Культура Средних Веков

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История культуры
  • 14 14 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 26.05.2019
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
Глава 1. Специфика культуры эпохи Возрождения 5
Глава 2. Значение картины Боттичелли «Весна» для мастеров Ренессанса 9
Заключение 13
Список использованной литературы 14



Фрагмент для ознакомления

Поэтомусоздается впечатление, что человек в работах Боттичелли «становится скорее страдательным элементом, он подвержен силам, действующим извне, он отдается порыву чувства или порыву ритма».В композиции «Весны» с ее фронтальной фресковой развернутостью присутствуют аналогии с театральным зрелищем. Такое композиционное решениепозволило художнику передать природу изображаемого действия, его ритмическую организацию и пластические перспективы.В эпоху Ренессанса, когда культурные и философские достижения обусловили усиление рациональности и обострили интерес к научному обоснованию отдельных феноменов культуры, художники активно используют и применяют освоенные приемы линейной перспективы, стремясь в точности отразить специфику трехмерного пространства. Ряд мастеров, в своем стремлении отразить это рациональное начало в живописи жертвовали при этом образностью. В этом плане, творчество Боттичелли стало напоминанием о ценности изобразительного, выразительного и лирического начала живописи. Боттичелли удалось соблюсти баланс между творческими поисками активной, созидающей культуры Ренессанса и созерцательностью несколько аскетичной средневековой культуры. Такая двойственность, отразившаяся в полной мере в работе «Весна», обусловила особое положение Боттичелли в ряду мастеров Ренессанса, оставив его несколько в тени титанов Возрождения. Влияние лирической, и вместе с тем, несколько стилизованной манеры работы художника исподволь проявилось в европейском искусстве, получив полноценное практическое и теоретическое осмысление только в XIX в. в творчестве прерафаэлитов.ЗаключениеВ данной работе была проанализирована картина Сандро Боттичелли «Весна» и сделана попытка очертить ее значение в искусстве Возрождения.Накопленные обществом изменения привели к необходимости полной смены предшествующего культурного комплекса Средневековья, что привело к становлению новой культурной парадигмы Возрождения. Главными установками Возрождения стали гуманизм, антропоцентризм и рационализм. Искусство Ренессанса также остро отреагировало на новые веяния эпохи, придав гуманистическим принципам Возрождения зримую форму. Стремление к универсальности, тяготению к синтезу всех видов мысли – художественной, философской, литературной – привело к тому, что все искусство Возрождения насыщенно перекрестным аллюзиями. Живопись Боттичелли занимает особое место в искусстве Ренессанса, что обусловлено амбивалентностью его творческой манеры, одной стороной обращенной к гуманистическим идеалам Возрождения, а другой –к созерцательности аскетичного средневекового начала, преломленного сквозь призму античности. Все это ярко проявилось в «Весне», одном из главнейших произведений художника. Ярко выраженное лирическое начало, элементы стилизации и условности, иллюстративность пейзажного фона – все это вступало в определенное противоречие с установками искусства Ренессанса, апеллировавшего к гуманизму и рационалистическому обоснованию живописи. В отличие от многих мастеров Ренессанса, увлеченных возможностями линейной перспективы и светотеневым моделированием, Боттичелли в своей работе опирается на особую пластичность формы и образно-выразительное начало, насыщенное мифологическими аллюзиями. Такое отступление Боттичелли от зарождавшихся канонов ренессансного искусства предопределило его нахождение в тени титанов Возрождения, однако уникальность его творческой манеры оказала влияние на формирование лирического начала итальянского искусства и в полной мере было осмыслено в живописи прерафаэлитов.Список использованной литературыБудянская Д. А., Римский В. П. Социокультурные и ментальные контексты Возрождения и Реформации: к методологии исследования генезиса новоевропейской философии / Д.А. Будянская, В.П. Римский // Научные ведомости – 2010. - № 2(97). – С. 5-14.Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения / Э. Гарэн – Москва : Прогресс, 1986. – 400 с.Гладышева С. Г. Концепция человека в неоплатонической философии Ренессанса и ее интерпретация в искусстве / С.Г. Гладышева // Гуманитарный вектор. – 2018. - № 3. – С. 58-68.Данилова И. Е. Предисловие / И.Е. Данилова // Боттичелли: Сборник материалов о творчестве / сост. В.Н. Гращенков. – Москва : Издательство иностранной литературы, 1962. – С. 5-14.Данилова И. Е. От средних веков к Возрождению / И.Е. Данилова –Москва : Советский художник, 1975. – 197 с.Лихачев Д. С. Развитие русской литературы X-XVII вв. Эпохи и стили / Д.С. Лихачев – Ленинград : Наука, 1973. – С. 75-127.Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения / А.Ф. Лихачев – Москва : Изд-во МГУ, 1978. – 623 с.Мейендорф И. О византийском исихазме и его роли в культурном и историческом развитии Восточной Европы в XIV в. / И.О. Мейендорф // Труды Отдела древнерусской литературы. – Ленинград : Наука, 1973. – 384 с.Петрочук О. К. Сандро Боттичелли / О.К. Петрочук – Москва : Искусство, 1984. – 224 с.Портнова Т. В. Пластическая интонация в образном строе картин «Рождение Венеры» и «Весна» С. Боттичелли / Т.В. Портнова // Вестник Московского гуманитарного университета. – 2014. - № 4. – С. 283-291.Ревко-Линардато П. С. Влияние византийских гуманистов на культуру итальянского Возрождения / П.С. Ревко-Линардато // Ценности и смыслы. – 2015. - № 1(35). – С. 5-18.Романов Ю. И., Сандулов Ю. А. Краткая история философской мысли / Ю.И. Романов, Ю.А. Сандулов – Санкт-Петербург : Лань, 2002. – 224 с.Рыков А. В. Об историческом значении творчества Боттичелли: понятие эстетической формы / А.В. Рыков // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2010. - № 2. – С. 115-123.Тарасов А. Н. Аналитика социокультурной трансформации (теоретико-культурологический аспект) / А.Н. Тарасов [Электронный ресурс] // Аналитика культурологии. – 2012. - № 3(24). URL: http://analiculturolog.ru/journal/archive/item/876-9-2.html (Дата обращения: 18.04.2019).Фихтнер Е. Н. Гуманистическая идея в перспективе историко-философского анализа / Е.Н. Фихтнер // Вестник Томского государственного университета. – 2012. - № 2(18). – С. 99-105.

Список использованной литературы
1. Будянская Д. А., Римский В. П. Социокультурные и ментальные контексты Возрождения и Реформации: к методологии исследования генезиса новоевропейской философии / Д.А. Будянская, В.П. Римский // Научные ведомости – 2010. - № 2(97). – С. 5-14.
2. Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения / Э. Гарэн – Москва : Прогресс, 1986. – 400 с.
3. Гладышева С. Г. Концепция человека в неоплатонической философии Ренессанса и ее интерпретация в искусстве / С.Г. Гладышева // Гуманитарный вектор. – 2018. - № 3. – С. 58-68.
4. Данилова И. Е. Предисловие / И.Е. Данилова // Боттичелли: Сборник материалов о творчестве / сост. В.Н. Гращенков. – Москва : Издательство иностранной литературы, 1962. – С. 5-14.
5. Данилова И. Е. От средних веков к Возрождению / И.Е. Данилова – Москва : Советский художник, 1975. – 197 с.
6. Лихачев Д. С. Развитие русской литературы X-XVII вв. Эпохи и стили / Д.С. Лихачев – Ленинград : Наука, 1973. – С. 75-127.
7. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения / А.Ф. Лихачев – Москва : Изд-во МГУ, 1978. – 623 с.
8. Мейендорф И. О византийском исихазме и его роли в культурном и историческом развитии Восточной Европы в XIV в. / И.О. Мейендорф // Труды Отдела древнерусской литературы. – Ленинград : Наука, 1973. – 384 с.
9. Петрочук О. К. Сандро Боттичелли / О.К. Петрочук – Москва : Искусство, 1984. – 224 с.
10. Портнова Т. В. Пластическая интонация в образном строе картин «Рождение Венеры» и «Весна» С. Боттичелли / Т.В. Портнова // Вестник Московского гуманитарного университета. – 2014. - № 4. – С. 283-291.
11. Ревко-Линардато П. С. Влияние византийских гуманистов на культуру итальянского Возрождения / П.С. Ревко-Линардато // Ценности и смыслы. – 2015. - № 1(35). – С. 5-18.
12. Романов Ю. И., Сандулов Ю. А. Краткая история философской мысли / Ю.И. Романов, Ю.А. Сандулов – Санкт-Петербург : Лань, 2002. – 224 с.
13. Рыков А. В. Об историческом значении творчества Боттичелли: понятие эстетической формы / А.В. Рыков // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2010. - № 2. – С. 115-123.
14. Тарасов А. Н. Аналитика социокультурной трансформации (теоретико-культурологический аспект) / А.Н. Тарасов [Электронный ресурс] // Аналитика культурологии. – 2012. - № 3(24). URL: http://analiculturolog.ru/journal/archive/item/876-9-2.html (Дата обращения: 18.04.2019).
15. Фихтнер Е. Н. Гуманистическая идея в перспективе историко-философского анализа / Е.Н. Фихтнер // Вестник Томского государственного университета. – 2012. - № 2(18). – С. 99-105.

Вопрос-ответ:

Какие особенности культуры эпохи Возрождения выделяет автор в статье?

В статье выделяются следующие особенности культуры эпохи Возрождения: специфика культуры, значение картины Боттичелли "Весна" для мастеров Ренессанса, страдательный элемент и ритм в работах Боттичелли, аналогии с театральным зрелищем в композиции Весны.

Почему человек в работах Боттичелли становится страдательным элементом?

В работах Боттичелли человек становится страдательным элементом из-за воздействия сил, действующих извне. Художник передает порыв чувства или порыв ритма через изображение человеческого страдания.

Какие аналогии с театральным зрелищем присутствуют в композиции картины "Весна" Боттичелли?

В композиции картины "Весна" с ее фронтальной фресковой развернутостью присутствуют аналогии с театральным зрелищем. Такое композиционное решение позволяет художнику создать эффект участия зрителя в сцене, подобно тому, как зрители наблюдают действия на театральной сцене.

Какое значение имеет картина Боттичелли "Весна" для мастеров Ренессанса?

Картина Боттичелли "Весна" имеет большое значение для мастеров Ренессанса, так как она является примером идеального сочетания художественной выразительности и гармонии. Она стала примером и вдохновением для многих художников того времени и помогла заложить основы ренессансного стиля в искусстве.

Какие специфические черты культуры времен Средних Веков авторм выделяет в статье?

В статье особое внимание уделяется специфике культуры времен Средних Веков, такие как страдательный элемент и ритм в работах Боттичелли. Автор также отмечает аналогии с театральным зрелищем в композиции картины "Весна".

Какими особенностями отличается культура Средних Веков?

Культура Средних Веков характеризуется влиянием христианства, феодальной системой, господством церкви, отсутствием прогрессивных научных и художественных достижений, а также ограниченностью в доступе к образованию и культурным ценностям для обычных людей.

Каково значение картины "Весна" Боттичелли для мастеров Ренессанса?

Картина "Весна" Боттичелли имеет огромное значение для мастеров Ренессанса, так как она отражает типичные черты этого периода - стремление к гармонии, совершенству формы и глубокому пониманию человеческой природы. Она стала одним из важнейших образцов истории искусства и вдохновила многих художников того времени.

Каким образом в работах Боттичелли проявляется страдание и порыв чувства?

В работах Боттичелли человек скорее становится страдальцем под влиянием внешних сил или порывом чувств и ритма. Это отражается в композиции его картин, в которых присутствуют фронтальная фресковая развернутость и аналогии с театральным зрелищем.