Формирование коммуникативной компетенции на базе ИКТ в школе с углубленным изучением иностранного языка

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Теория и методика преподавания иностранных языков
  • 39 39 страниц
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 13.06.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава I. Роль ИКТ в формировании иноязычной коммуникативной компетенции в образовательной сфере 4
1.1 . Иноязычная коммуникативная компетенция: основные понятия, функции, структура 4
1.2. Понятие информационно-коммуникационных технологий. Основные средства и направления 8
1.3. Использование ИКТ в обучении иностранному языку 10
1.4. Применение ИКТ в процессе формирования ИКК в школах с углубленным изучением иностранного языка 12
Выводы к главе I 17
Глава II. Формирование коммуникативной компетенции на базе ИКТ в школе с углубленным изучением иностранного языка 18
2.1. Современные технологии обучения чтению на уроках иностранного языка 18
2.2. Современные технологии обучения аудированию на уроках иностранного языка 25
2.3. Современные технологии обучения говорению 29
2.4. Современные технологии обучения письму 31
Выводы к главе II 32
Заключение 33
Список литературы 35
Приложения


Фрагмент для ознакомления

В качестве упражнений для закрепления лексического материала учителя используют различные сайты, на которых можно найти огромное количество вкладышей и карточек с заданиями; такие сайты, как busyteacher.org, isl.collective.com. Некоторые задания содержат ссылки на аудио или видеоматериал по выбранной теме, что существенно облегчает работу учителя.
Также можно создавать свои задания и пополнить таким образом методический запас.
Dora (Даша -путешественница) – мультсериал о путешествиях маленькой девочки Доры (Даши). Вместе со своими друзьями, она отправляется на поиски увлекательных приключений, избегает опастностей, выручает друзей и получает ценный опыт. Мультфильм построен на частично двустороннем взаимодействии со зрителями (главные герои задают вопрос юным зрителям и выдерживают паузу, чтобы вторые смогли косвенно принять участие) В основе мультсериала лежит лексический материал по теме «Путешествие», «Природа» .

English World (издательство MacMillan) – иностранный учебно-методический комплекс, который можно использовать на дополнительных и углубленных занятиях английского. К учебнику прилагается интерактивная иллюстрированная программа English World, которую учитель демонстрирует на занятиях через мультимедийную доску.
Данная программа является идентичной учебнику, поэтому учителю достаточно пользоваться стилусом, чтобы нажимать на предметы или людей на экране, чтобы воспроизвести звуковое сопровождение к иллюстрации (указывает на клоуна, и тот произносит фразу; нажимает на продавщицу мороженого, и та спрашивает у клоуна, какого цвета он хочет мороженое).

English Club TV (https://tv-english.club) - информационно-развлекательные программы для изучающих английский язык, он начинающего до продвинутого уровня. Содержит видеопередачи, посвященных разным темам: популярные виды спорта в Великобритании, забытые ремесла и промыслы; мода; секреты кулинарии и т.д.
Цель передач – социокультурное развитие изучающих английский язык.
Требует обязательной регистрации. Для получения доступа к большему количеству передач требуется платная подписка (от 7$ в месяц). Есть возможность сэкономить, если внимательно поискать данные передачи на канале Youtube.com
Раздел For Kids, посвященные ученикам 5-6 (возможно в 7) классах (ввиду более сложного уровня овладевания навыкими) делится на несколько подразделов, каждый из которых содержит познавательное видео и лексические задания к нему:
- A school Day in the UK (тема «Образование в Великобритании», «Правила поведения»);
- Art Land (видеоуроки по рисованию и прикладному искусству. Авторы- носители языка учат создавать красочные поделки, рисунки и портреты из подручных средств. Параллельно, ученики овладевают новой лексикой);
- Сrafty Hands (аналог предыдущему подразделу, но с более сложной лексикой и методами обучения навыкам прикладного искусства);
- Kids in Action (основа материала – лексика на тему «Спорт», «Природа», «Активный образ жизни»), и т.д. https://tv-english.club/kids/kids-in-action/

Для более старшего возраста в качестве дополнительного материала на уроках можно использовать передачи из того же источника:
- English Up
- Flash Facts
- Keep Fit
- Perfect Engish
В старших классах на уроках прослушиваются аудированные статьи, посвященные политическим, социальным, экологическим проблемам
Для развития аудиторных навыков в качестве материала используются такие сайты, как:
Voice of America - https://learningenglish.voanews.com/
Сайт снабжен статьями, посвященным различным жизненным аспектам. Каждая статья снабжена аудиозаписью, чтобы ученики могли не просто читать статью, но также и слушать диалект дикторов. Для усложнения аудирования зачастую учитель дает задания к аудио, но не раздает учащимся статьи, что позволит им лучше сосредоточиться на задании и развить свои аудиторные способности.
BBC - британский аналог предыдущего источника
TedTalks - tedtalks.com. видеоконференции, посвященные научным темам.
Для развития коммуникативной компетенции учащихся посредством обучения аудированию можно использовать следующие задания:

- прослушивания текста;
- пересказать содержание прослушанного аудио текста;
- прослушать диалог, составить подобный;
- дать заголовок аудио тексту;
- согласиться с утверждениями или опровергнуть их после рассказа об одном из героев;
- прослушать текст и вставить пропущенные слова в предложения;













2.3. Современные технологии обучения говорению
Говорение, наравне с аудированием является продуктивным видом речевой деятельности.. Содержанием говорения является выражение мыслей в устной форме.
В качестве материала для формирования говорения в младших классах
используются иллюстрированные картинки/ плакаты/ скриншоты. Учитель ставит перед учащимися цель описать все, что они видят на картинке. В качестве вспомогательного материала он предлагает учащимся также ответить на вопросы. Например, «Сколько здесь детей/ взрослых?», «Какого цвета мячики?», «Где находится именинный пирог?» и т.д.
В качестве дополнительного материала для учащихся 5-9 классов на уроке используются следующие видеоматериалы :
New English File. В конце каждого раздела в учебнике имеется видео-урок, посвященный житейским темам («Покупки», «Заказ билета», «Бронирование отеля», «Ориентирование в городе»);
English Up (English Club Tv). Между показами видео зрителям предлагается выполнить задание на усвоение лексики и грамматики, а также поделиться своими идеями и мыслями
Speak Up (English Club Tv) - увлекательная программа, целью которой является научить учащихся использовать в речи различные идиоматические выражения.
Say it Right (English Club Tv). В данной передаче обсуждаются ложности в произношении отдельных слов, которые произносятся медленно и четко для правильной отработки артикуляционного аппарата.
В старших классах учащиеся обсуждают жизненные темы, достоинства или недостатки социальных объектов и проблем, возможные выходы из положения. Активным инструментом для достижения цели являются классные дебаты, на которых учащиеся овладевают навыками ведения дискуссий, участвуют в полемиках, отстаивают свою точку зрения.
Речевые упражнения для обучения подготовленной диалогической речи:
- описать картину или серию картин, связанных с изучаемой темой;
- определить и краткое обосновать тему прослушанного рассказа;
- пересказ;
- составить аргументированные ответы на вопросы;
- проведение дискуссии и диспута;
- беседа за круглым столом.
- ответить на вопросы (краткие, полные, развернутые);
- составить диалог на изучаемую тему и заданную ситуацию;










2.4. Современные технологии обучения письму
Письменная форма общения в современном обществе выполняет важную коммуникативную функцию. Поэтому в настоящее время отношение к письму и обучению учащихся умениям выражать свои мысли в письменной форме резко изменилось.
Для развития коммуникативной компетенции учащихся посредством обучения письму можно использовать следующие задания:
- написать поздравительные открытки, телеграммы (личного и делового содержания), обменяться с одноклассниками и написать ответ;
- составить резюме по представленной вакансии, обменяться с одноклассниками и написать ответ, подходит ли такая кандидатура на вакансию или нет, и объяснить почему;
- написать личное письмо учителю на заданную тему и отправить по электронной почте. Учитель проверяет письмо и отправляет ответ с указанными ошибками;
- составить в малых группах объявления-информации (о поиске работы, о приеме на работу, о событиях спортивной и культурной жизни);
- написать письмо с протестами и жалобами, обменяться и вежливо извиниться в ответ;
- написать любимый рецепт и поделиться им с другом;
- составить дневники (наблюдений, путешествий);
- написать конспект (краткое изложение содержания прочитанного);
- поделиться с другом впечатлениями (об увиденном и услышанном) в письменной форме [9].
Выводы к главе II
Нa ocнoвaнии пpoвeдeнных иccлeдoвaний мoжнo cдeлaть cлeдующиe вывoды:
Инструменты ИКТ при формировании коммуникатиных навыков у учащихся школ с углубленным изучением ИЯ занимают ключевую роль.
Выбор инструментов ИКТ, а также состав и сложность материала напрямую зависит от того, какой речевой деятельности будет посвящен урок. Также стоит учитывать возрастную категорию учащихся - учащиеся младших, средних или старших классов.
Использование на уроках видео и аудиоматериала, а также интерактивных программ, способствует закреплению изученного на уроке материала















Заключение

Основная цель, которой мы придерживались в ходе исследования, заключалась в анализе методик применения инструментов ИКТ в обучении иностранным языкам
В хoдe пpoвeдeния иccлeдoвaния мeтoдoм aнaлизa и cpaвнeний нaми были cдeлaны cлeдующиe вывoды:

Иноязычная коммуникативная компетенция (ИКК) - это совокупность знаний и умений говорящего, необходимых для осуществления иноязычного общения, с носителями языка, а также восприятия и понимания партнеров, адекватного выражения своих мыслительных намерений»;
ИКК состоит из следующих видов: лингвистическая (языковая) компетенция; речевая компетенция; социокультурная компетенция; социальная компетенция; стратегическая (компенсаторная) компетенция; дискурсивная компетенция;
предметная компетенция; профессиональная компетенция;
Понятие «информационно-коммуникационные технологии» (ИКТ) обозначает все современные компьютерные технологии, предназначенные для хранения, передачи, обработки, воспроизведения и обмена информации среди населения;
Применение ИКТ на уроках иностранного языка способствует: эффективному освоению материала, предоставленного учителем на уроке; расширению лингвистического и экстралингвистического кругозора и развитию памяти и внимания; мотивации к изучению языка в дальнейшем.
Инструменты ИКТ при формировании коммуникатиных навыков у учащихся школ с углубленным изучением ИЯ занимают ключевую роль.
Выбор инструментов ИКТ, а также состав и сложность материала напрямую зависит от того, какой речевой деятельности будет посвящен урок. Также стоит учитывать возрастную категорию учащихся - учащиеся младших, средних или старших классов.
Использование на уроках видео и аудиоматериала, а также интерактивных программ, способствует закреплению изученного на уроке материала























Список литературы
Астахова, Е. В. Информационно-коммуникационные технологии: учебное пособие в 3-х ч. / Е. В. Астахова; Алт. гос. техн. ун-т им. И. И. Ползунова. - Барнаул, 2010. - Ч. 1. Информационная безопасность. - 82 с.
Брянцева Анна Валерьевна «Евразийский Научный Журнал №11 2015»  (ноябрь 2015) Использование ИКТ в обучении иностранному языку http://journalpro.ru/archive/evraziyskiy-nauchnyy-zhurnal-11/
Гез Н. И., Фролова Г. М. История зарубежной методики преподавания иностранных языков. М.: Академия, 2008. 256 с.
Зимняя И. А. Ключевые компетентности как  результативно-целевая  основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исследоват. центр проблем качества подгот. специалистов, 2004. 40 с.
Клоков, Е. В., Денисов, А. В. Технология проектного обучения // Школа. - 2006. - №2. - с. 29-36
Кузнецова Т.Я. Дескриптор [Электронный ресурс]//РГБ, 2004.-Режим доступа: http://www.rsl.ru/pub.asp?bib=1&ch=4&n=3.Хуторской А.В. Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А.В.Хуторского. – М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. - 327 с.
Кунанбаева С.С. Теория и практика современного иноязычного образования, - Алматы, 2010. – 350c.
Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Обучение культуре и культура обучения языку// Иностранные языки в школе, 2012.- №5. С.-12-18
Незванова. И.Н. Формирование коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка [Эдектронный ресурс] URL: https://multiurok.ru/files/formirovaniie-kommunikativnoi-kompietientsii-na-urokakh-inostrannogho-iazyka.html/ Дата последнего посещения 16.09.2015
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования - Москва, 2010.
Шишканова В.В. Формирование социокультурной компетенции в процессе обучения иностранному языку//Иностранные языки в школе,2012.-№2.-С.80-82
Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: теория и практика: учебное пособие для преподавателей и студентов. – М.: Филоматис, 2004. – 416 с.
https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-rol-i-mesto-informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologiy-v-obrazovanii
http://learningapps.org/.
http://luntiks.com/kids-poems-verses/poetry-for-children-humorous-school-life-poems-1533.html
busyteacher.org
isl.collective.com.
https://tv-english.club/kids/kids-in-action/
Youtube.com
https://learningenglish.voanews.com/
tedtalks.com.










Приложение 1








Приложение 2





Приложение 3












Приложение 4










35

1. Астахова, Е. В. Информационно-коммуникационные технологии: учебное пособие в 3-х ч. / Е. В. Астахова; Алт. гос. техн. ун-т им. И. И. Ползунова. - Барнаул, 2010. - Ч. 1. Информационная безопасность. - 82 с.
2. Брянцева Анна Валерьевна «Евразийский Научный Журнал №11 2015» (ноябрь 2015) Использование ИКТ в обучении иностранному языку http://journalpro.ru/archive/evraziyskiy-nauchnyy-zhurnal-11/
3. Гез Н. И., Фролова Г. М. История зарубежной методики преподавания иностранных языков. М.: Академия, 2008. 256 с.
4. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исследоват. центр проблем качества подгот. специалистов, 2004. 40 с.
5. Клоков, Е. В., Денисов, А. В. Технология проектного обучения // Школа. - 2006. - №2. - с. 29-36
6. Кузнецова Т.Я. Дескриптор [Электронный ресурс]//РГБ, 2004.-Режим доступа: http://www.rsl.ru/pub.asp?bib=1&ch=4&n=3.Хуторской А.В. Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А.В.Хуторского. – М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. - 327 с.
7. Кунанбаева С.С. Теория и практика современного иноязычного образования, - Алматы, 2010. – 350c.
8. Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Обучение культуре и культура обучения языку// Иностранные языки в школе, 2012.- №5. С.-12-18
9. Незванова. И.Н. Формирование коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка [Эдектронный ресурс] URL: https://multiurok.ru/files/formirovaniie-kommunikativnoi-kompietientsii-na-urokakh-inostrannogho-iazyka.html/ Дата последнего посещения 16.09.2015
10. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования - Москва, 2010.
11. Шишканова В.В. Формирование социокультурной компетенции в процессе обучения иностранному языку//Иностранные языки в школе,2012.-№2.-С.80-82
12. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: теория и практика: учебное пособие для преподавателей и студентов. – М.: Филоматис, 2004. – 416 с.
13. https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-rol-i-mesto-informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologiy-v-obrazovanii
14. http://learningapps.org/.
15. http://luntiks.com/kids-poems-verses/poetry-for-children-humorous-school-life-poems-1533.html
16. busyteacher.org
17. isl.collective.com.
18. https://tv-english.club/kids/kids-in-action/
19. Youtube.com
20. https://learningenglish.voanews.com/
21. tedtalks.com.

Вопрос-ответ:

Что такое коммуникативная компетенция?

Коммуникативная компетенция - это способность человека эффективно использовать язык для коммуникации с другими людьми. Она включает в себя знание языка, навыки его использования и умения взаимодействовать с собеседниками.

Какие функции выполняет коммуникативная компетенция?

Коммуникативная компетенция выполняет несколько функций: информационную (получение и передача информации), регулятивную (организация и контроль коммуникации), экспрессивную (выражение своих мыслей и эмоций), интерактивную (взаимодействие с другими людьми) и этическую (соблюдение норм и правил общения).

Какие основные средства и направления в информационно-коммуникационных технологиях?

Основные средства ИКТ включают в себя компьютеры, интернет, программное обеспечение, мультимедиа. В направления ИКТ включены использование компьютерных программ, интерактивных досок, электронных учебников, онлайн-ресурсов.

Каким образом можно использовать ИКТ в обучении иностранному языку?

ИКТ могут быть использованы в обучении иностранному языку для создания интерактивных упражнений, просмотра и аудирования аутентичных материалов на языке, проведения онлайн-коммуникации с носителями языка, организации групповой работы и проверки знаний.

Как можно применять ИКТ в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции в школах с углубленным изучением?

ИКТ можно использовать в школах с углубленным изучением иностранного языка для развития навыков говорения, аудирования, чтения и письма на языке, проведения проектной работы, а также для оценки достижений учащихся и отслеживания прогресса в изучении языка.

Какие основные понятия и функции связаны с иноязычной коммуникативной компетенцией?

Иноязычная коммуникативная компетенция включает в себя знания, умения и навыки, необходимые для эффективного общения на иностранном языке. Основные понятия, связанные с коммуникативной компетенцией, это грамматика, лексика, произношение и навыки чтения, письма и разговорной речи. Функции коммуникативной компетенции включают информационную (получение и передачу информации), экспрессивную (выражение своих мыслей и чувств) и социальную (взаимодействие и общение с другими людьми).

Что такое информационно-коммуникационные технологии и какие средства и направления их использования существуют в образовательной сфере?

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - это совокупность средств и методов обработки, хранения и передачи информации с использованием компьютеров и интернета. В образовательной сфере ИКТ используются для повышения эффективности обучения и обеспечения доступа к знаниям. Средства ИКТ включают компьютеры, интерактивные доски, мультимедийные проекторы, электронные учебники и программы, онлайн-курсы и т.д. Направления использования ИКТ в образовательной сфере могут быть разнообразными, включая дистанционное обучение, создание электронных ресурсов и материалов для самостоятельного изучения, обмен информацией и сотрудничество между учителями и учениками.

Как ИКТ используются в обучении иностранному языку?

ИКТ могут быть эффективным средством для обучения иностранному языку. С их помощью ученики могут получать дополнительную практику в грамматике и лексике, улучшать навыки произношения и аудирования, а также развивать навыки чтения, письма и разговорной речи. Игры и интерактивные упражнения на компьютере или планшете могут делать обучение более интересным и мотивирующим. Также ИКТ позволяют ученикам общаться с носителями языка через интернет, что способствует развитию их коммуникативных навыков.

Какие функции выполняют информационно-коммуникационные технологии в формировании иноязычной коммуникативной компетенции?

Информационно-коммуникационные технологии выполняют ряд функций в формировании иноязычной коммуникативной компетенции. Они позволяют учащимся получать доступ к большому объему информации на иностранном языке, взаимодействовать с носителями языка через электронные письма и чаты, участвовать в онлайн-тренингах и дистанционных курсах, создавать и обмениваться электронными материалами, записывать и анализировать учебные ситуации, использовать компьютерные программы для отработки навыков иноязычной коммуникации и многое другое.

Какие основные средства и направления информационно-коммуникационных технологий существуют в формировании иноязычной коммуникативной компетенции?

Основными средствами и направлениями информационно-коммуникационных технологий в формировании иноязычной коммуникативной компетенции являются компьютеры, интернет, электронные учебники и пособия, мультимедийные презентации, электронные словари и глоссарии, специальные программы для развития речевых навыков, видеоконференции и онлайн-учебники. Все эти средства позволяют создавать интерактивные и разнообразные учебные задания, что способствует более эффективному и энергичному обучению.

Как ИКТ применяются в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции в школах с углубленным изучением иностранного языка?

В школах с углубленным изучением иностранного языка ИКТ применяются в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции на различных уровнях. Учащиеся используют компьютеры и интернет для поиска и анализа иноязычной информации, общения с носителями языка и другими учащимися через электронную почту и социальные сети. Также они могут использовать электронные учебники и онлайн-курсы, чтобы углубить знания иностранного языка. Все это позволяет учащимся развивать иноязычную коммуникативную компетенцию более эффективно и интересно.