Соотношение средств ОФП и СФП у пауэрлифтеров на этапе углубленной тренировки
Заказать уникальную дипломную работу- 93 93 страницы
- 31 + 31 источник
- Добавлена 21.06.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ СООТНОШЕНИЯ СРЕДСТВ ОФП И СФП У ПАУЭРЛИФТЕРОВ НА ЭТАПЕ УГЛУБЛЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ 6
1.1. Особенности построения тренировочного процесса в пауэрлифтинге 6
1.2. Характеристика соревновательных упражнений в пауэрлифтинге 19
Выводы по главе 27
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 28
2.1. Методы исследования 28
2.2. Организация исследования 42
2.3. Модель педагогической системы обучения спортсменов двигательным действия в пауэрлифтинге 44
ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СООТНОШЕНИЯ СРЕДСТВ ОФП И СФП У ПАУЭРЛИФТЕРОВ С ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ 60
3.1. Методика формирования специальных умений и навыков спортсменов в процессе занятий по пауэрлифтингу 60
3.2. Анализ уровня общей и специальной физической подготовленности спортсменов 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 91
По результатам проведенного исследования в методике формирования специальных умений и навыков были сформулированы методические положения, которые могут быть указаниями для спортсменов в процессе занятий по пауэрлифтингу:1. Каждое тренировочное занятие по пауэрлифтингу является структурной единицей учебно-тренировочного процесса по физическому воспитанию в целом. Его цель и задачи определяют выбор необходимых упражнений, величины нагрузки, режима мышечной работы и активного отдыха.2. Количество обрабатываемых основных мышечных групп, которые нагружаются, не должна быть больше, чем 2 или 3. На каждую мышечную группу нецелесообразно применять более трех упражнений. Это связано с тем, что узкая направленность тренировочного занятия способствует более быстрому развитию физических способностей.3. В тренировочном занятии после основных упражнений необходимо применять упражнения локального воздействия, направленные на увеличение мышечной массы и улучшения трофики мышц. Во всех упражнениях с отягощениями, кроме выполняемых с целью разминки или восстановления, целесообразно использовать принцип повторного максимума (ПМ). Он заключается в том, что величина отягощения должна быть такой, чтобы упражнение можно было выполнить только запланированное количество раз и не более.4. Для достижения максимального эффекта каждое упражнение нужно выполнять для определенной группы мышц без помощи других частей тела. Во время тренировочных занятий важно построить мышечную взаимосвязь, без которой нельзя достичь качества выполнения каждого упражнения. Концентрация внимания будет элементом использования всех мышечных групп, сохранит правильную форму движения и способствовать предотвращению травм.5. Во время тренировочных занятий по пауэрлифтингу следует обращать внимание на правильное выполнение упражнений и приобретение доведенных «до автоматизма» навыков заданных исходных положений. Степень безопасности упражнений для здоровья определяется правильным их выполнением, равномерным нагрузки, но необходимо помнить, что:- наиболее травмоопасными упражнениями являются все виды приседания, жимов и тяг;- при работе с максимальными отягощениями необходимо страхование партнера;- нельзя выполнять несколько силовых упражнений подряд, перенапрягая позвоночник;- во время выполнения силовых упражнений с нагрузкой на туловище надо держать спину ровно;- упражнения вроде «тяги» необходимо выполнять медленно-ускоренно, с плавным разгоном веса;- следует осторожно выполнять комбинированные движения;- в большинстве упражнений с отягощениями стопа испытывает больших динамических и статических нагрузок, избежать их можно, изменяя исходные положения: сидя, на коленях, лежа, сидя и т.д.;- упражнения в одном комплексе составляются так, чтобы самые тяжелые приходились на начало и середину тренировочных занятий, когда мышцы уже разогреты;- обязательным упражнением должны стать расслабленнын висы на перекладине, они разгружают позвоночник, улучшают обмен веществ- заканчивать тренировочные занятия нужно с постепенным снижением нагрузки.6. Для повышения эффективности тренировочных занятий по пауэрлифтингу нужно сочетать методы, которые направлены как на увеличение мышечного поперечника (выполнение упражнения на 8-10 ПМ), так и на совершенствование нервно-мышечных связей (1-3 ПМ). Использование 4-7 ПМ комплексно повышает силовые возможности спортсменов. Максимальную силу наиболее рационально увеличивать поэтапно. На первом этапе решаются задачи подготовительного характера и выполняется значительная по объему работа с использованием среднего веса и большего количества ПМ, в основном с целью улучшения мышечной трофики. На втором этапе - с использованием приближенной к предельному весу с меньшим числом ПМ.7. Для наиболее эффективного прироста максимальной силы упражнения следует выполнять в среднем и медленном темпе.8. На занятиях по пауэрлифтингу спортсмены должны учиться правильному дыханию. Нельзя задерживать дыхания во время напряжения: делать выдох во время напряжения и вдыхать при расслаблении мышц. Выполнять упражнения следует плавно и ритмично, пытаясь достичь определенной амплитуды движения, иначе невозможно достичь полноценного развития мышц.9. Количество подходов определяется возможностью спортсмена выполнять упражнения так, чтобы сохранить все заданные параметры (технику, количество повторов, вес отягощения, интервалы отдыха). Важно сохранять правильный темп движений.10. Учебно-тренировочный процесс по пауэрлифтингу необходимо сопоставлять с фазой суперкомпенсации мышц, которые нагружаются. В связи с этим основное упражнение необходимо выполнять 1-2, как исключение, 3 раза в неделю. При этом один раз нагрузка должна быть предельным или близко к предельному с использованием принципа ПМ, а через 2-3 дня используют тренировочное занятие второго типа, в котором обременения уменьшается на 20-30%, но количество подходов и повторов не меняется. Таким образом стимулируются восстановительные процессы. При необходимости и в условиях быстрого восстановления через 2-3 дня можно проводить тренировочное занятие третьего типа. Величина отягощения составляет 85-97% от веса в предыдущем тренировочном занятии. Количество подходов и повторов не меняется.11. Наиболее оптимальным по длительности является 7-дневный тренировочный микроцикл.12. Тренировочные микроциклы должны быть стандартными на протяжении всего мезоцикла. Изменения претерпевают лишь величина отягощения во всех выполняемых упражнениях, а также количество повторений и подходов в основных упражнениях.13. Количество повторных максимумов в одном подходе основного упражнения меняется плавно или ступенчато в сторону уменьшения от одного тренировочного микроцикла к другому, с увеличением величины отягощения соответственно.14. Показателем эффективности тренировочных занятий по пауэрлифтингу динамика повышения уровня тренированности тех, кто занимается, у всех, особенно в основных упражнениях.15. Продолжительность тренировочного мезоцикла определяется индивидуальными сроками достижения оптимальной формы. За основу принят 12-недельный период проведения тренировочных занятий по пауэрлифтингу.16. На занятиях по пауэрлифтингу нужно вести дневник учета двигательной активности и вносить в него все необходимые данные: количество повторений, количество подходов, вес отягощений, которые использовались во время проведения тренировочных занятий. Это наглядно продемонстрирует результаты, достигнутые спортсменами на занятиях по пауэрлифтингу.17. Эффективность тренировочных занятий по пауэрлифтингу зависит от питания, продолжительности сна и отдыха, режима дня. Проводить тренировочные занятия по пауэрлифтингу необходимо 2-3 раза в неделю, используя два занятия по физическому воспитанию по расписанию и одно дополнительное секционное занятие.18. Физическое восстановление после силовой нагрузки происходит длительный период времени.19. Занимаясь пауэрлифтингом, спортсмены не должны сидеть, отдыхать между подходами. Они должны ходить, расслабляя мышцы. Тренироваться можно в любое время, не раньше чем через 1-1,5 часа после еды и не позднее, чем за 1,5-2 часа до сна. Наиболее благоприятное время для проведения тренировочных и секционных занятий по пауэрлифтингу - с 10 до 12 и с 16 до 19 часов. 20. Главной составляющей тренировочных занятий по пауэрлифтингу является растяжение мышц после физической нагрузки. Упражнения на растягивание способствуют развитию подвижности в суставах, увеличивают амплитуду выполнения движений. Они направлены на то, чтобы восстановить длину мышц, которые сократились, избежать накопления молочной кислоты, образующейся в мышцах, и способствовать расслаблению и восстановлению мышц после физической нагрузки. Применение комплекса соревновательных, специально-подготовительных и общеподготовительных упражнений по пауэрлифтингу. Наиболее совершенной является классификация упражнений по обучению пауэрлифтингу Б.И. Шейко. Одним из главных признаков этой классификации является их сходство или различие от других видов спорта, выбранных в качестве предмета специализации.Таблица 31Классификация тренировочных упражнений по пауэрлифтингуОсновныеДополнительныеСоревновательныеСпециально-подготовительныеОбщеподготовительныеприседания со штангой на плечахжим штанги широким хватом, жим штанги узким хватом, жим штанги на наклонной скамье, жим-разведение гантелей, французский жимжим ногами лежа, крюк-приседания, разгибание ног на тренажере, сгибание ног на тренажере и др.жим штанги лежа на горизонтальной скамьеприседания в силовой раме, приседания с штангой на груди, приседания с цепями и др.жим штанги с подставок разной высоты, жим штанги в силовой раме, жим штанги с медленным опусканием и взрывным подъемом и др.становая тягатяга стоя на подставке, тяга с подставок различной высоты, тяга с цепями, сословная тяга классическая и др.становая тяга на прямых ногах, подтягивания, шраги, гиперэкстензии, наклоны со штангой на плечах и др.Тренировочные упражнения по пауэрлифтингу делятся на основные и подготовительные, а те, в свою очередь, на соревновательные, специально-подготовительные и общеподготовительные. Соревновательные упражнения по пауэрлифтингу являются средством проведения соревновательной борьбы. Они играют важную роль в проведении тренировочных занятий. Без них невозможно воспроизвести совокупность специальных требований и тем самым улучшить развитие специальной физической подготовленности спортсменов. Специально-подготовительные упражнения по пауэрлифтингу содержат элементы соревновательных действий. В зависимости от их направленности различают подводящие, направленных на усвоение базовых элементов техники движений, и развивающие, направленные на развитие физических качеств. В группу общеподготовительных упражнений входят упражнения, которые составляют собой средства общей физической подготовку спортсменов. Состав используемых средств и методов этих тренировочных упражнений широк. Подбирая общеподготовительные упражнения, необходимо учитывать следующие требования: общая физическая подготовка спортсменов должна предусматривать гармоничное и духовное развитие личности. Содержание общей физической подготовки должно отражать особенности спортивной специализации.В процессе тренировочных занятий по пауэрлифтингу общеподготовительные упражнения выполняют следующие функции:- для формирования, закрепления и совершенствования специальных умений и навыков, которые играют вспомогательную роль в спортивном совершенствовании;- как средство воспитания способностей, которые недостаточно развиваются избранным видом спорта, повышение или поддержание общего уровня физической подготовленности спортсменов;- как фактор активного отдыха после тренировочных нагрузок. Этими функциями определяется место общеподготовительных упражнений в системе подготовки спортсменов на занятиях по пауэрлифтингу.Таким образом, каждое тренировочное упражнение по пауэрлифтингу решает комплексные задачи, воздействуя на гармоничное духовное развитие каждого спортсмена. В связи с этим специалисты любого вида спорта должны подходить к проблеме классификации средств подготовки не только с позиций общих требований, но и с учетом специфики конкретного вида спорта.Коррекция объемов упражнение ходе формирования специальных умений и навыков с тенденцией к их увеличению и совершенствования основных технических элементов выполнения упражнений. Во время дозирования тренировочной нагрузки следует учитывать, что в возрасте 17-23 лет морфофункциональные показатели силовых способностей у мужчин и женщин продолжают развиваться и достигают наибольших показателей в возрасте 25-30 лет [28].Основной характеристикой тренировочных занятий по пауэрлифтингу является дозировка характера и величины тренировочной нагрузки в соответствии с возможностями организма спортсменов. Важно правильно определять оптимальный объем физической нагрузки в различных тренировочных циклах с учетом анатомо-физиологических особенностей. Предельные и приближенные к предельным отягощениям затрудняют самоконтроль за техникой выполнения двигательных действий, повышают риск травматизма и перенапряжения у спортсменов во время занятий по пауэрлифтингу [33].Методика формирования специальных умений и навыков учитывала общепринятые положения о закономерностях формирования двигательных действий, значимость основных технических элементов выполнения упражнений и последовательность изучения элементов техники в процессе занятий по пауэрлифтингу. Обучение двигательным действиям во время занятий по пауэрлифтингу осуществлялось в соответствии с тремя уровнями. Первым уровнем является знание, то есть овладение знаниями по пространственным параметрам осуществления движения. Вторым уровнем является умение, то есть овладение технико-ритмов структурой движения с участием мышления. Третьим уровнем является двигательный навык, то есть овладение скоростно-силовыми параметрами движения с автоматизированным управлением движения. Четвертым уровнем является формирование двигательных умений более высокого порядка, то есть овладение навыками в любых условиях.В нашем исследовании особый интерес составлял третий уровень формирования двигательного действия. Это связано с тем, что в течение этого уровня специальные навыки становятся сложными, от эффективности их формирования зависит вес отягощения, которое поднимет спортсмен, чтобы достичь нужного результата. Уровень формирования двигательного действия, учитывая закономерности образования двигательного навыка во время занятий по пауэрлифтингу, отвечал этапу автоматизации двигательного действия, которая выполнялась технически и стабильно.Касательно основного направления педагогических воздействий в методике формирования специальных умений и навыков спортсменов были приняты основные технические элементы соревновательных упражнений по пауэрлифтингу: приседание со штангой на плечах (squat), жим штанги, лежа на горизонтальной скамье (bench press), и тяга штанги (deadlift). Методика формирования специальных умений и навыков была направлена на овладение технически правильными, наиболее эффективными, надежными и устойчивыми специальными навыками той упражнения, изучаемая, освоения техники осуществлялся в четкой последовательности.По результатам проведения тренировочных занятий по пауэрлифтингу, детального изучения методических особенностей, последовательности и специфики выполнения технических элементов упражнений были разработаны методические рекомендации по обучению техники упражнений по пауэрлифтингу на этапе начальной подготовки:Приседания со штангой на плечах- выбор нужного стиля техники выполнения упражнения (сумо, узкая разножка или промежуточный стиль), который зависит от антропометрических особенностей организма спортсменов;- изучение правильного хвата и размещения грифа на плечах. Большое внимание необходимо уделять расстоянию между кистями рук на грифе и расположении его на плечах- в процессе обучения технике выполнения упражнения приседания со штангой на плечах важным является выбор оптимального расстояния от стоек к месту выполнения приседаний, что составляет 0,5-1,5 шагов от линии стойки- при принятии стартового положения следует следить, чтобы наклон туловища вперед был большим 15°;- во время выполнения упражнения проекция массы тела спортсмена должна проходить через пятки стоп;- опускание в присед должно сопровождаться разведением колен в стороны. Следует следить, чтобы при прохождении угла приседаний со штангой на плечах спортсмен не подавал колени вперед;- во время выполнения упражнения голова должна быть приподнятой, а в начале и в конце упражнения ноги выпрямлены в коленных суставах.Жим штанги, лежа на горизонтальной скамье- подбор оптимальной высоты стоек, на 4-6 см меньше, чем длина выпрямленных рук, и оптимального расстояния между стойками и положением спортсмена на горизонтальной скамье для жима штанги лежа, что является залогом правильности выполнения упражнения;- расстояние между стойками и положением спортсмена на горизонтальной скамье для жима штанги лежа зависит от высоты выполнения положения «мост» и предполагает отсутствие касания стоек во время выполнения упражнения;- выбор нужного стиля техники выполнения упражнения (точка соприкосновения штанги фиксируется на уровне линии сосков, или точка соприкосновения фиксируется ниже уровня линии сосков) зависит от антропометрических особенностей организма спортсменов;- во время выполнения упражнения первым стилем основная нагрузка приходится на трехглавые и дельтовидные мышцы плеча, а во время выполнения вторым стилем - на грудные мышцы. Обучение техники жима штанги лежа предусматривает формирование специальных знаний и умений.становая тяга- выбор нужного стиля техники выполнения упражнения (классический стиль, сумо или промежуточный стиль) зависит от антропометрических особенностей организма спортсменов;- особое внимание в процессе обучения технике следует обращать на расположение стоп и содержание прогнутой спины во время выполнения упражнения;- независимо от расстояния между стопами ног спортсмена вертикальная проекция грифа должна проходить через середину стоп;- во время выполнения упражнения следует следить, чтобы голова была приподнятой, что позволит держать мышцы-разгибатели спины в напряжении;- во время выполнения упражнения необходимо следить за соблюдением спортсменом необходимых угловых параметров между задней поверхностью бедра и голенью, что не позволит выпрямить ноги в коленных суставах до начала фиксации грифа штанги;- одним из основных условий овладения техникой становой тяги является обеспечение максимального взаимодействия между спортсменом и грифом штанги;- при изучении упражнения следует следить, чтобы переход к фиксации грифа штанги обязательно сопровождался выпрямленными ногами в коленных суставах;- при переходе к фиксации грифа штанги необходимо следить, чтобы отвода плеч назад не сопровождалось движением вверх.Разучивание двигательных действий до момента создания двигательного автоматизма. Результативность двигательной деятельности спортсменов в процессе занятий по пауэрлифтингу связана с уровнем их физической подготовленности, сформированности специальных умений и навыков, которая осуществлялась по принципу становления условных рефлексов путем многократного выполнения упражнений к образованию двигательного навыка, динамического стереотипа, то есть до момента автоматизации действий.Разучивание двигательных действий во время занятий по пауэрлифтингу носило характер сознательных попыток воссоздать заданную программу, которая создавалась с помощью внешней информации. Спортсмены опирались на целенаправленное наблюдение образца двигательного действия, которую изучали, создавая представление о нем. В построении образа двигательного действия мышление направлено на познание связей между отдельными его элементами, на познание внешних условий, обеспечивающих успешное выполнение отдельных элементов и действия в целом, на анализ сигналов разной модальности, которые сообщают о результате совершенного движения или его части.Процесс формирования специальных умений и навыков определялся способностью спортсменов воспринимать и перерабатывать информацию, необходимую для эффективного выполнения движений, их коррекции, контроля качества. Во время занятий по пауэрлифтингу мы ориентировали спортсменов на восприятие информации путем активного направленной концентрации внимания на зрительных, слуховых, проприоцептивным ощущениях. Нами учитывалось, что обучение пауэрлифтингу строится на основе создания интегрального образа целостной двигательной действия. В выполнении спортсменами первого элемента (фазы) движения необходимо учитывать влияние техники его исполнения на эффективность всех другихэлементов.Основными средствами обучения спортсменов на занятиях по пауэрлифтингу были физические упражнения, а также условия их выполнения. Скорость и качество усвоения физических упражнений, овладение рациональных приемов двигательной деятельности, то есть формирование специальных умений и навыков, зависели от психической активности спортсменов - проявления внимания, памяти, восприятия, представления, мышления, от уровня психомоторных способностей. Без участия сознания, без создания программы двигательного действия на основе анализа внешней ситуации и собственных возможностей, без понимания сущности конкретного физического упражнения и ее значимости обучения превращается в механическое и малоэффективно повторения двигательных задач.Групповая форма обучения с индивидуальным подходом. Физические упражнения для многих спортсменов является действенным и наиболее эффективным средством физической подготовки. Учась этим упражнениям, они овладевают специальными умениями и навыками, получают достаточную физическую подготовленность и приобретают необходимые общих и специальных знаний, предусмотренных тренировочной программой. Существуют три формы организации и проведения тренировочных занятий: групповая, индивидуальная, групповая с индивидуальным подходом. На занятии по пауэрлифтингу мы использовали групповую форму обучения с индивидуальным подходом. Это обеспечивало развитие двигательных навыков, способствовало достижению воспитательной функции обучения, взаимодействия спортсменов между собой и преподавателем благодаря особенностям организации групповой формы обучения: обмен мнениями, взаимоконтроль и взаимооценки. Дифференциация обучения обеспечивалась на основе принципа индивидуализации.Дневник физического самосовершенствования по пауэрлифтингу. Методика формирования специальных умений и навыков спортсменов в процессе занятий по пауэрлифтингу включала рефлексивно-оценочный компонент. Одним из элементов педагогического контроля методической подготовки спортсменов было оценивания качества ведения спортсменами дневника физического самосовершенствования по пауэрлифтингу, которое проводилось в 15-балльной шкале модульно-рейтинговой системы оценивания тренировочных достижений. Оценивания и контроль тренировочной деятельности спортсменов были одним из методов формирования специальных умений и навыков.Для определения уровня общей физической подготовленности были использованы тесты и нормативы оценки физической подготовленности. Для определения уровня специальной физической подготовленности тестировались силовые показатели в избранном виде спорта (в упражнениях по пауэрлифтингу): приседания со штангой на плечах, жим штанги лежа на скамье, становая тяга. Результаты выполнения контрольных упражнений были определены в соответствии с общепринятыми оценочными таблицами. 3.2. Анализ уровня общей и специальной физической подготовленности спортсменовВследствие внедрения в тренировочно-воспитательный процесс по физическому воспитанию разработанной методики формирования специальных умений и навыков спортсменов в пауэрлифтинге состоялись статистически достоверные положительные изменения в результатах всех двигательных тестов. По составленной программе по физическому воспитанию у ребят экспериментальной группы ЭГ, имеющих выше среднего и высокий уровень здоровья и физической подготовленности статистически достоверно (р <0,05-0,001) улучшились показатели двигательных испытаний: бег на 3000 м; сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу; подтягивание на перекладине; поднимание туловища в сед за 1 мин; прыжок в длину с места; бег на 100 м и челночный бег 4x9 м; наклоны туловища вперед из положения сидя; тест Купера (плавание за 12 мин). Ребята контрольной группы КГ статистически достоверно улучшились результаты двигательных испытаний в беге на 3000 м; плавании за 12 мин, беге на 100 м и челночном беге 4x9 м (р <0,05-0,001).Спортсмены экспериментальной группы ЭГ улучшили показатели в беге на 3000 м с 14.47 мин до 13.20 мин, а контрольной группы КГ с 15.15 мин до 14.18 мин, в плавании за 12 мин с 444 м до 470 м, а в контрольной группе КГ с 423 м до 441 м, в беге на 100 м с 14,21 с до 13,64 с, а контрольной группы КГ с 14,57 с до 14,16 с. Результаты челночного бега улучшились на 0,58 с у ребят экспериментальной группы ЭГ и на 0,37 с контрольной группы КГ (табл. 3.1).Поскольку при выполнении упражнений в пауэрлифтинге к работе привлечены различные типы мышечных волокон: в приседании - это быстросокращаемые волокна, в беге - медленно сократительные, то их доля в мышцах ног увеличена, и спортсмены не могут выполнять длительную физическую работу, что вызвано особенностями данного вида спорта и существенно влияет на показатели физической подготовленности, но в сочетании с кардионагрузкой показатели физической подготовленности спортсменов значительно улучшились.Отметим положительную динамику прироста силовых качеств. У ребят экспериментальной ЭГ и контрольной КГ групп было зафиксировано улучшение результатов в подтягивании на перекладине с 13,4 раза до 16,12 в экспериментальной группе и с 12,6 до 15,0 раз в контрольной; в упражнении сгибание и разгибание рук в упоре лежа - с 38,6 до 44,8 раза в экспериментальной группе и с 37,2 до 41,6 раза в контрольной соответственно. Результативность в подтягивании на перекладине тесно коррелирует с результативностью в жиме лежа и становой тяге, поскольку во время выполнения жима лежа участники тестирования пытаются задействовать к работе широчайшие мышцы спины, а при выполнении становой тяги эти мышцы активно участвуют в обеспечении конечной фазы движения.Таблица 3.2Динамика физической подготовленности спортсменов парней за период педагогического эксперимента (ЕГ - n = 13; КГ - n = 11)Виды испытанийгруппыДо экспериментаПосле экспериментаИзменения за годДостоверностьразницыX ± SxX ± Sx∆ XtРБег на 3000 м, мин, сЭГ14.47 ± 0,2113.12 ± 0,131.352,66<0,05КГ15.15 ± 0,1414.18 ± 0,081.372,71<0,05Плавание за 12 мин, мЭГ444 ± 3,23470 ± 2,47262,39<0,05КГ423 ± 2,65441 ± 1,6182,14<0,05Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, разЭГ38,6 ± 0,4644,8 ± 0,956,23,67<0,001КГ37,2 ± 0,3341,6 ± 1,084,42,03> 0,05Подтягивание на перекладине, разЭГ13,4 ± 0,4616,12 ± 0,622,723,21<0,01КГ12,6 ± 0,6115,0 ± 0,492,42,03> 0,05Поднимание туловища в сед за 1 мин, разЭГ42,4 ± 0,5147,21 ± 0,754,812,39<0,01КГ40,4 ± 0,7844,24 ± 0,863,841,96> 0,05Прыжок в длину с места, смЭГ241,1 ± 1,75248,24 ± 2,367,142,43<0,05КГ239,5 ± 1,56243,1 ± 1,743,61,98> 0,05Бег на 100 м, сЭГ14,21 ± 0,1513.64 ± 0,120,572,46<0,05КГ14.57 ± 0,1414.16 ± 0,070,412,04<0,05Челночный бег 4x9 м, сЭГ9,51 ± 0,068,93 ± 0,050,583,27<0,001КГ9,59 ± 0,459.22 ± 0,050,371,99<0,05Наклоны туловища вперед с положения сидя, смЭГ14,2 ± 0,5217,2 ± 0,333,02,67<0,05КГ13,75 ± 0,8415,9 ± 0,412,152.13> 0,05Рисунок 1. Динамика физической подготовленности спортсменов парней за период педагогического эксперимента (ЕГ - n = 13; КГ - n = 11)Скоростно-силовые качества улучшились у испытуемых экспериментальной группы ЭГ, то есть дальность прыжка в длину с места увеличилась с 241,1 см до 248,24 см, а контрольной группы КГ - с 239,5 см до 243,1 см, что является высоким приростом данного качества. Это объясняется спецификой проведения тренировочных занятий по пауэрлифтингу. Результативность прыжка в длину с места имеет высокий взаимосвязь с максимальными показателями в становой тяге. Это свидетельствует о том, что во время активного разгибания туловища, при выполнении прыжка, к работе задействуются продольные мышцы спины, которые обеспечивают движение в базовом упражнении пауэрлифтинга - становой тяге.Статистически достоверные сдвиги у ребят экспериментальной группы ЭГ, в отличие от контрольной группы КГ, на конец педагогического эксперимента произошли в уровне развития силы мышц гибкости (р <0,05). Наклоны туловища вперед из положения сидя увеличились с 14,2 см до 17,2 см у испытуемых экспериментальной группы ЭГ и с 13,75 см до 15,9 см контрольной группы был установлен высокий взаимосвязь между максимальным количеством подъемов туловища в сед за 1 минуту - с 42,4 до 47,21 раз и с 40,4 до 44,24 раза, соответственно, с результативностью в приседании со штангой на плечах. Это свидетельствует о том, что в этих упражнениях большое значение имеет уровень развития мышц брюшного пресса, поскольку эти мышцы вместе с мышцами спины образуют своеобразный «корсет» во время их выполнения.Динамика результатов, показанных спорстменами экспериментальной группы ЭГ, имеющих выше среднего и высокий уровень здоровья и физической подготовленности, в вышеперечисленных тестах была достаточно высокой и на конец педагогического эксперимента достигла уровня статистической значимости р <0,05.Девушки экспериментальной группы ЭГ, которые имеют выше среднего и высокий уровень здоровья и физической подготовленности статистически достоверно улучшили показатели (р <0,05-0,001) по всем видам испытаний, за исключением наклона туловища вперед из положения сидя (р> 0,05). У девушек контрольной группы КГ статистически достоверные улучшения результатов двигательных испытаний в беге на 2000 м; плавании за 12 мин, беге на 100 м и челночном беге 4x9 м (р <0,05-0,001).Спортсменки экспериментальной группы ЭГ улучшили показатели в беге на 2000 м с 11.55 мин до 10.51 мин, а контрольной группы КГ с 12.24 мин до 11.49 мин, в плавании за 12 мин с 355 м до 372 м, а в контрольной группе КГ с 347 м до 369 м, в беге на 100 м с 17,4 с до 16,4 с, а контрольной группы КГ с 17,6 с до 17,2 с. Результаты челночного бега улучшились на 0,4 с у девушек экспериментальной групиЭГ и на 0,1 с контрольной группы КГ (табл. 3.3).Таблица 3.3Динамика физической подготовленности девушек за период педагогического эксперимента (ЭГ - n = 7; КГ - n = 8)Виды испытанийГруппыДо экспериментаПосле экспериментаИзменения за годДостоверность разницыX ± SxX ± Sx∆ XtРБег на 2000 м,мин, сЭГ11.55 ± 0,1710.51 ± 0,111,042,78<0,05КГ12.24 ± 0,811.49 ± 0,211.153,92<0,001Плавание за 12 мин, мЭГ355 ± 2,1372 ± 1,37172,86<0,05КГ347 ± 2,3369±1,46223,43<0,001Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, разЭГ13,2 ± 0,5220,4±0,467,24,01<0,001КГ14,3 ± 0,6115,2±0,390,91,87> 0,05Вис на согнутых руках, сЭГ7.6 ± 0,4613,6±0,526,03.94<0,001КГ6,8 ± 0,419,4±0,732,62,11> 0,05Поднимание туловища в сед за 1 мин, разЭГ22 ± 0,4645,6±0,7523,63,83<0,001КГ21,2 ± 0,6333,96±0,5912,762,06> 0,05Прыжок в длину с места, смЭГ172,6 ± 1,56179,6±1,377,02,27<0,05КГ168,4 ± 2,18169,5±2,381,101,68> 0,05Бег на 100 м, сЭГ17.4 ± 0,1516,4±0,91,003,14<0,001КГ17.6 ± 0,417,2±0,210,42,28<0,05Челночный бег 4x9 м, сЭГ10.9 ± 0,1510,5±0,070,42,23<0,05КГ10.8 ± 0,2510,7±0,3ЕД1,75> 0,05Наклоны туловища вперед из положения сидя, смЭГ15,7 ± 1,4117,6±0,941,92,20<0,05КГ15,9±1,1216,36±0,730,461,64> 0,05Рисунок 2. Динамика физической подготовленности девушек за период педагогического эксперимента (ЭГ - n = 7; КГ - n = 8)Отметим положительную динамику прироста силовых качеств. У девушек экспериментальной ЭГ и контрольной КГ групп было зафиксировано улучшение результатов в висе на согнутых руках с 7,6 до 13,6 с в экспериментальной группе и с 6,8 до 9,4 с в контрольной; в упражнении сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу с 13,2 до 20,4 раза в экспериментальной группе и с 14,3 до 15,2 раза в контрольной соответственно. Результативность в висе на согнутых руках тесно коррелирует с результативностью в жиме лежа и становой тяге.Скоростно-силовые качества улучшились у испытуемых экспериментальной группы ЭГ, то есть дальность прыжка в длину с места увеличилась с 172,6 см до 179,6 см, а контрольной группы КГ с 168,4 см до 169,5 см, что является высоким приростом данного качества. Это объясняется спецификой проведения тренировочных занятий по пауэрлифтингу. Результативность прыжка в длину с места имеет высокий взаимосвязь с максимальными показателями в становой тяге. Это свидетельствует о том, что во время активного разгибания туловища, при выполнении прыжка к работе задействуются продольные мышцы спины, которые обеспечивают движение в базовом упражнении пауэрлифтинга - становой тяге.Статистически достоверные сдвиги у девушек экспериментальной группы ЭГ, в отличие от контрольной группы КГна конец педагогического эксперимента произошли в уровне развития гибкости (р <0,05). Наклоны туловища вперед из положения сидя увеличились с 15,7 см до 17,6 см у испытуемых экспериментальной группы ЭГ с 15,9 см до 16,36 см контрольной группы была установлен тесная взаимосвязь между максимальным количеством подъемов туловища в сед за 1 минуту - с 22 до 45,6 раза и с 21,2 до 33,96 раза, соответственно, и результативностью в приседании со штангой на плечах. Динамика результатов, показанных девушками экспериментальной группы ЭГ, имеющих выше среднего и высокий уровень здоровья и физической подготовленности, в вышеперечисленных тестах была достаточно высокой и на конец педагогического эксперимента достигла статистической значимости.Таким образом, результаты проведенного педагогического эксперимента свидетельствуют, что тренировочные занятия по физическому воспитанию в сочетании с кардионагрузкой, на основе средств пауэрлифтинга, со спортсменами высших тренировочных заведений, имеющих высокий уровень здоровья, физической и функциональной подготовленности, способствуют сохранению высокого уровня развития функциональных систем организма, а также совершенствованию физических способностей.Обобщая вышесказанное, можно утверждать, что результативность в упражнениях по пауэрлифтингу тесно взаимосвязана с результативностью в других тестовых упражнениях. Это может свидетельствовать о том, что тренировочные занятия по пауэрлифтингу в сочетании с кардионагрузкой повышают уровень максимальной силы основных мышечных групп, в результате чего происходит улучшение уровня общей физической подготовленности спортсменов.После окончания педагогического эксперимента у спорстменов экспериментальной группы ЭГ показатели приседания со штангой на плечах увеличились на 32,4 кг, тогда как у мужчин контрольной группы КГ - на 22 кг, у девушек экспериментальной группы ЭГ результат в приседании со штангой на плечах улучшился на 30,15 кг, тогда как у девушек контрольной группы КГ - на 15,85 кг. Жим штанги лежа на скамье: результат у ребят экспериментальной группы ЭГ улучшился на 15,56 кг, тогда как у мужчин контрольной группы КГ - на 10,78 кг. У девушек экспериментальной группы ЭГ результат улучшился на 12,22 кг, тогда как у девушек контрольной группы КГ - на 9,33 кг. У ребят экспериментальной группы ЭГ показатели становой тяги увеличились на 30,25 кг, тогда как у мужчин контрольной группы КГ - на 19,73 кг, у девушек экспериментальной группы ЭГ результат в становой тяге улучшился на 27,84 кг, тогда как у девушек контрольной группы КГ - на 17,25 кг (табл. 3.4).Таблица 3.4Динамика специальной физической подготовленности спортсменов за период педагогического экспериментаВиды испытанийГруппыДо экспериментаПосле экспериментаИзменения за годДостоверность разницыX ± SxX ± Sx∆ XtРРебята (ЭГ- n = 13; КГ - n = 11 )Приседания со штангой на плечах, кгЭГ85,14 ± 2,5117,54 ± 3,132,43,27<0,01КГ74,11 ± 3,7596,11 ± 3,4222,01,97> 0,05Жим штанги лежа на скамейке, кгЭГ58,16 ± 1,673,72 ± 2,115,562,14<0,05КГ52,32 ± 1,7563,1 ± 1,210,781,63> 0,0 5Становая тяга, кгЭГ90,75 ± 2,2121,0 ± 3,3630,253,12<0,001КГ65,87 ± 2,6585,6 ± 3,4519,731,96> 0,05Девушки (ЭГ - n = 7; КГ - n = 8)Приседания со штангой на плечах, кгЭГ30,06 ± 2,360,21 ± 1,5630,153,85<0,01КГ20,76 ± 1,8536,61 ± 1,6215,851,69> 0,05Жим штанги лежа на скамейке, кгЭГ20,25 ± 1,3532,47 ± 1,8612,222,43<0,05КГ15,18 ± 2,6824,51 ± 2,19,331,56> 0,05Становая тяга, кгЭГ25,45 ± 1,453,29 ± 1,127,843,06<0,01КГ20,42 ± 1,8437,67 ± 2,2117,252,78<0,05Рисунок 3. Динамика специальной физической подготовленности спортсменов парней за период педагогического экспериментаРисунок 4. Динамика специальной физической подготовленности спортсменокдевушек за период педагогического экспериментаПолученные результаты экспериментального исследования позволяют констатировать существенное улучшение показателей общей и специальной физической подготовленности спортсменов экспериментальной ЭГ и контрольной КГ групп в проводимых контрольных тестах.Выводы 1. Анализ уровня общей и специальной физической подготовленности спортсменов свидетельствует об улучшении физического состояния испытуемых. У спортсменов ЭГ статистически достоверно улучшились показатели контрольных испытаний: результат бега на 3000 м у мужчин и беге на 2000 м у девушек, тест Купера (плавание за12 мин), сгибание и разгибание рук в упоре лежа, количество подтягиваний на перекладине у юношей и вис на согнутых руках девушек, поднимание туловища в сед за 1 мин, прыжок в длину с места, бег на 100 м, челночный бег 4x9 м, наклоны туловища вперед из положения сидя (р <0,05). Характерно, что у спортсменов КГ статистически достоверное улучшение показателей произошло только в беге на 3000 м у мужчин и беге на 2000 м у девушек, плавании за 12 мин, беге на 100 м и челночном беге 4x9 м (р <0,05).2. Результаты проведенного экспериментального исследования подтвердили эффективность разработанной методики формирования специальных умений и навыков спортсменов в процессе занятий по пауэрлифтингу. Создание педагогических условий совершенствования силовых способностей юношей и девушек способствовало эффективному проведению тренировочных занятий по пауэрлифтингу с использованием физических упражнений силовой направленности. Эффективность методики формирования специальных умений и навыков спортсменов в процессе занятий по пауэрлифтингу значительно повысится, если во время занятий по пауэрлифтингу будут учитываться физические возможности организма спортсменов и мотивационная направленность этих занятий. Согласно указанным компонентам предложено планирование нагрузок и алгоритм проведения тренировочных занятий по пауэрлифтингу по таким показателям: вид и характер силовых упражнений, объем и интенсивность нагрузки, количество повторений и величина отягощения, частота тренировочных занятий и продолжительность силовой работы, интервалы отдыха, количество и очередность выполнения силовых упражнений и тому подобное. Построенный алгоритм позволяет оптимизировать трудности обучения, дифференцировать тренировочную нагрузку, методы и принципы развития силовых качеств и обеспечить использование оптимальной динамики увеличения силовых нагрузок.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ работе осуществлено теоретическое обобщение и предложен новый подход к решению научной проблемы формирования специальных умений и навыков спортсменов. Проблема решена путем обоснования, разработки и экспериментальной проверки методики формирования специальных умений и навыков спортсменов в процессе занятий по пауэрлифтингу.1. Доказано, что главным условием формирования специальных умений и навыков спортсменов в процессе занятий по пауэрлифтингу является учет возрастных и анатомо-физиологических особенностей организма. Это дает возможность правильного подбора наиболее эффективных методов, средств и форм обучения в зависимости от объема и интенсивности физических нагрузок. Тренировочно-тренировочный процесс по пауэрлифтингу требует особых условий организации, планирования тренировочных нагрузок, направленности специализированной подготовки.2. Определено содержание и структура тренировочных занятий по пауэрлифтингу. Установлено, что тренировочные занятия по пауэрлифтингу направлены на достижение оптимального двигательного режима молодежи, совершенствование и поддержание функциональных резервов и защитных сил всех систем организма, овладение необходимыми двигательными умениями и навыками. При организации и проведении тренировочных занятий нужно учитывать не только закономерности биологического развития организма, но и возрастные и индивидуальные особенности спортсменов с разным уровнем здоровья и физической подготовленностью, формировать интересы, потребности, мотивационную ориентацию на здоровье, здоровый образ жизни и физическую культуру, на физкультурно-спортивную активность и соответствующую систему специальных знаний с помощью образовательных средств.3. Теоретически обоснована, разработана и экспериментально проверена в тренировочно-воспитательном процессе методика формирования специальных умений и навыков спортсменов по пауэрлифтингу, которая состояла из организационного, содержательного и рефлексивно-оценочного компонентов. Предложенная методика проведения тренировочных занятий по пауэрлифтингу обеспечивает улучшение уровня физической подготовленности к достижению спортивных результатов в избранном виде спорта. Определена эффективность разработанной методики, которую показывает статистически достоверное улучшение показателей физической подготовленности спортсменов. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАвсиевич, В. Н. Динамика морфофункциональных показателей и результативности юношей, занимающихся пауэрлифтингом, с учетом темпов биологического развития / В. Н. Авсиевич // Теория и практика физ. культуры. – 2012. – № 12. – С. 71–76.Акопян, А. О. Методы исправления характерных ошибок соревновательных упражнений в пауэрлифтинге / А. О. Акопян, В. А. Панков, Е. С. Тришин // Вестник спортивной науки. – 2009. – № 5. – С. 13 –14.Аксенов, М. О. Взаимосвязь скорости адаптации организма спортсменов с интенсивностью тренировочной нагрузки в мезоцикле (на примере пауэрлифтинга) / М. О. Аксенов, В. А. Дамдинцурунов, В. С. Пьянников // Теория и практика физ. культуры. – 2015. – № 2. – С. 70–72.Алиев, Н. Р. Методика подготовки юношей с умственной отсталостью в пауэрлифтинге / Н. Р. Алиев, Ю. Л. Щербинина, Е. Н. Яшкина // Вестник спортивной науки. – 2014. – № 6. – С. 3–6.Атавина, Ж. В. Основы подготовки тяжелоатлетов к соревновательной деятельности : метод. пособие / Ж. В. Атавина, Н. В. Жилко, В. В. Бабук. – Минск : Тесей, 2009. – 142 с. : ил. Безлюдов, П. П. Стань сильнее сильного! : метод. пособие по орг. силовой подгот. учащихся сред. общеобразоват. шк. с учетом возраста / П. П. Безлюдов, В. В. Смоляк. – Витебск : ВГТУ, 2014. – 292 с. : ил.Бельский, И. Системы эффективной тренировки: армрестлинг, бодибилдинг, бенчпресс, пауэрлифтинг / И. Бельский. – 3–е изд. – Минск : А. А. Згировский , 2006. – 384 с. : ил. – (Стратегия силы).Бодибилдинг. Атлетизм. Гиревой спорт / М. А. Кочетков. – М. : АСТ : Астрель : Полиграфиздат, 2010. – 512 с. : ил., табл.Борисова Е. Теоретические методологическое обоснование формирования и развития профессионального спорта / А. Борисова // Физическая активность, здоровье и спорт: [научный журнал]. - М., 2011. - № 1 (3). - С. 3-11.Волков, Н. П. Жим штанги лёжа двумя руками / Н. П. Волков, М. В. Филиппов // Теория и практика физ. культуры. – 2011. – № 11. – С. 61–62.Волков, Н. П. О технике жима штанги лежа двумя руками в пауэрлифтинге / Н. П. Волков // Теория и практика физ. культуры. – 2012. – № 6. – С. 80–81.Гузь, С. М. Структура и содержание тренировочных нагрузок на этапе предварительной подготовки в силовом троеборье / С. М. Гузь // Теория и практика физ. культуры. – 2008. – № 12. – С. 40–47.Гук, А. В. Индивидуально-пихологические особенности квалифицированных спортсменов в пауэрлифтинге / А. В. Гук, А. В. Дмитриев // Мир спорта. – 2009. – № 3 (36). – С. 59–63.Дальский, Д. Д. Проксимальная проба в системе оценки функционального состояния пауэрлифтеров / Д. Д. Дальский // Теория и практика физ. культуры. – 2013. – № 10. – С. 32–34.Демерков, С. В. Построение этапа предварительной подготовки юношей в пауэрлифтинге / С. В. Демерков, П. П. Фесечко, Е. П. Михайлусов // Теория и практика физ. культуры – 2009. – № 1. – С. 32–39.Додонов, А. П. Модель оптимизации подготовки квалифицированных пауэрлифтеров на основе биологических ритмов / А. П. Додонов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2014. – № 6. – С. 17–18.Замчий, Т. П. Особенности региональной гемодинамики спортсменов, развивающих выносливость, силу и силовую выносливость / Т. П. Замчий, Ю. П. Салова // Лечебная физкультура и спортивная медицина. – 2012. – № 7. – С. 23–27.Иванова Ж. Новый век пауэрлифтинга (рус.) // Железный мир : журнал. — 2009. — № 3. — С. 122—124.Комплексная диагностика подготовленности высококвалифицированных тяжёлоатлетов / А. Н. Корженевский [и др.] // Теория и практика физ. культуры. – 2012. – № 12. – С. 26–32.Кострюков, В. В. Зависимость динамики мышечных усилий от характера отягощений в пауэрлифтинге / В. В. Кострюков // Теория и практика физ. культуры. – 2011. – № 11. – С. 76–80.Луценко, А. А. Дифференцированный подход к подготовке пауэрлифтеров 15–16 лет группы начальной подготовки / А. А. Луценко // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2009. – № 1. – С. 44–46.Машинцов, С. С. Моделирование тренировочно-тренировочного процесса спортсменов по пауэрлифтингу с использованием комплексного подхода / С. С. Машинцов // Теория и практика физ. культуры. – 2013. – № 12. – С. 90.Мишустин, В. Н. Оптимизация тренировочной нагрузки тяжелоатлетов на этапе совершенствования спортивного мастерства / В. Н. Мишустин // Теория и практика физ. культуры. – 2010. – № 8. – С. 23–30.Модельные характеристики спортсменов различной спортивной квалификации, специализирующихся в пауэрлифтинге : метод. рекомендации / М-во образования Респ. Беларусь [и др.] ; сост. Ю. В. Пронович. – Минск : БНТУ, 2012. – 33 с. Построение специальной силовой подготовки квалифицированных пауэрлифтеров в годичном цикле тренировки : метод. рекомендации для групп спортив. совершенствования (мужчины 1 р., КМС, МС) / БНТУ ; сост. Ю. В. Пронович. – Минск : БНТУ, 2012. – 67 с. Рязанов, В. Н. Соотношение специальных и вспомогательных средств тренировки в различных периодах тренировочного процесса пауэрлифтеров / В. Н. Рязанов // Теория и практика физ. культуры. – 2011. – № 5. – С. 78–80.Спатаева, М. Х. Стратегия подготовки спортсменов в пауэрлифтинге [Электронный ресурс] : монография / М. Х. Спатаева, Т. П. Замчий ; М-во образования и науки Рос. Федерации; Омский гос. ун-т. – Омск : изд-во Омского гос. ун-та, 2013. – 112 с. : ил. Трофимова О.Г., Солоненко О.А. Силовые виды спорта: от истоков к современности: монография/ О.Г.Трофимова, О.А. Солоненко. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2010. – 151с. Физическая культура. Пауэрлифтинг. Жим штанги лежа : метод. рекомендации]/ Белорус.-Рос. ун-т. – Могилев, 2009. – 21 с.Хоменко, Р. В. Индивидуализация предсоревновательной подготовки тяжелоатлетов высокой квалификации / Р. В. Хоменко // Теория и практика физ. культуры. – 2011. – № 4. – С. 66–69.Чермит, К. Д. Изменение кинематических характеристик при выполнении приседаний со штангой в пауэрлифтинге / К. Д. Чермит, А. Г. Заболотный // Теория и практика физ. культуры. – 2013. – № 8. – С. 73–77.
1. Авсиевич, В. Н. Динамика морфофункциональных показателей и результативности юношей, занимающихся пауэрлифтингом, с учетом темпов биологического развития / В. Н. Авсиевич // Теория и практика физ. культуры. – 2012. – № 12. – С. 71–76.
2. Акопян, А. О. Методы исправления характерных ошибок соревновательных упражнений в пауэрлифтинге / А. О. Акопян, В. А. Панков, Е. С. Тришин // Вестник спортивной науки. – 2009. – № 5. – С. 13 –14.
3. Аксенов, М. О. Взаимосвязь скорости адаптации организма спортсменов с интенсивностью тренировочной нагрузки в мезоцикле (на примере пауэрлифтинга) / М. О. Аксенов, В. А. Дамдинцурунов, В. С. Пьянников // Теория и практика физ. культуры. – 2015. – № 2. – С. 70–72.
4. Алиев, Н. Р. Методика подготовки юношей с умственной отсталостью в пауэрлифтинге / Н. Р. Алиев, Ю. Л. Щербинина, Е. Н. Яшкина // Вестник спортивной науки. – 2014. – № 6. – С. 3–6.
5. Атавина, Ж. В. Основы подготовки тяжелоатлетов к соревновательной деятельности : метод. пособие / Ж. В. Атавина, Н. В. Жилко, В. В. Бабук. – Минск : Тесей, 2009. – 142 с. : ил.
6. Безлюдов, П. П. Стань сильнее сильного! : метод. пособие по орг. силовой подгот. учащихся сред. общеобразоват. шк. с учетом возраста / П. П. Безлюдов, В. В. Смоляк. – Витебск : ВГТУ, 2014. – 292 с. : ил.
7. Бельский, И. Системы эффективной тренировки: армрестлинг, бодибилдинг, бенчпресс, пауэрлифтинг / И. Бельский. – 3–е изд. – Минск : А. А. Згировский , 2006. – 384 с. : ил. – (Стратегия силы).
8. Бодибилдинг. Атлетизм. Гиревой спорт / М. А. Кочетков. – М. : АСТ : Астрель : Полиграфиздат, 2010. – 512 с. : ил., табл.
9. Борисова Е. Теоретические методологическое обоснование формирования и развития профессионального спорта / А. Борисова // Физическая активность, здоровье и спорт: [научный журнал]. - М., 2011. - № 1 (3). - С. 3-11.
10. Волков, Н. П. Жим штанги лёжа двумя руками / Н. П. Волков, М. В. Филиппов // Теория и практика физ. культуры. – 2011. – № 11. – С. 61–62.
11. Волков, Н. П. О технике жима штанги лежа двумя руками в пауэрлифтинге / Н. П. Волков // Теория и практика физ. культуры. – 2012. – № 6. – С. 80–81.
12. Гузь, С. М. Структура и содержание тренировочных нагрузок на этапе предварительной подготовки в силовом троеборье / С. М. Гузь // Теория и практика физ. культуры. – 2008. – № 12. – С. 40–47.
13. Гук, А. В. Индивидуально-пихологические особенности квалифицированных спортсменов в пауэрлифтинге / А. В. Гук, А. В. Дмитриев // Мир спорта. – 2009. – № 3 (36). – С. 59–63.
14. Дальский, Д. Д. Проксимальная проба в системе оценки функционального состояния пауэрлифтеров / Д. Д. Дальский // Теория и практика физ. культуры. – 2013. – № 10. – С. 32–34.
15. Демерков, С. В. Построение этапа предварительной подготовки юношей в пауэрлифтинге / С. В. Демерков, П. П. Фесечко, Е. П. Михайлусов // Теория и практика физ. культуры – 2009. – № 1. – С. 32–39.
16. Додонов, А. П. Модель оптимизации подготовки квалифицированных пауэрлифтеров на основе биологических ритмов / А. П. Додонов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2014. – № 6. – С. 17–18.
17. Замчий, Т. П. Особенности региональной гемодинамики спортсменов, развивающих выносливость, силу и силовую выносливость / Т. П. Замчий, Ю. П. Салова // Лечебная физкультура и спортивная медицина. – 2012. – № 7. – С. 23–27.
18. Иванова Ж. Новый век пауэрлифтинга (рус.) // Железный мир : журнал. — 2009. — № 3. — С. 122—124.
19. Комплексная диагностика подготовленности высококвалифицированных тяжёлоатлетов / А. Н. Корженевский [и др.] // Теория и практика физ. культуры. – 2012. – № 12. – С. 26–32.
20. Кострюков, В. В. Зависимость динамики мышечных усилий от характера отягощений в пауэрлифтинге / В. В. Кострюков // Теория и практика физ. культуры. – 2011. – № 11. – С. 76–80.
21. Луценко, А. А. Дифференцированный подход к подготовке пауэрлифтеров 15–16 лет группы начальной подготовки / А. А. Луценко // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2009. – № 1. – С. 44–46.
22. Машинцов, С. С. Моделирование тренировочно-тренировочного процесса спортсменов по пауэрлифтингу с использованием комплексного подхода / С. С. Машинцов // Теория и практика физ. культуры. – 2013. – № 12. – С. 90.
23. Мишустин, В. Н. Оптимизация тренировочной нагрузки тяжелоатлетов на этапе совершенствования спортивного мастерства / В. Н. Мишустин // Теория и практика физ. культуры. – 2010. – № 8. – С. 23–30.
24. Модельные характеристики спортсменов различной спортивной квалификации, специализирующихся в пауэрлифтинге : метод. рекомендации / М-во образования Респ. Беларусь [и др.] ; сост. Ю. В. Пронович. – Минск : БНТУ, 2012. – 33 с.
25. Построение специальной силовой подготовки квалифицированных пауэрлифтеров в годичном цикле тренировки : метод. рекомендации для групп спортив. совершенствования (мужчины 1 р., КМС, МС) / БНТУ ; сост. Ю. В. Пронович. – Минск : БНТУ, 2012. – 67 с.
26. Рязанов, В. Н. Соотношение специальных и вспомогательных средств тренировки в различных периодах тренировочного процесса пауэрлифтеров / В. Н. Рязанов // Теория и практика физ. культуры. – 2011. – № 5. – С. 78–80.
27. Спатаева, М. Х. Стратегия подготовки спортсменов в пауэрлифтинге [Электронный ресурс] : монография / М. Х. Спатаева, Т. П. Замчий ; М-во образования и науки Рос. Федерации; Омский гос. ун-т. – Омск : изд-во Омского гос. ун-та, 2013. – 112 с. : ил.
28. Трофимова О.Г., Солоненко О.А. Силовые виды спорта: от истоков к современности: монография/ О.Г.Трофимова, О.А. Солоненко. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2010. – 151с.
29. Физическая культура. Пауэрлифтинг. Жим штанги лежа : метод. рекомендации]/ Белорус.-Рос. ун-т. – Могилев, 2009. – 21 с.
30. Хоменко, Р. В. Индивидуализация предсоревновательной подготовки тяжелоатлетов высокой квалификации / Р. В. Хоменко // Теория и практика физ. культуры. – 2011. – № 4. – С. 66–69.
31. Чермит, К. Д. Изменение кинематических характеристик при выполнении приседаний со штангой в пауэрлифтинге / К. Д. Чермит, А. Г. Заболотный // Теория и практика физ. культуры. – 2013. – № 8. – С. 73–77.
Вопрос-ответ:
Какие средства ОФП и СФП используют пауэрлифтеры на этапе углубленной тренировки?
На этапе углубленной тренировки пауэрлифтеры используют различные средства ОФП (общефизической подготовки) и СФП (специальной физической подготовки). Средства ОФП включают в себя такие упражнения, как бег, плавание, велосипедная езда, аэробика, гимнастика и т.д. Средства СФП включают тренировку с отягощениями, тяжелые силовые тренировки, специальные упражнения на развитие силы и выносливости.
Какие особенности построения тренировочного процесса наблюдаются в пауэрлифтинге?
Особенности построения тренировочного процесса в пауэрлифтинге включают в себя четкую иерархию приоритетов, основанную на развитии силы, выносливости и техники упражнений. Также важным аспектом является постепенное увеличение нагрузки, соблюдение режима отдыха и правильный подход к питанию.
Какие упражнения являются соревновательными в пауэрлифтинге?
В пауэрлифтинге существуют три соревновательных упражнения: жим лежа, приседания и становая тяга. Каждое из этих упражнений направлено на развитие определенных групп мышц и требует от спортсменов максимальной силы и выносливости.
Какие задачи и методы используются в исследовании соотношения средств ОФП и СФП у пауэрлифтеров на этапе углубленной тренировки?
В исследовании соотношения средств ОФП и СФП у пауэрлифтеров на этапе углубленной тренировки используются следующие задачи: определение эффективности сочетания различных средств ОФП и СФП, изучение влияния тренировок на развитие силы и выносливости пауэрлифтеров, оценка влияния уровня подготовленности спортсменов на соотношение средств ОФП и СФП. Методы исследования включают анкетирование, наблюдение, тестирование, статистический анализ данных и др.
Какие особенности построения тренировочного процесса в пауэрлифтинге?
В пауэрлифтинге основной акцент делается на тренировке базовых упражнений - приседания, жима лежа и тяги становой. Тренировочный процесс состоит из различных фаз и этапов, включающих углубленную тренировку, соревновательную подготовку и отдых.
Какие упражнения считаются соревновательными в пауэрлифтинге?
Соревновательные упражнения в пауэрлифтинге включают приседания, жим лежа и тягу становую. Они являются основными и определяют результаты спортсмена на соревнованиях.
Какие задачи стоят перед исследованием?
Перед исследованием стоят следующие задачи: определение соотношения средств общей физической подготовки (ОФП) и специальной физической подготовки (СФП) у пауэрлифтеров на этапе углубленной тренировки. Также необходимо рассмотреть методы и организацию исследования, разрабатывая модель для проведения исследования.
Какие методы используются при исследовании?
Для исследования соотношения средств ОФП и СФП у пауэрлифтеров на этапе углубленной тренировки используются различные методы, такие как анализ литературы, наблюдение, сравнение, измерение и статистическая обработка данных.
Как организовано исследование?
Исследование организовано поэтапно. Вначале проводится анализ литературы по данной теме, затем проводится наблюдение и измерение средств ОФП и СФП у пауэрлифтеров на этапе углубленной тренировки. Полученные данные подвергаются статистической обработке и сравниваются для выявления соотношения между ними.