Школа Пифагора. Роль пифагорейцев в развитии античной философии
Заказать уникальный доклад- 15 15 страниц
- 8 + 8 источников
- Добавлена 15.06.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Именно при Пифагоре была сформулирована мысль, что от числа зависят не только свойства и природа вещей, но и абсолютно все человеческие дела, слова и искусство. В этой связи значительное место в учении Пифагора занимала концепция единства макро- и микрокосмоса. Число управляет и отношениями между людьми. Дружба и любовь, в качестве гармонии, получающей свое высшее воплощение в октаве, отождествлялись с восьмерицею, справедливость – с квадратным числом. В отношении последнего, это объяснялось, по всей видимости, тем, что понятие возмездия (равным на равно) отсылало к процессу получения числа из двух равных составляющих. Таким образом, сходные с этим связи по принципу ассоциации идей сочетали понятия с отождествляемыми ими числами, в том числе, и в тех случаях, в которых очевидная ассоциативная связь отсутствует. Пифагорейцы считали нечетные числа мужскими, а четные – женскими. Символ брака в учении Пифагора складывался из суммы женского, четного числа два и мужского, нечетного числа три. Соответственно, символ брака – это число пять, получаемое от суммы «3+2». Идея совершенства числа была выражена у Пифагора в его учении о музыке Вселенной. Он изучал природу музыкальной гармонии, так как считал, что музыкальная гармония является необходимым условием для очищения души и исцеления тела и способна помочь постичь любую тайну. Философ сформулировал идею числовой гармонии мира после того как совершил первое открытие в сфере акустики о зависимости между длиной струны музыкальных инструментов и частотой звука. Исходя из уже сложившегося представления о мире, как живом, огненном и шаровидном теле, и из астрономических наблюдений, Пифагор выявил в движении небесных тел геометрическую последовательность движения и гармонию небесных тел, для которых характерные постоянные числовые соотношения.Пифагорейцы давали имена разным нотам диатонической шкалы, исходя из величины и скорости планетарных тел. Наиболее величественной идеей Пифагора в сфере музыки были его размышления о сидерических гармониях. Он интерпретировал Вселенную как масштабный монохорд с одной струной, зафиксированную верхним концом к абсолютному духу, а нижним – к абсолютной материи, то есть фактически, такая струна натянута между небом и землей. Считая внутрь от периферии небес, Пифагор дифференцировал Вселенную, согласно одним источникам, на 9 частей, согласно другим, – на 12. Согласно последним, первая сфера являлась эмпириями (сферой неподвижных звезд, местом существования бессмертных), начиная со второй по двенадцатую были сферы Сатурна, Юпитера, Марса, Солнца, Венеры, Меркурия, Луны, огня, воздуха, воды и земли.В философии Пифагора гармония сфер содержала глубокий эстетический, этический и эсхатологический смысл, так как душа тоже интерпретировалась как изоморфная гармония космоса, земная лира являлась точным «отображением» небесной, игра на ней – способом приобщения к гармонии Вселенной и своеобразной дорогой к возвращению на астральную прародину, музыка совершала в душе катарсис и являлась медициной духа. Пифагор считал, что каждая планета, двигаясь с постоянной скоростью, проходит определенное расстояние, создавая звук. По мере того как дистанция планет от центра возрастает, а вращение планет ускоряется, звук становится выше. Так Сатурн, как наиболее далекая планета, издавал самый низкий звук, а Луна, ближайшая планета, наиболее высокий.Именно таким образом Пифагор описывал музыку, которая разлита по всей Вселенной. Пифагор считал планеты божествами, требующими уважения и поклонения со стороны человека. Также, по его мысли, как и каждое небесное тело, любой человекобладает собственной музыкой.Число «семь» в учении пифагорейцев имело священное значениеи рассматривалось как высшее число, на которое возложения функция организующего начала. Пифагор считал, что в мире все семерично: все сферы действительности, циклы повторяющихся в мире явлений, жизненные циклыподчиняются числу «семь». Также пифагорейцы вывели семь музыкальных тонов и семь планет. Однако в дальнейшем операции над числами привели к тому, что место числа «семь» заняло число «десять». Обусловлено это было тем, что «семь»есть простое число, которое не получается из множителей, как числа «четыре», «шесть», «восемь», «девять», «десять», даже несмотря на то, что «семь» можно рассматривать как произведение «единицы на семь». Однако единицу пифагорейцы рассматриваликак числовой атом, а не число, являющийся фундаментом для всех прочих чисел. Поэтому в ряде свидетельствпишется о том, что семерка не рождена от матери, но имеет только отца – монаду (то есть единица в данном случае выступает как сомножитель); в другом же контексте отмечается, что у числа «семь» нет ни матери, ни отца. Отход от семерки и переход к десятке как совершенному сакральному числу не являетсясамо по себе индикатором какого-то основополагающегопереворота, поскольку осуществляется он в русле все того же сакрально-мифологического отношения к «священному числу». Но мотив такого перехода свидетельствует, что в пифагорейской школе имел место переход от древней мифологической числовой символики к научному изучению математических числовых отношений. Качественно новое понимание числа могло сформироваться только тогда, когда обрела значимость дифференциация чисел на сложные и простые, нечетные и четные. В данном контексте первая декада, по мысли пифагорейцев, уже включала в себя все варианты числовых отношений. Первая десяткаотражает природу числа как единства единичного и бесконечного. Десятка – это максимум числа, поскольку, переходя за ее переделы, число опять делает возврат к единице. Но поскольку выход за границы декады бесконечен, то в ней содержится идея бесконечности. В данном плане декада является абстрактной моделью числа вообще. Таким образом, в соответствии с пифагорейской традицией, мир есть единство противоположностей, определяющих как космологию и гармонию любого предмета и явления. Если изначально пифагорейцы отождествляли число и предметы, причем число выступало приматом по отношению к предмету, то в дальнейшем они пересмотрели свои идеи. Позднее число понимается как причина сущности предметом. На соответствии между отношения свойств вещей и числовыми рядами оформиласьгносеология и онтология пифагорейцев. Однако в процессеиспользованияданного метода познания пифагорейцы вывели несоизмеримые величины, которые полностью опровергали их теорию тождества чисел и вещей. Единственной возможным способом снятияэтого противоречия стал отход от образно-чувственного представления о числе и о мире, как сумме этих дискретных величин.Таким образом, философия Пифагора представляет собой масштабную систему, включающую в себя как уровень наивысшего философского абстрагирования, каким является учение о числе, так и жизненно-практический уровень, как способ организации образа жизни, способствующего достижению высшего знания.Список использованной литературыВолошинов А. В., Рязанова Н. В. Пифагорейское учение о числе: генезис числа как объекта культуры / А.В. Волошинов, Н.В. Рязанова // Вестник Саратовского государственного технического университета. – 2011. - № 1. – С. 336-343.Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Диоген Лаэртский– Москва: Мысль, 1979. – 629 с.Кессиди Ф. От мифа к логосу: становление греческой философии / Ф. Кессиди – Санкт-Петербург :Алтейя, 2003. – 360 с.Колтунов Н. Ю., Лысенко И. С. Совершенство числа в философии Пифагора / Н.Ю. Колтунов, И.С. Лысенко // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – 2013. - № 9. – С. 376-377.Ляпустин Б. С., Суриков И. Е. Древняя Греция: учеб. пособие для вузов / Б.С. Ляпустин, И.Е. Суриков. – Москва : Дрофа, 2007. – 528 с.Найдыш В. М. Наука древнейших цивилизаций. Философский анализ / В.М. Найдыш – Москва : Альфа-М, 2012. – 576 с.От эпических теокосмогоиий до возникновения атомистики // Фрагменты ранних греческих философов / сост. А.В. Лебедев. – Москва : Наука, 1989. – 571 с.Чанышев А. Н. Италийская философия / А.Н. Чанышев – Москва : Изд-во МГУ, 1975. – 216 с.
1. Волошинов А. В., Рязанова Н. В. Пифагорейское учение о числе: генезис числа как объекта культуры / А.В. Волошинов, Н.В. Рязанова // Вестник Саратовского государственного технического университета. – 2011. - № 1. – С. 336-343.
2. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Диоген Лаэртский – Москва: Мысль, 1979. – 629 с.
3. Кессиди Ф. От мифа к логосу: становление греческой философии / Ф. Кессиди – Санкт-Петербург : Алтейя, 2003. – 360 с.
4. Колтунов Н. Ю., Лысенко И. С. Совершенство числа в философии Пифагора / Н.Ю. Колтунов, И.С. Лысенко // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – 2013. - № 9. – С. 376-377.
5. Ляпустин Б. С., Суриков И. Е. Древняя Греция: учеб. пособие для вузов / Б.С. Ляпустин, И.Е. Суриков. – Москва : Дрофа, 2007. – 528 с.
6. Найдыш В. М. Наука древнейших цивилизаций. Философский анализ / В.М. Найдыш – Москва : Альфа-М, 2012. – 576 с.
7. От эпических теокосмогоиий до возникновения атомистики // Фрагменты ранних греческих философов / сост. А.В. Лебедев. – Москва : Наука, 1989. – 571 с.
8. Чанышев А. Н. Италийская философия / А.Н. Чанышев – Москва : Изд-во МГУ, 1975. – 216 с.
Вопрос-ответ:
Какую роль играли пифагорейцы в развитии античной философии?
Пифагорейцы сыграли значительную роль в развитии античной философии. Именно они сформулировали мысль о том, что от числа зависят свойства и природа вещей, а также все человеческие дела, слова и искусство. Кроме того, они разработали концепцию единства макро- и микрокосмоса, считая, что число управляет отношениями между людьми. Понятия дружбы и любви были отождествлены с понятием гармонии, которая находит свое высшее воплощение в октаве. Таким образом, пифагорейцы привнесли новый уровень понимания мира и отношений между людьми в античную философию.
Какую концепцию разработали пифагорейцы?
Пифагорейцы разработали концепцию единства макро- и микрокосмоса. Они считали, что число играет роль управляющего принципа в отношениях между людьми и свойствах и природе вещей. Они также отождествили понятия дружбы и любви с понятием гармонии, которая находит свое высшее воплощение в октаве. Таким образом, пифагорейцы представили новый взгляд на мир и межличностные отношения, который оказал влияние на античную философию.
Чем занимались пифагорейцы?
Пифагорейцы занимались различными аспектами философии. Они разрабатывали концепции единства макро- и микрокосмоса, утверждали, что число играет роль управляющего принципа в отношениях между людьми и свойствах и природе вещей. Они также исследовали понятия дружбы, любви и гармонии, отождествляя их с восьмерицей и справедливостью. Пифагорейцы представили новый взгляд на мир и отношения между людьми, который оказал существенное влияние на античную философию.
Какую роль играли пифагорейцы в развитии античной философии?
Пифагорейцы сыграли значительную роль в развитии античной философии. Они сформулировали мысль о том, что от числа зависят свойства и природа вещей, а также абсолютно все человеческие дела, слова и искусство. Также они разработали концепцию единства макро- и микрокосмоса, в которой число играло важную роль. Отношения между людьми, такие как дружба и любовь, отождествлялись с восьмерицей и справедливостью.
Что было сформулировано при Пифагоре?
При Пифагоре была сформулирована мысль о том, что от числа зависят не только свойства и природа вещей, но и абсолютно все человеческие дела, слова и искусство. Это стало основой школы Пифагора и их философского учения.
Чему относилось значение числа в учении Пифагора?
В учении Пифагора числу отводилось важное место. Они считали, что число управляет свойствами и природой вещей, а также отношениями между людьми. В числе видели гармонию и порядок, который пронизывает всю реальность.
Какие отношения отождествлялись с числом в учении Пифагора?
В учении Пифагора дружба и любовь отождествлялись с числом восьмерицей, которая символизировала справедливость. Они считали, что в этих отношениях проявляется гармония и идеал единства.
Что такое концепция единства макро- и микрокосмоса в учении Пифагора?
Концепция единства макро- и микрокосмоса в учении Пифагора заключается в том, что все в мире связано между собой и имеет общую гармонию. Число является основной составляющей этой гармонии и влияет на все аспекты жизни - свойства вещей, отношения между людьми и т.д.
Что представляет собой школа Пифагора?
Школа Пифагора была античной философской и научной школой, основанной греческим философом Пифагором. Она занималась изучением математики, философии, астрономии и музыки, а также развивала учение о числах и их роли в природе и человеческой жизни.
Какую роль играли пифагорейцы в развитии античной философии?
Пифагорейцы имели значительное влияние на развитие античной философии. Они сформулировали идею о том, что от числа зависят не только свойства и природа вещей, но и все человеческие дела, слова и искусство. Они также развивали концепцию единства макро- и микрокосмоса, где число играло главную роль в управлении отношениями между людьми. Кроме того, они придавали большое значение гармонии, которая проявлялась в дружбе и любви, и отождествляли справедливость с восьмерицей.
Какие идеи и учения были важны для пифагорейцев?
Пифагорейцы разработали ряд важных идей и учений. Они придерживались учения о числах и считали, что числа имеют внутреннюю сущность и влияют на мир. Пифагорейцы также развивали концепцию единства макро- и микрокосмоса, считая, что миры связаны между собой числовыми отношениями. Они также уделяли внимание гармонии, считая, что она проявляется в дружбе и любви, и отождествляли справедливость с восьмеричным числом.