Психологическая диагностика межличностных отношений в классе (начальные классы) (группе)

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психологическое консультирование
  • 20 20 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 19.06.2019
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
1. Межличностные отношения: понятие, сущность, виды, структура 5
2. Особенности межличностных отношений в младшем школьном возрасте 11
3. Методы и методики диагностики межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития 17
Заключение 24
Список использованных источников 25

Фрагмент для ознакомления

2. Опросники. В данном виде психодиагностических методик, задания представлены в виде вопросов и утверждений, которые предназначаются для получения данных со слов, обследуемого. Опросники бывают следующих видов:1) опросники личности – это стандартизированные самоотчеты. По форме такие опросники могут быть письменными, бланковыми, компьютерными, групповыми и индивидуальными. По характеру ответов на поставленные вопросы они могут быть закрытыми (с предписанными ответами) и открытые (со свободными ответами). По содержанию: опросники черт личности, опросники типологические, опросники мотивов, опросники интересов, опросники ценностей, опросники установок;2) опросники-анкеты используются в целях получения некой информации о личности, не связанной непосредственно с его его психологическими особенностями, например, в качестве получения биографических данных). Данные опросники характеризуются строго фиксированным порядком, содержаним и формой вопросов, а также ясным указанием формы ответов. Опросы могут проводиться как заочно, так и в присутствии исследователя. Анкеты бывают открытыми, закрытыми и полузакрытыми, которые часто комбинируются между собой.3. Проективная техника не направлена на выявления отдельных черт личности, а характеризуется глобальным подходом к ее оцениванию. Как правило, в таких методиках используются неопределенные стимулы, которые человек самостоятельно дополняет, интерпретирует, развивает. К тому в таких методиках цель скрыта от испытуемого, что позволяет получить точные данные о нем.4. Психофизиологические методики направлены на определение биологических свойств нервной системы человека. Такие методики лишены заключительных оценочных суждений о человеке.К малоформализованным методикам относятся:1. Наблюдение. Данный метод основывается на нескольких принципах:1) фиксирование объективных внешних проявлений;2) наблюдение за непрерывным процессом, а не за отдельными моментами;3) избирательность регистрации, т.е. исследователя интересуют только те процессы, которые имеют значение для поставленной задачи.2. Опрос это метод направленный на сбор первичных данных. Данный метод позволяет получить информацию о прошлом и настоящем личности, об специфических склонностях, мотивах действий и о субъективных состояниях. Опрос может проводиться в устной и письменной форме, индивидуальной и групповой форме, единственный раз или множества раз. Вопросы формулируются как в прямой форме, так и косвенной. Кроме того вопросы характеризуются открытостью и закрытостью. 3. Интервью или беседа. Интервью – это метод, предполагающий прямой контакт интервьюера с респондентом. Формы интервью: свободное, стандартизованное и частично стандартизованная. Интервью имеет следующую структуру:1) введение (настройка на беседу);2) свободное мыслеизлияние респондента;3) общие вопросы;4) подробное исследование;5) снятие напряженности, появившейся во время беседы и слова признательности за участие в интервью.В зависимости от поставленной цели интервью подразделяют:1) диагностическое - метод получения данных о личностных свойствах, которое используется на первых этапах психотерапии. Данный метод бывает управляемым и неуправляемым;2) клиническое – метод проведения психотерапевтической беседы, с целью помочь личности осознать свои душевные затруднения, конфликты и скрытые мотивы поступков.Для диагностики межличностных отношений младших школьников можно использовать следующие методики:1. Социометрическая проба «День рождения» (методика Панфиловой М.А.).Тест предназначен для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Для исследования отношения ребёнка к детям и взрослым, потребности в общении; выявление эмоциональных предпочтений в общении. Время проведения 10-15 мин.Инструкция. В тест погружают постепенно: вначале лучше побеседовать о дне рождения, нарисовать атрибуты дня рождения, поиграть в рисунки. Поэтому желательно не использовать заготовки, а создать образ праздничного стола вместе с ребёнком: «давай поиграем с тобой в твой день рождения. Большой круг будет у нас столом, на котором лежит праздничный пирог со свечками. Свечек столько, сколько тебе будет лет. Мы их нарисуем. Вокруг стола расположены маленькие кружочки – что это? Конечно, стулья. Выбери стул, на который ты сядешь. Давай твой стул отметим – звёздочкой или снежинкой? (Ответ ребёнка позволяет отметить сформированность половой идентификации: мальчики выбирают звёздочку, а девочки – снежинку.)Кого хочешь посадить рядом с собой? А с другой стороны?» (Около кружочка пишется имя, а в кружочке – порядок выбора.) Ребёнок называет имена людей, игрушки, животных… Их располагаем в порядке называния или усаживаем на «стульчики», которые предлагает ребёнок.После четвёртого выбора можно предложить повторяющийся вопрос: «Ты будешь ещё кого-то сажать, или уберём (зачеркнём) стульчики?» (Ответ ребёнка даёт возможность предположить его потребности в общении.)Когда ребёнок заполнит все десять «стульчиков», задаём вопрос о необходимости добавить «стульчики»: «Если хочешь кого-то посадить, то мы можем добавить (дорисовать) «стульчики».Анализ результатов.1. Потребность в общении: желает общаться в широком кругу – используются все «стульчики» или добавляются новые; желает общаться, но с близкими людьми, в ограниченном кругу – «убираются» (зачеркиваются) «стулья»; несформированная потребность в общении – выбор игрушек, предметов, животных.2. Эмоциональные предпочтения в общении: близкие, доверительные, приятные отношения – люди располагаются рядом с «именинником».3. Значимость социальных окружений: количественное преобладание взрослых, детей, предметов – наличие опыта общения с ними; преобладание какой-то группы (семья, детский сад, школа, двор, дача и т. д.) – значимая среда в общении; половое преобладание в общении – наличие мальчиков и девочек, женщин, мужчин.Анализируя результаты, необходимо учитывать вспомогательную задачу теста и ситуативность ребёнка. Для углублённого социометрического исследования, а также для уточнения информации рекомендуется использовать другие социальные пробы, методики, тесты («Рисунок семьи», методику Рене Жиля, социометрические опросники и др.).2. Метод вербальных выборов (Е.О. Смирнова).Старшие дошкольники (5-7 лет) и младшие школьники могут достаточно осознанно ответить на прямой вопрос о том, кого из сверстников они предпочитают, а кто не вызывает у них особой симпатии. В индивидуальной беседе взрослый может задать ребенку следующие вопросы:С кем бы ты хотел дружить, а с кем дружить никогда не станешь?Кого ты позвал бы к себе на день рождения, а кого ни за что не позовешь?С кем бы ты хотел бы сидеть за одним столом, а с кем нет?В результате данных процедур каждый ребенок в группе получает определенное количество положительных и отрицательных выборов со стороны своих сверстников.Ответы детей (их положительные и отрицательные выборы) заносятся в специальный протокол (матрицу):Сумма положительных и отрицательных выборов, полученных каждым ребенком, позволяет выявить его положение в группе (социометрический статус). Возможны следующие варианты социометрического статуса:Популярные («звезды») – дети, получившие наибольшее количество (более четырех) положительных выборов.Предпочитаемые – дети, получившие один - два положительных выбора.Игнорируемые – дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (они остаются как бы незамеченными своими сверстниками). Отвергаемые – дети, получившие в основном отрицательные выборы.При анализе результатов методики важно также учитывать взаимность выборов детей. На основании ответов детей в каждой из методик составляется социограмма группы, где есть ярко выраженные группы и отверженные. Встречаются такие группы, в которых все дети получают примерно равное количество положительных выборов, что является наиболее благоприятным. Можно предполагать, что данная ситуация определена правильной стратегией воспитания межличностных отношений.3. Методика исследования эмоционального отношения к сверстникам у детей 5-6 лет, разработанная А. Д. Кошелевой в модификации Е. Н. Васильевой.Цель исследования. Изучение особенностей эмоционального отношения (эмпатии) у испытуемых 5—6 лет к сверстникам в условиях морального выбора.Исследование проводится в два этапа.На первом этапе детей ставят перед необходимостью прогнозирования своего поведения в ситуации, которая позднее станет реально организованной. В этих целях ребенку индивидуально зачитывается рассказ и предлагается ответить на вопросы.На втором этапе исследования выясняется, сможет ли ребенок увидеть затруднения своего товарища и окажет ли ему реальную помощь в ситуации морального выбора. Характер предлагаемой ребенку практической деятельности соответствовал предложенной для оценки ситуации на первом этапе исследования.Затем сопоставляются результаты первого и второго этапов исследования, и выявляется разница между «знаемыми» и «значимыми» мотивами.ЗаключениеМладший школьный возраст является вершиной детства. Согласно современной периодизации психического развития данный возраст приходиться на период от 6-7 до 9-11 лет. В данном возрасте сменяется образ и стиль жизни. В первую очередь ведущей деятельностью становиться учебная. Младшие школьники отличаются групповыми дружескими отношениями. Отношения с ровесниками становятся для них все более значимыми и оказывают доминирующее влияние, как на социальное развитие детей, так и на личностное.Межличностные отношения – система установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга, обусловленных содержанием и организацией совместной деятельности, и ценностями, на которое это общение опирается. А также межличностные отношения можно определить, как взаимные ориентации, которые развиваются и кристаллизуются у индивидов, находящихся в длительном контакте.Проблема межличностного взаимодействия младших школьников зависит от многих факторов: застенчивости, психологического климат в семье, взаимоотношений с родителями и педагогами – все это отражается на младшем школьнике. В процессе образования необходимо создать условия, при которых учащийся мог максимально самостоятельно самореализовываться.Список использованных источниковВыготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1999. 560 с. Диагностическая деятельность педагога/ Н.М. Борытко; под 2. ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. — М.: Издательский центр «Академия», 2016. Общая психодиагностика / под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. — СПб.: Речь, 2014. Матюхина М. В. Психология младшего школьника. Учеб. пособ. для студ. заочников факультетов подготовки учителей начальных классов. изд. 2-е, испр. и доп. М.: Просвещение, 1976. 207 с. Психодиагностика: учебник для вузов / Л.Ф. Бурлачук. — 4. СПб.: Питер, 2016. Психологическая диагностика: учебное пособие / под ред. 5. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича, — СПб.: Питер, 2007. Психолого-педагогическая диагностика: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Т.А. Добровольская и др. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. Романова Е.С. Психодиагностика. — СПб.: Питер, 2009Сапогова Е. Е. Психология развития человека: учебное пособие. М.: Аспект пресс, 2001. 460 с. Толстая С. Условия совершенствования и профессионального саморазвития педагогов // Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. СПб.: Питер, 2001. 368 с. Шевандрин Н.И. Основы психологической диагностики: 9. учебник для студ. высш. учеб. заведений: в 3 ч. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013.Эльконин Д. Б. Детская психология. Москва: Аспект пресс, 2006. 380 с.

Список использованных источников

1. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1999. 560 с.
2. Диагностическая деятельность педагога/ Н.М. Борытко; под 2. ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. — М.: Издательский центр «Академия», 2016. Общая психодиагностика / под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. — СПб.: Речь, 2014.
3. Матюхина М. В. Психология младшего школьника. Учеб. пособ. для студ. заочников факультетов подготовки учителей начальных классов. изд. 2-е, испр. и доп. М.: Просвещение, 1976. 207 с.
4. Психодиагностика: учебник для вузов / Л.Ф. Бурлачук. — 4. СПб.: Питер, 2016.
5. Психологическая диагностика: учебное пособие / под ред. 5. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича, — СПб.: Питер, 2007.
6. Психолого-педагогическая диагностика: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Т.А. Добровольская и др. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. Романова Е.С. Психодиагностика. — СПб.: Питер, 2009
7. Сапогова Е. Е. Психология развития человека: учебное пособие. М.: Аспект пресс, 2001. 460 с.
8. Толстая С. Условия совершенствования и профессионального саморазвития педагогов //
9. Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. СПб.: Питер, 2001. 368 с.
10. Шевандрин Н.И. Основы психологической диагностики: 9. учебник для студ. высш. учеб. заведений: в 3 ч. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013.
11. Эльконин Д. Б. Детская психология. Москва: Аспект пресс, 2006. 380 с.

Вопрос-ответ:

Какие основные виды межличностных отношений существуют?

Основные виды межличностных отношений включают дружбу, соперничество, конфликты, сотрудничество и вражду.

Что такое межличностные отношения в младшем школьном возрасте?

Межличностные отношения в младшем школьном возрасте - это взаимодействие между детьми в классе, которое включает в себя установление контакта, коммуникацию, формирование дружбы и разрешение конфликтов.

Как проводится диагностика межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития?

Диагностика межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития проводится с помощью методик, таких как анкетирование, наблюдение, анализ социометрических данных, беседы с родителями и учителями.

Какие методы и методики используются для диагностики межличностных отношений младших школьников?

Для диагностики межличностных отношений младших школьников используются такие методы и методики, как социометрическое исследование, анкетирование, наблюдение, беседы с учителем и родителями, психологические тесты и игры.

Какие задания представлены в опросниках для диагностики межличностных отношений младших школьников?

В опросниках для диагностики межличностных отношений младших школьников задания представлены в виде вопросов и утверждений, например, "Кто из ваших одноклассников вам нравится больше всего?" или "Вы часто спорите с одноклассниками?".

Что такое межличностные отношения и как они проявляются в классе начальных классов?

Межличностные отношения - это взаимодействие и связи между людьми, основанные на эмоциональной и социальной сфере. В классе начальных классов межличностные отношения проявляются через взаимодействие учеников друг с другом, их эмоциональную связь, формирование дружеских отношений или конфликты.

Какие особенности межличностных отношений наблюдаются у младших школьников?

У младших школьников особенности межличностных отношений проявляются в том, что они находятся в процессе формирования своей социальной и эмоциональной компетентности. Они начинают устанавливать близкие дружеские отношения, но также могут возникать конфликты и соревнование.

Какие методы и методики используются для диагностики межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития?

Для диагностики межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития используются различные методы и методики, включая наблюдение, интервью, тестирование и опросники. Например, можно использовать опросник, в котором дети будут отвечать на вопросы о своих отношениях с другими детьми.

Какие опросники можно использовать для диагностики межличностных отношений младших школьников?

Для диагностики межличностных отношений младших школьников можно использовать различные опросники, такие как опросник-шкала дружбы, опросник-шкала эмоциональной близости, опросник-шкала конфликтов и др. Они содержат вопросы, позволяющие оценить различные аспекты межличностных отношений детей.

Какие источники использовались при написании статьи о психологической диагностике межличностных отношений в классе начальных классов?

При написании статьи о психологической диагностике межличностных отношений в классе начальных классов были использованы различные источники, включая научные статьи, книги и публикации в сфере психологии и образования.

Какие виды межличностных отношений существуют в начальных классах?

В начальных классах существуют различные виды межличностных отношений, такие как дружба, соперничество, сотрудничество, конфликты и т.д.

Какие особенности межличностных отношений в младшем школьном возрасте?

В младшем школьном возрасте особенности межличностных отношений включают преобладание детской игры, формирование дружеских связей, развитие социальной компетентности и проблемы взаимодействия с другими детьми.