Развитие координационных способностей у детей 12-13 лет занимающихся в школьной секции волейбола

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Физкультура
  • 52 52 страницы
  • 52 + 52 источника
  • Добавлена 20.06.2019
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Теоретический анализ координационных способностей у детей 12-13 лет занимающихся в школьной секции волейбола 7
1.1. Общее представление о координационных способностях 7
1.2 Средства и методы развития координационных способностей 19
1.3 Развитие координационных способностей, направленных на совершенствование ориентации в пространстве у детей 12-13 лет занимающихся в школьной секции волейбола 28
Глава 2 Методы и организация исследования 37
2.1 Методы исследования 37
2.2 Организация исследования 44
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 46
3.1 Первоначальное определение уровня развития координационных способностей у детей 12-13 лет занимающихся в школьной секции волейбола 46
3.2 Содержание экспериментальной методики воспитания координационных способностей у детей 12-13 лет занимающихся в школьной секции волейбола 47
3.3 Динамика развития координационных способностей у детей 12-13 лет занимающихся в школьной секции волейбола 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55

Фрагмент для ознакомления

Формой подведения итогов реализации программы является участие учащихся в соревнованиях по волейболу.Методика обучения основам спортивной техники волейболав экспериментальной группе осуществляется в следующей последовательности:терминологически правильно назвать технический прием;показать прием тренеру самому или на плакатах, видео с комментариями о его роли в игре;объяснить технику выполнения приема с демонстрацией (положение звеньев тела до выполнения, в момент выполнения, после выполнения технического приема);выполнить попытки практического выполнения приема – исходное положение (стойка), перемещение, имитация в целом или по частям.выполнить упражнения с мячом с партнером в простых условиях;работа на тренажерах, специальном оборудовании с мячами и без мячей;по мере усвоения техники двигательных действий, условия выполнения упражнений усложняются за счёт увеличения количества мячей, партнеров, выполнения дополнительных заданий;выполнить технический прием в условиях, приближенных к игре.Ребята контрольной группы занимались по программе курса «ОФП» для детей 12-13 лет, которая рассчитана на один год и предусматривает 3-х разовые занятия в неделю по 1 часу, при общем объёме 108 часов. Данная программа разработана для реализации в школе. Темы и разделы выбраны с учетом имеющейся материальной базы и местных климатических условий. Она предусматривает проведение теоретических занятий по каждому разделу, изучение и дальнейшее совершенствование физических упражнений на практических занятиях.Программа общей физической подготовки составлена на основе материала, который дети изучают на уроках физической культуры в общеобразовательной школе, но дополнен с учетом интересов детей, времени года и особенностей физического развития. Для занимающихся по программе предусмотрено выполнение контрольных нормативов, участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика.Содержание программы:1. Физическая культура и спорт в России. Понятие о физической культуре. Значение занятий физической культурой. Распорядок дня и двигательный режим школьника.2. Гигиена, предупреждение травм, врачебный контроль. Гигиенические правила занятий физическими упражнениями. Режим питания. Закаливание.Основные причины травматизма. Признаки заболевания. Правила поведения на спортивной площадке, в спортивном зале.Правила соревнований, места занятий, оборудование, инвентарь. Правила соревнований по бегу, прыжкам и подвижным играм, хранение спортивного инвентаря.3. Гимнастика. Строевые упражнения. Построения и перестроения. Шеренга, колонна, размыкание. Повороты на месте и в движении. Смыкание строя. Комплекс упражнений утренней гимнастики. Общеразвивающие упражнения без предметов, с предметами (мячи, скакалки).Акробатические упражнения. Группировка, перекаты. Кувырок вперёд, назад. Стойка на лопатках. Стойка на руках с помощью, «Мост». Гимнастические упражнения на снарядах. Лазание, перелезание, висы, упоры, равновесие, преодоление полосы препятствий.4. Баскетбол. Правила игры. Передвижения. Остановка шагом и прыжком. Поворот на месте. Передача мяча двумя руками от груди и ловля мяча двумя руками на месте и в движении. Передача мяча одной рукой от плеча и двумя руками сверху. Ведение мяча. Броски мяча в корзину одной рукой от плеча с поддержкой другой. Штрафной бросок. Перехват, вырывание, забивание мяча. Выбор места. Целесообразное использование технических приемов. Участие в соревнованиях.5. Футбол. Правила игры. Передвижения и прыжки. Удары по мячу ногой. Удар носком, внутренней стороной стопы. Удары после остановки, ведения. Остановка катящегося мяча подошвой и внутренней стороной стопы. Удары по мячу головой. Вбрасывание мяча из-за боковой линии. Ведение мяча. Отбор мяча. Перехват. Выбивание мяча. Индивидуальные тактические действия. Расстановка игроков на поле. Выбор места, целесообразного технического приема.6. Лёгкая атлетика. Ходьба обычная и с различными положениями рук, с изменением темпа движения. Бег по прямой с различной скоростью. Бег на короткие дистанции 30м и 60м. Кросс 300 – 500м. Высокий и низкий старт. (С ускорением, с изменением направления и темпа движения, с преодолением препятствий).Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги». Прыжок в высоту способом «перешагивание». Прыжки на двух ногах, на одной ноге, с ноги на ногу, с места, с разбега, в высоту, с высоты. Метание малого мяча в цель и на дальность. Преодоление полосы препятствий.7. Подвижные игры. «У ребят порядок строгий», «Класс смирно», «Запрещённое движение», «Быстро по местам», «Вызов номеров», «Что изменилось», «Отгадай чей голосок», «Салки», «Волк во рву», «Ловкие ребята», «Совушка», «Два Мороза», «Мяч - соседу», «Третий лишний», «Передал – беги», «Линейная эстафета», «Караси и щука», «Охотники и утки», «Удочка», «перестрелка», пионербол, «борьба за знамя», лапта. Бег командами, Встречная эстафета, эстафета с ведением и броском мяча в корзину, эстафета с преодолением препятствий.8. Лыжная подготовка. Строевые упражнения с лыжами. Построение, рапорт, основные команды. Переноска лыж. Передвижение на лыжах. Ступающий шаг. Скользящий шаг. Попеременный двухшажный шаг. Подъём на лыжах ступающим шагом, «лесенкой». Прямой спуск, торможение плугом. Повороты переступанием. Ходьба на лыжах 2км. (8 -9 лет).Попеременный двухшажный ход, одновременный бесшажный ход, одновременный одношажный ход. Повороты переступанием. Повороты и торможения «плугом». Подъём «ёлочкой». Лыжные гонки на 1 км.Одновременный одношажный и двухшажный ход. Подъём «полуёлочкой». Торможение «плугом». Спуск в высокой стойке. Лыжные гонки на 2 км.Исследование проводилось на базе Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа №-_________» города Москвы с сентября 2018 по май 2019 года.2.2 Организация исследованияОрганизация исследования предполагает определенный порядок выполнения необходимых процедур, направленных на решение поставленных задач.Первый этап включал теоретический анализ научно-методической и специальной литературы с целью формулирования проблемы исследования и уточнения темы, цели и задач исследования, формулировки гипотезы.Второй этап, экспериментальный, в процессе которого изучались особенности развития координационных способностей у школьников 12-13 лет в процессе занятий волейболом при организации и проведении педагогического эксперимента, сопровождался сбором объективных данных о динамике показателей, характеризующих уровень развития координационных способностей.Третий этап, завершающий, на котором были обобщены результаты исследования, определена эффективность разработанной методики развития координационных способностей посредством применения игровых упражнений в процессе занятий волейболом с детьми 12-13 лет в системе дополнительного образования. Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение3.1 Первоначальное определение уровня развития координационных способностей у детей 12-13 лет занимающихся в школьной секции волейболаНа рисунке 3 представлены результаты выполнения теста 1 при первоначальном тестировании координационных способностей.Рисунок 3. Результаты участников КГ и ЭГ при выполнении теста 1 В экспериментальной группе 6 раз в цель попал только один ребенок, трое детей попали по 5 раз, шестеро членов группы – 4 раза и трое – 4 раза. В контрольной группе аналогичные показатели распределились несколько иначе: один ребёнок поразил мишень шесть раз, 5 раз в цель попали 4 ребенка, четыре раза в цель попали 5 ребят и трое детей поразили мишень по три раза. Процентное соотношение распределения детей в зависимости от числа попаданий представлено на Рис.3. На начальном этапе исследования оказалось, что большинство детей обеих групп (73,3%) попадают в цель 3-4 раза, что говорит о средней степени развития координационных способностей. Результаты оценки координационных способностей по второму тесту, представлены на рисунке 4. Рисунок4. Количеств успешных попыток ловли мяча в тесте 2у ребят КГ и ЭГОказалось, что распределение результатов совпадает в КГ и ЭГ, а именно, по 5 раз ловят трое ребят, по 4 раза - четверо ребят, по 3 раза - шестеро ребят и по 2 раза - 2 ребят. Соответственно, только пятая часть обследованных детей может выполнить данное упражнение на определение степени развития координационных способностей, у остальных детей координация развита на среднем уровне, и нуждается в развитии.3.2 Содержание экспериментальной методики воспитания координационных способностей у детей 12-13 лет занимающихся в школьной секции волейболаСодержание экспериментальной методики опиралось на специфические принципы спортивной тренировки: постепенного увеличения тренировочной нагрузки, сочетания общей и специальной физической подготовки, направленности к высшим достижениям, углубленной специализации, непрерывности тренировочного процесса, волнообразности и вариативности нагрузки, цикличности подготовки спортсменов, взаимосвязи соревновательной и тренировочной деятельности (ссылка на Л.П. Матвеева, 2008; В.Г. Никитушкина, 2010).В процессе экспериментальной работы упражнения с мячами включались в определенной последовательности в два этапа.На первом этапе выполнялись упражнения, приближенно подобранные к структуре «школы мяча»:1) сначала осваивались упражнения в метании мячей в прямом направлении (прямо вверх, прямо вниз, прямо вперед, прямо назад (через верх - выполняется в парах);2) затем выполнялись упражнения в метании мячей в косом направлении: под углом вверх-вперед с отскоком от стены, под углом вперед-вниз с отскоком от стены, правой рукой справа под углом в стену влево с отскоком от стены, левой рукой слева под углом в стену вправо с отскоком от стены, во всех случаях необходимо поймать мяч после отскока;3) затем выполнялись упражнения в метании мячей по дугообразной траектории: подбросить мяч вверх-вперед в стену и поймать мяч после отскока от стены, бросить мяч вниз с отскоком от пола в стену и поймать мяч, бросить вверх-вперед справа правой рукой влево и поймать мяч после отскока от стены, бросить вверх-вперед слева левой рукой и поймать мяч после отскока от стены. Все упражнения выполнялись по 6-8 раз на каждом занятии, чтобы освоить упражнение без ошибок. Применение разных мячей также имело определенную последовательность: сначала занимались с надувными шарами, затем с резиновыми мячами, с теннисными мячами, со средними мячами (волейбольным, гандбольным, футбольным), набивными мячами. Приведи примеры конкретных упражнений и числа занятий с применением каждого вида мячейНа втором этапе, выполнялись упражнения с волейбольными мячами:упражнения для развития навыков быстроты ответных действий: имитация подачи, нападающих бросков, блока, передачи мяча; упражнения для развития качеств при приеме и передаче мяча: броски набивного мяча, передачи волейбольного мяча, передачи волейбольного мяча на дальность в парах, над собой, в стенку;упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подачи мяча: броски из-за головы с максимальным прогибанием, броски мяча через сетку на точность зоны;упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих бросков: броски набивного мяча из-за головы двумя руками с активным движением кистей, стоя на месте и в прыжке; метание теннисного мяча правой и левой рукой в цель на стене или на полу, с места, с разбега, в прыжке, после поворота.упражнения для развития качеств, необходимых при блокировании: упражнения у сетки в парах с нападающим и блокирующим – прыжки с подниманием рук вверх, с места, после перемещения, после поворотов; блок одиночный, двойной;перемещения и стойки.3.3 Динамика развития координационных способностей у детей 12-13 лет занимающихся в школьной секции волейболаВ результате реализации программы в экспериментальной группе при повторном тестировании были отмечены следующие результаты: из 15 детей экспериментальной группы 4 ребенка смогли выполнить задание на отличную оценку, попав в мишень 6 раз, 6 детей смогли попасть 5 раз, 3 детей смогли попасть 4 раза, 2 ребенка – 3 раза (рис. 5). В контрольной группе результаты не изменились. Рисунок 5. Сравнение результатов в тесте 1 у ребят ЭГ до и после педагогического экспериментаСравнение показателей развития точности движений показало, что дети экспериментальной группы имеют высокий уровень развития координационных способностей по сравнению с детьми контрольной группы (p<0,01), что подтверждается данными по критерию Увилкоксона.Критерий Уилкоксона непараметрический статистический критерий, используемый для сравнения двух связанных (парных) выборок по уровню какого-либо количественного признака, измеренного в непрерывной или в порядковой шкале.Суть метода состоит в том, что сопоставляются абсолютные величины выраженности сдвигов в том или ином направлении. Для этого сначала все абсолютные величины сдвигов ранжируются, а потом суммируются ранги. Если сдвиги в ту или иную сторону происходят случайно, то и суммы их рангов окажутся примерно равны. Если же интенсивность сдвигов в одну сторону больше, то сумма рангов абсолютных значений сдвигов в противоположную сторону будет значительно ниже, чем это могло бы быть при случайных изменениях.Сравнение результатов в тесте 1 у ребят ЭГ до и после педагогического эксперимента.Рисунок 6. Количество попаданий в цель в тесте 1у ребят КГ и ЭГ после экспериментаТакому улучшению показателей ЭГ способствовали упражненияс применением разных мячей: сначала занимались с надувными шарами, затем с резиновыми мячами, с теннисными мячами, со средними мячами (волейбольным, гандбольным, футбольным), набивными мячами. Из-за разности веса предмета, ребенок подстраивался под поставленную задачу и старался попадать в цель (изменяя силу броска и полет мяча). А как улучшились КС, связанные с ориентацией в пространстве (взгляни на задачи).При выполнении теста 2, оказалось, что из 15 детей экспериментальной группы 6 детей смогли выполнить задание на отличную оценку, поймав мяч 5 раз, 6 детей смогли поймать мяч 4 раза, 2 ребенка поймали мяч 3 раза, и 1 ребенок поймал мяч 2 раза (Рис. 7). Причиной таких изменений повлияло ясное понимание ребенком принципиальных основ техники движений, т. е создание условий, в которых неправильное выполнение движения невозможно. Например, поставив ребенка в центр футбольного круга для выполнения упражнения, или же поставив ребенка на отметке выполнить бросок в цель, не выходя из своего «коридора» И, конечно же, координационные способности зависят от быстроты и пластичности психических процессов, так как координация – это показатель реакции нервной системы на внешний раздражитель. Рассмотрев (рис.7) можно сказать, что ЭГ превосходит результатами КГ успешными попытками ловли мяча за счетисходного положения (стойки), перемещения, имитации в целом или по частям, выполнять упражнения с мячами с партнером в самых простых условиях.Рисунок 7. Сравнение результатов в тесте 2 у ребят ЭГ до и после экспериментаВ контрольной группе результаты не изменились. Согласно расчету критерия Вилкоксона полученное эмпирическое значение находится в зоне значимости, следовательно, занятия по пионерболу положительно влияют на развитие координационных способностей p<0,01. Таким образом, можно сказать о том, что методика с использованием упражнений волейбола способствуют развитию координационных способностей, что подтверждается фактом достоверного увеличения показателей координационных способностей у детей экспериментальной группы. Занятия по обычной программе с детьми контрольной группы не привели к изменению координационных способностей, оставшись на том же уровне.ЗаключениеАнализ научно-методической литературы позволил заключить, что координационные способности зависят от быстроты и пластичности психических процессов, так как координация – это показатель реакции нервной системы на внешний раздражитель. Координационные способности имеют значительное количество видов, которые характеризуются точностью оценки, отмеривания, дифференцирования и воспроизведения различных параметров движений (временных, пространственных, пространственно-временных, силовых), точностью реакции на движущийся объект, целевую точность (или меткость). Установлено, что между некоторыми показателями точности нет соответствия. Можно хорошо дифференцировать амплитуду движений, но относительно плохо воспроизводить, т.е. повторять заданный параметр.Имеется широкий набор средств и методов развития координационных способностей, который включает обучение новым разнообразным движениям с постепенным увеличением их координационной сложности,воспитание способности перестраивать двигательную деятельность в условиях внезапно меняющейся обстановки,повышение пространственной, временной и силовой точности движений на основе улучшения двигательных ощущений и восприятий, преодоление нерациональной мышечной напряженности.Для воспитания координационных способностей была разработана методика развития ориентации в пространстве, которая предусматривала использование волейбола и игровых упражнений с элементами этой игры. Для решения задач использовалось три этапа: способность отвечать заранее обусловленным двигательным действием на хорошо известный ученику сигнал; способность корректировать двигательное действие в соответствии с изменяющимися условиями выполнения; способность использовать именно то двигательное действие, которое в наибольшей мере соответствует внезапно возникшей ситуации. Результаты педагогического эксперимента позволяют сделать заключение, что волейбол благоприятно воздействует на совершенствование ориентации детей школьного возраста в пространстве. Это выражается в достоверном увеличении точности выполнения бросков мяча у ЭГ с 6,67%до 33%, это количество ребят, которые выполнили точные броски в цель, и возрастании процента удачно выполненной ловли мяча у ребят экспериментальной группы с 20% до 40%. Педагогические наблюдения показали, что положительным результатом игры в волейбол является заметное увеличение двигательного режима и повышение интереса к волейболу, как виду спортивных занятий. Учащиеся, занимающиеся волейболом, отличаются активным образом жизни, хорошо развиты физически по сравнению с учащимися, не занимающихся спортом.Находясь в общественных отношениях на тренировке или на площадке с другими людьми, каждый ребёнок осознает себя как личность и определенным образом относится к себе, к своему поведению и к своим поступкам. Закрепляясь в практике, это определенное отношение к самому себе переходит в черту характера. Таким образом, у детей, занимающихся волейболом в коллективной деятельности, воспитываются новые черты характера.Список использованных источниковАшмарин, Б.А. Педагогика физической культуры: учеб.пособие / Б.А. Ашмарин, Л.К. Завьялов, Ю.Ф. Курамшин ; Ленингр. гос. обл. ун-т. – СПб.:, 1999. – 352 с.Безруких, М. М. Возрастная физиология. Физиология развития ребенка: учебное пособие / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. – М.: ИЦ «Академия», 2003. – 416 с.Бернштейн, Н. А. О ловкости и ее развитии / Н.А. Бернштейн. — М.: Физкультура и спорт, 1991. — 288Боген, М.М. Обучение двигательным действиям / М.М. Боген. — М.: Физкультура и спорт,1985. —192Бойченко, С.Д. О некоторых аспектах концепции координации и координационных способностей в физическом воспитании и спортивной тренировке / С. Д. Бойченко, Е. Н. Карсеко, В. В. Леонов, А. Л. Смотрицкий // Теория и практика физической культуры. – 2003. – № 8 – С. 9-12.Борисенко, О.В. Развитие координационных способностей у детей младшего школьного возраста средствами дзюдо на основе модульной технологии / О. В. Борисенко, С. И. Логинов, Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. – 2015. – №6. – С. 86-89.Вавилова, Е. Н. Развивайте у школьников силу, ловкость, выносливость / Е.Н. Вавилова. – М.: Просвещение, 1981. – 98с.Васильков, А.А. Теория и методика физического воспитания / А.А. Васильков //Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 381 с.Вильчковский, Э. С. Физическая культура детей дошкольного возраста / Э.С. Вильчковский. - Киев: Здоровья, 1976. 16с.Германов, Г.Н. Новые подходы к организации двигательной деятельности на уроках физической культуры / Г.Н. Германов, И.В. Машошина // Физическая культура в школе. – 2013. – № 5. – С. 9-16.Грец, И. А.Мониторинг здоровья детей старшего дошкольного возраста / И.А. Грец, С.К. Гамидова. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта.–№3 (61), 2010, – С. 34-36. Дворкин, Л. С. Физическая подготовка школьников 4-6-х классов на основе занятий борьбой самбо / Л. С. Дворкин, С. В. Воробьев, A. A. Хабаров // Физическая культура, воспитание, образование, тренировка. – 1998. – №4. – С. 21-40.Донской, Д.Д. Законы движений в спорте. Очерки по теории структурности движений/ Д.Д. Донской. 2- е изд. стереотип.– М.: Советский спорт , 2015. – 178с.Зациорский, В.М. Физические качества спортсменов / В.М. Зациорская. Изд-е 2-е, испр. и доп. -М.: Физкультура и спорт, 2009.- 200 с.Зенина, И.В. Информативность показателей фрактальности кардиоритма у высококвалифицированных спортсменов / И.В. Зенина, С.Н. Битко, В.Д. Марков // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. – № 3, 2008.– С. 19-21. Зотов, Ю. И.Воспитание подростков в спортивном коллективе / Ю. И. Зотов. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - 104 с.Ильин, Е.П. Успешность деятельности, компенсация и компенсаторные отношения / Е.П. Ильин // Вопросы психологии / Ред. А.М. Матюшкин, А.В. Брушлинский. – 1983. – №5 сентябрь-октябрь 1983. – с. 95-99.Кобяков, Ю. П. Концепция норм двигательной активности человека / Ю. П. Кобяков // Теория практика физической культуры. - 2003. - No 11. – С. 20–23.Козлов, А. И. Координация движений и пути её развития у детей младшего возраста / А. И. Козлов. – М.: Просвещение, 1964. – 96 с.Колумбет, А., Н. Классификация координационных способностей молодежи, факторы и компоненты их развития / А.Н.Колумбет// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - М., 2014. - №4. - Ч. II - С. 142-149.Коренберг, В.Б. К теории спортивной двигательной активности / Коренберг, В.Б. // Теория и практика физ.культуры. - 2007. - №2.- С.7-11. - С. 2007Кукушин, В. С. Педагогические технологии: учебное пособие / Под общ.ред. В. С. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д.: ИЦ «МарТ», 2004. – 336 с.Лях, В.И.  Гибкость: основы измерения и методики развития / В.И.Лях // Физическая культура в школе. – 1999. – № 1. – С. 4-10.Лях, В.И. Координационные способности: диагностика и развитие/ В.И.Лях. - М.: ТВТ Дивизион, 2006. - 290 с. Лях В.И. Критерии определения координационных способностей / В.И.Лях // Теория и практика физической культуры. 1991. № 11. С. 17-20.Лях, В.И. Координационные способности школьников/ В.И.Лях.- Мн.: Полымя, 1989. – 159 с.Максименко, А.М. Теория и методика физической культуры: Учебник для физкультурных вузов. Изд-е 2-е, испр. и доп. / А.М. Максименко. – М.: Физическая культура, 2009. – 496 с.Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учеб.для ин-тов физ. культуры / Л.П. Матвеев. — М.: Физкультура и спорт, 1991. — 543 с.Матвеев, Л.П. Основы спортивной тренировки / Л.П.Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1997. –  272 с.Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Физкультура и спорт, СпортАкадемПресс, 2008. – 544 с.Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: учебник для студ. вузов / Л. П. Матвеев. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Советский спорт, 2011. - 340 с. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник / Л. П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт: СпортАкадемПресс, 2008. - 543 с. Назаренко, JI. Д. Развитие двигательно-координационных качеств как фактор оздоровления детей и подростков: монография / JI. Д. Назаренко. – М., Изд-во «Теория и практика физической культуры», 2001. – 332 с.Немеровский В.М.. Интеграция оздоровительного инвентаря в развитии вариативной двигательно-познавательной сферы дошкольников / В.М. Немеровский //Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта.–№ 1, 2008.– С. 71-75. Никитушкин, В. Г.Современная подготовка юных спортсменов / В.Г. Никитушкин //Москомспорт - справочники и методические пособия. - № 1, 2009. – С. 70 – 92.Никольская, С.В. Технология планирования учебного материала по предмету «Физическая культура»: учеб.-метод. пособие / С.В. Никольская, О.Н. Титорова; С.-Петерб. гос. ун-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. – СПб., 2005. - 94 с.Основы круговой тренировки на уроках физической культуры в школе: учебно-метод. пособие / Сост. М. С. Горбачев. – Ярославль, 2009. – 40 с.Сейтвелиева, Э.Э. Развитие координации у детей старшего дошкольного возраста как педагогическая проблема / Э.Э. Сейтвелиева // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №1. — С. 54-56.Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.Я. Степаненкова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 368 с.Теория и методики физического воспитания: Учеб.для студентов фак. физ. культуры пед. ин-тов по спец. 03.03 «Физ. культура»/Б. А. Ашмарин, Ю. А. Виноградов, 3. Н. Вяткина и др.; Под ред. Б. А. Ашмарина. – М.: Просвещение, 1990. – 287с.Теория и методика физической культуры: учебник для вузов / Ю.Ф.Курамшин, В. И. Григорьев, Н. Е. Латышева [и др.]; под ред. Ю.Ф.Курамшина. - М.: Советский спорт, 2004. - 463 с. Теория и методика физической культуры и спорта: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки "Педагогическое образование" / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - 10-е изд., испр. - М.: Академия, 2012. – 478с. Технические средства обучения на уроках физической культуры: научное издание / В.Н. Верхлин. - М.: Просвещение, 1990. – 77 с. Ториев, А. Ш. Игровые методы в физическом воспитании / А.Ш. Ториев // Педагогика: традиции и инновации: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2013. – С. 102-103.Туревский, И.М. Ловкость как комплекс психических и моторных способностей: структура,онтогенез, тренировка: Автореф. дис…. канд.пед.наук / И.М. Туревский.– М., 1980.- 20 с.Фарфель, В.В. Управление движениями в спорте / В.В. Фарфель. – М.: Советский спорт, 2011. 202 с.Физическая культура в начальных классах. – М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 176 с.Физическая культура. 1-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений / авт.-сост. А.П. Матвеев, Т.В. Петрова. – М.: Дрофа, 2002. – 96 с.Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб.пособие для студ. высш. учеб.заведений. -2-е изд. / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. -М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 450с.Холодов, Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта / Ж.К. Холодов. – М.: Академия, 2014. – 480 с. Чанади, А. Футбол: Тренировка / А. Чанади. М.: Физкультура и спорт, 1985. - 256 сШитикова, Г.Ф. Педагогический контроль за уроками физического воспитания: учебное пособие / Г.Ф. Шитикова; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. – СПб., 1998. - 98 с.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Ашмарин, Б.А. Педагогика физической культуры: учеб. пособие / Б.А. Ашмарин, Л.К. Завьялов, Ю.Ф. Курамшин ; Ленингр. гос. обл. ун-т. – СПб.:, 1999. – 352 с.
2. Безруких, М. М. Возрастная физиология. Физиология развития ребенка: учебное пособие / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. – М.: ИЦ «Академия», 2003. – 416 с.
3. Бернштейн, Н. А. О ловкости и ее развитии / Н.А. Бернштейн. — М.: Физкультура и спорт, 1991. — 288
4. Боген, М.М. Обучение двигательным действиям / М.М. Боген. — М.: Физкультура и спорт,1985. —192
5. Бойченко, С.Д. О некоторых аспектах концепции координации и координационных способностей в физическом воспитании и спортивной тренировке / С. Д. Бойченко, Е. Н. Карсеко, В. В. Леонов, А. Л. Смотрицкий // Теория и практика физической культуры. – 2003. – № 8 – С. 9-12.
6. Борисенко, О.В. Развитие координационных способностей у детей младшего школьного возраста средствами дзюдо на основе модульной технологии / О. В. Борисенко, С. И. Логинов, Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. – 2015. – №6. – С. 86-89.
7. Вавилова, Е. Н. Развивайте у школьников силу, ловкость, выносливость / Е.Н. Вавилова. – М.: Просвещение, 1981. – 98с.
8. Васильков, А.А. Теория и методика физического воспитания / А.А. Васильков // Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 381 с.
9. Вильчковский, Э. С. Физическая культура детей дошкольного возраста / Э.С. Вильчковский. - Киев: Здоровья, 1976. 16 с.
10. Германов, Г.Н. Новые подходы к организации двигательной деятельности на уроках физической культуры / Г.Н. Германов, И.В. Машошина // Физическая культура в школе. – 2013. – № 5. – С. 9-16.
11. Грец, И. А. Мониторинг здоровья детей старшего дошкольного возраста / И.А. Грец, С.К. Гамидова. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – №3 (61), 2010, – С. 34-36.
12. Дворкин, Л. С. Физическая подготовка школьников 4-6-х классов на основе занятий борьбой самбо / Л. С. Дворкин, С. В. Воробьев, A. A. Хабаров // Физическая культура, воспитание, образование, тренировка. – 1998. – №4. – С. 21-40.
13. Донской, Д.Д. Законы движений в спорте. Очерки по теории структурности движений / Д.Д. Донской. 2- е изд. стереотип. – М.: Советский спорт , 2015. – 178с.
14. Зациорский, В.М. Физические качества спортсменов / В.М. Зациорская. Изд-е 2-е, испр. и доп. - М.: Физкультура и спорт, 2009.- 200 с.
15. Зенина, И.В. Информативность показателей фрактальности кардиоритма у высококвалифицированных спортсменов / И.В. Зенина, С.Н. Битко, В.Д. Марков // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. – № 3, 2008. – С. 19-21.
16. Зотов, Ю. И. Воспитание подростков в спортивном коллективе / Ю. И. Зотов. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - 104 с.
17. Ильин, Е.П. Успешность деятельности, компенсация и компенсаторные отношения / Е.П. Ильин // Вопросы психологии / Ред. А.М. Матюшкин, А.В. Брушлинский. – 1983. – №5 сентябрь-октябрь 1983. – с. 95-99.
18. Кобяков, Ю. П. Концепция норм двигательной активности человека / Ю. П. Кобяков // Теория практика физической культуры. - 2003. - No 11. – С. 20–23.
19. Козлов, А. И. Координация движений и пути её развития у детей младшего возраста / А. И. Козлов. – М.: Просвещение, 1964. – 96 с.
20. Колумбет, А., Н. Классификация координационных способностей молодежи, факторы и компоненты их развития / А.Н. Колумбет // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - М., 2014. - №4. - Ч. II - С. 142-149.
21. Коренберг, В.Б. К теории спортивной двигательной активности / Коренберг, В.Б. // Теория и практика физ.культуры. - 2007. - №2.- С.7-11. - С. 2007
22. Кукушин, В. С. Педагогические технологии: учебное пособие / Под общ. ред. В. С. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д.: ИЦ «МарТ», 2004. – 336 с.
23. Лях, В.И. Гибкость: основы измерения и методики развития / В.И. Лях // Физическая культура в школе. – 1999. – № 1. – С. 4-10.
24. Лях, В.И. Координационные способности: диагностика и развитие / В.И. Лях. - М.: ТВТ Дивизион, 2006. - 290 с.
25. Лях В.И. Критерии определения координационных способностей / В.И. Лях // Теория и практика физической культуры. 1991. № 11. С. 17-20.
26. Лях, В.И. Координационные способности школьников / В.И. Лях. - Мн.: Полымя, 1989. – 159 с.
27. Максименко, А.М. Теория и методика физической культуры: Учебник для физкультурных вузов. Изд-е 2-е, испр. и доп. / А.М. Максименко. – М.: Физическая культура, 2009. – 496 с.
28. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессио¬нально-прикладных форм физической культуры): Учеб. для ин-тов физ. культуры / Л.П. Матвеев. — М.: Физкультура и спорт, 1991. — 543 с.
29. Матвеев, Л.П. Основы спортивной тренировки / Л.П.Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1997. – 272 с.
30. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Физкультура и спорт, СпортАкадемПресс, 2008. – 544 с.
31. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: учебник для студ. вузов / Л. П. Матвеев. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Советский спорт, 2011. - 340 с.
32. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник / Л. П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт: СпортАкадемПресс, 2008. - 543 с.
33. Назаренко, JI. Д. Развитие двигательно-координационных качеств как фактор оздоровления детей и подростков: монография / JI. Д. Назаренко. – М., Изд-во «Теория и практика физической культуры», 2001. – 332 с.
34. Немеровский В.М.. Интеграция оздоровительного инвентаря в развитии вариативной двигательно-познавательной сферы дошкольников / В.М. Немеровский // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – № 1, 2008. – С. 71-75.
35. Никитушкин, В. Г. Современная подготовка юных спортсменов / В.Г. Никитушкин // Москомспорт - справочники и методические пособия. - № 1, 2009. – С. 70 – 92.
36. Никольская, С.В. Технология планирования учебного материала по предмету «Физическая культура»: учеб.-метод. пособие / С.В. Никольская, О.Н. Титорова; С.-Петерб. гос. ун-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. – СПб., 2005. - 94 с.
37. Основы круговой тренировки на уроках физической культуры в школе: учебно-метод. пособие / Сост. М. С. Горбачев. – Ярославль, 2009. – 40 с.
38. Сейтвелиева, Э.Э. Развитие координации у детей старшего дошкольного возраста как педагогическая проблема / Э.Э. Сейтвелиева // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №1. — С. 54-56.
39. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.Я. Степаненкова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 368 с.
40. Теория и методики физического воспитания: Учеб. для студентов фак. физ. культуры пед. ин-тов по спец. 03.03 «Физ. культура» / Б. А. Ашмарин, Ю. А. Виноградов, 3. Н. Вяткина и др.; Под ред. Б. А. Ашмарина. – М.: Просвещение, 1990. – 287 с.
41. Теория и методика физической культуры: учебник для вузов / Ю.Ф. Курамшин, В. И. Григорьев, Н. Е. Латышева [и др.]; под ред. Ю.Ф. Курамшина. - М.: Советский спорт, 2004. - 463 с.
42. Теория и методика физической культуры и спорта: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки "Педагогическое образование" / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - 10-е изд., испр. - М.: Академия, 2012. – 478 с.
43. Технические средства обучения на уроках физической культуры: научное издание / В.Н. Верхлин. - М.: Просвещение, 1990. – 77 с.
44. Ториев, А. Ш. Игровые методы в физическом воспитании / А.Ш. Ториев // Педагогика: традиции и инновации: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2013. – С. 102-103.
45. Туревский, И.М. Ловкость как комплекс психических и моторных способностей: структура, онтогенез, тренировка: Автореф. дис…. канд.пед.наук / И.М. Туревский. – М., 1980.- 20 с.
46. Фарфель, В.В. Управление движениями в спорте / В.В. Фарфель. – М.: Советский спорт, 2011. 202 с.
47. Физическая культура в начальных классах. – М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 176 с.
48. Физическая культура. 1-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений / авт.-сост. А.П. Матвеев, Т.В. Петрова. – М.: Дрофа, 2002. – 96 с.
49. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд. / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 450с.
50. Холодов, Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта / Ж.К. Холодов. – М.: Академия, 2014. – 480 с.
51. Чанади, А. Футбол: Тренировка / А. Чанади. М.: Физкультура и спорт, 1985. - 256 с
52. Шитикова, Г.Ф. Педагогический контроль за уроками физического воспитания: учебное пособие / Г.Ф. Шитикова; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. – СПб., 1998. - 98 с.

Вопрос-ответ:

Что такое координационные способности?

Координационные способности - это способности координировать движение различных частей тела для достижения определенной цели. Они включают в себя умение контролировать свое тело, точно выполнять движения и реагировать на внешние стимулы.

Какие способы развития координационных способностей могут быть применены в школьной секции волейбола?

В школьной секции волейбола для развития координационных способностей можно использовать различные средства и методы, такие как упражнения на баланс, кроссовые прыжки, ловля и отбивание мяча, тренировка на координацию движений рук и ног.

Какие координационные способности особенно важны для детей 12-13 лет, занимающихся в школьной секции волейбола?

Одной из особенно важных координационных способностей для детей этого возраста, занимающихся волейболом, является ориентация в пространстве. Эта способность позволяет им правильно расставляться на поле, перемещаться и адаптироваться к различным игровым ситуациям.

Можно ли развить координационные способности, связанные с ориентацией в пространстве, у детей 12-13 лет?

Да, возможно развить координационные способности, связанные с ориентацией в пространстве, у детей 12-13 лет. Для этого можно проводить специальные тренировки, включающие упражнения на развитие баланса, точность движений и пространственную ориентацию.

Какие средства и методы развития координационных способностей наиболее эффективны для детей 12-13 лет, занимающихся в школьной секции волейбола?

Для развития координационных способностей у детей 12-13 лет, занимающихся в школьной секции волейбола, наиболее эффективными средствами и методами могут быть использование различных упражнений на баланс, тренировка точности движений рук и ног, а также выполнение игровых ситуаций, требующих пространственной ориентации.

Какие координационные способности развиваются у детей 12-13 лет, занимающихся волейболом?

У детей 12-13 лет, занимающихся волейболом, развиваются такие координационные способности, как ориентация в пространстве, равновесие, координация движений, точность движений и реакция.

Каково значение развития координационных способностей у детей, занимающихся волейболом?

Развитие координационных способностей у детей, занимающихся волейболом, имеет большое значение, так как это способствует улучшению техники игры, повышению скорости реакции и общей физической подготовке.

Какие методы и средства используются для развития координационных способностей у детей 12-13 лет?

Для развития координационных способностей у детей 12-13 лет используются такие методы и средства, как специальные тренировки, упражнения на улучшение равновесия и точности движений, игры на развитие реакции и соревнования в малых группах.

Чем отличаются координационные способности, направленные на развитие ориентации в пространстве, у детей 12-13 лет, занимающихся волейболом?

У детей 12-13 лет, занимающихся волейболом, координационные способности, направленные на развитие ориентации в пространстве, отличаются тем, что они включают тренировки на чувство расстояния и глубины, на различение направлений и на улучшение координации глаз с движениями остальной части тела.