Управление мотивацией в период президентских выборов в России
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 23 + 23 источника
- Добавлена 10.06.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Специфика управления мотивационными процессами в избирательных кампаниях 5
1.1. Содержание процессов управления мотивацией избирателей 5
1.2. Возможности управления мотивационной сферой в избирательных кампаниях 10
Глава 2. Управление мотивационными процессами в период президентских выборов РФ 19
2.1. Избирательные технологии как средство воздействия на мотивацию электората 19
2.2. Анализ предвыборной стратегии В. В. Путина как способа управления мотивацией электората 28
Заключение 36
Список литературы 38
Маркетинговый подход подходит к пониманию избирательных технологий в контексте маркетинговых коммуникаций. Структурно-функциональный подход –представляет основные функции, структуру избирательных технологий, теоретические основы которых выступают базисом для коммуникативного подхода, определяющего специфику процесса взаимодействия элементов избирательных технологий. Социологический и психологический подходы опираются на зависимость электоральных предпочтений индивида от его личных характеристик (социальной роли, возраста, пола, а также эмоционально-чувственных особенностей) [17].Таким образом, определение понятийного аппарата и общих категорий при пониманиитермина «избирательные технологии» позволяет увидеть многогранность данного феномена. Знание концептуальных основ и специфики избирательных технологий считаются необходимым условием при дальнейшем, более глубоком и детальном анализе избирательных технологий в политическом пространстве Российской Федерации, а также в практике организации и проведения успешных избирательных кампаний.2.2. Анализ предвыборной стратегии В. В. Путина как способа управления мотивацией электоратаОсновное внимание любой избирательной кампании, а тем более при выборах на пост президента страны, должно уделяться не только технологическим аспектам (получение желаемых формальных результатов), но и электоральной стратегии.Электоральная стратегия избирательной кампании В. В. Путина в ходе выборов-2018 была основана, на выдвижении ясного содержания послания и сопутствующих решений, механизмах мобилизации сторонников и лояльных избирателей. Основная идея повестки заключалась в выработке стратегии развития России на долгосрочную перспективу.Таким образом, главной целью кампании было формирование у политической элиты и населения страны ясного представления будущего России, непосредственно связанного с В В. Путиным.Смысл голосования за президента на предстоящих выборах – одобрить его новый курс, понять и принять его долговременную роль в российской политике, включая период после 2024 года.Д. Орлов в своей работе выделил несколько наиболее значимых задач президентской избирательной кампании, которые должны принести успешные результаты [16].– Легитимная свободаНа момент проведения кампании (начало которой было за год до выборов), у В. В. Путина был достаточно высокий уровень общественной поддержки (около 80 %). Поэтому мотивация электората в ходе предвыборной кампании не нуждалась в искусственной стимуляции. Главной целью выступило формирование устойчивых мотиваций для выбора президента, чистота и прозрачность поддержки опорных социальных слоев и групп. Выборы должны быть оценены в обществе как честные и справедливые, чтобы в последствии не возникло каких-либо предпосылок протеста против основного кандидата.Для мотивирования электората в данной кампании не применялась электоральная инженерия, как спарринг-партнеры, спойлеры, или другие действия, направленные на уменьшение голосов у оппонентов и передаче их кандидату. Управление мотивацией было направлено на формирование сценария борьбы между главными конкурентами (опытными политическими игроками), в котором преимущество своего кандидата было бы очевидно.Предвыборные рейтинги необходимо отслеживать, что приведет к необходимости корректировать электоральную стратегию (выявление «проблемных» социальных групп, идеологически настроенных слоев населения и т.п.). Следует отметить, что для российских избирательных кампаний свойственно снижение рейтинга основного кандидата в период проведения предвыборной кампании.В рамках снижения рейтинга выделяют причины снижения явки избирателей на выборах. К ним относят то, что часть населения страны аполитична (не верит в политику, не интересуется ей), другая часть удовлетворена текущим состоянием управления страной и не видит смысла в выборах. Третья часть, что настроена против политического управления, не собирается приходить на выборы, не веря в достоверность их результатов. Таким образом, возникает риск при повышении стимулирования населения увеличить мотивацию не лояльной части, а наоборот, негативно настроенного электората. Поэтому основной задачей управления мотивацией считается поддержка лояльной части населения, а не стремление к усиленной агитации всех избирателей.Итак, легитимизация избирательной кампании президента должны исключать любые попытки давления на избирателей. На основании этой позиции определяются задачи штаба и особенности организации кампании.– Обновление управленческой элитыЗа время правления государством В. В. Путина российская элита достаточно изменилась. На смену управленцев прошлого века пришли молодые и интеллектуальные люди, которые, к сожалению, часто не видят для себя перспектив развития в современном российском управлении страной. Все это вызывает постоянную смену управленческих кадров.Формулирование В.В. Путиным новых задач по развитию страны определяет необходимость формирования новой управленческой элиты. Отсюда вытекает основная стратегическая цель кампании в кадровой сфере – формирование обновленной президентской команды, состоящей из профессионалов, мотивированных на долгосрочную перспективу развития страны.Таким образом, на этапе выборов обозначается потребность в формировании такой команды, отвечающей социальным, статусным, профессиональным, возрастным и др. ее характеристикам. Вместе с тем, создаются подходящие условия для ее формирования: проводится реорганизация кадрового резерва, принимаются пробные кадровые решения и т.д. Благодаря этому, президент формирует команду, способную понять и принять новые направления в развитии государства, поддержать президента в выбранной стратегии управления.– Национальный прорывВ связи с возникающими и прогнозируемыми кризисами в экономической сфере страны, предвыборная кампания В. В. Путина делает акцент на прекращение инерционного развития страны и начало российского прорыва. Для этого обозначаются следующие задачи:1. отбор и точечное стимулирование перспективных производств;2. снижение налоговой нагрузки на частный бизнес (малый и средний бизнес);3. повышение эффективности бюджетной политики, включая жесткое подавление коррупции.Параллельно с этим обращается внимание на решение проблемы, беспокоящих большую часть обычного населения. А именно: проблемы ЖКХ, медицинское обслуживание, дорожное хозяйство.– Перезагрузка «путинского» большинстваАвтор называет путинским большинством тот феномен, что действующего президента РФ поддерживает большая часть населения. Высокий уровень поддержки президента сформировался за годы правления за счет разных условий и различных социальных групп. Поэтому при планировании управления мотивацией электората, перед кампанией не стоит задача формировать новую базу избирателей, а принимаются меры по улучшению текущего положения поддерживающей части населения.Для этого в разные годы использовались следующие стратегии:– обеспечение экономического роста и связанного с ним социального благополучия граждан;– выполнение государством социальных обязательств перед гражданами, в особенности, пенсионерам и бюджетниками;– патриотическая консолидация общества.Сейчас видится необходимость в доработке данных стратегий: формирование позитивных ожиданий и надежд, связанных с выдвижением амбициозных целей по развитию страны; преобразования в экономической сфере, призванные выполнить обозначенные социальные обязательства. Консолидация общества остается одной из ведущих задач президентской кампании, сконцентрированной в частности на консолидации общества в борьбе с терроризмом.Учитывая вышеописанное, под перезагрузкой путинского большинства стоит понимать формирование системы мотиваций, где патриотическая консолидация выступает началом в создании благоприятной перспективе социально-экономической сфере государства. Такой подход к организации президентской кампании позволяет сочетать три типа содержательной повестки – патриотическую, социальную и инновационную повестку развития страны.– Консолидация ресурсовДля обеспечения успешного проведения президентской кампании, необходимо четко разграничивать функции между различными структурами, обеспечивающими работу кампании. В этой роли выступают управленческие элиты, общественные движения, партии, бизнес-корпорации, СМИ и др.1. Ресурсы элитыЗдесь необходима тщательная организация командной работы, т.к. члены элиты могут вести в рамках кампании борьбу за лидерство в команде, а также за власть, после окончания выборов. Достичь баланса в этом вопросе помогают различные опорные структуры, такие как администрация президента, правительство, силовые структуры и т.д.Важную роль в предвыборной кампании играют региональные властные элиты (губернаторы и их корпус). Для достижения целей кампании значимой становится эффективность отношения президента и региональной власти в частности, в решении социально-экономических вопросов. Консолидация властной элиты вокруг президента должна осуществляться в рамках закона.2. Медийные ресурсыВажнейшим инструментом мобилизациии электората является прямая связь президента с обществом. Проведение пресс-конференций, «прямых линий» с президентом оказываются наиболее эффективными в продвижении избирательной программы. Информация, предоставляемая СМИ, должна быть проверена и тщательно отобрана, суть ее должна быть в содержании президентской программы.Еще одним важным моментом выступает организация компании в социальных сетях. Она проводится в виде блогов, часть из которых носит информационный характер, а другая часть – дискуссионный характер. В последнее время информирование и агитирование через каналы сети становится все более популярным и позволяет привлекать к вопросам политики более молодую и активную аудиторию.3. Организационные, технологические и агитационные ресурсыКак основной ресурс, здесь можно выделить поддержку партии «Единая Россия». Сторонники данной партии составляют ядро электората В. Путина и включают в себя большую часть активных избирателей. При том, что В. Путину оказывается большая поддержка дынной партии, его кандидатура в президенты позиционируется самостоятельно. Таким образом, он выступает как связующее звено между обществом и ведущей партией страны. Благодаря этому, создается имидж президента как лица, объединяющего общество и пользующегося широкой поддержкой различных политических групп и организаций. Другие партии также могут участвовать в мотивационной программе президента, подключая свою аудиторию.Для формирования благоприятного имиджа президента, в президентскую коалицию также включена система общественных организаций. Благодаря этому происходит мобилизация различных групп и слоев населения.Одной из мощных пропрезидентских организаций является ОНФ, на базе которой может быть создан президентский штаб, с развернутой сетью его территориальных подразделений.Важнейшим приоритетом в работе с общественными организациями выступает организация волонтерского движения, способного составить одну из главных основ агитационной сети. Таким образом, к агитированию привлекается молодежная среда.– Выбор сценарияВажнейшей составляющей организации предвыборной кампании является разработка сценария, который должен отвечать на вопросы: Кто выдвигает В. В. Путина на пост президента? и Какие общественные слои будут мобилизованы на выборах?Для получения ответов на эти вопросы, может быть предложено три вида сценариев:сценарий выдвижения В. Путина партией «Единая Россия»; плюсы – легкая процедура выдвижения, поддержка ведущей партии страны; минус – ограниченная общественная поддержка в связи с большим количеством противников партии;сценарий выдвижения В. Путина самими гражданами с помощью механизма сбора подписей; плюс – имидж кандидата как внепартийного лидера, минус – сложность организации и необходимость публичного обоснования сбора подписей;комбинированный сценарий – выдвижение Путина партией «Единая Россия» с одновременным формированием широкой партийной и общественной коалиции; данный сценарий считается оптимальным, учитывающим недостатки других сценариев;сценарий общественной мобилизации подразделяется на:– сценарий «консервативной мобилизации», основан на ярко выраженном идеологическом компоненте (например, на борьбе с террором);– сценарий мобилизации «активистских» слоев и групп, ориентирован на слои населения, стремящиеся к реформированию управления и развития страны;– сценарий «широкой» мобилизации, предполагает консолидацию структурированной массовой поддержки в обществе.Таким образом, для обеспечения успешного проведения президентской кампании, предлагается следующее:– новая перезагрузка «путинского» большинства, с целью обеспечения легитимной победы, с учетом формирования устойчивой и мотивированной поддержкой президента;– «широкая мобилизация» избирателей, позволяющая объединить различные идеологические сегменты и социальные слои общества;– организация «комбинированного» сценария выдвижения, заключающегося в выдвижении от партии, но при поддержке широкой общественной коалиции;– разработка публичной стратегии развития страны, касающейся решения важнейших вопросов социально-экономической сферы; – формирование «большой команды В. Путина», созданной для решения актуальных задач, обозначенных в публичной стратегии развития страны.Президентская кампания начинает свою работу за год до выборов, постепенно решая все поставленные задачи.ЗаключениеВ курсовой работе были рассмотрены теоретические основы управление мотивацией в период президентских выборов в России.Сущность содержания процессов управления мотивацией избирателей заключается в управлении мотивацией политического поведения, которой необходимо управлять соответствующими коммуникационными потоками, процессами структуризации. Так же мотивационная структура личности является подвижной. Люди склонны, под влиянием внешнего воздействия, пересматривать свои ценностные ориентации и предпочтения, у них меняется настроение, появляются новые интересы. Субъект управления далеко невсегда может отслеживать происходящие изменения в умонастроениях масс. Изучение и интерпретация общественного мнения – трудоемкое дело, требующее значительных ресурсов (временных, кадровых, финансовых), и его качественное проведение вызывает сложности даже у крупных политических организациях.Возможности управления мотивационной сферой в избирательных компаниях рассматриваются с точки зрения изучения мотивов политического выбора в таком порядке: потребностный блок, блок «внутреннего фильтра» и целевой блок.Особенности избирательных компаний в России отличают по таким направлениям, как федеральные (выборы Президента РФ, депутатов Государственной думы РФ), региональные (выборы губернаторов или глав, а также депутатов законодательных органов власти субъектов РФ), муниципальные (выборы мэра города или главы администрации села, депутатов Собрания депутатов муниципального образования).Все это базируется на избирательных технологиях. Которые понимаются как система техник, методов, инструментов, процедур информационно-агитационного направления избирательной кампании конкретного кандидата или партии, направленных на реализацию предвыборных целей кандидата.При анализе предвыборной кампании В. В. Путина на пост президента в 2018 году, были выявлены условия, необходимые для обеспечения успешного проведения президентской кампании:– новая перезагрузка «путинского» большинства, с целью обеспечения легитимной победы, с учетом формирования устойчивой и мотивированной поддержкой президента;– «широкая мобилизация» избирателей, позволяющая объединить различные идеологические сегменты и социальные слои общества;– организация «комбинированного» сценария выдвижения, заключающегося в выдвижении от партии, но при поддержке широкой общественной коалиции;– разработка публичной стратегии развития страны, касающейся решения важнейших вопросов социально-экономической сферы; – формирование «большой команды кандидата», созданной для решения актуальных задач, обозначенных в публичной стратегии развития страны.Таким образом, планирование, организация и проведения предвыборных кампаний, является многоуровневой системой со сложной структурой. Управление мотивацией электората зависит от целого ряда условий и зависит от уровня выборов (региональная власть или правительство федерации). При проведении президентских выборов в России в 2018 году главной целью избирательной кампании основного кандидата – В. В. Путина, было сохранение высокого уровня поддержки населения за счет формирования новой стратегии развития страны с целью обеспечения «российского прорыва» в социально-экономической области. Список литературы
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
2. Официальный сайт Центральной избирательной комиссии // Режим доступа URL: http://cikrf.ru/news/cec/31292/ (дата обращения 28.04.2019)/ О выборах Президента Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации от 10 янв. 2003 г. № 19-ФЗ: в ред. от 20 окт. 2010 г. // Рос. газ. 2003. 16 янв.
3. Бызов Л. Г. Избирательный цикл 2007-2008: мотивация участия в выборах // Мониторинг. 2007. №1 (81). Электронный ресурс // Режим доступа URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izbiratelnyy-tsikl-2007-2008-motivatsiya-uchastiya-v-vyborah (дата обращения: 28.04.2019).
4. Ермолаев И. А. Выборы в России: романтика и технология // Выборы в России: вчера, сегодня, завтра / Под общ. ред. С.В. Устименко. – М.: Изд-во РГСУ, 2017. – С. 44-45.
5. Избирательная кампания в Российской Федерации // Электронный ресурс // Режим доступа https://cknow.ru/knowbase/610-410-izbiratelnaya-kampaniya-v-rossiyskoy-federacii.html (дата обращения 28.04.2019).
6. Ильин Е. П. Мотивация политического выбора избирателями // Электронный ресурс // Режим доступа https://psy.wikireading.ru/64975 (дата обращения 28.04.2019).
7. Ильясов Ф. Н. Политический маркетинг. Искусство и наука побеждать на выборах. – М.: ИМА-пресс, 2015. – 200 с.
8. Катлип С., Сентер А., Брум Г. Паблик рилейшенз. Теория и практика. – М.: Изд. дом «Вильямс», 2018. – 624 с.
9. Кирпичев И. М. Средства массовой коммуникации – «массированная атака» на избирателя // Избирательные технологии и избирательное искусство / Под общ. ред.С.В. Устименко. – М.: РОССПЭН, 2001. – С. 160-171.
10. Комягина М. В. Избирательные технологии: основные подходы и концептуальные основы // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2010. № 5. // Электронный ресурс // Режим доступа URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izbiratelnye-tehnologii-osnovnye-podhody-i-kontseptualnye-osnovy (дата обращения: 28.04.2019).
11. Кондрашев А. А. Избирательно-правовая ответственность в российском конституционном праве // Актуальные проблемы российского права. 2016. – № 6 – (67).
12. Кузнецов П. А. Политическая реклама. Теория и практика.. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 302 с.
13. Малкин Е., Сучков Е. Политические технологии. – М.: Рус. панорама, 2018. – 680 с.
14. Обеспечение общественного порядка и безопасности граждан в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации 18 марта 2018 года // Электронный ресурс // Режим доступа https://40.xn--b1aew.xn--p1ai/vsmi/reliaze/item/12415666
15. Оганесян А. Г. Конституционно-правовые ограничения в избирательном процессе (на примере президентских выборов в РФ 2018 года) // Молодой ученый. – 2018. – №23. – С. 108-111. // Электронный ресурс // Режим доступа URL https://moluch.ru/archive/209/51197/ (дата обращения: 28.04.2019).
16. Орлов Д. Н. Стратегия на президентских выборах – 2018: цели, ресурсы и сценраии // Электронный ресурс // Режим доступа https://regnum.ru/news/2262955.html (дата обращения 28.04.2019).
17. Особенности избирательной компании в РФ // Электронный ресурс // Режим доступа https://revolution.allbest.ru/political/00269118_0.html (дата обращения 28.04.2019).
18. Политические коммуникации: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. А.И. Соловьева. – М.: Аспект Пресс, 2014. – 559 с.
19. Пушкарева Г. В. Политический менеджмент // Электронный ресурс // Режим доступа http://nashaucheba.ru/v51257 (дата обращения 28.04.2019).
20. Пушкарева Г. В. Политические коммуникации. Политология: Лексикон / Под ред. А.И. Соловьева. – М.: РОССПЭН, 2007. – 800 с.
21. Саетов И. Г. Технологии избирательного маркетинга в России: Дис. канд. полит. наук. – Казань, 2006. – 158 с.
22. Социологический опрос: Влияние средств массовой информации на политические взгляды россиян. – 2017. // Электронный ресурс // Режим доступа URL: http://www.wciom.ru/index.php?id=268&uid=8971, свободный.
23. Худолей Д. М. Структура избирательного права // Вестник Пермского университета // Юридические науки. – 2012. – № 2. – С. 71–79.
Вопрос-ответ:
Какова специфика управления мотивационными процессами в избирательных кампаниях?
Специфика управления мотивационными процессами в избирательных кампаниях заключается в том, что целью каждой кампании является максимальное воздействие на мотивацию избирателей. Для этого используются различные методы и технологии, направленные на формирование определенных мотивов и убеждений у избирателей.
Какие возможности есть для управления мотивационной сферой в избирательных кампаниях?
В избирательных кампаниях существуют различные возможности для управления мотивационной сферой избирателей. Одна из них - это использование избирательных технологий, которые помогают воздействовать на мотивацию электората. Также важным аспектом является анализ предвыборной стратегии, которая позволяет принять во внимание особенности определенного периода выборов и настроения населения.
Какие избирательные технологии могут использоваться для воздействия на мотивацию избирателей?
Избирательные технологии могут быть разными и включать в себя множество инструментов. Например, это может быть использование социальных сетей для распространения политической информации, проведение агитационных мероприятий, создание рекламных кампаний и возможность интерактивного взаимодействия с избирателями. Все эти инструменты направлены на активизацию мотивации и формирование определенных предпочтений у избирателей.
Какую предвыборную стратегию использовал В.В. Путин?
Анализ предвыборной стратегии В.В. Путина показывает, что он использует различные методы и технологии для управления мотивационными процессами в период президентских выборов. Он активно использует телевидение и другие СМИ для обращения к избирателям, проводит агитационные мероприятия, а также создает рекламные кампании. Кроме того, он стремится создать образ лидера и убеждает избирателей в своей компетентности и результативности своей работы.
Какие процессы управления мотивацией используются в избирательных кампаниях?
В избирательных кампаниях используются различные процессы управления мотивацией, такие как создание образа кандидата, формирование идеологии и ценностей, использование медиаинструментов, проведение публичных выступлений и дебатов, а также массовые мероприятия и акции. Все эти процессы направлены на максимальное воздействие на мотивацию избирателей и формирование их положительного отношения к кандидату.
Какие возможности есть для управления мотивационной сферой в избирательных кампаниях?
Для управления мотивационной сферой в избирательных кампаниях используются различные стратегии и тактики, такие как персонализация, использование эмоциональных аргументов, создание эксклюзивных предложений, мобилизация сторонников, а также проведение информационных кампаний и различных мероприятий. Все это позволяет воздействовать на мотивацию избирателей и формировать их поддержку определенного кандидата.
Как избирательные технологии влияют на мотивацию электората?
Избирательные технологии играют важную роль в управлении мотивацией электората. Они позволяют проводить точное таргетирование, анализировать данные о предпочтениях и поведении избирателей, а также создавать персонализированные и эмоционально значимые сообщения. Все это способствует более эффективному воздействию на мотивацию избирателей и повышению шансов на успех в выборах.
Какая предвыборная стратегия была использована В.В. Путиным?
Анализ предвыборной стратегии В.В. Путина показывает, что он сосредоточился на создании образа сильного и эффективного лидера, который способен обеспечить стабильность, процветание и защиту интересов страны. Он активно использовал медиаинструменты, проводил массовые мероприятия и выступления, а также обращался к эмоциональным аспектам и национальным ценностям. Эта стратегия позволила ему управлять мотивацией избирателей и получить высокую поддержку на выборах.
Какие процессы управления мотивацией избирателей возникают в период президентских выборов в России?
На период президентских выборов в России возникают различные процессы управления мотивацией избирателей. Кандидаты и их команды активно используют различные стратегии и технологии, чтобы повлиять на мотивацию избирателей и получить их поддержку. Это может включать в себя использование медийных кампаний, проведение митингов и собраний, раздачу материалов с предвыборными обещаниями и т.д. Все эти процессы направлены на то, чтобы мотивировать избирателей поддержать определенного кандидата и проголосовать за него.
Какие возможности существуют для управления мотивационной сферой в период президентских выборов в России?
Существует множество возможностей для управления мотивационной сферой в период президентских выборов в России. Кандидаты и их команды активно используют различные инструменты и технологии, чтобы повлиять на мотивацию избирателей. Это может быть проведение массовых митингов и собраний, где кандидаты выступают с речами и обещаниями, использование медийных ресурсов для проведения предвыборной кампании, рассылка предвыборных материалов и листовок, проведение различных акций и конкурсов для привлечения внимания избирателей. Все эти возможности позволяют управлять мотивацией избирателей и направить ее в пользу определенного кандидата.