Институциональные преобразования как фактор социально-экономической политики

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Макроэкономика
  • 32 32 страницы
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 24.05.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ 5
1.1 Понятие и типы институциональных изменений 5
1.2 Сущность социально-экономической политики, ее виды 9
1.3 Влияние институциональных изменений на социально-экономическую политику. Эффективность институциональных преобразований 13
2. СОВРЕМЕННЫЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ПОЛИТИКУ 16
2.1 Анализ зарубежного опыта институциональных преобразований и их влияния на социально-экономическую политику 16
2.2 Институциональные изменения в современной России как фактор социально-экономической политики 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30

Фрагмент для ознакомления

Коррупционная ловушка возникла в России в 90-е годы, и до сих пор российское общество продолжает попытки найти выход из этой коррупционной ловушки.Данные институты, которые самостоятельно поддерживаются и укореняются в нашей стране, представляют собой продукт деятельности и важнейший инструмент российского политического режима. Эти институты тормозятполитическое и экономическое развитие России, являются препятствием конкуренции за голоса избирателей, не способствуют открытости, ответственности и эффективности управления органов всех уровнейвласти. В современный этап развития российской экономики можно все времязамечатьпоявление новых не только политических, но и экономическихинституциональных ловушек. Каждый раз перед российским обществом ставится задача как из них выйти. К примеру, в России введена плоская шкала подоходного налогообложения. Многие экономисты считают, что такая схема налогообложения не эффективна, поскольку значительно увеличивает экономическое неравенство. Согласно серии исследований, которые были проведены специалистами Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, в России на половину наименее состоятельных россиян приходится 21,4% налоговых платежей, тогда как на половину наиболее обеспеченных налогоплательщиков – 5,1%. Это является подтверждением налогового неравенства и несправедливости, привилегированностисамых обеспеченных налогоплательщиков перед самыми необеспеченными.Конечно, нельзя не согласиться, что неравенство до некоторой степени является полезным и необходимым, но излишнее неравенство – вредное явление, хотя бы потому, что его следствием могут быть массовые недовольства, социальные взрывы. В настоящее время общественность все в большей степениприходит к выводу, что плоскую шкалунеобходимо постепенно заменять на прогрессивную. Однако принятие такого решения затруднено, поскольку само решение о реформе налогообложения физических лиц должно быть принято парламентом. Однако, парламент состоит из не самых бедных людей. Даже при условии введения умеренной схемы прогрессивного налогообложения, прежде всего, пострадают они сами. Таким образом, российское общество оказалось в институциональной ловушке.Выход из такого рода «институциональных ловушек» обычно может быть следствием мощного внешнего шока, к примеру, войны, революции, природных либо техногенных катастроф или экономических коллапсов. Предугадать возможное их воздействие на поведение акторов — довольно сложно или невозможно в принципе.Существуют четыре наиболее общие модели социальной политики - континентальная, шведская, либеральная и южноевропейская.Континентальная модель социальной политики характеризуется тем, что в основном, «бремя» социальных забот перекладывается на бизнес и самого индивида. Государство исполняет роль регулятора, т.е. обеспечивает надзор за тем, чтобы все социальные институты осуществляли деятельность в соответствии с законом. Данная модель подразумевает развитое социальное партнерство, поскольку бизнес вовлекается в решение социальных задач. Зона государственной ответственности – выдача социальных пособий получателям, т.е. государство отвечает за социальное обеспечение, но не организует социальные услуги. Величина бюджетныхначислений и страховых взносов, отчисляемые работником и работодателем на социальные мероприятия приблизительно одинаковы, и ключевыми каналами перераспределения выступают как государственные, так и частные (но контролируемые государством) социально-страховые фонды.Либеральная модель характеризуется тем, что государство играет пассивную роль, новозлагает на себя значительную величину расходов на социальное обеспечение. Решение проблем социального страхования происходит в индивидуальном порядке, роль государствав этом процессе заключается в регулировании деятельности частного страхового рынка.Специфика южноевропейской модели в том, что позиция государствав решении социальных проблема довольно слаба. Государство оказывает помощь только малоимущей категории населения и проявляет заботу обо всех. Основной социальный институт в этой модели – это семья.Шведская, или скандинавская, модель социальной политики подразумевает то, что государство исполняет не только регулирующую функцию, но и берет на себя функцию реализации социальной политики. Доходы в этих государствах характеризуется низкой дифференциациейвследствие прогрессивной шкалы налогообложения доходов. Социальная политика охватывает все население государства, и характеризуется адресностью. Налоговые поступления в Швеции (45,8 % ВВП) гарантируютбольшую часть доходной части государственного сектора. Государство в прямом смысле ответственно за социальное благополучие всех своих граждан и выступаетглавным производителем социальных услуг. Суть этой системы заключается в действиипосредством перераспределения (к примеру, с помощью бюджета или социально-страховых фондов), аудельный весрасходов на социальную сферу очень высок: 28,2 % от ВВП.Из представленных моделей наиболее эффективна, с точки зрения гражданина, шведская модель, поскольку в ней государствоммаксимально выполняются функции социальной политики и несется бремя социальной ответственности.В России характеристики социальной политики следующие.1. Функционируют независимые социальные фонды, в России к ним относятся внебюджетные фонды: ФСС РФ, ПФР, ФОМС.2. Государство пытается перекладывать социальную политику на частный сектор путем стимулирования развития корпоративных систем социальной политики, а также давая возможность государственным (муниципальным) организациям заниматься коммерческой деятельностью и самостоятельно расходовать заработанные средства. С 2007 года получило развитие и социальное предпринимательство, заполняющее те области социальной политики, которые являются неохваченными государством.3. Социальная политика в первую очередь охватывает категорию работающего населения. Застрахованные во внебюджетных фондах в России – это как правило, в большинстве случаев, работающие.4. Политика занятости носит активный характер и состоит из ряда мероприятий и программ.Также важным является и то, что фискальная политика может разрешать проблему неравенства благодаряпередаче трансфертов менее благополучным домохозяйствам в видеили прямых денежных выплат, или предоставлением возможностей или гарантий трудоустройства в государственном секторе, или субсидий на питание и т.д. Несмотря на то, чтов России за период институциональных изменений произошло расширение системы социальной защиты, значительная часть населения лишена медицинского страхования и пенсий по возрасту, живет в условиях отсутствия детских и семейных пособий, а также пособий по безработице и временной нетрудоспособности в случае болезни, травмы или беременности.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ данной работе был проведен анализ проблемы институциональных преобразований как фактора социально-экономической политики. Среди результатов работы можно выделить следующее:1. Раскрыты понятие и типы институциональных изменений. Институциональные изменения - это процесс, с началом которого разрушаются старые формальные и неформальные структуры, при этом возникают различные кризисные явления, вызывающие сбои и перерывы в деятельности старых структур. Типологию институциональных изменений можно представить, как трансформацию экономических институтов, происходящих за счет эволюционных изменений правил и норм, лежащих в их основе – это называют эндогенным типом изменений; более радикальным вариантом является импорт институтов, представляющий собой экзогенный тип изменений.2. Выявлена сущность социально-экономической политики и ее виды.Социально-экономическая политика направлена на повышение благосостояния людей и удовлетворение их потребностей в образовании, здравоохранении, жилье и экономической безопасности. 3. Проведен анализ влияние институциональных изменений на социально-экономическую политику, а также эффективности институциональных преобразований.Институциональные изменения, необходимые для формирования социально-ориентированной смешанной экономики, вызывают потребность в дополнительных финансовых ресурсах государства. Формирование и использование финансовых ресурсов государства связано с наличием трансакционных издержек. В этой связи, применяя ряд инструментов институционального регулирования, надопытаться снизитьтрансакционные издержки. В противном случае рост бюджетного дефицита, государственного долга, разбалансированность государственных внебюджетных фондов может привести к макроэкономической нестабильности и стать непреодолимым препятствием на пути реализации социально-экономической политики4. Проведен анализ зарубежного опыта институциональных преобразований и их влияния на социально-экономическую политику.В частности, рассмотрен пример Китая, который демонстрирует отличный опыт успешного селективного заимствования наиболее оптимальных институтов, способных благоприятно адаптироваться к институциональной среде страны.5. Проанализированы институциональные изменения в современной России как фактор социально-экономической политики.В результате институциональных измененийв России изменился социальный порядок, имевшим следствием «теневизацию» российского общества, появление новых властных групп, не имевших бюрократического прошлого, но вынужденных формировать новые социальные отношения по правилам, утвержденным государственным сектором, легализацию практик, признававшихся в советское время теневыми.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫГельман В. Россия в институциональной ловушке [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://openuni.io/course/11-course-7-4/lesson/4/material/868/Горичева Л.К. Налоговое неравенство в России. [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://voprosik.net/nalogovoe-neravenstvoГорячев В. П. Институциональные изменения и их эффективность на микроэкономическом уровне // Электронный научный журнал «Apriori. Cерия: Гуманитарные науки», 2015. - №3. – С.4Даниленко Л. Н. Феномен рентоориентированного поведения в институциональном аспекте // Мир России. Социология. Этнология. 2013. №3 С.35-59.Деревянко В.М. Институциональные изменения в экономике России // Пожарная безопасность: проблемы и перспективы, 2014. - №1 (5). – Т.2. – с.28-31. Елешин Н.В. Современные инструменты социальной политики // Актуальные проблемы авиации и космонавтики, 2016. - №12. – Т.2. – С.783-784.Институциональная экономика: учебник. Электронная версия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.econline.edu.ru/textbook/Glava_2_Ekonomi4esko/2_5_Instituty/PonRtie_institutaИнституциональные изменения и эффективность [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://portal23.sibadi.org/pluginfile.php/102317/mod_resource/content/0/Лекция%206_Институциональные%20изменения%20и%20эффективность.pdfКолодий С.Ю. Влияние институциональных изменений на сбалансированность государственныхфинансовых ресурсов в условиях перехода к рынку // Ученые записки Таврического национального университета имени В.И. Вернадского Серия «Экономика и управление». Том 24 (63). 2015 г. № 2. С. 77-84.Норт Д. Институциональные изменения: рамки анализа // Вопросы экономики. 1997. № 3. С. 7.Олейник А. Н. Институциональная экономика: Учебное пособие / А.Н. Олейник. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 416 с.Полтерович В.М. Институциональные ловушки. Есть ли выход? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/2011/01/11/1214866995/Polterovich.pdfСивинцева О.В. Инструменты NPM в институциональной среде современного Китая // ARS ADMINISTRANDI, 2015. - №4. – С. 89-101.Ситнова И.В. Институциональные изменения в современной России: активистско-деятельностный подход [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/126/687/1219/006Sitnova.pdfСлинкова О.К., Масленникова Н.Ю. Сущность и экономическое содержание социально-экономической политики региона // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика, 2015, Т. 34, № 7 (204). - С. 5-12. Смирнова А. А., Егорова М. С. Основные цели, задачи и функции социальной политики // Молодой ученый. — 2015. — №11.4. — С. 208-211.Снисаренко С. О. Социальные детерминанты развития человеческого капитала в современной организации // Омский научный вестник. Серия «Общество. История. Современность», 2018. - №1. – С.112-116.Сочнева Е.Н., Федотов В.М. Сравнительное исследование моделей социальной политики в России и зарубежных странах // Экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ, 2016. - №4. – С.67-79.Социальная политика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sociokursk.ru/wp-content/МСС/Т6.pdf«Global Cities, Present and Future: 2017 Global City Index and Emerging Cities Outlook”, A.T. Kearny [Электронныйресурс]. – Режимдоступа: https://www.atkearney.com/global-cities

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гельман В. Россия в институциональной ловушке [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://openuni.io/course/11-course-7-4/lesson/4/material/868/
2. Горичева Л.К. Налоговое неравенство в России. [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://voprosik.net/nalogovoe-neravenstvo
3. Горячев В. П. Институциональные изменения и их эффективность на микроэкономическом уровне // Электронный научный журнал «Apriori. Cерия: Гуманитарные науки», 2015. - №3. – С.4
4. Даниленко Л. Н. Феномен рентоориентированного поведения в институциональном аспекте // Мир России. Социология. Этнология. 2013. №3 С.35-59.
5. Деревянко В.М. Институциональные изменения в экономике России // Пожарная безопасность: проблемы и перспективы, 2014. - №1 (5). – Т.2. – с.28-31.
6. Елешин Н.В. Современные инструменты социальной политики // Актуальные проблемы авиации и космонавтики, 2016. - №12. – Т.2. – С.783-784.
7. Институциональная экономика: учебник. Электронная версия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.econline.edu.ru/textbook/Glava_2_Ekonomi4esko/2_5_Instituty/PonRtie_instituta
8. Институциональные изменения и эффективность [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://portal23.sibadi.org/pluginfile.php/102317/mod_resource/content/0/Лекция%206_Институциональные%20изменения%20и%20эффективность.pdf
9. Колодий С.Ю. Влияние институциональных изменений на сбалансированность государственных финансовых ресурсов в условиях перехода к рынку // Ученые записки Таврического национального университета имени В.И. Вернадского Серия «Экономика и управление». Том 24 (63). 2015 г. № 2. С. 77-84.
10. Норт Д. Институциональные изменения: рамки анализа // Вопросы экономики. 1997. № 3. С. 7.
11. Олейник А. Н. Институциональная экономика: Учебное пособие / А.Н. Олейник. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 416 с.
12. Полтерович В.М. Институциональные ловушки. Есть ли выход? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/2011/01/11/1214866995/Polterovich.pdf
13. Сивинцева О.В. Инструменты NPM в институциональной среде современного Китая // ARS ADMINISTRANDI, 2015. - №4. – С. 89-101.
14. Ситнова И.В. Институциональные изменения в современной России: активистско-деятельностный подход [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/126/687/1219/006Sitnova.pdf
15. Слинкова О.К., Масленникова Н.Ю. Сущность и экономическое содержание социально-экономической политики региона // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика, 2015, Т. 34, № 7 (204). - С. 5-12.
16. Смирнова А. А., Егорова М. С. Основные цели, задачи и функции социальной политики // Молодой ученый. — 2015. — №11.4. — С. 208-211.
17. Снисаренко С. О. Социальные детерминанты развития человеческого капитала в современной организации // Омский научный вестник. Серия «Общество. История. Современность», 2018. - №1. – С.112-116.
18. Сочнева Е.Н., Федотов В.М. Сравнительное исследование моделей социальной политики в России и зарубежных странах // Экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ, 2016. - №4. – С.67-79.
19. Социальная политика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sociokursk.ru/wp-content/МСС/Т6.pdf
20. «Global Cities, Present and Future: 2017 Global City Index and Emerging Cities Outlook”, A.T. Kearny [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.atkearney.com/global-cities

Вопрос-ответ:

Что представляют собой институциональные преобразования?

Институциональные преобразования - это изменения в системе институтов, правил и норм, которые регулируют экономические и социальные отношения.

Какие типы институциональных изменений существуют?

Существуют несколько типов институциональных изменений, включая формальные изменения (изменение законодательства, правил, политической системы) и неформальные изменения (изменение культуры, ценностей, обычаев).

Что такое социально-экономическая политика?

Социально-экономическая политика - это набор мер, направленных на достижение определенных экономических и социальных целей. Она включает в себя регулирование экономических процессов, социальную защиту населения, развитие инфраструктуры и другие аспекты.

Какие виды социально-экономической политики существуют?

Существует несколько видов социально-экономической политики, включая фискальную политику (регулирование государственных расходов и налогов), монетарную политику (регулирование денежного обращения и процентных ставок), индустриальную политику (поддержка определенных отраслей экономики), социальную политику (реализация социальной защиты и помощи населению) и другие.

Как институциональные изменения влияют на социально-экономическую политику?

Институциональные изменения могут влиять на социально-экономическую политику, создавая новые правила и ограничения, меняя нормы и ценности общества, а также способы взаимодействия между экономическими и политическими актерами. Это может приводить к изменениям в целях и приоритетах политики, а также к изменению методов и инструментов реализации политических мер.

Что такое институциональные преобразования?

Институциональные преобразования - это изменения, которые происходят в экономической, политической, правовой и социальной системах общества с целью улучшения их эффективности и справедливости. Они включают в себя изменения законодательства, создание новых институтов и изменения в работе уже существующих.

Какие типы институциональных изменений существуют?

Существует несколько типов институциональных изменений. Один из них - политические изменения, которые касаются правовых и политических институтов, таких как выборы, законодательство и правительство. Второй тип - экономические изменения, которые затрагивают экономические институты, такие как банки, рынки и предприятия. Третий тип - социальные изменения, которые связаны с изменением социальных норм, ценностей и образа жизни.

Какое влияние оказывают институциональные изменения на социально-экономическую политику?

Институциональные изменения могут иметь значительное влияние на социально-экономическую политику. Они могут создавать новые возможности и условия для развития экономики, повышать уровень социальной защищенности, сокращать коррупцию и повышать прозрачность государственных процессов. Однако, неудачные институциональные изменения могут привести к нарушению справедливости, усилению неравенства и ограничению прав граждан.