Социальная политика РФ
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 27 + 27 источников
- Добавлена 18.06.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Социальная политика как приоритет социального регулирования 5
1.1 Необходимость, сущность, функции и задачи социальной политики государства 5
1.2 Основные направления социальной политики государства 7
2. Инструменты и основные показатели эффективности социальной политики государства 13
2.1 Инструменты реализации социальной политики государства 13
2.2 Основные показатели эффективности социальной политики государства 19
3. Социальная политика Российской Федерации на современном этапе 25
3.2 Пути повышения эффективности социальной политики РФ 29
Заключение 31
Список использованных источников и литературы 34
Пособия в размерах 350-500 р. Не исправят существенно ситуацию в семье. Есть ли смысл их выплачивать. Возможно более эффективным будет увеличение налоговых вычет. Здесь необходима разработка коэффициента необлагаемой суммы от заработной платы. Данный коэффициент может рассчитываться, исходя из следующих параметров: количество детей, их возраст, полная семья или нет, платятся ли алименты в случае развода, место и сфера работы, стаж работы и т.д.Касательно четвертой подпрограммы акцент делается на социально-ориентированных НКО. Отмечается, что в 2012-2015 гг. происходитустойчивое увеличение объема грантов и пожертвований, но численность организаций, получивших гранты и пожертвования сокращается. Это говорит о том, что гранты увеличиваются в размерах и достаются более надежным, более прозрачным организациям, что является положительной динамикой. Вместе с тем, растет число НКО, которым оказываются иные формы поддержки и число граждан, получивших социальные услуги от НКО. Все это, безусловно, положительные моменты в развитии НКО.Но, вместе с тем, необходимо акцент делать на бизнес-структурах. Так, например, сдача нового жилого дома должна предполагать не только наличие и должный уровень жилищно-коммунальных услуг, но и наличие объектов социальной инфраструктуры, наличие доступной среды для инвалидов. Либо это должны быть специальные отчисления на строительство объектов социальной сферы. Это же касается крупных корпораций и т.д. Таким образом бизнес, и особенно крупный необходимо привлекать к вопросам социального обеспечения. 3.2 Пути повышения эффективности социальной политики РФАнализ основополагающей программы реализации социальной поддержки населения и некоторых ее итогов позволяет сделать вывод, что внастоящее время основная цель социальной защиты - это избавление большей части населения от проблем бедного, а во многих случаях, нищенского существования. Это можно объяснить тем, что доходы большого числа граждан не превышают даже прожиточного минимума. В связи с этим особую значимость приобретают вопросы, связанные с реформированием сложившейся системы социальной защиты. Так, социальная защита ориентируется на адресное решение наиболее острых кризисных проблем отдельных категорий граждан. Однако практика свидетельствует, что такая политика не стала достаточно эффективной, так как не нацелена на перспективную социальную защиту каждого человека и общества в целом.Необходимо созданиевысокоэффективной и многопрофильной целевой социальной защиты населения, которая обеспечивала бы комплексное разностороннее содействие решению разного рода проблем, обуславливающих потребность в социальной защите не в какие-то отдельные моменты, а в течении всей жизни: с момента вынашивания ребенка и до момента достойным погребением человека. Варианты реформирования основных направлений социальной защиты могут быть разные.При этом важно регулировать финансирование социальной политики. В рамках сложившегося государственного централизованного финансового обеспечения происходит непомерная нагрузка на государственный бюджет. Икак результат - неисполнение государственных обязательств, связанных с социальной защитой населения. Это вызывает недовольство со стороны граждан и приводит к социальной напряженности в обществе.Кроме налогов, основой финансирования системы социальной сферы населения могут быть и благотворительные средства либо благотворительные инициативы объединений и компаний, деятельность которых возможно заинтересовывать налоговыми преференциями.Говоря о благотворительности, остановимся на социальной ответственности бизнеса, как источнике формирования социально-экономических основ окружения, т.е. общих ценностей в отношениях компании с сотрудниками и внешней сферой. Непременно, правительство заинтересовано в ориентации предпринимательства на долгосрочные социально ответственные программы, которая может рассматриваться в качестве вспомогательного способа смягчения социальных различий и обеспечения социальной защищенности народа. Становлению корпоративной социальной ответственности, помимо государства, должно содействовать общество, с целью чего следует выработать механизмы успешного взаимодействия всех заинтересованных сторон. Инструментом установления качества социальной ответственности предпринимательства может выступать социальный аудит.Учитывая современные негативные тенденции во внешнеполитической ситуации, сокращение доходной части консолидированного бюджета государства, Россия находится сейчас в такой ситуации, когда практически нет альтернатив внедрению негосударственных структур в социальную сферу. Как отмечают исследователи, государство в одиночку попросту не справится: следует дополнять его средства по социальной защите населения средствами негосударственных структур, коммерческих и некоммерческих организаций.В целях развития сектора негосударственных некоммерческих организаций в области социальной защиты Агентством стратегических инициатив разработана дорожная карта «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере», которая призвана поспособствовать росту числа негосударственных участников рынка в социальной сфере ради повышения качества подлежащих оказанию услуг и оптимизации расходов бюджета.Данную тенденцию хорошо иллюстрирует Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», ст. 5 которого включает в систему социального обслуживания, в частности, негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации, индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют социальное обслуживание.В целом поддерживая взятый курс на привлечение вышеуказанных субъектов в сферу социальной защиты, необходимо особо подчеркнуть, что они не должны полностью заменить собой органы государственной власти и местного самоуправления, на которых Конституцией РФ и рядом нормативных актов возложен ряд обязанностей в данной сфере. В той или иной степени, но органы социальной защиты должны направлять и координировать деятельность данных субъектов, осуществляя правовое регулирование и контроль за их работой. Таким образом, государству по своим социальным гарантиям необходимо выполнять свои обязательства на всех уровнях. В тех ситуациях, когда это представляется затруднительным, необходимо использовать инструменты социального партнерства. ЗаключениеВ заключении можно сформулировать следующие важные проблемы реализации социальной политики в РФ: увеличение нагрузки на бюджет в связи со складывающейся экономической и демографической ситуацией приводит к необходимости пересмотра способов управления системой социальной защиты населения; слабая система управления кадровым потенциалом становится одной из важнейших проблем для обеспечения решения поставленных задач и развития отрасли; низкие требования, установленные Стандартом к квалификации и образованию работников социальной защиты населения на различных должностях; для успешного и оперативного управления системой социальной защиты населения необходимо создание информационной системы в электронном виде, позволяющей осуществлять сбор, хранение и обработку необходимых данных; недостаточность привлечения в сферу социальной защиты населения сторонних организаций, в связи с отсутствием законодательно закрепленного механизма оказания поддержки. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. можно выделить два направления совершенствования управленческой деятельности в сфере социальной защиты:1) организационное -развитие сектора негосударственных некоммерческих организаций в области оказания социальных услуг, а именно реорганизация большей части государственных и муниципальных учреждений системы социальной защиты, которые оказывают услуги лицам преклонного возраста и инвалидам, в некоммерческие организации и построение механизма по привлечению их на конкурентной основе к выполнению государственного заказа на оказание социальных услуг;2) информационное -повышение качества социальной защиты населения на основе современных информационно-коммуникационных технологий.Президент РФ В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию РФ обозначил задачи, которые должны решаться в ближайшее время: «Развитие реальной конкуренции, открытие бюджетной сферы для некоммерческих организаций и социально ориентированного бизнеса». На заседании Президиума Госсовета Президент также указал на основные задачи в области социальной защиты населения: «В нашем обществе уже давно есть запрос на новую, современную политику в отношении людей старшего возраста. Для реализации новой политики потребуются кардинальные изменения в работе систем соцзащиты, здравоохранения, образования. Надо будет откорректировать ряд отраслевых программ, уделить особое внимание развитию негосударственного сектора предоставления социальных услуг».Данные направления нашли отражения в программе «Социальная поддержка граждан». Анализ самой программы и промежуточных ее итогов позволяет дать определенные рекомендации. В основном данные рекомендации касаются необходимости расширения возможностей финансирования социальной поддержки населения не только государством, но и бизнесом. Список использованных источников и литературыКонституция Российской Федерации //Консультант-Плюс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/Трудовой Кодекс Российской Федерации // Консультант-Плюс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/Семейный кодекс Российской Федерации Консультант-Плюс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" от 19.06.2000 N 82-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_27572/Федеральный закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", Глава I. Статья 1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_27572/Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании»;Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81 ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;Федеральный закон от 19 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях»;Федеральный закон от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации"Федеральный закон от 28 декабря 2013 года №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»;Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р), Глава III. Пункт 6.«Годового отчет за 2016 год о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан»» (от 3 мая 2017 г.)Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 296Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан»Правительство Российской Федерации [Электронный ресурс] / http://government.ru/Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ, 24.11.2008, № 47, ст. 5489.Абакумова, О.Г. ВПС: Макроэкономика. КЛ. / О.Г. Абакумова. - М.: Приор, 2007. - 224 c.Абель, Э. Макроэкономика / Э. Абель. - СПб.: Питер, 2012. - 768 c.Агапова, Т.А. Макроэкономика: Учебник / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина. - М.: МФПУ Синергия, 2013. - 560 c.Альпидовская, М.Л. Макроэкономика: Учебник / М.Л. Альпидовская. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 192 c.Аналитический материал «Тенденции на рынке труда». Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.gks.ru Анисимов, А.А. Макроэкономика. Теория, практика, безопасность: Учебное пособие / А.А. Анисимов, Н.В. Артемьев, О Тихонова. - М.: Юнити, 2013. - 599 c.Басовский, Л.Е. Макроэкономика: Уч. / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская и др. - М.: Инфра-М, 2017. - 191 c.Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Курс лекций для студентов высших учебных заведений. - М.: Общество Знание, 20014; 6.Финансы: Учебное пособие. /А.М. Ковалева, Н.П. Баранникова, В.Д. Богачева и др.; под ред. проф. А.М. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 2014.Гриненко, А.В. Государственная и муниципальная социальная политика / А.В. Гриненко. - М.: КноРус, 2011. - 1016 cГулевич, О.А. Социальная психология справедливости: Бизнес, политика, юриспруденция. / О.А. Гулевич. - М.: Аспект-Пресс, 2007. - 254 c.Журавлева, Г.П. Экономическая теория. Макроэкономика -1, 2. Метаэкономика. Экономика трансформаций: Учебник / Г.П. Журавлева. - М.: Дашков и К, 2016. - 920 c.Канаева, О.А. Социальная политика государства и бизнеса: Учебник / О.А. Канаева. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 343 c.Коршунов, В. В. Экономическая теория: учебник для вузов / В. В. Коршунов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 219 с.Кричинский, П.Е. Основы социального государства: учебное пособие / П.Е. Кричинский, О.С. Морозова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015 - 124 с. -(Высшее образование:Бакалавриат).Локосов В.В. Социальный кодекс России: proetcontra : монография / В. В. Локосов, А. В. Ярашева ; АНО «Совет по вопросам управления и развития» ; ИСЭПН РАН. – М.: ООО «Деловые и юридические услуги «Лекспраксис», 2014. – С. 127.Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru/Основы социального государства и гражданского общества : учебное пособие / сост.: С. А. Бабуркин, В. П. Басков, А. В. Гаврилов,О. В. Епархина, В. И. Пефтиев, С. Л. Таланов. – Ярославль : РИО ЯГПУ,Портал Госпрограмм РФ Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gosprogrammy.gov.ru/Portal/programs/indicatorsGpFin/3Разнодежина Э.Н. Человеческие ресурсы: их роль и значение // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2011. - № 1 (25). - № гос. рег. статьи 0421100034/. - Режим доступа к журн.: http://uecs.mcnip.ru\Самыгин, С.И. Социальная политика: Учебник для бакалавров / С.И. Самыгин, И.А. Янкина, А.В. Рачипа. - М.: ИТК Дашков и К, 2015. - 224 c.Социальная защита населения: принципы и источники [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://studopedia.ru/1_117921_sotsialnaya-zashchita-naseleniya-printsipi-i-istochniki.htmlСоциальная политика: Учеб. пособие / Г.А. Ахинов, С.В. Калашников. М.: ИНФРА-М, 2014. - 272 с.Тавокин, Е.П. Социальная политика: Учебное пособие / Е.П. Тавокин. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 157 c.Тарасевич, Л.С. Макроэкономика: Учебник для бакалавров / Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский. - М.: Юрайт, 2013. - 686 c.Успешность развития социальных систем и государственная политика и управление. Материалы Всероссийской научно-общественной конференции. Москва, 28 ноября 2014 г. М.: Наука и политика, 2015. 624 с.Редакционно-издательская группа: С.С. Сулакшин (руководитель), В.Э. Багдасарян, В.Н. Лексин.Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.gks.ruФёдорова, Н.В. Государственная и муниципальная социальная политика / Н.В. Фёдорова, О.Ю. Минченкова. - М.: КноРус, 2018. - 1016 c.Ходжаева, М. И. Социальная защита как важнейшая составляющая социальной политики // Вестник ТГУПБП . 2013. №1 (53). Холостова, Е. И. Социальная политика и социальная работа [Электронный ресурс] : Учебное пособие / Е. И. Холостова. - 4-е изд., перераб. и доп. М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. - 208 с
1. Конституция Российской Федерации // Консультант-Плюс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
2. Семейный кодекс Российской Федерации Консультант-Плюс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
3. Трудовой Кодекс Российской Федерации Консультант-Плюс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
4. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;
5. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании»;
6. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
7. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81 ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;
8. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»;
9. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях»;
10. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»
11. Федеральный закон от 19 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
12. Федеральный закон от 28 декабря 2013 года №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»
13. Федеральный закон от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации"
14. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ, 24.11.2008, № 47, ст. 5489.
15. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 296 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан»
16. «Годового отчет за 2016 год о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан»» (от 3 мая 2017 г.)
17. Холостова, Е. И. Социальная политика и социальная работа [Электронный ресурс] : Учебное пособие / Е. И. Холостова. - 4-е изд., перераб. и доп. М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. - 208 с
18. Социальная политика: Учеб. пособие / Г.А. Ахинов, С.В. Калашников. М.: ИНФРА-М, 2014. - 272 с.
19. Локосов В.В. Социальный кодекс России: pro et contra : монография / В. В. Локосов, А. В. Ярашева ; АНО «Совет по вопросам управления и развития» ; ИСЭПН РАН. – М.: ООО «Деловые и юридические услуги «Лекспраксис», 2014. – С. 127.
20. Успешность развития социальных систем и государственная политика и управление. Материалы Всероссийской научно-общественной конференции. Москва, 28 ноября 2014 г. М.: Наука и политика, 2015. 624 с. Редакционно-издательская группа: С.С. Сулакшин (руководитель), В.Э. Багдасарян, В.Н. Лексин.
21. Ходжаева, М. И. Социальная защита как важнейшая составляющая социальной политики // Вестник ТГУПБП . 2013. №1 (53).
22. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru/
23. Министерство финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.minfin.ru
24. Правительство Российской Федерации [Электронный ресурс] / http://government.ru/
25. Социальная защита населения: принципы и источники [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://studopedia.ru/1_117921_sotsialnaya-zashchita-naseleniya-printsipi-i-istochniki.html
26. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.gks.ru
27. Портал Госпрграмм РФ Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gosprogrammy.gov.ru/Portal/programs/indicatorsGpFin/3
Вопрос-ответ:
Какую роль играет социальная политика в России?
Социальная политика в России играет ключевую роль в регулировании социальной сферы. Ее задача заключается в обеспечении благополучия и защите прав граждан, предоставлении социальных услуг и поддержки уязвимых групп населения. Она направлена на снижение социальных неравенств, борьбу с бедностью и безработицей, а также на повышение уровня жизни населения в целом.
Каково значение социальной политики государства?
Социальная политика государства имеет огромное значение, так как она направлена на решение социальных проблем и обеспечение благополучия населения. Ее основная задача заключается в создании равных возможностей для всех граждан, гарантирование социальной защиты, повышение уровня жизни и обеспечение социальной справедливости.
Какие основные направления социальной политики государства в России?
В России основные направления социальной политики государства включают: обеспечение социальной защиты населения, поддержку семей и детей, развитие системы здравоохранения и образования, борьбу с бедностью и безработицей, поддержку инвалидов и малообеспеченных граждан, а также развитие системы социального партнерства и государственной поддержки малого и среднего бизнеса.
Какие инструменты используются для реализации социальной политики государства?
Для реализации социальной политики государства используются различные инструменты, такие как социальные выплаты и пособия, система социального страхования, программы социальной поддержки, разработка и внедрение законодательных актов, создание и развитие социальных учреждений и служб, проведение мониторинга и оценки социального состояния населения.
Какие основные показатели эффективности социальной политики государства в России?
Основные показатели эффективности социальной политики государства в России включают уровень доходов населения, уровень безработицы, уровень бедности, доступность и качество здравоохранения и образования, условия жизни и социальная защита уязвимых категорий населения, индексы социального развития регионов.