Сотояние памяти у дошкольников со стёртой дизартрией

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Логопедия
  • 92 92 страницы
  • 40 + 40 источников
  • Добавлена 03.02.2011
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
Глава 1. Научно-теоретические основы изучения проблемы памяти у дошкольников с дизартрией
1.1. Память. Виды и характеристики памяти
1.2. Развитие памяти в онтогенезе
1.3. Клинико-психолого-педагогическая характеристика дошкольников со стёртой дизартрией
1.4. Особенности памяти у дошкольников со стёртой дизартрией
Выводы по 1 главе
Глава 2. Исследование памяти у дошкольников со стёртой дизартрией
2.1. Цель и задачи исследования
2.2. Методика исследования памяти у дошкольников со стёртой дизартрией
2.3. Организация исследования и характеристика экспериментальной группы
Выводы по 2 главе
Глава 3. Результаты исследования памяти у дошкольников со стёртой дизартрией
Выводы по 3 главе
Глава 4. Методические рекомендации по развитию памяти в процессе логопедической работы с дошкольниками со стёртой дизартрией
Заключение
Список литературы
Приложение

Фрагмент для ознакомления

Ведущий называет и повторяет 1-2 раза несколько различных движений, не показывая их. Больные должны произвести движения в той же последовательности, в какой они были названы ведущим.
4. «Говори наоборот».
Используется воздушный шарик.
Ведущий: «Вы помните сказку про маленького Ослика? Веселый, любопытный Ослик иногда бывал очень упрямым и все делал наоборот. Скажет ему бабушка: «Садись», – он встает. Скажет: «Ешь», – он пьет. Скажет: «Иди», – он стоит.
Давайте поиграем в упрямого Ослика. Я буду подбрасывать вверх этот воздушный шарик и говорить какое-либо слово, а вы по очереди будете ловить шарик и подбирать слово с противоположным значением, слово «наоборот». Например, большой – маленький, грустный – веселый».
Ведущий подбрасывает воздушный шарик возле каждого и предлагает следующие слова. Играющие называют слово – пару.
большой – маленький; грустно - весело
толстый – тонкий; бежать - стоять
черный – белый; жара - мороз
горячо – холодно; легко - тяжело
пустой – полный; чистота - грязь
сильный – слабый; больной - здоровый
красивый – безобразный; огонь - вода и т.д.
5. «Гуляем по лесу»
Представь, что мы уже в лесу! Я буду называть тебе птиц. Ты должен вспомнить тех, кого я не называла.
Итак, сорока, кукушка, дрозд, малиновка, дятел.
Задание 1. Назови всех птиц, каких ты знаешь. Если больной затрудняется, то ему предложить воспользоваться картинками.
Задание 2. Картинки убираются. Больного просят вспомнить тех птиц, которые были названы в начале игры.
ЗАНЯТИЕ 2
Задачи: развитие оперативно-логической памяти, моторно-слуховой памяти, логического мышления, способности вспоминать, внимания. Учить узнавать животное, птицу по описанию «внешнего вида», повадок.
1. «Запомни движения».
2. «Отгадай».
Ведущий: Я загадаю вам несколько из них, а вы угадывайте.
«Большой, серый, зубастый, бродит по лесной чаще».
- Волк!
Ведущий: И не волк это. В сказочном лесу, о котором мы говорим, волк живет на дереве, гнезда не вьет, своих детей в чужие гнезда кладет.
- Это кукушка!
Ведущий: Нет, кукушка ходит в рыжей шубке, глаза у нее хитрые, хвост пушистый, курочек любит.
- Это лиса!
Ведущий: Нет, лиса пушистая, серая, хвостишко короткий, живет под кустом, прыгает ловко и любит морковку.
- Это заяц!
Ведущий: Нет, заяц маленький, коричневый, бойкий, под окошком скачет, крошки собирает. Весной в лужах купается. Громко чирикает.
- Воробей!
Ведущий: Воробей – огромный. Носит рога ветвистые. На весь лес весной ревет, зеленые ветки жует.
- Это Лось!
Ведущий: Лось в этом лесу носит бурую шубу, любит ягоды, коренья, ловит жуков и лягушек, а зимой спит в берлоге.
- Это медведь!
Ведущий: Медведь в ярком, пестром наряде, сам черный, а бока белые. Все новости по лесу разносит. Кого увидит – застрекочет.
- Это сорока!
Ведущий: Сороки зеленые. Сидят на кочке, в воду смотрятся, по ночам и перед дождем хором песни поют, весной икру мечут.
- Лягушки!
Ведущий: Лягушки – примерные матери, по двору гуляют, корм ищут, деток под крыло собирают.
- Это куры!
Ведущий: Кур по утрам хозяйки на лужок выгоняют, чтобы траву ела, воду пила, молоко копила. Курица большая, рога острые, глаза грустные.
- Корова!
Ведущий: Корову трудно увидеть: она маленькая, серенькая. Голосок звонкий. Поет очень красиво по ночам. Кто услышит – залюбуется. Лучшим певцом зовут.
- Это соловей!
Ведущий: Соловей возле дома гуляет. Следит за порядком в своей большой семье. По утрам солнце будит.
- Это петух!
3. «Вот так позы!»
Играющие принимают различные позы. Водящий, посмотрев на них, должен запомнить и воспроизвести их, когда все вернутся в исходное положение.
4. «В магазине зеркал».
Игровая ситуация: в магазине стояло много больших зеркал (это больные будут зеркалами). Туда вошел человек, на плече у него была обезьянка (роль выполняет больной). Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки и стала корчить им рожицы. Обезьянки ответили ей тем же. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили. Она топнула ногой, и все обезьянки топнули ногой. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли ее движения.
5. «Гуляем по зоопарку»
Дают 10 картинок с изображениями разных животных и предлагают внимательно рассмотреть их. Время 3-5 минут. Потом картинки следует убрать. Предлагается закрыть глаза и представить, что мы гуляем по зоопарку.
Инструкция: «Я буду называть зверей, ты должен вспомнить тех, кого я не назвала».
Итак, лиса, волк, ежик, жираф, слон…
Задание 1. Перечисли животных, которые были на картинках.
Задание 2. Опять дают 10 картинок, что и в начале и просят назвать и показать тех животных, которые были в начале.
Задание 3. Найди на картинках животных, которых назвал ты.
Задание 4. Картинки убираются. просят вспомнить животных в том порядке, в каком они назывались.
Задание 5. Перечисли всех животных, которых ты знаешь.
ЗАНЯТИЕ 3
Задачи. Развитие оперативно-логической памяти, тактильной, моторно-слуховой, произвольной памяти; внимания, наблюдательности; классификации и обобщения.
1. «Повтори за мной».
Ведущий предлагает одному прохлопать все, что ему простучит карандашом ведущий. Остальные внимательно слушают и оценивают исполнение движениями: поднимают вверх большой палец, если хлопки правильные, и опускают его вниз, если неправильные.
Ритмичные фразы должны быть короткими и ясными по своей структуре.
2. «Определи на ощупь».
Ведущий предлагает одному закрыть глаза и взять из коробки овощ, и, не открывая глаз – на ощупь, определить, какой это овощ. Если ошибается, то кладет овощ на место, в коробку, а сам возвращается к другим. А если ответ верен, то ведущий спрашивает у остальных: «Что вы можете рассказать про этот овощ?».
3. «Запомни порядок».
Играющие выстраиваются друг за другом в произвольном порядке. Ведущий, посмотрев на всех, должен отвернуться и перечислить, кто за кем стоит. Затем водящим становится другой.
Можно усложнить тем, что не только перечислить, кто за кем стоит, но и кто в какую одежду одет.
4. «Что и к чему относится?»
Материалом для игры являются картинки различных групп. Стопка предварительно перемешанных карточек находится у ведущего. Он открывает их по одной, и больные по очереди называют один предмет и группу, к которой он относится. Играющий, ответивший правильно, получает карточку. В том случае, если играющий не может назвать группу, карточка кладется вниз стопки. Игра заканчивается, когда все карточки разобраны. Вначале эту игру можно проводить в облегченном варианте. Сначала, показывая карточку одну за другой, ведущий спрашивает у больных «Что это?». Затем он поясняет правила: «Здесь есть и ягоды, и овощи, и фрукты. Теперь вы будете отгадывать, что к чему относится. Если я покажу яблоко, вы скажете: яблоко – к фруктам». Далее игра проводится так, как описано выше.
5. «Игра в слова»
Задание 1. Сейчас я назову тебе несколько слов, а ты постарайся их запомнить.
слон, заяц, телевизор, курица, шкаф, мышь, волк, диван, кресло, медведь.
ПОВТОРИ!
Задание 2. Как ты думаешь, можно ли разделить эти слова на группы, части. На какие группы или части ты бы разбил эти слова? (Играющий может назвать много вариантов. Это хорошо. Пусть мыслит. Но нужно подвести его к наиболее правильному ответу. Например: «Вспомни сначала животных, а потом перечисли предметы мебели…»).
Задание 3. Перечисли, пожалуйста, все слова еще раз.
ЗАНЯТИЕ 4
Задачи. Развитие оперативно-логической памяти, внимания, наблюдательности, произвольной памяти и умения классифицировать предмет, а также логического и творческого мышления.
1. «Вот так позы».
2. «Загадки».
Ведущий загадывает загадки (например: «Сидит девица в темнице, а коса на улице» и др.). Ведущий добивается, чтобы больные не просто говорили отгадку, но и объясняли ход своих рассуждений.
Затем ведущий предлагает поучиться самостоятельно придумывать загадки про овощи. Дает образец: «Зеленый, а не…?» – «лягушонок, травка, кузнечик», - подсказывают остальные. «С хвостом, а не…?» – «Репа, воробей, мышонок». «Его не жарят, а…?» – «Маринуют, солят».
3. «Художник».
Больной играет художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет рисовать, потом отворачивается и дает его словесный портрет.
И как другой вариант игры – можно рассматривать картинку, а потом описать, что на ней нарисовано.
4. «Кому что нужно» (картинки).
Подбираются карточки стольких групп, сколько больных участвует в занятии. В группах должно быть одинаковое количество карточек. Каждый получает одну карточку из какой-либо группы. Остальные картинки находятся у ведущего. Он поясняет, что у него карточки различных групп (овощей, цветов, животных и пр.). Каждый должен собрать именно ту группу картинок, к которой относится изображенный на его карточке предмет. Ведущий, беря карточку из стопки, называет ее и спрашивает: «Кому нужен лук?»Игрок, имеющий что-либо из овощей, отвечает: «Мне, у меня овощи» – получает эту карточку. Если больной ответил неправильно, ведущий спрашивает его, забирая одну из его картинок (эта карточка уже не участвует в игре). Также ведущий забирает себе карточку и в том случае, если никто из играющих ее не потребовал. Проигрывает тот, у кого в конце игры окажется меньше всего карточек.
5. «Игра в слова»
Инструкция: «Сейчас я назову тебе несколько слов. Постарайся их запомнить».
ВНИМАНИЕ!
Сокол, сито, сосна, старик, сарай, снегурочка.
Задание 1. Назови слова, которые ты запомнил.
Задание 2. Как ты думаешь, есть что-нибудь общее у этих слов? Чем похожи эти слова?
ПРИМЕЧАНИЕ. При решении этой задачи не надо требовать от больного сразу же правильного ответа. Не нужно подсказывать. Пусть подумает, сравнит слова, почувствует слово.
Эта работа важна не только для развития памяти, но и для развития других умственных способностей, а также для развития речи.
ЗАНЯТИЕ 5
Задачи: Развитие произвольной памяти, наблюдательности, логического мышления, слуховой памяти. Упражнять в умении определять группу предметов, объединенных по общему признаку, посторонний предмет.
1. «Повтори за мной».
2. «Разведчики».
В комнате расставлены стулья в произвольном порядке. Один (разведчик) идет через комнату, обходя стулья с любой стороны, а другой (командир), запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путем. Затем разведчиком и командиром отряда становятся другие больные. Разведчик прокладывает новый путь, а командир ведет по этому пути весь отряд и т.д.
3. «Что лишнее».
Ведущий предлагает вниманию картинки с изображениями зайца, ежа, лисы, медведя, кошки. Предлагает определить, какое животное в этой группе является лишним, и объяснить, почему. Далее картинки меняют и игра продолжается.
4. «Назови, что знаешь».
Ведущий называет какой-либо один предмет, а все должны припомнить другие предметы из этой группы. Например, ведущий произносит слово Роза, больные по очереди быстро называют известные им цветы. Прежде, чем перейти к другой группе однородных предметов, ведущий, обращаясь к кому-либо, спрашивает: «Какая группа?» – и тот должен назвать обобщающим словом те объекты, которые перечислялись до него. Затем ведущий называет предмет из иной группы, и игра продолжается. Важно следить за тем, чтобы требование обозначить группу каждый раз обращалось к другому больному. Это требование может предъявляться в различной форме: «Не продолжай, группу называй» и т.п.
5. «Игра в слова»
Инструкция: «Сейчас я назову много слов. Постарайся их запомнить»
ВНИМАНИЕ!
Арбуз, медведь, астра, муравей, аптека, мыло, алмаз, малина.
Задание 1. Назови слова, которые ты запомнил.
Задание 2. Назови слова, которые начинаются с буквы А.
Задание 3. Назови слова, которые начинаются с буквы М.
Задание 4. Назови все слова, которые я просила тебя запомнить.
ЗАНЯТИЕ 6
Цель: Развитие восприятия цвета и формы.
«Цвета».
«Продолжи ряд».
«Графический диктант».
«Путанка».
«Закончите предложение».
ЗАНЯТИЕ 7
Цель: Развитие памяти, восприятия величины, размера предмета, умения ориентироваться в пространстве.
«Сравни и покажи».
«Где игрушка»
«Магнитики».
«Графический диктант».
«Сочиняем рассказ».
ЗАНЯТИЕ 8
Цель: Развитие зрительной, слуховой памяти, умение подбирать антонимы
«Запомни и нарисуй».
«Назови противоположность».
«Пузырьки».
«Дорисуй рисунок».
«Закончите предложение».
ЗАНЯТИЕ 9
Цель: Знакомство с временами года, понятиями «раньше – позже», «до», «после», «потом», «сейчас», тренировка умения слушать другого
«Круглый год».
Понятия «раньше – позже».
«Четыре стихии».
«Срисовывание фразы».
Понятия «до», «после», «потом», «сейчас».
ЗАНЯТИЕ 10
Цель: развитие умения устанавливать логические последовательности, развитие гибкости ума, словарного запаса
«Рассказ по картинкам».
«Назови слова».
«Не пропусти растение».
«Логические цепочки».
«Закончи предложение».
ЗАНЯТИЕ 11
Цель: Развитие арифметических и геометрических представлений.
«Страна геометрия».
«Найди и раскрась».
«Много-один».
«Графический диктант».
«Нарисуй из геометрических фигур».
ЗАНЯТИЕ 12
Цель: Развитие воображения и творческих способностей.
«Отгадай по описанию».
«Пантомима».
«Волшебный театр».
«Назови, что изображено».
«Коллективный рисунок».

Описание игр приведено в Приложении 4.







Заключение

Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всей психикой ребёнка, с различными её процессами, протекающими в сенсорной и интеллектуальной, волевых сферах.
С целью выяснения особенностей памяти детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией, проведено психолого – педагогическое исследование.
Анализ результатов, полученных в процессе исследования, позволил сделать вывод, что всех дошкольников по формированию памяти можно разделить на две группы: дошкольники с недостаточным развитием памяти и дошкольники с грубыми нарушениями развития памяти.
Исследование особенностей памяти у детей со стёртой дизартрией показало, что объём их зрительной памяти отличается от памяти детей без речевых нарушений. Однако заметно снижены слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми. Дети часто забывают инструкции.
Полученные данные при исследовании процессов памяти позволяют говорить о том, что у дошкольников со стёртой дизартрией снижено использование семантических характеристик материала при его запоминании по этим признакам, несмотря на принципиальную возможность обнаружения этих связей.
Дошкольники с нормальным речевым развитием показали уровень развития памяти выше среднего и средний, тогда как дети со стёртой дизартрией демонстрировали уровень ниже среднего и низкий уровень развития памяти.
У детей со стёртой дизартрией менее сформированы произвольная зрительная память и слуховая память.
Память дошкольников со стёртой дизартрией имеет качественные особенности по сравнению с нормой, что необходимо учитывать при проведении коррекционной работы.
Методические рекомендации направлены на развитие у детей не только процессов памяти, но навыков произвольного внимания, самоконтроля; стремления к размышлению и поиску; развитие вербального и невербального мышления.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи выполнены.


Список литературы

Архипова Е.Ф. Стёртая дизартрия у детей. – М., 2006
Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб, пособие для студентов вузов. — М., 2007
Блонский П.П. Память и мышление: В кн. избр. псих. произв. – М., 1964
Блыскина И.В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. — СПб., 2004
Винарская Е.Н. Дизартрия. – М., 2005
Винарская Е.И., Пулатов В.М. Дизартрия и её диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга. - Ташкент, 1989
Волкова Г.А. Логопедия. - М., 2006
Выготский Л.С. Психология: Мир психологии. – М., 2002
Выготский Л. С. Память и ее развитие в детском возрасте // Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я.. Романова.— 3-е издание, перераб. и доп. — М., 2008
Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: 3-е изд. – М., 1999
Гуровец Г.В., Маевская С.И. Клинико-педагогическая характеристика детей, страдающих стёртой формой дизартрии и ринофонией, и методы коррекционного воздействия // Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых / Под ред. В.И. Селиверстова и С.Н. Шаховской. – М., 1985
Запорожец А.В. Развитие памяти у детей. - М., 2002
Истомина З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии, Ч. 2, – М.: 1981
Крутецкий В.А Психология. – М., 1986
Крылов А.А., Маничева С.А. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. – СПб., 2000
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1965
Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания // Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти. — М., 1979
Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста (с минимальными дизартрическими расстройствами). – М., 2004
Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие / Под ред. Е.А. Логиновой. — СПб., 2005
Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб., 2001
Макселон Юзеф. Психология. – М., 1998
Мартынова Р.И. О психолого-педагогических особенностях детей-дислаликов и детей-дизартриков // Очерки по патологии речи и голоса. – М., 1967
Мартынова Р. И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрий и функциональной дислалией // Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов высших и средних специальны педагогических учебных заведений: В 2 т. Т1./ ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. - М., 1997. - С. 214 – 218
Мастюкова Е.М. Дизартрия // Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. – М., 1995
Мастюкова Е.М. Специальная педагогика. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст / Под ред. А.Г. Московкиной. – М., 2003
Миронова С.А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушением речи. — М., 1997
Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество. – М., 1997
Немов Р.С. Общие основы психологии: Кн.1. – М.,1994
Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений, – М., 1999. Кн.2: Психология образования
Овчинникова Т.С., Калягин В.А. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагносики лиц с нарушениями речи. – СПб., 2004
Панченко И.И. Развитие мелкой ручной моторики в ранний период у детей с ДЦП. – М., 1972
Семёнова К.А. Детские церебральные параличи. – М., 1968.
Серебрякова Н.В. Развитие лексики у дошкольников со стёртой дизартрией. – СПб., 2009
Соботович Е.Ф., Чернопольская А.Ф. Проявление стёртых дизартрий и методы их диагностики // Дефектология. – 1974. - № 4
Соботович Е.Ф., Чернопольская А.Ф. Проявления стёртых дизартрий и методы их диагностики // Хрестоматия по логопедии. - Томск, 1997
Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д, 2004
Тимонен Е.И., Туюлайнен Е.Т. Непрерывная система коррекции общего недоразвития речи в условиях специальной группы детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа): Методика планирования и содержание занятий (из опыта работы). — СПб., 2002
Токарева О.А. Дизартрия // Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. – М., 1997
Шабалина Г.Ф., Зернова Л. П., Зимина И.А. Логопедическая работа с дошкольниками: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. — М., 2003
Ясперс Карл. Общая психопатология. – М., 1997


Приложение
Приложение 1

Список детей контрольной группы
№ п/п Имя, фамилия Возраст 1. Саша Ж. 6 лет 8 мес 2. Вика М. 6 лет 9 мес 3. Алена В. 6 лет 2 мес 4. Алиса Б. 6 лет 5 мес 5. Никита Т. 6 лет 8 мес 6. Лиза А. 5 лет 9 мес 7. Влад Ш. 6 лет 6 мес 8. Егор Г. 6 лет 9. Таня О. 6 лет 1 мес 10. Ася М. 6 лет 10 мес 11. Слава Ш. 6 лет 9 мес 12. Вова Д. 6 лет 2 мес 13. Настя И. 5 лет 9 мес 14. Люба Ц. 6 лет 6 мес 15. Даша А. 6 лет

Приложение 2
Список детей экспериментальной группы
№ Имя, фамилия Возраст Звукопроизношение Фонематическое Восприятие Лексика, грамматика Неврологический. диагноз 1. Андрей Р. 6 лет 11 мес Сигматизм свистящих Грубо нарушено Нарушены Дизартрия, ММД 2. Артем Г. 5 лет 11 мес Парасигматизм шипящих, ротацизм Грубо нарушено Грубо нарушены Дизартрия, пед.запущенность 3. Галя А. 6 лет Ротацизм Нарушено Грубое недоразвитие Дизартрия, ММД 4. Данил К. 6 лет 10 мес Ротацизм, ламбдацизм Нарушено Нарушены Дизартрия 5. Данил М. 6 лет 2 мес Ламбдацизм Грубо нарушено Нарушены Дизартрия, ММД 6. Илья В. 6 лет 4 мес Ротацизм, ламбдацизм Грубо нарушено Нарушены Дизартрия 7. Маша К. 6 лет 11 мес Ламбдацизм, ротацизм, парасигаматизм Нарушено Нарушены Дизартрия 8. Миша Ж. 6 лет 1 мес Парасигматизм шипящих, ротацизм Нарушено Нарушены Дизартрия, 9. Никита Г. 6 лет 5 мес Ротацизм, ламбдацизм Грубо нарушено Грубое недоразвитие Дизартрия, ММД 10. Тома Г. 6 лет 3 мес Парасигматизм шипящих, ротацизм Грубо нарушено Грубое недоразвитие Дизартрия, ММД 11. Митя Г. 6 лет Ротацизм Нарушено Грубое недоразвитие Дизартрия, ММД соматич.ослабл-ть 12. Алик К. 6 лет 10 мес Ротацизм, ламбдацизм Нарушено Нарушены Дизартрия 13. Маша С. 6 лет Ротацизм Нарушено Грубое недоразвитие Дизартрия, ММД, соматич.ослабл-ть 14. Таня Ш. 6 лет 5 мес Ротацизм, ламбдацизм Грубо нарушено Грубое недоразвитие Дизартрия 15. Даша К. 6 лет 3 мес Парасигматизм шипящих, ротацизм Грубо нарушено Грубое недоразвитие Дизартрия
Приложение 3
Сводная диагностическая таблица (ЭГ)

№ Имя Исследование объёма памяти Исследование непроизвольной зрительной памяти Исследование произвольной зрительной памяти Исследование оперативной вербальной памяти Количество баллов 1. Андрей Р. 1 1 0 1 2. Артем Г. 1 1 0 1 3. Галя А. 1 0 0 0 4. Данил К. 0 0 0 1 5. Данил М. 1 0 0 1 6. Илья В. 1 0 0 0 7. Маша К. 1 0 0 0 8. Миша Ж. 1 0 0 0 9. Никита Г. 0 0 0 1 10. Тома Г. 1 0 1 0 11. Митя Г. 1 0 0 1 12 Алик К. 0 0 0 0 13 Маша С. 0 0 0 0 14 Таня Ш. 1 0 0 2 15 Даша К. 1 1 0 1 Всего 11 3 1 9
Сводная диагностическая таблица (КГ)

№ Имя Исследование объёма памяти Исследование непроизвольной зрительной памяти Исследование произвольной зрительной памяти Исследование оперативной вербальной памяти Количество баллов 1. Саша Ж. 1 2 3 3 2. Вика М. 1 2 3 3 3. Алена В. 1 2 3 3 4. Алиса Б. 1 2 3 3 5. Никита Т. 1 2 3 3 6. Лиза А. 3 2 3 3 7. Влад Ш. 3 2 3 3 8. Егор Г. 2 2 3 3 9. Таня О. 2 2 3 3 10. Ася М. 2 2 3 3 11. Слава Ш. 2 3 3 3 12 Вова Д. 2 3 3 3 13 Настя И. 1 3 3 3 14 Люба Ц. 1 3 3 3 15 Даша А. 1 2 3 3 Всего 24 34 45 45
Приложение 4.
Описание игр.
1.«Снежный ком».
Участники по кругу называют свое имя и имена всех, уже назвавших свои имена.
2. «Найди одинаковые предметы».
Среди нескольких игрушек или предметов надо отыскать два одинаковых.
3. «Опиши предмет».
Ведущий показывает какой-либо предмет или игрушку и просит описать его. Какого цвета? Из чего сделана? Для чего она предназначена? Расскажи о данном предмете сказку или необычную историю.
«Скажи движением».
Все становятся в круг. Ведущий вызывает любого игрока и говорит ему (так, чтобы остальные не слышали), какое действие он должен изобразить. Например, показать, как он копает яму, рвет яблоки или переходит через лужу. После того, как ведущий дал игроку задание, тот начинает с помощью пантомимы показывать загаданное действие. Остальные игроки должны отгадать, какое действие было загадано. Тот игрок, который первым отгадал, становится новым ведущим.
«Доскажи словечко».
Вы читаете стихотворение, а в последней строчке останавливаетесь и предлагаете больному сказать завершающее слово.
Примеры стихотворных загадок.
***
Дали туфельку слону.
Взял он туфельку одну
И сказал: - Нужны пошире,
И не две, а все ... (четыре)
Маршак С.Я.
***
Часто к озеру напиться
Ходит рыжая … (лисица)
Голяховский В.
***
Прицепившись к задней шине,
Мишка едет на … ( машине).
Лебедев-Кумач В.
***
Шагает мастерица
По шелку да по ситцу.
Как мал ее шажок!
Зовется он - … (стежок)

***
Никак не согласится
Она лежать без толку.
Кто знает мастерицу,
Усердную … (иголку)

***
Мне неженки сандали
Доверчиво сказали:
Боимся мы щекотки
Большой сапожной … (щетки).

***
Вот так чудо! Он со вкусом
Может кушать пыль и мусор!
И жужжит, как стая ос,
Работяга… (пылесос).

***
Муха ахнула сперва:
Ах какие кружева! –
А попала в кружева –
И пропала голова!
Бедняжка словно в тине,
Увязла в … (паутине)
6. «Запоминаем вместе».
Один называет какой–нибудь предмет. Второй повторяет названное слово и добавляет какое-либо свое. Третий повторяет первые два слова и добавляет третье и т.д.
7. «Муха».
8. «Графический диктант».
Две клетки влево.
Две вверх
Две вправо
Две вниз
Две вправо
Две вверх
Две влево
9. «Дорожка».
Все игроки выстраиваются в затылок друг к другу и идут змейкой по воображаемой дорожке. По команде ведущего они должны преодолевать воображаемые препятствия.
« Мы идем по дорожке… Вокруг нас деревья, цветы, ягоды…Летают бабочки…Ветерок шелестит листвой…Вдруг на дорожке появилась большая лужа. Обходим ее. Осторожно, не намочите ноги… Снова шагаем по дорожке…Перед нами канава, а через нее перекинут маленький мосточек. Переходим через него…Опять идем по дорожке…А вот на дорожке кто-то оставил бревна. Перешагиваем через них…Опять идем по дорожке…Вдруг пошел дождик. Мы открыли зонтики и идем дальше…От дождя дорожка стала скользкая, идем тихо – тихо…Вот перед нами речка. А через речку мостик. Идем по мостику и держимся за перила…Опять идем по хорошей дорожке …Пришли домой. Молодцы.
10. «Отгадай загадки».
***
Два конца,
Два кольца,
А посередине гвоздик.
(Ножницы)

***
Красна, да не девка;
Хвостата, да не мышь.
Красна,
В землю вросла. (Морковь)
Зимой и летом одни цветом. (ель)
Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (еж)
«Посмотри и запомни».
Требуется набор карточек (10 рисунков (оса, лук, роза, книга, гриб, мяч, замок, ваза, ключ, яблоко). Игроки внимательно рассматриваются их в течение 1-2 мин. Потом картинки убирают, а игроки перечисляют предметы, которые им удалось запомнить. Выигрывает тот, кто назовет большее количество предметов.
12. «Графический диктант».
Одна клетка вправо
Одна вверх
Одна вправо
Одна вверх
Одна вправо
Одна вверх
Одна вправо
Одна вверх
Одна вправо
Одна вниз
Одна вправо
Одна вниз
Одна вправо
Одна вниз
Одна вправо
Одна вниз
Одна вправо
13. «В чем отличия?»
Предлагаются изображения двух похожих предметов, имеющих при этом некоторые отличия. Ведущий, предлагает игрокам внимательно посмотреть на картинки. Далее задаются вопросы:
-Чем отличаются два стакана, два домика…
- Эти картинки одинаковые или нет
- Перечислите все отличия на этих картинках
14. «Кто летает ».
Ведущий говорит: Сейчас мы выясним, кто может летать, а кто нет. Я буду спрашивать, а вы сразу, без пауз, отвечайте: «Летает» - и показывайте, как это делается, разведя руки в стороны, как крылья. Если я вас спрошу: « Поросенок летает?» – молчите и не поднимайте руки.
«Графический диктант».
Одна клетка влево
Три вверх
Две влево
Одна вверх
Пять вправо
Одна вниз
Две влево
Три вниз
«Встаньте все те, кто …».
Ведущий дает задание: Встаньте те, кто…
любит смеяться,
у кого темные волосы,
у кого светлые глаза,
любит играть с малышами…
17. «Скороговорки».
Произнести скороговорку про Егорку (или любую другую).
Освободились от воздуха («ПФ!»)
Вдохнули носом
Произнесли:
«Как на горке,
На пригорке
Жили тридцать три
Егорки.
Раз Егорка, два Егорка,
Три Егорка»
Постепенно можно «прибавлять» по Егорке.
18. «Назови одним словом».
А) Ведущий выкладывает перед игроками три карточки, объединенные одной темой (например, машины), и спрашивает одного из игроков: «Что нарисовано на картинках? Назови каждый из предметов. Какие общие признаки объединяют предметы? Назови предметы одним словом». Игрок правильно ответивший получает приз. Тот, кто соберет больше призов, становится победителем.
Б) Ведущий перечисляет несколько предметов, затем просит одного из игроков сказать, что их объединяет и как их можно назвать одним словом.
Примеры заданий:
автобус, машина, трактор, самолет.
Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник,
Красный, желтый, синий, черный.
Воробей, галка, синица, ворона.
Корова, конь, овца, коза.
Север, юг, запад, восток.
Заяц, лиса, белка, волк.
Лук, капуста, огурец, свекла.
Холодильник, телевизор, пылесос, утюг.
Сосна, дуб, тополь, липа.
Англия, Германия, Россия, Украина.
Батон, каравай, бублик, пряник.
Щука, сом, карась, окунь.

«Что появилось? Что потерялось?».
Внимательно посмотрите на картинки. Что появилось, что потерялось на них.
«Пошли письмо».
Играющие стоят в кругу, крепко держась за руки. Водящий – почтальон – в центре круга. Он говорит: «Я посылаю письмо от Сережи к Лене». Сережа начинает «передавать письмо». Он пожимает руку своему соседу справа или слева, тот следующему и так дальше по кругу, пока «письмо» не дойдет до Лены. Цель почтальона «перехватить» письмо: т.е. увидеть, у кого из играющих оно находится.
«Обведи по точкам».
Необходимо соединить все точки рисунка одной линией, стараясь не отрывать карандаш от бумаги.
«Цвета».
За одну минуту назови 5 предметов определенного цвета. Повторять предметы не разрешается.
«Продолжи ряд».
Продолжи верхний ряд предметов. Недостающий предмет следует выбрать из нижнего ряда.
24. «Графический диктант».
Четыре клетки вверх,
Две вправо,
Одна вверх,
Одна вправо,
Одна вниз,
Две вправо
Четыре вниз,
Две влево,
Одна вверх,
Одна влево,
Одна вниз,
Две влево.
25. «Путанка».
Берутся за руки и становятся в круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться, кто как может. Когда образовалась путанка водящий заходит в комнату и пытается распутать то, что получилось, также, не разнимая рук.
«Закончите предложение».
Если бы я был (а) Буратино, то я бы …, потому что…
Если бы я был (а) Золушкой, то я бы…, потому что…
Если бы я был (а) Винни-Пухом, то я бы …, потому что…
Если бы я был (а) Снегурочкой, то я бы…, потому что…
Если бы я был (а) Золотой рыбкой, то я бы …, потому что…
Если бы я был (а) Цветиком - Семицветиком, то я бы…, потому что..
Если бы я был (а) Лужей, то я бы …, потому что…
Если бы я был (а) Дорогой, то я бы…, потому что…
Если бы я был (а) Розой, то я бы …, потому что…
Если бы я был (а) Фруктом, то я бы…, потому что…
«Где игрушка»?
Взрослый размещает вокруг игрушки (3-4 штуки). Затем он просит назвать игрушку, которая расположена справа от больного, слева, перед ним, позади. Потом задание усложняется:
Назвать все предметы, расположенные справа от дивана и слева от стола и т.д.
«Магнитики».
Все ходят по комнате. На сигнал ведущего выполняют следующие действия:
на один хлопок в ладоши – приседают и закрывают глаза,
на два – объединяются по двое,
на три – по трое,
- на четыре – образуют один тесный круг.
«Графический диктант».
Одна клетка вправо,
Семь вверх,
Одна вправо,
Пять вниз,
Три вправо,
Пять вверх,
Одна вправо,
Семь вниз,
Одна вправо
30. «Сочиняем рассказ».
Ведущий начинает рассказ, а игроки по очереди продолжают его. Например: «Вечерело. Дул сильный ветер. Деревья наклонялись до самой земли. По улице шел мальчик с собакой. Вдруг…» Продолжение этого рассказа придумывает тот игрок, которому ведущий скажет «Продолжай!». После того как все игроки по одному разу продолжат рассказ, ведущий говорит кому-нибудь из них: «Конец!» Этот игрок должен придумать окончание рассказа.
«Запомни и нарисуй».
В течение 10 секунд посмотрите на рисунок и нарисовать то, что он запомнил.
31. «Назови противоположность».
Ведущий называет слово и бросает мяч одному из игроков. Тот должен поймать его и, бросив мячик обратно, назвать слово с противоположным значением. Повторять слова нельзя. Игрок, неправильно назвавший слово, выбывает из игры. Победитель становится новым ведущим, и игра начинается снова.
Слова к которым надо подобрать противоположности:
- кислый – сладкий,
- хороший - …
- черный - …
- продавать - …
- день - …
- широкий - …
- зима - …
- ранняя весна - …
- низкий - …
- земля - …
- высокое дерево - …
- помнить - …
- веселый гном - …
- старт - …
- храбрый мальчик - …
32. «Пузырьки».
Все маленькие пузырьки, а один – большой пузырь. Маленькие пузырьки «летают» легко и быстро, а большой - медленно. Задача - маленьким пузырькам не столкнуться между собой и с большим пузырьком.
«Закончите предложение».
Милая, добрая, ласковая …(мама)
Свежий, пахучий, черный …
Стройное, зеленое, высокое…
Разноцветные, деревянные, ровные…
Оранжевый, сочный, ароматный…
Соленое, теплое, шумящее…
Крикливый, драчливый, горластый…
Пушистая, игривая, рыжая…
Стрекочущий, зеленый, забавный…
Яркое, красное, горячее…
34. «Круглый год».
Рассмотрите внимательно картинки. Ответьте на вопросы. За каждый правильный ответ игроки получают фант.
Назови времена года на каждой из картинок.
Что делают дети на первой картинке?
Что делают дети на последней картинке?
Чем занимаются дети на третьей картинке?
Почему ты думаешь, что на второй картинке нарисовано лето?
Расположи картинки по порядку.
Составь рассказ по картинкам.
Рассказ составляют вместе. Один говорит первое предложение, другой прибавляет к нему второе и т.д.
35. «Четыре стихии».
Играющие сидят в кружок. Ведущий объясняет правила игры: Если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» - вытянуть руки вперед, если слово «воздух» – поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение в лучезапястных и локтевых суставах. Игра повторяется дважды. Тот, кто ошибся во второй раз, выбывает из игры.
Понятия «до», «после», «потом», «сейчас».
Предъявляют какой-либо простой предмет, например камушек, кусочек дерева, карандаш и т.д. Затем просят описать его свойства, рассказать, как он попал сюда, что с ним было раньше, что с ним будет потом.
«Назови слова».
Назовите как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.
- назови слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, кедр, рябина…)
назови слова, относящиеся к спорту (футбол, хоккей…)
назови слова, обозначающие зверей.
назови слова, обозначающие домашних животных.
назови слова, обозначающие наземный транспорт.
назови слова, обозначающие воздушный транспорт.
назови слова, обозначающие водный транспорт.
назови слова, обозначающие овощи.
назови слова, обозначающие фрукты.
«Не пропусти растение».
Играющие сидят в кружок и внимательно слушают слова, которые произносит ведущий. Всякий раз, когда среди слов встретится название растения, играющие должны вставать и тут же садиться.
Примеры слов:
Дорога, тигр, береза, самолет, пшеница, роза, змея, дуб, кукла, гриб, школа, шиповник, ромашка, рама, дом, машина, малина, тополь, тепловоз, муравей, графин, музей, гвоздика, театр, игра, ива, иволга, воробей, каштан, пальма, кино, кенгуру, киви, банан, василек, кувшин, молоко, тюльпан, тыква, теремок, лес, ель, сосна, дорога, книга, музыка, осина, балет, тапочки, паркет, плющ, одуванчик, мимоза.
Игра повторяется дважды. Играющие, допускающие ошибки во второй раз, выбывают из круга до тех пор, пока не останется кто-то один.
«Закончи предложение».
Ведущий кидает одному мяч и говорит начало предложения. Играющий, поймавший мяч, должен закончить его. После этого он возвращает мяч ведущему. И так далее. Игрок, не сумевший дважды закончить предложение, выбывает из круга и продолжает наблюдать за игрой.
Варианты предложений:
- Лимоны кислые, а сахар…
- Собака лает, а кошка…
- Ночью темно, а днем…
- Трава зеленая, небо…
- Зимой холодно, а летом …
- Ты ешь ртом, а слушаешь…
- Утром ты завтракаешь, а днем…
- Птица летает, а змея…
- Лодка плавает, а машина…
- Ты смотришь глазами, а дышишь…
- У человека две ноги, а у собаки…
- Птицы живут в гнездах, а человек…
- Ты читаешь глазами, а рисуешь…
- В России говорят по-русски, а в Англии…
- Из шерсти вяжут, а из ткани…
- Балерина танцует, а пианист…
«Страна геометрия».
Для игры потребуется набор геометрических фигур, в который входят квадраты, треугольники, прямоугольники, круги разных цветов и размеров.
Собери все круги (квадраты, прямоугольники, треугольники).
Отложи в сторону все большие круги (квадраты, прямоугольники, треугольники).
Отложи в другую сторону все маленькие круги (квадраты, прямоугольники, треугольники).
Выбери среди больших кругов (квадратов, прямоугольников, треугольников) все синие
Выбери среди маленьких кругов (квадратов, прямоугольников, треугольников) все красные
Собери все синие (желтые, красные) квадраты…
«Найди и раскрась».
Найдите из предложенных фигур похожие и раскрасьте их.
«Много-один».
Все садятся в кружок. Ведущий, бросая мяч, называет слово во множественном числе. Игрок, возвращая мяч, - в единственном.
Варианты слов:
- Коты, грачи, леса, ряды, холмы, мосты, дома, кроты, косы, глаза, шкафы, шарфы, слоны, блины, листы, кусты, носы, столы, ножи, коржи, банты, фанты, полы, братья, гномы, рты, часы, болты, ковши, рубли, зонты.
«Графический диктант».
Две клетки вверх,
Две влево,
Две вверх,
Шесть вправо,
Две вниз,
Две влево,
Две вниз,
Две влево
«Нарисуй из геометрических фигур».
Нарисуй цветок из треугольников, дом из кругов, кошку из трапеций…
«Отгадай по описанию».
Ведущий загадывает какой-либо предмет или игрушку (обязательно находящийся в пределах видимости игроков). Затем он начинает описывать внешний вид, способы применения и т.д. Побеждает тот, кто первым отгадает задуманный предмет. Он и становится ведущим.
46. «Пантомима».
Изобразите жестами, мимикой, звуками, какой-либо предмет (поезд, машину, чайник, самолет) или какое-нибудь действие (умывание, расчесывание, рисование, плавание).
47. «Волшебный театр».
Ведущий называет любой предмет и выбирает кого-нибудь из играющих, который должен «превратить» предмет в совершенно другой. «Превращение» происходит с помощью мимики и имитации действий с предметом, без слов. Остальные игроки должны отгадать, что за предмет получился в результате «превращения». Затем этот предмет «берет» следующий игрок и начинает «превращать» его во что-то другое.
48. «Назови, что изображено».
Последовательно назовите, какой предмет изображен в каждом из 9 квадратов.
49. «Коллективный рисунок».
Каждый из игроков придумывает какой-нибудь образ, но вслух его не называет. Затем один рисует на бумаге часть своего образа, а второй добавляет к нему какую-нибудь деталь – так, чтобы получился задуманный им образ. Затем рисунок поочередно продолжают все остальные участники игры.














6

Список литературы

1.Архипова Е.Ф. Стёртая дизартрия у детей. – М., 2006
2.Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб, пособие для студентов вузов. — М., 2007
3.Блонский П.П. Память и мышление: В кн. избр. псих. произв. – М., 1964
4.Блыскина И.В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. — СПб., 2004
5.Винарская Е.Н. Дизартрия. – М., 2005
6.Винарская Е.И., Пулатов В.М. Дизартрия и её диагностическое значе-ние в клинике очаговых поражений мозга. - Ташкент, 1989
7.Волкова Г.А. Логопедия. - М., 2006
8.Выготский Л.С. Психология: Мир психологии. – М., 2002
9.Выготский Л. С. Память и ее развитие в детском возрасте // Хрестома-тия по общей психологии: Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппен-рейтер, В.Я.. Романова.— 3-е издание, перераб. и доп. — М., 2008
10.Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: 3-е изд. – М., 1999
11.Гуровец Г.В., Маевская С.И. Клинико-педагогическая характеристика детей, страдающих стёртой формой дизартрии и ринофонией, и методы коррекционного воздействия // Преодоление речевых нарушений у де-тей и взрослых / Под ред. В.И. Селиверстова и С.Н. Шаховской. – М., 1985
12.Запорожец А.В. Развитие памяти у детей. - М., 2002
13.Истомина З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии, Ч. 2, – М.: 1981
14.Крутецкий В.А Психология. – М., 1986
15.Крылов А.А., Маничева С.А. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. – СПб., 2000
16.Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1965
17.Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания // Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти. — М., 1979
18.Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста (с минимальными дизартрическими расстройствами). – М., 2004
19.Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие / Под ред. Е.А. Логиновой. — СПб., 2005
20.Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб., 2001
21.Макселон Юзеф. Психология. – М., 1998
22.Мартынова Р.И. О психолого-педагогических особенностях детей-дислаликов и детей-дизартриков // Очерки по патологии речи и голоса. – М., 1967
23.Мартынова Р. И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрий и функциональной дислалией // Хресто-матия по логопедии: Учебное пособие для студентов высших и средних специальны педагогических учебных заведений: В 2 т. Т1./ ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. - М., 1997. - С. 214 – 218
24.Мастюкова Е.М. Дизартрия // Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. – М., 1995
25.Мастюкова Е.М. Специальная педагогика. Подготовка к обучению де-тей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст / Под ред. А.Г. Московкиной. – М., 2003
26.Миронова С.А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушением речи. — М., 1997
27.Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детст-во, отрочество. – М., 1997
28.Немов Р.С. Общие основы психологии: Кн.1. – М.,1994
29.Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений, – М., 1999. Кн.2: Психология образования
30.Овчинникова Т.С., Калягин В.А. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагносики лиц с нарушениями речи. – СПб., 2004
31.Панченко И.И. Развитие мелкой ручной моторики в ранний период у детей с ДЦП. – М., 1972
32.Семёнова К.А. Детские церебральные параличи. – М., 1968.
33.Серебрякова Н.В. Развитие лексики у дошкольников со стёртой диз-артрией. – СПб., 2009
34.Соботович Е.Ф., Чернопольская А.Ф. Проявление стёртых дизартрий и методы их диагностики // Дефектология. – 1974. - № 4
35.Соботович Е.Ф., Чернопольская А.Ф. Проявления стёртых дизартрий и методы их диагностики // Хрестоматия по логопедии. - Томск, 1997
36.Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д, 2004
37.Тимонен Е.И., Туюлайнен Е.Т. Непрерывная система коррекции обще-го недоразвития речи в условиях специальной группы детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа): Методика планирования и содержание занятий (из опыта работы). — СПб., 2002
38.Токарева О.А. Дизартрия // Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. – М., 1997
39.Шабалина Г.Ф., Зернова Л. П., Зимина И.А. Логопедическая работа с дошкольниками: Учебное пособие для студентов высших педагогиче-ских учебных заведений. — М., 2003
40.Ясперс Карл. Общая психопатология. – М., 1997

Вопрос-ответ:

Какие виды памяти есть у дошкольников?

У дошкольников выделяются такие виды памяти, как сенсорная, кратковременная, долговременная и оперативная память.

В чем заключаются особенности памяти у дошкольников со стартовой дизартрией?

У дошкольников со стартовой дизартрией наблюдаются особенности в развитии памяти, такие как затруднения в запоминании и воспроизведении информации, слабость в кратковременной памяти и ограниченная емкость оперативной памяти.

Какие научно-теоретические основы используются при изучении проблемы памяти у дошкольников со стартовой дизартрией?

Изучение проблемы памяти у дошкольников со стартовой дизартрией базируется на научных и теоретических основах, таких как психология развития, дефектология, логопедия и нейропсихология.

Какие характеристики имеет память в онтогенезе?

Память в онтогенезе проходит через несколько стадий развития. Сначала формируется сенсорная память, затем кратковременная память, а в конце развивается долговременная память.

Какие цель и задачи исследования памяти у дошкольников со стартовой дизартрией?

Целью исследования памяти у дошкольников со стартовой дизартрией является выявление особенностей функционирования памяти, а также разработка эффективных психолого-педагогических методик и технологий коррекции памяти для данной категории детей.

Какие виды памяти рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются различные виды памяти, включая кратковременную (рабочую) память, долговременную память, процедурную память и декларативную память.

Как развивается память у детей в онтогенезе?

Развитие памяти у детей происходит постепенно. В раннем детстве дети осваивают основы кратковременной памяти, затем они начинают формировать долговременную память и улучшают свои навыки запоминания и воспроизведения информации.

Какие особенности характерны для памяти у дошкольников со стартерной дизартрией?

У дошкольников со стартерной дизартрией наблюдаются определенные особенности в функционировании памяти, такие как более слабая способность к сохранению и воспроизведению информации, затруднения в запоминании последовательностей и формировании связей между элементами информации.

Какие были поставлены цели и задачи исследования памяти у дошкольников со стартерной дизартрией?

Основной целью исследования было изучение особенностей памяти у дошкольников с дизартрией. Задачи исследования включали определение уровня развития памяти у детей, сравнение памяти у детей с дизартрией и без нее, выявление факторов, влияющих на качество памяти у детей и разработку рекомендаций по развитию памяти у дошкольников с дизартрией.

Какие методики были использованы в исследовании памяти у дошкольников со стартерной дизартрией?

В исследовании использовались различные методики, включая тесты на запоминание и воспроизведение информации, тесты на последовательное восприятие и воспроизведение, анализ ошибок при выполнении заданий по памяти и анкетирование родителей для получения дополнительных данных о поведении и развитии детей.

Какие виды памяти существуют?

Существуют несколько видов памяти: сенсорная память, рабочая память и долговременная память. Сенсорная память отвечает за запоминание информации о внешних впечатлениях. Рабочая память используется для хранения и обработки текущей информации. Долговременная память предназначена для хранения информации на длительный срок.

Как развивается память у детей?

Развитие памяти у детей происходит постепенно в процессе их онтогенеза. В раннем возрасте дети могут запоминать лишь небольшое количество информации, но с возрастом способности памяти увеличиваются. Кроме того, развитие памяти у детей связано с развитием их познавательных способностей и внимания.