Универбация как смешанный способ современного словообразования
Заказать уникальную дипломную работу- 47 47 страниц
- 50 + 50 источников
- Добавлена 29.05.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. ПОНЯТИЕ УНИВЕРБАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ 4
1.1 Сущность процесса универбации и особенности универбатов как языковых единиц 4
1.2. Универбация как активный процесс современного русского языка 16
1.3 Лексико-семантические особенности универбатов 20
Глава 2. УНИВЕРБАЦИЯ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ СМЕШАННОГО СЛОВООБРАЗОВАНИЯ 27
2.1. Словообразовательная структура универбатов 27
2.2. Основные словообразовательные модели универбатов, а также способы их образования 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
Слова-универбаты, образующиеся посредством суффикса –ник, представляют весьма малочисленную группу. Суффиксы –евик/овик продуктивны при производстве универбов, служащих для обозначения предметов и лиц: кадровик сотрудник отдела кадров, сетевик сеть магазинов. Менее продуктивны в образовании универбатов суффиксы –ак/-як, а также –ач. Сегодня, однако, тенденция меняется, и рассматриваемые суффиксы снова выходят на первый план. Так, с их помощью образуются наименования а) лиц: первакученик первого курса, б) предметов и явлений: свежак свежая информация, общакобщие деньги. Виноградова В.Н. полагает, что произведенные с помощью данных формантов слова ближе других к просторечию, носят явно сниженную разговорную окраску. Универбаты, образованные с помощью суффикса –щик/ чик, достаточно редки. По замечанию Максимова В.И., данные суффиксы имеют весьма широкий семантический диапазон и обладают значением «носителя процессуального признака». Примеры подобныхунивербатов: мобильщикоператор мобильной связи, нежданчикнеожиданное событие. Новообразования с суффиксом –ух(а), по замечанию И.А. Устименко, «стилистически снижены, но вполне литературны»: бытовухабытовые преступления, джинсухаджинсовая одежда. По замечанию В.В. Химика слова, образованные с помощью данного форманта, имеют фамильярную, пренебрежительную окраску.Универбаты с суффиксом –ец, по замечанию В.Н. Виноградовой, образуются от отглагольных существительных на –(е)ние: управленец, приключенец. В целом, отметим, что наиболее продуктивными являются суффиксы –к(а), -ик, -яшк(а), -ушк(а), тогда как другие суффиксы образуют универбаты значительно реже.Кроме того, производство-словунивербатовможет происходит посредством нулевой суффиксации или, оперируя средствами другой терминологии, посредством усечения основы. Примеры такого процесса частотны: автомат автоматический зачет, безнал безналичный расчет, неадекват неадекватная личность, нал наличные деньги и т.п.2.2. Основные словообразовательные модели универбатов, а также способы их образованияДля выявления основных словообразовательных моделей слов-универбатов необходимо дать дефиницию понятию «словообразовательный тип». Словообразовательный тип представляет собой комплексную единицу словообразования. Среди разнородных определений данного термина, а также среди различных критериев определения словообразовательного типа, четко выделяются базовые критерии, которые могут служить точкой опоры при определении словообразовательного статуса дериватов. Перечислим данные критерии: а)единство части речи производящего; б) единство словообразовательного значения; в) единство словообразовательного форманта. Понятие словообразовательной модели, по мнению исследователей, тесно соотносится с «словообразовательным типом». Земская Е.А. считает, что термин модель должен использоваться для выделения «морфонологических разновидностей» внутри одного словообразовательного типа. В предыдущем параграфе нами была отмечена известная трудность при определении словообразовательного значения универбатов. Для удобства обозначим, вслед за некоторыми исследователями, 3 словообразовательных значения: значение предмета, значение отвлеченного действия или явления, а также значение лица. Наиболее продуктивным словообразовательным типом универбатов является следующий: основа имени прилагательного (+ имя существительное) +-к(а) существительное со значением «предмет». Данный тип имеет в своем составе следующие модели:основа прилагательного (+ имя существительное) + -к(а) = существительное со значением предмета: овсянка овсяная (+каша), микроволновка микроволновая (+ печь);усеченная основа прилагательного (+ имя сушествительное) + -к(а) = существительное со значением предмета;а) с усечением производящей основы, которая оканчивается на –н– + чередование [л]||[л’]: социальная стипендия социалка, документальный фильм документалка, настольная игра настолка и т.п.;б) с усечением производящей основы на –ов–: ихтиол–ов–ая мазь ихтиолка, керосин–ов–ая лампа керосинка, силикон–ов–ая приманка силиконка;в) усечение производящей основы на –ск–// –еск–// –ическ–: гигиенич–еск–ая помада гигиеничка, материн–ск–ая плата материнка,аромат–ическ–ая жидкость ароматка;г) усечение производящей основы на –н–: маршрут–н–ое такси маршрутка, малометраж–н–ая квартира малометражка, печат–н–ая продукция печатка;д) усечение целого комплекса морфем производящей основы: трении–ровочн–ые (+брюки) треники, дем–онстрационн–ая (+версия) демоверсия;е) усечение морфемного комплекса в совокупности с чередованием: таргет–ированн–ая (+реклама) таргетка, парфюм–ированн-ая вода парфюмка;ж) усечение производящей основы на –очн–: автозаправ–очн–ая станция автозаправка;основа прилагательного (+ имя существительное)+ -шк(а) = существительное со значением предмета: контро–льн–ая (+работа) контрошка.В современном русском языке все более и более активным становится следующий словообразовательный тип: основа прилагательного (+ имя существительное) + -ик = сущеситвльное со значением предмета. Выделяются две словообразовательные модели:1) основа прилагательного (+ имя существительное) + ик = существительное со значением предмета; отличительный морфонологический признак – чередование [н]//[н’]: антивирусн-ая (+программа) антивирусник, сольн–ый (+альбом) сольник, цифров–ой (+фотоаппарат) цифровик;2) усеченная основа прилагательного (+ имя существительное) + -ик = существительное со значением предмета: нал–ичн–ые (+деньги) налик, мульт–ипликационн–ый (+фильм) мультфильм. Менее распространенным является словообразовательный тип «основа прилагательного (+имя существительное+-ушк(а) = существительное со значением предмета». Выделяются следующие словообразовательные модели:1) основа прилагательного (+ имя существительное) + -ушк = существительное со значением предмета: легков–ой (+автомобиль) лешковушка, ночн–ая (+сорочка) ночнушка;2) усеченная основа прилагательного (+ имя существительное) + -ушк(а) = существительное со значением предмета: псих–иатрическ–ая больница психушка.Другой словообразовательный тип имеет следующее схематичное построение: основа прилагательного (+имя существительное) + -ак(-як) = существительное со значением предмета. Внутри него выделяются следующее модели:1) основа прилагательного (+имя существительное) + -ак//-‘ак (-як) = существительное со значением предмета: общ–ий (+план)= общак;2) усеченная основа прилагательного (+ имя сущеситвительное) +-ак//-‘ак (-як) =существительное со значением предмета: ветр–ян–ая мельница = ветряк, студ–енческ–ий (+билет) = студак;3) основа прилагательного (+имя существительное) + -як = существительное со значением предмета; отличительная черта – чередование [н]//[н’]: товарн–ый поездтоварняк, сквозн–ая (+ссылка) сквозняк;Следующий словообразовательный тип – основа прилагательного (+имя существительное) + -ач = существительное со значением предмета – не имеет в составе только одну модель, представленную приведенной схемой. Пример: курс-ов-ая (+работа) курсач. Другой словообразовательный подтип имеет следующую схему строения: основа прилагательного (+ имя существительное) + -ух(а) = существительное со значением предмета. 1) основа прилагательного (+ имя существительное) + -ух(а) = существительное со значением предмета: сетев–ая (+карта) = сетевуха, винтов–ая (+лестница) = винтовуха;2) усеченная основа прилагательного (+ имя существительное) + -ух(а) = существительное со значением предмета: лиц–ензионн–ая версия лицуха;Следующий словообразовательный тип: основа прилагательного (+ имя существительное) + -иц(а) = существительное со значением предмета также не имеет в своем составе отличных моделей. Пример реализации данного типа усматривается в универбатепередовица передов–ая (+статья). Следующий тип выглядит таким образом: основа прилагательного (+ имя существительное) + нулевой суффикс = существительное со значением предмета: загран–ичн–ый паспорт загран.Отдельно выделяется тип, в котором мотивирующим словом для создания универбата является не прилагательное, а причастие: основа адъективированного причастия (+имя существительное) + -к(а) = существительное со значением предмета. В составе данного типа функционируют следующие модели:1) усеченная основа на –н– (–енн-) адъективированного причастия (+имя существительное) + -к(а) = существительное со значением предмета:сохранен–н–ые (+фотографии) сохраненки, заброш–енн–ые (+дома) заброшки;2) усеченная основа адъективированного причастия на –ющ(а) (+имя существительное) + -к(а) = существительное со значением предмета: незамерза–ющ–ая (+жидкость) незамерзайка;3) усеченная основа адъективированного причастия на –ющ– (+имя существительное) + -лк(а) = существительное со значением предмета: увлажняя–ющ–ий (+крем) увлажнялка.Универбаты, имеющие словообразовательное значение «отвлеченное явление, признак, действие» образуются по следующим моделям:1) основа прилагательного (+ имя существительное) +-к(а) = существительное со значением отвлеченного действия, явления: бытов–ое (+преступление) бытовуха;2) усеченная основа прилагательного на –н– (+ имя существительное) +-к(а) = существительное со значением отвлеченного действия, явления: гуманитар–н–ая (+помощь) гуманитарка;3) усеченнаяоснова прилагательного на –н– (+ имя существительное) +-к(а) = существительное со значением отвлеченного действия, явления; отличительный признак модели – наличия чередования <л>//<л’>: самоволь–н–ая (+отлучка) самоволка;4) усеченная основа прилагательного на –тельн– (+ имя существительное) +-к(а) = существительное со значением отвлеченного действия, явления; отличительный признак модели – чередование <н>//<н’>: блатн–ые (+песни) блатняк. Словообразовательное значение лица универбаты реализуют с помощью нескольких типов. Наиболее продуктивный из них – это основа прилагательного (+ имя существительное) + -ик = существительное со значением лица: частн–ый (+предприниматель) частник, научн–ый (+руководитель) научник. Другие модели являются менее продуктивными:1. усеченная основа прилагательного на –н– (+ имя существительное) + -щик//чик = существительное со значением лица: мануаль–н–ый (+терапевт) мануальщик;2) усеченная основа прилагательного (+ имя существительное) + -к(а) = существительное со значением лица: малолет–н–ий (+ребенок) малолетка;3) усеченная основа прилагательного (+ имя существительное) + -ух(а) существительное со значением лица: класс–н–ая (+руководительница) класснуха;4) усеченная основа адъективированного причастия на –н– (+имя существительное) + -к(а) = существительное со значением лица: недоношен–н–ый (+ребёнок) недоношенка;5) основа адъективированного причастия (+имя существительное) + -ик = существительное со значением лица; отличительный признак модели – чередование <н>//<н’>: приглашен–ый (+преподаватель) приглашенник. Как видно из приведенных словообразовательным типом, главными способами словообразования универбатов в современном русском языке являются суффиксация и усечение основы. ЗАКЛЮЧЕНИЕВ данной работе мы рассмотрели феномен универбации как смешанного средства словообразования. В ходе анализа мы пришли к выводу о том, что правомерным представляется использования термина «универбация» в узком смысле, которой подразумевает рассмотрение данного явления как особого типа словообразования. Мы обосновали необходимость разграничения универбации, аббревиации и субстантивации, а также аргументировали неправомерность их отождествления. Универбация – один из наиболее продуктивных способов обогащения национального русского лексикона. Причины актуальности и широкого охвата данного явления кроются в реализации тенденции к экономии речевых усилий, а также в стремлении носителей языка к поиску экспрессивной и более краткой номинации. На основании уже существующих исследовательских работ мы привели тематические группы универбатов, среди которых следующие: оружие, лекарства, официальные бумаги и документы, мебель и предметы интерьера и прочие. Мы определили словообразовательные значения универбатов как слов, обозначающих предметы, отвлеченные действия или явления, лица. Кроме того, нами были выделены основные словообразовательные типы и модели универбатов, а также определи способы их образования. Таким образом, мы рассмотрели универбацию как явление смешанного способа словообразования. Нами были выполнены следующие задачи:1. анализ и обобщение теоретические исследования по рассматриваемой теме; систематизация предложенные дефиниции, определить объем понятия.2. изучение предпосылки и причины актуальности данного феномена.3. выявление особенности семантической структуры универбатов.4. определения основные словообразовательные значения, типы и модели универбатов, способы их образования.Универбаты – примечательный во всех отношениях феномен современного русского языка. Количество, состав, способы словообразования универбатов, их семантическое и стилистическое варьирование – все эти факторы делают данные новообразования абсолютно уникальными. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАкунеева, Д. В. Маршрутка, зачетка, социалка. Наименования с формантом –ка/ Д.В. Акунеева // Русская речь. – 2009. – № 3.– С. 32-35Ахманова, О.С. Очерки по общей и русской лексикологии / О.С.Ахманова. – М.: Учпедгиз, 1957. – С. 104Ахметжанова, З.К. О процессе универбации/ З.К. Ахметжанова// Проблемы теории и методики преподавания иностранных языков и литературоведения. – Алма-Ата, 1977. – Вып. 2. – С. 108-117 Белоусова, Т.П. О целесообразности введения в научный обиход терминов фразеологическая универбацияи фразеологический универб/ Т.П. Белоусова//ТЕРМІНОЛОГІЧНИЙ ВІСНИК: сб. научных трудов. –Каменец-Подольский, 2011. – Вып. 1– С. 95 – 100 Валгина, Н.С. Активные процессы в словообразовании/ Н.С. Валгина// Активные процессы в современном русском языке: учебное пособие для студентов вузов. М: Логос, 2001. – С. 130-149Ван Ян СУБСТАНТИВАЦИЯ И УНИВЕРБАЦИЯ: СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕ // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-21. – С. 4814-4818;Ван Ян. Универбация как продуктивный способ словообразования/ Ван Ян// Филологические науки. Вопросы теории и практики: сб. статей. – Тамбов: Грамота, 2015. – № 11(53): в 3-х ч. Ч 1. – С. 51-56Воротникова, А.В. Компрессивное словообразование: проблема описания универбов русского языка/ А.В. Воротникова// Культура народов Причерноморья. – Симферополь, 2010. – № 60, Т.3. – С. 82-91Гафарова, Р. И. Продуктивные и непродуктивные суффиксы универбатов русского языка/ Р.И, Гафарова // Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. Сер. Филология. Социальные коммуникации. – 2010. –Т. 23 (62). № 3. – С. 127-135.Гафарова, Р.И. Избирательность суффиксальных универбов русского языка/ Р.И. Гафарова// Вопросы духовной культуры – филология науки: сб. научных трудов. – 2011. – № 211. – С. 25 -28 Голанова, Е.И. О “мнимых сложных словах” (развитие класса аналитических прилагательных в современном русском языке) / Е.И. Голанова // Лики языка: К 45-летию научной деятельности Е.А. Земской / РАН. Ин-т рус.яз. им. В.В. Виноградова; Отв. ред. М.Я. Гловинская. – М.: Наследие, 1998. – С. 31–39.Грязнова, А.Т. Лексикология / А.Т. Грязнова // Современный русский язык. В 3 т. Т.1. Фонетика. Фонология; Орфоэпия; Графика. Орфография; Лексикология; Фразеология; Морфемика. Словообразование: учебник и практикум для академического бакалавриата / С.М. Колесникова, Н.А. Николина, В.А. Лаврентьев [и др.]; под ред. С.М. Колесниковой. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – С. 113 (306с.).Гудилова, С. В. Реализация закона речевой экономии на примере универбации / С.В. Гудилова//Русский литературный язык в контексте современности: мат-лы II Всероссийской науч.-метод. конф. с междунар. участием (Ульяновск, 19-21 октября 2011 г.) / под ред. д. филол. н. В. Н. Артамонова. Ульяновск.: УлГТУ,–2012.– С. 23-28Дроздова, Д.В. Структура, семантика и функции универбатов в современной русской речи [текст]// дис…… канд. филол. наук: 10.02.01. – Москва, 2018. – 209 с. Дьячок Н. В. О явлении семантической конденсации как следствии процесса универбации / Н. В. Дьячок // Східнослов’янськафілологія: зб. науковихпраць / Горлівськийдерж. пед. ін-тіноземн. мов; Донецькийнац. ун-т. – Вип. 12. – Горлівка : ГДПІІМ, 2007. – С. 24 – 30.Дьячок Н. В. Понятие мотивационной базы для номинатем типа «словосочетание + универб» / Н. В. Дьячок // МатеріалиМіжнародноїнауковоїконференції «Східнослов’янськафілологія: від Нестора до сьогодення». – Горлівка : ГДПІІМ, 2008. – С. 43 – 45.Дьячок Н. В. Лингвальные инновации как результат влияния социальных тенденций / Н. В. Дьячок // Соціальнавідповідальністьвлади, бізнесу, громадян / Монографія. – Дніпропетровськ : НГУ, 2014. – Т. ІІ. – С. 341 – 346.Земская, Е.А. Словообразование как деятельность. – М.: КомКнига. – 2005. – С. 130Земская, Е.А. Активные процессы современного словопроизводства/ Е.А. Земская // Русский язык конца XX столетия (1985–1995). – М., 1996. – С. 91Земская, Е.А. Русская разговорная речь. Общие вопросы. Словообразование. Синтаксис / Е.А. Земская, Н.В. Китайгородская, Е.Н. Ширяев. – М., 1981. – С. 32Исаченко, А.В. О грамматическом значении/ А.В. Исаченко// Вопросы языкознания. – №1. – 1961. – С.28-43Каменева, О.В. Гот. IÞ и др.-англ. ED- в свете реконструкции праиндоевропейского текста/ О.В. Каменева// Индоевропейское языкознание и классическая филология. – 2009. – С. 229-245Капанадзе, Л.А. Голоса и смыслы. Избранные труды по русскому языку / Л.А. Капанадзе // М: ИРЯ им. В.В. Виноградова, 2005, – 334 с.Копоть, Л.В. Универбация как вид компрессивного словообразования в современном русском языке: автореф. дис. на соиск. учен.степ. канд. фил. Наук (10.02.01)/ Лидия Владимировна Копоть; Адыгейский государственный университет. – Майкоп, 2005. – 22 с.Косицына, Е.Ф. К вопросу о месте универбов и способах их описания в толково-словообразовательном словаре// Е.Ф. Косицына; Е.В. Гвоздева// Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология: сб. статей. – М., 2018. – № 2. – С. 26-33Кременецкая, И.В. Тематическая группа как парадигматическое объединение слов/ И.В. Кременецкая// :Linguamobilis. – № 3 (17). – 2009. – С. 94-98Лопатин, В. В. Суффиксальнаяунивербация и смежные явления в сфере образования новых слов / В. В. Лопатин // Новые слова и словари новых слов. – Л. : Наука, Ленингр. отд-ние, 1978. – С. 72–80.Максимов, В.И. Суффиксальное словообразование имен существительных в русском языке / В.И. Максимов. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1975. – С.224.Малиновская, Т. Суффиксальныеунивербаты в современном русском молодежном сленге/ Т. Малиновская// ActaNeophilologica: сб. науч. труд. – Ольштын, 2014. – XVI (1). – С. 99- 105Немченко, В.Н. Способы русского словообразования: Учеб.пособие / В.Н. 170 Немченко. – Горький: ГГУ, 1979. – 81 с.Николаев, Г.А. Способы древнерусского именного словообразования/ Г.А. Николаев// Ученые записки Казанского государственного университета: сб. статей. – Казань, 2009. – Т. 151, кн. 6. – С. 115-121Николина, Н.А. Словообразование современного русского языка: учеб.пособие для пед. учеб. заведений / Н.А. Николина, Е.А. Фролова, М.М. Литвинова. – М.: Academia, 2005. – 159 cОсипова Л. И. Активные процессы в современном русском словообразовании (Суффиксальная универбация и усечение) / Людмила Ивановна Осипова. – М. : Прометей, 1994. – 117 с.Осипова Л.И. Суффиксальные универбы с непредметной семантикой в русском языке // Филологические науки. - 1991. - №5. - С.61-69.Осипова, Л.И. Суффиксальная универбация как продуктивный способ образования новых слов в русской разговорной речи [Электронный ресурс] // Русский язык: исторические судьбы и современность: материалы II Международного конгресса исследователей русского языка (Москва, МГУ, 18–21 марта 2004). – М., 2004. – С. 285 – 286. – Режим доступа: http://www.philol.msu.ru/~rlc2004/ru/abstracts (дата обращения: 06.12.2018)Рацибурская, Л.В. Особенности новообразований в современных средствах массовой информации/ Л.В. РациЗемская Е.А. Активные процессы современного словопроизводства // Русский язык конца XX столетия (1985–1995). М., 1996.. Серия: Филология. – 2003. – №1 – 111-116Редькина, Т.Ю. Особенности номинации в публицистическом тексте (на материале универбов-неологизмов): дис…. канд. филол. наук / Т.Ю. Редькина. – СПб., 2004. – 204 с. Розенталь, Д.Э., Теленкова, М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов: Пособие для учителя / Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1985. – 399 сРусская грамматика / Гл. ред. Н. Ю. Шведова. В 2 т. Т. 1. Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Словообразование. Морфология. – М.: Наука, 1980. – С. 136 789 с.Сахарный, Л.В. Психолингвистические аспекты теории словообразования. – Л: ЛГУ, 1985. – С. 10Соколовская, Т.Д. Категория нормативности во вторичных наименованиях сокращенного типа: Автореф. дис. ... докт. филол. наук / Т.Д. Соколовская. – М., 2000. – 37 с Сунь, М. Универбация в русском жаргонном компрессивном словообразовании/ М. Сунь// Современные проблемы науки и образования. – 2014. – №3. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=13629 (дата обращения: 26.04.2019).Теркулов, В.И. Универбализация: постановка проблемы/ В.И. Теркулов// Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Филология, история, востоковедение. – 2010 – № 3. – С. 132-142Улуханов, И.С. Мотивация в словообразовательной системе русского языка. – М.: Азбуковник, 2005. – С. 10 (314)Химик, В.В. Большой словарь русской разговорной экспрессивной речи / В.В. Химик. – СПб.: Норинт, 2004. – 768 с.Ширшов, И.А. Множественность словообразовательной мотивации в современном русском языке / И.А. Ширшов. – Ростов-на-Дону: Изд-во Рост.ун-та, 1981. – 224 с.Юань Цуй. Коллоквиализация языка современной прессы (на материале словообразования имен существительных): Автореф. дис. …канд. филол. наук / Цуй Юань. – М., 2006. – 20 сЯнко-Триницкая Н. А. Процессы включения в лексике и словообразовании / Н. А. ЯнкоТриницкая // Развитие грамматики и лексики русского языка. – М. : Наука, 1964. – С. 18–35.Янко-Триницкая, Н.А. Словообразование в современном русском языке / Н.А. Янко-Триницкая – М.: Индрик, 2001. – 504 с.Ярмашевич, М.А. Универбация как разновидность аббревиации/ М.А. Ярмашевич// Вестник Оренбургского государственного университета: сб. статей. – № 5. – 2003. – С. 4-8
2. Ахманова, О.С. Очерки по общей и русской лексикологии / О.С.Ахманова. – М.: Учпедгиз, 1957. – С. 104
3. Ахметжанова, З.К. О процессе универбации/ З.К. Ахметжанова// Проблемы теории и методики преподавания иностранных языков и литературоведения. – Алма-Ата, 1977. – Вып. 2. – С. 108-117
4. Белоусова, Т.П. О целесообразности введения в научный обиход терминов фразеологическая универбация и фразеологический универб/ Т.П. Белоусова//ТЕРМІНОЛОГІЧНИЙ ВІСНИК: сб. научных трудов. –Каменец-Подольский, 2011. – Вып. 1– С. 95 – 100
5. Валгина, Н.С. Активные процессы в словообразовании/ Н.С. Валгина// Активные процессы в современном русском языке: учебное пособие для студентов вузов. М: Логос, 2001. – С. 130-149
6. Ван Ян СУБСТАНТИВАЦИЯ И УНИВЕРБАЦИЯ: СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕ // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-21. – С. 4814-4818;
7. Ван Ян. Универбация как продуктивный способ словообразования/ Ван Ян// Филологические науки. Вопросы теории и практики: сб. статей. – Тамбов: Грамота, 2015. – № 11(53): в 3-х ч. Ч 1. – С. 51-56
8. Воротникова, А.В. Компрессивное словообразование: проблема описания универбов русского языка/ А.В. Воротникова// Культура народов Причерноморья. – Симферополь, 2010. – № 60, Т.3. – С. 82-91
9. Гафарова, Р. И. Продуктивные и непродуктивные суффиксы универбатов русского языка/ Р.И, Гафарова // Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. Сер. Филология. Социальные коммуникации. – 2010. –Т. 23 (62). № 3. – С. 127-135.
10. Гафарова, Р.И. Избирательность суффиксальных универбов русского языка/ Р.И. Гафарова// Вопросы духовной культуры – филология науки: сб. научных трудов. – 2011. – № 211. – С. 25 -28
11. Голанова, Е.И. О “мнимых сложных словах” (развитие класса аналитических прилагательных в современном русском языке) / Е.И. Голанова // Лики языка: К 45-летию научной деятельности Е.А. Земской / РАН. Ин-т рус. яз. им. В.В. Виноградова; Отв. ред. М.Я. Гловинская. – М.: Наследие, 1998. – С. 31–39.
12. Грязнова, А.Т. Лексикология / А.Т. Грязнова // Современный русский язык. В 3 т. Т.1. Фонетика. Фонология; Орфоэпия; Графика. Орфография; Лексикология; Фразеология; Морфемика. Словообразование: учебник и практикум для академического бакалавриата / С.М. Колесникова, Н.А. Николина, В.А. Лаврентьев [и др.]; под ред. С.М. Колесниковой. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – С. 113 (306с.).
13. Гудилова, С. В. Реализация закона речевой экономии на примере универбации / С.В. Гудилова//Русский литературный язык в контексте современности: мат-лы II Всероссийской науч.-метод. конф. с междунар. участием (Ульяновск, 19-21 октября 2011 г.) / под ред. д. филол. н. В. Н. Артамонова. Ульяновск.: УлГТУ,–2012.– С. 23-28
14. Дроздова, Д.В. Структура, семантика и функции универбатов в современной русской речи [текст]// дис…… канд. филол. наук: 10.02.01. – Москва, 2018. – 209 с.
15. Дьячок Н. В. О явлении семантической конденсации как следствии процесса универбации / Н. В. Дьячок // Східнослов’янська філологія: зб. наукових праць / Горлівський держ. пед. ін-т іноземн. мов; Донецький нац. ун-т. – Вип. 12. – Горлівка : ГДПІІМ, 2007. – С. 24 – 30.
16. Дьячок Н. В. Понятие мотивационной базы для номинатем типа «словосочетание + универб» / Н. В. Дьячок // Матеріали Міжнародної наукової конференції «Східнослов’янська філологія: від Нестора до сьогодення». – Горлівка : ГДПІІМ, 2008. – С. 43 – 45.
17. Дьячок Н. В. Лингвальные инновации как результат влияния социальных тенденций / Н. В. Дьячок // Соціальна відповідальність влади, бізнесу, громадян / Монографія. – Дніпропетровськ : НГУ, 2014. – Т. ІІ. – С. 341 – 346.
18. Земская, Е.А. Словообразование как деятельность. – М.: КомКнига. – 2005. – С. 130
19. Земская, Е.А. Активные процессы современного словопроизводства/ Е.А. Земская // Русский язык конца XX столетия (1985–1995). – М., 1996. – С. 91
20. Земская, Е.А. Русская разговорная речь. Общие вопросы. Словообразование. Синтаксис / Е.А. Земская, Н.В. Китайгородская, Е.Н. Ширяев. – М., 1981. – С. 32
21. Исаченко, А.В. О грамматическом значении/ А.В. Исаченко// Вопросы языкознания. – №1. – 1961. – С.28-43
22. Каменева, О.В. Гот. IÞ и др.-англ. ED- в свете реконструкции праиндоевропейского текста/ О.В. Каменева// Индоевропейское языкознание и классическая филология. – 2009. – С. 229-245
23. Капанадзе, Л.А. Голоса и смыслы. Избранные труды по русскому языку / Л.А. Капанадзе // М: ИРЯ им. В.В. Виноградова, 2005, – 334 с.
24. Копоть, Л.В. Универбация как вид компрессивного словообразования в современном русском языке: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. фил. Наук (10.02.01)/ Лидия Владимировна Копоть; Адыгейский государственный университет. – Майкоп, 2005. – 22 с.
25. Косицына, Е.Ф. К вопросу о месте универбов и способах их описания в толково-словообразовательном словаре// Е.Ф. Косицына; Е.В. Гвоздева// Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология: сб. статей. – М., 2018. – № 2. – С. 26-33
26. Кременецкая, И.В. Тематическая группа как парадигматическое объединение слов/ И.В. Кременецкая// : Lingua mobilis. – № 3 (17). – 2009. – С. 94-98
27. Лопатин, В. В. Суффиксальная универбация и смежные явления в сфере образования новых слов / В. В. Лопатин // Новые слова и словари новых слов. – Л. : Наука, Ленингр. отд-ние, 1978. – С. 72–80.
28. Максимов, В.И. Суффиксальное словообразование имен существительных в русском языке / В.И. Максимов. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1975. – С.224.
29. Малиновская, Т. Суффиксальные универбаты в современном русском молодежном сленге/ Т. Малиновская// Acta Neophilologica: сб. науч. труд. – Ольштын, 2014. – XVI (1). – С. 99- 105
30. Немченко, В.Н. Способы русского словообразования: Учеб. пособие / В.Н. 170 Немченко. – Горький: ГГУ, 1979. – 81 с.
31. Николаев, Г.А. Способы древнерусского именного словообразования/ Г.А. Николаев// Ученые записки Казанского государственного университета: сб. статей. – Казань, 2009. – Т. 151, кн. 6. – С. 115-121
32. Николина, Н.А. Словообразование современного русского языка: учеб. пособие для пед. учеб. заведений / Н.А. Николина, Е.А. Фролова, М.М. Литвинова. – М.: Academia, 2005. – 159 c
33. Осипова Л. И. Активные процессы в современном русском словообразовании (Суффиксальная универбация и усечение) / Людмила Ивановна Осипова. – М. : Прометей, 1994. – 117 с.
34. Осипова Л.И. Суффиксальные универбы с непредметной семантикой в русском языке // Филологические науки. - 1991. - №5. - С.61-69.
35. Осипова, Л.И. Суффиксальная универбация как продуктивный способ образования новых слов в русской разговорной речи [Электронный ресурс] // Русский язык: исторические судьбы и современность: материалы II Международного конгресса исследователей русского языка (Москва, МГУ, 18–21 марта 2004). – М., 2004. – С. 285 – 286. – Режим доступа: http://www.philol.msu.ru/~rlc2004/ru/abstracts (дата обращения: 06.12.2018)
36. Рацибурская, Л.В. Особенности новообразований в современных средствах массовой информации/ Л.В. Раци Земская Е.А. Активные процессы современного словопроизводства // Русский язык конца XX столетия (1985–1995). М., 1996.. Серия: Филология. – 2003. – №1 – 111-116
37. Редькина, Т.Ю. Особенности номинации в публицистическом тексте (на материале универбов-неологизмов): дис…. канд. филол. наук / Т.Ю. Редькина. – СПб., 2004. – 204 с
38. . Розенталь, Д.Э., Теленкова, М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов: Пособие для учителя / Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1985. – 399 с
39. Русская грамматика / Гл. ред. Н. Ю. Шведова. В 2 т. Т. 1. Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Словообразование. Морфология. – М.: Наука, 1980. – С. 136 789 с.
40. Сахарный, Л.В. Психолингвистические аспекты теории словообразования. – Л: ЛГУ, 1985. – С. 10
41. Соколовская, Т.Д. Категория нормативности во вторичных наименованиях сокращенного типа: Автореф. дис. ... докт. филол. наук / Т.Д. Соколовская. – М., 2000. – 37 с
42. Сунь, М. Универбация в русском жаргонном компрессивном словообразовании/ М. Сунь// Современные проблемы науки и образования. – 2014. – №3. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=13629 (дата обращения: 26.04.2019).
43. Теркулов, В.И. Универбализация: постановка проблемы/ В.И. Теркулов// Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Филология, история, востоковедение. – 2010 – № 3. – С. 132-142
44. Улуханов, И.С. Мотивация в словообразовательной системе русского языка. – М.: Азбуковник, 2005. – С. 10 (314)
45. Химик, В.В. Большой словарь русской разговорной экспрессивной речи / В.В. Химик. – СПб.: Норинт, 2004. – 768 с.
46. Ширшов, И.А. Множественность словообразовательной мотивации в современном русском языке / И.А. Ширшов. – Ростов-на-Дону: Изд-во Рост.ун-та, 1981. – 224 с.
47. Юань Цуй. Коллоквиализация языка современной прессы (на материале словообразования имен существительных): Автореф. дис. …канд. филол. наук / Цуй Юань. – М., 2006. – 20 с
48. Янко-Триницкая Н. А. Процессы включения в лексике и словообразовании / Н. А. ЯнкоТриницкая // Развитие грамматики и лексики русского языка. – М. : Наука, 1964. – С. 18–35.
49. Янко-Триницкая, Н.А. Словообразование в современном русском языке / Н.А. Янко-Триницкая – М.: Индрик, 2001. – 504 с.
50. Ярмашевич, М.А. Универбация как разновидность аббревиации/ М.А. Ярмашевич// Вестник Оренбургского государственного университета: сб. статей. – № 5. – 2003. – С. 4-8
Вопрос-ответ:
Что такое универбация в современном русском языке?
Универбация в современном русском языке - это смешанный способ словообразования, при котором происходит объединение двух или более слов в одно, сочетающее в себе значения и грамматические характеристики исходных слов.
Чем отличаются универбаты от обычных слов?
Универбаты - это особые языковые единицы, образованные путем универбации. Они объединяют в себе значения исходных слов и обладают грамматическими характеристиками иностранного слова. Это позволяет использовать универбаты в различных сферах коммуникации и создавать новые значения и оттенки.
Каким образом происходит универбация в современном русском языке?
Универбация в современном русском языке происходит путем объединения двух или более слов в одно, при этом сохраняются значения и грамматические характеристики исходных слов. Процесс универбации является активным и динамичным, и часто используется в разных сферах жизни и коммуникации.
Какие особенности универбатов по сравнению с обычными словами?
Универбаты по сравнению с обычными словами имеют более сложную структуру и объединяют в себе значения и грамматические характеристики исходных слов. Это позволяет им создавать новые значения и оттенки, а также использоваться в различных сферах коммуникации.
Какие словообразовательные модели используются при образовании универбатов?
При образовании универбатов используются различные словообразовательные модели, такие как слияние, аналогия, образование по типу иноязыковых слов. Это позволяет создавать универбаты с разными структурами и значениями.
Что такое универбация?
Универбация - это смешанный способ словообразования, при котором из двух или более слов формируется одно новое слово с помощью частичного сращивания их основ.
В чем заключается сущность процесса универбации?
Сущность процесса универбации заключается в том, что при объединении основ двух или более слов формируется новая лексическая единица с новым значением.
Какие особенности имеют универбаты?
Универбаты - это особые языковые единицы, которые обладают своими лексико-семантическими и грамматическими особенностями. Они могут быть сразу готовыми к употреблению или требовать изменений в грамматической форме.
Какой процесс описывает универбация в современном русском языке?
Универбация в современном русском языке является активным процессом, который позволяет создавать новые слова путем объединения уже существующих основ. Этот процесс активно используется при формировании новой лексики.
Какие словообразовательные модели применяются при универбации?
При универбации применяются различные модели словообразования, включая сращивание основ, соединение приставки и корня, добавление суффикса и другие. Такие модели позволяют формировать новые слова с помощью объединения существующих основ.
Что такое универбация?
Универбация - это смешанный способ словообразования, при котором два или более слова объединяются в одно новое слово.