Инновационные формы и методы работы с детьми, оставшимися без попечения родителей
Заказать уникальную курсовую работу- 48 48 страниц
- 40 + 40 источников
- Добавлена 10.07.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1.1. Социальные проблемы детей, оставшимися без попечения родителей 7
1.2. Понятие опеки и попечительства 12
1.3 Характеристика инновационных форм и методов работы с детьми, оставшимися без попечения родителей 15
Глава 2. Практика реализации инновационных форм и методов работы с детьми, оставшимися без попечения родителей в Ставропольском крае 21
2.1 Межведомственный подход в решении проблем детей, оставшимися без попечения родителей 21
2.2 Опыт реализации инновационных форм и методов работы с детьми, оставшимися без попечения родителей 26
3 Инновации в методике работы с детьми, оставшимися без попечения родителей 34
Заключение 41
Список использованной литературы 44
Анализ вопроса, поставленного в данной главе, позволяет судить о том, что:во-первых, в науке семейного права дискуссионным остается вопрос непосредственно о правовой природе названного института, а именно, это гражданско-правовой, семейно-правовой либо комплексный институт?В заключении можно отметить, что в законодательстве России на сегодня, вопрос о статусе и полномочиях опекунов и попечителей решается по-разному, и меры по приведению этих норм к единому толкованию, во всех нормативно-правовых актах, которые регулируют институт опеки и попечительства в РФ, позволят избежать ошибочного толкования норм, со стороны как уполномоченных органов, так и обычных граждан, что в свою очередь позволит максимально эффективно применятьданные нормы на практике. Это улучшит правовое положение и качество жизни детей, которые остались без родительского попечения.3 Инновации в методике работы с детьми, оставшимися без попечения родителейВ настоящее время многие образовательные учреждения включаются в инновационную деятельность применяя новые формы и методы работы, разрабатывая программы развития, создавая инновационные проекты. Успешность организации инновационной деятельности во многом определяется технологичностью проектирования, актуальностью проблемы исследования, степенью участия членов коллектива в разработке проекта.Изначально выделяют следующие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей:Традиционные:- Усыновление;- Опека;- Попечение;- Патронатная семья.Инновационные:- детская деревня;- детский городок;- детский дом семейного типа;- детские приюты;- социально – реабилитационные гостиницы;- замещающие семьи;- семейная группа;- наставничество.Необходимость инновационной деятельности в данном вопросе связана с нахождением новых путей развития социальной адаптации воспитанников. В гос. учреждениях осуществляется целостный педагогический процесс, так - как под одной крышей, в одной группе проживают дети разных возрастов, разных уровней социального, педагогического и психического развития. За 20 лет накоплен определенный опыт педагогической работы, который способствует социальной реабилитации и адаптации воспитанников.Воспитательная работа детского дома построена на применении технологии личностно-ориентированного обучения, которая направлена прежде всего на раскрытие и использование субъективного опыта каждого воспитанника. При реализации тем самообразования, при проведении занятий дополнительного обучения, при подготовке мероприятий, педагог всегда использует личностно-ориентированное обучение. Это позволяет раскрыть способности каждого ребенка и привести к достижению хороших результатов в воспитании и обучении для максимального развития индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности. Задача педагога – не «давать» материал, а пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать совместную познавательную, творческую деятельность каждого ребенка. При реализации тем самообразовании, программ дополнительного образования также применяется технология адаптивного обучения, что позволяет адаптировать содержание, методы, формы, темп обучения к индивидуальным особенностям каждого воспитанника, следить за его продвижением в освоении программ, вносить необходимую коррекцию для обеспечения индивидуального подхода к каждому ребенку согласно его индивидуальным особенностям и возможностям.В процессе реализации программ применяются групповые инновационные технологии для организации совместных действий, через использование групповых форм, работ, направленных на коммуникацию, общение. Применение групповой технологии позволяет способствовать развитию у подростков, взаимопонимания, взаимопомощи, взаимоуважения, взаимовыручки, взаимокоррекции. В воспитательной системе используется инновационная технология КТД (коллективно-творческое дело). При самоуправлении происходит коллективное планирование дела, выбор актива, распределение обязанностей, уточнение плана. Затем идет осуществление разработанного плана и завершение, подведение итогов для выявления, учета, развития творческих способностей детей и приобщения их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который можно фиксировать (изделие, модель, макет, праздник, произведение). Технология предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела. В процессе подготовки мероприятий, КТД, в процессе профилактической работы применяется инновационная технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). В результате применения технологии вырабатывается умение анализировать, рассуждать, обосновывать, обобщать, делать выводы, оригинально и гибко мыслить, активно использовать воображение. Цель – формирование мышления несовершеннолетних, подготовка их к решению нестандартных задач в различных областях деятельности, обучение творческой деятельности. Принципы, основные направления воспитательной работы: - гуманизм и эстетическая направленность воспитания; - культорологическая направленность; - коллективное творчество; - эмоциональное насыщение жизни коллектива; - развитие индивидуальных творческих способностей; - изучение и внедрение в образовательный процесс передового педагогического опыта. В процессе организации и проведении воспитательных, профилактических мероприятий педагог создает проблемные ситуации, направляет воспитанников на ее решение, организует поиск решения, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями и навыками по разрешению различных конфликтных, проблемных ситуаций. Это особенности применения технологии исследовательского (проблемного) обучения с целью научить несовершеннолетних применять в реальной жизни знания, умения и навыки по разрешению различных конфликтных, проблемных ситуаций. В этом хорошо помогают педагоги-психологи. Основные цели воспитательной работы показаны на рисунке 5.Рис. 5 Основные цели воспитательной работыОсновная педагогическая деятельность: - диагностическая; - коррекционная; - художественно-творческая; - познавательная; - трудовая; - общественно-полезная; - эстетическая; - ценностно-ориентированная; - спортивно-оздоровительная (спортивные клубы).Сеть отношений: - сотрудничество; Программа социального партнерства - сотворчество; - соуправление. Принцип отношений: демократический стиль общения при достаточном уровне дисциплины. Технологии: - инновационные технологии; - передовой педагогический опыт; - методика коллективной творческой деятельности.Руководить сегодня детьми, оставшимися без попечения родителей – задача, требующая огромной активности, предприимчивости, мобильности. Это нелегко, но когда знаешь, что делается это не ради собственного успеха, а ради детей, судьба которых напрямую зависит от нас, находятся силы, приходят идеи и все получается! Цель администрации детского дома - создать в учреждении личностно - развивающую среду, которая бы способствовала профессиональному и личностному развитию педагогов, обеспечивала условия для психического здоровья, эмоционального благополучия и внутренней удовлетворенности педагогов своей деятельностью и эффективно влияла на развитие всех субъектов педагогической деятельности. Данная цель реализуется путем решения следующих задач: • Для педагогов – повышать педагогическое мастерство и обогащение педагогического опыта; (диагностика и обучение коллектива с приглашением специалистов, конкурс профессионального мастерства, защита инновационных проектов);•Для детей – повышать уровень усвоения программного содержания; (Адаптивная программа, зашита детских проектов, компьютерная грамотность) • Для замещающих родителей – гарантировать качество полученных умений и навыков воспитанниками; • Для детских домов или центров – повысить качество образования в целом, повысить имиджа среди других учреждений, работа по профилактике самовольных уходов.Безусловно, личность педагога может стать фактором формирования личности несовершеннолетнего только в том случае, если педагог является профессионально грамотным, свободным членом сообщества. Вот почему методическая работа, организованная в детском доме нацелена на профессиональное развитие, приобретение и закрепление статуса педагога, решение его профессиональных и личных проблем, на его успешную самореализацию. Педагоги владеют навыками самостоятельной работы, они в течение года ведут целенаправленную научно-практическую, исследовательскую деятельность, что свидетельствует о их профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, отражается на качестве воспитательно-образовательного процесса и результативности педагогической деятельности.В процессе образовательной деятельности педагогов важным условием для повышения их профессионального уровня является правильно организованная и проводимая работа по самообразованию. Поэтому каждый педагог имеет свою тему самообразования, над которой они работают в процессе своей педагогической деятельности. К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы (испытывают затруднения в подборе и изучении методической литературы, в выборе темы, постановке целей и задач и т.п.). В данном случае только диагностический метод позволяет дифференцированно, с учетом развития задатков каждого педагога подходить к организации самообразования Выбор оптимального варианта темы самообразования предполагает всестороннее изучение личности и деятельности педагогов.Основными методами диагностики были использованы анкетирование и тестирование. С этой целью была составлена специальная форма анкетирования педагогов, вопросы которой отражали основные проблемы воспитания несовершеннолетних, отношения педагогов к своей профессии и их удовлетворенность выполняемой работой. По результатам диагностирования подводились итоги и выводы положительных и отрицательных ответов. На основании полученных ответов анкетных данных выявлялись проблемы педагогов, а это значит, что уже уверенно прогнозировались цели и задачи планирования образовательной деятельности педагогов с детьми-сиротами на следующий год. Данный метод работы позволил в течение всего года своевременно регулировать необходимость повышения квалификации педагогов. В учреждениях существует система мер поощрения творческих педагогов. Для выявления творчески работающих педагогов проводятся смотрыконкурсы профессионального мастерства, на лучшую постановку воспитательно-образовательной работы в группе, на обогащение предметноразвивающей среды. Важную роль в кадровой политике Центра играет материальная и моральная поддержка членов коллектива. Стимулирующая оценка труда эффективно влияет на профессиональный рост и мастерство педагогических сотрудников, повышение их мотивации к инновационной деятельности. В целях социальной поддержки и морального стимулирования работников администрацией учреждения разработаны локальные акты: «Положение о стимулировании особых достижений в профессиональной деятельности и других выплатах членам трудового коллектива» В соответствии с этим и документами в течение года производились доплаты и надбавки из фонда заработной платы педагогам за высокий профессионализм, творческий подход к работе, активную помощь учреждениям, разработку и внедрение инновационных технологий. ЗаключениеПодводя итоги, проделанной работы, резюмируя всё, что сказано выше, можно сделать вывод, что институт опеки и попечительства представляет собой гражданско-правовой институт. Вопросы, касающиеся назначения, снятияданных решений, исполнения опекунами, попечителями, а также органами опеки и попечительства своих обязанностей регулируются ГК.Вместе с тем общие гражданско-правовые нормы имеют правила об опеке и попечительстве в отношении несовершеннолетних детей. В них отражается специфика, проявляемая в самих целях назначения опеки (попечительства) над ребенком, субъектов, над которыми опека (попечительство) назначается, в правах всех сторон правоотношений по опеке, попечительству, а также в порядке их назначения и отмены.Большая часть случаев применения опеки и попечительства приходится на малолетних и несовершеннолетних, исходя из этого, данный институт играет важную роль в процессе создания условий для воспитания детей,которые лишеныродительской заботы, в семье. Установление опеки (попечительства) над несовершеннолетнимипозволяет им получить право применять имеющиеся у них права, а также приобрести права и нести обязанности, которые предоставлены любому гражданину.В ходе этой работы стало известно, что защитойправ и интересов детей в случае смерти родителей, лишении граждан родительских прав, ограничении их в родительских правах, признании родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонении родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе в случае отказа родителей взять своего ребенка из воспитательного учреждения, лечебного учреждения, учреждения социальной защиты населения и другого аналогичного учреждения, а также в прочихвариантах отсутствия попечения родителейзанимаются органы опеки и попечительства.Указанные органы занимаются выявлением детей, которые остались без родительского попечения, ведением учета таких детей и на основании определенных обстоятельств утраты родительского попечения выбирают форму устройства детей, которые остались без родительского попечения, кроме тогов последующем контролируют условиями их содержания, воспитания и образования.К органам опеки и попечительства относят органы местного самоуправления. Организация деятельности данных органов по функционированию опеки и попечительства над детьми, которые остались без родительского попечения, определяется вышеуказанными органами, руководствуясь уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов РФ, СК, ГК РФ.Дети, которые остались без родительского попечения, передаются для воспитания в семьи (усыновление (удочерение), опека (попечительство) или приемная семья), а при отсутствии данной возможности в интернаты для детей-сирот или детей, которые остались без родительского попечения, учреждения всех типов (воспитательное учреждение, детский дом семейного типа, лечебное учреждение, учреждение соцзащиты населения и другие аналогичные учреждения).Устройство ребенка в одно из таких учреждений или семью должно происходить на основании его этнического происхождения, принадлежности к определенной религии и культуре, родного языка, возможности обеспечить преемственность в воспитании и образовании.Кроме этого, очень важно в работе с такими детьми применять инновационные формы и методы, способствующие быстрейшей адаптации ребенка в социуме, его привыканию к новым условиям и поднятия его морального духа. Для чего воспитательный состав детских учреждений должен постоянно совершенствовать свои техники работы.Из всего выше сказанного следует сделать вывод, что необходимо очень серьёзно отнестись к исследуемому вопросу, так как с каждым годом в России растает число детей, которые остались без опеки и родительского попечительства. Дети - будущее страны,имнеобходима забота и правильное воспитание. Вызывает настороженность, что современные молодые мамы после родов просто отказываются от своих детей, даже если эти дети абсолютно здоровы, кроме того большое количество родителей лишеныродительских прав. Причинами этого могут служить этиология людей и бедность населения. Решение данных проблем лежит на плечах государства, воспитывая моральные ценности народа и повышая его благосостояние, государство становится более сплоченным и устойчивым к влиянию извне.Список использованной литературысопровождение замещающих семей, воспитывающих детей — сирот сложной категории (подростков, братьев и сестер, детей с ОВЗ и инвалидностью)», 2016 г., 372 с.27. Панова, Лада Мнимое сиротство. Хлебников и Хармс в контексте русского и европейского модернизма / Лада Панова. - Москва: Высшая школа, 2017. - 855 c.28. Петросян М. М., Филоненко Ю. О. Вопросы ответственности в праве социального обеспечения // Молодой ученый. — 2016. — №10.3. — С. 60-6229.Унарова, Л. Д. К проблеме социальной уязвимости детей — воспитанников детских домов // В сборнике: Обучение и воспитание: методики и практика 2016/2017 учебного года Сборник материалов XXXI Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией С. С. Чернова. — 2017. — С. 13–17.30. Федоров, Николай Конец сиротства; безграничное родство / Николай Федоров. - Москва: Машиностроение, 2019. - 389 c.31. Шульга Т.И. Особенности подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ОВЗ, к передаче в замещающие семьи. // Вестник МГОУ Серия: Психологические науки. 2016. № 1. С. 72-88.32. Шульга Т.И. Технологии помощи при сопровождении замещающих семей, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ОВЗ: монография /Т.И.Шульга. М.: Федеральный институт развития образования, 2016. -170с.33. Господдержка детей-сирот/ http://www.stavminobr.ru/activities/gospodderzhka-detej-sirot.html34.Дети-сироты- Ставропольский край - банк Детей-сирот / https://siroty.su/regiony/stavropolskij-kraj/35. Коммерсант. ру. Статистика детских домов и сирот в России 2017 [Электронный ресурс]. — URL. https://www.kommersant.ru/doc/3414174 (Дата обращения 31.05.2019).36. По каким причинам прекращается опека и попечительство//Правда семейной жизни. Электронный ресурс. URL: http://tvoiyapravda.ru/for-deti/opeka/prichiny-prekrashheniya.html37. Росстат. Семья, материнство и детство [Электронный ресурс]. —URL.http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/motherhood/#. (Дата обращения 31.05.2019). 38. Сирот в России много, а усыновить их трудно [Электронный ресурс]. — URL. http://www.kp.ru/daily/26571/3587406/ (Дата обращения 01.06.2019). 39. Счетная палата РФ: Проблему с жильем для детей-сирот в ближайшее время не решить [Электронный ресурс]. — URL. https://sm-news.ru/news/analitika/schetnaya-palata-rf-problemu-s-zhilem-dlya-detey-sirot-v-blizhayshee-vremya-ne-reshit/ (Дата обращения 01.06.2019).40. Энциклопедия молодой семьи //Дом.Быт.Семья. Электронный ресурс. URL: http://bibliotekar.ru/enc-Semya/13.htm
сопровождение замещающих семей, воспитывающих детей — сирот сложной категории (подростков, братьев и сестер, детей с ОВЗ и инвалидностью)», 2016 г., 372 с.
27. Панова, Лада Мнимое сиротство. Хлебников и Хармс в контексте русского и европейского модернизма / Лада Панова. - Москва: Высшая школа, 2017. - 855 c.
28. Петросян М. М., Филоненко Ю. О. Вопросы ответственности в праве социального обеспечения // Молодой ученый. — 2016. — №10.3. — С. 60-62
29.Унарова, Л. Д. К проблеме социальной уязвимости детей — воспитанников детских домов // В сборнике: Обучение и воспитание:
методики и практика 2016/2017 учебного года Сборник материалов XXXI Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией С. С. Чернова. — 2017. — С. 13–17.
30. Федоров, Николай Конец сиротства; безграничное родство / Николай Федоров. - Москва: Машиностроение, 2019. - 389 c.
31. Шульга Т.И. Особенности подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ОВЗ, к передаче в замещающие семьи. // Вестник МГОУ Серия: Психологические науки. 2016. № 1. С. 72-88.
32. Шульга Т.И. Технологии помощи при сопровождении замещающих семей, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ОВЗ: монография /Т.И.Шульга. М.: Федеральный институт развития образования, 2016. -170с.
33. Господдержка детей-сирот/ http://www.stavminobr.ru/ activities/gospodderzhka-detej-sirot.html
34. Дети-сироты- Ставропольский край - банк Детей-сирот / https://siroty.su/regiony/stavropolskij-kraj/
35. Коммерсант. ру. Статистика детских домов и сирот в России 2017 [Электронный ресурс]. — URL. https://www.kommersant.ru/doc/3414174 (Дата обращения 31.05.2019).
36. По каким причинам прекращается опека и попечительство//Правда семейной жизни. Электронный ресурс. URL: http://tvoiyapravda.ru/for-deti/opeka/prichiny-prekrashheniya.html
37. Росстат. Семья, материнство и детство [Электронный ресурс]. —
URL.http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/motherhood/#. (Дата обращения 31.05.2019).
38. Сирот в России много, а усыновить их трудно [Электронный ресурс]. — URL. http://www.kp.ru/daily/26571/3587406/ (Дата обращения 01.06.2019).
39. Счетная палата РФ: Проблему с жильем для детей-сирот в ближайшее время не решить [Электронный ресурс]. — URL. https://sm-news.ru/news/analitika/schetnaya-palata-rf-problemu-s-zhilem-dlya-detey-sirot-v-blizhayshee-vremya-ne-reshit/ (Дата обращения 01.06.2019).
40. Энциклопедия молодой семьи //Дом.Быт.Семья. Электронный ресурс. URL: http://bibliotekar.ru/enc-Semya/13.htm
Вопрос-ответ:
Какие инновационные формы и методы работы с детьми оставшимися без попечения родителей существуют?
Инновационные формы и методы работы с детьми оставшимися без попечения родителей включают в себя такие подходы как детские дома семейного типа, приемные семьи, профилактические программы, социальные образовательные проекты и другие.
Какова роль опеки и попечительства в решении проблем детей оставшимися без попечения родителей?
Опека и попечительство играют важную роль в защите интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей. Они обеспечивают надлежащее воспитание, социализацию и образование таких детей, а также заботятся о их благополучии и развитии.
Какие особенности имеют инновационные формы и методы работы с детьми оставшимися без попечения родителей?
Инновационные формы и методы работы с детьми оставшимися без попечения родителей характеризуются индивидуальным подходом к каждому ребенку, активным участием родителей-постановщиков, использованием современных технологий и методик, а также учетом потребностей и специфики каждого ребенка.
Каковы примеры практической реализации инновационных форм и методов работы с детьми оставшимися без попечения родителей в Ставропольском крае?
В Ставропольском крае успешно осуществляется межведомственный подход в решении проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Примерами практической реализации являются создание детских домов семейного типа, развитие системы приемных семей, проведение профилактических программ и социальных образовательных проектов.
Какие проблемы существуют при работе с детьми оставшимися без попечения родителей и как они решаются?
Проблемы, с которыми сталкиваются работники, занимающиеся детьми оставшимися без попечения родителей, включают отсутствие стабильной семейной среды, социальную изоляцию, психологические трудности и другие. Они решаются через создание оптимальных условий для жизни и развития детей, проведение социальной и психологической поддержки, организацию образовательных и развлекательных мероприятий.
Какие инновационные формы и методы работы с детьми оставшимися без попечения родителей существуют?
Инновационные формы и методы работы с детьми без попечения родителей включают в себя такие подходы, как детские дома семейного типа, социальные приюты, программы по развитию приемной семьи, профессиональная поддержка и социальная адаптация, реабилитационные центры и многое другое. Они позволяют создать комфортные условия для детей, развить их личностный потенциал и обеспечить благополучное будущее.
Каким образом межведомственный подход решает проблемы детей, оставшихся без попечения родителей?
Межведомственный подход предполагает сотрудничество различных государственных и негосударственных организаций, работающих в сфере защиты прав детей. Благодаря этому подходу, проблемы детей оставшихся без попечения родителей рассматриваются комплексно и организуется поиск наилучших решений для каждого конкретного случая. Это включает в себя разработку и реализацию программ поддержки, реабилитации и социализации детей, а также координацию деятельности всех участников процесса.
Чему посвящена глава 2 статьи "Практика реализации инновационных форм и методов работы с детьми оставшимися без попечения родителей в Ставропольском крае"?
Глава 2 статьи посвящена практическим аспектам внедрения инновационных форм и методов работы с детьми оставшимися без попечения родителей в Ставропольском крае. В ней рассматривается опыт работы с подобными категориями детей, анализируются эффективность и результаты реализации различных программ и проектов, а также выявляются проблемы и перспективы дальнейшего развития данной сферы.
Какие инновационные формы и методы работы с детьми оставшимися без попечения родителей существуют?
Инновационные формы и методы работы с детьми оставшимися без попечения родителей включают в себя такие подходы, как детские дома семейного типа, приемные семьи, респайт-центры, специализированные центры социального обслуживания, программы социализации и профессиональной поддержки для подростков, психологическая помощь и терапия, восстановительные программы для детей, нуждающихся в особой помощи. Они основаны на принципах индивидуального подхода к каждому ребенку, создании комфортной и безопасной среды, развитии его навыков и потенциала, а также обеспечении его социальной адаптации и интеграции в общество.
Каковы основные проблемы, с которыми сталкиваются дети, оставшиеся без попечения родителей?
Дети, оставшиеся без попечения родителей, сталкиваются с различными проблемами, включая отсутствие эмоциональной поддержки и заботы, низкий уровень доступа к образованию и медицинской помощи, социальную изоляцию, практическую некомпетентность в сфере самообеспечения, конфликтные отношения в новой семье или коллективе. Также многие из них испытывают травму от потери родителей и нуждаются в психологической поддержке и терапии.
Каковы принципы и подходы при реализации инновационных форм и методов работы с детьми оставшимися без попечения родителей?
При реализации инновационных форм и методов работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, основными принципами являются: принцип защиты и уважения прав ребенка, принцип наилучшего интереса ребенка, принцип семейной замены и принцип социального включения. Подходы включают в себя индивидуальный подход к каждому ребенку, создание условий для его самореализации и развития, интеграцию ребенка в общество, обеспечение его социальной поддержки и услуг.