Молодежные туры на рынке туристической индустрии: социологические заметки
Заказать уникальную курсовую работу- 37 37 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 22.06.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОЛОДЕЖНОГО ТУРИЗМА 5
1.1.Понятие и сущность молодежного туризма 5
1.2.Виды молодежного туризма 11
2.МОЛОДЕЖНЫЕ ТУРЫ В РФ 17
2.1.Молодежные туры на туристическом рынке РФ 17
2.2.Социологический анализ предпочтений молодежи в выборе молодежных туров 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36
Причинами такой тенденции могут быть низкая покупательная способность и более жесткие визовые формальности в отношении резидентов России в ряде зарубежных стран. Помимо этого, в России имеется широкий спектр рекреационных ресурсов, способных удовлетворить туристические потребности отечественной молодежи. Страны СНГ являются основным туристическим направлением для 22,1 % россиян. И очень небольшая их часть-17,0 % - выбирает поездки в зарубежные страны. В рамках исследования также интересно определить страны, которые чаще всего посещают молодые люди (таблица. 2).Таблица 2 Рейтинг наиболее посещаемых российской молодежью странПорядковый номер в рейтинге Страна % посетившей страну молодежи из числа опрошенных 1 Турция 52,4 2 Египет 9,4 3 Белоруссия 8,9 4 Германия 6,1 5 Польша 3,8 6 Франция 3,3 7 Греция 2,4 8 Тунис 1,9 9 Чехия 1,9 10 Дания 0,5 Среди молодых россиян Турция является самой популярной среди зарубежных стран (52,4 %). В пятерку наиболее посещаемых стран также вошли Египет (9,4 %), Беларусь (8,9 %), Германия (6,1 %), Польша (3,8 %). За последние три года, 39.6 % молодых россиян не выезжали за границу. Таким образом, среди молодежи наиболее популярны направления с определенным набором рекреационных ресурсов, которые наилучшим образом отвечают основным мотивам путешествия. Прежде всего, это желание отдохнуть на пляже. Поэтому неудивительно, что самыми посещаемыми странами молодежью являются Турция и Египет. В ходе исследования также была выявлена стоимость туристических расходов молодежи на четырнадцатидневную поездку по основным туристическим направлениям. Такая продолжительность тура выбрана из-за его наибольшего спроса. По результатам исследования диапазон расходов на туризм для россиян составил: до 5000 рублей, 5001-7000 рублей, 7001-10 000 рублей, 10 001-30 000 рублей, и более 30 000 руб. Путешествие в пределах России молодежь тратит в течение четырнадцати дней 7 001-10 000 рублей. Таким образом, максимальные расходы на туризм в стране зарубежных стран, что связано с дополнительными транспортными расходами. Эти данные также позволяют сделать вывод, что российская молодежь имеет достаточно средств, чтобы тратить их на туризм, что еще раз подчеркивает важность и перспективы развития молодежного сегмента туристического рынка.На выбор организации, оказывающей туристические услуги для клиентов, оказывают влияние следующие факторы (Рисунок 2).Рис. 2. Факторы, оказывающие влияние на выбор туристической компанииТаким образом, из рисунка следует, что на принятие решения о приобретении туристической услуги оказывают влияние следующие факторы: качество предлагаемой услуги; приемлемая цена приобретения услуги; рекомендации друзей и родственников отметили. Перечисленные факторы отметили по 25% респондентов. Марка фирмы и ее репутация на рынке оказывает влияние в 20%. 5% опрошенных отметили простоту в общении и хороший микроклимат в организации. Можно сделать ввод, что помимо очевидных факторов цены и качества, туристическая фирма может контролировать покупательские потоки, формируя имидж и репутацию компании. Повышая внутреннюю корпоративную культуру и улучшая внутреннюю обстановку в коллективе, так же можно получить дополнительных клиентов.Данные о частоте приобретения услуги туристических операторов представлены на рисунке 3.Рис. 3. Частота приобретения туристических услугИз представленного рисунка следует, что большая часть клиентов приобретают туристические услуги один раз в год (38 %). 25% респондентов ответили, что пользуются услугами раз в 3-5 лет. Первый раз услугами туристических агентств воспользовались 19% опрошенных. 18% ответили, что приобретают туры более одного раза в год.Результаты ответа на вопрос о том, из каких источников клиенты узнают информацию о туристических услугах представлены на рисунке 4.Рис. 4. Источники информации о предоставлении туристических услугИз представленного рисунка следует, что большая часть опрошенных узнают о туристических услугах посредством информации в сети Интернет – 40%. 25% опрошенных отметили рекламу на телевидении. 17% дали ответ – рекомендации друзей и родственников. Следует отметить, что наибольшее доверие у потребителей, намеренных осуществить покупку, а не занимающихся текущим сбором информации, вызывает информация, полученная от ближнего окружения. Поэтому помимо коммуникационной деятельности, туристическая компания может сформировать банк положительной информации у потребителя о своей услуге только в случае удовлетворенности последнего приобретенной услугой. Удовлетворенный потребитель в ситуации совершения повторной покупки может стать лояльным и, следовательно, быть источником позитивных отзывов для своего ближнего окружения. Удовлетворенным же, по данным проведенного опроса, является тот потребитель, цель которого достигнута.Предпочитаемые каналы приобретения туристических услуг представлены на рисунке 5.Рис. 5. Каналы приобретения туристических услуг60% опрошенных потребителей предпочитают приобретать туристические услуги через туристических посредников. Напрямую у операторов заказывают лишь 10% респондентов. В последнее время большой популярностью стал пользоваться заказ путевок через сеть Интернет, что обуславливает необходимость поддержки действующих фирменных сайтов и других способов, имеющих обратную связь с клиентом через сеть Интернет.Результаты ответов на вопросы о том, какой вид туризма предпочитают клиенты, представлен на рисунке 6.Рис. 6. Наиболее предпочитаемый вид туризмаБольшая часть опрошенных предпочитает пляжно-купальный отдых -40%. Это означает, что спрос на турпутевки в курортные города остается востребованным. Так же существует спрос на отдых в санаториях и лечебницах, профилакториях и оздоровительных лагерях, как на территории нашей страны, так и за рубежом (28%). Познавательный вид отдыха пользуется спросом у 17%. Шопинг-тур составляет 5. В последние годы активное развитие получили экстремальные виды туризма, такие как альпинизм, байкинг, дрифтинг и т.д.Оценить уровень лояльности потребителей на рынке туристических услуг возможно проанализировав данные рисунка 7.Рис. 7. Уровень лояльности потребителей на рынке туристических услугКак показали результаты исследования, туристический рынок не имеет высокий уровень приверженности клиентов, так как большая часть клиентов купят путевку там, где будет предложено более выгодное предложение. Поэтому туристическим фирмам необходимо постоянная работа в области повышения лояльности потребителей.На рисунке 8 представлены наиболее предпочитаемые респондентами страны для отдыха.Рис. 8. Наиболее предпочитаемые потребителями туристических услуг страны для отдыха32% опрошенных респондентов предпочитают отдыхать на территории РФ. Относительно зарубежных стран были отмечены: Турция 22%, Египет 7% Таиланд 7%, Финляндия 5%, по 4% получили Китай и Греция.На вопрос «Как часто Вы путешествуете?» большинство респондентов ответили «Один раз в год» (37,5%) а так же «Два раза в год» (32,5%), то есть довольно регулярно.Рис. 9. Частота отдыхаЦеновой диапазон выбора туристических услуг представлен на рисунке 10.Рис. 10. Ценовой диапазон выбора туристических услугИз представленного рисунка следует, что большая часть опрошенных (40%) предпочитают затрачивать 30-50 тыс. руб. на человека при покупке тура. Следующую позицию занимает ценовой диапазон до 30 тыс. руб. (25%). Путевки стоимостью 50-100 тыс. руб. приобретают 24% опрошенных. Последнюю позицию занимаю дорогие туры стоимость 100-200 тыс. руб. на человека и туры премиум класса более 200 тыс. руб.Подавляющее большинство молодых респондентов указали, что предпочитают путешествовать в компании друзей (65%) а также вместе с близкими людьми (20%).Рис. 11.Предпочтения в выборе компании в путешествииПри выборе тура большинство опрошенных ориентируются в первую очередь на месторасположение средства размещения (30%) и, конечно же, стоимость тура (27,5%), так как молодежь довольно ограниченна в финансах.Опрос показал, что для молодых людей наиболее важными составляющими турпакета является наличие объектов туристического интереса (60%).Самым оптимальным режимом питания во время путешествия опрошенные считают вариант «двухразовое» (55%), но многие так же отметили вариант «трехразовое» (30%) и в основном это- мужчины.Собираясь в путешествие, большинство респондентов производят предварительное бронирование (77,5%) и лишь 22,5% ориентируются на «горящие туры».На вопрос «Хотели бы Вы совершить путешествие «дикарем»?» 67,5% ответили утвердительно, а отказались 32,5% и большинство из них- девушки.Примерно половина опрошенных указала на желание снизить стоимость путешествия за счет выбора средств размещения эконом- класса (45%), а 30% выразили неготовность экономить на комфорте проживания.Наиболее привлекательными объектами во время путешествия респонденты указали: «пляжи и прибрежные зоны» (52,5%), «развлекательные объекты» (42,5%), а так же «памятники истории и культуры» (35%).Рис. 12. Наиболее привлекательные объекты во время путешествияПроведенное исследование позволило сделать следующие выводы. Основным сегментом для туристического рынка являются женщины молодого и среднего возраста, имеющие семью, высшее образование и высокий уровень дохода. Большая часть опрошенных респондентов приобретают туристические услуги для семьи. Результаты ответа на данный вопрос свидетельствуют о необходимости туристических операторов ориентироваться на семейный отдых. Следует отметить, что наибольшее доверие у потребителей, намеренных осуществить покупку, вызывает рекомендации друзей и знакомых. Поэтому туристическая компания может сформировать банк положительной информации у потребителя о своей услуге только посредством удовлетворения потребностей своих клиентов. Большая часть опрошенных, предпочитает пляжно-купальный отдых. В последние годы активное развитие получили экстремальные виды туризма. Большая часть опрошенных респондентов предпочитают отдыхать на территории РФ, из зарубежных стран были отмечены: Турция, Таиланд, Китай и Греция.Исследование рынка туристических услуг является одним из ключевых факторов развития регионального бизнеса. Большинство предприятий, фирм и частных туристических компаний составляют стратегию действия, основываясь на результатах маркетингового исследования. Основной задачей проведения исследований туристического рынка является обеспечение адресности туристскому продукту, так как он не может отвечать запросам сразу всех потребителей. Посредством маркетинговых исследований реализуется основной принцип маркетинга – ориентация на потребителя. При этом туристское предприятие не распыляет, а концентрирует свои усилия наиболее перспективных для него сегментах рынка. Тем самым достигается повышение эффективности применяемых форм и методов продажи, рекламы, стимулирования сбыта и т.д.ЗАКЛЮЧЕНИЕСфере досуга и отдыха-важнейшая сфера повседневной жизни людей. За годы экономических перемен возможности для большинства населения мира заполнить свой досуг значительно возросли. Молодежь, как наиболее динамично реагирующая группа, проявляют наибольшую активность в освоении новых возможностей и форм проведения свободного времени. Из года в год молодежь путешествует все активнее, границы между странами, кажется, стираются. Молодежный туризм является одним из социокультурных механизмов, с помощью которого могут быть созданы условия для раскрытия способностей молодого человека, а также закрепления в молодежной среде национальных гражданских и морально-культурных ценностей, основанных на патриотизме. Туризм дает возможность проявить себя, научиться принимать решения, стать настоящим лидером. Где еще, за короткое время, не на тренировках, а в реальной жизни, можно приобрести навыки настоящего лидера, если не в изменяющейся природной среде, в походах и путешествиях. Молодое поколение в нынешней социально-экономической ситуации является наиболее уязвимым, поэтому имеет смысл говорить о необходимости воздействия на молодое поколение с целью формирования физически и морально развитого индивида. Именно поэтому необходимо уделять большое внимание развитию молодежного туризма, продвижению и повышению качества молодежных спортивно-туристических мероприятий, пропаганде здорового образа жизни, а также созданию оптимальных условий для путешествий как внутри страны, так и за ее пределами.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1.Аникудимова Е.А., Романова А.В. Направления государственной политики в сфере туризма. / Современные вызовы и проблемы социального благополучия в России. Сборник работ по результатам Всероссийской научнопрактической конференции. Сост. и отв. ред. - профессор, д.п.н. Шмелева Н.Б. – Ульяновск: 2017. - С. 68-742.Березовая Л.Г. История туризма и гостеприимства. Учебник для академического бакалавриата, М.: Юрайт,20163.Боголюбов В.С. Экономика туризма. Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования, М.: Академия, 20134.Боголюбова Е. В. Современные тенденции и перспективы развития международного туризма // Молодой ученый. — 2017. — №37. — С. 52-55. 5.Веселова Н.Ю. Организация туристской деятельности. Учебное пособие для бакалавров, М.: Дашков и К, 20156.Игнатьева И.Ф. Организация туристской деятельности. Учебное пособие, М.: Питер, 20157.Зобова Е.В., Морева С.Н., Яковлева Л.А. Специфика маркетинговых исследований в туризме. Социально-экономические явления и процессы. 2017. Т. 12. № 3. С. 51-57.8.Каменец А.В. Молодежный социальный туризм как общественная проблема // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2.;9.Каменец, А. В. Молодежный социальный туризм: учебное пособие для академического бакалавриата / А. В. Каменец, М. С. Кирова, И. А. Урмина; под общей редакцией А. В. Каменца. Москва: Юрайт, 2018. — 162 с. 10.Современные тенденции и актуальные вопросы развития туризма и гостиничного бизнеса в России: Материалы международной научно-практической конференции, 9-10 марта 2017 г./ под ред. С.В. Дусенко, Н.Л. Авиловой; РГУФКСМиТ. – М., 2017. – 613 с11.Темякова Т. В., Черевичко Т. В. Студенческий туризм в России: перспективы развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 136–140.12.Технология и организация предприятия туризма: учебник / В.П. Орловская; под ред. проф., засл. раб-ка высшей школы Российской Федерации Е.И. Богданова. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 176 с.13.Фонова, Н. Г. (2018). Молодежный туризм: тенденции и перспективы развития. EuropeanSocialScienceJournal, (10), 78-83.14.Экономика отрасли туризм: Учебник / Е.И. Богданов, Е.С. Богомолова, В.П. Орловская; Под ред. Е.И. Богданова. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 318 с.15.Экономика туризма: учебник / М. А. Морозов, Н. С. Морозова, Г. А. Карпова, Л. В. Хорева. — М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. — 320 с.
1.Аникудимова Е.А., Романова А.В. Направления государственной политики в сфере туризма. / Современные вызовы и проблемы социального благополучия в России. Сборник работ по результатам Всероссийской научнопрактической конференции. Сост. и отв. ред. - профессор, д.п.н. Шмелева Н.Б. – Ульяновск: 2017. - С. 68-74
2.Березовая Л.Г. История туризма и гостеприимства. Учебник для академического бакалавриата, М.: Юрайт,2016
3.Боголюбов В.С. Экономика туризма. Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования, М.: Академия, 2013
4.Боголюбова Е. В. Современные тенденции и перспективы развития международного туризма // Молодой ученый. — 2017. — №37. — С. 52-55.
5.Веселова Н.Ю. Организация туристской деятельности. Учебное пособие для бакалавров, М.: Дашков и К, 2015
6.Игнатьева И.Ф. Организация туристской деятельности. Учебное пособие, М.: Питер, 2015
7.Зобова Е.В., Морева С.Н., Яковлева Л.А. Специфика маркетинговых исследований в туризме. Социально-экономические явления и процессы. 2017. Т. 12. № 3. С. 51-57.
8.Каменец А.В. Молодежный социальный туризм как общественная проблема // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2.;
9.Каменец, А. В. Молодежный социальный туризм: учебное пособие для академического бакалавриата / А. В. Каменец, М. С. Кирова, И. А. Урмина; под общей редакцией А. В. Каменца. Москва: Юрайт, 2018. — 162 с.
10.Современные тенденции и актуальные вопросы развития туризма и гостиничного бизнеса в России: Материалы международной научно-практической конференции, 9-10 марта 2017 г./ под ред. С.В. Дусенко, Н.Л. Авиловой; РГУФКСМиТ. – М., 2017. – 613 с
11.Темякова Т. В., Черевичко Т. В. Студенческий туризм в России: перспективы развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 136–140.
12.Технология и организация предприятия туризма: учебник / В.П. Орловская; под ред. проф., засл. раб-ка высшей школы Российской Федерации Е.И. Богданова. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 176 с.
13.Фонова, Н. Г. (2018). Молодежный туризм: тенденции и перспективы развития. European Social Science Journal, (10), 78-83.
14.Экономика отрасли туризм: Учебник / Е.И. Богданов, Е.С. Богомолова, В.П. Орловская; Под ред. Е.И. Богданова. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 318 с.
15.Экономика туризма: учебник / М. А. Морозов, Н. С. Морозова, Г. А. Карпова, Л. В. Хорева. — М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. — 320 с.
Вопрос-ответ:
Каковы основные теоретические аспекты молодежного туризма?
Основное понятие и сущность молодежного туризма заключается в его особенностях и специфике, которая отличается от туризма других возрастных групп. Молодежный туризм имеет свои виды, такие как активный туризм, экскурсионный туризм и прочие формы.
Каковы виды молодежного туризма?
Виды молодежного туризма включают в себя активный туризм, который предполагает активное участие в различных спортивных и экстремальных мероприятиях, экскурсионный туризм, культурный туризм и многие другие формы, направленные на развлечение и образование молодежи.
Какой рынок молодежных туров существует в РФ?
Молодежные туры представлены на туристическом рынке РФ и включают в себя разнообразные направления и предложения для молодежи. Важную роль играют молодежные организации, которые организуют специальные туры для молодежи.
Какие предпочтения в выборе молодежных туров имеют молодые люди с точки зрения социологии?
Из социологического анализа видно, что молодежь часто предпочитает активный туризм, туры на природу, туры посвященные культурным и спортивным мероприятиям. Они также проявляют интерес к познанию других стран и культур через экскурсии.
Почему молодежные туры не так популярны, как другие виды туризма?
Причинами недостаточной популярности молодежных туров могут быть низкая покупательная способность молодежи, в силу отсутствия стабильного заработка. Также причиной может быть более жесткие визовые формальности в отношении некоторых стран, что может создавать преграды для молодежи, желающей путешествовать.
Что такое молодежный туризм?
Молодежный туризм – это вид туризма, который ориентирован на молодых людей в возрасте от 18 до 35 лет. Он представляет собой специфическую форму путешествий, которая отличается от обычных туристических поездок по своим особенностям и принципам.
Какое значение имеет понятие молодежного туризма?
Понятие молодежного туризма имеет важное значение в туристической индустрии, оно описывает отдельный сегмент рынка, который ориентирован на молодых людей.
Какие виды молодежного туризма существуют?
Существует несколько видов молодежного туризма, такие как экскурсионные туры, молодежные круизы, активный отдых, волонтерские программы и другие.