Поэтика композиции романа М. Булгакова
Заказать уникальный реферат- 20 20 страниц
- 16 + 16 источников
- Добавлена 07.06.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Основная часть 5
1.1. Проблематика и идейный замысел романа и романа «Мастер и Маргарита» глазами современных исследователей 5
1.2. Особенности композиции романа «Мастер и Маргарита» 12
Заключение 26
Список литературы: 28
Маргарита – возлюбленная Мастера. Она милосердна. Большое место в пространстве произведения занимают главы, посвященные московской жизни. Эти главы написаны языком гротеска, они исполнены непревзойденного мастерства. Именно с силами бюрократии расправляется мир дьявола за неделю, проведенную в Москве. Основная миссия дьявола в Москве – получить рукопись Мастера и исполнить поручение Иешуа, наградив мастера вечным покоем. Поэтому именно Москву выбрал Воланд для проведения там ежегодного бала сатаны. Но, попутно дьявол наказывает пороки людей современного мира. Хоть Воланд и беспристрастен и не требует от людей совершенства, но он проявляет безжалостность к бюрократам, лжецам, хапугам, распутникам, стяжателям и другим продуктам общества, типы которых, неизбежно существовали во все времена. Московские главы романа также необыкновенно важны. Они имеют остросоциальный подтекст. За юмором и мистификациями, за высмеиванием и гротеском читатель видит критику и обличение пороков общества и отдельных его граждан.Причем решающая роль судьи все также принадлежит Воланду. Он дает трезвую оценку людям. Воланд говорит, что это всего лишь навсего люди и во все времена они обладали как человеческими недостатками, так и достоинствами. В романе много пластов, много символов, мистификаций, ни одно слово не написано просто так, без вложенного в него глубокого смысла. Почти в каждом имени зашифрован знак, численные совпадения не случайны, образы людей и явлений природы также символичны, роман наполнен скрытыми смыслами. Как уже говорилось выше, все части романа взаимосвязаны и именно в совокупности передают идею автора.Можно привести один пример корреляции: Пилат после казни говорит своему гостю о том, что он устал от людей, которые доносят. Теперь можно рассмотреть эпизод сна буфетчика Никанора Ивановича Босого о валюте. Персонаж сна Канавкин рад донести на свою тетку, но опечален тем, что у него нет доступа к ее сбережениям. Прямая связь. Возьмем эпизод из третьего, вневременного мира романа: На балу у черного рыцаря Воланда Маргарите целует колено целая череда висельников, отравителей, доносчиков и убийц. Дьявол собрал преступников из разных времен. Дьявол объединяет пласты времени воедино, демонстрируя общую картину мира.Вообще Булгаков собирает целую галерею пороков человеческого характера. И тут можно провести параллель между чередой характеров московских чиновников, домоуправов взяточников, кляузников, лжецов, хамов и других выразительных персонажей московского общества и гостями бала сатаны.Апокалиптическая погода стоит над городом на всем продолжении действия событий романа, всю неделю нахождения Князя тьмы в Москве. Такая же погода стоит и над Ершалаимом. Булгаков зашифровал очень многие мысли в своём произведении. Само время, в которое жил и творил писатель, его цензура способствовали такому способу передачи авторской мысли. В одной из первых редакций произведенияИешуа называл дату, когда выяснится, насколько люди правдиво записали за ним. Он так говорил Понтию Пилату, и срок этот был 1900 лет. Именно через этот отрезок времени Мастер написал роман об Иешуа. Но Булгаков стер даты в поздних редакциях, дав им более обобщенное определение.Мастера мучает тоска и тревога, эти же чувства тоски и тревоги возникает у прокуратора после казни. Мастер чувствует, что безвозвратно упустил что-то. Прокуратору снится, что не было никакой казни.И, именно Воланд является соавтором Мастера, в его творении, так как пилатовы главы рассказываются по очереди Мастером и Воландом.Мастер использует слова «значит, я правильно угадал», а Воланд еще до упоминания о Мастере начинает на Патриарших Прудах читать историю о Пилате. Тут можно подумать о лукавстве Воланда по отношению к мастеру, в том, что он якобы не знает содержания романа. И это лукавство соотносится с лукавством Афрания в разговоре с Пилатом о причине гибели Иуды из Кириафа.Маргарита говорит в квартире у Воланда: «Интересно, вдруг они придут арестовывать?». «Именно придут, но ничего интересного в этом нет», - отвечает Коровьев.Так же и прокуратор спрашивает Афрания: «Интересно, был ли переполох во дворце Каифы, когда ему подбросили кошелек Иуды». «Переполох был», - отвечает Афраний, - «но ничего интересного в этом нет». Всё также перекликаются одинаковые проявления в разных мирах, доказывая одновременно взаимосвязь цепочек романа и неизменность человеческой сущности на протяжении столетий и тысячелетий.Первая встреча москвичей Берлиоза и Бездомного с Воландом происходит под палящим солнцем. Сжигающее солнце убивает распятых на кресте Иешуа, Гистаса и Дисмаса. Пожар в квартире номер 50, как апофеоз при прощании нечистых сил с Москвой, также связан с силами сжигающего огня.И огонь в завершении романа символизирует прощание Мастера и Маргариты с прежней жизнью. «Гори, прежняя жизнь! – Восклицает Маргарита, – гори, страдание!». Огонь – завершение жизни. Под палящим огнем солнца погибает Иешуа, но огонь и начало вечного покоя для Мастера и Маргариты. Милосердие, как черта Маргариты, проявляется в сцене, когда Воланд говорит Маргарите, что она заслужила право требовать исполнения одной просьбы. Маргарита неожиданно просит о Фриде, а не о себе и Мастере.Воланд отвечает, что ему придется заткнуть тряпками все щели спальни. Фраза Воланда о тряпке, которой ему придется заткнуть все щели в спальне, чтобы туда снова не проникли милосердные мысли, губительно влияющие на выбор личной просьбы Маргариты, решающей судьбу ее и Мастера, является образом. Но, эта тряпка образ – перекликается с фактом реальной тряпки, при помощи которой Фрида убила младенца, заткнув ему рот.Воланд говорит о Маргарите: милосердие.Видимо, милосердие – литургический стержень романа. Роман затрагивает множество проблем, в нем автор решает и вопросы нравственности, религиозности, добродетели, человеческой сущности, вопросы жизни и смерти, вопросы категорий любви и добра, человеческих пороков, но и роман вскрывает проблемы современной социальной жизни. Линии в романе взаимосвязаны, они перекликаются и повторяются в параллельных плоскостях, соответственно замыслу произведения.Поэтому именно концепция романа является единым целым. Это одно произведение, а не два, не роман в романе, так как все его компоненты зависят друг от друга и вытекают один из другого.Также и композиционное построение произведения, и его стиль, основанный на двух контрастных формах изложения – остром гротеске и лиризме – служат выражению замысла автора.Можно ведь произвести разделение произведения на два отдельных романа и по стилю изложения. Это гротескное, карикатурное описание московской действительности и написанный простым литературным языком исторический сюжет о казни Иисуса. И, романтическая история любви Мастера и Маргариты – третья лирическая линия произведения, относящаяся к современному времени действия романа.Можно разделить роман по признаку мифа и мистификации. Имеется в виду миф – как историческое повествование, жанр, легенда, а мистификация – вид поведения, те неправдоподобные события, которые про изошли в Москве благодаря появлению Воланда и его свиты. Это и перемещение Степы Лиходеева в Ялту, и говорящий костюм и история и с превращениями денег. Но все части романа взаимодействуют и служат для выражения авторской мысли.Роман Булгакова о вечных философских категориях и о реальной жизни.Методом противопоставления, контраста автор выражает свою идею.Противопоставляются идеи нравственности, гуманизма, высокой человеческой любви, ради которой Иисус пошел на смерть низменным человеческим и общественным порокам. Противопоставляется лунный мистический мир миру сжигающего, обличающего и в апофеозе казнящего солнца. Они противопоставляются, как две противоположности: свет и тьма, день и ночь, ад и рай. Луне отводится символическое значение мудрости, а солнцу – роль палача.ЗаключениеВ проделанной работе был проведен анализ поэтики композиции романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».Роман «Мастер и Маргарита» вошел в русскую литературу, как один из лучших романов XX века, как одно из самых загадочных произведений.Роман является предметом многочисленных исследователей филологов, литературоведов.Особенность уникальной поэтики композицииромана в том, роман построен, как роман в романе. Главы, посвященные событиям почти двухтысячелетней давности времен правления Понтия Пилата, выглядят реально, а главы события которых разворачиваются в современной действительности исполнены мистики, невероятных событий.В романе соединены абсурд и строгая реальность, высокий лиризм и язык фарса и гротеска.Роман являет собой соединение нескольких стилей повествования, нескольких жанров.Принципы контраста, параллелей и многие другие авторские приемы, смешение стилей, неподражаемая неповторимость булгаковского слога, композиционное построение романа, все вместе авторские приемы создают непередаваемое очарование романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».Язык гротеска, сатиры и фарса в московских главах контрастирует с высоко лирическим, поэтическим языком в описании истории любви Мастера и Маргариты и с спокойным, беспристрастным повествованием мастера о событиях казни Иешуа Га-Ноцри.Фразу из романа: «В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат» можно назвать гимном высокой поэтики слога, образцом мастерства высокохудожественного таланта автора.Актуальность темы исследования очевидна, так как роман «Мастер и Маргарита» - это произведение глубоко философского смысла, в нем затрагиваются и решаются вопросы тех вечных категорий добра и зла, вопросов нравственности и любви, которые никогда не потеряют своего значения для людей.Также, роман актуален, как образец литературного мастерства автора, как источник исследований и размышлений о таких категориях, как любовь, вечность, жизнь и смерть. Список литературы:БулгаковМихаил. Романы. «Мастер и Маргарита». –Кишинев: Литература Артистикэ, 1988 год. – 768 Стр. Соколов.Б. Булгаковская энциклопедия. – Москва: Локид - Миф, 1998 год. – 592 стр.Доронова Т.И. История как текст, Христос и антихрист Д.С. Мережковского и «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова // Известия Саратовского университета, 2009 г. Т.9. Вып.4. – С. 70 – 74Жемчужный И. С. «Мастер и Маргарита М. Булгакова текст и подтекст» // Культура и текст – 1998 г.: №3. – С. 177–187Кацис Л.Ф.Заметки об источниках и составных частях романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» //Литературный факт. Том 5, 2017 г. – 266 - 287С.Лесскис. Г.А. «Мастер и Маргарита» Булгакова (манера повествования, жанр, макрокомпозиция // Известия АН СССР. Отделение литературы и языка: Т. 38. Вып. 1. – М., 1979 г.– 52-59С.Мальчуков В., А., Мальчукова Н. В.Особенности диалога религиозного с светского мировоззрения в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Известия Байкальского государственного университета,2013 г.: № 3 (89) – С.56–153Самсонова М.А. «Библия как прецедентный текст в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // журнал Вестник Ульяновского государственного университета, 2017 г.: Вып.4. – С.10–13Урюпин И. С. «Мифопоэтические корни образа Азазелло в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Вестник Челябинского государственного университета, 2008г.: Вып.26. – С.149 –159 Худзиньска – Пароксадзе А.Реминисценции романтизма в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Вестник Волгоградского государственного университета, 2013г.№ 12 – С.140 – 146 Дунаев М. Образ Иешуа Га-Ноцри. Сравнение с евангельским Иисусом Христом: режим доступа //online библиотека; https://licey.net/free/ – дата обращения 04.05.2019г.Кураев А. Мастер и Маргарита: За Христа или против? –библиотека азбука веры: художественная литература литературная критика: режим доступа // https: https://azbyka.ru/– (дата обращения 06.05.19)МасакоОмори: Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» в контексте религиозно-философских идей В.С. Соловьева и П.А. Флоренского // автореферат диссертации; М: 2006 г. – интернет источник http://cheloveknauka.com/roman-m-a-bulgakova; дата обращения 06.05 19г.Фрост В. Лунарный символизм Воланда: режим доступа // https://astronline.pro/ – 05.05. 2016 г.Библиозавалинка в Удельной; Магия чисел в романе «Мастер и Маргарита»: режим доступа // http://bibydel.ru.«Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова как «роман в романе». библиотека русская литература: режим доступа // https://students-library.comура; //– дата обращения 04.05.19 г.
2. Соколов. Б. Булгаковская энциклопедия. – Москва: Локид - Миф, 1998 год. – 592 стр.
3. Доронова Т.И. История как текст, Христос и антихрист Д.С. Мережковского и «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова // Известия Саратовского университета, 2009 г. Т.9. Вып.4. – С. 70 – 74
4. Жемчужный И. С. «Мастер и Маргарита М. Булгакова текст и подтекст» // Культура и текст – 1998 г.: №3. – С. 177–187
5. Кацис Л.Ф. Заметки об источниках и составных частях романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» //Литературный факт. Том 5, 2017 г. – 266 - 287 С.
6. Лесскис. Г.А. «Мастер и Маргарита» Булгакова (манера повествования, жанр, макрокомпозиция // Известия АН СССР. Отделение литературы и языка: Т. 38. Вып. 1. – М., 1979 г.– 52-59 С.
7. Мальчуков В., А., Мальчукова Н. В. Особенности диалога религиозного с светского мировоззрения в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Известия Байкальского государственного университета, 2013 г.: № 3 (89) – С.56–153
8. Самсонова М.А. «Библия как прецедентный текст в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // журнал Вестник Ульяновского государственного университета, 2017 г.: Вып.4. – С.10–13
9. Урюпин И. С. «Мифопоэтические корни образа Азазелло в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Вестник Челябинского государственного университета, 2008г.: Вып.26. – С.149 –159
10. Худзиньска – Пароксадзе А. Реминисценции романтизма в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Вестник Волгоградского государственного университета, 2013г. № 12 – С.140 – 146
11. Дунаев М. Образ Иешуа Га-Ноцри. Сравнение с евангельским Иисусом Христом: режим доступа //online библиотека; https://licey.net/free/ – дата обращения 04.05.2019г.
12. Кураев А. Мастер и Маргарита: За Христа или против? –библиотека азбука веры: художественная литература литературная критика: режим доступа // https: https://azbyka.ru/ – (дата обращения 06.05.19)
13. Масако Омори: Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» в контексте религиозно-философских идей В.С. Соловьева и П.А. Флоренского // автореферат диссертации; М: 2006 г. – интернет источник http://cheloveknauka.com/roman-m-a-bulgakova; дата обращения 06.05 19г.
14. Фрост В. Лунарный символизм Воланда: режим доступа // https://astronline.pro/ – 05.05. 2016 г.
15. Библиозавалинка в Удельной; Магия чисел в романе «Мастер и Маргарита»: режим доступа // http://bibydel.ru.
16. «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова как «роман в романе». библиотека русская литература: режим доступа // https://students-library.comура; //– дата обращения 04.05.19 г.
Вопрос-ответ:
Какие основные идеи проблематики заложены в романе "Мастер и Маргарита"?
Роман "Мастер и Маргарита" затрагивает множество важных идей, таких как свобода человека, нравственность, вера и справедливость. Он также представляет критику советского общества и бюрократической системы, осуждает безнравственность и изощренность власти.
Какие особенности композиции романа "Мастер и Маргарита"?
Одной из особенностей композиции романа "Мастер и Маргарита" является параллельное повествование о двух разных временных эпохах - советской Москве и Иерусалиме времен Христа. Также стоит отметить гротескные элементы и использование различных жанровых приемов, таких как фантастика и сатира.
Как описывается Маргарита в романе "Мастер и Маргарита"?
Маргарита - главный женский персонаж в романе "Мастер и Маргарита", она выступает важным символом доброты и сострадания. Она помогает Мастеру в восстановлении его произведения, и в конце концов, она сама становится воплощением свободной и сильной женщины, сражающейся за свою любовь и верность.
В каком городе происходят основные события романа "Мастер и Маргарита"?
Основная часть событий романа "Мастер и Маргарита" разворачивается в Москве - столице Советского Союза. В романе изображается жизнь московской интеллигенции, бюрократии и обычных жителей города.
Каким языком написаны главы, посвященные московской жизни в романе "Мастер и Маргарита"?
Главы, посвященные московской жизни в романе "Мастер и Маргарита", написаны языком гротеска. Они описывают нелепые ситуации, персонажей и события, используя иронию и сатиру. Эти главы производят сильное впечатление и являются вершиной мастерства в романе.
Какая проблематика и идейный замысел романа "Мастер и Маргарита"?
Проблематика и идейный замысел романа "Мастер и Маргарита" рассматриваются современными исследователями. Роман освещает такие темы, как борьба между добром и злом, сбалансированность мирских и духовных ценностей, поиск истины и свободы в тираническом обществе. Идейный замысел автора заключается в поднятии актуальных социальных вопросов и критике современной действительности через призму фантастических сюжетных линий, мистических персонажей и символических образов.
Какие особенности композиции романа "Мастер и Маргарита"?
Роман "Мастер и Маргарита" М. Булгакова имеет множество особенностей в композиции. Одной из них является асинхронность повествования, когда события происходят в разных временных планах и перекликаются между собой. Также стоит отметить параллельное повествование о судьбе Мастера и о событиях, происходящих в Москве. Булгаков использует различные стили и жанры, включая гротеск, сатиру, остроту слога и юмор. Темпоральные сдвиги и нелинейность сюжета также являются качественными характеристиками композиции данного романа.
Какие главы романа "Мастер и Маргарита" посвящены московской жизни и как они написаны?
В романе "Мастер и Маргарита" М. Булгакова большое место занимают главы, посвященные московской жизни. Эти главы написаны на языке гротеска и исполнены непревзойденного мастерства. Они описывают московскую бюрократию, ее силы и механизмы, высмеивая различные аспекты общественной жизни. Булгаков использует остроту слога, сатиру и юмор, чтобы подчеркнуть абсурдность и несовершенство системы.
Какие особенности композиции романа "Мастер и Маргарита"?
Особенности композиции романа "Мастер и Маргарита" включают мозаичную структуру, переплетение параллельных сюжетов и смешение разных жанров. Булгаков использовал приемы фантастики, гротеска и иронии, что делает композицию романа уникальной и запоминающейся.