Государственный долг и бюджетный дефицит
Заказать уникальную курсовую работу- 36 36 страниц
- 23 + 23 источника
- Добавлена 05.06.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования государственного долга 5
1.1 Сущность и структура государственного долга 5
1.2 Причины возникновения и последствия, связанные с государственным долгом 7
1.3. Управление государственным долгом. Пути погашения и последствия накопления государственного долга 13
Глава 2. Анализ государственного долга и его показателей в некоторых странах 16
2.1. Особенности государственного долга в США 16
2.2 Характерные черты внешнего государственного долга в странах мира 18
2.3 Международный опыт реализации моделей управления государственным долгом 21
Глава 3. Анализ государственного долга Российской Федерации 31
3.1 Анализ структуры и динамики внешнего государственного долга РФ 31
3.2 Анализ структуры и динамики внутреннего долга Российской Федерации 33
3.3 Основные направления государственной долговой политики РФ 35
Заключение 37
Список литературы 40
Так, советский долг представленный России составил в 1991 г. составил 95,1 млрд. долл., так долг иностранным правительствам - 57,2 млрд. долл., иностранным банкам и фирмам - 37,9 млрд. долл. Одна вторая внешнего долга бывшего СССР пришлась на кредиты, а 20,5% были обусловлены расчетами на поставку товаров в рамках стран Совета экономической взаимопомощи (СЭВ).Поначалу обслуживание внешнего долга бывшего СССР было серьезной проблемой для экономики Российской Федерации. В соответствие с планом погашения этого долга в течение 1992-1995 гг. Россия должна была выплатить около 60 млрд. дол. Но из-за временного кризиса в РФ, в 1992 г. ей было возвращено лишь 1,3 млрд. долл. С учетом того, что следующие суммы года погашения увеличивались со стороны России, её общая задолженность уменьшалась крайне медленно. Ведь ежегодные проценты составляли в порядке 8 млрд. долл., вплоть до 1999 г. Россия продолжала увеличивать свой внешний долг. Так в 1998 г., прирост внешнего долга составил 27,3 млрд. долл., что достигло 146,4% ВВП, 1 января 2000 года внешний долга составлил 158,7 млрд. долларов США. В связи с увеличением мировых цен на сырье, доходы Российской Федерации по экспорту нефти и созданию в 2004 г. Стабилизационного фонда РФ гораздо возросли, что способствовало погашению многие внешних задолженностей. Благодаря досрочной выплате Россия смогла сэкономить огромные суммы на процентах.По известным нам данным данная досрочная выплата составила: в 2001 году. - 2,7 млрд. долл. (Центральному банку), в 2005 г. - 3,33 млрд. долл. (МВФ), в 2006 г. - 22,5 млрд. долл. (Парижскому клубу), в 2007 г. в размере 343,25 млн. долл. (сельхозкредиту перед США), в 2013 г. - 3,65 милрд.долл ( таким странам как: Черногория, Чехия и Финляндия), в 2017 - 125,2 млн. долл. ( Боснии и Герцеговине).Согласно предоставленным данным в СМИ на начало 2018 года, сумма общего долга России по отношению к ВВП снизилась до 33%, что считается умеренным уровнем согласно годовому отчету ЦБ.С учетом введения санкций на Российскую Федерацию, эксперты делают вывод о том, что в цифровом эквиваленте размер нашего внешнего долга сокращается, но в относительных показателях он увеличивается. Это объясняется снижением ВВП, падением курса рубля и сокращением экспорта энергоносителей.По отношению к другим странами, рост внешнего государственного долга России не является критичным. Так, на период 2018-2019 г. внешний долг России будет увеличиваться, он примерно будет составлять 5-10 % от всего ВВП.На настоящий период, структуру внешнего долга России можно представить в виде: обязательств перед Парижским клубом, перед бывшими участниками СЭВ, обязательствами бывшего СССР и перед финансовыми международными организациями, обязательствами перед еврооблигационных кредитов, выплаты по ОВГВЗ.Россия, как страна кредитор простила своим должникам 80 млрд. долл. В число этих должников вошли страны: Куба – 31,7 млрд. долл., Ирак – 21,5 млрд. долл. , Монголия – 11,1 млрд. долл. , Афганистан – 11 млрд. долл. , КНДР – 10 млрд. долл., Сирия – 0,9 млрд. долл., Вьетнам – 9,4 млрд. долл., Государствам Африки - боле 0,02 трлн долларов.Российская Федерация на 2018 год имеет задолженность более 537 млрд долл.Таким образом, при анализе внешнего государственного долга Российской Федерации мы выяснили, что наш долг потихоньку уменьшается и на настоящий период он составляет около 537 млрд. долл.3.2 Анализ структуры и динамики внутреннего долга Российской ФедерацииВнутренний долг - финансовые обязательства государства, которые возникают в совокупности с привлечением для выполнения государственных программ и заказов средств негосударственных организаций и населения страны.Погашение внешнего долга, откладывает отпечаток на внутренний, который имеет тенденцию расти. Так, в 2009 г. внутренний долг РФ составляет 1 499,82 млрд. руб., в 2011 г. - 2 940,39 млрд. руб., в 2013 - 4 977,89 млрд. руб., в 2014 г. -5 722,24 млрд. руб., в 2015 г. - 6 986,48 млрд. руб., в 2016 - 7 345,051 млрд. рублей, в 2017 - 518,7 млрд. долл.На сайте Министерства финансов Росси была опубликована сумма внутреннего долга РФ в размере 7,25 триллиона рублейСтруктуру внутреннего долга России можно представить в табл. 5.Таблица 5 – структура внутреннего долга РФ, на период 2017 - 2018 гг.Виды государственный ценных бумагПо состояниюна 01.12.2017Изменение госдолгас 01.12.2017 по 31.12.2017По состояниюна 01.01.2018ОФЗ-ПД4 141, 257142, 3644 283, 621ОФЗ-АД539, 838-539, 838ОФЗ-ПК1 948, 439- 200, 0001 748, 439ОФЗ-ИН168, 788- 0, 269168, 519ОФЗ-н37, 6761, 48139, 157ГСО-ППС245, 550-245, 550ГСО-ФПС132, 000-132, 000ОВОЗ90, 000-90, 000Итого:7 303, 548- 56, 4247 247, 124Источники финансирования внутри страны составляют доходные государственные обязательства, которые выставляются и свободно обращаются на фондовом рынке и по окончанию определенного срока погашаются государством.Структура внутреннего долга РФ представлена из : государственных сберегательных облигации; облигаций федерального займа с амортизацией долга, фиксированным купонным доходом, переменным купоном, постоянным доходом, облигаций внутренних облигационных займов; предоставления гарантий Российской Федерации в валюте РФ.К основным инвесторам внутреннего долга относят: население; корпорации; банки; другие финансовые и кредитные учреждения.Внутренние заимствования всегда более выгодные это объясняется тем, что деньги, используемые для покрытия дефицита бюджета, занимаются на рынке, что не способствует приросту денежной массы. Также, утечки товаров и услуг за границу не существует. Поэтому основную часть государственного долга Российской Федерации занимают внутренние займы.Таким образом, внутренний долг не несет особой значимой угрозы для экономики страны, поэтому при дефиците бюджета РФ обращается к заимствованиям внутри страны, а не за рубежом. 3.3 Основные направления государственной долговой политики РФГосударственный долг для любой страны является острой проблемой, решение которой необходимо. От выбранного пути решения будет зависеть бюджетная дееспособность стран, состояние валютных резервов, инвестиционный климат и многое другое, поэтому важно выбрать верную долговую политику государства. Долговая политика – это политика ориентированная на выпуск и размещение взятых кредитов государства, спекулирование на рынке ценных бумаг, на обслуживание и погашение государственного долга, предоставление ссуд и гарантий.В Российской Федерации данная долговая политика была предоставленная Министерством финансов РФ на период от 2017-2019 годы. Где в ней в частности подчеркнули, что отношение государственного долга России к ВВП на конец 2017 года составят 14,7 % ВВП, а на конец 2019 года этот показатель может составить 15,7 %. Расходы по этим же годам из бюджета составят 4,5 % в конце 2017 года и 5,4 процента — 2019 года.Формы и масштабы заимствований будут опираться на макроэкономические и внешние условия, которые характеризуются неопределённостью, а также рисками для национальной экономики.В соответствии с «Основным направлениям бюджетной политики на 2017-2019 годы» к внешним условиям, влияющим на национальную политику страны, будут отнесены также: мировой экономический рост, маленький внешний спрос.К внутренним проблемам в РФ были отнесены: низкий уровень диверсификации экономики, усложненная демографическая ситуация и проблемы человеческого капитала и др. К основным рискам в России отнесены колебания цен на нефть и геополитическая напряжённость.Государственные заимствования представленной политики на конец 2019 года могут быть основным источником финансирования государственного бюджета.Внутренние заимствования на конец данного года будут более триллиона рублей. Это обуславливается снижением ставки инфляции до четырёх процентов. Одним из важных составляющих это политике, станет наличие ликвидности у банков – инвесторов.Также было подтверждено осуществлять государственные внутренние заимствования через облигации федерального займа. Причём их роль будет растить.В управлении внешним долгом помимо Министерства финансов участвуют также: Министерство экономического развития, Банк России и Внешэкономбанк. Таким образом, государственный долг РФ не превышает предельных отметок, данные вопросы по уменьшению государственного долга решаются, что представляется нам цифрами его сокращения в разные периоды жизни России. ЗаключениеПроблема высокого уровня государственного долга в настоящее время является острой не только в нашей стране, но и за рубежом. Государственный долг можно рассматривать как отношения, возникающие по поводу привлечения и использования дополнительных централизованных денежных фондов государства, то есть финансовые отношения, которые представляют собой экономические связи, взаимодействия и отношения в денежной форме. Государственный долг делят на внутренний, которые находит своё выражение в национальной валюте страны , и внешний, выраженный в иностранной валюте.Государственный долг может содержать в себе и положительные и негативные стороны в социально-экономической жизни страны. Он способствую экономическому росту страны, а также является провокатором экономических и долговых кризис. Нерационально выбранная экономическая политика, а также растущий быстрыми темпами государственный долг развитых стран, поспособствуют ухудшению социально-политической ситуации в них, уменьшению уровня ВВП и увеличению долгового ямы.Государственный внешний долг России на протяжение долгого периода значительно снижается, мы не выходим за допустимые пределы, но не стоит забывать и о том, что внутренний долг РФ, всё же увеличивается при этом. С целью совершенствования управления государственным долгом Российской Федерации возможна реализация следующий комплекс мероприятий: - повышение кредитного рейтинга Российской Федерации с помощью проведения мер по взаимодействую с международными рейтинговыми агентствами, а также привлечения на российских рынок отечественных и зарубежных инвесторов; - разработка новых инструментов государственных заимствований, таких как государственные ценные бумаги для населения и создания нового сегмента рынка;- возврат на международные рынки капитала для сохранения присутствия России как суверенного заемщика и поддержания постоянного доступа к ресурсам данных рынков; - разработка инструментов, ориентированных для привлечения средств с активно развивающихся азиатских рынков, особенно Китая, и для появления на российском рынке нового круга инвесторов; - оптимизация структуры государственного долга и повышения уровня ликвидности государственных ценных бумаг с помощью дальнейшего проведения операций обмена; - координированная работа по осуществлению управления с проведением оценки роста государственного долга, расходов на его обслуживание и сравнение относительных показателей; - разработка новых направлений государственной гарантийной поддержки с учетом международного опыта в различных отраслях экономики.Система управления государственным долгом сейчас является достаточно эффективной, однако необходимо постоянное ее совершенствование в условиях постоянно изменяющихся экономических условий. Необходимо разработать такую систему управления, которая бы могла достаточно быстро адаптироваться к изменяющимся внешним условиям, позволяла проводить меры по диверсификации экономки.Список литературыНормативно-правовые акты«Бюджетный кодекс Российской Федерации» (БК РФ) от 31.07.1998 № 145-ФЗ (в действующей редакции от 26.12.2014) // http://www.consultant.ru/Книги, изданные под фамилией автора (авторов)Абрамов В.Л. Мировая экономика: Учебное пособие / В.Л. Абрамов. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2005. – 320 с.Алехин Б.И. Государственный долг: Учебное пособие / Б.И. Алехин. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2011. – 368 с.Брагинская, Л. С. Государственный долг: анализ системы управления и оценка ее эффективности [Электронный ресурс] / Л. С. Брагинская. - М.: Университетская книга, 2007. - 128 с.Вавилов А. Государственный долг: уроки кризиса и принципы управления / А. Вавилов. – М.: Городец-издат, 2001. – 304 с.Раджабова З.К. Мировая экономика: Учебник / З.К. Раджабова. – 3-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 304 с.Книги, изданные под редакцией автора (авторов)Мировая экономика: учебник для бакалавров / под. ред. Б.М. Смитиенко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 590 с. – Серия: Бакалавр. Углубленный курс.Национальная экономика в условиях глобализации / Гос. Ун-т – Высшая школа экономики; под ред. И.П. Фаминского. – М.:Магистр, 2007. – 429, [3] с.Финансы: учебник для бакалавров / под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской.– 3-е изд., перераб. и доп.– М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2012.– 590 с.– (Серия: Бакалавр).Экономическая теория: Учеб.для студ.высш.учеб.заведений / под ред. В.Д.Камаева. – 9-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2013. – 640 с.: ил.Периодические изданияВышковский, Константин Владимирович. «Пока мы можем позволить себе не занимать» [Текст] / К.В. Вышковский // Финансы. – 2014. - №6. – С.3-7Федосов В.А. Проблема суверенных долгов в мировой экономике [Текст] / В.А. Федосов, А.А. Молдован // Финансы и кредит. – 2013. - №28. – С.32-38Ресурсы InternetОфициальный сайт Министерства Финансов Российской Федерации // http://www.minfin.ru/Информационно-аналитический отдел официального сайта Министерства финансов Российской Федерации // http://info.minfin.ru/Центральный банк Российской Федерации // http://cbr.ru/Официальный сайт Алексея Кудрина // http://akudrin.ru/https://ru.wikipedia.org/http://www.grandars.ru/http://www.ereport.ru/Агентство по управлению долгом Великобритании / [Электронный ресурс]: http://www.dmo.gov.uk.Казначейство Франции / [Электронный ресурс]:http://www.aft.gouv.fr.Финансовое агентство Германии / [Электронный ресурс]http:// www.deutsche-finanzagentur.deМинистерство финансов Японии / [Электронный ресурс]: http:// www.mof.go.jp.Министерство экономики и финансов Италии / [Электронный ресурс]: http://www.mef.gov.it.
Нормативно-правовые акты
1. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» (БК РФ) от 31.07.1998 № 145-ФЗ (в действующей редакции от 26.12.2014) // http://www.consultant.ru/
Книги, изданные под фамилией автора (авторов)
1. Абрамов В.Л. Мировая экономика: Учебное пособие / В.Л. Абрамов. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2005. – 320 с.
2. Алехин Б.И. Государственный долг: Учебное пособие / Б.И. Алехин. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2011. – 368 с.
3. Брагинская, Л. С. Государственный долг: анализ системы управления и оценка ее эффективности [Электронный ресурс] / Л. С. Брагинская. - М.: Университетская книга, 2007. - 128 с.
4. Вавилов А. Государственный долг: уроки кризиса и принципы управления / А. Вавилов. – М.: Городец-издат, 2001. – 304 с.
5. Раджабова З.К. Мировая экономика: Учебник / З.К. Раджабова. – 3-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 304 с.
Книги, изданные под редакцией автора (авторов)
6. Мировая экономика: учебник для бакалавров / под. ред. Б.М. Смитиенко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 590 с. – Серия: Бакалавр. Углубленный курс.
7. Национальная экономика в условиях глобализации / Гос. Ун-т – Высшая школа экономики; под ред. И.П. Фаминского. – М.:Магистр, 2007. – 429, [3] с.
8. Финансы: учебник для бакалавров / под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской.– 3-е изд., перераб. и доп.– М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2012.– 590 с.– (Серия: Бакалавр).
9. Экономическая теория: Учеб.для студ.высш.учеб.заведений / под ред. В.Д.Камаева. – 9-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2013. – 640 с.: ил.
Периодические издания
10. Вышковский, Константин Владимирович. «Пока мы можем позволить себе не занимать» [Текст] / К.В. Вышковский // Финансы. – 2014. - №6. – С.3-7
11. Федосов В.А. Проблема суверенных долгов в мировой экономике [Текст] / В.А. Федосов, А.А. Молдован // Финансы и кредит. – 2013. - №28. – С.32-38
Ресурсы Internet
12. Официальный сайт Министерства Финансов Российской Федерации // http://www.minfin.ru/
13. Информационно-аналитический отдел официального сайта Министерства финансов Российской Федерации // http://info.minfin.ru/
14. Центральный банк Российской Федерации // http://cbr.ru/
15. Официальный сайт Алексея Кудрина // http://akudrin.ru/
16. https://ru.wikipedia.org/
17. http://www.grandars.ru/
18. http://www.ereport.ru/
19. Агентство по управлению долгом Великобритании / [Электронный ресурс]: http://www.dmo.gov.uk.
20. Казначейство Франции / [Электронный ресурс]: http://www.aft.gouv.fr.
21. Финансовое агентство Германии / [Электронный ресурс]http:// www.deutsche-finanzagentur.de
22. Министерство финансов Японии / [Электронный ресурс]: http:// www.mof.go.jp.
23. Министерство экономики и финансов Италии / [Электронный ресурс]: http://www.mef.gov.it.
Вопрос-ответ:
Каковы основные причины возникновения и последствия связанные с государственным долгом?
Основными причинами возникновения государственного долга являются несоответствие между расходами и доходами государства, бюджетные дефициты, экономические кризисы и необходимость финансирования долгосрочных проектов. Последствия связанные с государственным долгом включают рост процентных платежей по долгу, угрозу стабильности финансовой системы, снижение экономического роста, увеличение налогов и сокращение социальных программ.
Как осуществляется управление государственным долгом и какие есть пути погашения долга?
Управление государственным долгом осуществляется через различные меры, такие как изменение налоговой и бюджетной политики, привлечение займов на финансовых рынках, использование резервов и продажа государственных активов. Пути погашения долга могут включать выплату процентов и главной суммы долга по графику, привлечение дополнительных займов для погашения старого долга, реструктуризацию долга или его перекредитование, а также повышение налогов и введение новых сборов.
Каковы особенности государственного долга в США?
Государственный долг США является одним из самых крупных в мире. Особенности его включают использование государственных облигаций, как основного инструмента заемных средств, наличие различных типов долга (долговые бумаги, краткосрочные и долгосрочные займы), значительное участие иностранных инвесторов в долговом рынке США и роль Федеральной резервной системы в управлении долгом.
Какие показатели анализируются при изучении государственного долга?
При изучении государственного долга анализируются такие показатели как общая сумма долга, доля долга в ВВП, процентные платежи по долгу в бюджете, сроки погашения долга, процентные ставки по займам, структура долга по валютам и срокам, а также рейтинги кредитоспособности и мнения кредитных агентств.
Что такое государственный долг и какова его структура?
Государственный долг - это общая сумма денежных обязательств государства перед кредиторами, включая внутренний и внешний долг. Структура государственного долга включает различные виды долговых инструментов, таких как облигации, кредиты и займы.
Какие причины могут привести к возникновению государственного долга и какие последствия он может иметь?
Государственный долг может возникнуть из-за длительного бюджетного дефицита, когда расходы государства превышают его доходы. Последствия государственного долга могут быть разнообразными - от увеличения выплат по процентам по долгу до нестабильности финансовой системы и зависимости от внешних кредиторов.
Как управлять государственным долгом и какие пути существуют для его погашения?
Управление государственным долгом включает разработку эффективных стратегий его погашения и управления рисками. Пути погашения государственного долга могут включать выпуск новых облигаций, увеличение налоговых доходов, снижение расходов и привлечение внешних кредиторов.
Каковы особенности государственного долга в США?
В США государственный долг является одним из крупнейших в мире. Он включает как внутренний, так и внешний долг. США активно использует выпуск облигаций и займы для финансирования своих расходов. Внешний долг США является одним из ключевых факторов макроэкономической политики.
Какие показатели используются для анализа государственного долга в некоторых странах?
Для анализа государственного долга в некоторых странах используются показатели, такие как доля государственного долга в ВВП, уровень процентных платежей по долгу, сроки погашения долговых обязательств и другие финансовые показатели, которые позволяют оценить устойчивость финансовой системы и способность государства выполнять свои финансовые обязательства.
Какой предмет исследует статья?
Статья исследует государственный долг и бюджетный дефицит.
Какие аспекты связанные с государственным долгом рассматриваются в статье?
В статье рассматриваются теоретические аспекты государственного долга, его сущность и структура, причины возникновения и последствия, а также управление государственным долгом и пути его погашения.
Какие последствия связаны с государственным долгом?
Государственный долг может иметь различные последствия, такие как увеличение налогового бремени для населения, рост инфляции, угроза финансовой стабильности страны, снижение инвестиций и экономического роста.