Развитие компонентов психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 50 50 страниц
  • 40 + 40 источников
  • Добавлена 12.07.2019
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОМПОНЕНТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 6
1.1 Психолого-педагогическая характеристика старшего дошкольного возраста 6
1.2 Компоненты психологической готовности к обучению в школе и критерии их оценки у детей 6-7 лет 11
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА КОМПОНЕНТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 19 БЕРЁЗКА» 20
2.1 Характеристика выборки и методов исследования 20
2.2 Результаты диагностики мотивационного компонента психологической готовности к обучению в школе 23
2.3 Результаты диагностики эмоционально-волевого компонента психологической готовности к обучению в школе 26
ГЛАВА 3. ПРОГРАММА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КОМПОНЕНТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 19 БЕРЁЗКА» 31
3.1 Мероприятия программы по развитию мотивационного компонента психологической готовности ребенка к обучению в школе 31
3.2 Мероприятия программы по развитию эмоционально-волевого компонента психологической готовности ребенка к обучению в школе 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ 51

Фрагмент для ознакомления

Дошкольник не просто подчиняется инструкциям и контролю взрослого, а действует сам, контролирует действия друзей и свои собственные, соотнося их с правилом.Подобранные нами игры могут стать частью образовательной деятельности в подготовительной группе, использоваться в режимных моментах в течение всего пребывания детей в детском саду. Все игры подобраны в соответствии с психологическими особенностями старшего дошкольного возраста и предполагают совместную деятельность ребёнка со взрослым и сверстниками. Игры содержат правила и направлены на развитие произвольности поведения, развитие навыков волевой регуляции, самоконтроля и рефлексии. Предложенная подборка игр с правилами поможет решить ряд следующих образовательных задач:- развитие эмоционально-волевой сферы;- развитие умений сознательно подчинять свои действия правилу;- развитие умения самостоятельно выполнять требуемое задание;- развитие умения начатое дело доводить до конца;- развитие моторики;- развитие усидчивости и внимательности;- развитие умения внимательно слушать и слышать.Принципы и этапы работы идентичны, представленным в пункте 3.1 настоящего исследования.Рассмотрим данные игры с правилами:1. «Внимательно слушай команду».Цель игры: развитие произвольности поведения, слухового внимания.Ход игры: под музыку дети спокойно двигаются по группе. После того как музыка прекращается, все должны остановиться, услышать шёпотом произнесённую команду ведущего и выполнить ее (например: «Встань на правую ногу»).2. «Запретное движение».Цель: развитие быстроты реакции, произвольности действий, подчинения правилу.Ход игры: ребята стоят перед ведущим и повторяют движения которые он показывает. Потом ведущий показывает движение, которое нельзя будет выполнять. Тот, кто из детей повторит запретное движение выходит из игры.3. «Молчалки - шепталки - кричалки».Цель: развитие волевой регуляции, наблюдательности, умения действовать по правилу.Ход игры: берется три силуэта ладоней из разноцветного картона (зеленый, желтый, голубой). Каждый цвет обозначает определенный сигнал.Когда ведущий покажет зеленую ладонь - «кричалку», дети бегают и кричат; желтую ладонь - «шепталку», дети должны тихо передвигаться и общаться шепотом; голубую ладонь - «молчалку», дети должны тотчас замереть на месте и не шевелиться. Окончить игру следует «молчалками».4. «Беседа с ручками».Цель: развитие умений доводить начатое дело до конца, усидчивости, контроль своих действий.Ход игры: ребенку предлагается обвести на белом листе бумаги свои ладошки и оживить их с помощью цветных карандашей, нарисованных глазок, ротика. После того как ладони «оживут» предложить ребенку побеседовать с ними. Если ребенок не захочет подключиться к разговору, поговорите с ними сами. Важно, во время беседы, подчеркнуть, что руки хорошие, много умеют делать (рисовать, спокойно лежать на столе т.д.), но они иногда могут не слушаться своего хозяина. Окончить игру следует «заключением договора» между хозяином его руками. Пусть руки пообещают, что в течение дня они будут делать только хорошие дела. Если ребенок согласится на такие условия, то через день можно спросить выполнили ли руки свое обещание. Если да, то стоит их похвалить, если нет, то выяснить причину.5. «Говори, но не сразу!».Цель: развитие умения контролировать импульсивные действия.Ход игры: ведущий говорит детям: «Ребята, я сейчас буду задавать вам вопросы. Отвечать на них можно только после моей команды «Говори!». Кто будет отвечать раньше времени - выйдет из игры.Играть можно как с одним ребенком, так и с группой детей.6. «Треугольный мой колпак».Цель: научить управлять своими движениями и контролировать поведение, концентрировать внимание, способствовать осознанию ребенком своего тела.Ход игры: дети сидят на ковре в кругу. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят из фразы по одному слову: «Треугольный мой колпак, а если он не треугольный, то это значит не мой колпак». Фраза повторяется второй раз, но дети, которые в этот раз должны произнести слово «колпак» заменяют его на жесты. В третий раз повторения фразы уже заменяются на жесты 2 слова (колпак; мой). В каждом последующем повторении фразы дети произносят на одно слово меньше, а «показывают» на одно действие больше.7. «Воробей».Цель: развитие самоконтроля, памяти, внимательности, быстрой реакции.Ход игры: Перед началом игры ведущий вспоминает с детьми породы деревьев. Дети выбирают для себя фант - любую игрушку или вещь. Игроки садятся в круг на ковре и выбирают «собирателя» фантов. «Собиратель» фантов садится в середину круга и дает каждому ребенку название дерева (береза, тополь, ель). Каждый игрок запоминает название своего дерева. «Собиратель» фантов сообщает: «Прилетел Воробей и сел на березу». Береза должен ответить: «На березе не был, я улетел на клен». Клен называет другое дерево и т. д. Кто прозевает свое дерево, отдает фант «собирателю». В конце игры фанты отыгрываются. «Собиратель», повернувшись спиной к игрокам, дает для каждого фанта задание. 8. «Хитрая лисица, а ты где?».Цель: развитие произвольности поведения, выдержки, терпения.Ход игры: дети стоят в кругу с закрытыми глазами. Ведущий обходя детей, молча дотрагивается до одного из игроков, что означает что тот будет в роли лисы. Все остальные дети - зайцы. По сигналу ведущего все открывают глаза. Никто из играющих не знает, кто лиса. Ведущий говорит: «Хитрая лисица, а ты где?» Лиса в это время должна стоять и ничем себя не выдавать. Ведущий говорит второй. На третий раз лиса кидается ловить зайцев. Если заяц успел присесть на корточки, то его ловить нельзя. Пойманные зайцы выходят из игры.9. «Филин».Цель: развитие произвольности, координации движения, выдержки.Ход игры: «Филин», в роли ведущего, садится в «гнездо» (на стул) и «спит». В течение «дня» все дети двигаются по группе. После команды «Ночь!» дети должны замереть, а филин, открыв глаза и начинает ловить тех, кто пошевелился.10. «Успей схватить предмет».Цель: коррекция импульсивности, баланс механизмов возбуждения и торможения.Ход игры: посередине стола лежит игрушка. Дети кладут руки по разные стороны от предмета на одинаковом расстоянии. Ведущий заранее договариваются с детьми о определённом числе. Во время счета, пока не назовется обговорённое число, никто не должен хватать игрушку со стола.Дети, которые выполнили действия раньше обговорённых условий выходят из игры.11. «Кулак – ладонь – ребро».Цель: развитие произвольного внимания, зрительно – моторной координации, коррекция импульсивности.Ход игры: по команде дети кладут ладони обеих рук на стол, сжимают их в кулаки, ставят ребром. Темп и последовательность положения рук меняются. Затем педагог путает детей: своими руками показывает одно, аговорит - другое. Дети должны внимательно слушать и не ошибаться.В старших группах детских садов, учебная деятельность построена на основе произвольных усилий ребёнка. Для формирования произвольности, концентрации внимания и самоконтроля, необходимо развивать у детей понимание: цели деятельности (что сделать), программы деятельности (как сделать), значимых условий деятельности (разбить программу на этапы), умения исправлять ошибки (самоконтроль).ЗАКЛЮЧЕНИЕОбобщая, изученные критерии подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста можно классифицировать их в основные виды компонентов готовности к школе, которые включают физическую, интеллектуальную и психологическую (личностную) готовность, последняя также делится на коммуникативную, эмоционально-волевую и мотивационную. В настоящем исследовании особое внимание было уделено следующим компонентам психологической готовности: мотивационному и эмоционально-волевому.В целом, мотивационная готовность предполагает отношение к учебной деятельности как к общественно значимому делу и стремление к приобретению знаний. Помимо формирования мотивации к обучению психологическая готовность включает достижение определенного уровня эмоциональной устойчивости, снижение количества импульсивных реакций, способность поставить цель и создать план действий, умение оценить результат своего действия, навык контроля своего поведения и подчинения правилам, соблюдение дисциплины и режима – все это составляет эмоционально-волевую готовность. В практическом исследовании, в котором приняли участие 26 детей подготовительной к школе группы в возрасте 6-7 лет, было выявлено, что исследуемые компоненты не развиты на высоком уровне у всех дошкольников.В ходе диагностического обследования мотивационного компоненты выявились особенности отношения к школьному обучению. У большинства группы детей отмечается амбивалентное состояние, характерной особенностью которого является наличие,как положительного, так и отрицательного эмоционального состояния. В ходе изучения эмоционально-волевого компонента, также были выявлены трудности в овладении саморегуляцией и произвольностью поведения, самоконтролем, умением действовать по инструкции и т.д. На основании результатов диагностики были подобраны мероприятия для их целенаправленного развития, основным методом была выбрана игра, так как она является ведущей деятельности дошкольника.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫНормативно-правовые актыФедеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Консультант ПлюсФедеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 // Консультант Плюс Монографии, учебники, учебные пособияАгапов B.C. Генезис изучения Я-концепции в современной науке. Учебно-методическое пособие. М.: Государственный университет управления, 2017. -19 с.Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Для работы с детьми 2-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 128 с.Гуткина Н. И. Лидия Ильинична Божович: биографический очерк // Культурно-историческая психология. — 2016. — № 4. — С. 12-17.Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе . - М.: Академический Проект, 2016. - 3-е изд., перераб. и доп. - 184 с.Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья. Методика работы с родителями. – М., Мозаика-синтез, 2017. – 248 с.Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.: Педагогика, 2016. - 152 с.Кудрявцев В. Т. А. В. Запорожец: от идеи самоценности детства — к принципам самодетерминации и амплификации детского развития (idem) 2016. – 216 с.Медико-психологическая готовность детей к школе: проблемы, пути решения: монография / А.В. Гордиец, О.В. Груздева. - Красноярск, 2017. – 92с.Педагогическая психология: Учебное пособие / Б.Р. Мандель. - М.: КУРС: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 368 с.Психологические тесты для профессионалов / авт. Сост. Н.Ф. Гребень. – Минск: Соврем. шк., 2017. – 496с. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн.-3 изд., перераб и доп /Е. И. Рогов-М.: Владос, 2016. - 480 с.Шорохова Е.В. Проблема «Я» и самосознания.- М., 2016.- 597с.Статьи Вахрамеева О.А. Значение мотивационной сферы в адаптации дошкольника к обучению в условиях массовой школы // Вестник ШГПУ. 2018. №2. – С. 41-45.Венгер А. Л., Слободчиков В. И., Эльконин Б. Д. Проблемы детской психологии и научное творчество Д. Б. Эльконина// Вопросы психологии 2017. № 3. С. 20.Волкова И. А., Мумладзе С. Н., Толочек Н. А. Организация работы детско-родительского клуба в ДОУ // Молодой ученый. — 2018. — №46.2. — С. 28-30.Волкова Т. Н., Казаков И. С. Исследование готовности старших дошкольников к школьному обучению // Молодой ученый. 2016. № 9–3 (113). С. 5–6. Гусова А.Д. Особенности развития познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста // СИСП, 2017. - №6-2. – С. 13-18.Долгова В. И., Кондратьева О. А., Конурова О. А. Интеллектуальная готовность к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – Т. 31. – С. 56–60.Екшембеева Г.Н., Кулкаева Р.М. Интеллектуальная готовность дошкольника к школе: сущность и критерии. В сборнике: Актуальные вопросы современной науки Материалы XXV Международной научно-практической конференции. Центр научной мысли; Научный редактор И.А. Рудакова. – М., 2016. – С. 61-63.Ильина М.О., Михайлова Н.В. Формирование волевых качеств у старших дошкольников при реализации образовательной области "физическое развитие" // Концепт. 2018.- №9. - С. 15-19. Когут Анна Александровна К вопросу формирования коммуникативной компетентности современных детей старшего дошкольного возраста // ИСОМ. 2017. №3-2. – С. 2-5.Колесникова И. С. Психологические особенности дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2018. — №48.1. — С. 14-16Крамаренко А.С. , Клименко М.Е., Кураева Д.А. Специфика развития внимания у старших дошкольников // Вопросы науки и образования. 2018. - №29. – С. 8-12.Крюк В. Г., Казаков И. С. Проблема творчества и творческих способностей в современной педагогике // Молодой ученый. 2018. № 9–3 (113). С. 15–16.Мазилов В.А. Л. С. Выготский и методология психологии // Ярославский педагогический вестник. 2018. - №5. – С. 24-29.Медведева Е.Ю , Новикова Н.Н. Оценка уровня сформированности пространственных представлений старших дошкольников с нормой речевого развития и с общим недоразвитием речи // ПНиО. 2018. - №2. – С. 34 – 39.Митрунина О. С., Григоренко Т. М. Развитие познавательной активности старших дошкольников методом решения интеллектуальных задач // Молодой ученый. — 2018. — №44. — С. 275-278.Обухова Л.Ф., Павлова М.К. Концепция М. И. Лисиной и современная психология: перекличка идей // Культурно-историческая психология. 2016. - № 2. - С. 119–124.Омельченко Н. А., Казаков И. С. Педагогические условия формирования внимания у старших дошкольников // Молодой ученый. 2016. № 9–3 (113). С. 22–24.Омельченко Н. С., Казаков И. С. Развитие логического мышления у старших дошкольников // Молодой ученый. 2018. № 9–3 (113). С. 20–22.Селюкова Е. А., Мерзликина М. А. Готовность ребенка дошкольного возраста к обучению в школе // Молодой ученый. — 2017. — №3. — С. 591-594.Сорокина А.А. Психологическая готовность детей к школьному обучению // Территория науки. 2016. №4. – С. 31-25.Стригунова А. Г. Сущность готовности ребенка к школьному обучению: характеристика основных понятий проблемы // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1296-1299.Интернет-материалыВасильева О.С., Кондратьева Т.Н., Агаджанян А.Н. Возрастная периодизация двух жизненных циклов детства и старости [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Мир науки», 2017. - Том 5. - № 6. – Режим доступа https://mir-nauki.com/PDF/57PSMN617.pdf (дата обращения 12.04.2019)Зарубежные исследователи о проблеме подготовки неорганизованных детей к школе [Электронный ресурс] – Режим доступа http://www.lavill.ru/cronds-500-1.html (дата обращения 11.04.2019)Зыкова Н.А., Суркова Т.В. Особенности психологической коррекции агрессивности детей старшего дошкольного возраста средствами направленной игротерапии [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Мир науки», 2018. - №4. – Режим доступа: https://mir-nauki.com/PDF/08PSMN418.pdf (дата обращения 10.04.2019)Консультация для родителей «Физическая готовность ребенка к школе» [Электронный ресурс] – Режим доступа https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-roditeley-fizicheskaya-gotovnost-rebenka-k-shkole-941408.html (дата обращения 11.04.2019)Иностранная литератураBlair C. School readiness. Integrating cognition and emotion in a neurobiological conceptualization of children's functioning at school entry / C. Blair // Am. Psychol. - 2017 - V. 57, No2. - P.111-127.ПРИЛОЖЕНИЯПриложение 1ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ «БЕСЕДА О ШКОЛЕ» Т.А. НЕЖНОВОЙПроцедура проведения. 1. Как тебе кажется, что в школе самое интересное, привлекательное? Далее психолог говорит: «Я буду рассказывать тебе маленькие истории про тебя самого, но только это будут истории не про то, что с тобой уже было или случалось, а про то, что могло бы случиться, потому что случалось с другими детьми, когда они учились в школе. А ты мне будешь говорить, чтобы ты сказал или сделал, если бы такая история произошла с тобой». 2. Представь себе, что сегодня вечером мама вдруг скажет: «Ребенок, ты ведь у меня еще маленький, трудно тебе еще в школу, ходить. Если хочешь, я пойду и попрошу, чтобы тебя из школы отпустили на месяц, на полгода, на год. Хочешь?» Что ты ответишь маме? 3. Представь себе, что мама так и сделала (или не послушалась тебя и поступила по-своему) - договорилась, и тебя отпустили из школы прямо с завтрашнего дня. Утром ты встал, умылся, позавтракал, в школу идти не надо, делай, что хочешь ... Чтобы ты стал делать, чем бы стал заниматься в то время, когда другие ребята в школе? 4. Представь себе, ты вышел погулять и встретил мальчика. Ему тоже 6 лет, но он не ходит в школу, он ходит в детский сад. Он тебя спрашивает: «Что нужно делать, чтобы хорошо подготовиться к школе? Что ты ему посоветуешь?» 5. Представь себе, что тебе предложили учиться так, чтобы ты не ходил в школу, а, наоборот, к тебе приходила бы каждый день учительница и учила бы тебя одного всему, чему учатся в школе. Ты согласился бы учиться дома? 6. Представь себе, что ваша учительница заболела. Приходит к вам в класс директор и говорит: «Мы можем пригласить к вам другую учительницу на это время, а можем попросить ваших мам, чтобы каждая из них по одному дню побыла у вас в классе вместо учительницы». Как, по-твоему, будет лучше, чтобы пришла другая учительница, или чтобы мамы заменяли учителей?7. Представь себе, что есть две школы – школа А и школа Б. В школе А расписание уроков такое: каждый день бывают уроки письма, чтения, математики, а уроки рисования, музыки, физкультуры редко, один раз в неделю. А в школе Б все наоборот: каждый день бывает физкультура, музыка, труд, рисование, а чтение, письмо и математика - редко,· по одному разу в неделю. В какой школе ты бы хотел учиться? 8. В школе А от первоклассника строго требуют, чтобы он внимательно слушал учителя и делал все, что он говорит, не разговаривал на уроках, поднимал руку, если надо что-то сказать или выйти из класса. А в школе Б не делают замечания, если встанешь во время урока, поговоришь с соседом, выйдешь из класса без спроса. В какой школе ты бы хотел учиться? 9. Представь себе, что в какой-то день ты очень старательно работал на всех уроках, и учительница сказала: «Сегодня ты учился хорошо, просто замечательно, я хочу как-то особенно отметить тебя за такое учение. Выбирай сам – дать тебе шоколадку, игрушку или поставить пятерку в журнал?» Что бы ты выбрал? Ключ для отнесения ответов ребенка к характеристикам дошкольной или школьной позиции представлен в таблице ниже.Ключ к оценке теста№ вопросаВариант ответа(выбрать один из двух)Категория ответа1Уроки грамоты, счета – занятия, по содержанию и форме не имеющие аналогов в дошкольной жизни ребенка А Дошкольные виды деятельности – уроки художественно-физкультурного типа, а также внеучебные занятия: игра, еда, гуляние и т. д. Б2Несогласие ребенка на отсрочку А Согласие на отсрочку Б3Учебные занятия А Дошкольные занятия: игры, гуляние, рисование, занятия по хозяйству без упоминания о каких-либо учебных действиях Б4Содержательная сторона подготовки к школе – освоение навыков чтения, письма, счета А Формальные стороны подготовки к школе – приобретение формы, портфеля, учебников, тетрадей Б5Несогласие обучения на дому А Согласие на учебу на дому Б6Выбор учителя А Выбор родителя Б7Выбор школы АА Выбор школы ВБ8Выбор школы АА Выбор школы ВБ9Выбор отметки А Выбор игрушки или шоколадки БвсегоПриложение 2МЕТОДИКА «ДИКТАНТ» Л.А. ВЕНГЕРА И Л.И. ЦЕХАНСКОЙИнструкция: «Давай поиграем с тобой в школу. Я буду учителем, а ты – учеником. Мы будем «писать диктант»: я буду диктовать, а ты будешь соединять эти фигурки под диктовку. Но для того, чтобы правильно выполнить задание, ты должен запомнить три правила: Крестики и квадратики можно соединять только через кружочек (показ). Соединять фигурки нужно, не прерывая линии: «веревочка не рвется». Соединять можно, двигаясь только вперед, вот так: (показ). Тренировочная серия: квадратик с квадратиком, квадратик с крестиком, крестик с крестиком, крестик с квадратиком. Первая серия: крестик с квадратиком, квадратик с крестиком, крестик с крестиком, крестик с квадратиком, квадратик с квадратиком, квадратик с крестиком, крестик с квадратиком, квадратик с квадратиком, квадратик с крестиком, крестик с крестиком, крестик с крестиком, крестик с квадратиком. Вторая серия: квадратик с крестиком, крестик с крестиком, крестик с квадратиком, квадратик с квадратиком, квадратик с квадратиком, квадратик с крестиком, крестик с крестиком, крестик с квадратиком, квадратик с крестиком, крестик с квадратиком, квадратик с квадратиком, квадратик с крестиком. Третья серия: квадратик с квадратиком, квадратик с крестиком, крестик с крестиком, крестик с квадратиком, квадратик с квадратиком, квадратик с крестиком, крестик с квадратиком, квадратик с крестиком, крестик с крестиком, крестик с квадратиком, квадратик с крестиком, крестик с крестиком. Виды помощи: Поддержка в ситуации неуверенности, при замедлении темпа. Психолог просит ребенка повторить инструкцию при неверном соединении. Психолог сам повторяет инструкцию, если ребенок, выполняет задание не верно и не может повторить инструкцию. Психолог просит ребенка выполнить действие еще раз. Повторное объяснение. Показ - психолог, объясняя, сам выполняет действие. Оценка: Количественная (по Л.А. Венгеру, Л.И. Цеханской). За каждое верное соединение дается по два балла. Максимальная оценка по любой серии - 24 балла, по всему заданию - 72 балла. Перевод: 4-0; 8-от 16 до 22; 12-от 45 до 47; 5-1; 9-от 23 до 26; 13-от 48 до 55; 6-от 2 до 6; 10-от 27 до 41; 14-от 56 до 72. 7-от 7 до 15; 11-от 42 до 44; Качественная оценка. Структура деятельности: Ориентировка: время усвоения правил, предъявляемых в вербальном и наглядном плане; срок и устойчивость удержания правил по ходу выполнения задания. Исполнение: правильность соединения фигурок на листе бумаги карандашом. Контроль: замечает ли и может ли самостоятельно или с помощью исправить ошибки.Оценка уровня развития произвольности по методике «Диктант»1 уровень - 0-4 2 уровень - 5-93 уровень - 10-12 4 уровень - 13-14Приложение 3РЕЗУЛЬТАТЫ МЕТОДИКИ «БЕСЕДА О ШКОЛЕ» № п/пПреобладающий тип мотивации1игровая2игровая3равенство игрового и учебного мотивов4учебная5равенство игрового и учебного мотивов6равенство игрового и учебного мотивов7равенство игрового и учебного мотивов8игровая9равенство игрового и учебного мотивов10равенство игрового и учебного мотивов11учебная12равенство игрового и учебного мотивов13равенство игрового и учебного мотивов14равенство игрового и учебного мотивов15игровая16равенство игрового и учебного мотивов17равенство игрового и учебного мотивов18игровая19равенство игрового и учебного мотивов20равенство игрового и учебного мотивов21игровая22равенство игрового и учебного мотивов23равенство игрового и учебного мотивов24игровая25игровая 26равенство игрового и учебного мотивовПриложение 4РЕЗУЛЬТАТЫ МЕТОДИКИ «РИСОВАНИЕ БУС» № п/пУровень выполнения112234425362728194102113124132141151163174182192202212222231243254262Приложение 5РЕЗУЛЬТАТЫ МЕТОДИКИ «ДИКТАНТ» № п/пСтенУровень выполнения152213436241135116144762852921101441112312821310314821572162117311862191442072211132262231342431251032662

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Консультант Плюс
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 // Консультант Плюс

Монографии, учебники, учебные пособия

3. Агапов B.C. Генезис изучения Я-концепции в современной науке. Учебно-методическое пособие. М.: Государственный университет управления, 2017. -19 с.
4. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Для работы с детьми 2-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 128 с.
5. Гуткина Н. И. Лидия Ильинична Божович: биографический очерк // Культурно-историческая психология. — 2016. — № 4. — С. 12-17.
6. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе . - М.: Академический Проект, 2016. - 3-е изд., перераб. и доп. - 184 с.
7. Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья. Методика работы с родителями. – М., Мозаика-синтез, 2017. – 248 с.
8. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.: Педагогика, 2016. - 152 с.
9. Кудрявцев В. Т. А. В. Запорожец: от идеи самоценности детства — к принципам самодетерминации и амплификации детского развития (idem) 2016. – 216 с.
10. Медико-психологическая готовность детей к школе: проблемы, пути решения: монография / А.В. Гордиец, О.В. Груздева. - Красноярск, 2017. – 92с.
11. Педагогическая психология: Учебное пособие / Б.Р. Мандель. - М.: КУРС: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 368 с.
12. Психологические тесты для профессионалов / авт. Сост. Н.Ф. Гребень. – Минск: Соврем. шк., 2017. – 496с.
13. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн.-3 изд., перераб и доп /Е. И. Рогов-М.: Владос, 2016. - 480 с.
14. Шорохова Е.В. Проблема «Я» и самосознания.- М., 2016.- 597с.

Статьи

15. Вахрамеева О.А. Значение мотивационной сферы в адаптации дошкольника к обучению в условиях массовой школы // Вестник ШГПУ. 2018. №2. – С. 41-45.
16. Венгер А. Л., Слободчиков В. И., Эльконин Б. Д. Проблемы детской психологии и научное творчество Д. Б. Эльконина// Вопросы психологии 2017. № 3. С. 20.
17. Волкова И. А., Мумладзе С. Н., Толочек Н. А. Организация работы детско-родительского клуба в ДОУ // Молодой ученый. — 2018. — №46.2. — С. 28-30.
18. Волкова Т. Н., Казаков И. С. Исследование готовности старших дошкольников к школьному обучению // Молодой ученый. 2016. № 9–3 (113). С. 5–6.
19. Гусова А.Д. Особенности развития познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста // СИСП, 2017. - №6-2. – С. 13-18.
20. Долгова В. И., Кондратьева О. А., Конурова О. А. Интеллектуальная готовность к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – Т. 31. – С. 56–60.
21. Екшембеева Г.Н., Кулкаева Р.М. Интеллектуальная готовность дошкольника к школе: сущность и критерии. В сборнике: Актуальные вопросы современной науки Материалы XXV Международной научно-практической конференции. Центр научной мысли; Научный редактор И.А. Рудакова. – М., 2016. – С. 61-63.
22. Ильина М.О., Михайлова Н.В. Формирование волевых качеств у старших дошкольников при реализации образовательной области "физическое развитие" // Концепт. 2018.- №9. - С. 15-19.
23. Когут Анна Александровна К вопросу формирования коммуникативной компетентности современных детей старшего дошкольного возраста // ИСОМ. 2017. №3-2. – С. 2-5.
24. Колесникова И. С. Психологические особенности дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2018. — №48.1. — С. 14-16
25. Крамаренко А.С. , Клименко М.Е., Кураева Д.А. Специфика развития внимания у старших дошкольников // Вопросы науки и образования. 2018. - №29. – С. 8-12.
26. Крюк В. Г., Казаков И. С. Проблема творчества и творческих способностей в современной педагогике // Молодой ученый. 2018. № 9–3 (113). С. 15–16.
27. Мазилов В.А. Л. С. Выготский и методология психологии // Ярославский педагогический вестник. 2018. - №5. – С. 24-29.
28. Медведева Е.Ю , Новикова Н.Н. Оценка уровня сформированности пространственных представлений старших дошкольников с нормой речевого развития и с общим недоразвитием речи // ПНиО. 2018. - №2. – С. 34 – 39.
29. Митрунина О. С., Григоренко Т. М. Развитие познавательной активности старших дошкольников методом решения интеллектуальных задач // Молодой ученый. — 2018. — №44. — С. 275-278.
30. Обухова Л.Ф., Павлова М.К. Концепция М. И. Лисиной и современная психология: перекличка идей // Культурно-историческая психология. 2016. - № 2. - С. 119–124.
31. Омельченко Н. А., Казаков И. С. Педагогические условия формирования внимания у старших дошкольников // Молодой ученый. 2016. № 9–3 (113). С. 22–24.
32. Омельченко Н. С., Казаков И. С. Развитие логического мышления у старших дошкольников // Молодой ученый. 2018. № 9–3 (113). С. 20–22.
33. Селюкова Е. А., Мерзликина М. А. Готовность ребенка дошкольного возраста к обучению в школе // Молодой ученый. — 2017. — №3. — С. 591-594.
34. Сорокина А.А. Психологическая готовность детей к школьному обучению // Территория науки. 2016. №4. – С. 31-25.
35. Стригунова А. Г. Сущность готовности ребенка к школьному обучению: характеристика основных понятий проблемы // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1296-1299.

Интернет-материалы

36. Васильева О.С., Кондратьева Т.Н., Агаджанян А.Н. Возрастная периодизация двух жизненных циклов детства и старости [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Мир науки», 2017. - Том 5. - № 6. – Режим доступа https://mir-nauki.com/PDF/57PSMN617.pdf (дата обращения 12.04.2019)
37. Зарубежные исследователи о проблеме подготовки неорганизованных детей к школе [Электронный ресурс] – Режим доступа http://www.lavill.ru/cronds-500-1.html (дата обращения 11.04.2019)
38. Зыкова Н.А., Суркова Т.В. Особенности психологической коррекции агрессивности детей старшего дошкольного возраста средствами направленной игротерапии [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Мир науки», 2018. - №4. – Режим доступа: https://mir-nauki.com/PDF/08PSMN418.pdf (дата обращения 10.04.2019)
39. Консультация для родителей «Физическая готовность ребенка к школе» [Электронный ресурс] – Режим доступа https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-roditeley-fizicheskaya-gotovnost-rebenka-k-shkole-941408.html (дата обращения 11.04.2019)

Иностранная литература

40. Blair C. School readiness. Integrating cognition and emotion in a neurobiological conceptualization of children's functioning at school entry / C. Blair // Am. Psychol. - 2017 - V. 57, No2. - P.111-127.

Вопрос-ответ:

Какие компоненты психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе?

Компоненты психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе включают собой различные аспекты развития ребенка, такие как сенсорное восприятие, внимание, память, мышление, речь, моторика и эмоциональная сфера.

Какие критерии оценки компонентов психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе?

Оценка компонентов психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе может осуществляться по таким критериям, как уровень развития сенсорного восприятия, длительность и стабильность внимания, объем и качество памяти, уровень мыслительных операций, уровень развития речи, координация и гибкость движений, эмоциональная стабильность и саморегуляция эмоций.

Какие особенности характерны для старшего дошкольного возраста?

Старший дошкольный возраст (6-7 лет) характеризуется такими особенностями, как активное развитие мышления, формирование логических связей, улучшение памяти и внимания, развитие художественного воображения, расширение словарного запаса, появление навыков самоконтроля и самооценки, формирование первичных навыков социального взаимодействия и самоидентификации.

Как проводится диагностика компонентов психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе?

Диагностика компонентов психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе может включать в себя различные методы и тесты, направленные на определение уровня развития сенсорного восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, моторики и эмоциональной сферы.

Какие результаты диагностики компонентов психологической готовности детей муниципального дошкольного учреждения?

Результаты диагностики компонентов психологической готовности детей муниципального дошкольного учреждения могут быть различными в зависимости от конкретных показателей каждого ребенка. Однако, эти результаты могут использоваться для определения уровня развития каждого компонента и проведения коррекционно-развивающей работы для детей, у которых выявлены отклонения от нормы.

Какие основные компоненты психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе?

Основные компоненты психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе включают в себя психическое развитие, познавательные интересы, эмоционально-волевую сферу, эмоциональную устойчивость, словесное мышление и логику.

Какие критерии оценки компонентов психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе?

Оценка компонентов психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе проводится по таким критериям, как уровень развития речи, зрительной восприимчивости, воображения и представления, уровень эмоциональной устойчивости и социальной адаптированности.

Что входит в психолого-педагогическую характеристику старшего дошкольного возраста?

Психолого-педагогическая характеристика старшего дошкольного возраста включает в себя такие аспекты, как развитие когнитивных функций, эмоциональная сфера, социальное поведение и речевое развитие.

Как проводится диагностика компонентов психологической готовности детей муниципального дошкольного образовательного учреждения?

Диагностика компонентов психологической готовности детей муниципального дошкольного образовательного учреждения проводится с помощью таких методов, как наблюдение, тестирование, беседы с родителями и анкетирование. Анализируются данные по развитию речи, интеллектуальным способностям, эмоциональной устойчивости и социальной адаптированности.

Зачем проводить диагностику компонентов психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе?

Диагностика компонентов психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе позволяет определить уровень их готовности к школьному образованию и выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка. Это помогает педагогам и родителям разработать индивидуальные программы обучения и поддержать развитие ребенка в соответствии с его потребностями и возможностями.

Какие компоненты психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе развиваются?

Компоненты психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе, которые развиваются, включают в себя когнитивные, эмоциональные и социальные компоненты. Когнитивные компоненты включают развитие мышления, речи, внимания, памяти и логического мышления. Эмоциональные компоненты развиваются через формирование эмоциональной стабильности, умения управлять своими эмоциями и чувствами, а также развитие эмпатии и самооценки. Социальные компоненты включают развитие умения общаться и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, а также развитие навыков решения конфликтов и сотрудничества.