Управленческая компетентность руководителя как условие эффективного управления образовательной организацией
Заказать уникальный реферат- 19 19 страниц
- 8 + 8 источников
- Добавлена 10.06.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
1. Профессиональная компетентность руководителей образовательных учреждений: определение и особенности 5
2. Компетентность руководителя: личностная компетентность, лидерские качества 11
Заключение 17
Список использованных источников и литературы 19
Как отмечается в исследованиях, эмоциональная компетентность содержит в себе такие элементы:хорошее знание себя (своих сильных и слабых сторон, своих чувств и причин их появления, их последствий);способность быть хозяином своих эмоций, а не быть подвластным им; умение управлять собой (контролировать свои установки, поведение, принимать решения, быть, где это необходимо, настойчивым, гибким, уметь справляться со стрессовыми и конфликтными ситуациями, управлять эмоциями таким образом, чтобы они работали на себя, а не против себя);способность эмпатии - сопереживания другим, умение понимать людей, их эмоции, чувства, поведение, быть терпимым; умение мотивировать себя (определять конкретные направления движения, достигать результатов, иметь позитивный настрой, делать свою жизнь и деятельность интересной); смелость в принятии тяжелых решений; разрешение межличностных конфликтов так, чтобы они ни у кого не оставили чувства обиды; умение сподвигнуть людей к работе на пределе своих возможностей». [4, с. 9]Таким образом, современному руководителю образовательной организацией необходима не только информационная грамотность, а овладение навыками получения и анализа информации, составления информационных материалов. Руководитель образовательной организации, как и какой-либо другой, должен уметь планировать и контролировать деятельность организации, опираясь на правовые нормы. Необходимость правовой компетентности руководителя образовательной организации объясняется и спецификой образовательной деятельности. Педагоги работают с учениками и студентами. Их отношения регулируются, включительно, и правовыми механизмами. [6, с. 117]Поэтому руководитель должен разбираться в правовых вопросах, для того, чтобы грамотно и эффективно решать конфликтные и другие ситуации. Итак, профессиональную компетентность в области образования можно рассматривать как качество действий руководителя, обеспечивающих своевременное и оптимальное решение управленческих вопросов и типичных профессиональных задач; видение проблем и их разрешение; нахождение нестандартных решений задач; гибкость и готовность принимать происходящие перемены, умение их инициировать и управлять; владение новейшими технологиями управления качеством образования, коллективом; владение проектными технологиями; способность видеть и развивать возможности и ресурсы работников. [7, с. 28]Все эти составляющие соотносимы с перечнем обобщенных профессиональных функций, которые входят в Профессиональный стандарт руководителя в области образования. ЗаключениеИтак, управленческая компетентность с необходимостью включает в себя личностные компетенции – эмоционально-волевые, моральные, имиджевые и иные. Для деятельности в сфере образования это имеет серьезное значение, так как образовательные организации работают чаще всего с молодыми людьми, для которых очень важны личностные, человеческие качества руководителя.Эффективность управления образовательной организацией прямо связана с личностными компетенциями руководителя. Так, было отражено, что управленческая компетентность является основным условием качественного управления образовательной организацией.То есть, мы можем сделать вывод, что применение компетентностной модели в области образованиянесет в себе принципиальные изменения в организации учебного процесса, в управлении им, в методах оценивания образовательных результатов учащихся по сравнению с учебным процессом, опирающимся на концепцию «усвоения знаний».Так, мы выделили ведущие компетентности, которыми должен обладать современный руководитель в сфере образования. В условиях быстрых общественных перемен потребность в высококвалифицированных руководителях, которые обладают отвечающими современным требованиям профессиональными навыками, очень возрастает.Поэтому увеличивается и комплекс компетентностей, нужных для эффективного и качественного управления, что связывается и с преобразованиями социально-экономического характера развития страны, и с решением федеральных властей узаконить перечень обобщенных профессиональных функций, и с определенным общественным заказом всех субъектов образовательной деятельности. Таким образом, можно заключить, что основным критерием профессионального мастерства современного руководителя образовательной организации является управленческая компетентность.Список использованных источников и литературыБелова Е. Н. Развитие управленческой компетентности руководителей нового типа для новой школы // Вестник ТГПУ. 2010. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-upravlencheskoy-kompetentnosti-rukovoditeley-novogo-tipa-dlya-novoy-shkoly (дата обращения: 06.05.2019). Бозина Н. А., Савина Н. М. Теоретические основы развития профессиональной компетентности руководителей образовательных учреждений // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-razvitiya-professionalnoy-kompetentnosti-rukovoditeley-obrazovatelnyh-uchrezhdeniy (дата обращения: 06.05.2019). Ильковская И. М. Профессиональная компетентность руководителя образовательной организации: определение и особенности // Вестник СГТУ. 2014. №1 (74). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-kompetentnost-rukovoditelya-obrazovatelnoy-organizatsii-opredelenie-i-osobennosti (дата обращения: 06.05.2019). Кузьмина С. А., Кузьмин Н. Е. Инновационно-управленческая компетентность руководителя профессиональной образовательной организации как неотъемлемая часть единой инновационной политики // European research. 2015. №6 (7). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionno-upravlencheskaya-kompetentnost-rukovoditelya-professionalnoy-obrazovatelnoy-organizatsii-kak-neotemlemaya-chast (дата обращения: 06.05.2019). Луценко Л. И. Социально-психологические аспекты управления образовательным учреждением // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2012. №1-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskie-aspekty-upravleniya-obrazovatelnym-uchrezhdeniem (дата обращения: 06.05.2019). Луценко Л. И. Управление образовательным учреждением в условиях информатизации общества // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. 2012. №28. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-obrazovatelnym-uchrezhdeniem-v-usloviyah-informatizatsii-obschestva (дата обращения: 06.05.2019). Нажмиддинов А. М. Моделирование управленческой компетентности руководителя образовательного учреждения // АНИ: педагогика и психология. 2018. №2 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modelirovanie-upravlencheskoy-kompetentnosti-rukovoditelya-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya (дата обращения: 06.05.2019). Таюрский А. И. Факторы, влияющие на формирование управленческой компетентности руководителей образовательных учреждений всех уровней профессионального образования // Вестник ТГПУ. 2009. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-vliyayuschie-na-formirovanie-upravlencheskoy-kompetentnosti-rukovoditeley-obrazovatelnyh-uchrezhdeniy-vseh-urovney (дата обращения: 06.05.2019).
1. Белова Е. Н. Развитие управленческой компетентности руководителей нового типа для новой школы // Вестник ТГПУ. 2010. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-upravlencheskoy-kompetentnosti-rukovoditeley-novogo-tipa-dlya-novoy-shkoly (дата обращения: 06.05.2019).
2. Бозина Н. А., Савина Н. М. Теоретические основы развития профессиональной компетентности руководителей образовательных учреждений // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-razvitiya-professionalnoy-kompetentnosti-rukovoditeley-obrazovatelnyh-uchrezhdeniy (дата обращения: 06.05.2019).
3. Ильковская И. М. Профессиональная компетентность руководителя образовательной организации: определение и особенности // Вестник СГТУ. 2014. №1 (74). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-kompetentnost-rukovoditelya-obrazovatelnoy-organizatsii-opredelenie-i-osobennosti (дата обращения: 06.05.2019).
4. Кузьмина С. А., Кузьмин Н. Е. Инновационно-управленческая компетентность руководителя профессиональной образовательной организации как неотъемлемая часть единой инновационной политики // European research. 2015. №6 (7). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionno-upravlencheskaya-kompetentnost-rukovoditelya-professionalnoy-obrazovatelnoy-organizatsii-kak-neotemlemaya-chast (дата обращения: 06.05.2019).
5. Луценко Л. И. Социально-психологические аспекты управления образовательным учреждением // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2012. №1-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskie-aspekty-upravleniya-obrazovatelnym-uchrezhdeniem (дата обращения: 06.05.2019).
6. Луценко Л. И. Управление образовательным учреждением в условиях информатизации общества // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. 2012. №28. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-obrazovatelnym-uchrezhdeniem-v-usloviyah-informatizatsii-obschestva (дата обращения: 06.05.2019).
7. Нажмиддинов А. М. Моделирование управленческой компетентности руководителя образовательного учреждения // АНИ: педагогика и психология. 2018. №2 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modelirovanie-upravlencheskoy-kompetentnosti-rukovoditelya-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya (дата обращения: 06.05.2019).
8. Таюрский А. И. Факторы, влияющие на формирование управленческой компетентности руководителей образовательных учреждений всех уровней профессионального образования // Вестник ТГПУ. 2009. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-vliyayuschie-na-formirovanie-upravlencheskoy-kompetentnosti-rukovoditeley-obrazovatelnyh-uchrezhdeniy-vseh-urovney (дата обращения: 06.05.2019).
Вопрос-ответ:
Какую роль играет управленческая компетентность руководителя в эффективном управлении образовательной организацией?
Управленческая компетентность руководителя является неотъемлемым условием эффективного управления образовательной организацией. Она позволяет руководителю эффективно организовывать работу коллектива, принимать правильные решения, формировать и развивать команду, создавать благоприятную рабочую атмосферу и добиваться поставленных целей.
Как можно определить профессиональную компетентность руководителей образовательных учреждений?
Профессиональная компетентность руководителей образовательных учреждений определяется их способностью качественно выполнять функции и задачи, связанные с организацией и управлением образовательным процессом. Это включает в себя знание и понимание законодательства в области образования, умение планировать и организовывать работу коллектива, анализировать и прогнозировать образовательные потребности, а также умение работать с родителями и общественностью.
В чем заключается личностная компетентность руководителя и какие лидерские качества требуются для эффективного управления образовательной организацией?
Личностная компетентность руководителя включает в себя такие качества, как эмоциональная устойчивость, способность к саморазвитию, толерантность, коммуникабельность, эмпатия и другие. Для эффективного управления образовательной организацией требуется умение вдохновлять и мотивировать коллектив, развивать коллективное решение проблем, гибко реагировать на изменения, быть командным лидером, принимать ответственность и быть готовым к самокритике.
Как эмоциональная компетентность влияет на эффективность руководителя образовательной организацией?
Эмоциональная компетентность руководителя образовательной организации является важным фактором успешного управления. Она позволяет руководителю эффективно управлять своими эмоциями, понимать и учитывать эмоции других людей, создавать атмосферу доверия и сотрудничества, умело решать конфликты и строить конструктивные отношения в коллективе, что, в конечном счете, способствует повышению производительности и успеху образовательной организации.
Каково определение профессиональной компетентности руководителей образовательных учреждений?
Профессиональная компетентность руководителей образовательных учреждений - это способность эффективно управлять образовательным процессом, обладая не только знаниями в области педагогики и менеджмента, но и имея навыки планирования, организации работы коллектива, умение принимать взвешенные решения и решать конфликтные ситуации.
Какие особенности присущи профессиональной компетентности руководителей образовательных учреждений?
Особенности профессиональной компетентности руководителей образовательных учреждений заключаются в умении эффективно организовывать работу коллектива, принимать и реализовывать стратегические решения, обладать навыками коммуникации, быть способным к развитию и совершенствованию своих компетенций.
Что включает в себя личностная компетентность руководителя?
Личностная компетентность руководителя включает в себя такие качества, как высокая самооценка, способность к саморазвитию, эмоциональная устойчивость, умение устанавливать и поддерживать доверительные отношения с сотрудниками, проявление эмоционального интеллекта.
Какие лидерские качества должен обладать руководитель образовательной организации?
Руководитель образовательной организации должен обладать такими лидерскими качествами, как умение вдохновлять и мотивировать сотрудников, умение принимать и доводить до конца сложные решения, способность эффективно коммуницировать со всеми участниками образовательного процесса, гибкость в планировании и адаптации к изменениям.
Какие источники и литература могут быть использованы при изучении управленческой компетентности руководителя в образовательной организации?
При изучении управленческой компетентности руководителя в образовательной организации можно использовать следующие источники и литературу: научные статьи, исследования в области управления образованием, книги по менеджменту и педагогике, практические рекомендации и опыт других руководителей образовательных учреждений.
Какая роль играет управленческая компетентность руководителя в эффективном управлении образовательной организацией?
Управленческая компетентность руководителя является ключевым условием для эффективного управления образовательной организацией. Она позволяет руководителю успешно решать сложные задачи, принимать взвешенные решения, координировать работу персонала и обеспечивать развитие учреждения. Возможности руководителя определяются его компетенциями в области планирования, организации, координации, контроля и мотивации, а также в области коммуникации, анализа и принятия решений.