Социально-культурная деятельность на Руси в X-XIV вв.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Социально-культурная деятельность
  • 24 24 страницы
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 24.06.2019
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава 1. Роль социально–культурной деятельности в истории 3
Глава 2. Социально – культурная деятельность на Руси в X – XIV вв. 8
Заключение 16
Список использованной литературы 17
Фрагмент для ознакомления

Ещё одним важным произведением того времени стало знаменитое «Слово о полку Игореве», написанное в XII веке. Таким образом, чтение книг стало одним из основных занятий образованных людей Древней Руси. В это время на Руси почиталось обучение грамоте, умственное развитие детей и подготовка их к трудовой деятельности. Чтение воспринималось не только как учение, но как вид досуговой деятельности, что доказывают сразу несколько письменных источников, дошедших до нашего времени, например, «Слово о наказании».С XIV века начинается развитие зодчества и увеличивается число церквей. Это давало возможность посредством богослужения приобщиться к лучшим образцам зодчества, живописи, музыки и печатного слова. Церковь также выступала для людей своеобразным культурным центром. В сельских общинах возводились «мирские церкви». Церковная трапезная постепенно стало местом общинных сходок и праздничных церемоний, местом свободного времяпрепровождения и общения. Регулярное посещение церкви в воскресные и праздничные дни входило в быт русского народа. Среди церковных служителей появилось понятие «глумы», под которым понимали беседы людей во время богослужения на волнующие их социальные вопросы. Церковь в этот период становится оплотом нравственного воспитания и просвещения народа. Её влияние распространилось на все сферы деятельности древнерусского общества, на сознание и поведение его членов, на организацию трудовой, семейной и досуговой жизни.С X по XIV век происходило образование экономически самостоятельной малой семьи из родоплеменного коллектива. Она формировалась как социальный институт, вырабатывая формы и методы воспитания, соответствующие новым общественным отношениям. Именно церковь впервые стала заботиться о нравственности, доброте, воспитании трудолюбия и других положительных качеств русского человека. В XII веке получили своё развитие идеи эстетического воспитания детей средствами природы, идеи формирования чувства гордости за русскую землю, идеи понимания необходимости связи образования и жизненных интересов человека. Взгляды наших предков в это время стали сочетаться с иллюзорными представлениями о силах природы, а народные педагогические воззрения стали формироваться на основе христианского учения о силе природы. Знаменательным произведением, которое свидетельствует о высоком уровне культуры и развития просветительно–воспитательной мысли времён Киевской Руси, можно считать «Поучение Владимира Мономаха».Княжеские междоусобицы, которые усилились во второй половине XII века, а также последовавшее за ними татаро – монгольское нашествие, привели к падению Киевской Руси.Это сопровождалось гибелью культурных ценностей и святынь, атмосферой угнетения, страха и обмана. Увеличилось негативное влияниена формирование нравственных чувств народа. Люди низводились до холопского состояния, господствовала жестокость, процветало невежество. Старинные русские песни и былины наиболее полно передают то общее состояние боязливости, грусти и тоски, которое преобладало на Руси.Тем не менее, в это время неуклонно возрос уровень иконописи, который поддерживал православную веру. Высшим достижением явились работы Андрея Рублёва, Феофана Грека и Дионисия. Литература и религиозно–общественная мысль сменили направление на освобождение Руси от жестоких завоевателей, угнетавших Русское государство.Мыслитель и выдающийся церковный деятель Сергий Радонежский выступал лидером борьбы за освобождение Руси. Он способствовал объединению сил, способных противостоять нашествию. Сергий Радонежский лично призывал каждого из русских князей выступить против татаро – монгол. Главные надежды были возложены им на московского князя Дмитрия Донского. Выступая на торжественном собрании Московской Духовной академии, историк В. О. Ключевский отмечал «чувство нравственной бодрости и духовной крепости, которое преподобный Сергий вдохнул в русское общество», подчёркивая его огромную роль «для русского народа и государства». Куликовская битва также явилась важным событием в борьбе за освобождение Руси. Народ надолго запомнил борьбу за своё нравственное возрождение, укрепилось чувство долга, ответственности потомков перед великими предками. Духовные ценности, которые были обретены в древности, проросли в будущее человечества. История культуры, как светской, так и духовной,логично связана с концепцией гуманизма, а значит, служит процессу возвышения человека. Гуманизм, как качественная черта культуры, мерило её ценности.С XIV в. Русь начала оправляться от постигших бедствий и нападений.Начало возрождаться мирное хлебопашество, ремесла и торговля, развивалось зодчество.Продолжило увеличиваться количество церквей, церковная трапезная часто становилась местом общинных сходок и праздничных церемоний.Посредством богослужения, церковь давала возможность приобщиться к лучшим образцам зодчества, живописи, музыки и печатного слова. Задачу «собирания русских земель» взяло на себя Московское княжество. В период с первой половиныXIV в. идо первой половиныXVI в. формировалось российское государство, признанной столицей которого с конца XIV по XVII век являлась Москва.Регулярное посещение церквей в воскресные и праздничные дни постепенно входило в быт русского народа и служило способом заполнения свободного времени. При этом нахождение на богослужении воспринималось людьми не только как христианская обязанность, но и как возможность пообщаться с соседями и односельчанами. Церковь также выступала для человека в качестве некоего литературного центра, давала возможность приобщиться к лучшим образцам зодчества, живописи, музыки и пения, через чтение церковных книг во время богослужения познакомиться с печатным словом. Служители церкви были образованными людьми и часто являлись учителями грамоты для прихожан и их детей.На протяжении X – XIV веков на Руси создавались все условия для расширения форм культурно – досуговой деятельности. Усиливалось культурное влияние зарубежных стран на Русь. Со времени правления царя Алексея Михайловича в Россию стали ввозиться европейские журналы и книги. В досуговое время высшие сословия отдавали предпочтение игре в шахматы, аво дворцах в шахматы играли каждый день.При царском дворе также сохранялись такие досуговые занятия, которые бытовали в глубокой древности. Цари держали бахарей и домрачеев(людей, которые пели песни и рассказывали сказания об иностранных обычаях). При дворе работали шуты и карлики, для которых была построена Потешная палата. Несмотря на проникновение западных образцов, в досуговых формах деятельности высших и низших слоёв общества оставалось много общих черт. В досуге продолжали преобладать патриархальные традиции. Основным видом проведения досуга были застолья и пиры, устраиваемые по поводу знаменательных для семьи дат и в праздники.Женщина крестьянка имела право принимать участие во всех коллективных праздниках и других формах общественного досуга, что определялось условиями жизни и крестьянского труда. Женщины из боярских, дворянских и купеческих семей были сильно ограничены в способах проведения досуга. Им не разрешалось принимать участие в коллективных празднествах, не допускались музыка и танцы. Они могли развлечься лишь под представления шутов и скоморохов. Посещение церкви разрешалось только с согласия мужа. Таким образом, поворотным моментом социально – культурной деятельности на Руси в X – XIV вв. считается принятие христианства. Вследствие этого, социально – культурная сфера получила большое развитие. К основным историческим факторам, оказавшим подобное влияние можно отнести систематизацию праздничной культуры, возникновение письменности, принятие церковного праздничного календаря, введение семидневной рабочей недели, появление культурных центров при монастырях, а также открытие первых библиотек. Также в X – XIV веке на Руси наблюдалось различие в проведении досуга городского и сельского населения. В городахнамного раньше, чем в сёлах, стали меняться взгляды на ритуально – обрядовую сторону праздников. Труд ремесленников и торговцев не был связан с природно–климатическими условиями напрямую, поэтому связь праздников и божественных сил не имеловажного значения. Совершение обрядов приобретало характер игрового элемента для городского люда, вносило разнообразие и зрелищность в праздничное веселье.В городах чаще всего устраивались ярмарки и базары, на которых городские жители могли общаться, завязывать новые знакомства и обмениваться новостями. Городская площадь привлекала бродячих артистов, вследствие чего горожане чаще имели возможность смотреть уличные представления.ЗаключениеСоциально – культурную деятельность можно разделить на периоды, взяв за основу вертикальные и горизонтальные группы исторических этапов. При этом вертикальную группу составит общая и региональная история, а горизонтальную – отраслевая и частная история социокультурной деятельности. Каждый отдельный элемент системы историй представляет собой отражение определённого уровня практики социально – культурной деятельности. Это сложное и многогранное явление демонстрирует отдельные стороны процесса её функционирования. Периодизация истории социально – культурной деятельности должна по большей части определяться её качественными видоизменениями. В зависимости от цели исследования и набора критериев могут быть выделены разные периодизации. Данная сфера представляет собой сложное явление, состоящее из ряда подсистем. В современной науке пока не сформирована чёткая система, которая наиболее полно отражала бы основные стороны развития и становления социально – культурной деятельности. Поэтому, несмотря на государственный статус данного термина, в научном сообществе пока нет единства в отношении его признания. Поворотным моментом социально – культурной деятельности на Руси в X – XIV вв. считается принятие христианства. Вследствие этого, социально – культурная сфера получила большое развитие. К основным историческим факторам, оказавшим подобное влияние можно отнести систематизацию праздничной культуры, возникновение письменности, принятие церковного праздничного календаря, введение семидневной рабочей недели, появление культурных центров при монастырях, а также открытие первых библиотек. Также в X – XIV веке на Руси наблюдалось различие в проведении досуга городского и сельского населения. В городах намного раньше, чем в сёлах, стали меняться взгляды на ритуально – обрядовую сторону праздников. Труд ремесленников и торговцев не был связан с природно–климатическими условиями напрямую, поэтому связь праздников и божественных сил не имело важного значения. Совершение обрядов приобретало характер игрового элемента для городского люда, вносило разнообразие и зрелищность в праздничное веселье. В городах чаще всего устраивались ярмарки и базары, на которых городские жители могли общаться, завязывать новые знакомства и обмениваться новостями. Городская площадь привлекала бродячих артистов, вследствие чего горожане чаще имели возможность смотреть уличные представления.Список использованной литературыАриарский, М.А. Социально–культурная деятельность как предмет научного осмысления /М.А. Ариарский. – СПб, 2008. – 792 с.Васильева, Г.А. Социально–культурная деятельность: учеб.пособие /Г.А.Васильева. – Ярославль, 2004. – 164 с.Гагин, В.Н. Национальные праздники и обряды или праздничность как феномен русской культуры / В. Н. Гагин. – М.:Профиздат, 2005. – 319 с. Дуков, Е.В. Развлечение как историко–культурная проблема / Обсерватория культуры, 2005. – № 4. – 2–27 с.Жарков, А.Д. Культурно – досуговая деятельность как общественный феномен/ Вестник МГУКИ. – 2003.– № 2. –72–79 с.Жаркова, Л.С. Деятельность учреждений культуры: учебное пособие. / М.:МГУК, 2000. – 179 с.Киселева, Т.Г. Социально–культурная деятельность: учебник /Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. – М.:МГУКИ, 2004. – 539 с.Клюско, Е. М. Культурно–досуговая деятельность населения: уч. пособие / Е.М. Клюско. – М.:МГУКИ, 2007. – 161 с.Клюско, Н. Н. Социально–культурная деятельность: опыт исторического исследования: сб. статей / науч.ред.: Е.М. Клюско, Н.Н. Ярошенко. – М.:МГУКИ, 2007. – 143 с. Ковальчук, А.С. Социально–культурная деятельность: [учебное пособие] /А.С. Ковальчук. – Орел, 2000. – 172 с.Красильников, Ю.Д. Общественные субъекты социально–культурной деятельности / Вестник МГУКИ, 2004. – №1. – 80 – 97 с. Литовкин, Е.В. Культурно–просветительная работа России послевоенного периода в историко–педагогическом контексте: монография / Е.В. Литовкин. – М:МГУКИ, 2004. – 349 с.Литовкин, Е.В. Критерии периодизации и основные этапы истории социально–культурной деятельности в России /Социально–культурная деятельность в образовательном пространстве:межвуз. сб. науч. тр. /Кемеровск. госун–т культуры и ис­кусств. – Кемерово:КемГУКИ, 2007. Литовкин, Е.В. Социально–культурная деятельность в контексте современного исторического знания / Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2003. № 1.Попов, В.В. Культурно – досуговая деятельность: опыт системного исследования / В. В. Попов, Ф. Х. Попова / Вестник МГИК, 2002. – №1. – 32–41 с.Рябков, В. М. Антология форм праздничной и развлекательной культуры России : (первая половина XX века) : учебное пособие / В.М. Рябков. – Челябинск: Полиграф–Мастер, 2007. – 869 с.Рябков, В.М. О применении метода периодизации в историографии социально–культурной деятельности / Мир науки, культуры, образования. – 2009. – № 3. Санкин, Л.А. Социально–культурная деятельность: теория и методика организации деятельности общественных объединений: учеб. пособие /СПб.: СПбГУП, 2006. – 336 с.Соколов, А.В. Социально–культурная деятельность как учебный предмет и объект теории / Вестник МГУКИ. – 2005. – №2. – 73–82 с. Соколов, А.В. Феномен социально–культурной деятельности: [монография] /А.В. Соколов. – СПб.: СПбГУП, 2003. – 204 с.Туев, В. В. О современных подходах к изучению истории социально–культурной деятельности в России / Социально–культурная деятельность в образовательном пространстве:межвуз. сб. науч.тр. / Кемеровск. госун–т культуры и искусств. – Кемерово:КемГУКИ, 2007. Туев, В.В. Социально–культурная деятельность как понятие / Ученые записки /Под науч. ред. Т.Г. Киселевой, В.И. Черниченко, Н.Н. Ярошенко. – М.:МГУКИ, 2001. – Вып. 23. Ярошенко, Н.Н. Социально–культурная деятельность: парадигмы, методология, теория / М.:МГУКИ, 2000. – 204 с. Ярошенко, Н.Н. Историко–педагогические исследования социально–культурной деятельности: поиск новых подходов / Социально–культурная деятельность: опыт исторического исследования: сб. статей /Науч. ред. Е.М. Клюско, Н. Н. Ярошенко. – М.:МГУКИ, 2007.

Список использованной литературы

1. Ариарский, М.А. Социально–культурная деятельность как предмет научного осмысления /М.А. Ариарский. – СПб, 2008. – 792 с.
2. Васильева, Г.А. Социально–культурная деятельность: учеб.пособие /Г.А.Васильева. – Ярославль, 2004. – 164 с.
3. Гагин, В.Н. Национальные праздники и обряды или праздничность как феномен русской культуры / В. Н. Гагин. – М.:Профиздат, 2005. – 319 с.
4. Дуков, Е.В. Развлечение как историко–культурная проблема / Обсерватория культуры, 2005. – № 4. – 2–27 с.
5. Жарков, А.Д. Культурно – досуговая деятельность как общественный феномен/ Вестник МГУКИ. – 2003.– № 2. –72–79 с.
6. Жаркова, Л.С. Деятельность учреждений культуры: учебное пособие. / М.:МГУК, 2000. – 179 с.
7. Киселева, Т.Г. Социально–культурная деятельность: учебник /Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. – М.:МГУКИ, 2004. – 539 с.
8. Клюско, Е. М. Культурно–досуговая деятельность населения: уч. пособие / Е.М. Клюско. – М.:МГУКИ, 2007. – 161 с.
9. Клюско, Н. Н. Социально–культурная деятельность: опыт исторического исследования: сб. статей / науч.ред.: Е.М. Клюско, Н.Н. Ярошенко. – М.:МГУКИ, 2007. – 143 с.
10. Ковальчук, А.С. Социально–культурная деятельность: [учебное пособие] /А.С. Ковальчук. – Орел, 2000. – 172 с.
11. Красильников, Ю.Д. Общественные субъекты социально–культурной деятельности / Вестник МГУКИ, 2004. – №1. – 80 – 97 с.
12. Литовкин, Е.В. Культурно–просветительная работа России послевоенного периода в историко–педагогическом контексте: монография / Е.В. Литовкин. – М:МГУКИ, 2004. – 349 с.
13. Литовкин, Е.В. Критерии периодизации и основные этапы истории социально–культурной деятельности в России /Социально–культурная деятельность в образовательном пространстве:межвуз. сб. науч. тр. /Кемеровск. госун–т культуры и ис­кусств. – Кемерово:КемГУКИ, 2007.
14. Литовкин, Е.В. Социально–культурная деятельность в контексте современного исторического знания / Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2003. № 1.
15. Попов, В.В. Культурно – досуговая деятельность: опыт системного исследования / В. В. Попов, Ф. Х. Попова / Вестник МГИК, 2002. – №1. – 32–41 с.
16. Рябков, В. М. Антология форм праздничной и развлекательной культуры России : (первая половина XX века) : учебное пособие / В.М. Рябков. – Челябинск: Полиграф–Мастер, 2007. – 869 с.
17. Рябков, В.М. О применении метода периодизации в историографии социально–культурной деятельности / Мир науки, культуры, образования. – 2009. – № 3.
18. Санкин, Л.А. Социально–культурная деятельность: теория и методика организации деятельности общественных объединений: учеб. пособие /СПб.: СПбГУП, 2006. – 336 с.
19. Соколов, А.В. Социально–культурная деятельность как учебный предмет и объект теории / Вестник МГУКИ. – 2005. – №2. – 73–82 с.
20. Соколов, А.В. Феномен социально–культурной деятельности: [монография] /А.В. Соколов. – СПб.: СПбГУП, 2003. – 204 с.
21. Туев, В. В. О современных подходах к изучению истории социально–культурной деятельности в России / Социально–культурная деятельность в образовательном пространстве:межвуз. сб. науч.тр. / Кемеровск. госун–т культуры и искусств. – Кемерово:КемГУКИ, 2007.
22. Туев, В.В. Социально–культурная деятельность как понятие / Ученые записки /Под науч. ред. Т.Г. Киселевой, В.И. Черниченко, Н.Н. Ярошенко. – М.:МГУКИ, 2001. – Вып. 23.
23. Ярошенко, Н.Н. Социально–культурная деятельность: парадигмы, методология, теория / М.:МГУКИ, 2000. – 204 с.
24. Ярошенко, Н.Н. Историко–педагогические исследования социально–культурной деятельности: поиск новых подходов / Социально–культурная деятельность: опыт исторического исследования: сб. статей /Науч. ред. Е.М. Клюско, Н. Н. Ярошенко. – М.:МГУКИ, 2007.

Вопрос-ответ:

Какую роль играла социально-культурная деятельность на Руси в X-XIV веках?

Социально-культурная деятельность на Руси в X-XIV веках играла важную роль в истории развития образования, литературы и культуры. Она способствовала формированию национального самосознания и сохранению культурного наследия Русского народа.

Когда было написано знаменитое Слово о полку Игореве?

Знаменитое Слово о полку Игореве было написано в XII веке.

Какие занятия из социально-культурной деятельности были популярны на Руси в X-XIV веках?

В X-XIV веках на Руси популярными были чтение книг, обучение грамоте и умственное развитие детей, а также подготовка их к трудовой деятельности.

Какое значение имело обучение грамоте на Руси в X-XIV веках?

Обучение грамоте имело большое значение на Руси в X-XIV веках, так как это способствовало развитию образования и культуры, а также повышению социального статуса образованных людей.

В какое время происходило воспитание умственное развитие детей на Руси?

Воспитание и умственное развитие детей происходило на Руси во времена X-XIV веков.

Какую роль играла социально-культурная деятельность на Руси в X-XIV веках?

Социально-культурная деятельность играла важную роль в истории Древней Руси. Она способствовала формированию культурного наследия, представляющего собой сочетание русских идей и ценностей с влиянием восточных и западных культурных традиций.

Какое значение имело чтение книг на Руси в X-XIV веках?

Чтение книг стало одним из основных занятий образованных людей на Руси в X-XIV веках. Оно способствовало развитию грамотности, умственному развитию детей и их подготовке к трудовой деятельности.

Какие произведения стали знаковыми в социально-культурной деятельности на Руси в X-XIV веках?

Одним из важных произведений того времени стало знаменитое "Слово о полку Игореве", написанное в XII веке. Это эпическое произведение стало символом исторической и культурной значимости и отразило важные события и ценности того времени.

Какие значения придавались обучению грамоте и умственному развитию детей на Древней Руси?

На Руси в X-XIV веках обучение грамоте и умственное развитие детей были высоко ценными. Это позволяло им успешно вступать в общественное и трудовое поле, развивать свои способности и становиться образованными людьми.

Что представляло собой социально-культурная деятельность на Руси в X-XIV веках?

Социально-культурная деятельность на Руси в X-XIV веках включала различные проявления культуры и образования. Это было чтение книг, создание и распространение литературных произведений, включая эпосы и хроники, проведение церемоний и обрядов, организация образовательных учреждений и т.д. Все это способствовало развитию культурного и духовного уровня общества.