Коммуникативно-ориентированное обучение лексическому аспекту речи на средней ступени общеобразовательной школы (английский язык)
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 25 + 25 источников
- Добавлена 18.07.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава I. Обучение лексическому аспекту речи на основе коммуникативно-ориентированного подхода как методическая проблема 6
1.1. Сущность коммуникативно-ориентированного обучения иностранным языкам 6
1.2. Цели и содержание обучения лексическому аспекту иноязычной речи 9
1.3. Психологическая характеристика учащихся средней ступени обучения в средней общеобразовательной школе 14
Выводы по I главе 16
Глава II. Методические особенности обучения лексическому аспекту речи на средней ступени общеобразовательной школы 17
2.1. Подходы к обучению лексическому аспекту речи 17
2.2. Этапы работы с лексическим материалом 19
Выводы по II главе 31
Заключение 32
Список использованных источников 35
Приложение 1. 38
Приложение 2. 38
Приложение 3. 39
Приложение 4. 40
Одним из инновационных приемов работы с текстом является прием Mind-mapping («идейные сетки»). Он находит все большее распространение в методике обучения иностранному языку, в том числе чтению текстов и формированию лексических навыков учащихся.На уроках иностранного языка обучающимся предлагаются коммуникативные задания, связанные не только с прочтением текста, но и пониманием его содержания, выделением наиболее важной информации, его пересказом. В этом случае возможна следующая методика работы с «Mind Map»: просмотр учащимися текста; второе прочтение текста с подчеркиванием наиболее важных ключевых слов в тексте; составление первой Mind Map с темой в центре и подчеркнутыми словами вокруг; третье прочтение текста, дополнение Mind Map уточнениями в виде ответвлений от ключевых слов; составление речевого высказывания по прочитанному тексту [Харламова, 2005: 3-9; Buzan, 1997; Бершадский, 2019 и др.].Task 3.Read the text and answer the question: Why is John Adams on Debussy "A Painter in Sound"? Make in groups Mind Map!John Adams on Debussy, the First ModernistИсточник:The New York TimesNov. 19, 2018DEBUSSYA Painter in SoundIn 1890, the 28-year-old Claude Debussy felt forced to write the archetypal starving-artist letter to a friend. “Forgive me, but could you lend me 20 francs until the end of the month,” he pleaded. “I’m very ashamed at writing to you, but I’m desperately hungry.” This was the same Debussy who within the next dozen years would produce some of the most radically original, influential and popular of all European art music. Hungry he may well have been (according to another friend, the composer could afford neither to eat nor to clothe himself), but “desperate” is a word almost impossible to associate with this most fastidious and discriminating of composers. Perhaps, as Stephen Walsh muses in his new biographical study, “Debussy: A Painter in Sound,” he was merely resorting to his skills as “an adept borrower.” Money and the practical necessities of life would remain a lifelong torment for him, an artist forever locked into his own internal world of sounds and images. His was a creative voice so subtle and so thankfully free of histrionics and emotional excess that he is for us by now the quintessential French composer. Yet in gauging the seismic shifts in the evolution of Western classical music, convention tends to consign him to the much too confining role of “Impressionist.”Task 4. Read the text andmake in groups Mind Map with main key words of the text! Retell the text.U.S. Climate Report Warns of Damaged Environment and Shrinking EconomyFighting the Camp Fire this month in Magalia, Calif.CreditJustin Sullivan/Getty ImagesBy Coral Davenport and Kendra Pierre-LouisИсточник:The New York TimesNov. 23, 2018A major scientific report issued by 13 federal agencies on Friday presents the starkest warnings to date of the consequences of climate change for the United States, predicting that if significant steps are not taken to rein in global warming, the damage will knock as much as 10 percent off the size of the American economy by century’s end.The report, which was mandated by Congress and made public by the White House, is notable not only for the precision of its calculations and bluntness of its conclusions, but also because its findings are directly at odds with President Trump’s agenda of environmental deregulation, which he asserts will spur economic growth. Mr. Trump has taken aggressive steps to allow more planet-warming pollution from vehicle tailpipes and power plant smokestacks, and has vowed to pull the United States out of the Paris Agreement, under which nearly every country in the world pledged to cut carbon emissions. Just this week, he mocked the science of climate change because of a cold snap in the Northeast, tweeting, “Whatever happened to Global Warming?” But in direct language, the 1,656-page assessment lays out the devastating effects of a changing climate on the economy, health and environment, including record wildfires in California, crop failures in the Midwest and crumbling infrastructure in the South. Going forward, American exports and supply chains could be disrupted, agricultural yields could fall to 1980s levels by midcentury and fire season could spread to the Southeast, the report finds.Также мы разработали критериальную шкалу оценивания лексического аспекта речи с учетом коммуникативно-ориентированного подхода для каждого этапа работы с лексикой (семантизация, тренировка, речевая практика) при использовании разработанных нами заданий и упражнений (см. табл 2.).Таблица 2.Критериальная шкала оценивания лексического аспекта речи с учетом коммуникативно-ориентированного подхода для каждого этапа работы с лексикой№ этапаНаименование этапаРазработанные задания / упражненияКритерии оценивания лексического аспекта речиМетодический потенциал разработанных заданий / упражнений1.СемантизацияTask 1. Guess the meaning of the words describing things looking at the pictures. Task 2. Find words to the following definitions.правильность выбора слова / словосочетания в соответствии с коммуникативным намерением;владение лексико-смысловыми и лексико-тематическими ассоциациямиповышение эффективности процесса семантизации за счет моделирования языковой парасреды2.ТренировкаTask 1. "Text storm". Compose a text changing the order of parts in it. Write 15 words about the positive moments of celebrating the New Year's Eve in Scotland.Task 2. "Letter of a stranger. Read the descriptions and fill in the gaps with the adjectives given. Then write a leaflet about the positive moments of celebrating these holidays for tourists.широкое использование прогнозирования и ориентиров восприятия для реализации коммуникативной деятельности с новым (или ранее усвоенным) лексическим материалом;знание лексики, обозначающей предметы и объекты повседневного быта стран изучаемого языказакрепление новых лексических единиц в вариативных коммуникатив-ных ситуациях с разным содержательным наполнением3.Речевая практикаTask 1. Create a "Story Map" to the text and write key words.Task 2. "Objects in focus". Write sentences about the objects in the pictures and prove their usefulness and their function for the people.Task 3. Read the text and answer the question: Why is John Adams on Debussy "A Painter in Sound"? Make in groups Mind Map!Task 4. Read the text andmake in groups Mind Map with main key words of the text! Retell the text.сформированность умений раскрытия значений слов с помощью контекста;знание лексики с инокультурным компонентом и умение распознавать ее в тексте; реализация коммуникативного намерения с использованием изученной лексикиформирование творческих умений контекстуально и коммуникативно обусловленно использовать усвоенные лексические единицы Выводы по II главеОсновными подходами к обучению лексической стороне речи являются: традиционный, функциональный, интуитивный, сознательно-сопоставительный, интенсивный, коммуникативно-ориентированный.При описании этапов работы с лексическим материалом (семантизация, тренировка, речевая практика нами были выделены и описаны соответствующие приемы на основе учебника Spotlight для 9 класса. Также мы разработали критериальную шкалу оценивания лексического аспекта речи с учетом коммуникативно-ориентированного подхода для каждого этапа работы с лексикой.ЗаключениеПроисходящие в настоящее время в российском обществе изменения в экономике, социальной сфере и образовании актуализируют изучение иностранных языков как средства межкультурного, делового и личного общения. Процессы глобализации и информатизации общества XXI века затронули все сферы жизни, с том числе и образование. Модернизация современного образования направлена и на изменение содержания изучаемых предметов, и на оптимизацию методик преподавания: деятельность обучающихся активизируется в ходе процесса обучения, происходит приближение изучаемых тем к реальной жизни. Поиск новых форм и приемов изучения дисциплин – явление абсолютно закономерное и необходимое. Без владения родным и иностранным языком невозможным представляется проявление индивидуальности и личностных качеств, ценностных ориентаций. Поэтому современные тенденции в развитии образовательной теории и практики обусловливают повышение интереса к проблемам обучения иностранным языкам в устной и письменной формах.В связи с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов перед учителем иностранного языка была поставлена задача сформировать личность, способную участвовать в межкультурной коммуникации, в связи с чем возникла необходимость решить проблему повышения обученности и создания наиболее благоприятных условий для воспитания социально и интеллектуально развитой личности. Это легло в основу модернизации урока иностранного языка.Большинство учёных делает акцент на воплощении в жизнь таких функций урока иностранного языка, как: образовательные, развивающие и воспитательные, при этом обозначая его как гибкую форму организации обучения с разнообразным содержанием, в связи с которым выбираются и используются формы, методы, способы и приёмы обучения.В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по иностранному языку у обучающихся должны быть сформированы умения и навыки во всех видах речевой деятельности. Особое значение имеют при этом навыки, связанные с продуктивным использованием учащимися иноязычной лексики - лексические навыки.В нашем исследовании мы предприняли попытку рассмотреть коммуникативно-ориентированное обучение лексическому аспекту речи на средней ступени обучения и пришли к следующим принципиальным выводам. Коммуникативно-ориентированное обучение лексическому аспекту речи означает направленность процесса обучения иностранному языку во всех его аспектах на подготовку учащихся к реальной межкультурной коммуникации с учетом особенностей лексического наполнения речевых высказываний. Чтобы сформировать у учащихся лексические навыки такого уровня целесообразным представляется внедрение коммуникативно-ориентированных заданий как компонента соответствующих методов и технологий обучения лексическому аспекту иноязычной речи. В нашей работе мы описали основные подходы к обучению лексической стороне речи: традиционный, функциональный, интуитивный, сознательно-сопоставительный, интенсивный, коммуникативно-ориентированный и отдали приоритет последнему. Также мы подробно описали этапы работы с лексическим материалом (семантизацию, тренировку, речевую практику), выделив при этом соответствующие приемы на основе учебника Spotlight для 9 класса. Также мы разработали критериальную шкалу оценивания лексического аспекта речи с учетом коммуникативно-ориентированного подхода для каждого этапа работы с лексикой, которую учитель может использовать на этапе контроля сформированности лексических навыков обучающихся.При разработке заданий мы пришли к выводу, что они способствуют совершенствованию лексических навыков обучающихся, а также развитию их когнитивных, коммуникативных и творческих способностей, а применение на уроке английского языка на средней ступени обучения технологии MindMap способствует активизации речемыслительной деятельности школьников за счет включения в процесс иноязычного общения механизмов чтения. Коллективное составление идейных сеток носит творческий характер и одновременно развивает логическое мышление, умения систематизировать информацию в виде иноязычной лексики.Мы полагаем, что цель курсовой работы достигнута, а задачи выполнены.Список использованных источниковГальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя. 2-е изд., перераб. и доп. М.: АРКТИ, 2003. – 192 с. Давыдова З.М. Игра как метод обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе, № 6, 2010, с. 34-38. Иванцова Т.Ю. Обучение по станциям: знакомство с немецкими праздниками // Иностранные языки в школе, № 4, 2008, с. 57-62. Конышева, А.В. Английский язык. Современные методы обучения. Минск: ТетраСистемс, 2007. –352 с.Коряковцева, Н.Ф. Теория обучения иностранным языкам: продуктивные образовательные технологии: учебное пособие. М.: Академия, 2010. –201 с.Методика обучения иностранным языкам в начальной и общеобразовательной школе: Учебное пособие для студентов педагогических колледжей / Под ред. В.М.Филатова. Ростов н/Д: АНИОН, 2003. – 416 с.Низаева Л.Ф. Коммуникативная компетенция: сущность и компонентный состав // Молодой ученый, № 28, 2016, с. 933-935.Пассов, Е.И., Кибирева, Л.В., Колларова, Э. Концепция коммуникативного иноязычного образования (теория и её реализация). С.-Пб.: Златоуст, 2007. – 199 с.Пассов, Е.И. Методика как наука будущего. Краткая версия новой концепции. С-Пб.: Златоуст, 2015. – 172 с.Пассов, Е.И. Образование как феномен и методика как наука: проблема конвергенции. Липецк, 2016. – 178 с.Пассов, Е.И. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования: методическое пособие для преподавателей русского языка как иностранного. М.: Русский язык. Курсы, 2010. - 568 с. Пассов, Е.И. Серия книг «Методика как наука». Книга девятая. Терминосистема методики как теории и технологии иноязычного образования / Е.И. Пассов. Липецк: МУП «Типография» г. Ельца, 2016. – 736 с.Плотникова Н.Н. Обучение по «станциям» как одна из эффективных форм организации образовательной деятельности на уроках иностранного языка в начальной школе // Язык и культура, № 1, 2015, с. 122-130.Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей. 3-е изд. М.: Просвещение, 2005. - 239 с. Формирование лексических навыков: учебное пособие / Под ред. Е.И. Пассова, Е. С. Кузнецовой. Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. - 40 с. (Серия «Методика обучения иностранным языкам», № 8). Харламова М.В. Использование «Идейных сеток» на уроке иностранного языка // Иностранные языки в школе, № 1, 2005, с. 3-9. Чернявский, А.А. Обучение на "станциях" как инновационная методика обучения иностранным языкам // Межкультурная коммуникация и профессионально-ориентированное обучение иностранным языкам: материалы V Междунар. науч. конф., посвящ. 90-летию образования Белорус.гос. ун-та, Минск, 28 октября 2011 г. / Белорус. гос. ун-т; редкол.: В. Г. Шадурский [и др.]. Минск: Изд. центр БГУ, 2011. с. 129-130.Buzan, T., Buzan, B. Das Mind-Map-Buch. Die beste Methode zur Steigerung ihres geistigen Potentials. – Landsbeg am Lech, 1997. - 21 S.Spotlight 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Ю.Е. Ваулина, В. Эванс, Дж. Дули, О.Е. Подоляко]. 2-е изд., доп. и перераб. М.: ExpressPublishing: Просвещение, 2010. - 216 с.Береснева А.Д. Формирование лексических навыков на начальном этапе обучения в школе // Молодой ученый, № 7.5, 2016, с. 37-38 [Электронный ресурс]. Режим доступа - https://moluch.ru/archive/111/28001/ проверено 20.05.2019Бершадский М.Е. Метод интеллект-карт [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://bershadskiy.ru/index/metod_intellekt_kart/0-3220.05.2019Гузь Ю.А. Станционное обучение как один из способов активизации студентов на занятиях по немецкому языку [Электронный ресурс]. Режим доступа - http://web.snauka.ru/issues/2016/12/75298 проверено 20.05.2019КанцурА.Г. Stationenlernen zum Thema „Schule“ [Электронныйресурс]. Режим доступа - http://mawi-publish.ru/uchitelyam/avtorskie-razrabotki/Stationenlernen-zum-Thema-“Schule”-.html проверено 20.05.2019Нельзина Е.Н. Обучение «по станциям» на раннем этапе овладения иностранным языком [Электронный ресурс]. Режим доступа - http://school2100.com/upload/iblock/99f/99f815cba4544046fc 7eabf1ea96827b.pdf проверено 20.05.2019Тизина А.С. «Обучение по станциям» как метод повышения мотивации при личностно-деятельностном методе обучения иностранному языку [Электронный ресурс]. Режим доступа - https://infourok.ru/ obuchenie_ po_stanciyam_kak_metod_povysheniya_motivacii_pri_lichnostno-deyatelnostnom_metode-383489.htmпроверено 20.05.2019Приложение 1.Приложение 2.Приложение 3.Приложение 4.
1. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя. 2-е изд., перераб. и доп. М.: АРКТИ, 2003. – 192 с.
2. Давыдова З.М. Игра как метод обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе, № 6, 2010, с. 34-38.
3. Иванцова Т.Ю. Обучение по станциям: знакомство с немецкими праздниками // Иностранные языки в школе, № 4, 2008, с. 57-62.
4. Конышева, А.В. Английский язык. Современные методы обучения. Минск: Тетра Системс, 2007. – 352 с.
5. Коряковцева, Н.Ф. Теория обучения иностранным языкам: продуктивные образовательные технологии: учебное пособие. М.: Академия, 2010. – 201 с.
6. Методика обучения иностранным языкам в начальной и общеобразовательной школе: Учебное пособие для студентов педагогических колледжей / Под ред. В.М.Филатова. Ростов н/Д: АНИОН, 2003. – 416 с.
7. Низаева Л.Ф. Коммуникативная компетенция: сущность и компонентный состав // Молодой ученый, № 28, 2016, с. 933-935.
8. Пассов, Е.И., Кибирева, Л.В., Колларова, Э. Концепция коммуникативного иноязычного образования (теория и её реализация). С.-Пб.: Златоуст, 2007. – 199 с.
9. Пассов, Е.И. Методика как наука будущего. Краткая версия новой концепции. С-Пб.: Златоуст, 2015. – 172 с.
10. Пассов, Е.И. Образование как феномен и методика как наука: проблема конвергенции. Липецк, 2016. – 178 с.
11. Пассов, Е.И. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования: методическое пособие для преподавателей русского языка как иностранного. М.: Русский язык. Курсы, 2010. - 568 с.
12. Пассов, Е.И. Серия книг «Методика как наука». Книга девятая. Терминосистема методики как теории и технологии иноязычного образования / Е.И. Пассов. Липецк: МУП «Типография» г. Ельца, 2016. – 736 с.
13. Плотникова Н.Н. Обучение по «станциям» как одна из эффективных форм организации образовательной деятельности на уроках иностранного языка в начальной школе // Язык и культура, № 1, 2015, с. 122-130.
14. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей. 3-е изд. М.: Просвещение, 2005. - 239 с.
15. Формирование лексических навыков: учебное пособие / Под ред. Е.И. Пассова, Е. С. Кузнецовой. Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. - 40 с. (Серия «Методика обучения иностранным языкам», № 8).
16. Харламова М.В. Использование «Идейных сеток» на уроке иностранного языка // Иностранные языки в школе, № 1, 2005, с. 3-9.
17. Чернявский, А.А. Обучение на "станциях" как инновационная методика обучения иностранным языкам // Межкультурная коммуникация и профессионально-ориентированное обучение иностранным языкам: материалы V Междунар. науч. конф., посвящ. 90-летию образования Белорус.гос. ун-та, Минск, 28 октября 2011 г. / Белорус. гос. ун-т; редкол.: В. Г. Шадурский [и др.]. Минск: Изд. центр БГУ, 2011. с. 129-130.
18. Buzan, T., Buzan, B. Das Mind-Map-Buch. Die beste Methode zur Steigerung ihres geistigen Potentials. – Landsbeg am Lech, 1997. - 21 S.
19. Spotlight 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Ю.Е. Ваулина, В. Эванс, Дж. Дули, О.Е. Подоляко]. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Express Publishing: Просвещение, 2010. - 216 с.
20. Береснева А.Д. Формирование лексических навыков на начальном этапе обучения в школе // Молодой ученый, № 7.5, 2016, с. 37-38 [Электронный ресурс]. Режим доступа - https://moluch.ru/archive/111/28001/ проверено 20.05.2019
21. Бершадский М.Е. Метод интеллект-карт [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://bershadskiy.ru/index/metod_intellekt_kart/0-32 20.05.2019
22. Гузь Ю.А. Станционное обучение как один из способов активизации студентов на занятиях по немецкому языку [Электронный ресурс]. Режим доступа - http://web.snauka.ru/issues/2016/12/75298 проверено 20.05.2019
23. Канцур А.Г. Stationenlernen zum Thema „Schule“ [Электронный ресурс]. Режим доступа - http://mawi-publish.ru/uchitelyam/avtorskie-razrabotki/Stationenlernen-zum-Thema-“Schule”-.html проверено 20.05.2019
24. Нельзина Е.Н. Обучение «по станциям» на раннем этапе овладения иностранным языком [Электронный ресурс]. Режим доступа - http://school2100.com/upload/iblock/99f/99f815cba4544046fc 7eabf1ea96827b.pdf проверено 20.05.2019
25. Тизина А.С. «Обучение по станциям» как метод повышения мотивации при личностно-деятельностном методе обучения иностранному языку [Электронный ресурс]. Режим доступа - https://infourok.ru/ obuchenie_ po_stanciyam_kak_metod_povysheniya_motivacii_pri_lichnostno-deyatelnostnom_metode-383489.htm проверено 20.05.2019
Вопрос-ответ:
Какова суть коммуникативно ориентированного обучения лексическому аспекту речи?
Коммуникативно ориентированное обучение лексическому аспекту речи предполагает акцент на развитии коммуникативных навыков через активное использование и усвоение лексических единиц языка.
Какие цели преследует обучение лексическому аспекту иноязычной речи на средней ступени обучения?
Цели обучения лексическому аспекту иноязычной речи на средней ступени включают развитие словарного запаса, умение правильно использовать лексические единицы в речи и формирование коммуникативных навыков.
Каково содержание обучения лексическому аспекту иноязычной речи на средней ступени обучения?
Содержание обучения лексическому аспекту иноязычной речи на средней ступени включает изучение грамматики, развитие словарного запаса, работу с упражнениями на активное использование лексических единиц и развитие коммуникативных навыков.
Какие психологические характеристики учащихся средней ступени обучения влияют на обучение лексическому аспекту речи?
На обучение лексическому аспекту речи учащихся средней ступени обучения могут влиять такие психологические характеристики, как уровень мотивации, готовность к обучению, способности к запоминанию и восприятию новой информации, а также личные интересы и предпочтения.
Какие методические проблемы возникают при коммуникативно ориентированном обучении лексическому аспекту речи на средней ступени общеобразовательной школы?
Методические проблемы, возникающие при коммуникативно ориентированном обучении лексическому аспекту речи, могут включать выбор подходящих учебных материалов, организацию активных упражнений и игр для развития лексических навыков, а также оценку достижений учащихся в этой области.
Что такое коммуникативно ориентированное обучение лексическому аспекту речи?
Коммуникативно ориентированное обучение лексическому аспекту речи - это методический подход, основанный на развитии учащихся навыков использования и понимания лексических единиц в реальных коммуникативных ситуациях. Он акцентирует внимание на развитии языковых навыков, необходимых для успешного общения на иностранном языке.
Какие цели и содержание имеет обучение лексическому аспекту иноязычной речи?
Основная цель обучения лексическому аспекту иноязычной речи заключается в развитии словарного запаса и умения использовать лексические единицы в коммуникативных ситуациях. Содержание обучения включает изучение новых слов и выражений, их контекстуальное использование, а также развитие лексической компетенции, помогающей студентам стать более грамотными и уверенными в использовании языка.
Какая психологическая характеристика учащихся средней ступени обучения в средней общеобразовательной школе связана с обучением лексическому аспекту речи?
Учащиеся средней ступени обучения в средней общеобразовательной школе уже обладают определенными знаниями и навыками в использовании языка, поэтому их психологическая характеристика включает способность анализировать и синтезировать информацию, использовать контекст для понимания новых слов, а также стремление к активному коммуникативному взаимодействию. Но учащиеся также могут испытывать некоторые трудности в запоминании большого количества лексических единиц и их применении в практической речи, поэтому важно применять подходы, способствующие активному использованию лексики в коммуникативных задачах.