КОНТРОЛЬ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ ВВОЗИМЫХ ТОВАРОВ В РФ (в ЕАЭС)

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Таможенное дело
  • 75 75 страниц
  • 40 + 40 источников
  • Добавлена 19.06.2019
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
Глава 1 Основы организации контроля таможенной стоимости в ЕАЭС 6
1.1 Сущность таможенной стоимости, ее функции 6
1.2 Понятие и методы определения таможенной стоимости товаров в ЕАЭС 17
Глава 2 Анализ организации контроля таможенной стоимости ввоза ЕАЭС 27
2.1 Правовое обеспечение контроля таможенной стоимости 27
2.2 Декларирование таможенной стоимости товаров 34
Глава 3 Анализ организации контроля таможенной стоимости ввоза ЕАЭС 45
3.1 Проблемы определения таможенной стоимости ввозимых товаров в РФ (в ЕАЭС) 45
3.2 Перспективы контроля и определения таможенной стоимости в ЕАЭС 67
Заключение 71
Список источников информации 72

Фрагмент для ознакомления

Изменение классификации кода по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности ЕАЭС (далее по тексту – ТН ВЭД) нежелательно для декларантов из-за рисков увлечения таможенных платежей и начисления пеней, пояснила эксперт. То же самое касается и корректировки таможенной стоимости. При этом корректировка стоимости, по словам эксперта, на практике часто осуществляется в рамках одного года с момента выпуска товара, а изменение кода товара может происходить и на грани истечения трехлетнего срока таможенного контроля. Напомним, что таможенный контроль после выпуска товаров (постконтроль) по общему правилу может проводиться в течение трех лет (п. 7 ст. 310 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, далее – ТК ЕАЭС). Адвокат заметила, что в ее практике был случай, когда код товара изменили за один день до истечения срока осуществления таможенного контроля после выпуска, накануне нового года. Стоит отметить, что с 1 января 2018 года действует ТК ЕАЭС, а Таможенный кодекс Таможенного союза (далее по тексту – ТК ТС) прекратил действие.
Исключает ли отсутствие предельного срока осуществления таможенными органами ведомственного контроля необходимость учета трехлетнего срока таможенного контроля, проводимого после выпуска товаров?
Определение таможенной стоимости товаров не должно быть основано на использовании произвольной или фиктивной таможенной стоимости. Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. По общему правилу таможенная стоимость определяется декларантом (п. 9-10, п. 14 ст. 38 ТК ЕАЭС). В действующем ТК ЕАЭС отсутствует понятие корректировки таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров. Хотя в ТК ТС оно содержалось (ст. 68 ТК ТС). Однако это не значит, что таможенная стоимость не может быть скорректирована. Новый кодекс просто оперирует другим понятием – внесения изменений в декларацию на товары в части, касающейся сведений о таможенной стоимости (п. 7 ст. 38 ТК ЕАЭС).
При проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров, заявленной при декларировании, таможенным органом осуществляется проверка правильности выбора и применения метода определения таможенной стоимости, определения ее структуры и величины, документального подтверждения сведений о таможенной стоимости (п. 1 ст. 313 ТК ЕАЭС).
Таможенный орган при осуществлении контроля вправе запросить у декларанта пояснения в письменной форме о факторах, влияющих на формирование цены товаров (п. 2 ст. 313 ТК ЕАЭС). Органы могут требовать у декларантов при осуществлении постконтроля необходимые им документы, а участники ВЭД обязаны их представить (п. 1 ст. 326, ст. 340 ТК ЕАЭС). Так, таможенники могут истребовать прайс-листы производителя ввозимых товаров, его коммерческие предложения, документы об оплате товаров, бухгалтерские документы о принятии ввозимых, идентичных, однородных товаров на учет, документы и сведения о физических и технических характеристиках, качестве и репутации ввозимых товаров, а также об их влиянии на цену, документы, подтверждающие отсутствие взаимосвязи между продавцом и покупателем или отсутствие влияния их взаимосвязи на стоимость сделки и т. д. (п. 8 Положения об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, далее – Положение). При проведении контроля таможенной стоимости уполномоченные органы анализируют в том числе сведения о сделках с идентичными, однородными товарами, товарами того же класса или вида и наличие взаимосвязи продавца и покупателя ввозимых товаров в сочетании с их более низкой ценой по сравнению с ценой идентичных или однородных товаров, продажа и покупка которых осуществлялись независимыми продавцом и покупателем (п. 3, п. 5 Положения).
Эксперт с учетом приведенных норм советует участникам ВЭД:
предусматривать в контрактах непосредственно разделы о том, что включается в цену товара. При этом стоит учитывать, что, например, инвойс – не очень надежная основа для определения окончательной цены товара, поскольку это односторонний документ. Лучше опираться, в том числе, на спецификацию;
четко продумывать логистику – важно точно зафиксировать схему поставки товаров, ведь соответствующие процессы сопровождаются определенной документацией, которую впоследствии могут потребовать таможенные органы;
определять в договорах момент перехода права собственности – на правила Инкотермс 2010 в этом вопросе полагаться не получится, поскольку с их помощью, прежде всего, определяются права и обязанности сторон по договору купли-продажи, переход рисков, но не права собственности;
внимательно относиться к используемым в контракте терминам и формулировкам – не стоит работать "по шаблонам". Так, если в договоре будет указано, что товары поставляются по заказу покупателя, а на самом деле заказ не представляется, то это может стать проблемой при проведении таможенного контроля. Уполномоченные органы будут вправе потребовать соответствующий документ заказа. А ведь можно в договоре сразу прописать, что заказ осуществляется, например, по телефону;
фиксировать в контрактах адреса электронной почты, с помощью которых будет производиться переписка между сторонами по поводу исполнения договора, чтобы можно было в случае необходимости беспрепятственно впоследствии представить соответствующие распечатки таможенным органам или суду.
Общий посыл состоит в том, что нужно сразу, еще при заключении внешнеэкономического контракта, думать о доказательственной базе на случай таможенной проверки или возникновения спора о стоимости товара. "Мелочей в таком деле нет, все нужно продумывать "на берегу", – заключила адвокат.
Говоря об определении классификационного кода товара по ТН ВЭД эксперт также посоветовала коммерсантам уделять особе внимание составлению контрактов в этой части. Напомним, что заявление декларантом либо таможенным представителем при декларировании товаров недостоверных сведений об их классификационном коде, сопряженное с заявлением при описании товаров неполных, недостоверных сведений об их количестве, свойствах и характеристиках, влияющих на классификацию, либо об их наименовании, описании, о стране происхождения, об их таможенной стоимости, либо других сведений, если они послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера влечет за собой административную ответственность. В отношении граждан и юридических лиц речь идет о штрафе в размере от 1/2 до двукратной суммы подлежащих уплате пошлин, налогов с конфискацией товаров или без таковой либо конфискации предметов правонарушения. Должностным лицам грозит штраф от 10 тыс. до 20 тыс. руб. (ч. 2 ст. 16.2 КоАП).
Следует обратить внимание, что с 01.01.2018, многие термины ушли из «таможенного лексикона». Так, например, сейчас в отношении таможенной стоимости ввозимых товаров нет таких понятий как «дополнительная проверка», «корректировка таможенной стоимости».
Для внесения ясности по данному вопросу предлагаем более детально разобрать контроль таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, проводимый до их выпуска.
Принципиально новым отличием с 01.01.2018 стал тот момент, что контроль таможенной стоимости уже не выделяется в отдельную фазу таможенного контроля, а осуществляется в рамках формы таможенного контроля – проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, начатой до выпуска товаров.
Согласно статье 324 Кодекса при проверке таможенной стоимости товаров проверка таможенных, иных документов и (или) сведений проводится с учетом особенностей, предусмотренных статьей 313 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 313 Кодекса при проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров, заявленной при таможенном декларировании (далее – контроль таможенной стоимости товаров), таможенным органом осуществляется проверка правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров (выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, структуры и величины таможенной стоимости товаров, документального подтверждения сведений о таможенной стоимости товаров).
Указанные действия, согласно статья 94 Закона Республики Беларусь от 10.01.2014 N 129-З "О таможенном регулировании в Республике Беларусь" (далее – Закон), относятся к основным таможенным операциям при таможенном контроле таможенной стоимости товаров.
Кроме того, статьей 94 Закона определены и дополнительные таможенными операции, совершаемыми при контроле таможенной стоимости товаров (контроль правильности определения декларантом величины таможенной стоимости товаров, сравнение величины заявленной декларантом таможенной стоимости товаров с имеющейся в распоряжении таможенного органа ценовой информацией).
При этом выбор таможенных операций, совершаемых должностным лицом таможенного органа при контроле таможенной стоимости товаров, производится по результатам использования системы управления рисками
Согласно пункту 3 статьи 313 Кодекса признаки недостоверного определения таможенной стоимости товаров определяются Евразийской экономической комиссией.

В настоящее время Положением об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, утвержденным Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.03.2018 № 42 определены обстоятельства, которые являются признаками недостоверного определения таможенной стоимости товаров.
Как было отмечено выше, контроль таможенной стоимости товаров до выпуска проводится в рамках проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, начатой до выпуска товаров, соответствии со статьей 325 Кодекса.
Таким образом, если по результатам использования системы управления рисками, возникнет необходимость в проведении контроля таможенной стоимости, то таможенный орган в обязательном порядке запрашивает у декларанта документы, сведения о которых указаны в таможенной декларации (если подача таможенной декларации не сопровождалась представлением документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации) в соответствии с пунктом 1 статьи 325.
По результатам проведенного таможенного контроля путем совершения основных или основных и дополнительных при контроле таможенной стоимости товаров, в том числе проверки документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, таможенный орган осуществляет одно из действий описанных ниже.
В случае, если не выявлены обстоятельства, являющиеся признаками недостоверного определения таможенной стоимости товаров, а также не установлен факт несоблюдения положений Кодекса и иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов (включая факт недостоверности сведений, содержащихся в документах, представленных таможенному органу), в том числе отношении таможенной стоимости товаров таможенный орган производит выпуск товаров в соответствии со статьей 118 Кодекса.
В случае выявления по результатам таможенного контроля нарушений международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, в том числе регламентирующих вопросы определения таможенной стоимости, которые в соответствии с абзацами вторым и третьим подпункта 9 пункта 1 статьи 125 Кодекса при их устранении не будут являться основанием для отказа в выпуске товаров, таможенный орган направляет (вручает) декларанту требование о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, до выпуска товаров.
Согласно пункту 2 статьи 112 Кодекса такие сведения должны быть изменены (дополнены) декларантом по требованию таможенного органа в пределах срока выпуска товаров, установленного пунктами 3 и 6 статьи 119 Кодекса.
В случае, если по результатам проведения основных и дополнительных операций по контролю таможенной стоимости таможенным органом выявлены признаки недостоверного определения таможенной стоимости товаров, то такое лицо в соответствии пунктом 4 статьи 325 Кодекса запрашивает документы иные, чем указаны в таможенной декларации.
При проведении таможенного контроля таможенной стоимости конкретный перечень дополнительно запрашиваемых документов, сведений и пояснений определяется должностным лицом с учетом выявленных признаков недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости оцениваемых товаров, а также с учетом условий и обстоятельств рассматриваемой сделки, физических характеристик, качества и репутации на рынке ввозимых товаров.
Кроме того, должностное лицо таможенного органа вправе запросить у декларанта пояснения в письменной форме о факторах, влияющих на формирование цены товаров, а также об иных обстоятельствах, имеющих отношение к товарам, перемещаемым через таможенную границу ЕАЭС.
При этом данный запрос, кроме перечня дополнительно запрашиваемых документов и (или) сведений, должен содержать перечень признаков, указывающих на то, что сведения, заявленные в таможенной декларации, и (или) сведения, содержащиеся в иных документах, должным образом не подтверждены либо могут являться недостоверными, а также сроки представления таких документов и (или) сведений.
Дополнительно запрошенные документы могут быть предоставлены декларантом до выпуска товара, в срок, указанный в пункте 7 статьи 325 Кодекса либо после выпуска товаров в срок, не превышающий 60 календарных дней со дня регистрации таможенной декларации. Соответственно проверка таможенных, иных документов и (или) сведений может быть завершена до выпуска товара либо после выпуска в срок не позднее 30 календарных дней со дня представления запрошенных документов и (или) сведений, а если такие документы и (или) сведения не представлены в установленный срок - со дня истечения такого срока.
При запросе дополнительных документов таможенный орган информирует декларанта о возможности произвести выпуск товаров с обеспечением исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.
Должностное лицо таможенного органа осуществляет проверку дополнительных документов на предмет их соответствия документам и сведениям, предоставленным ранее, а также заявленным в ДТ. Оценивает степень достаточности дополнительной информации, а также возможность ее использования для подтверждения достоверности и (или) полноты проверяемых сведений, а также устранения выявленных ранее оснований для проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений с целью ее завершения.
Если дополнительные документы предоставлены до выпуска товара и они подтверждают достоверность и (или) полноту проверяемых сведений, а также не выявлено иных признаков несоблюдения положений Кодекса и иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов, в том числе недостоверности сведений, содержащихся в таких документах таможенный орган производит выпуск товаров в соответствии со статьей 118 Кодекса, соответственно проверка таможенных, иных документов и (или) сведений считается завершенной до выпуска.
Если дополнительные документы предоставлены до выпуска товара, однако они не подтверждают достоверность и (или) полноту проверяемых сведений и (или) не устраняют оснований для проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, таможенный орган на основании информации, имеющейся в его распоряжении, направляет (вручает) декларанту требование о внесении изменении (дополнений) в сведения, заявленных в ДТ, до выпуска товаров в соответствии со статьей 112 Кодекса.

Для того чтобы снизить риски увеличения таможенных платежей и наложения административной ответственности адвокат рекомендует участникам ВЭД детально описывать в контрактах и соответствующих приложениях к ним характеристики, свойства товаров. Необходимо указывать все признаки товара, которые могут повлиять на его классификацию (число оборотов шпинделя токарного станка и т. д.). Описание товаров должно при этом совпадать с информацией о них в коммерческих документах. Добавим, что при проверке доводов участников спора о правильности классификации товаров судами могут учитываться среди прочего рекомендации и разъяснения по классификации товаров, данные ВТО в соответствии со ст. 7 Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14 июня 1983 года, в отношении которых Россия не заявила об отказе в их применении (Компендиум классификационных мнений) (п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 мая 2016 г. № 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства", далее – Постановление Пленума ВС РФ № 18). ВС РФ, например, с учетом таких рекомендаций ВТО признал недействительными предварительные решения таможенного органа по классификации товаров, поскольку классификация многокомпонентного товара не ставится в зависимость от выполняемых им функций, на что ошибочно указали нижестоящие суды, а производится по составляющим его компонентам, их объективной роли и значимости в функциональности устройства (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 20 сентября 2017 г. № 305-КГ17-3138).
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ № 18 отменен п. 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. № 79 "О некоторых вопросах применения таможенного законодательства". А в этом пункте указывалось, что при рассмотрении требований о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, а также сумм денежного залога судам необходимо исходить из того, что такие требования должны быть рассмотрены по существу независимо от того, оспаривались ли в судебном порядке решение таможенного органа, влияющее на исчисление таможенных платежей (по классификации товаров, по корректировке таможенной стоимости товаров), решение о возвращении без рассмотрения заявления о возврате излишне уплаченных или взысканных сумм таможенных платежей. При этом нового правила ВС РФ не сформулировал. ФТС России стала исходить из того, что рассмотрение судами не обжалованных ранее декларантами решений таможенных органов, влияющих на исчисление таможенных платежей, в рамках дел о возврате излишне уплаченных или взысканных платежей приводит фактически к "восстановлению" пропущенного трехмесячного срока на обжалование указанных решений (Информация ФТС России от 25 сентября 2017 г. "Споры о возврате таможенных платежей"). ФТС России ссылалась в том числе на п. 29 Постановления Пленума ВС РФ № 18, в котором говорится, что заявление о возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей подлежит рассмотрению, если одновременно с его подачей или ранее декларантом было инициировано внесение соответствующих изменений в декларацию на товары и в таможенный орган представлены документы, подтверждающие необходимость внесения таких изменений.
Однако благодаря относительно недавним решениям ВС РФ, как заметил партнер, глава практики эксперт таможенного права и внешнеторгового регулирования юридической компании, ситуация исправилась. В одном из дел суд указал, что в случае незаконного взыскания таможенных платежей на плательщика не возлагается обязанность по предварительному обращению в таможенный орган с заявлением об их возврате, поскольку урегулирование такого вопроса в административном порядке в этом случае является правом, а не обязанностью плательщика. Необходимость обращения в таможенный орган перед обращением в суд возникает, когда после выпуска товаров заинтересованное лицо получает возможность доказать иной размер заявленной до выпуска (скорректированной по результатам таможенного контроля) таможенной стоимости в связи со вновь полученными документами, влияющими на достоверность ее определения (п. 13 Постановления Пленума ВС РФ № 18). В таких случаях, подчеркнул ВС РФ, перечисление таможенных платежей в бюджет в излишнем размере является результатом ошибки декларанта, а соответствующие платежи рассматриваются в качестве излишне уплаченных, а не взысканных. Права декларанта (плательщика) в такой ситуации считаются нарушенными не самим фактом внесения таможенных платежей в излишнем размере, а лишь при необоснованном отказе таможенного органа в возврате излишне уплаченных сумм по заявлению плательщика (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 22 марта 2018 г. № 303-КГ17-20407). Таким образом, правовая позиция, изложенная в п. 29 Постановления Пленума ВС РФ № 18, не применяется к ситуациям, когда заинтересованное лицо основывает свои требования не на новых доказательствах, подтверждающих, например, достоверность первоначального определения им таможенной стоимости, а на отсутствии у таможенного органа законных причин для ее корректировки. При этом в другом деле ВС РФ отметил, что если факт излишней уплаты таможенных платежей наступил по вине заявителя, не представившего таможне своевременно необходимые документы на стадии контроля до выпуска товара, проценты на сумму излишне уплаченных платежей могут быть начислены лишь после истечения срока рассмотрения заявления на возврат излишне уплаченных сумм. Иное приводило бы к нарушению баланса в отношениях таможенных органов и декларантов, позволив недобросовестным декларантам увеличивать сумму процентов при наличии своей просрочки в предоставлении документов, необходимых для таможенного контроля, допущенной умышленно или в виду небрежности (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 14 июня 2018 г. № 303-КГ18-118).
Напомним, что с 4 сентября 2018 года применяется Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон № 289-ФЗ). Но не все положения нового закона вступили в силу с указанной даты. Так, нормы главы 11 о возврате таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств Закона № 289-ФЗ начнут действовать со дня вступления в силу международного договора РФ, предусматривающего внесение изменений в приложения № 5 и № 8 к Договору. Получается, что дата вступления в силу нового порядка возврата излишне взысканных или уплаченных платежный пока не известна.
Эксперт пояснил, что новый порядок не предусматривает подачу декларантом заявления о возврате излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей. Декларантам необходимо будет подавать корректировку декларации на товары (далее по тексту - КДТ), обосновав при этом излишнюю уплату. У таможенного органа будет 30 календарных дней на рассмотрение вопроса (ч. 4 ст. 108 Закона № 289-ФЗ). В случае согласия с корректировкой, уполномоченный орган зарегистрирует КДТ, и в течение трех рабочих дней излишне уплаченное (взысканное) должно быть возвращено в счет авансовых платежей (ч. 1, ч. 3 ст. 67 Закона № 289-ФЗ). Для того, чтобы получить деньги декларанту нужно будет либо подать новую декларацию (и средства будут использованы для уплаты платежей по ней), либо написать отдельное заявление на возврат авансовых платежей (ст. 36 Закона № 289-ФЗ). И только после этого, если таможенный орган не возвратит средства, включается, по словам эксперта, "счетчик на проценты" (ч. 18 ст. 67 Закона № 289-ФЗ). Проблема, указал эксперт, заключается в том, что если таможенный орган не согласится с корректировкой декларации, то не будет обнаружен факт излишней уплаты или излишнего взыскания, а следовательно, невозможным станет и начисление процентов (ч. 2-3, ч. 18 ст. 67 Закона № 289-ФЗ). Выход из этой ситуации видится эксперту в том, чтобы ссылаться, например, на позицию Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (Определение КС РФ от 27 декабря 2005 г. № 503-О). Эксперт считает, что если отказ в корректировке декларации будет признан в итоге судом незаконным, то должны начисляться проценты за все то время, на протяжении которого государство неправомерно пользовалось денежными средствами декларанта – то есть с момента истечения 30 календарных и трех рабочих дней со дня регистрации обращения о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларации на товары.
Наиболее актуальными и сложными для декларантов вопросами, как показывает практика, являются вопросы, касающиеся корректировки таможенной стоимости, классификации товаров и возврата излишне уплаченных (взысканных) платежей. Для того, чтобы снизить риски наступления неблагоприятных последствий, связанных с указанными проблемами, участникам ВЭД следует внимательно прорабатывать условия внешнеэкономических контрактов, обращая внимание на мельчайшие детали, заблаговременно заботиться о наличии необходимых на случай таможенной проверки документов. Когда вступит в силу новый порядок возврата излишне уплаченных и (или) взысканных таможенных платежей – пока не ясно, но трудности, к которым коммерсантам в связи с поправками стоит быть готовыми уже можно обозначить. В частности они могут быть связаны с начислением процентов за период неправомерного использования государством денежных средств декларантов.
Кроме того, хозяйствующим субъектам в рамках ЕАЭС не стоит "стесняться" обращаться в ЕЭК практически по любым вопросам, если напрямую затрагиваются их права и законные интересы.

3.2 Перспективы контроля и определения таможенной стоимости в ЕАЭС
При решении о добавлении лицензионных платежей в таможенную стоимость импортируемых товаров, таможенные органы руководствуется письмом Федеральной таможенной службы от 30.06.2010 N 05-41/32225 "О включении лицензионных платежей в таможенную стоимость товаров". Из текста данного письма следует, что включение лицензионных платежей осуществимо только при том, что лицензионный платежи относиться только к импортируемым товарам и данные платежи не включаются в цену товара, но оплачиваются покупателем в качестве условия продажи. Лицензионные платежи являются дополнительными начислениями к таможенной стоимости товаров.
Участник ВЭД может уклониться от уплаты налога на данный вид платежа просто не представив лицензионный договор. Если участник ВЭД не включает стоимость лицензии в таможенную стоимость товара, то данное действие будет расцениваться как административное правонарушение, но к сожалению даже после того как товар уже выпущен не всегда можно узнать что такое правонарушение имело место быть.
Как известно законодательство ЕАЭС и РФ в частности предусматривает охрану интеллектуальной собственности, со стороны таможенных органов, таких как: товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, объекты авторского права и смежных прав. Но другие объекты интеллектуальной собственности такие как: ноу-хау, объекты патентного права, научные открытия, не имеют под собой защитных мер. За счёт чего участники ВЭД могут уклоняться от дополнительных начислений в таможенную стоимость товаров.
На основании всего вышесказанного, можно сделать вывод, что в настоящее время сотрудники таможенных органов сталкиваются со многими трудностями, при попытке установления таможенной стоимости лицензий. Главной проблемой по данному вопросу, является нехватка информация. Для решения данной проблемы можно создать дополнительное подразделение в отделе контроля таможенной стоимости товаров. Это подразделение занималось бы исключительно расчётом стоимости лицензий, а также постоянным мониторингом внутреннего рынка на территории ЕАЭС, на предмет заключения сделок с интеллектуальной собственностью. Наличие грамотных специалистов в вопросе оценки объектов интеллектуальной собственности способствовало бы более успешному контролю таможенной стоимости.
Наличие таких подразделений можно наблюдать и в других странах к примеру в Индии и США, где они прекрасно справляются со своей задачей.
Также не лишним будет порекомендовать участникам ВЭД подробно прописывать за что в лицензионном договоре предусмотрены платежи, данное предложение будет носить рекомендательный характер, но тем не менее может сильно облегчить работу таможенных органов с определением суммы роялти, так как участники ВЭД будут расписывать определенные расходы, такие как продвижения товара или его реклама. Расчет роялти станет значительно удобнее.
Для правильной оценки таможенной стоимости товара таможенные органы могут связываться иностранными производителями. Такая информация может сильно упростить работу при использовании метода вычитания и особенности метода сложения, так как именно в пятом методе больше всего нужно информация от производителя, это затраты на создание товара, сумма прибыли, все возможные издержки.
Данное взаимодействие может стоить колоссальных затрат времени, что сильнее всего ударит по участнику ВЭД, заставляя понести его большие финансовые потери. Для решения сложившейся проблемы можно:
1. Договориться с иностранными партнёрами о конкретных сроках предоставление информации по запросу ТПП. Это по крайней мере давало бы участникам ВЭД четкое представление о возможных задержках.
2. Создать единый стандарт запроса информации в иностранный таможенный орган. Так как в данный момент единого образца нет и запрос составляются по-разному, нередки случаи, когда таможенный орган испытывает трудности в составлении такого запроса, к примеру на китайский язык, а в свою очередь китайская сторона может столкнуться с неграмотно составленным запросом. Что также может повлиять на увеличение времени затрачиваемого на ответ.
3. Дать права осуществлять запросы иностранным таможенным органам таможенным постам без посредничества регионального таможенного управления, что также ускоряет подачу запросов.
Успешное функционирование таможенных органов просто невозможно без достоверной и актуальной статистической информации. Все подразделения таможенных органов проводят сбор статистических данных. Подробная информация нужна для оценки показателей успешности таможенных органов, а также для выявления проблемных мест с которыми придется разобраться, для того чтобы оптимизировать работу таможенных служащих.
Таможенные органы собирают различные виды статистических данных. Например, статистика нарушения таможенных правил, контрабанда, экспорт, импорт, статистика торгового баланса, нарушение торговых правил, статистика пассажирооборота и т.д. Так или иначе, все они подразделяются на два больших раздела:
1. Таможенная статистика внешней торговли.
2. Специальная таможенная статистика.
Но нередки случаи, когда все имеющиеся базы данных не могут предоставить нужную информацию, либо из-за некорректного сбора информации, либо потому что данный тип информации вовсе не заносят в базы данных.
Чтобы упростить таможенным органам применения методов со второго по шестой, необходимо разработать базу данных, в которой находились бы цены на товары с учетом мировых цен на данный вид товара, отличительных характеристик, конъюнктуры рынка, условия обстоятельств поставки товара. Такая база данных может входить в ЕАИС.
Собирая и публикуя подобную информацию не только для таможенных органов, но и для всех участников ВЭД, можно сильно упростить выявление правильных таможенной стоимости товаров, путем применения второго и третьего метода, для которых такая база данных будет наиболее актуальна.

Заключение

Анализируя информацию в представленной работе - можно судить об исключительной важности правильности оценки таможенной стоимости товаров, что было продемонстрировано на примере данных содержащихся в первом разделе. Также в данном разделе содержалась подробная информация об истории контроля таможенной стоимости, основные нормативно-правовые акты, на которые полагаются сотрудники таможенных органов при вынесении решения связанных с таможенной стоимости методы с помощью которых осуществляется расчет таможенной стоимости товаров, как участниками ВЭД так и таможенными органами.
Далее в работе были выявлены главные проблемы при определении таможенной стоимости товаров, которые на данный момент не решены. Приведённые во втором разделе проблемы мешают функционированию таможенных органов ЕАЭС, что приводит к простоям во времени, нарушению товаропотока, недопоступления средств в федеральные бюджеты стран-участниц ЕАЭС, а также сильным финансовым издержкам со стороны некоторых участников ВЭД.
Исследовав основные проблемы контроля таможенной стоимости, мною были даны комплексные решения по оптимизации работы таможенных органов. Данные решения способны не только упростить контроль таможенной стоимости для сотрудников таможенных органов, но и повысить точность определения таможенной стоимости товаров, в том числе и со стороны участников ВЭД. Увеличение точности определение таможенной стоимости, вкупе с уменьшением временных промежутков, затрачиваемых его на контроль, способствует большим экономическим выгодам и отстаиванию экономических интересов стран-участниц ЕАЭС.
Список источников информации

I. Нормативные правовые акты:
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993г.) // Российская газета №237, от 25.12.1993г.
Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 08.05.2015) // Бюллетень международных договоров. № 2. 2016.
Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве (подписан в г. Москве 26.02.1999) (с изм. от 10.10.2014) // Бюллетень международных договоров. № 12. 2001.
Таможенный кодекс ЕАЭС (ред. от 08.05.2015) (приложение к Договору о Таможенном кодексе ЕАЭС, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) // Собрание законодательства РФ. 13.12.2010. № 50. Ст. 6615.
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // Российская газета. № 148-149, 06.08.1998.
Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 24.11.2008, с изм. от 01.12.2008) // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, № 31, ст. 3823.
Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (в ред. от 13 июля 2015 г.) // Собрание законодательства РФ. 2010. № 48. Ст. 6252; 2015. № 29 (часть I). Ст. 4388.
Закон РФ от 21.05.1993 № 5003-1 (ред. от 28.11.2015) «О таможенном тарифе» // Российская газета. № 107. 05.06.1993.
Указ Президента РФ от 15.01.2016 № 12 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 18.01.2016. № 3. Ст. 473.
Постановление Правительства РФ от 06.03.2012 № 191 (ред. от 12.08.2015) «Об утверждении Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации» // Российская газета. № 55. 14.03.2012.
Приказ ФТС России от 06.11.2012 № 2222 «О координаторе эмиссии таможенных карт» // Таможенные ведомости. № 12. 2012.

II. Учебная и монографическая литература:
Абрамова М.А., Александрова Л.С. Финансы, денежное обращение и кредит. – М.: ИМПЭ, 2017. 355 с.
Афонина С. В. Электронные деньги. СПб: Питер, 2017. 453 с.
Банковская система РФ Шестаков А.В.: Учебное пособие М-МГИУ, 2016. 548 с.
Бормотова Е.Г., Липатова Н.Г. Совершенствование таможенного контроля: международный опыт реализации принципа «единого окна» // Вестник Российской таможенной академии. 2016. № 2. 19 с.
Денисов С.А. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности, Троицкий мост, СПб, 2017. 466 с.
Денисова А.Ю. Правовое регулирование администрирования таможенных сборов в государствах - членах ЕАЭС // Реформы и право. 2016. № 3. 63 с.
Дмитриев В.В. Актуальные вопросы защиты таможенными органами прав на товарные знаки (по материалам арбитражной практики) // Таможенное дело. 2016. № 1. С. 12 с.
Дмитриева А.Б. Последствия реструктуризации Федеральной таможенной службы для участников внешнеэкономической деятельности // Таможенное дело. 2016. № 2. С. 13 с.
Дробозина В.Н. Финансы, денежное обращение и кредит. М.: Финансы и статистика, 2016. 54 с.
Дюмулен И.И. Международная торговля. Тарифное и нетарифное регулирование: учебник. 3-е изд. М.: ВАВТ, 2017. 474 c.
Жуков Е.Ф. Общая теория денег и кредита. Издательство «ЮНИТИ» г. Москва, 2017. 549 с.

III. Периодические издания:
Андреева Е.И. Перспективы автоматического выпуска товаров при таможенном контроле // Вестник РТА. 2015. № 3. 26 с.
Бакаева О.Ю. К вопросу о системе элементов таможенного обложения и их правовой регламентации // Таможенное дело. 2016. № 2. 21 с.
Бормотова Е.Г., Липатова Н.Г., Шипилов Д.Б. Таможенный контроль в морском пункте пропуска с использованием механизма «единого окна» // Вестник Российской таможенной академии. 2015. № 2. 80 с.
Бурова А.А., Логинова А.С. Правовое регулирование корректировки и контроля таможенной стоимости // Таможенное дело. 2015. № 2. 16 с.
Гараев А.А. Распоряжение товарами, задержанными при осуществлении таможенного контроля // Таможенное дело. 2015. № 1. 31 с.
Гараев А.А. Распоряжение товарами, хранящимися на складах временного хранения с нарушением установленного срока // Административное и муниципальное право. 2015. № 5. 25 с.
Гафарова Г.Р. Таможенная стоимость в системе государственного регулирования ценообразования // Юридический мир. 2016. № 12. 47 с.
Емельянов А.С. Порядок проведения таможенных проверок: научно-практический комментарий главы 19 Таможенного кодекса ЕАЭС ЕврАзЭС // Публично-правовые исследования (электронный журнал). 2016. № 2. 116 с.
Ермакова В.В., Кротов И.Е. Информационные таможенные технологии для бизнеса в России // Информационное право. 2017. № 1. 10 с.

IV. Интернет-ресурсы:
http://www.customs.ru – Официальный сайт Федеральной таможенной службы.
http://www.consultant.ru – Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
http://www.eurasiancommission.org. – Сайт Евразийской Экономической комиссии
http://www.customs.ru – Международный таможенный электронный журнал.
http://vch.ru. – Виртуальная таможня.
http://www.tks.ru – Таможня для всех – Российский таможенный портал.
http://www.tamognia.ru– Таможенный правовой портал.
https://www.alta.ru – таможенный портал для участников ВЭД
http://мимо.com.ua - Сайт Всемирной таможенной организации.
Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение №1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, принят по итогам Высшего Евразийского экономического совета 11 октября 2017 года.
Бекяшев К.А, Моисеев Е.Г. – Таможенное право. – М.: ТК Велби, 2007.
Закон Российской Федерации от 21.05.1993 № 5003-1 (ред. от 03.12.2012) "О таможенном тарифе" //"Российская газета", № 107, 05.06.1993.
Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав стран от 27.11.2009 № 17) (ред. от 16.04.2010) // Собрание законодательства Российской Федерации, 13.12.2010, № 50, ст. 6615.
2 Таможенный кодекс ЕАЭС: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/
3 Статья 38 Таможенного кодекса ЕАЭС
Таможенное дело России. – Под ред. Бакаева О.Ю. Матвиенко Г.В. – М.: Юристь, 2008.
Российское таможенное право. / Руководитель авторского коллектива доктор юридич. Наук, проф. Б.Н. Габоричидзе. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА. М, 2012.











2

Список источников информации

I. Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993г.) // Российская газета №237, от 25.12.1993г.
2. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 08.05.2015) // Бюллетень международных договоров. № 2. 2016.
3. Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве (подписан в г. Москве 26.02.1999) (с изм. от 10.10.2014) // Бюллетень международных договоров. № 12. 2001.
4. Таможенный кодекс ЕАЭС (ред. от 08.05.2015) (приложение к Договору о Таможенном кодексе ЕАЭС, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) // Собрание законодательства РФ. 13.12.2010. № 50. Ст. 6615.
5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // Российская газета. № 148-149, 06.08.1998.
6. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 24.11.2008, с изм. от 01.12.2008) // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, № 31, ст. 3823.
7. Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (в ред. от 13 июля 2015 г.) // Собрание законодательства РФ. 2010. № 48. Ст. 6252; 2015. № 29 (часть I). Ст. 4388.
8. Закон РФ от 21.05.1993 № 5003-1 (ред. от 28.11.2015) «О таможенном тарифе» // Российская газета. № 107. 05.06.1993.
9. Указ Президента РФ от 15.01.2016 № 12 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 18.01.2016. № 3. Ст. 473.
10. Постановление Правительства РФ от 06.03.2012 № 191 (ред. от 12.08.2015) «Об утверждении Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации» // Российская газета. № 55. 14.03.2012.
11. Приказ ФТС России от 06.11.2012 № 2222 «О координаторе эмиссии таможенных карт» // Таможенные ведомости. № 12. 2012.

II. Учебная и монографическая литература:
1. Абрамова М.А., Александрова Л.С. Финансы, денежное обращение и кредит. – М.: ИМПЭ, 2017. 355 с.
2. Афонина С. В. Электронные деньги. СПб: Питер, 2017. 453 с.
3. Банковская система РФ Шестаков А.В.: Учебное пособие М-МГИУ, 2016. 548 с.
4. Бормотова Е.Г., Липатова Н.Г. Совершенствование таможенного контроля: международный опыт реализации принципа «единого окна» // Вестник Российской таможенной академии. 2016. № 2. 19 с.
5. Денисов С.А. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности, Троицкий мост, СПб, 2017. 466 с.
6. Денисова А.Ю. Правовое регулирование администрирования таможенных сборов в государствах - членах ЕАЭС // Реформы и право. 2016. № 3. 63 с.
7. Дмитриев В.В. Актуальные вопросы защиты таможенными органами прав на товарные знаки (по материалам арбитражной практики) // Таможенное дело. 2016. № 1. С. 12 с.
8. Дмитриева А.Б. Последствия реструктуризации Федеральной таможенной службы для участников внешнеэкономической деятельности // Таможенное дело. 2016. № 2. С. 13 с.
9. Дробозина В.Н. Финансы, денежное обращение и кредит. М.: Финансы и статистика, 2016. 54 с.
10. Дюмулен И.И. Международная торговля. Тарифное и нетарифное регулирование: учебник. 3-е изд. М.: ВАВТ, 2017. 474 c.
11. Жуков Е.Ф. Общая теория денег и кредита. Издательство «ЮНИТИ» г. Москва, 2017. 549 с.

III. Периодические издания:
1. Андреева Е.И. Перспективы автоматического выпуска товаров при таможенном контроле // Вестник РТА. 2015. № 3. 26 с.
2. Бакаева О.Ю. К вопросу о системе элементов таможенного обложения и их правовой регламентации // Таможенное дело. 2016. № 2. 21 с.
3. Бормотова Е.Г., Липатова Н.Г., Шипилов Д.Б. Таможенный контроль в морском пункте пропуска с использованием механизма «единого окна» // Вестник Российской таможенной академии. 2015. № 2. 80 с.
4. Бурова А.А., Логинова А.С. Правовое регулирование корректировки и контроля таможенной стоимости // Таможенное дело. 2015. № 2. 16 с.
5. Гараев А.А. Распоряжение товарами, задержанными при осуществлении таможенного контроля // Таможенное дело. 2015. № 1. 31 с.
6. Гараев А.А. Распоряжение товарами, хранящимися на складах временного хранения с нарушением установленного срока // Административное и муниципальное право. 2015. № 5. 25 с.
7. Гафарова Г.Р. Таможенная стоимость в системе государственного регулирования ценообразования // Юридический мир. 2016. № 12. 47 с.
8. Емельянов А.С. Порядок проведения таможенных проверок: научно-практический комментарий главы 19 Таможенного кодекса ЕАЭС ЕврАзЭС // Публично-правовые исследования (электронный журнал). 2016. № 2. 116 с.
9. Ермакова В.В., Кротов И.Е. Информационные таможенные технологии для бизнеса в России // Информационное право. 2017. № 1. 10 с.

IV. Интернет-ресурсы:
1. http://www.customs.ru – Официальный сайт Федеральной таможенной службы.
2. http://www.consultant.ru – Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
3. http://www.eurasiancommission.org. – Сайт Евразийской Экономической комиссии
4. http://www.customs.ru – Международный таможенный электронный журнал.
5. http://vch.ru. – Виртуальная таможня.
6. http://www.tks.ru – Таможня для всех – Российский таможенный портал.
7. http://www.tamognia.ru– Таможенный правовой портал.
8. https://www.alta.ru – таможенный портал для участников ВЭД
9. http://мимо.com.ua - Сайт Всемирной таможенной организации.

Вопрос-ответ:

Какой смысл имеет контроль таможенной стоимости ввозимых товаров в РФ?

Контроль таможенной стоимости ввозимых товаров в РФ имеет целью обеспечить правильное и точное определение стоимости товаров для целей таможенного регулирования и налогообложения. Такой контроль позволяет установить справедливую стоимость товаров и предотвратить возможные злоупотребления и уклонения от уплаты таможенных пошлин и налогов.

Какова сущность таможенной стоимости и какие функции она выполняет в ЕАЭС?

Таможенная стоимость представляет собой стоимость товаров, которая используется при определении таможенных пошлин и налогов при их ввозе. Она включает в себя стоимость самого товара, а также стоимость услуги по доставке, упаковке и других дополнительных расходов. Таможенная стоимость выполняет функции обеспечения равных условий конкуренции, защиты национального рынка и установления справедливых таможенных пошлин и налогов.

Как определяется и проверяется таможенная стоимость товаров в ЕАЭС?

Определение таможенной стоимости товаров в ЕАЭС осуществляется на основе Приказа Комиссии Таможенного союза № 371 "Об утверждении Правил определения таможенной стоимости товаров" и Инструкции о порядке проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, утвержденной Федеральной таможенной службой. Проверка таможенной стоимости может проводиться путем запроса и анализа документов, связанных со стоимостью товаров, исследования рыночных условий, применения особых методов расчета и других специальных приемов.

Какое правовое обеспечение имеет контроль таможенной стоимости?

Контроль таможенной стоимости имеет правовое обеспечение в виде международных договоров, законов, указов и других нормативных актов. В РФ это включает в себя Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации", Таможенный кодекс ЕАЭС, нормативные акты Комиссии Таможенного союза и Федеральную таможенную службу. Эти законы и акты устанавливают правила и процедуры контроля таможенной стоимости и предусматривают ответственность за нарушение этих правил.

Какие функции выполняет таможенная стоимость?

Таможенная стоимость выполняет несколько функций: она является основой для расчета таможенных пошлин и налогов, используется для проведения маржинального анализа и предоставляет таможенным органам информацию о стоимости товаров.

Как определяется таможенная стоимость товаров в ЕАЭС?

Определение таможенной стоимости товаров в ЕАЭС основывается на методах, предусмотренных Всемирной таможенной организацией. Существуют различные методы определения — стоимость транзакций, стоимость однородных товаров, расчетная стоимость и другие. Определение таможенной стоимости проводится на основе информации, предоставляемой декларантом и проверяемой таможенными органами.

Каким образом осуществляется контроль таможенной стоимости ввозимых товаров?

Контроль таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем проверки предоставленных декларантом данных и сопоставления их с информацией, имеющейся у таможенных органов. В процессе контроля может быть проведена детальная проверка документов, проведено сравнение с аналогичными товарами, а также применены специальные методы, например, для определения справедливой стоимости товаров.

Какое правовое обеспечение существует для контроля таможенной стоимости в ЕАЭС?

Контроль таможенной стоимости в ЕАЭС обеспечивается нормативными документами, в том числе Соглашением о таможенной стоимости, принятым Международным комитетом по стандартизации. В России контроль регулируется Таможенным кодексом и законодательством об Евразийском экономическом союзе.