Резервный фонд и Фонд национального благосостояния - значение в экономике России

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Макроэкономика
  • 31 31 страница
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 02.06.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение 3
1. Теоретические аспекты использования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния 5
1.1. Роль резервных и суверенных финансовых фондов в обеспечении финансово-правовой политики 5
1.2. Развитие резервных фондов в России 13
2. Особенности использования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния в экономике России 18
2.1. Роль резервного фонда в исполнении бюджета РФ 18
2.2. Анализ динамики объема средств фонда национального благосостояния России 23
Заключение 28
Список использованной литературы 30


Фрагмент для ознакомления

Но из-за того, что нефтегазовые доходы составляют одну из самых существенных составляющихот общего дохода России, не нефтегазовые поступления не смогутпокрыть нефтегазовые потери.Если ранее доля доходов, перераспределяемых через федеральныйбюджет, составляла около 20% ВВП за предыдущие десять лет, то заближайшие три года она снизится практически на одну треть, и будетсоставлять около 13,7% ВВП. И в большей мере это произойдет из-засокращения нефтегазовых доходов.Притаком низком ВВП великавероятность того, что бюджет не сможет профинансировать расходы,необходимые для выполнения функций государством, и это может повлечь за собой повышение налогов с населения. Поэтому необходимо более серьезно подходить к формированиюгосударственного бюджета. Нужно планировать его консервативно, ав случае дополнительных доходов, направить на ускоренное сокращение дефицита средств. Если же политику принятия госбюджета непересмотреть, это может повлечь серьезный экономический кризисдля государства и всего мира в целом.Принято считать, что сельскохозяйственное сырьевсегда возобновляемое, хотя чрезмерная эксплуатация лесов или морских ресурсов может привести кнеобратимой потере растительных и животных ресурсов. В настоящее время прирост разведанных запасовнефти и газа опережает их добычу. Риски истощенияминеральных ресурсов имеют три источника: геологические, вероятности которых невозможно рассчитать, когда запасы неизвестны, второй источник рисков – давление рыночного спроса на сырье, третийисточник рисков истощения – технические и экономические возможности извлечения и разработки месторождений с бедным содержанием искомых химических агрегатов.Стран, имеющих сбалансированное производство ипотребление, немного. Нетто-импортеры должны бытьуверены в покрытии их потребностей на мировомрынке, а нетто-экспортеры – в реализации их излишков. В обоих случаях имеет место геополитическийфактор, всегда сопровождающий торговлю сырьевыми ресурсами и многосторонние торговые переговоры.В производстве невозобновляемого сырья наблюдается желание стран-экспортеров и частныхкомпаний картелизировать предложение продуктачерез международные и корпоративные соглашения.Зависимость федерального бюджета от невозобновляемого сырья и большая доля нефтегазовых доходовнесет определенные риски для финансовой стабильности государства. Хоть и сырьевой рынок не отличается обостренной конкуренцией по сравнению с другими отраслями мирового хозяйства, тем не менее,межотраслевая конкуренция, несомненно, оказываетизвестное влияние на взаимоотношения между производителями и потребителями сырья. Однородностьпродукта, значительные финансовые средства в обороте и экстремальные колебания цен делают рыноксырья, особенно невозобновляемого, трудно управляемым. Извлечённый продукт впервые приобретаетстоимость. К нему ещё не приложен труд, и потому егостоимость – природная. На этом этапе, до трансформации продукта, конкурируют между собой месторождения – их качество, географическое положение идругие природные факторы.На данный момент резервный фонд РФ, которыйвсегда пополнялся за счет цен на сырье, практическиисчерпан, и его величина достигла историческогоминимума за последние 5 лет. Средства резервногофонда расходовались на погашение дефицита бюджета, но в тоже время и не пополнялись. Новая бюджетная политика направлена на преодоление зависимости от цен на нефть, так как в бюджет заложенасамая минимальная цена – 40$ за баррель. Бюджетна 2018 -2020 гг. безусловно застрахован от конъюнктурных колебаний.2.2. Анализ динамики объема средств фонда национального благосостояния РоссииСовременный мир находится в постоянном развитии и поэтому не отличается стабильностью. Экономические и финансовые кризисы происходят часто и неожиданно, последствия которых становятся всё масштабней и разрушительней. Поэтому все страны подвержены многочисленным рискам и для обеспечения своей безопасности откладывают средства на «чёрный день» в виде финансовых резервов. Раньше для обеспечения этой задачи в России функционировал Стабилизационный фонд, а 1 февраля 2008 г. он был разделён на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Резервный фонд – это специальный фонд, используемый для стабилизации государственного бюджета в периоды снижения государственных доходов и / или для государственных нужд в долгосрочной перспективе. Основное назначение Резервного фонда заключалось в обеспечении макроэкономической стабильности в периоды экономического спада.Фонд национального благосостояния (ФНБ) предназначался для устойчивого пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации на длительную перспективу, а также для софинансирования пенсионных накоплений.В феврале 2015 г. запасы Резервного фонда достигли рекордного значения (более 5,8 трлн. руб.), однако в 2017 г. из-за экономического кризиса средства фонда сократились до 1 трлн. руб. Такое быстрое исчерпание ресурсов за столь короткий период времени и стало причиной прекращения деятельности Резервного фонда.Так, 14 июля 2017 года Государственной думой был одобрен законопроект о новой редакции бюджетных правил, по которому средства Резервного фонда переводятся в собственность ФНБ.На 1 февраля 2018 года все средства Резервного фонда были переведены в ФНБ. В результате финансовые резервы РФ сконцентрировались в одном фонде, целями которого являются:- сбалансирование существующей пенсионной системы- покрытие дефицита бюджета- софинансирование пенсионных накоплений.Важным моментом является процесс формирования. Рассматриваемый Фонд формируется в первую очередь на основе нефтегазовых доходов (Рис. 1).Рис. 1 - Источники формирования Фонда национального благосостоянияВыделяют и другой источник формирования ФНБ – это доходы от управления его средствами. К данному источнику относятся проценты, уплачиваемые на остатки на банковских счетах в Центральном банке РФ (в иностранной валюте) и проценты, поступающие от размещения в финансовые активы.Что касается управления средствами Фонда национального благосостояния, то его осуществляет Министерство финансов РФ в соответствии с правилами, установленными Правительством РФ. При этомотдельные полномочия по управлению средствами может осуществлять Центральный Банк РФ.На сегодняшний день существуют многочисленные проблемы, связанные с управлением ФНБ, главой из которых является вопрос о целесообразном использовании данных денежных средств.Среди возможных путей решения можно предложить следующие:- перевод средств данного Фонда на рублевые счета, поскольку при существующей зависимости от цены на нефть и позиций евро и доллара, экономика страны сильно уязвима – т.е. необходима её самостоятельность;- вкладывать средства ФНБ в акции, облигации, недвижимость, частные фонды до 10 % средств, что существенно может повысить доходность;- так как большая часть федерального бюджета это нефтегазовые доходы, то необходимо вкладывать средства Фонда в не сырьевые отрасли для повышения конкурентоспособности российских производителей;- так же необходимо софинансировать за счёт средств ФНБ масштабные инвестиционные проекты, поскольку это является важным шагом для развития экономики и инфраструктуры для России в целом.Важным моментом при изучении средств ФНБ является анализ его динамики и прогнозирование средств Фонда на основе средних показателей динамики.В таблице 1 представлена динамика объёма средств Фонда национального благосостояния за 2014 – 2018 гг.Таблица 1 - Динамика объёма средств ФНБ за 2014 – 2018 гг.ГодыОбъёмсредствАбсолютный прирост, тыс. чел.Темп роста, %Темп прироста, %цепнойбазисныйцепнойбазисныйцепнойбазисный20142 900,64------20154 388,091 487,451 487,45151,3151,351,351,320165 227,18839,092 326,54119,1180,219,180,220174 359,16-868,021 458,5283,4150,3-16,650,320183 752,94-606,22852,386,1129,4-13,929,4На основе таблицы можно сделать вывод, что максимальное увеличение средств Фонда национального благосостояния по сравнению с базисным годом отмечалось в 2016 году (а именно денежные средства выросли на 2 326,54 млрд. руб. или на 80,2 %).Однако, начиная с 2016 года, зафиксирована тенденция к снижению объёма средств по 2018 год. Так, в 2017 году показатель сократился на 16,6 %, а в 2018 году - на 13,9 %.Что касается прогноза, то при условии сохранения тенденции, объём средств Фонда национального благосостояния РФ к 2021 году составит 4 392,2 млрд. руб. (Рис. 2).Рис. 2 – Прогноз средств ФНБ на основе среднего абсолютного прироста, в млрд. руб.От уровня управления и функционирования ФНБ зависитуровень обеспечения экономики страны, которая постоянно находится под влиянием многочисленных внешних и внутренних факторов.ЗаключениеНаличиеи функционирование резервных фондов в обеспечении устойчивой финансово-правовой политики представляет один из способов снижения неблагоприятных последствий финансовых кризисов. В условиях сокращения доходов федерального бюджета средства суверенного фонда становятся главным источником финансирования дефицита бюджета. Резервные фонды существенно повышают финансовую устойчивость публично-правовых образований. В отличие от обычных расходов бюджета, постепенно и непрерывно осуществляемых в течение бюджетного года, средства фондов используются только в период наступления определенного рода событий и обстоятельств, что отражает их логику образования и функционирования в структуре бюджета.Формирование и финансово-правовое регулирование резервных фондов прошло сложную трансформацию. Несмотря на принципиальные отличия в принципах образования бюджетных резервов и отсутствия современного понимания конструкции резервных фондов в советский период, представляется целесообразным использовать прошлую бюджетную практику для историко-правового анализа данных финансовых институтов и в области совершенствования бюджетного законодательства.На данный момент резервный фонд РФ, который всегда пополнялся за счет цен на сырье, практически исчерпан, и его величина достигла исторического минимума за последние 5 лет. Средства резервного фонда расходовались на погашение дефицита бюджета, но в тоже время и не пополнялись. Новая бюджетная политика направлена на преодоление зависимости от цен на нефть, так как в бюджет заложена самая минимальная цена – 40$ за баррель. Бюджет на 2018 -2020 гг. безусловно застрахован от конъюнктурных колебаний.Максимальноеувеличение средств Фонда национального благосостояния по сравнению с базисным годом отмечалось в 2016 году (а именно денежные средства выросли на 2 326,54 млрд. руб. или на 80,2 %).Однако, начиная с 2016 года, зафиксирована тенденция к снижению объёма средств по 2018 год. Так, в 2017 году показатель сократился на 16,6 %, а в 2018 году - на 13,9 %.От уровня управления и функционирования ФНБ зависит уровень обеспечения экономики страны, которая постоянно находится под влиянием многочисленных внешних и внутренних факторов.Список использованной литературыБюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (в ред. от 15.04.2019) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 31, ст. 3823 Ашмарина Е.М. Финансовое право: вопросы и ответы. - М.: ИД «Юриспруденция», 2016.С. 23Воеводскова Е.Е. Резервный фонд и Фонд национального благосостояния России // Символ науки. 2015. С. 94 – 95.Землянская Н.И. О финансово-правовой политике в области осуществления публичных расходов // Вопросы экономики и права. 2014. № 12. С. 32–35.Кремлева В.В., Дудина О.И. Валюта сырьевых подсистем-доминант в мировой валютной системе // Фундаментальные исследования. № 7. 2016. С. 348-357.Малько А.В. Понятие, принципы и приоритеты правовой политики // Правовая политика: словарь и проект концепции. Саратов: Изд-во Саратовской государственной академии права, 2016. С. 11–24.Матузов Н.И. Понятие, принципы и приоритеты правовой политики // Правовая политика: словарь и проект концепции. Саратов: Изд-во Саратовской государственной академии права, 2016. С. 26–38Мезенцев В.В. Суверенные фонды: определение, классификация и виды // Государственный аудит. Право. Экономика. 2014. № 3.С. 2–5.Поветкина Н.А. Концепция правового обеспечения устойчивости Российской Федерации // Журнал российского права. 2015. № 8 (224). С. 77–89.Поветкина Н.А. Финансовая устойчивость Российской Федерации: правовая доктрина и практика обеспечения: дис. ...д-ра юрид. наук. М., 2016. С. 280.Покачалова Е.В. «Система финансов» и «финансовая система», «фонды денежных средств» и «финансовые ресурсы»: проблемы их соотношения в современном финансовом праве и экономике // Ленинградский юридический журнал. 2016. № 3(33). С. 143-144.Покачалова Е.В. Государственная долговая политика как основа бюджетного реформирования в России // Финансовое право. 2015. № 7. С. 19–22.Скрипникова М.В. Управление бюджетными резервами и суверенными фондами в Российской Федерации // Научные записки молодых исследователей. 2016. № 6. С. 41-42.Сологубов В.М. Как урегулировать мировые финансы // Журн. экон. теории. 2015. № 2. С. 46–52.Финансовое право: учебник / под ред. Н.И. Химичевой, Е.В. Покачаловой. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Норма: ИНФРА-М, 2017. С. 80Финансовое право: учебник / под ред. Н.И. Химичевой. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2017. С. 204-206.Химичева Н.И. Финансово-правовая политика // Правовая политика: словарь и проект концепции. Саратов: Изд-во Саратовской государственной академии права, 2014. С. 134–138.ТАСС, информационное агентство России, газопроводы в Европу к 2018 г. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://tass.ru/infographics/8251Основные страны экспортеры и импортеры нефти. [Электронный ресурс]. URL: https://www.offbank.ru/blog/771-osnovnie-strani-eksportyori-i-importyorinefti.htmlОфициальный сайт Минфина РФ. URL: http://minfin.ru/ru

1. Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (в ред. от 15.04.2019) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 31, ст. 3823
2. Ашмарина Е.М. Финансовое право: вопросы и ответы. - М.: ИД «Юриспруденция», 2016.С. 23
3. Воеводскова Е.Е. Резервный фонд и Фонд национального благосостояния России // Символ науки. 2015. С. 94 – 95.
4. Землянская Н.И. О финансово-правовой политике в области осуществления публичных расходов // Вопросы экономики и права. 2014. № 12. С. 32–35.
5. Кремлева В.В., Дудина О.И. Валюта сырьевых подсистем-доминант в мировой валютной системе // Фундаментальные исследования. № 7. 2016. С. 348-357.
6. Малько А.В. Понятие, принципы и приоритеты правовой политики // Правовая политика: словарь и проект концепции. Саратов: Изд-во Саратовской государственной академии права, 2016. С. 11–24.
7. Матузов Н.И. Понятие, принципы и приоритеты правовой политики // Правовая политика: словарь и проект концепции. Саратов: Изд-во Саратовской государственной академии права, 2016. С. 26–38
8. Мезенцев В.В. Суверенные фонды: определение, классификация и виды // Государственный аудит. Право. Экономика. 2014. № 3.С. 2–5.
9. Поветкина Н.А. Концепция правового обеспечения устойчивости Российской Федерации // Журнал российского права. 2015. № 8 (224). С. 77–89.
10. Поветкина Н.А. Финансовая устойчивость Российской Федерации: правовая доктрина и практика обеспечения: дис. ...д-ра юрид. наук. М., 2016. С. 280.
11. Покачалова Е.В. «Система финансов» и «финансовая система», «фонды денежных средств» и «финансовые ресурсы»: проблемы их соотношения в современном финансовом праве и экономике // Ленинградский юридический журнал. 2016. № 3(33). С. 143-144.
12. Покачалова Е.В. Государственная долговая политика как основа бюджетного реформирования в России // Финансовое право. 2015. № 7. С. 19–22.
13. Скрипникова М.В. Управление бюджетными резервами и суверенными фондами в Российской Федерации // Научные записки молодых исследователей. 2016. № 6. С. 41-42.
14. Сологубов В.М. Как урегулировать мировые финансы // Журн. экон. теории. 2015. № 2. С. 46–52.
15. Финансовое право: учебник / под ред. Н.И. Химичевой, Е.В. Покачаловой. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Норма: ИНФРА-М, 2017. С. 80
16. Финансовое право: учебник / под ред. Н.И. Химичевой. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2017. С. 204-206.
17. Химичева Н.И. Финансово-правовая политика // Правовая политика: словарь и проект концепции. Саратов: Изд-во Саратовской государственной академии права, 2014. С. 134–138.
18. ТАСС, информационное агентство России, газопроводы в Европу к 2018 г. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://tass.ru/infographics/8251
19. Основные страны экспортеры и импортеры нефти. [Электронный ресурс]. URL: https://www.offbank.ru/blog/771-osnovnie-strani-eksportyori-i-importyorinefti.html
20. Официальный сайт Минфина РФ. URL: http://minfin.ru/ru

Вопрос-ответ:

Каково значение Резервного фонда и Фонда национального благосостояния в экономике России?

Резервный фонд и Фонд национального благосостояния имеют важное значение в экономике России. Они обеспечивают финансовую безопасность, защищают государство от потенциальных финансовых кризисов и направляют дополнительные ресурсы на поддержку экономического развития и социальных программ.

Какую роль играют резервные и суверенные финансовые фонды в обеспечении финансово-правовой политики?

Резервные и суверенные финансовые фонды являются важными инструментами финансово-правовой политики государства. Они обеспечивают подушку безопасности в случае кризисных ситуаций, а также позволяют осуществлять долгосрочное инвестирование и финансирование важных проектов в целях развития экономики и социальной сферы страны.

Какова динамика развития резервных фондов в России?

Резервные фонды в России имеют динамичное развитие. С начала 2000-х годов было создано несколько фондов, таких как Стабилизационный фонд и Фонд национального благосостояния. Они постепенно пополнялись и претерпевали изменения в соответствии с изменяющейся экономической и политической ситуацией в стране.

Какая роль резервного фонда в исполнении бюджета России?

Резервный фонд играет важную роль в исполнении бюджета России. Он позволяет покрывать неожиданные расходы и дефициты бюджета, а также предоставляет дополнительные ресурсы для финансирования крупных проектов и программ государства. Таким образом, резервный фонд способствует стабильности и устойчивости финансовой политики России.

Какие особенности использования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния в экономике России?

Одной из особенностей использования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния в экономике России является их многогранный характер. Эти фонды могут использоваться как для обеспечения финансовой безопасности, так и для финансирования социальных программ и проектов развития. Кроме того, они также могут быть направлены на инвестиции и управление капиталом в целях получения дохода.

Какую роль играют резервный фонд и Фонд национального благосостояния в экономике России?

Резервный фонд и Фонд национального благосостояния играют важную роль в экономике России. Резервный фонд предназначен для финансирования чрезвычайных ситуаций, таких как кризисы, естественные и техногенные катастрофы. Фонд национального благосостояния, в свою очередь, создан для инвестирования в различные проекты, способствующие развитию страны и повышению ее конкурентоспособности.

Какую роль играют резервные и суверенные финансовые фонды в обеспечении финансово-правовой политики?

Резервные и суверенные финансовые фонды играют важную роль в обеспечении финансово-правовой политики. Они позволяют государству создать запасы средств для финансирования различных программ и инициатив, а также обеспечивают стабильность финансовой системы в периоды экономического кризиса. Кроме того, эти фонды могут быть использованы для социальных целей, таких как поддержка населения в трудных жизненных ситуациях.

Как развивались резервные фонды в России?

Резервные фонды в России развивались с течением времени. Первый резервный фонд был создан в 2004 году и назывался Фондом стабилизации. В 2008 году он был объединен с другим фондом и стал известен как Резервный фонд. В 2018 году был создан Фонд национального благосостояния, который заменил Резервный фонд. Развитие этих фондов связано с постепенным улучшением экономической ситуации в стране и стремлением государства к созданию благоприятных условий для развития экономики.

Какую роль играет резервный фонд в исполнении бюджета РФ?

Резервный фонд играет важную роль в исполнении бюджета РФ. Он позволяет государству компенсировать нехватку средств, возникающую в результате непредвиденных обстоятельств или изменения общей экономической ситуации. Кроме того, резервный фонд может использоваться для финансирования приоритетных программ и проектов, которые не были предусмотрены в бюджете. Таким образом, он обеспечивает гибкость и стабильность исполнения бюджета РФ.