Использование народных сказок в воспитании нравственных качеств личности дошкольников

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогическая психология
  • 31 31 страница
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 05.06.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Изучение теоретических аспектов нравственного воспитания дошкольников 6
1.1. Нравственное воспитание как психолого -педагогическая проблема 6
1.2. Особенности нравственного воспитания в дошкольном возрасте 12
Глава 2. Методологические аспекты применения народной сказки в процессе нравственного воспитания 17
2.1. Сказка как средство нравственного воспитания дошкольника 17
2.2.Методика применения народных сказок в процессе нравственного воспитания 22
Заключение 30
Список литературы 32

Фрагмент для ознакомления

[20]
Авторы сказок для детей могут быть как русскими, так и зарубежными.
Для того, чтобы развивались нравственные качества детей через сказку, необходимо создавать все условия для развития этих качеств. А также необходимо применять методы, формы и приемы в своей работе. [3]
Для формирования нравственных качеств личности ребенка дошкольного возраста в своей работе педагоги используют следующие методы:
1. Беседа. Беседуя с детьми, педагог побуждает детей думать и говорить. Задавая им два-три вопроса. Дает ребятам высказаться. Это позволяет педагогу понять, о чем дети думают, что знают из личного опыта.
В группе проводятся этические беседы – плановые, подготовленные занятия с детьми. Например, «Из какой я сказки?», где на примере героев сказок у детей закрепляются представления о таких качествах человека как, доброта, скромность, смелость, показывая их в сравнении с отрицательными качествами: жестокостью, злом, трусостью, ленью.
С помощью воспитателя ребята учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо.
Примерные темы бесед: «Будь всегда вежливым», «Что хорошо, что плохо и почему?», «Ваши добрые поступки», «Чем можно порадовать маму?», «Что такое дружба?», «Кого люди называют смелым?» и т.д.
2. Чтение и анализ художественных произведений, например В.А. Сухомлинского «Почему Олечка не сорвала цветок?», А.Барто «Помощница». Эстетический фон занятиям создают стихи, загадки, частушки, включенные как в основную часть, так и в дополнительную работу с детьми. Литературный материал незаменим в нравственном воспитании ребенка, поскольку детям лучше оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные. Для всестороннего развития личности дети привлекаются к различной деятельности, связанной с художественной литературой. Например, ребята создают свои рисунки по мотивам сказок, рассказов, учатся сочинять собственные сказки или придумывать окончание уже известному произведению, организуют выставки работ.
3.Наблюдения за деятельностью педагога в процессе игр, занятий, труда. Улыбка воспитателя, кивание или покачивание головой, контакт взглядом, мимикой, совместные с ребенком действия при выполнении неприятного задания, совместная деятельность (конструирование, лепка, раскрашивание и т.п.), выслушивание, смех над шутками ребенка – все это оказывает влияние на формирование нравственных качеств личности ребенка. [14]
Работа по развитию у дошкольника нравственных качеств ведется в тесной взаимосвязи с родителями. Родителям сообщается о достижениях и проблемах детей, консультируюсь с ними об индивидуальных особенностях каждого ребенка, выявляю происхождение тормозящих развитие факторов, обучаю самих родителей приемам и методам нравственного воспитания в семье. Эффективность нравственного просвещения дошкольников во многом зависит и от согласованной работы дошкольного учреждения и семьи. Работа должна вестись параллельно, дополняя друг друга. [8]
С целью установления тесных контактов с семьей, для обеспечения единства в воспитании нравственной культуры используются следующие методы:
общие и групповые родительские собрания;
консультации;
посещения педагогом семей своих воспитанников;
дни открытых дверей;
папки-передвижки, стенды в родительских уголках групповых помещений;
проведение конкурсов, игровых проектов внутри группы и внутри дошкольного учреждения. [16]
Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие.
Начиная день с утра, педагог знакомит детей со сказкой, при чтении художественной литературы, посредством слушания побуждает детей думать, размышлять, анализировать поступки героев, где выделены нравственные качества героев.
На занятиях по ознакомлению с художественной литературой педагоги знакомят детей с устным народным творчеством, где постигается возможность узнать, познакомиться с волшебными, социально – бытовыми сказками. Через сказки о животных знакомятся с бытом, историей русского народа. При этом воспитатель применяет метод показа (иллюстрации) и словесный метод. Широко используются и применяются нравственные качества через пословицы и загадки: «Без труда – не выловишь и рыбку из пруда», «Один в поле не воин», «Дружбой дорожить — на свете легче жить».
На прогулке каждый день используется художественное слово, где присутствуют элементы русского народного творчества. А также в русских народных подвижных играх «Лапта», «У медведя во бору», «Цепи кованы», «гори, гори ясно» методом показа воспитатели развивают и прививают детям все нравственные качества. Необходимо в детском саду систематически организовать театрализованная деятельность, где воспитанники сами через драматизацию, театр, настольный театр, развивают, воплощают свои артистические, творческие способности, путем развития нравственных качеств. Для того, чтобы играть какую-то роль или персонажа сказки, методом чтения, обсуждения нравственных качеств, детям объясняется, как надо сыграть того или другого персонажа. [9]
В процессе познания социально-бытовых, волшебных сказок, сказок о животных дети приобретают такие нравственные качества, как доброта, взаимовыручка, трудолюбие, уважение к товарищу, дружба. На основе этого складываются и формируются характер ребенка. Огромное значение для детей имеют праздники и развлечения, где задействованы все дети. Они с удовольствием поют, танцуют, читают стихи, показывают мини-сценки. Наряжаясь в разнообразные наряды, костюмы, дети оживляются, берут на себя роль того персонажа (героя) сказки, воплощая его через себя, при этом мимика, движения, образ кажутся более эмоциональными, выразительными.
Разнообразные формы и приемы работы ведут к познанию русского народа, к истокам его зарождения, традиции наших предков, которые до сих пор являются актуальными, востребованными в наши дни. Во всех этих обрядах широко выражены нравственные качества людей (доброта, вежливость, взаимопомощь, дружба), трудолюбие в быту, в землевладении, забота о животных, бережное отношение к ним. [19]
Важную педагогическую роль в воспитании нравственных качеств детей дошкольного возраста через сказку играет сам воспитатель. Воспитатель должен быть идейно-нравственным во всей воспитательно-образовательной работе с детьми, а также эмоциональным, выразительным, чутким, с хорошо поставленной дикцией, чтобы дети могли внятно и быстро понимать речь. Он должен обладать такими нравственными качествами, как доброта, уважение ребенка как личность (индивидуум), отзывчивым на разумные просьбы детей, эмоциональным. Педагог должен уметь сплотить и организовать детский коллектив. [6]
Важную роль в воспитании нравственных качеств детей дошкольного возраста играют родители. Именно в семье у детей формируется такие важные нравственные качества личности, как трудолюбие, честность, ответственность, самостоятельность, доброта, чуткое отношение к окружающим людям. Родители стремятся видеть своих детей честными, трудолюбивыми, справедливыми. [5]
В дошкольном образовательном учреждении необходимо углубленно вести работу с родителями в этом направлении. Родители оказывают большую помощь в воспитании и развитии у детей нравственных качеств. Откликаются на просьбы, являются активными участниками мероприятий проводимых в группе.
Можно организовать семейные встречи, где проходят интересные беседы с чаепитием, где родители детей, бабушки, рассказывают о традициях и образах русского народа, показывают свои старинные украшения, костюмы, которые были в их времена. В группе в родительском уголке родителям предоставляются различные консультации: «Как читать сказку детям», «Русская народная мудрость о воспитании», «Народные колыбельные». [17]
Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче ее художественно-образной значимости. Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности детей.
В ходе работы необходимо использовать в работе с детьми следующие методы: создать комнату сказок для творческого развития детей, хорошо иметь в группе волшебные сундуки, скатерть – самобранку, сапоги – скороходы;
активнее использовать Фесюковой Л.Б., по развитию нравственной личности дошкольника;
на специальных занятиях по рисованию, музыке, развитию речи давать детям задания на нравственно-этическую тему;
использование сказочной литературы, воспитывающей нравственные качества детей;
проводить работу с родителями по развитию нравственного воспитания посредством сказки. [5]
Таким образом, практика показывает, что в тех семьях, где родители стремятся всесторонне воспитывать своих детей, умеют организовать их деятельность, где царит атмосфера взаимоуважения, достигаются положительные результаты в формировании нравственной основы личности детей через сказку, через устное народное творчество мы воспитываем и развиваем нравственные качества детей.

Заключение


Нравственное воспитание является важнейшей задачей социализации детей, во время данного процесса они приобщаются к моральным ценностям общества. По мере роста ребенка происходит формирование их взглядов, убеждений, они овладевают правилами поведения в конкретном коллективе, учатся взаимодействовать друг с другом, с собой, с природой. Один из путей достижения нравственного развития дошкольников проходит через прочтение художественной литературы, особенно хороши для этих целей сказки. Именно сказка идет по жизни с малышом, начиная с периода младенчества. В сказке он начинает знакомиться с отношениями героев, которые переносятся затем на взаимоотношения ребенка с родственниками. Сказки являются средствами формирования личности, с индивидуальными понятиями о добре и зле. Основная задача родителей во время нравственного развития основывается на правильном подборе сказок, которые должны оказывать лишь положительное влияние на эмоции малыша. Сказка должна воспитывать уверенность в своих силах. Подбирать сказки нужно исходя из возраста малыша, таким образом, чтобы они развивали его чувства, а не рассудок, для этого, как нельзя лучше, подойдут волшебные сказки, которые имеют незамысловатый сюжет.
В сказках сохранена мудрость всего народа. Они могут быть основой в воспитании ребёнка в формировании его нравственных качеств. Крайне необходимо, чтобы наши дети выросли добрыми, честными, порядочными людьми. Так непросто быть нравственно порядочным человеком в наше трудное, смутное время. И, конечно, всегда является важным ,чтобы детская душа всегда стремилась к свету, добру и любви.
Мы все родом из детства, оставим его частичку на всю жизнь!
В.А. Сухомлинский.
Список литературы

Богданова, О.С. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя / ред. И.А. Каиров, О.С. Богданова. - М.: Просвещение, 2008. - 318 c.
Вульфсон, Б.Л. Марксизм и проблемы нравственного воспитания: Страницы истории: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Б.Л. Вульфсон. - Москва: СИНТЕГ, 2008. - 143 c.
Дивногорцева, С. Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры / С.Ю. Дивногорцева. - М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2012. - 240 c.
Духовно-нравственное воспитание молодежи. Семейные национальные традиции. - М.: РГСУ, 2009. - 288 c.
Духовно-нравственное воспитание молодежи. Семейные национальные традиции. Материалы VI Международного конгресса "Российская семья". - М.: РГСУ, 2009. - 288 c.
Екжанова, Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта. Методические рекомендации / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. - М.: Просвещение, 2011. - 175 c.
Зацепина, М. Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет / М.Б. Зацепина. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 112 c.
Зацепина, Мария Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников / Мария Зацепина. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 147 c.
Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников / Л.Н. Волошина и др. - М.: Учитель, 2013. - 144 c.
Казаченок, Н. В. Духовно-нравственное воспитание и развитие личности гражданина России. 5-9 классы. Методические рекомендации / Н.В. Казаченок, Н.В. Шмелева. - М.: Просвещение, 2014. - 240 c.
Кокуева, Л. В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе / Л.В. Кокуева. - М.: АРКТИ, 2005. - 248 c.
Короткова, Л. Д. Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами авторской сказки / Л.Д. Короткова. - М.: Перспектива, 2011. - 136 c.
Короткова, Л. Д. Духовно-нравственное воспитание средствами авторских сказок / Л.Д. Короткова. - М.: ЦГЛ, 2006. - 160 c.
Кузьмичев, И. Литература и нравственное воспитание личности. Пособие для учителей / И. Кузьмичев. - М.: Просвещение, 2014. - 176 c.
Лободин, В. Т. В стране здоровья. Программа эколого-оздоровительного воспитания дошкольников / В.Т. Лободин, А.Д. Федоренко, Г.В. Александрова. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 477 c.
Лободин, Владимир В стране здоровья. Программа эколого-оздоровительного воспитания дошкольников / Владимир Лободин , Александра Федоренко , Галина Александрова. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 951 c.
Маленькие Россияне. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 787 c.
Малова, В. В. Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры / В.В. Малова. - М.: Владос, 2013. - 351 c.
Морозова, Е. Ю. Кукла в жизни ребенка и ее роль в нравственном воспитании / Е.Ю. Морозова. - М.: Школьная Пресса, 2011. - 580 c.
Ромашкова, Е. И. Картотека форм нравственного воспитания учащихся / Е.И. Ромашкова. - М.: Сфера, 2005. - 192 c.
Савченко, В. И. Авторизованная "Программа нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников" / В.И. Савченко. - М.: Детство-Пресс, 2013. - 320 c.









40






15

1. Богданова, О.С. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя / ред. И.А. Каиров, О.С. Богданова. - М.: Просвещение, 2008. - 318 c.
2. Вульфсон, Б.Л. Марксизм и проблемы нравственного воспитания: Страницы истории: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Б.Л. Вульфсон. - Москва: СИНТЕГ, 2008. - 143 c.
3. Дивногорцева, С. Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры / С.Ю. Дивногорцева. - М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2012. - 240 c.
4. Духовно-нравственное воспитание молодежи. Семейные национальные традиции. - М.: РГСУ, 2009. - 288 c.
5. Духовно-нравственное воспитание молодежи. Семейные национальные традиции. Материалы VI Международного конгресса "Российская семья". - М.: РГСУ, 2009. - 288 c.
6. Екжанова, Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта. Методические рекомендации / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. - М.: Просвещение, 2011. - 175 c.
7. Зацепина, М. Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет / М.Б. Зацепина. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 112 c.
8. Зацепина, Мария Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников / Мария Зацепина. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 147 c.
9. Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников / Л.Н. Волошина и др. - М.: Учитель, 2013. - 144 c.
10. Казаченок, Н. В. Духовно-нравственное воспитание и развитие личности гражданина России. 5-9 классы. Методические рекомендации / Н.В. Казаченок, Н.В. Шмелева. - М.: Просвещение, 2014. - 240 c.
11. Кокуева, Л. В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе / Л.В. Кокуева. - М.: АРКТИ, 2005. - 248 c.
12. Короткова, Л. Д. Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами авторской сказки / Л.Д. Короткова. - М.: Перспектива, 2011. - 136 c.
13. Короткова, Л. Д. Духовно-нравственное воспитание средствами авторских сказок / Л.Д. Короткова. - М.: ЦГЛ, 2006. - 160 c.
14. Кузьмичев, И. Литература и нравственное воспитание личности. Пособие для учителей / И. Кузьмичев. - М.: Просвещение, 2014. - 176 c.
15. Лободин, В. Т. В стране здоровья. Программа эколого-оздоровительного воспитания дошкольников / В.Т. Лободин, А.Д. Федоренко, Г.В. Александрова. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 477 c.
16. Лободин, Владимир В стране здоровья. Программа эколого-оздоровительного воспитания дошкольников / Владимир Лободин , Александра Федоренко , Галина Александрова. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 951 c.
17. Маленькие Россияне. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 787 c.
18. Малова, В. В. Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры / В.В. Малова. - М.: Владос, 2013. - 351 c.
19. Морозова, Е. Ю. Кукла в жизни ребенка и ее роль в нравственном воспитании / Е.Ю. Морозова. - М.: Школьная Пресса, 2011. - 580 c.
20. Ромашкова, Е. И. Картотека форм нравственного воспитания учащихся / Е.И. Ромашкова. - М.: Сфера, 2005. - 192 c.
21. Савченко, В. И. Авторизованная "Программа нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников" / В.И. Савченко. - М.: Детство-Пресс, 2013. - 320 c.

Вопрос-ответ:

Какие аспекты рассматриваются в главе "Изучение теоретических аспектов нравственного воспитания дошкольников"?

В главе "Изучение теоретических аспектов нравственного воспитания дошкольников" рассматриваются такие аспекты, как психолого-педагогическая проблема нравственного воспитания и особенности нравственного воспитания в дошкольном возрасте.

Какая проблема рассматривается в главе "Нравственное воспитание как психолого-педагогическая проблема"?

В главе "Нравственное воспитание как психолого-педагогическая проблема" рассматривается проблема нравственного воспитания и его влияния на развитие личности дошкольника.

Какие особенности нравственного воспитания рассматриваются в главе "Особенности нравственного воспитания в дошкольном возрасте"?

В главе "Особенности нравственного воспитания в дошкольном возрасте" рассматриваются такие особенности, как формирование моральных ценностей, развитие эмоционально-нравственной сферы и становление элементарных нравственных норм и правил поведения.

Какую роль играет сказка в нравственном воспитании дошкольника?

Сказка играет важную роль в нравственном воспитании дошкольника. Она помогает передать детям моральные ценности, развивает воображение и эмоционально-нравственную сферу, формирует элементарные нравственные нормы и правила поведения.

Какая методика применяется при использовании народной сказки в процессе нравственного воспитания дошкольников?

При использовании народной сказки в процессе нравственного воспитания дошкольников применяется методика воспитательной беседы, игровых ситуаций, театрализации и практической деятельности. Это помогает активизировать участие детей, развивать их эмоционально-нравственную сферу и формировать желаемые нравственные качества.

Какие аспекты нравственного воспитания рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются теоретические и методологические аспекты нравственного воспитания дошкольников.

Что такое народные сказки?

Народные сказки - это традиционные рассказы, передаваемые из поколения в поколение, содержащие мудрые уроки и нравственные принципы.

Каким образом народные сказки могут использоваться для нравственного воспитания дошкольников?

Народные сказки могут использоваться для нравственного воспитания дошкольников путем передачи им важных ценностей, установления моральных норм и формирования положительных нравственных качеств.