Современная внешнеторговая политика: теория и практика ( на примере РФ )
Заказать уникальную курсовую работу- 41 41 страница
- 17 + 17 источников
- Добавлена 10.06.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Основы теории внешнеторговой политики государства 5
1.1. Сущность внешнеторговой политики государства, её основные виды. 5
1.2. Обоснование необходимости внешнеторговой политики в рамках различных направлений экономической теории 8
Глава 2. Тарифные и нетарифные методы государственного регулирования внешней торговли 13
2.1. Тариф на импорт и механизм его действия. 13
2.2. Тариф и производственная субсидия. 15
2.3. Экспортные субсидии, демпинг. 18
2.4. Нетарифные ограничения в международной торговле 21
Глава 3. Внешнеторговая политика РФ в условиях современной экономической ситуации 26
3.1 Масштабы структура и динамика внешней торговли и торгового баланса России (2003-2018) 26
3.2. Основные направления и методы внешнеторговой политики России. 30
3.2 Анализ влияния санкций на внешнюю торговлю и внешнеторговую политику РФ. 35
Заключение 39
Список литературы 40
Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции и в лице своих уполномоченных органов осуществляют в соответствии с международными обязательствами страны определенные пока явно недостаточные меры по содействию развитию экспортной деятельности, в том числе:- разработка программ развития внешней торговли, предусмотренных законодательством;- предоставление кредитов участникам внешнеэкономической деятельности;- обеспечение функционирования систем гарантий и страхования экспортных кредитов;- организация торговых выставок и ярмарок, специализированных симпозиумов и конференций и участие в них;- рекламных кампаний по развитию экспорта товаров и услуг;- обеспечение создания системы внешнеторговых информационно-консультационных услуг, а также осуществление других форм стимулирования внешнеторговой деятельности.В области иностранных инвестиций в России внешнеэкономическая политика направлена на решение следующих приоритетных задач:- внедрение в страну передовых технологий и опыта рыночной экономики;- расширение внутренних сбережений;- увеличение национального производства, в том числе на экспорт, и занятости;- содействие реструктуризации российской экономики, включая разумное импортозамещение;- создание предпосылок для переплетения отечественного и зарубежного капитала.В целях расширения внешнеторгового потенциала и увеличения экспорта Правительством Российской Федерации в федеральной программе комплексного развития экспорта предусмотрено следующее. В качестве приоритетных выделяет расширение производства и экспорта готовой промышленной продукции, потенциально конкурентоспособной на мировом рынке (тяжелое машиностроение, химия, черная и цветная металлургия, и т. д.). программа включает мероприятия по развитию институциональной, финансовой и информационной инфраструктуры экспорта. Предусмотрен комплекс мер по стимулированию экспорта готовой продукции, технологий и ноу-хау. Следует поднять вопрос о льготном кредитовании экспортных секторов, прежде всего машиностроительного, и предоставлении централизованных валютных кредитов коммерческим банкам, участвующим в финансировании экспорта.Наряду с административными и экономическими методами государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, организационная, статистическая, исследовательская и информационная работа. Государственные органы предоставляют экспортерам информацию и консультативные услуги. Государственные органы собирают статистику, анализируют состояние и оценивают перспективы внешнеторговой деятельности, публикуют справочники.Важным направлением во внешнеэкономической деятельности государства является привлечение иностранных инвестиций в экономику страны. Главное условие привлечения иностранных инвесторов - наша страна готова стать крупным получателем иностранного капитала.Иностранные инвестиции как источник финансовых ресурсов и форма внешнеэкономических связей имеет значительные преимущества по сравнению с привлечением иностранных кредитов. Они проявляются в том, что, во-первых, иностранные инвестиции предоставляются бесплатно, бессрочно. Во-вторых, результаты инвестиционной деятельности иностранных инвесторов остаются в распоряжении страны, принимающей иностранных инвесторов. В-третьих, иностранные инвестиции осуществляются на основе передовых технологий, передовых методов экономической деятельности. Поэтому иностранные инвестиции являются весьма распространенным способом расширения источников финансирования развития национальных экономик и решения социальных проблем.В целях регулирования импорта и экспорта, в том числе для защиты внутреннего рынка Российской Федерации и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике РФ, устанавливаются ввозные и вывозные таможенные пошлины. Экспорт из России и импорт в Россию осуществляется без количественных ограничений. Количественные ограничения экспорта и импорта могут вводиться в исключительных случаях Правительством Российской Федерации в целях:- национальная безопасность страны;- выполнение международных обязательств Российской Федерации с учетом состояния внутреннего товарного рынка;- защита внутреннего рынка.Постановлений Правительства РФ о введении количественных ограничений экспорта и импорта принимаются и официально публикуются не позднее, чем за три месяца до введения этих ограничений.Выделение квот и выдача лицензий при установлении количественных ограничений осуществляются, как правило, путем проведения конкурса или проведения экспортно-импортных операций до полного исполнения квот.Запреты и ограничения на экспорт и (или) импорт товаров (работ, услуг) могут устанавливаться исходя из национальных интересов, в том числе:- соблюдение общественной морали и правопорядка;- охрана жизни и здоровья людей, охрана флоры и фауны и окружающей среды в целом;- сохранение культурного наследия народов России;- защита культурных ценностей от незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на него;- необходимость предотвратить истощение невозобновляемых природных ресурсов, если меры, связанные с этим проводятся одновременно с ограничениями соответствующего внутреннего производства и потребления;- национальная безопасность Российской Федерации;- защита внешнего финансового положения и поддержание платежного баланса Российской Федерации;- выполнение международных обязательств Российской Федерации.Товаров, перемещаемых на территорию, должны соответствовать техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим стандартам и требованиям, установленным в Российской Федерации.Особые режимы отдельных видов внешнеторговой деятельности являются приграничная торговля и свободная экономическая зона.Приграничная торговля осуществляется между российскими лицами, имеют постоянное место нахождения (место жительства) на приграничной территории РФ, и иностранными лицами, которые имеют постоянное место нахождения (место жительства) на соответствующей приграничной территории, определяемой в международных договорах РФ с сопредельными государствами, исключительно для удовлетворения местных нужд в отношении товаров, производимых в пределах существующей приграничной территории, а также товаров, предназначенных для потребления в пределах существующей приграничной территории.Среди мер государственной поддержки экспорта промышленной продукции особое значение имеет финансовая поддержка, к которым относятся экспортные кредиты, экспортные гарантии, компенсацию процентных ставок по экспортным кредитам.3.2 Анализ влияния санкций на внешнюю торговлю и внешнеторговую политику РФ.В быстро развивающейся мировой экономике внешнеэкономическая деятельность играет важную роль в развитии и росте страны. После украинских событий 2014 года и присоединения Республики Крым к Российской Федерации ЕС и США ввели экономические санкции, оказавшие негативное влияние на уровень цен на нефть, а также существенно повлиявшие на внешнеэкономическое сотрудничество Российской Федерации с иностранными компаниями и организациями в различных отраслях экономики.2016 год был самым неудачным с точки зрения результатов внешней торговли. Поскольку объем экспорта и импорта сократился в стоимостном выражении до минимума за 5 лет из-за снижения производства, девальвации рубля, а также действующего продовольственного эмбарго. Но после провала в первом полугодии показатели начали возвращаться к норме, и в четвертом квартале РФ удалось выйти на прошлогодние объемы торговли. Из этого Федеральная таможенная служба должна указать, что внешнеторговый оборот Российской Федерации в 2016 году достиг 471,2 млрд долларов меньше на 11,2% по сравнению с 2015 годом. Ключевым фактором снижения цены на нефть марки Brent в начале 2016 года стала девальвация рубля. В январе, цена на нефть марки Brent упала ниже 30 долларов за баррель нефти за счет роста поставок в топливно-энергетической отрасли, а также из-за резкого снижения спроса со стороны Китая.Резкий рост курса доллара США до 78 рублей, а также сезонное снижение деловой активности в январе и спад производства во многих отраслях промышленности имели катастрофические последствия, в результате чего в январе объемы торговли упали рекордно, экспорт упал не на треть, а импорт на 20%.Из данных ФТС по итогам 2016 года экспорт Российской Федерации в стоимостном выражении сократился на 285,49 млрд долларов США, что составило 17%, но самые низкие показатели были в январе, он снизился на 37,2%. Это связано с тем, что Российская Федерация экспортирует за рубеж в основном углеводороды (нефть и газ). С падением цен на топливо упала и общая стоимость экспорта. Однако экспорт в физическом выражении, наоборот, увеличился, поскольку Российская Федерация не сократила, а увеличила поставки углеводородов за рубеж, несмотря на низкие цены на них. В результате экспорт нефти увеличился на 6,6%, что составило 236,2 млн тонн, а выручка от реализации на оборот снизилась на 17,7% до 73,67 млрд долларов. Почти такая же ситуация сложилась и с другими сырьевыми товарами, экспорт природного газа вырос на 13,8% до 154,7 млрд кубометров, а цена в первом полугодии снизилась на 48,1% до 156,1 доллара за 1000 кубометров газа.Для сохранения доли на рынках основных сырьевых товаров компания постоянно наращивала объемы поставок. При девальвации рубля они могли бы получать гораздо больший объем выручки от экспорта сырья в рублях.По итогам 2016 года импорт также сократился и составил в стоимостном выражении 183,6 млрд долларов, что на 0,3% меньше, чем в прошлом году. Самыми катастрофическими были январь и февраль, где он снизился на 18,7% и 16,7% соответственно.В отличие от экспорта, объемы импорта также снизились. Сократился импорт автотранспортных средств, электрогенераторов, текстильных изделий и продовольствия. Падение курса рубля стало одной из главных причин сокращения поставок – покупка импортных товаров стала для российского покупателя намного дороже, чем раньше. Кроме того, на них повлияло падение потребительского спроса и снижение промышленного производства в ряде отраслей, что особенно характерно для первого полугодия. Кроме того, падение общего объема импорта стало результатом различных запретов, которые были введены в изобилии в 2016 году. Помимо продовольственного эмбарго, которое привело к рекордному сокращению поставок продовольствия из Европы и США, с 1 января 2016 года Россия ввела запрет на ввоз сельскохозяйственной продукции из Турции – томатов, мандаринов, баклажанов и других фруктов и овощей. Под запрет попало почти 60% всего экспорта продовольствия Турции в Россию. Частично осенью его убрали, но удалось повлиять на объем поставок. С начала 2016 года также начал действовать негласный запрет на импорт турецкого текстиля-таможенные органы не разрешали им въезжать в страну. Российские ведомства ввели и другие нетарифные меры. Например, осенью была запрещена плодоовощная продукция из Египта, в которой Россельхознадзор обнаружил множество нарушений. в июле начал действовать запрет на ввоз кормов из Украины, с октября были введены временные ограничения на поставки свинины из Молдовы, а с ноября в список санкционной продукции была добавлена соль.Еще одна крупная статья импорта падает уже несколько лет. Поставки транспортных средств, на которые приходится почти половина всех поставок из – за рубежа, стремительно сокращаются-чрезмерно высокие ставки ввозных пошлин в сочетании с утилизационным сбором стали реальным барьером для ввозимого оборудования. После провала 2016 года внешняя торговля России вновь перешла к росту. Основным стимулом в первом полугодии стало восстановление цен на сырьевые товары, укрепление рубля и рост темпов производства.В первом полугодии 2017 года внешнеторговый оборот продолжал расти. В шесть месяцев, он достиг 270.4 млрд. долл. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и увеличился на 28,1%. Позитивные тенденции во внешней торговле, начавшиеся во второй половине 2016 года, продолжились. Решающим фактором в этом стало повышение цен на нефть после того, как страны ОПЕК достигли договоренностей о снижении темпов добычи черного золота. В результате с осени цены на нефть перешли к росту и в феврале 2017 года достигли максимального уровня – баррель нефти марки Brent превысил 56,1 за баррель. В мае нефтедобытчики продлили соглашение еще на 9 месяцев - до конца марта 2018 года-что, по мнению многих экспертов, поддержит цены на нефть до конца года. При этом объем сокращений остался на уровне 1,8 млн баррелей в сутки. По мнению стран, это позволит убрать избыточное предложение с рынка и предотвратить падение цен. Наряду с ценами на нефть стали подорожать и другие товары – углеводороды, черные и цветные металлы, золото и сырье, а после подорожания рубль начал укрепляться по отношению к другим валютам. В апреле он достиг курса 56,4 рубля за доллар и 60,4 рубля за евро. Однако позже курс все же начал снова снижаться.На повышение показателей внешней торговли также повлияло восстановление темпов производства после длительного падения. Так, по данным Росстата, индекс промышленного производства в первом полугодии вырос на 2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.Лучшие результаты показали такие отрасли, как производство подсолнечного масла (+18,9%), трикотажа (+24%), нефтяного кокса (+30,8%). Но самые неожиданные результаты от производителей компьютеров. Общая себестоимость продукции Росстат оценил в 13,7 млрд руб., ее объем увеличился на 77%. Миллиарды долларов выделяются на поддержку крупного бизнеса, что в основном обеспечивает рост во многих отраслях, включая сельское хозяйство, а также в прошлом году. Кроме того, эти средства используются для поддержки экспорта. Например, Минпромторг ранее заявлял, что в 2017 году поддержит экспортеров на сумму 26 млрд рублей.ЗаключениеРассматривая перспективы развития внешнеэкономической деятельности России, следует учитывать как инерционные, так и некоторые новые факторы, определяющие развитие внешней торговли. Среди этих факторов:- сохраняющаяся нестабильная мировая общеэкономическая и сырьевая конъюнктура, имеющая перспективы улучшения, но в то же время несущая серьезные риски в развитии;;- высокая доля топлива и сырья в структуре российского экспорта в зарубежные страны (более 60%), что делает экономику страны особенно чувствительной к колебаниям мировой рынок;- прогрессирующее старение материально-технической базы и деградацию сферы НИОКР;- ухудшение конкурентных позиций России на некоторых традиционных рынках, в частности в связи с расширением ЕС и сохраняющимися дискриминационными ограничениями на отечественные товары;- значительное увеличение физических объемов импорта в условиях устойчивого расширения внутреннего спроса, изменения структуры потребления в пользу импортной продукции, снижения средних контрактных цен и реального удорожания рубля.Список литературы1.Александров Е.Л., Круглов В.Н. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебное пособие. – М.: Финансовый университет, 2017. – 112 с.2.Волгина Н.А. Международная торговля: учебник/ Н.А. Волгина. – Москва: КНОРУС, 2018. – 274 с.3.Внешняя торговля: изменение структуры и динамики: Бюллетень социально-экономического кризиса в России / Аналитический центр при Правительстве РФ. – апрель 2016. – № 12. – 20 с.4.Иванова, Наталья Международная торговля / Наталья Иванова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2017. - 148 c5.Оболенский В.П. Перспективы расширения конкурентных преимуществ и изменения структуры внешней торговли России // Проблемы прогнозирования. 2015. № 6.6.Краснов Л.В. Проблемы развития внешней торговли России на современном этапе // Проблемы прогнозирования. 2014. № 6.7.Кузнецова, Г. В. Международная торговля товарами и услугами. Учебник / Г.В. Кузнецова, Г.В. Подбиралина. - Москва: Высшая школа, 2017. - 576 c.8.Международные экономические отношения. Учеб. для вузов / Под ред. проф. В.Е. Рыбалкина. Изд. 4-е, перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.9.Рагулина, Ю. В. Международная торговля. Учебник / Ю.В. Рагулина, Н.А. Завалько, В.О. Кожина. - М.: Альфа-М, Инфра-М, 2017. - 272 c.10. Сидорова, Е. Ю. Международная торговля. Курс лекций / Е.Ю. Сидорова. - М.: Экзамен, 2016. - 256 c.11. Фомичев, В. И. Международная торговля. Учебник / В.И. Фомичев. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 496 c.12.Хасбулатов, Р.И. Международная торговля. Учебник для бакалавриата и магистратуры: моногр. / Р.И. Хасбулатов. - М.: Юрайт, 2016. - 323 c.13. Шелег, Н. С. Международная торговля: моногр. / Н.С. Шелег. - М.: Вышэйшая школа, 2017. - 737 c.14.Итоги внешней торговли России в 2018 году: цифры и факты // http://провэд.рф/analytics/research/32060-itogi-vneshney-topgovli-possii-v-2018-godu-tsifpy-i-fakty.html15.Единый информационный портал: Экспортеры России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rusexporter.ru/export-features/686/16.Федеральная Таможенная Служба: статистика внешней торговли России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://nangs.org/analytics/fts-rossii-statistika-vneshnej-torgovli-rossijskoj-federatsii-za-2017-god-doc17.Концепция долгосрочного социально-экономического развития российской федерации на период до 2020 года: внешнеэкономическая политика [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/c25a9ba35b2cb0740315ad1c489758e0a5375169/
1.Александров Е.Л., Круглов В.Н. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебное пособие. – М.: Финансовый университет, 2017. – 112 с.
2.Волгина Н.А. Международная торговля: учебник/ Н.А. Волгина. – Москва: КНОРУС, 2018. – 274 с.
3.Внешняя торговля: изменение структуры и динамики: Бюллетень социально-экономического кризиса в России / Аналитический центр при Правительстве РФ. – апрель 2016. – № 12. – 20 с.
4.Иванова, Наталья Международная торговля / Наталья Иванова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2017. - 148 c
5.Оболенский В.П. Перспективы расширения конкурентных преимуществ и изменения структуры внешней торговли России // Проблемы прогнозирования. 2015. № 6.
6.Краснов Л.В. Проблемы развития внешней торговли России на современном этапе // Проблемы прогнозирования. 2014. № 6.
7.Кузнецова, Г. В. Международная торговля товарами и услугами. Учебник / Г.В. Кузнецова, Г.В. Подбиралина. - Москва: Высшая школа, 2017. - 576 c.
8.Международные экономические отношения. Учеб. для вузов / Под ред. проф. В.Е. Рыбалкина. Изд. 4-е, перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.
9.Рагулина, Ю. В. Международная торговля. Учебник / Ю.В. Рагулина, Н.А. Завалько, В.О. Кожина. - М.: Альфа-М, Инфра-М, 2017. - 272 c.
10. Сидорова, Е. Ю. Международная торговля. Курс лекций / Е.Ю. Сидорова. - М.: Экзамен, 2016. - 256 c.
11. Фомичев, В. И. Международная торговля. Учебник / В.И. Фомичев. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 496 c.
12.Хасбулатов, Р.И. Международная торговля. Учебник для бакалавриата и магистратуры: моногр. / Р.И. Хасбулатов. - М.: Юрайт, 2016. - 323 c.
13. Шелег, Н. С. Международная торговля: моногр. / Н.С. Шелег. - М.: Вышэйшая школа, 2017. - 737 c.
14.Итоги внешней торговли России в 2018 году: цифры и факты // http://провэд.рф/analytics/research/32060-itogi-vneshney-topgovli-possii-v-2018-godu-tsifpy-i-fakty.html
15.Единый информационный портал: Экспортеры России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rusexporter.ru/export-features/686/
16.Федеральная Таможенная Служба: статистика внешней торговли России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://nangs.org/analytics/fts-rossii-statistika-vneshnej-torgovli-rossijskoj-federatsii-za-2017-god-doc
17.Концепция долгосрочного социально-экономического развития российской федерации на период до 2020 года: внешнеэкономическая политика [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/c25a9ba35b2cb0740315ad1c489758e0a5375169/
Вопрос-ответ:
Какие основные виды внешнеторговой политики государства?
Основные виды внешнеторговой политики государства включают экспортную политику, импортную политику и транзитную политику. Экспортная политика направлена на стимулирование экспорта товаров и услуг из страны, импортная политика на ограничение импорта товаров и услуг, а транзитная политика на создание удобных условий для пропуска транзитных грузов через территорию страны.
Почему нужна внешнеторговая политика?
Внешнеторговая политика необходима для обеспечения экономических интересов государства. Она позволяет защитить национальное производство от конкуренции со стороны иностранных товаров, поддержать экспорт, заработать валюту, привлечь иностранные инвестиции и обеспечить экономическую безопасность страны.
Как действует тариф на импорт?
Тариф на импорт представляет собой пошлину, которую плательщик обязан уплатить при ввозе товаров в страну. Его действие заключается в увеличении стоимости импортируемых товаров, что делает их менее конкурентоспособными на рынке внутри страны. Тариф на импорт используется для защиты отечественного производителя, стимулирования его конкурентоспособности и поддержки отраслей экономики.
Чем отличается тариф от производственной субсидии?
Тариф на импорт и производственная субсидия являются инструментами государственного регулирования внешней торговли, но имеют разные эффекты. Тариф на импорт увеличивает стоимость импортируемых товаров, тем самым защищая отечественного производителя. Производственная субсидия, напротив, предполагает выплату денежных средств производителю для снижения его себестоимости и увеличения конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках.
Какую цель преследует внешнеторговая политика государства?
Основная цель внешнеторговой политики государства заключается в защите интересов и развитии национальной экономики через регулирование внешнего торгового обмена с другими странами.
Какие основные виды внешнеторговой политики существуют?
Основные виды внешнеторговой политики государства включают протекционизм, либерализм и смешанную политику. Протекционизм подразумевает использование различных ограничений на импорт и поддержку отечественного производства, либерализм - открытость к международной торговле без ограничений, а смешанная политика предполагает комбинацию протекционистических и либеральных мер в разных сферах экономики.
Почему внешнеторговая политика необходима в рамках различных направлений экономической теории?
Внешнеторговая политика необходима в рамках различных направлений экономической теории, так как она позволяет государству регулировать внешний торговый обмен в соответствии с конкретными экономическими целями. Она может быть использована для защиты отечественного производства, обеспечения доступа к ресурсам и рынкам других стран, привлечения иностранных инвестиций и т.д.
Как действует тариф на импорт?
Тариф на импорт представляет собой налог, взимаемый с импортируемых товаров при их ввозе на территорию государства. Он повышает цену импортных товаров, делая их менее конкурентоспособными по сравнению с отечественными аналогами. Таким образом, тариф на импорт служит для защиты отечественного производства и стимулирования внутреннего спроса.
Чем отличается тариф от производственной субсидии?
Тариф и производственная субсидия - это два разных метода государственного регулирования внешней торговли. Тариф представляет собой налог на импортные товары, который вызывает повышение их цены. Производственная субсидия, напротив, представляет собой государственное финансирование отечественного производства, что позволяет снизить его себестоимость и сделать его более конкурентоспособным.
Какова сущность внешнеторговой политики государства?
Сущность внешнеторговой политики государства заключается в установлении принципов и правил, которые регулируют внешнюю торговлю страны. Она включает в себя разработку и осуществление мер по поддержке экспорта и ограничения импорта, а также защиту национальных производителей от недобросовестной конкуренции. Основная цель внешнеторговой политики - защита национальных экономических интересов и создание условий для развития экономики страны.