Профилактика нарушений голоса
Заказать уникальный доклад- 15 15 страниц
- 0 + 0 источников
- Добавлена 11.06.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
По данным специальной литературы нарушения голоса у лиц голосо-речевых профессий могут возникать даже при стаже работы до пяти лет. В процессе обучения данным профессиям студенты также испытывают голосовые нагрузки, порой не меньшие, чемна рабочем месте. Далее, с увеличениемстажа растет и частота голосовой патологии у представителей голосо-речевыхпрофессий. У лиц, имеющих стаж в профессии более 20 лет (возраст 45–50 лети старше), несмотря на приобретенныенавыки и адаптацию к голосовым нагрузкам, на состояние голосовой функциивыраженное влияние может оказыватьнередкая в данной возрастной группе сопутствующая патология голоса необходимо оценить их длительность. Доказано, что при длительном патологическом голосообразовании формируются обратные связи голосовогоаппарата и речевых центров, приводящиек закреплению порочного механизма голосообразования. Также доказано,что эти связи могут возникать уже прилительности патологии около 1 мес., апосле 6 мес. становятся необратимыми. Влияние состояния голосовой функции на профессиональную и социальнуюреализацию оценивалось самим пациентом. Данный критерий аналогичен показателю «индекса качества голоса» (VoiceHandicap Index), показывающемупсихосоциальный эффект нарушения голоса и особенно значим для лиц голосо-речевых профессий,2. Клиническийметод: cлуховаяоценка голоса, определение типа фонационного дыхания и времени максимальной фонации, непрямая (зеркальная) ларингоскопия. Слуховая оценка голоса. Оценитьследует голос пациента в произвольнойбеседе и «под контролем» (счет от 1 до10). Принято считать, что нормальныйголос приятен на слух, достаточно громкий, не содержит добавочных призвуков(охриплости, сипа, придыхания). Замечено, что при органическойпатологии гортани голос можно охарактеризовать как сипло-хриплый или хриплый, в то время как при функциональномнарушении голоса – сиплый, сдавленный,глухой, прерывистый, иссякающий. Таким образом, последние описательные характеристики, как и наличиедыхательного шума (придыхание илистридор), несмотря на незначительнуювыраженность патологического звучания,являются результатом патологического механизма голосообразования. Определение типа фонационногодыхания и времени максимальной фонации. Тип фонационного дыхания у пациента определяют по видимым движениямплечевого пояса (при верхнереберномтипе), грудной клетки и брюшной стенки(при средне- и нижнереберном типах) приглубоком вдохе и выдохе, лучше в положении стоя. Нижнереберное дыхание прифонации присуще только лицам, обученным рациональному голосоведению(«постановке голоса»). Верхнереберное и в меньшей степени среднереберное типы фонационногодыхания свидетельствуют об отсутствиирациональной техники голосообразования, о начальных проявлениях нарушенияголосовой функции, и для лиц голосо-речевых профессий может быть критерием,прогностически значимым в плане возникновения голосовых нарушений в дальнейшем.Время максимальной фонации(ВМФ) – продолжительность звучаниягласного на одном фонационном выдохе.Средние нормы ВМФ для женщин трудоспособного возраста составляют 14–16 с,для мужчин 20–21 с. Снижение ВМФсвидетельствует об отсутствии «опоры»голоса и при отсутствии патологии в гортани.В случае необходимости объективное обследование больных расширяется с проведением ларингостробоскопии, эндоларингоскопии, фиброларингоскопией и идеоларингоскопией. Инструментальное обследованиеуха, носа, глотки. Состояние слуха, а также резонаторов (носа, глотки) оказываетвлияние на голосовую функцию, особеннопри наличии стойких нарушений функцииэтих органовНепрямая (зеркальная) ларингоскопия, безусловно, имеет наибольшеезначение в оценке состояния гортани. Откачества проведения данного вида исследования зависит диагноз и соответственно, дальнейшие экспертные выводы. Другими профилактическими мероприятиями выступают профилактические беседы, направленные на целевую аудиторию лиц голосо-речевых профессий. Суть таких бесед в раскрытии гигиенических правил, которые предупреждают расстройства голосовой функции, а также в разъяснении необходимости оптимального голосоведения. Одним из профилактических направлений является правильная постановка голоса с целью формирования и сохранения полноценного голоса. Существует специальная система тренировок голосового аппарата, направленная на укрепление его мышц, выработку правильного звукоизвлечения, корректировку дыхания. Важным является индивидуальный подход, который подразумевает подбор тренировок с учетом изначальных морфо-функциональных характеристик голосового аппарата, а также постановка необходимой голосовой нагрузки с минимальным ее перенапряжением и затратой мышечной энергии.Постановка голоса осуществляется в несколько поэтапных стадий и позволяет сформировать процесс правильного и естественного голосообразования.1 стадия – нормализация тонуса мышц путем устранения напряжения всего тела, релаксация артикуляционной мускулатуры губ, языка, щек, нижней челюсти и всего лица;2 стадия –постановка правильной осанки;3 стадия – корректирование физиологического и фонационного типа дыхания с формированием дыхательной опоры;4 стадия – функциональное совершенствование акустических свойств голоса с установлением речевого диапазона и расширением тонового и динамического диапазонов.Продолжительность таких тренировок составляет от четырех до шести месяцев и позволяет заинтересованному лицу справляться с предъявляемыми голосовыми нагрузками. У представителя голосо-речевых профессий благодаря такому курсу происходит поддержание звучания голоса в должной позиции, чувство легкости и мелодичности, звучной фонации. В специальной литературе описаны рекомендации, в которых представителям голосо-речевых профессий рекомендуется ежедневное выполнение тренировок наряду с тем, как это делают певцы и актеры.Следующим профилактическим направлением нарушений голосового аппарата выступает профилактика заболеваний голоса. Путем активного наблюдения происходит своевременное выявление голосовой недостаточности и проведение комплексных реабилитационных программ.Для лиц голосо-речевых профессий в случае простудных заболеваний гортани необходимо освобождение от работы, соблюдение строгого голосового режима, следование предписаниям лечащего врача.Профилактика болезней верхних дыхательных путей также достигается методом закаливания организма, постепенного привыкания к прохладному воздуху, что позволяет в динамике привить выносливость и устойчивость организма к низким температурам.Повышенные нервные нагрузки, стрессовые обстоятельства для лиц голосо-речевых профессий могут обуславливать такие явления, как афония (полная утрата голоса) и дисфония (осиплость, охриплость голоса). В рамках профилактических мероприятий рекомендуется избегать психо-эмоционального напряжения, излишних психических нагрузок, психических травм.Рациональное использование зимнего и летнего отдыха относится к профилактике чрезмерных психоэмоциональных и физических нагрузок.Следующим способом профилактики голосовых нарушений выступает следование рекомендациям по сбалансированному, правильному питанию, поскольку употребление пищевых продуктов, содержащих повышенное количество раздражающих и экстрактивных веществ неблагоприятным образом воздействует на голос. Важен также температурный режим потребляемой пищи с исключением слишком холодной или горячей пищи.Отказ от курения и употребления алкоголя выступает важным профилактическим мероприятием, поскольку происходит устранение фактора негативного воздействия на слизистую оболочку рта, глотки, дыхательного тракта.Профилактические мероприятия, направленные на сохранение и укрепление голосового аппарата способствуют сохранению физиологии голосового аппарата и расширению его функционального диапазона.
Вопрос-ответ:
Какие причины вызывают нарушения голоса у лиц голосо-речевых профессий?
По данным специальной литературы, нарушения голоса могут возникать даже при стаже работы до пяти лет. В процессе обучения таким профессиям студенты также испытывают голосовые нагрузки, порой не меньшие, чем на рабочем месте. Далее, с увеличением стажа, растет и частота голосовой патологии у представителей голосо-речевых профессий.
Какие меры можно предпринять для профилактики нарушений голоса у лиц голосо-речевых профессий?
Для профилактики нарушений голоса у лиц голосо-речевых профессий рекомендуется использовать различные методы и приемы, такие как правильное дыхание, рациональное питание, а также выполнение специальных упражнений для развития и укрепления голосовых связок. Также важно соблюдать гигиену речевого аппарата и избегать перенапряжения голоса.
Какие последствия могут возникнуть при нарушениях голоса у лиц голосо-речевых профессий?
При нарушениях голоса у лиц голосо-речевых профессий могут возникнуть такие последствия, как изменение тональности голоса, хриплость, потеря голоса или его осечка. Такие нарушения могут значительно затруднить профессиональную деятельность и повлечь за собой снижение качества работы.
Какова роль стажа работы в развитии голосовой патологии у лиц голосо-речевых профессий?
По данным исследований, с увеличением стажа работы растет и частота голосовой патологии у представителей голосо-речевых профессий. Так, у лиц с опытом работы более 20 лет и возрастом 45-50 лет и старше, несмотря на приобретенные навыки и опыт, все чаще наблюдаются нарушения голоса.
Какие рекомендации можно дать лицам голосо-речевых профессий для укрепления голоса и профилактики нарушений?
Для укрепления голоса и профилактики нарушений рекомендуется регулярно выполнение специальных гимнастических упражнений для голосовых связок, поддержание гигиены речевого аппарата, избегание перенапряжения голоса и обращение к специалистам при первых признаках голосовых проблем.
Какие нарушения голоса могут возникать у лиц голосо-речевых профессий?
У лиц голосо-речевых профессий могут возникать различные нарушения голоса, такие как дисфонии, голосовые узлы, полипы и другие патологические состояния голосовых связок.
На каком этапе работы возникают нарушения голоса?
Нарушения голоса могут возникать как на раннем этапе работы, уже через несколько лет стажа, так и на протяжении всей профессиональной деятельности.
Какие голосовые нагрузки испытывают студенты в процессе обучения голосо-речевым профессиям?
В процессе обучения голосо-речевым профессиям студенты испытывают значительные голосовые нагрузки, порой сравнимые с теми, которые они будут испытывать на своих будущих рабочих местах.
Какой стаж работы связан с увеличением частоты голосовой патологии у голосо-речевых профессионалов?
С увеличением стажа работы у голосо-речевых профессионалов растет и частота голосовой патологии. Особенно это касается лиц, имеющих стаж в профессии более 20 лет и достигших возраста 45-50 лет и старше.
Почему даже при наличии приобретенных навыков возникают нарушения голоса у голосо-речевых профессионалов?
Несмотря на приобретенные навыки и умения, нарушения голоса все равно могут возникать у голосо-речевых профессионалов из-за постоянных нагрузок на голосовые связки и неверного технического воздействия на голос при привычной речи и пения.