Личностные характеристики детей дошкольного возраста из многодетных семей
Заказать уникальную дипломную работу- 62 62 страницы
- 39 + 39 источников
- Добавлена 16.06.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические исследования семьи и детей дошкольного возраста из многодетных семей 6
1.1 Понятие многодетных семей и их категории 6
1.2 Психологические особенности многодетной семьи 12
1.3 Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста из многодетных семей 17
Выводы по 1 главе 24
Глава 2. Эмпирическое исследование личностных особенностей детей из многодетных семей 26
2.1 Организация и методы исследования 26
2.2 Программа гармонизации детско-родительских отношений в многодетных семьях 37
2.3 Апробация программы гармонизации детско-родительских отношений в многодетных семьях средствами Арт-терапии 44
Выводы по 2 главе 55
Заключение 57
Список литературы 59
4. Блок «Коррекция агрессивности». Используются различные игры и упражнения, позволяющие детям развивать навыки конструктивного общения, умения владеть различными способами взаимодействия с миром, а также способствующие появлению позитивных поведенческих реакций и переживаний. 5. Блок «Работа с родителями». Используются игровые и тренинговые упражнения для обучения родителей навыкам эффективного общения с детьми. Занятия структурированы следующим образом: 1. Ритуал приветствия (продолжительность 3—5 минут). 2. Упражнение для развития мелкой моторики (продолжительность 5 минут). 3. Коррекционно-развивающий блок: какой-либо познавательный материал, связанный одним игровым сюжетом с обязательным прорабатыванием эмоциональной стороны общения (продолжительность 10—15 минут). 4. Двигательная разминка (продолжительность 5—10 минут). 5. Ритуал прощания (продолжительность 3 минуты). Планируемые результаты В результате освоения программы у детей должен сформироваться адекватный образ «Я», уверенность в себе, навыки социального поведения (умение проявлять себя в коллективе и активно участвовать в играх и на занятиях). Помимо этого, должна отмечаться положительная динамика развития личности детей дошкольного возраста, воспитывающихся в многодетных семьях: снижение уровня тревожности, значимости и количества страхов, нивелирование агрессивных проявлений, повышение самооценки ребенка. Положительная динамика ожидается в оценках родителями своих взаимоотношений с детьми и сплочение членов семьи, гармонизация внутрисемейных отношений. В таблице 3 приведено тематическое планирование программы гармонизации детско-родительских отношений в многодетных семьях средствами арт-терапии. Таблица 3 Тематическое планирование программы гармонизации детскородительских отношений в многодетных семьях средствами арттерапии.№ занятияЦельСодержание Планируемый результатБлок «Вводные занятия»1-2Создание благоприятного психологического климатаСоздание ритуала приветствия и прощания. Игры и упражнения для создания доверительных отношений в группеЗнакомство детей друг с другом и педагогом, установление эмоционального контакта и доверительной атмосферы в группе.Блок «Формирование навыков социального поведения»3-5Развитие приемлемых форм поведения социальнокоммуникативных навыков, а так-же, активное самовыражение ребенка.Игры и упражнения, направленные на обучение детей морально-нравственным нормам поведения и навыкам социального взаимодействия с окружающими.Стремление к речевой активности. Повышение уверенности в себе. Умение выражать свои чувства во взаимоотношениях.Блок «Коррекция тревожности и страхов»6-10Развитие умения понимать и передавать собственные эмоции. Поиск путей преодоления страхов и тревожности. Развитие эмпатии.Игры и упражнения, направленные на снятие эмоционального напряжения, проработку, уменьшение значимости и снижение количества актуальных страхов, а также на снижение тревожных проявленийПовышение уверенности в себе. Снятие эмоционального напряжения. Умение выражать свои чувстваБлок «Коррекция агрессивности»11-16Поиск путей преодоления чувства злости. Развитие умения избавляться от негативных эмоций.Игры и упражнения, направленные на развитие умения владеть процессами саморегуляции в разных видах деятельности, а также способствующие появлению позитивных поведенческих реакций и переживаний. Отработка агрессивных проявлений в социально приемлемых формахУмение выражать свои чувства и эмоции. Формирование социальной адаптации и стрессоустойчивости.Блок «Работа с родителями»17-21Поиск путей преодоления нарушений в детскородительских отношениях.Проведение консультаций, анкетирования, тренингов, собраний и семинаров для родителей. Создание информационных уголков.Повышение уровня психологической культуры. Осознание понятий «тревожность» и «агрессивность», а также понимание их причин. Понимание особенностей поведения детей2.3 Апробация программы гармонизации детско-родительских отношений в многодетных семьях средствами Арт-терапииПосле проведенного формирующего этапа психолого-педагогического эксперимента в виде реализации программы, нами был проведен контрольный этап психолого-педагогического исследования, целью которого являлось выявление изменений в проявлениях негативных эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста, воспитывающихся в многодетных семьях и эмоционального отношения родителей к детям. Результаты полученных эмперических данных (многодетные семьи)Тест-опросник родительского отношения (ОРО), авторы А. Я. Варга, В. В. Столин.На рисунке 6 можно увидеть показатели родительских позиций по отношению к собственным детям (экспериментальная группа).Рис.6. Показатели родительских позиций по отношению к собственным детям (высокие показатели, говорящие о доминирующем стиле) (в %)Так, у родителей экспериментальной группы на 10% увеличилось безусловное принятие собственного ребенка, стремление уважать его индивидуальные особенности, интересы и проводить с ним свое время; у родителей контрольной группы показатели не изменились (1-я шкала «Принятие-отвержение»). Сотрудничество с ребенком и увлеченность им у родителей экспериментальной группы выросло на 10%, у родительной контрольной группы, наоборот, снизилось на 20%, что говорит о снижении родительской заботы (2-я шкала «Кооперация»).Симбиотические отношения у родителей контрольной группы увеличились на 10%, что показывает желание родителей ограничивать свободу детей; у родителей экспериментальной группы, наоборот, симбиотическая привязанность снизилась на 30%, что говорит о стремлении родителей заботиться о ребенке, но предоставлять ему возмоджности самостоятельно принимать решения (3-я шкала «Симбиоз»). Требовательность и контроль родителей экспериментальной группы снизились на 20%, что свидетельствует о стремлении родителей к учету мнения собственного ребенка, об обратном стремлении говорит увеличение на 10% требований у родителей контрольной группы (4-я шкала «Авторитарная гиперсоциализация»). Состоятельность собственного ребенка стали признавать на 10% больше и на 40% меньше родителей экспериментальной и контрольной групп соответственно (5-я шкала «Маленький неудачник»). 2. Методика «Взаимодействие родитель-ребенок» И.М. Марковская На рисунке 7 можно увидеть показатели высоких значений, характеризующих особенности родительских отношений у экспериментальной группы.Рис.7. Показатели особенностей родительских отношений к детям (высокие показатели, говорящие о доминирующем виде) (в %)Высокие баллы говорят о выраженности описанных в каждой шкале проявлений. У родителей экспериментальной группы на 10% снизились: требовательность по отношению к собственному ребенку, что говорит о стремлении снизить собственные требования к ответственности детей; строгость, что говорит о снижении жесткости правил, предъявляемых детям. На 10% увеличились показатели тревоги за ребенка, что говорит о переживаниях родителей о детях и общей удовлетворенности отношениями с ребенком. На 20% снизились показатели контроля, что свидетельствует о стремлении родителей доверять детям и прививать им самостоятельность. На 20% увеличились показатели эмоционального принятия ребенка как личности и сотрудничества с ним, а, следовательно, родители стремятся включаться в жизнь ребенка и общаться с ним на условиях «равенства»; последовательности как адекватном применении наказаний и поощрений по отношению к ребенку. У родителей контрольной группы не изменились показатели строгости, контроля, сотрудничества; на 10% увеличились показатели эмоционального принятия ребенка, тревожности за него и последовательности в выборе стратегий воспитания и требовательности Воспитательная конфронтация снизилась у контрольной и экспериментальной группы на 10%, что говорит о стремлении родителей использовать единую стратегию воспитания в семье, не противоречить требованиям друг друга и основываться на положительной внутрисемейной обстановке. Тест «Кактус» М. А. Панфиловой Распределение негативно окрашенных эмоциональных состояний у детей, воспитывающихся в многодетных семьях графически представлено на рисунке 8.Рис.8. Распределение негативных эмоциональных состояний у детей экспериментальной группы (в %)Дети контрольной группы: агрессивность на констатирующем этапе была в 50% случаев, на контрольном этапе стала 40%; тревожность на констатирующем этапе была в 40% случаев, на контрольном этапе стала 30%; чувство одиночества на констатирующем этапе было в 10% случаев, на контрольном этапе стала 10%; пессимизм на констатирующем этапе был в 40% случаев, на контрольном этапе стала 30%; непринятие в семье на констатирующем этапе было в 30% случаев, на контрольном этапе стала 20%; Дети экспериментальной группы: агрессивность на констатирующем этапе была в 50% случаев, на контрольном этапе стала 20%; тревожность на констатирующем этапе была в 40% случаев, на контрольном этапе стала 20%; чувство одиночества на констатирующем этапе было в 30% случаев, на контрольном этапе стала 30%; пессимизм на констатирующем этапе был в 40% случаев, на контрольном этапе стала 20%; непринятие в семье на констатирующем этапе было в 30% случаев, на контрольном этапе стала 10%; Таким образом, можно говорить о том, что дети экспериментальной группы стали испытывать меньше негативных эмоциональных проявлений, почувствовали большую эмоциональную связь с собственными родителями. Тест «Рисунок семьи» На рисунке 9 графически представлены показания негативных внутрисемейных отношений экспериментальной группыРис.9. Показатели негативных внутрисемейных отношений экспериментальной группы (в %)Дети контрольной группы: негативный эмоциональный фон на констатирующем этапе был в 40% случаев, на контрольном этапе стала 30%; чувство отвержения на констатирующем этапе было в 10% случаев, на контрольном этапе стала 10%; тревожность на констатирующем этапе была в 50% случаев, на контрольном этапе стала 30%; агрессия по отношению к ребенку на констатирующем этапе была в 40% случаев, на контрольном этапе стала 30%; недостаток тепла в семье на констатирующем этапе было в 30% случаев, на контрольном этапе стала 20%; Дети экспериментальной группы: негативный эмоциональный фон на констатирующем этапе был в 40% случаев, на контрольном этапе стала 20%; чувство отвержения на констатирующем этапе было в 30% случаев, на контрольном этапе стала 20%; тревожность на констатирующем этапе была в 50% случаев, на контрольном этапе стала 20%; агрессия по отношению к ребенку на констатирующем этапе была в 40% случаев, на контрольном этапе стала 20%; недостаток тепла в семье на констатирующем этапе было в 50% случаев, на контрольном этапе стала 20%; Так, можно говорить о снижении негативных эмоциональных состояний и внутрисемейных отношений у детей экспериментальной группы. Тревожность и негативный эмоциональный фон у детей приобрели тенденцию снижаться; дети чувствуют большее эмоциональное принятие со стороны семьи. 5. Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен Распределение испытуемых экспериментальной группы в зависимости от уровня тревожности по методике Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена графически представлено на рисунке 10.Рис.10. Распределение испытуемых в зависимости от уровня тревожности экспериментальная группа (по методике Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена) (в %)Результаты диагностики, направленной на выявление уровня тревожности у детей, воспитывающихся в многодетных семьях представлены в таблице 4.Таблица 4 Индивидуальные показатели тревожности у детей, контрольный этапИспытуемыйПоказательСтепень тревожностиЭкспериментальная группа164, 2Высокий242,8Средний342,8Средний457,1Высокий528,5СреднийКонтрольная группа650Высокий735,7Средний850Высокий950Высокий1042,8СреднийТаким образом, низкий уровень тревожности не был выявлен у детей ни в контрольной, ни в экспериментальной группе. Средний уровень тревожности выявлен у 40% (на констатирующем этапе было 20%) детей контрольной группы и у 60% (на констатирующем этапе было 20%) детей экспериментальной группы. Высокий уровень тревожности выявлен у 60%(на констатирующем этапе было 80%) детей контрольной группы и у 40%(на констатирующем этапе было 80%) детей экспериментальной группы. Анализ эффективности программы гармонизации детско-родительских отношений в многодетных семьях средствами арт-терапии производился с помощью расчёта Т-критерия Вилкоксона, в программе IBM SPSS Statistic. Результаты расчета критерия по экспериментальной группе представлены в таблице 1. Количество человек в экспериментальной группе – 10 (n = 10).Таблица 5 Результаты расчета Т-критерия Вилкоксона по экспериментальной группеНазвание шкалы Асимптотическая значимость, рОтвержение0,128Кооперация0,608Симбиоз0,047Контроль0,028Инфантилизация0,034Требовательность0,045Строгость0,512Контроль 20,012Близость0,062Принятие0,051Сотрудничество0,061Трев. Ребенка0,071Последовательность0,035Воспит. Конфронтация0,049Удовлетворенность0,046Согласно таблице критических значений Т-критерия Вилкоксона, при n=10, сдвиг можно считать существенным при р.Таблица 6 Результаты расчета Т-критерия Вилкоксона по контрольной группеНазвание шкалы Асимптотическая значимость, рОтвержение0,654Кооперация0,056Симбиоз0,062Контроль0,128Инфантилизация0,074Требовательность0,113Строгость0,406Контроль 20,212Близость0,541Принятие0,127Сотрудничество0,215Трев. Ребенка0,056Последовательность0,095Воспит. Конфронтация0,109Удовлетворенность0,051Согласно полученным результатам по контрольной группе, мы не получили ни одного значимого сдвига по указанным шкалам. Из чего можно сделать вывод о том, что изменения, произошедшие в экспериментальной группе, являются результатом нашего психологического воздействия.Таким образом, результаты контрольного этапа психолого-педагогического эксперимента показывают, что программа гармонизации детско-родительских отношений в многодетных семьях действенна и эффективна, так как положительная динамика прослеживается в изменении количества проявлений негативных эмоциональных состояний у детей и изменении отношений многодетных родителей к детям. У многодетных родителей на 10% увеличилась удовлетворенность внутрисемейными отношениями, увлеченность собственным ребенком и в целом его эмоциональное принятие (о чем говорит существенный сдвиг по шкалам «Удовлетвореность», «Последовательность» и «Симбиоз»). На 30% снизились проявления симбиотической привязанности, что говорит о стремлении родителей к заботе о детях, совмещенной с предоставлением им возможности самостоятельных решений (Сдвиг по шкале «Симбиоз», «Инфантилизация»). У родителей также снизилась требовательности и авторитарность на 20% (сдвиг по шкале «Требовательность» и «Воспитательная конфронтация»). У детей, воспитывающихся в многодетных семьях, тревожность снизилась на 40%; агрессивные проявления на 25% и увеличилось чувство эмоционального принятия в семье на 25%.Выводы по 2 главеВ ходе констатирующего этапа психолого-педагогического эксперимента были получены данные, позволяющие оценить проявления негативных эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста, воспитывающихся в однодетных и многодетных семьях, и позволяющие оценить родительские позиции по отношению к собственным детям. На основе анализа полученных результатов, удалось сделать следующие выводы.Многодетные родители в 50% случаев не до конца принимают ребенка, его индивидуальность и интересы; проявляют холодность и эмоциональную отгороженность по отношению к ребенку. Отцы и матери непоследовательны в выборе стратегий воспитания и подвержены воспитательной конфронтации, то есть не добиваются согласованности и взаимопомощи в вопросах воспитания детей. Для детей, воспитывающихся в многодетной семье характерные такие негативно окрашенные проявления как агрессивность, тревожность, неуверенность в себе. Констатирующий этап психолого-педагогического исследования показал, что необходимы поиск и создание эффективных методов и приемов преодоления негативных эмоциональных состояний у детей, воспитывающихся в многодетных семьях и оптимизации родительского отношения к детям. Исходя из этого, была разработана и частично апробирована программа гармонизации детско-родительских отношений в многодетных семьях средствами арт-терапии.На этапе контрольного этапа психолого-педагогического эксперимента были получены следующие данные. У многодетных родителей на 10% увеличилась удовлетворенность внутрисемейными отношениями, увлеченность собственным ребенком и в целом его эмоциональное принятие. На 30% снизились проявления симбиотической привязанности, что говорит о стремлении родителей к заботе о детях, совмещенной с предоставлением им возможности самостоятельных решений. У родителей также снизилась требовательности и авторитарность на 20%. У детей, воспитывающихся в многодетных семьях, тревожность снизилась на 40%; агрессивные проявления на 25% и увеличилось чувство эмоционального принятия в семье на 25%.ЗаключениеМногодетная семья является формой семейного устройства, способной оказать Своеобразие внутрисемейных отношений и наличие психологических особенностей всех членов многодетных семей представляет интерес для психологии. Вместе с тем, опыт, полученный зарубежными специалистами говорит о том, что для помощи многодетным семьям недостаточно социальных пособий и гуманитарных акций, необходимы направления работы, ориентированные на создание психического благополучия всех членов многодетной семьи.В России многодетной принято считать семью с тремя и более несовершеннолетнимидетьми (в том числе усыновленными, а также пасынками и падчерицами) в возрасте до 16 лет, а также в возрасте до 18 лет, если они обучаются в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы.Несмотря на то, что многодетная семья сталкивается с немалым количеством трудностей, она обладает достаточным потенциалом для нормального воспитания детей.Многодетная семья может быть благополучной, только если она является функциональной. Выполнения семейных функций является важным условием существования семьи.Одной из главных проблем многодетных семей является финансовая проблема или материально-бытовая. Многодетные семьи также нуждаются в педагогической помощи, при этом необходимо учитывать особенности условий семейного воспитания, направленность этой помощи на формирование педагогических знаний у родителей, а также умений использовать их эффективно.Итоги работы послужили основанием для подтверждения актуальности рассматриваемой проблемы. Была достигнута цель работы и решены поставленные задачи исследования. Таким образом, выполненное исследование углубляет знания о негативных эмоциональных состояниях детей, воспитывающихся в многодетных семьях и отношениях родителей к собственным детям, а также показывает эффективность составленной коррекционно-развивающей программы и использованных при ее создании методов. Эта информация станет полезной для построения эффективного плана учебной, воспитательной и коррекционной работы с многодетными семьями.Список литературыУказ Президента РФ № 431 от 5 мая 1992 года «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» // Система «Консультант плюс» [Электронный ресурс]. Режим доступа https://www.consultant.ru/law/review/reg/ow2015-01-20.html (дата обращения: 17.51.2019)Агелдиева, Е.Ф., Сенильникова А.С. Многодетные семьи в современной России // Семья в России. – 1997. - № 3. - С.105-109.Азаров, Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. / М.: Арг. и факты, 2013. - 608 с.Андреева, Т.Н. Когнитивные и личностные характеристики детей в многодетной семье: дис. … канд. психол. наук. – М., 1994.Антонов, А.И. Социология семьи: учебник / МГУ им. М.В. Ломоносова; под ред. А.И. Антонова - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 640 с. Ариес Ф. Возрасты жизни. В кн.: Философия и методология истории. М., 1977.Баландина Л.Л. Гендерные особенности индивидуальности детей из многодетных и однодетных семей // Пол и Gender в интегральном исследовании индивидуальности человека / под ред. Б.А.Вяткина. Пермь, 2008. С. 57–74.Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Под ред. Д.И. Фельдштейна. М. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. – 352с. Большой энциклопедический словарь / ред. А.М. Прохоров. - М.: СПб: Норинт; Издание 2-е, перераб. и доп., 2002. - 516 c.Бочкарева, Г. В. Педагогика социальной работы. М.: Флинта.2012. 368 с.Буянов, М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра: М.: Просвещение. 2010. - 345 с.Выготский, Л.С. Детская психология. Собрание сочинений в 6 томах. Том 4. – М.: Говорящая книга, 2012. - 233 с.Гончаров, Т. Неблагополучные семьи и работа с ними. Народное образоавание. 2002. – 98с.Григорьева, Г. В. Многодетная семья: взгляд не со стороны // Социальный потенциал семьи /отв. ред. А. И. Антонов. – М., 1988. – С. 53–58.Григорович, Л.А, Марцинковская Т.Д, Педагогика и психология, М.: Гардарики, 2003 - 480 с.Демографический энциклопедический словарь / ред. Д.И. Валентей. - М.: Советская Энциклопедия, 1985. - 608 c.Джандосова, Ж.С. Исследование психологических и конституциональных особенностей личности в связи с порядком рождения: дис. ... канд. психол. наук. – СПб., 1992.Дружинин, В.Н. Психология семьи .- СПб.:Питер 2006 – 176с.Думитрашку, Т. А. Факторы формирования индивидуальности ребенка в многодетной семье: дис. … канд. психол. наук / Т. А. Думитрашку. – M., 1992. – С. 117–161.Евдокимова, Е.С. Педагогическая поддержка в воспитании дошкольника. – М: Сфера, 2005. – 96с.Ермихина, М. О. Формирование осознанного родительства на основе субъективно-психологических факторов : автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Казань : Изд-во КГТУ, 2004.Захаров, А. И. Неврозы у детей и психотерапия [Текст] / А. И. Захаров. – СПб. : Издательство СОЮЗ, 2000. – 244 с.Зритнева, Е. И. Социология семьи: М.: ВЛАДОС, 2006. - 150 с.Карпова, Г. А. Педагогическое изучение семьи: анкетирование [Текст] / Г. А. Карпова // Классный руководитель. 2005. – № 5. – С. 87-99.Ковалев, С. В. Психология современной семьи. – М.: Просвещение, 1998. – 208 с.Кон, И. С. Социологическая психология. – М.: Московский психологосоциальный институт, 2014. - 473 с.Минияров, В.М. Психология семейного воспитания, Воронеж Издательство НПО «МОДЭК», 2000. - 256 с.Многодетная семья в современной России: доклад на II Всероссийской конференции (10-11 июля 2008 г.) / Л.М. Прокофьева, Л.Н. Овчарова, В.И. Гришанов и др. // Демография. Ру, 2008. - № 7. - 30 с.Морогин, В. Г. Ценностно-потребностная сфера личности: концепция и методология исследования // СПЖ, 2006. № 24. - C. 37–52.Ожегов, С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – 4-е изд. – М., 1997.Райзберг, Б. А. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. : ИНФРА-М, 2006. – 494 с.Ратанова, Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности: Учебное пособие. – М.: Флинта.- 2005. - 130c.Роджерс, К. О становлении личности, PSYLIB, 2004. – 314с.Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребёнка. -М., 1989.Чукреева, В.В. Влияние семьи на развитие личности ребенка, его благополучие.- Пермь: Меркурий, 2011. - С. 180-183..Шульга, Т. А.Работа с неблагополучной семьей : учеб. пособие М.: Дрофа, 2005. - 254. с.Эйдемиллер, Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. –СПб : Питер 2008. – 672с.Эриксон, Э. Трагедия личности, Москва : Эксмо, Алгоритм 2008. – 256с.Юдина, И.Ф., Юдина, Л. И. Социально-психологические основы семейной жизни [Текст] / И.Ф. Юнда. - М: Речь, 2010. - 145 с.
2. Агелдиева, Е.Ф., Сенильникова А.С. Многодетные семьи в современной России // Семья в России. – 1997. - № 3. - С. 105-109.
3. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. / М.: Арг. и факты, 2013. - 608 с.
4. Андреева, Т.Н. Когнитивные и личностные характеристики детей в многодетной семье: дис. … канд. психол. наук. – М., 1994.
5. Антонов, А.И. Социология семьи: учебник / МГУ им. М.В. Ломоносова; под ред. А.И. Антонова - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 640 с.
6. Ариес Ф. Возрасты жизни. В кн.: Философия и методология истории. М., 1977.
7. Баландина Л.Л. Гендерные особенности индивидуальности детей из многодетных и однодетных семей // Пол и Gender в интегральном исследовании индивидуальности человека / под ред. Б.А. Вяткина. Пермь, 2008. С. 57–74.
8. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Под ред. Д.И. Фельдштейна. М. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. – 352 с.
9. Большой энциклопедический словарь / ред. А.М. Прохоров. - М.: СПб: Норинт; Издание 2-е, перераб. и доп., 2002. - 516 c.
10. Бочкарева, Г. В. Педагогика социальной работы. М.: Флинта.2012. 368 с.
11. Буянов, М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра: М.: Просвещение. 2010. - 345 с.
12. Выготский, Л.С. Детская психология. Собрание сочинений в 6 томах. Том 4. – М.: Говорящая книга, 2012. - 233 с.
13. Гончаров, Т. Неблагополучные семьи и работа с ними. Народное образоавание. 2002. – 98 с.
14. Григорьева, Г. В. Многодетная семья: взгляд не со стороны // Социальный потенциал семьи /отв. ред. А. И. Антонов. – М., 1988. – С. 53–58.
15. Григорович, Л.А, Марцинковская Т.Д, Педагогика и психология, М.: Гардарики, 2003 - 480 с.
16. Демографический энциклопедический словарь / ред. Д.И. Валентей. - М.: Советская Энциклопедия, 1985. - 608 c.
17. Джандосова, Ж.С. Исследование психологических и конституциональных особенностей личности в связи с порядком рождения: дис. ... канд. психол. наук. – СПб., 1992.
18. Дружинин, В.Н. Психология семьи .- СПб.:Питер 2006 – 176 с.
19. Думитрашку, Т. А. Факторы формирования индивидуальности ребенка в многодетной семье: дис. … канд. психол. наук / Т. А. Думитрашку. – M., 1992. – С. 117–161.
20. Евдокимова, Е.С. Педагогическая поддержка в воспитании дошкольника. – М: Сфера, 2005. – 96 с.
21. Ермихина, М. О. Формирование осознанного родительства на основе субъективно-психологических факторов : автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Казань : Изд-во КГТУ, 2004.
22. Захаров, А. И. Неврозы у детей и психотерапия [Текст] / А. И. Захаров. – СПб. : Издательство СОЮЗ, 2000. – 244 с.
23. Зритнева, Е. И. Социология семьи: М.: ВЛАДОС, 2006. - 150 с.
24. Карпова, Г. А. Педагогическое изучение семьи: анкетирование [Текст] / Г. А. Карпова // Классный руководитель. 2005. – № 5. – С. 87-99.
25. Ковалев, С. В. Психология современной семьи. – М.: Просвещение, 1998. – 208 с.
26. Кон, И. С. Социологическая психология. – М.: Московский психологосоциальный институт, 2014. - 473 с.
27. Минияров, В.М. Психология семейного воспитания, Воронеж Издательство НПО «МОДЭК», 2000. - 256 с.
28. Многодетная семья в современной России: доклад на II Всероссийской конференции (10-11 июля 2008 г.) / Л.М. Прокофьева, Л.Н. Овчарова, В.И. Гришанов и др. // Демография. Ру, 2008. - № 7. - 30 с.
29. Морогин, В. Г. Ценностно-потребностная сфера личности: концепция и методология исследования // СПЖ, 2006. № 24. - C. 37–52.
30. Ожегов, С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – 4-е изд. – М., 1997.
31. Райзберг, Б. А. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. : ИНФРА-М, 2006. – 494 с.
32. Ратанова, Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности: Учебное пособие. – М.: Флинта.- 2005. - 130 c.
33. Роджерс, К. О становлении личности, PSYLIB, 2004. – 314 с.
34. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребёнка. -М., 1989.
35. Чукреева, В.В. Влияние семьи на развитие личности ребенка, его благополучие. - Пермь: Меркурий, 2011. - С. 180-183.
36. .Шульга, Т. А.Работа с неблагополучной семьей : учеб. пособие М.: Дрофа, 2005. - 254. с.
37. Эйдемиллер, Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. –СПб : Питер 2008. – 672 с.
38. Эриксон, Э. Трагедия личности, Москва : Эксмо, Алгоритм 2008. – 256 с.
39. Юдина, И.Ф., Юдина, Л. И. Социально-психологические основы семейной жизни [Текст] / И.Ф. Юнда. - М: Речь, 2010. - 145 с.
Вопрос-ответ:
Какие особенности личности детей дошкольного возраста из многодетных семей?
Дети дошкольного возраста из многодетных семей обычно проявляют более высокий уровень социальной компетентности, так как они постоянно находятся в ситуации взаимодействия с другими детьми. Они также проявляют большую ответственность и заботу о младших братьях и сестрах.
Какие категории многодетных семей существуют?
Многодетные семьи делятся на следующие категории: двухдетные, трехдетные, многодетные семьи с числом детей от 4 до 6, и многодетные семьи с числом детей от 7 и более.
Какие психологические особенности у многодетных семей?
Многодетные семьи характеризуются более сложной организацией и большей нагрузкой на родителей. Они также могут испытывать финансовые трудности и проблемы в организации свободного времени и отдыха.
Какие особенности личности детей дошкольного возраста из многодетных семей были обнаружены в исследовании?
Исследование показало, что дети дошкольного возраста из многодетных семей имеют более развитую самостоятельность и уверенность в себе, они также проявляют большую социальную компетентность и способность к сотрудничеству. Они обычно более ответственны и заботливы к младшим братьям и сестрам.
Какие методы использовались в эмпирическом исследовании личностных особенностей детей из многодетных семей?
В эмпирическом исследовании использовались методы наблюдения, беседы и тестирования. Были проанализированы различные аспекты личности детей, включая их социальную, эмоциональную и когнитивную развитость.
Какие особенности характерны для детей дошкольного возраста из многодетных семей?
Дети дошкольного возраста из многодетных семей часто обладают высокой степенью самостоятельности и ответственности, так как им приходится помогать родителям по уходу за младшими братьями и сестрами. Они также часто проявляют развитые коммуникативные навыки, так как в семье всегда присутствует большое количество людей, с которыми нужно найти общий язык. Кроме того, такие дети могут быть более толерантными и способными к сотрудничеству, так как они привыкли к совместной жизни и решению общих задач.
Какие категории многодетных семей существуют?
Существуют различные категории многодетных семей, в зависимости от количества детей. Например, двухдетные семьи, трехдетные семьи, многодетные семьи с четырьмя и более детьми. Каждая из таких семей имеет свои особенности и вызовы, связанные с воспитанием и обеспечением нужд детей.
Какие личностные черты могут развиваться у детей из многодетных семей?
У детей из многодетных семей часто развиваются такие личностные черты, как ответственность, заботливость, самостоятельность и толерантность. Ответственность развивается из-за необходимости помогать родителям по уходу за младшими братьями и сестрами. Заботливость и самостоятельность развиваются из-за необходимости заботиться о младших детях и выполнять различные задачи в семье. Толерантность развивается из-за необходимости найти общий язык с разными членами семьи.