Использование ИКТ как средства развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 33 + 33 источника
- Добавлена 11.06.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Понятие связной речи и особенности ее развития в старшем дошкольном возрасте 5
2. Понятие информационно-коммуникационных технологий и особенности их применения в сфере дошкольного образования 18
3. Анимационная сказка как средство развития связной речи детей дошкольного возраста при помощи ИКТ 24
Заключение 29
Список литературы 30
Необходимо создать такие условия, в которых дошкольники смогут запросто высказываться по своему желанию. Создавая модели анимационных сказок, педагог должен уделять внимание формированию навыков самостоятельных речевых высказываний. Анимационная сказка представляет собой благоприятный вид деятельности для формирования психологической базы речи, способствует развитию фонематического восприятия, развитию фонематического слуха, словесно-логического мышления, воображения и конечно связной речи детей. Специфика обучения рассказыванию заключается в воспитании умения последовательно и логично строить речевое высказывание по этапам планирования будущей модели сказки, о результатах ее выполнения, о будущей истории с этим сюжетом или сюжетной линией. Кроме создания зрительных образов объектов, анимационная сказка эффективно используется и как вспомогательное средство построения плана будущего высказывания. В каждом сюжете есть определенный ряд последовательных подсказок на действия героев и их речь. Применение анимационных сказок позволяет более успешно обучить детей составлению связного речевого высказывания по заданной теме, а также сочинению (продолжению сказки) рассказа по замыслу. Несмотря на то, что деятельность наглядного моделирования является для них достаточно сложной, применение анимационных сказок в обучении связной речи служит эффективным средством, облегчающим процесс восприятия, усвоения, переработки информации и дальнейшего ее репродуцирования. Использование анимационных сказок на занятиях и в режимных моментах по развитию связной речи позволило создать специфическую игровую коррекционно-развивающую среду. Анимационная сказка – одна из форм экранного искусства, представляющая собой оживление плоскостных картинок с помощью специализированного ИКТ ресурса. Этот вид искусства сочетает в себе живопись, графику, музыку, элементы театрализованных действий. Выразительные средства каждого из вышеперечисленных видов комплексно воздействуют на детское воображение, зрительную и слуховую память, мыслительную активность, раскрытие эмоционально-волевой сферы и творческого потенциала. Сюжетность, зримость образов, звуковое сопровождение заставляют детей сопереживать, проживать сюжет вместе с героями. Особенно велика роль мультипликации и анимации в обучении и воспитании детей билингвов. Анимационная сказка построена на доступном для понимания ребенка сказочном сюжете, богата яркой образностью, музыкальностью, лаконичностью, динамичностью, она, бесспорно, завоёвывает внимание ребёнка. При работе над сказкой у ребёнка задействован зрительный и слуховой анализатор. Сигналом для побуждения к речевому высказыванию служит беззвучная артикуляция героя и появляющиеся подсказки- последовательности (повтора) сюжета. Структура сказки представляет собой некий алгоритм последовательных действий. При работе с анимационными сказками можно выделить следующие дидактические и логопедические принципы: - принцип наглядности; - принцип постепенности и систематичности знаний; - принцип обогащения мотивации речевой деятельности; - принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи; -принцип развития, дозированности нагрузки и учет психофизических особенностей детей с нарушениями речи; - принцип единства коррекции и развития; - принцип индивидуального подхода и дифференцированоого подхода к обучению.Для развития речи детей билингвов мы использовали следующие задачи: 1. Учить детей самостоятельно составлять высказывания на уровне простой законченной фразы; 2. Формировать лексико-грамматический строй речи; 3. Активизировать словарный запас; 4. Совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко и полно; 5. Учить вести диалог, выслушивать друг друга до конца; 6. Учить детей воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст; 7. Учить составлять рассказы-описания, а затем и загадки-описания о предметах и объектах по образцу, предложенному плану; 8. Учить связно рассказывать о содержании сюжетных картинок и сюжетной картины по предложенному педагогом или коллективно составленному плану; 9. Совершенствовать навык пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов. В рамках коррекционной работы по развитию речи детей с нарушениями речи мы выделили следующие методы: А) практические: моделирование, игровой метод, упражнения творческого характера, подражательно- исполнительский; Б) наглядные: наблюдение, анимационное видео; В) словесные методы: рассказ, предварительная беседа и итоговые, обобщающие беседы. Для работы были подобраны русские народные и авторские сказки, которые соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей билингвов 6 лет, такие как: «Заюшкина избушка», «Лиса и журавль», «Гуси-лебеди», «Три поросенка», «Три медведя» и «Маша и медведь».Алгоритм работы по анимационной сказке состоит из следующих этапов: Этап 1. Подготовительный (Решаются задачи: 1,2,3,4)- вводная беседа; - первичный просмотр анимационной сказки с озвучкой диктора; - беседа по содержанию анимационной сказки; - динамическая пауза; - повторный просмотр анимационной сказки. Этап 2. Доанимационный (Решаются задачи: 1-9) - чтение сказки; - беседа-обсуждение по содержанию сказки; - игры на словообразование; - составление загадок- описаний героев; - использование кадров сказки (картинок) для составления рассказа разными вариантами - музыкально- танцевальные образные этюды, музыкальные и подвижные игры, игры- имитации; - семейная выставка рисунков по сказке Этап 3. Анимационный (вариативность) (Решаются задачи: 5,6,8,9): - пересказ сказки по ролям несколькими детьми по видеоролику; - эпизодичный (фрагментарный) пересказ сказки несколькими детьми по цепочке по видеоролику; - самостоятельный пересказ по готовой сказке без текста; - моделирование персонажей из ТИКО-конструктора; - пересказ сказки с добавлением предшествующих или последующих событий (за рамками сказки) - одна сюжетная линия (на фантазию, импровизацию). Таким образом, анимационнаясказка – это благоприятный вид деятельности для развития речи детей билингвов, а специфика обучения рассказыванию состоит в воспитании умения последовательно и логично строить речевое высказывание по этапам планирования будущей модели сказки, о результатах ее выполнения, о будущей истории с этим сюжетом или сюжетной линией.Применение анимационных сказок позволяет более успешно обучить детей билингвов составлению связного речевого высказывания по заданной теме, а также сочинению (продолжению сказки) рассказа по замыслу.ЗаключениеФормирование связной речи является важнейшим условием дляполноценногоречевогоразвитияребенка.Важнейшим на этапе дошкольного детства является развитие связной речи, ведь ребенок для собственного личностного развития и успешной социализации должен общаться с тем, кто рядом, то есть стать понятным, убедительным, а также научиться познавать мир с помощью языка и речи, развить сознательное, в мере своих возможностей, отношение к языковой действительности.Воспитание умения свободно владеть речью -одна из важнейших задач в учебно-воспитательном процессе дошкольного учреждения. Это умение тесно связано с общим умственным развитием ребенка, уровнем сформированности логического и образного мышления. Рассказы, переводы художественных произведений, даже просто разговоры формируют у дошкольника творческие способности, развивают эстетическое восприятие, воспитывают интонационную выразительность речи.Анализ психолингвистической, лингвистической, психолого-педагогической, лингводидактической литературы показал важность и необходимость речевого воспитания в дошкольном детстве. Именно в этот период происходит активное овладение детьми разговорным языком, становление и развитие всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Упущенные возможности этого развития в дальнейшем не восстанавливаются, поэтому необходимо своевременное речевое воспитание, включающее в себя развитие интереса, чуткости и любви к родному слову. Развитие речи в дошкольном детстве - процесс, многоаспектный по своей природе. Прежде всего, этот процесс органично связан с умственным развитием, поскольку культурно-интеллектуальные взаимосвязи, происходящие в процессе овладенияродным языком, активно влияют на педагогический процесс обучения родному языку, развития и формирования связной монологической речи.Список литературыАркин А.Е. Дошкольный возраст. – М.: Просвещение, 2001. – 450с.Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для вос-питателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 272с.Батюта М.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / М.Б. Ба-тюта, Т.Н. Князева. - М.: Логос, 2015. - 306 c.Богин Г.И. Типология понимания текста. – М., 2002. – 164с.Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб: Союз, 1997. – 220 с.Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. – М.: Лабиринт, 1999. – 352 с.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – СПб.: Детство-Пресс, 2007. – 471с.Голицына, О. Л. Информационные технологии [Текст] / О. Л. Голицына, И. И. Попов, Н. В. Максимов, Т. Л. Партыка. – М. : Просвещение, 2008. – 544 с.Исенина Е.И. Дословесный период развития речи у детей. – Са-ратов,1986. – 180с.Когаловский, М. Р. Перспективные технологии информационных систем [Текст] / М. Р. Когаловский. – М. : ДМК Пресс; Компания АйТи, 2003. – 288 с. – С. 94. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. Изд. 4-е. – М.: Смысл, 2005. - 310с.Лепская Н.И. Язык ребенка. Онтогенез речевой коммуникации. – М.: Изд-во МГУ, 1997. – 151с.Лисина М.И., Силвестру А.И. Психология самосознания до-школьников – СПб.:, 2003. – 110 с.Лодон, Дж. Управление информационными системами [Текст] / Дж. Лодон, К. Лодон – СПб. : Питер, 2005. 912 с. Масуда, Е. Информационное общество как постиндустриальное общество [Текст] / Е. Масуда. – М. :Эксмо-АСТ, 1997. – 587 c. Мухина, Ю. Р. Соотношение понятий «информационно-коммуникационные технологии» и «современные информационно-коммуникационные технологии» в обучении // Молодой ученый. – 2009. – №11. – С. 295-298.Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология. – М.: Гардарики, 2001. – 255с.Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для СПО. - Лю-берцы: Юрайт, 2016. - 460 c.Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Е.З. Басина, Л.В. Берцфаи, Е.А. Бугрименко и др. / Под ред. Д.Б. Элько-нина и А.Л. Венгера. – М.: Педагогика, 1998. – 135 с.Петровский А.В. Психология. – М.: Академия, 2005. - 496с.Пиаже Ж. Генетическая эпистемология. – СПб.: Питер, 2004. – 160 с.Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. Пед. Вузов: В 2 кн. – М. :Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – кн. 2: Процесс воспитания. – с. 256. 25. Поздняк, Л. В. Управление дошкольным образованием: учебное пособие для студ. педвузов / Л. В. Поздняк, Н. Н. Лященко. – М. : Издательский центр «Академия», 2000. – 432 с.Прусакова О.А., Сергиенко Е.А. Понимание эмоций детьми до-школьного возраста // Вопросы психологии. - 2006. - № 4. - С. 24 – 35.Псеунок А.А. Возрастная анатомия и физиология: Лекции. – М., 2008. – 270с.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2000. – 712 с.Сиднева М., Тимофеева Л. Познавательно - речевое развитие - дошкольное воспитание. – 2005 – №9. – С. 19-22.Стерликова В.В. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста (разновозрастная группа): учеб. -метод. пособие. – 2-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА, 2014. – 132 с.Столяренко A.M. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 423 с.Уланович О.И. Языковая личность в контексте моделирования речевого онтогенеза // Психология когнитивных процессов: Материалы 2-й Всероссийской научно-практической конференции (сборник статей). Смоленск, 2 – 3 октября 2008 г. – Смоленск: Универсум, 2008. – С. 197 – 201.Швачкин Н.Х. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие / Составление К.Ф. Седова. –М.: Лабиринт, 2004. – 330 с.Швецов А. Г. Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи: Учебное пособие. – Великий Новгород, 2006. – 68 с.Эльконин Д.Б. Детская психология. Учебное пособие для сту-дентов: Сост. Эльконин Д.Б. – М., 2008. – 384 с.
1. Аркин А.Е. Дошкольный возраст. – М.: Просвещение, 2001. – 450с.
2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для вос-питателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 272с.
3. Батюта М.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / М.Б. Ба-тюта, Т.Н. Князева. - М.: Логос, 2015. - 306 c.
4. Богин Г.И. Типология понимания текста. – М., 2002. – 164с.
5. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб: Союз, 1997. – 220 с.
6. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. – М.: Лабиринт, 1999. – 352 с.
7. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – СПб.: Детство-Пресс, 2007. – 471с.
8. Голицына, О. Л. Информационные технологии [Текст] / О. Л. Голицына, И. И. Попов, Н. В. Максимов, Т. Л. Партыка. – М. : Просвещение, 2008. – 544 с.
9. Исенина Е.И. Дословесный период развития речи у детей. – Са-ратов,1986. – 180с.
10. Когаловский, М. Р. Перспективные технологии информационных систем [Текст] / М. Р. Когаловский. – М. : ДМК Пресс; Компания АйТи, 2003. – 288 с. – С. 94.
11. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. Изд. 4-е. – М.: Смысл, 2005. - 310с.
12. Лепская Н.И. Язык ребенка. Онтогенез речевой коммуникации. – М.: Изд-во МГУ, 1997. – 151с.
13. Лисина М.И., Силвестру А.И. Психология самосознания до-школьников – СПб.:, 2003. – 110 с.
14. Лодон, Дж. Управление информационными системами [Текст] / Дж. Лодон, К. Лодон – СПб. : Питер, 2005. 912 с.
15. Масуда, Е. Информационное общество как постиндустриальное общество [Текст] / Е. Масуда. – М. : Эксмо-АСТ, 1997. – 587 c.
16. Мухина, Ю. Р. Соотношение понятий «информационно-коммуникационные технологии» и «современные информационно-коммуникационные технологии» в обучении // Молодой ученый. – 2009. – №11. – С. 295-298.
17. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология. – М.: Гардарики, 2001. – 255с.
18. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для СПО. - Лю-берцы: Юрайт, 2016. - 460 c.
19. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Е.З. Басина, Л.В. Берцфаи, Е.А. Бугрименко и др. / Под ред. Д.Б. Элько-нина и А.Л. Венгера. – М.: Педагогика, 1998. – 135 с.
20. Петровский А.В. Психология. – М.: Академия, 2005. - 496с.
21. Пиаже Ж. Генетическая эпистемология. – СПб.: Питер, 2004. – 160 с.
22. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. Пед. Вузов: В 2 кн. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – кн. 2: Процесс воспитания. – с. 256.
23. 25. Поздняк, Л. В. Управление дошкольным образованием: учебное пособие для студ. педвузов / Л. В. Поздняк, Н. Н. Лященко. – М. : Издательский центр «Академия», 2000. – 432 с.
24. Прусакова О.А., Сергиенко Е.А. Понимание эмоций детьми до-школьного возраста // Вопросы психологии. - 2006. - № 4. - С. 24 – 35.
25. Псеунок А.А. Возрастная анатомия и физиология: Лекции. – М., 2008. – 270с.
26. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2000. – 712 с.
27. Сиднева М., Тимофеева Л. Познавательно - речевое развитие - дошкольное воспитание. – 2005 – №9. – С. 19-22.
28. Стерликова В.В. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста (разновозрастная группа): учеб. -метод. пособие. – 2-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА, 2014. – 132 с.
29. Столяренко A.M. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 423 с.
30. Уланович О.И. Языковая личность в контексте моделирования речевого онтогенеза // Психология когнитивных процессов: Материалы 2-й Всероссийской научно-практической конференции (сборник статей). Смоленск, 2 – 3 октября 2008 г. – Смоленск: Универсум, 2008. – С. 197 – 201.
31. Швачкин Н.Х. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие / Составление К.Ф. Седова. –М.: Лабиринт, 2004. – 330 с.
32. Швецов А. Г. Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи: Учебное пособие. – Великий Новгород, 2006. – 68 с.
33. Эльконин Д.Б. Детская психология. Учебное пособие для сту-дентов: Сост. Эльконин Д.Б. – М., 2008. – 384 с.
Вопрос-ответ:
Какие особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста?
В старшем дошкольном возрасте дети уже обладают базовыми навыками связной речи. Они могут строить простые предложения, связывать слова и фразы. Однако, у них еще есть проблемы с логической структурой высказывания, нехватка словарного запаса и слабое владение грамматикой. Также у детей часто возникают трудности в восприятии и осмыслении сложных текстов.
Что такое информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) и как они применяются в дошкольном образовании?
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - это совокупность средств и методов работы с информацией и коммуникацией, основанных на использовании компьютеров, программного обеспечения и сетей. В дошкольном образовании ИКТ применяются для улучшения образовательного процесса, развития коммуникативных навыков детей и обогащения их знаний и опыта.
Как анимационная сказка помогает развитию связной речи у детей дошкольного возраста при помощи ИКТ?
Анимационная сказка - это компьютерная программа, которая в виде мультфильма рассказывает историю с использованием анимации, голосовых эффектов и музыки. При помощи анимационной сказки дети могут развивать связную речь, учиться строить логическую структуру высказывания, расширять словарный запас и улучшать навыки грамматики. Они также учатся воспринимать и анализировать сложные тексты.
Как создать условия, в которых дошкольники смогут развивать связную речь при помощи ИКТ?
Для развития связной речи при помощи ИКТ можно создать специальные занятия, на которых дети будут смотреть анимационные сказки и обсуждать их с педагогом и другими детьми. Педагог может задавать вопросы, попросить детей повторить или рассказать сказку самостоятельно. Также можно использовать интерактивные игры и задания, которые помогут детям развивать логическое мышление и улучшать навыки грамматики и словарный запас.
Каковы особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста?
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста характеризуется тем, что они начинают использовать более сложные конструкции предложений, умеют связывать фразы в диалогической форме, выражать свои мысли более точно и содержательно. Они активно участвуют в беседах и обсуждениях, могут рассказывать о прошлых событиях и планировать будущие. Однако, у них все еще могут быть проблемы с четкостью и грамматикой речи, поэтому им требуется поддержка и развитие навыков связной речи.
Что представляют собой информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)?
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) включают в себя различные средства и способы обработки, хранения, передачи и получения информации с использованием компьютеров и интернета. Для детей старшего дошкольного возраста ИКТ могут быть применены в образовательном процессе для активизации и развития их речи, в том числе связной речи.
Как анимационная сказка может помочь в развитии связной речи детей дошкольного возраста с использованием ИКТ?
Анимационная сказка представляет собой интерактивное видео, в котором дети могут участвовать активно, отвечая на вопросы, выбирая действия персонажей и т.д. Такая форма обучения способствует развитию связной речи у детей, так как они вынуждены думать и отвечать на вопросы в реальном времени. Это также помогает им развивать навыки взаимодействия, внимания и памяти.
Какие условия необходимы для успешного развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ?
Для успешного развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ необходимо создать такие условия, в которых дети будут ощущать комфорт и заинтересованность в процессе обучения. Важно предоставить им доступ к разнообразным и интересным анимационным сказкам, играм и заданиям, которые позволят им активно участвовать и развивать навыки связной речи. Также важно обеспечить поддержку и сопровождение со стороны взрослого, который поможет детям понять и использовать новые слова и фразы.
Какое значение имеет связная речь у детей старшего дошкольного возраста?
Связная речь играет важную роль в развитии детей старшего дошкольного возраста. Она позволяет им выражать свои мысли и чувства, строить логические связи между словами и предложениями, учиться коммуницировать, а также принимать и понимать информацию. Развитие связной речи в старшем дошкольном возрасте является одной из главных задач в педагогике.
Какие информационно-коммуникационные технологии могут быть использованы для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста?
Для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста можно использовать различные информационно-коммуникационные технологии, такие как компьютерные программы, интерактивные игры, мультимедийные материалы и анимационные сказки. Они помогают детям расширять свой словарный запас, учат правильно строить предложения, развивают логическое мышление и внимание.
Каким образом анимационная сказка может способствовать развитию связной речи у детей дошкольного возраста при помощи ИКТ?
Анимационная сказка является эффективным средством развития связной речи у детей дошкольного возраста при помощи информационно-коммуникационных технологий. Она предоставляет возможность детям не только слушать и наблюдать, но и активно участвовать в процессе общения. С помощью анимационных сказок дети учатся понимать и использовать различные языковые конструкции, развивают свою фантазию, память и воображение. Кроме того, использование ИКТ делает процесс обучения более интересным и увлекательным для детей.