Формирование культуры безопасного поведения через урочную и внеурочную деятельность по физической культуре.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: ОБЖ
  • 60 60 страниц
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 04.07.2019
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. Теоретические подходы к основам формирования культуры безопасного поведения в процессе занятий физической культурой 7
1.1. Содержание понятия «культуры безопасного поведения» и ее компоненты 7
1.2. Возрастные особенности формирования культуры безопасного поведения 16
1.3. Формирование культуры личности в процессе занятий физической культурой 19
ГЛАВА 2. Методологические аспекты формирования культуры безопасного поведения через урочную и внеурочную деятельность по физической культуре 24
2.1. Анализ программ по предмету «Физическая культура» на различных этапах обучения 24
2.2. Педагогические условия формирования культуры безопасного поведения школьников средствами физической культуры 26
2.3. Роль и формы организации внеурочной деятельности физической культурой по развитию культуры безопасного поведения учащихся 34
Глава 3. Разработка программы по формированию культуры безопасного поведения через урочную и внеурочную деятельность по физической культуре для младших школьников 37
3.1. Содержание программы по формированию культуры безопасного поведения для младших школьников 37
3.2. Формы организации урочной и внеурочной деятельности по физической культуре для развития культуры безопасного поведения 38
3.3. Диагностика сформированности элементов культуры безопасного поведения у учащихся начальной школы 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Статистика ДТП среди детей до 16 лет 59
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Анкета для учащихся 60
Фрагмент для ознакомления

Разработка плана мероприятий по сохранению и укреплению своего здоровья. Здесь необходимо составить план мероприятий по сохранению и укреплению своего здоровья. В него могут входить диета, режим физической активности, комплекс физических упражнений, нормализация режима труда и отдыха, отказ от вредных привычек, наблюдение за своим здоровьем. У каждого мероприятия должна быть цель (например, через 3 месяца похудеть на 3 кг, через 2 месяца бегать 1 км за ____ минут и т.д.).Проведение мероприятий по сохранению и укреплению своего здоровья.Выполняйте составленный план в течение месяца. Подведение итогов проведенных мероприятий. Еще раз проанализируйте состояние своего здоровья. Как изменилось ваше физическое состояние? Настроение? Какие новые знания вы получили? Как изменился ваш образ жизни? Какие рекомендации вы можете дать сверстникам? Составление отчета. Все полученные данные внесите в отчет. В отчете должны быть следующие разделы:Титульный лист. Укажите название учебного заведения, темы проекта, ваши имя, фамилию, отчество, класс. Введение. Укажите почему важен данный проект, какие цели вы преследуете при его реализации.Основная часть. Изложите все этапы проведения проекта, его результаты.Заключения. Сделайте выводы и результатах проекта. Выскажите мнение о необходимости проведения таких проектов у детей.Кроме указанных видов урочной и внеурочной деятельности были реализованы также другие мероприятия. План мероприятий в рамках внеурочной деятельность представлен в таблице 5.Таблица План мероприятий в рамках внеурочной деятельностьПериодТип мероприятияФорма воспитательной работыСентябрьГрупповоеЭкскурсия в пожарную частьОктябрьГрупповое Конкурс рисунка «Безопасность на дороге»НоябрьГрупповоеИзготовление стенгазеты «Безопасность в холодное время года»ДекабрьГрупповоеВстреча со спасателямиЯнварьГрупповоеЭкскурсия в питомник служебных собакФевральГрупповоеЭкскурсия на водную спасательную станциюМартГрупповое Деловая игра «Безопасное поведение на воде»АпрельГрупповое Встреча со специалистами службы скорой медицинской помощиМайГрупповоеВоенно-спортивная игра «Зарница»Указанный проект позволит детям на собственном примере понять как именно необходимо использовать свои знания в области биологии, гигиены, физической культуры. Таким образом, можно утверждать, что программа охватывает как урочную, так и внеурочную деятельность, позволяет охватить вопросы форсирования культуры безопасного поведения детей в разных сферах. 3.3. Диагностика сформированности элементов культуры безопасного поведения у учащихся начальной школыДиагностика сформированности элементов культуры безопасного поведения у учащихся начальной школы проводилась на основании анкетирования. Анкета представлена в приложении Б.Всего в опросе участвовали 87 обучающихся, из них5 класса–30 человек (34,5%), 6класса–28 человек (32,2%), 7 класс –29 человек (33,3%). Анкетирование проводилось до и после программы обучения.Среди опрошенных достаточно большая доля детей курила, пробовала алкоголь. Так, курили на момент опроса 15 детей до обучения (17,2%) и 6детей после обучения (6,9%), курили, но бросили 37 детей до обучения (42,5%) и 46детей после обучения (50,8%), не курили и никогда не пробовали только 35 детей (40,2%) (рис. 2).Рис. . Приверженность опрошенных к курениюПронимали алкоголь 18 детей до обучения (20,7%) и 6детей после обучения (6,9%), пробовали алкоголь, но бросили 19 детей до обучения (21,8%) и 31ребенок после обучения (35,6%), никогда не пробовали алкоголь 50детей из 78 (57,5%) (рис. 3).Рис. 3. Приверженность опрошенных к алкоголюО вреде курения, алкоголя до обучения были информированы 47 детей (54,0%), частично информированы 25 детей (28,7%), не проходили обучение 15 детей (17,23%). После обучения дети в полном составе прошли соответствующий обучающий курс (87 человек, 100,0%) (рис. 4). Рис. . Информированность детей о вреде курения, алкоголя, наркотиковПриверженность детей к соблюдению правил дорожного движения указана на рис. 5.Рис. 5. Приверженность детей к соблюдению правил дорожного движенияВсегда соблюдали правила дорожного движения до только 18 человек до обучения (20,7%) и 60 человек после обучения (69,0%), могли нарушить правила при отсутствии на дороге транспорта 42 человека до обучения (48,3%) и 17 человек после обучения (19,5%), нарушали правила с серьезным риском для своей жизни 27 человек до обучения (31,0%) и 10 человек после обучения (11,5%).При переходе дороги в сельской местности только 35 человек действовали бы верно до обучения (40,2%) и 69 человек – после обучения (79,3%). Эти дети перешли бы дорогу в случае отсутствия машин, пересекая ее под прямым углом. Оставшиеся 52 человека до обучения (59,8%) и 18 человек после обучения (20,7%) правила либо не знали, либо сознательно их игнорировали (рис. 6). С правилами оказания первой медицинской помощи были до обучения знакомы 21 человек (24,1%), после обучения – 65 человек (74,7%), отчасти знакомы до обучения 37 человек (42,5%), после него – 12 человек (13,8%). Не были знакомы с алгоритмами первой медицинской помощи до обучения 29 детей (33,3%), после обучения – 10детей (11,5%) (рис. 7). Рис. 6. Действия детей при переходе дороги в сельской местностиРис. 7. Знакомство детей с правилами первой медицинской помощиЗнания о правилах перемещения пострадавшего при переломе позвоночника были до обучения только у 40 человек (46,0%), после обучения – у 87 детей (100,0%) (рис. 8).Порядок действий при оказании помощи пациентам с носовым кровотечением полностью верно указали 15 детей до обучения (17,2%) и 72ребенка после обучения (82,8%), отчасти верно – 48 детей до обучения (55,2%) и 15 детей после обучения (17,2%). До обучения 24ребенка указали данный алгоритм полностью неверно (27,6%) (рис. 9). Рис. 8. Знания детей о правилах транспортировки пострадавших при переломе позвоночникаРис. 9. Знания детей о порядке действия при оказании помощи при носовом кровотеченииЗнание знаков, применяемых при маркировке путей эвакуации, продемонстрировал21ребенок до обучения (86,2%) и 75 детей после обучения (86,2%). Отчасти верно ответ дали 38 детей до обучения (43,7%) и 12 детей после обучения (13,8%). Полностью неверным был ответ у 28 детей до обучения (32,2%) (рис. 10). Рис. 10. Знания детей о маркировке путей эвакуацииДо обучения о поведении во время пожара, обрушения здания, террористического акта был проинформирован31 ребенок (35,6%), после него – 61 человек (70,1%). Частично были информирован 22ребенок до обучения (25,3%) и 17 детей после него (19,5%), не были информированы 24ребенка до обучения (27,6%) (рис. 11).Рис. 11. Информированность детей о поведении во время пожара, обрушения здания, террористического актаО безопасном поведении на воде было информировано 48 человек до обучения (55,2%) и 78 детей после обучения (100,0%). Частично были информированы о правилах безопасного поведения на воде 30детей до обучения (34,5%) (рис. 12).Рис. 12. Информированность детей о безопасном поведении на водеДействия детей в ответ на предложения незнакомого человека подвести из школы домой представлены на рис. 13.Рис. 13. Действия детей в ответ на предложения незнакомого человека подвести из школы домойИз рисунка следует, что из числа опрошенных до обучения на предложение незнакомого человека о том, чтобы подвести после школы домой, положительно ответили бы 14 детей (16,1%), позвали бы взрослых 35человек (40,2%), отказались бы от предложения 38 человек (43,7%). После обучения дети не согласились бы на такое предложение, а позвали бы взрослых (41 человек, 47,1%) или отказались бы от поездки (46 человек, 52,9%) (рис. 13).О действиях во время террористического акта были информированы 28 детей до обучения (32,2%) и абсолютное большинство детей после него (100,0%). Отчасти был до обучения информировано30детей (34,5%), не было информировано29детей (33,3%)Таким образом, уровень знаний детей до обучения оставляет желать лучшего, что обусловлено, в том числе, низким качеством обучения, отсутствием системности, последовательности, преемственности в обучении. О низком качестве обучения говорили и сами дети. Так, эффективность обучения до внедрения программы оценили на «отлично» только 14 человек (16,1%), на «хорошо» – 15 человек (17,2%), на «удовлетворительное» – 46 человек (52,9%), на «неудовлетворительно» – 12 человек (13,8%). После обучения 11 человек поставили оценку «хорошо» (12,6%), 76 человек поставила оценку «отлично» (87,4%) (рис. 14). Рис. 14. Оценка детьми эффективности обученияПричинами низкой эффективности дети назвали не интересное наполнение (5 человек, 5,7%), малоинформативность (9 человек, 10,3%), отсутствие практического компонента (36 человек, 41,4%), не актуальность получаемых сведений (23 человека, 26,4%) (рис. 15).Рис. 15. Мнение детей о причинах низкой эффективности занятийИнтересно, что до обучения дети проявляли слабый интерес к дополнительной информации в области безопасности жизнедеятельности. Так, 50 человек сказали, что такая информация им не требуется (57,5%), 15 человек частично нуждались в информации (17,2%), 22 человека нуждались в ней (25,3%). После обучения интерес к новой информации проявляли 38 детей (43,7%), отчасти проявлял – 31 ребенок (35,6%), не проявляли только 18 детей (20,7%) (рис. 16).Говоря о предпочитаемом источнике информации дети выделили до обучения интернет-источники (52 человека, 59,8%), газеты и журналы (11 человек, 12,6%), листовки (10 человек, 11,5%). После обучения дети выделили занятия в школе (36 человек, 41,4%), интернет-источники (29 человек, 33,3%).Таким образом, результаты опроса позволяют говорить об эффективности программы. В заключении следует отметить, что одной из самых существенных проблем современной системы преподавания основ безопасности жизнедеятельности является обособленность образовательного процесса в данной области когда как оптимальным подходом стала бы интеграция нескольких предметов, в частности биологии, физической культуры.Рис. 16.Потребность детей в дополнительной информации по предупреждению опасностейРис. . Предпочтения детей по источникам информацииНа примере конкретной программы было отмечено, что при таком подходе можно добиваться более существенных результатов. ЗАКЛЮЧЕНИЕВ рамках проведенного исследования были изучены особенности формирования культуры безопасного поведения у детей, проведен эксперимент по формированию безопасного поведения и показан эффективность комплексных, интегративных программ. Из всего сказанного выше можно сделать следующие выводы:Культура безопасного поведения есть комплекс знаний, умений и навыков детей в области обеспечения собственной безопасности и безопасности окружающих людей.Для детей разных возрастных группсуществуют свои особенности формирования культуры безопасного поведения, связанные с возрастными анатомо-физиологическими отличиями.Анализ теоретических аспектов формирования культуры безопасного поведения у детей в процессе урочной и внеурочной деятельности по физической культуре показал, что данная область слабо разработана, но большая часть исследователей сходится на том, что важен комплексный подход.Формирование культуры безопасного поведения у детей в процессе урочной и внеурочной деятельности по физической культуре может идти с использованием ряда форм, в частности проектного метода, различных внеурочных мероприятий, например спортивных праздников, туристических походов и т.д.На примере конкретного учебного заведения было показано, что существующая система формирования культуры безопасного поведения через урочную и внеурочную деятельность не эффективна, необходим комплексный подход, объедение программ нескольких дисциплин, привлечение специалистов из специальных служб и т.д.Исходя из сказанного были даны следующие рекомендации:Культура безопасного поведения должна воспитываться в обществе в целом, а не только в отдельно взятом учебном заведении.Обучение детей культуре безопасного поведения – это комплекс мероприятий, в рамках которого должны взаимодействовать семья, школа, учреждения дополнительного образования, специальные учреждения.Воспитание личности безопасного поведение должно быть частью образовательной программы по каждому предмету. Таким образом, цель и задачи работы достигнуты, гипотеза подтверждена. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВБезопасность жизнедеятельности: учеб.для студ. учреждений сред. проф. образования/ Э.А. Арустамов, Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко, Г.В. Гуськов. – 12-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 176 с. Безопасность/ Словарь МЧС. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mchs.gov.ru/dop/terms/item/88452/ (12.05.2019).Безруких М.М. Возрастная физиология: Учеб.пособие для студентов высш. учеб. заведений/ М.М. Безруких, В.Д. Сокькин, Д.А. Фарбер. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 416 с.Беликов В.А. Философия образования личности: деятельностный аспект: монография. – М.: Владос, 2004. – 357 с.БлизнюковаИ.И., Ветров Ю.П. Педагогические условия формирования навыков социально безопасного поведения учащихся общеобразовательной школы: Монография. – Ставрополь, Издательский дом «ТЭСЭРА». – 2013. – 130 с.Вебер Р.А. Психолого-педагогические основы физического развития личности// Вопросы дошкольной педагогики, 2018. – №3. – С. 17-21.Володин А.А., Бондаренко Н.Г. Анализ содержания понятия «Организационно-педагогические условия»// Известия ТулГУ. Гуманитарные науки, 2014. – №2. – С. 143-152.ГатауллинаР.ф. Педагогические условия формирования основ безопасного поведения у детей в условиях ДОО// Педагогика безопасности: наука и образование, 2018. – С. 33-38.Живцов В.Ю. Работа с представлениями об опасности в контексте воспитания безопасного поведения// Вестник СамГУ, 2008. – №60. – С. 302-307. Здравоохранение в России. 2015: Стат.сб. - М.: Росстат, 2015. – 174 с.Здравоохранение в России. 2017: Стат.сб. – М.: Росстат, 2017. – 170 с.Исмаилов Ш.О. Культура безопасного поведения личности// Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки, 2010. – №4. – С. 14-17. Исмаилов Ш.О. Модель формирования безопасного поведения личности// ИзвестияДГПУ. Психолого-педагогические науки, 2010. – №2. – С. 30-34. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студентов проф. учеб.заведений/ С.А. Козлова, С.А. Куликова. – 11-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 416 с.Козырева Е.И. Школа педагога-исследователя как условие развития педагогической культуры// Козырева, Е. И. Методология и методика естественных наук. – Вып. 4. – Сб. науч. тр. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 1999. – 24 с.КрепшаН.В. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие для иностранных студентов. – Томск: Издательство Томского политехнического университета, 2014. – 198 с.КудяшевН.П. Теоретические подходы к формированию умений безопасного поведения старших подростков// Вестник ВятГУ, 2009. – №3. – С. 103-106. Лях В.И., ЗданевичА.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. – М.: Просвещение, 2004. – 198 с;Магомедов М.Г., Магомедов Р.В. Технология формирования безопасного поведения личности// Вестник ГУУ, 2014. - №8. – С. 257-260.Малыхин А. О. Воспитание морального сознания учеников 5–7 классов на уроках трудового обучения: автореф. дис... канд. пед. наук. Нац. пед. ун-т им. М. П. Драгоманова. – Киев, 2000. – 20 с.Матвеев А.П. Рабочие программы общеобразовательных учреждений. Физическая культура 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2012. – 137 с.Мельникова Т.В. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности учащихся на основе технологии модульного обучения: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01/ С.-Петерб. акад. постдиплом. пед. образования. – СПб., 2006. – 24 с.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: Ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений/ С.И. Ожегов; Под ред. проф. Л.И. Скворцова. – 28-е изд., перераб. – М.: ООО «Издательство «Мир и Образование»: ООО «Издательство Оникс», 2012. – 1376 с.Опасность/ Словарь МЧС. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mchs.gov.ru/dop/terms/item/88541/ (12.05.2019).Павлов С. Н. Организационно-педагогические условия формирования общественного мнения органами местного самоуправления: автореф. дис. … канд. пед. наук / С.Н. Павлов. – Магнитогорск, 1999. – 23 с.Показатели состояния безопасности дорожного движения [Электронный ресурс]: Госавтоинспекция. – Режим доступа: http://stat.gibdd.ru/ (дата обращения: 12.05.2019).ПриспешкинаА.Н. Особенности работы учителя-предметника по формированию культуры безопасного поведения учащихся в процессе внеурочной деятельности// Научное и образовательное пространство: перспективы развития, 2018. – С. 76-78.Прищепа И.М. Возрастная анатомия и физиология: учеб.пособие/ И.М. Прищева. – Минск: новое знание, 2006. – 416 с.СадретдиноваА.И. Проектирование педагогических условий формирования культуры безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников// Вестник СПбГУ. Серия 12. Социология, 2008. – №3. – С. 407-411.СапинМ.Р. Анатомия и физиология детей и подростков: учебное пособие для студентов педагогических вузов/ М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 432 с.Сверчков А.В. Организационно-педагогические условия формирования профессионально- педагогической культуры будущих спортивных педагогов// Молодой ученый, 2009. – №4. – С. 279–282.Свиридова И.А. Социально-психологические аспекты процесса формирования личности безопасного типа поведения// Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика, 2012. – №3. – С. 60-62.Сорокина Л.А. О состоянии готовности подростков к безопасному поведению в повседневной жизни// Образование и наука, 2010. – №6. – С. 49-58. Сорокина Л.А. Педагогические условия формирования готовности подростков к безопасному поведению// Вестник ЧГПУ, 2010. – №8. – С. 195-203. Статистика МЧС по чрезвычайным ситуациям по годам. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mchs.gov.ru/activities/stats/CHrezvichajnie_situacii (дата обращения: 12.05.2019).Степанов И.О. Разработка и обоснование средств и методов развития безопасного поведения старшеклассников// Ученые записки университета Лесгафта, 2007. – №3. – С. 79-82. Толочко Е.И Культура безопасного поведения на дорогах как многоаспектная социально-педагогическая проблема// Человек и образование, 2015. – №1 (42). – С. 173-179.Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка. – М.: «Аделант», 2013. – 800 с.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Проект/ Министерство образования Российской Федерации. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/news/3447/file/2280/13.06.14-%D0%A4%D0%93%D0%9E%D0%A1-%D0%94%D0%9E.pdf (дата обращения: 12.05.2019).Федеральный закон от 28.12.2010 №390-ФЗ «О безопасности». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/12181538/ (дата обращения: 12.05.2019).Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.П. Матвеева. 1-4 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ А. П. Матвеев. – М.: Просвещение, 2011. – 63 с.ХушбахтовА.Х. Терминология «педагогические условия»// Молодой ученый. – 2015. – №23. – С. 1020-1022.Чердынцева Е.В. Реализация здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности// NOVAINFO.RU, 2016. – Т.4. – №56. – С. 382-385. Чистякова А.А. Формирование двигательных стереотипов безопасного поведения детей 5-7 лет в моделируемых чрезвычайных ситуациях на физкультурных занятиях в дошкольных учреждениях// Научный поиск, 2013. – №2.2. – С. 34-36.Шакирова З.В., ЧиталинаН.А. Организационно-педагогические условия формирования безопасного поведения детей в подростков в дорожно-транспортной среде// Казанский педагогический журнал, 2015. – №1 (108). – С. 81-86. ПРИЛОЖЕНИЕ А. Статистика ДТП среди детей до 16 летТаблица А1Статистика ДТП среди детей до 16 лет 201820172016Всего ДТППогиблоРаненоВсего ДТППогиблоРаненоВсего ДТППогиблоРаненоЯнварь124156134512375213691160381259Февраль96326103297630102989928978Март10372011231066311135974231025Апрель129726139712924913921376401438Май197639214417973819201901631993Июнь206982223920118721681987672154Июль22409624862231119242021631012345Август23779426372409101263723551062562Сентябрь199051215418566319542012592012Октябрь172454184917705219171725721821Ноябрь146942161714364415781377451492Декабрь154742169515004716171459681542ВСЕГО199306282171819581713211361938871020621ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Анкета для учащихсяАНКЕТАУважаемые учащиеся. Вам предлагается анкета на тему «Безопасное поведение». Просим вас ответить на предложенные вопросы. Там, где нет вариантов ответа, необходимо указать вариант самостоятельно (вписать его в предназначенное для этого поле). Опрос анонимный. Успехов вам!Ваш возраст (указать)? _________________________________________Ваш пол?МужскойЖенскийПрибывали Вы курить?Пробовал (а), но бросил (а)ДаНетПрибывали Вы алкоголь?Пробовал (а), но бросил (а)ДаНетРассказывали ли Вам о вреде курения и употребления алкоголя?ДаЧастичноНетКак Вы относитесь к соблюдению правил дорожного движения?Всегда соблюдаю, даже если на дороге никого нетМогу нарушить, если на дороге нет транспортаПерехожу дорогу так, как мне удобно, несмотря на правилаВы на дороге за пределами города, вам необходимо перейти дорогу, но в пределах видимости нет пешеходного перехода. Ваши действия?Пойду по обочине до ближайшего пешеходного переходаДождусь, пока все машины проедут и пересеку дорогу под прямым углом.Перебегу дорогу в ближайшем просвете между машинПеребегу дорогу, независимо от наличия машинЗнакомы ли Вы с правилами оказания первой помощи?ДаЧастичноНетУкажите порядок действий при оказании помощи при носовом кровотечении (указать)? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Что означают знаки на полу, представленные на рисунке (указать)? ______________________________________________________________________________________________________________________________________Рассказывали ли вам о поведении во время пожара, обрушения здания, террористического акта?ДаЧастичноНетРассказывали ли вам о безопасном поведении на воде?ДаЧастичноНетНезнакомый человек предлагает вас подвести после школы домой. Ваши действия?СоглашусьПозову взрослыхОткажусьРассказывали ли вам о действиях в случае угрозы теракта?ДаЧастичноНетОцените эффективность обучения безопасности жизнедеятельности, котороевы проходили?НеудовлетворительноУдовлетворительноХорошоОтличноПочему, по вашему мнению, обучение основам безопасности жизнедеятельности не эффективно (указать)? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Нуждаетесь ли Вы дополнительной информации о мерах по предупреждению опасностей?ДаОтчастиНетКакой источник информации вы предпочитаете для получения дополнительных сведений о мерах по предупреждению опасностей?КнигиГазеты, журналыЗанятия в школеИнтернетЛистовки, буклетыСпасибо за участие в опросе!

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Безопасность жизнедеятельности: учеб.для студ. учреждений сред. проф. образования/ Э.А. Арустамов, Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко, Г.В. Гуськов. – 12-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 176 с.
2.Безопасность/ Словарь МЧС. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mchs.gov.ru/dop/terms/item/88452/ (12.05.2019).
3.Безруких М.М. Возрастная физиология: Учеб.пособие для студентов высш. учеб. заведений/ М.М. Безруких, В.Д. Сокькин, Д.А. Фарбер. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 416 с.
4.Беликов В.А. Философия образования личности: деятельностный аспект: монография. – М.: Владос, 2004. – 357 с.
5.БлизнюковаИ.И., Ветров Ю.П. Педагогические условия формирования навыков социально безопасного поведения учащихся общеобразовательной школы: Монография. – Ставрополь, Издательский дом «ТЭСЭРА». – 2013. – 130 с.
6.Вебер Р.А. Психолого-педагогические основы физического развития личности// Вопросы дошкольной педагогики, 2018. – №3. – С. 17-21.
7.Володин А.А., Бондаренко Н.Г. Анализ содержания понятия «Организационно-педагогические условия»// Известия ТулГУ. Гуманитарные науки, 2014. – №2. – С. 143-152.
8.ГатауллинаР.ф. Педагогические условия формирования основ безопасного поведения у детей в условиях ДОО// Педагогика безопасности: наука и образование, 2018. – С. 33-38.
9.Живцов В.Ю. Работа с представлениями об опасности в контексте воспитания безопасного поведения// Вестник СамГУ, 2008. – №60. – С. 302-307.
10.Здравоохранение в России. 2015: Стат.сб. - М.: Росстат, 2015. – 174 с.
11.Здравоохранение в России. 2017: Стат.сб. – М.: Росстат, 2017. – 170 с.
12.Исмаилов Ш.О. Культура безопасного поведения личности// Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки, 2010. – №4. – С. 14-17.
13.Исмаилов Ш.О. Модель формирования безопасного поведения личности// ИзвестияДГПУ. Психолого-педагогические науки, 2010. – №2. – С. 30-34.
14.Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студентов проф. учеб.заведений/ С.А. Козлова, С.А. Куликова. – 11-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 416 с.
15.Козырева Е.И. Школа педагога-исследователя как условие развития педагогической культуры// Козырева, Е. И. Методология и методика естественных наук. – Вып. 4. – Сб. науч. тр. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 1999. – 24 с.
16.КрепшаН.В. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие для иностранных студентов. – Томск: Издательство Томского политехнического университета, 2014. – 198 с.
17.КудяшевН.П. Теоретические подходы к формированию умений безопасного поведения старших подростков// Вестник ВятГУ, 2009. – №3. – С. 103-106.
18.Лях В.И., ЗданевичА.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. – М.: Просвещение, 2004. – 198 с;
19.Магомедов М.Г., Магомедов Р.В. Технология формирования безопасного поведения личности// Вестник ГУУ, 2014. - №8. – С. 257-260.
20.Малыхин А. О. Воспитание морального сознания учеников 5–7 классов на уроках трудового обучения: автореф. дис... канд. пед. наук. Нац. пед. ун-т им. М. П. Драгоманова. – Киев, 2000. – 20 с.
21.Матвеев А.П. Рабочие программы общеобразовательных учреждений. Физическая культура 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2012. – 137 с.
22.Мельникова Т.В. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности учащихся на основе технологии модульного обучения: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01/ С.-Петерб. акад. постдиплом. пед. образования. – СПб., 2006. – 24 с.
23.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: Ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений/ С.И. Ожегов; Под ред. проф. Л.И. Скворцова. – 28-е изд., перераб. – М.: ООО «Издательство «Мир и Образование»: ООО «Издательство Оникс», 2012. – 1376 с.
24.Опасность/ Словарь МЧС. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mchs.gov.ru/dop/terms/item/88541/ (12.05.2019).
25.Павлов С. Н. Организационно-педагогические условия формирования общественного мнения органами местного самоуправления: автореф. дис. … канд. пед. наук / С.Н. Павлов. – Магнитогорск, 1999. – 23 с.
26.Показатели состояния безопасности дорожного движения [Электронный ресурс]: Госавтоинспекция. – Режим доступа: http://stat.gibdd.ru/ (дата обращения: 12.05.2019).
27.ПриспешкинаА.Н. Особенности работы учителя-предметника по формированию культуры безопасного поведения учащихся в процессе внеурочной деятельности// Научное и образовательное пространство: перспективы развития, 2018. – С. 76-78.
28.Прищепа И.М. Возрастная анатомия и физиология: учеб.пособие/ И.М. Прищева. – Минск: новое знание, 2006. – 416 с.
29.СадретдиноваА.И. Проектирование педагогических условий формирования культуры безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников// Вестник СПбГУ. Серия 12. Социология, 2008. – №3. – С. 407-411.
30.СапинМ.Р. Анатомия и физиология детей и подростков: учебное пособие для студентов педагогических вузов/ М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 432 с.
31.Сверчков А.В. Организационно-педагогические условия формирования профессионально- педагогической культуры будущих спортивных педагогов// Молодой ученый, 2009. – №4. – С. 279–282.
32.Свиридова И.А. Социально-психологические аспекты процесса формирования личности безопасного типа поведения// Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика, 2012. – №3. – С. 60-62.
33.Сорокина Л.А. О состоянии готовности подростков к безопасному поведению в повседневной жизни// Образование и наука, 2010. – №6. – С. 49-58.
34.Сорокина Л.А. Педагогические условия формирования готовности подростков к безопасному поведению// Вестник ЧГПУ, 2010. – №8. – С. 195-203.
35.Статистика МЧС по чрезвычайным ситуациям по годам. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mchs.gov.ru/activities/stats/CHrezvichajnie_situacii (дата обращения: 12.05.2019).
36.Степанов И.О. Разработка и обоснование средств и методов развития безопасного поведения старшеклассников// Ученые записки университета Лесгафта, 2007. – №3. – С. 79-82.
37.Толочко Е.И Культура безопасного поведения на дорогах как многоаспектная социально-педагогическая проблема// Человек и образование, 2015. – №1 (42). – С. 173-179.
38.Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка. – М.: «Аделант», 2013. – 800 с.
39.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Проект/ Министерство образования Российской Федерации. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/news/3447/file/2280/13.06.14-%D0%A4%D0%93%D0%9E%D0%A1-%D0%94%D0%9E.pdf (дата обращения: 12.05.2019).
40.Федеральный закон от 28.12.2010 №390-ФЗ «О безопасности». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/12181538/ (дата обращения: 12.05.2019).
41.Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.П. Матвеева. 1-4 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ А. П. Матвеев. – М.: Просвещение, 2011. – 63 с.
42.ХушбахтовА.Х. Терминология «педагогические условия»// Молодой ученый. – 2015. – №23. – С. 1020-1022.
43.Чердынцева Е.В. Реализация здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности// NOVAINFO.RU, 2016. – Т.4. – №56. – С. 382-385.
44.Чистякова А.А. Формирование двигательных стереотипов безопасного поведения детей 5-7 лет в моделируемых чрезвычайных ситуациях на физкультурных занятиях в дошкольных учреждениях// Научный поиск, 2013. – №2.2. – С. 34-36.
45.Шакирова З.В., ЧиталинаН.А. Организационно-педагогические условия формирования безопасного поведения детей в подростков в дорожно-транспортной среде// Казанский педагогический журнал, 2015. – №1 (108). – С. 81-86.

Вопрос-ответ:

Какие подходы используются в формировании культуры безопасного поведения через урочную и внеурочную деятельность по физической культуре?

Формирование культуры безопасного поведения в процессе занятий физической культурой осуществляется с использованием различных подходов, включая информационно-просветительский подход, поведенческий подход, культурологический подход, социально-психологический подход и коммуникативный подход.

Что включает в себя понятие "культура безопасного поведения" и какие компоненты ее составляют?

Понятие "культура безопасного поведения" охватывает систему норм, ценностей, знаний, умений и навыков, которые позволяют человеку сохранять свое здоровье, предотвращать опасные ситуации и правильно реагировать на них. Компоненты культуры безопасного поведения включают знания о правилах безопасности, умения оценивать потенциальные опасности, навыки принимать решения в экстремальных ситуациях и умения проявлять ответственное отношение к своему здоровью и безопасности.

Каковы возрастные особенности формирования культуры безопасного поведения?

Возрастные особенности формирования культуры безопасного поведения связаны с развитием познавательных способностей, проявлением интереса к активным действиям и обретением самостоятельности. Дети младшего школьного возраста требуют более наглядных объяснений и демонстраций, а подростки нуждаются в привлечении к обучению через интересные физические упражнения. Изучение преимуществ и рисков различных видов спорта, основ правил безопасности и правил страховки особенно важно для подростков.

Как формируется культура личности в процессе занятий физической культурой?

Формирование культуры личности в процессе занятий физической культурой происходит через вовлечение в физические упражнения и спортивные игры, которые способствуют развитию физических и психических качеств, формированию навыков командной работы, умений решать проблемы и принимать решения, а также развитию эмоционально-волевой сферы личности.

Что такое культура безопасного поведения и какие компоненты включает?

Культура безопасного поведения - это система знаний, умений, навыков и ценностей, которая позволяет человеку соблюдать правила безопасности в различных ситуациях. Она включает в себя компоненты: знание правил и норм безопасного поведения, умение принимать решения в сложных ситуациях, соблюдение этических норм, осознанность рисков и ответственность за свои действия.

Какие возрастные особенности необходимо учитывать при формировании культуры безопасного поведения?

При формировании культуры безопасного поведения необходимо учитывать возрастные особенности детей и подростков. Дети младшего возраста (3-6 лет) еще не обладают достаточной самостоятельностью, поэтому основное внимание следует уделять формированию правильных привычек и умений. Дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста (6-10 лет) уже способны понимать причинно-следственные связи, поэтому можно обучать их основным правилам безопасности. Подростки (10-18 лет) имеют своеобразную психологию и стремление к самостоятельности, поэтому важно объяснить им важность соблюдения правил безопасности и развить их ответственность за свои действия.

Что такое культура безопасного поведения?

Культура безопасного поведения - это система знаний, умений и навыков, а также норм и ценностей, которые направлены на поддержание безопасной среды и предупреждение возникновения опасностей.

Какие компоненты включаются в культуру безопасного поведения?

Компоненты культуры безопасного поведения включают в себя знания о правилах безопасности, умение оценивать риски и опасности, обученность технике безопасного поведения, а также усвоенные нормы и ценности, направленные на соблюдение безопасности.

Какие возрастные особенности существуют при формировании культуры безопасного поведения?

Возрастные особенности при формировании культуры безопасного поведения связаны с уровнем развития физических и психологических возможностей ребенка. Например, дети младшего возраста нуждаются в простых правилах безопасности, а подросткам необходимо учить рациональному использованию ресурсов и принятию ответственных решений.