонацией, дети повторяют.Педагог: Жил в лесу старичок маленького роста И смеялся старичок чрезвычайно просто:Старичок-Лесовичок:Ха-ха-ха да хе-хе-хе,Хи-хи-хи да бух-бух-бух!Бу-бу-будабе-бе-бе,Динь-динь-динь да трюх-трюх!Педагог:Раз, увидя паука, страшно испугался,Но, схватившись за бока, громко рассмеялся:Старичок-Лесовичок:Хи-хи-хи да ха-ха-ха,Хо-хо-хода гуль-гуль-гуль!Бо-бо-бо да буль-буль-буль.'Педагог:А увидя стрекозу, страшно рассердился,Но от смеха на траву так и повалился:Старичок-Лесовичок:Гы-гы-гы да гу-гу-гу,Бо-бо-бо да бах-бах-бах!Ой, ребята, не могу!Ой, ребята, ах-ах-ах! [38]Игра и упражнения на развитие силы голоса, темпа, речевое дыхание.Эхо.Цель: развивать силу голоса, темп, речевое дыхание.Описание. Воспитатель показывает детям картинки, а дети должны изобразить звук, которые может произносить изображенный предмет или животное. Правило: один ребенок произносит звук громко, второй тихо. Например, паровоз - один ребенок громко произносит «У-У-У», второй - тихо «у-у-у».Также эта игра проводилась командами. Одна команда громко произносила определенный звук, вторая - тихо.Чей домик?Цель: формировать умение пользоваться вопросительной интонацией.Описание. Первый участник задает вопрос «Кто в домике живет?» (при этом он должен произнести эту фразу голосом какого-нибудь животного), второй участник должен ему ответить «Я хозяин домика» чьим-то голосом. «Хозяин домика» должен угадать, кто к нему в гости пришел, а «гость» должен угадать, чей домик.Весенние голоса.Цель: Развивать умение пользоваться выразительными средствами голоса.Описание.Воспитатель читает текст и показывает детям движения, дети повторяют.«Пригрело солнце» - дети поют высокий звук «у-у-у»«С пригорка побежал весёлый ручеёк» - дети болтают языком, подражая весёлому «бульканью».«До краёв наполнил большую глубокую лужу» - дети «булькают» низкими звуками.«Перелился через край» - дети «булькают» волной: вверх-вниз.«И дальше побежал» - дети продолжают весело «булькать».«Выбрались из-под коры жучки» - дети произносят звук «ж-ж-ж».«И букашки» - звук «з-з-з»«Расправили крылышки» - «крш-крш» с повышением «И полетели куда-то» - «тр-тр-тр» шёпотом.«Лес наполнился птичьими голосами» - дети имитирую голоса птиц. «Вот и пришла весна!»Скороговорки. Чистоговорки.Цель: Совершенствовать чистоту произношения.Описание. С детьми заучивались и разыгрывались скороговорки и числоговорки.«Горячи кирпичи!Соскачи-ка с печи,Испеки-ка в печи,Из муки калачи!»«Тары- бары, растабары,У Варвары куры стары!»«Сеня вёз воз сена»«Палкой Саша шишки сшиб».«Орёл на горе, перо на орле».«Жужжит над жимолостью жук,Зелёный на жуке кожух» [17]Телефон.Цель: развивать фантазию, диалогическую речь.Петрушкина загадка:Поверчу волшебный круг -И меня услышит друг.Что ЭТО? (Телефон.)Петрушка приглашает по два человека от каждой команды, особенно тех, кто любит беседовать по телефону. Для каждой пары предлагается ситуация и тема для разговора. Пара составляется из членов противоположных команд.Уговорить человека пойти с тобой в кино.Попросить у друга его любимую игрушку.Один участник жалуется на то, что получил плохую оценку, второй его успокаивает.Один просит прощения у друга за сломанную игрушку, другой - долго не прощает, объясняя почему.У вас день рождения. Вы обзваниваете друзей, приглашая их на праздник.Разыгрывание ситуации «Не хочу я кушать кашу!»Цель: учить интонационно выразительно проговаривать фразы.Педагог делит детей на пары. Один из участников - мама или папа, другой - ребенок. Задача родителя накормить ребенка кашей, используя для уговоров различные доводы. Были разыграны две ситуации. В одной из них «ребенок» капризничает, мама нервничает. Во второй - «ребенок» настойчиво, но вежливо просит уступить ему. И «взрослый» ему уступает.Подобную ситуацию мы разыгрывали с другими персонажами: воробьиха и воробышек (дети общались чириканьем), курочка и цыпленок, кошка и котенок - мяуканьем; лягушка и лягушонок - кваканьем, корова и теленок, тигрица и тигренок [20].Шум.Цель: формировать умение выразительно произносить слова.Педагог: «Жил был Шум! Ел Шум»: Дети: «Хрум, хрум, хрум!»Педагог: «Ел суп»: Дети: «Хлюп, хлюп, хлюп!»Педагог: «Спал так»: Дети: «Храп, храп, храп!»Педагог: «Шел Шум»: Дети: «Бум, бум, бум!»При этом дети не только проговаривали; но и имитировали движения.Разыгрывание сказок «Муха-цокотуха», « Телефон» по ролям.В процессе работы с детьми воспитатель был максимально был тактичен, стараясь естественно фиксировать моменты эмоциональных состояний. Был максимально тактичен. Особое внимание воспитатель обращал на взаимосвязь настроения героя и особенностями вербальной и невербальной выразительности (силой голоса, темпом, интонационными и логическими ударениями).2.3 Апробация и анализ проведённой работы.На контрольном этапе исследования была поставлена цель: провести диагностическое исследование активизации выразительной речи детей дошкольного возраста после формирующего этапа.Для этого использовалась та же методика, что и на констатирующем этапе эксперимента. Результаты исследования на контрольном этапе представлены в таблице 2.Таблица 2 - Результаты исследования экспериментальной группы на констатирующем этапе№Имя ребенка1-е задание2-е задание3-е задание4-е задание5-е задание6-е заданиеОбщее количество балловУровень развития1Артем43233318Средний уровень2Маша54444525Высокий уровень3Влада1202117Низкий уровень4Ксюша33323216Средний уровень5Ваня33323216Средний уровень6Владик21232212Недостаточный уровень7Катя33323216Средний уровень8Савелий23322214Недостаточный уровень9Егор43334421Высокий уровень10Слава21232212Недостаточный уровень11Вова33323216Средний уровень12Илья22212110Недостаточный уровень13Женя33323216Средний уровень14Максим23322214Недостаточный уровень15Миша22212110Недостаточный уровеньПо данным таблицы 2 была построена диаграмма 2, где показан показатель развития выразительной речи детей дошкольного возраста с ОНР на констатирующем этапе.Диаграмма 2 Результаты исследования на констатирующем этапе.В итоге исследовании выразительной речи ребят дошкольного возраста, мы получили следующие данные: В 2 детей показали высокий уровень развития речи. 6 детей имеют средний уровень. У 6 детей обнаружено недостаточный уровень речевого развития.1 ребенка никое развитие речи. Следовательно, в группе у детей улучшились результаты по уровню развития речи.Дети со средним уровнем выразительной речи составляют пересказ с поддержкой, рассказ по серии сюжетных иллюстраций с малозначительной поддержкой взрослого. Имеются следующие нарушения: длительные паузы с поиском подходящего слова. недостаточно информативная речь. В рассказе-описании отмечаются случаи нарушения закономерной очередности в описании качеств и признаков. Долго подбираются слова для ответа. Прослеживается смысловая незавершенность одной-двух микротем. В рассказе на тему выслеживаются нерезкие нарушения связности. Пропуск сюжетных моментов, которые не нарушают общую логику повествования. Наблюдаются языковые проблемы в реализации плана. Дети с недостаточным уровнем выразительной речи для пересказа обращаются к поддержке взрослого, которые задают наводящие вопросы. При рассказе по серии сюжетных иллюстраций нарушена связность повествования. У мальчиков же замечены пропуски нескольких моментов, отдельные несоответствия по смыслу. В рассказе-описании выявляются приметные лексические затруднения, дефекты в грамматическом оформлении предложений и фраз. Отмечается незавершенность микротем. Рассказ на тему составляют лишь при помощи повторных наводящих вопросов, отмечаются отдельные несоответствия по смыслу, недостающая информативность. Обнаружены лексические и синтаксические затруднения, которые препятствуют настоящей реализации плана рассказа. Ребенок с низким уровнем выразительной речи рассказ-описание составляют лишь при поддержки наводящих вопросов, указаний на составные части предмета, описание самого предмета не показывает множества его значительных качеств и признаков. Не отмечается логически обусловленная очередность рассказа-сообщения, несложное перечисление отдельных симптомов и составных частей предмета имеют беспорядочный характер. Рассказ на тему составляют полностью из наводящих вопросов, он очень беден по содержанию, имеется нарушение связности повествования. В рассказе из собственного опыта отдельные куски рассказа представляют собой несложное перечисление предметов и поступков, информативность рассказа недостаточна.Из всего перечисленного выше, можно сделать вывод, что работа в группе у детей дошкольного возраста показала хорошие результаты. У большинства детей результаты стали существенно лучше. Вывод по 2 главе.Овладение речью, родным языком – это сложный, многосторонний психический процесс, который является одним из самых важных приобретений дошкольного возраста. В дошкольном периоде совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком являются необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем. В этой связи формирование выразительной речи, умения содержательно и логично строить высказывание являются одной из главных задач речевого развитие дошкольников.На констатирующем этапе исследования была поставлена цель: провести диагностическое исследование активизации выразительной речи детей старшего дошкольного возраста.Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:Провести диагностические исследования в двух группах до констатирующего эксперимента.Осуществить математическую обработку данных.В целях комплексного исследования выразительной речи детей старшего дошкольного возраста, нами использовалась методика, предложенная Глуховым В.П., включающая в себя шесть заданий для выявления уровня активизации выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста двух групп. Критерии отнесения ребенка к тому или иному уровню составлялся на основании суммирования балов за все шесть заданий.Дети с недостаточным уровнем активизации выразительной речи для пересказа обращаются к поддержке взрослого, которые задают наводящие вопросы. При рассказе по серии сюжетных иллюстраций нарушена связность повествования. У мальчиков же замечены пропуски нескольких моментов, отдельные несоответствия по смыслу. В рассказе-описании выявляются приметные лексические затруднения, дефекты в грамматическом оформлении предложений и фраз. Отмечается незавершенность микротем. Рассказ на тему составляют лишь при помощи повторных наводящих вопросов, отмечаются отдельные несоответствия по смыслу, недостающая информативность. Обнаружены лексические и синтаксические затруднения, которые препятствуют настоящей реализации плана рассказа. Дети с низким уровнем активизации выразительной речи рассказ-описание составляют лишь при поддержки наводящих вопросов, указаний на составные части предмета, описание самого предмета не показывает множества его значительных качеств и признаков. Не отмечается логически обусловленная очередность рассказа-сообщения, несложное перечисление отдельных симптомов и составных частей предмета имеют беспорядочный характер. Рассказ на тему составляют полностью из наводящих вопросов, он очень беден по содержанию, имеется нарушение связности повествования. В рассказе из собственного опыта отдельные куски рассказа представляют собой несложное перечисление предметов и поступков, информативность рассказа недостаточна.Таким образом, одним из наиболее эффективных способов развития выразительной речи дошкольников является театрализованная деятельность. В каждой сказке присутствуют яркие образы, богатый язык, метафоричность. Они эмоционально воспринимаются детьми, развивают воображение, наблюдательность и интерес ко всему окружающему, являются действенным средством формирования выразительной речи.ЗаключениеВ современной образовательной ситуации, когда одним из основных регламентирующих документов является Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО), педагог должен обладать рядом компетенций для реализации Основной образовательной программы дошкольного образования образовательного учреждения. К одной из компетенций относится – методологическая компетенция, которая подразумевает умения педагогом применить на практике методы и приемы, направленные на всестороннее развитие личности воспитанников. Использование тех или иных методов и приемов характеризует не только профессионализм педагога, но и отражается на детях, с которыми он работает, потому что на человеке оставляет отпечаток все, что с ним происходит, будь - то взрослый или дошколенок. Одной из образовательных областей, согласно ФГОС ДО, является «Речевое развитие», как написано в Стандарте: «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха…». Воспитывая детей, мы не имеем права забывать о своих истоках, о традициях и обычаях русского народа. С раннего детства мы знакомим детей с ними, пытаемся передать лучшее наследие народа, накопленное веками. Известный русский поэт и драматург, переводчик Иосиф Александрович Бродский сказал: «Фольклор – песнь пастуха – есть речь, рассчитанная на самого себя: ухо внемлет рту». Что это значит? Качая дитя на руках, мать с любовью и нежностью напевает ему колыбельную песню, которую ей когда - то напевала ее мать. Из уст в уста – принцип передачи от поколения к поколению народного творчества, народной мудрости – фольклора. Овладение речью, родным языком – это сложный, многосторонний психический процесс, который является одним из самых важных приобретений дошкольного возраста. В дошкольном периоде совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком являются необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем. В этой связи формирование связности речи, умения содержательно и логично строить высказывание являютПравильно организованная театрализованная деятельность создает естественную речевую среду для дошкольников, способствует развитию языковых навыков, интонационной выразительности речи.Подводя итоги работы, мы пришли к выводу, что театрализованная деятельность является не только средством самовыражения и самореализации дошкольника в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников, но и средством развития интонационной выразительности речи. В процессе ее интеграции с другими видами детской деятельности обогащаются игры и непосредственно образовательная деятельность, обучение становится для детей интересным и занимательным.Организованная нами система работы по формированию выразительности речи средствами театрализованной деятельности дала положительные результаты. Уровень сформированности выразительности речи в экспериментальной группе на момент контрольного эксперимента значительно выше, чем в контрольной группе. Таким образом, можно сделать вывод о том, что проведенная система работы была эффективной.Список литературыАлексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: Академия, 2015. - 255 с.Антипина Е.А Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 125 с.Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. - М.: Просвещение, 2011. - 198 с.Бардешева Т. Рассказываем стихи руками. // Обруч. - 2018. - №5. - С. 7-10.Бородич А.М. Методика формирования речи детей. - М.: 2016. - 144 с.Ботнарь В.Д., Суслова Э.К. Игры-драматизации - основа знакомства с культурой других народов. // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 3. - С. 19-20.Вечканова И.Г. Театрализованные игры в реабилитации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. - СПб.: КАРО, 2016. - 156 с.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 2017. - 216 с.Выготский Л.С. Психология искусства. - М., 2017. - 315 с.Дергунова, Т.А. Театрализованные игры в развитии интонационной выразительности дошкольников [Текст] // Развитие речи и творчества дошкольников: традиции и перспективы : материалы междунар. науч.-практ. конф., посвященной 80-летию Ф.А. Сохина, 15–16 мая 2008 г., г. Рязань / Федер. агентство по образованию, Ин-т развития дошкольного образования РАО, упр. по делам образования, науки и молодежной политики Ряз. обл., Ряз. гос. ун-т имени С.А. Есенина, Ряз. обл. ин-т развития образования. – Рязань, 2008. – 319 сДоронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности. // Ребенок в детском саду. - 2017. - №2. - С. 6-8.Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. - М., 2015. - 312 с.Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком- дошкольником. // Избранные психол. труды: В 2 т. - М., 2016. - 326 с.Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Программа «Москвичок»: Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. - М., 2016. - 132 с.Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольников. // Дошкольное воспитание. - 2019. - №1. - С. 12-15.Неменова Т. Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игр. // Дошкольное воспитание. - 2019. - №1. - С.4-7.Сигуткина Р. Рекомендации к организации театрализованных игр. // Дошкольное воспитание. - 2018. - №8. - С. 25-26.Фурмина Л.С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театрализованных играх. // Художественное творчество и ребенок. / Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М., 2017. - 172 с.Шорохова О.Н. Играем в сказку: сказкотерапия и занятия по развитию выразительной речи дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 260 с.Экки Л. Театрально-игровая деятельность. // Дошкольное воспитание. - 2017. - №7. - С. 14-15.

Список литературы
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: Академия, 2015. - 255 с.
2. Антипина Е.А Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 125 с.
3. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. - М.: Просвещение, 2011. - 198 с.
4. Бардешева Т. Рассказываем стихи руками. // Обруч. - 2018. - №5. - С. 7-10.
5. Бородич А.М. Методика формирования речи детей. - М.: 2016. - 144 с.
6. Ботнарь В.Д., Суслова Э.К. Игры-драматизации - основа знакомства с культурой других народов. // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 3. - С. 19-20.
7. Вечканова И.Г. Театрализованные игры в реабилитации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. - СПб.: КАРО, 2016. - 156 с.
8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 2017. - 216 с.
9. Выготский Л.С. Психология искусства. - М., 2017. - 315 с.
10. Дергунова, Т.А. Театрализованные игры в развитии интонационной выразительности дошкольников [Текст] // Развитие речи и творчества дошкольников: традиции и перспективы : материалы междунар. науч.-практ. конф., посвященной 80-летию Ф.А. Сохина, 15–16 мая 2008 г., г. Рязань / Федер. агентство по образованию, Ин-т развития дошкольного образования РАО, упр. по делам образования, науки и молодежной политики Ряз. обл., Ряз. гос. ун-т имени С.А. Есенина, Ряз. обл. ин-т развития образования. – Рязань, 2008. – 319 с
11. Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности. // Ребенок в детском саду. - 2017. - №2. - С. 6-8.
12. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. - М., 2015. - 312 с.
13. Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком- дошкольником. // Избранные психол. труды: В 2 т. - М., 2016. - 326 с.
14. Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Программа «Москвичок»: Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. - М., 2016. - 132 с.
15. Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольников. // Дошкольное воспитание. - 2019. - №1. - С. 12-15.
16. Неменова Т. Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игр. // Дошкольное воспитание. - 2019. - №1. - С.4-7.
17. Сигуткина Р. Рекомендации к организации театрализованных игр. // Дошкольное воспитание. - 2018. - №8. - С. 25-26.
18. Фурмина Л.С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театрализованных играх. // Художественное творчество и ребенок. / Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М., 2017. - 172 с.
19. Шорохова О.Н. Играем в сказку: сказкотерапия и занятия по развитию выразительной речи дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 260 с.
20. Экки Л. Театрально-игровая деятельность. // Дошкольное воспитание. - 2017. - №7. - С. 14-15.

Вопрос-ответ:

Как развивается выразительность речи у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность?

Выразительность речи у детей старшего дошкольного возраста развивается через театрализованную деятельность путем активного участия в играх и ролевых ситуациях. В процессе театральных игр дети обогащают свой словарный запас, учатся правильной интонации и эмоциональной передаче речи, развивают навыки мимики и жестов.

Какие исследования были проведены по развитию выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста?

Были проведены исследования, которые подтверждают значимость театрализованной деятельности для развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста. Одно из исследований показало, что регулярная практика театральных игр значительно улучшает уровень выразительности и ясность речи у детей.

Какие особенности развития речи наблюдаются у детей старшего дошкольного возраста?

У детей старшего дошкольного возраста развивается словарный запас, они учатся строить сложные предложения и правильно использовать грамматические конструкции. Вместе с тем, важным аспектом развития речи является выразительность, то есть способность передавать эмоции, интонации и мелодику речи.

Почему театрализованная деятельность полезна для развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста?

Театрализованная деятельность позволяет детям учиться выражать свои мысли и чувства через речь, мимику и жесты. Она развивает ораторские навыки, способность работать в команде, улучшает память и концентрацию, а также стимулирует творческое мышление.

Какие методики театрализованной деятельности можно использовать для развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста?

Существует множество методик, которые могут быть использованы для развития выразительности речи через театрализованную деятельность. Некоторые из них включают использование ролевых игр, драматических постановок, импровизаций, песен и стихотворений. Все эти методики направлены на развитие речевых, эмоциональных и актерских навыков у детей.

Какими методами можно развивать выразительность речи у детей старшего дошкольного возраста?

Для развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста можно использовать различные методы, включая театрализованную деятельность. Это может включать игры в ролевую, использование различных мимических и жестовых выражений, а также работу над интонацией и ритмом речи. Такие деятельности помогут развить у детей навыки выразительного чтения, рассказывания и общения.

Какие исследования проведены на тему развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста?

Исследования на тему развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста показали, что театрализованная деятельность играет важную роль в этом процессе. Она способствует развитию интонационно-речевых и мимических способностей, а также улучшает понимание и использование различных средств выразительности в речи детей. Такие исследования позволяют сделать вывод, что театрализованная деятельность эффективна для развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.

Какие особенности развития речи у детей старшего дошкольного возраста нужно учитывать при проведении театрализованной деятельности?

Одной из особенностей развития речи у детей старшего дошкольного возраста является активное использование различных средств выразительности в речи. Поэтому при проведении театрализованной деятельности необходимо учитывать интересы и потребности детей, развивать их навыки восприятия и использования интонационных, мимических и жестовых средств выразительности. Также важно создать условия для развития речи в игровой форме, обеспечивая детям возможность активного участия и самовыражения.

Для какого возраста подходит театрализованная деятельность для развития выразительности речи у детей?

Театрализованная деятельность подходит для детей старшего дошкольного возраста, то есть примерно от 4 до 6 лет. В этом возрасте дети уже достаточно развиты, чтобы понимать и использовать различные средства выразительности в речи. Театральные игры могут стимулировать развитие речи, а также способствовать развитию социальных навыков и самовыражению.

Какие исследования были проведены по развитию выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста?

В статье проведен обзор исследований, посвященных развитию выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста. Одно из них было направлено на изучение влияния театрализованной деятельности на развитие выразительности речи у детей. Другие исследования рассматривали особенности выразительной речи детей старшего дошкольного возраста и давали рекомендации по ее развитию.