Теневая экономика: причины возникновения, масштабы и опыт государственного противодействия в России, США и других странах
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 25 + 25 источников
- Добавлена 01.07.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Сущность и причины возникновения теневой экономики 5
1.1 Понятие, сущность и признаки теневой экономики 5
1.2 Виды и формы теневой экономики 7
1.3 Причины возникновения теневой экономики 10
Глава 2. Особенности проявления теневой экономики в России, США и других странах 14
2.1 Масштабы теневой экономики в Российской Федерации. Сравнение с другими странами 14
2.2 Пути выхода из теневой экономики 19
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Для выявления «подозрительных операций» используются наблюдения за движением по счету с помощью специальных компьютерных программ и контактов с клиентом.В главе 3 статье 1 вышеупомянутого федерального закона перечислены меры направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. К негативным последствиям отмывания денежных средств относят:получение преступными организациями возможности для дальнейшего финансирования своей деятельности;у преступников возникает чувство безнаказанности, что делает преступление заманчивым занятием; причинение вреда всей финансовой системе, особенно в странах с развивающейся экономикой, из-за неуправляемого использования преступными организациями отдельных финансовых учреждений;скопление экономической и финансовой власти в руках преступных организаций может подвергнуть угрозе национальную экономику стран, демократические системы их власти и управления. Согласно данным МВД, в январе 2016 года на 5,0% возросло число преступлений экономической направленности, которые были выявлены правоохранительными органами в сравнении с январем 2015 . Всего выявлено 13,4 тыс. преступлений данной категории, удельный вес этих преступлений, в общем числе зарегистрированных составил 7,8%. по сравнению с январем 2015 года Материальный ущерб от данных преступлений (по закрытым уголовным делам) составил 20,96 млрд руб.Тяжкие и особо тяжкие преступления в общем объеме выявленных преступлений экономической направленности составили 71,9%.Подразделениями органов внутренних дел выявлено 12,3 тыс. преступлений экономической направленности, их удельный вес в общем массиве преступлений экономической направленности составил 92,2%.В январе 2016 года выявлено 18 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, что на 14,1% меньше, чем за этот же период прошлого года. При этом сотрудниками органов наркоконтроля выявлено 7,4 тыс. преступлений (8,2%), сотрудниками органов внутренних дел – 10,4 тыс. преступлений (17,7%). По сравнению с январем 2015 года на 8,9% сократилось число выявленных преступлений, совершенных с целью сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, однако их удельный вес в числе преступлений, связанных с незаконнымоборотом наркотиков, вырос с 47,1% в январе 2015 года до 49,9%.Проблема теневой экономики актуальна для всех стран мира в связи с тем, что современная экономика нестабильна. Теневая экономика активно присутствует и в развивающихся странах, это связано с тем, что иногда она выступает в качестве единственной возможности прокормить себя и выжить вообще. В некоторых странах уровень теневой экономики способен превосходить официальные данные. Это можно наблюдать в таких странах как: Таиланд, Боливия и Нигерия, где теневая экономика может достигать 80% от официального объема ВВП.В целом, в странах «третьего мира» теневая экономика достигает доли 50% ВВП. В сектор теневой экономики входят мелкие предприятия по производству товаров, индивидуальные торговцы, а также ремесленники. Общее число всех занятых в теневой экономике в странах «третьего мира» составляет около 300 млн. человек.Невелики масштабы теневой экономики в развитых странах (8-20% от ВВП). В США теневая экономика составляет 10-15%. Рост теневой экономики в США вызвано тем, что за последний год в США было напечатано 3 млрд. стодолларовых купюр. Как известно, такими крупными купюрами в большей степени пользуются только наркодиллеры, люди, уклоняющиеся от уплаты налогов, а также нелегальные торговцы оружия.Что касается в целом Европейского союза, то можно сказать, что использование подпольного труда и уклонение от налогов достигает около 19% от общего ВВП всей Европейской зоны. Но, несмотря на это, масштабы теневой экономики способны отличаться друг от друга. Например, теневая экономика Центральной, Западной и Северной Европы держится на отметке 10%, в Средиземноморье – ¼ всего ВВП. А в Восточной и Юго- Восточной Европе доля теневой экономики способна достигать рекордных 30%.Если рассматривать опыт США, то можно отметить, что там, в целях защиты страны от экономического кризиса, руководство организовало масштабную работу по выявлению фактов неуплаты налогов в связи с вывозом денежных средств из США и его дальнейшего размещения за границей. Россия, перенимая опыт США, принудит банкиров предоставлять всю информацию о своих счетах и операциях в налоговые органы. Помимо этого налоговые органы будут иметь право запрашивать информацию по счетам частников у финансовых учреждений без разрешения суда.Что касается России, то в настоящее время, пожалуй, самым ярким примером в борьбе с теневой экономикой являются меры в отношении неформальной занятости. Ведь динамично растущая неформальная занятость является свидетельством институционального провала государства. Использование репрессивных мер для ее искоренения скажется на сокращении заработков в формальном секторе, росте безработицы и экономической негативности. В июле 2017 г. Госдума приняла закон, определяющий правовой статус самозанятых граждан. С юридической точки зрения закон представляет собой набор поправок в Гражданский кодекс России. Согласно этим поправкам, самозанятым гражданам не обязательно регистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей для оказания различных услуг.Список этих услуг отдельно определяется правительством России. Как правило, самозанятые граждане предоставляют услуги репетитора, сиделки, няни, водителя, фотографа, специалиста по ремонту техники, в том числе компьютерной, и т.д. Согласно закону, такая деятельность не считается больше незаконным предпринимательством. Соответственно, самозанятые граждане могут открыто платить государству налог на доход физических лиц в размере 13%.Чтобы поощрить самозанятых граждан придать официальный статус своему заработку, в конце 2016 г. был принят закон от так называемых налоговых каникулах для них на 2017-2018 гг. Поскольку несмотря на это регистрация самозанятых шла вяло, в январе 2018 г. было принято решение продлить налоговые каникулы еще и на 2019 г. Далее, еще одна попытка институционализации самозанятых.Пилотный проект налогового мобильного приложения для самозанятых граждан в четырех регионах России — в Москве, Московской области, Калужской области и Республике Татарстан. Он стартовал 1 января 2019 г. В случае успеха технология будет внедрена в масштабах всей страны.Для регистрации необходимо установить специальноеприложение, которое позволит россиянам удаленно проходить идентификацию в ФНС.Ставки нового налога для самозанятых (налог на профессиональный доход- НПД) достаточно невысокие: 2,5% от дохода будут платить те, кто работает с физлицами или на основании патента; 4,5% от дохода заплатят самозанятые, обслуживающие юридических лиц, а также сдающие в аренду свое имущество.То есть достаточно будет зарегистрироваться в ФНС, получить логин и пароль от личного кабинета, установить мобильное приложение и привязать к нему реквизиты банковского счета (или нескольких счетов), через которые осуществляется деятельность. Все деньги, поступающие на этот счет, будут фиксироваться приложением и направляться в ФНС. Фактически это аналог онлайн-кассы, но саму ККТ самозанятым, в отличие от тех же ИП, приобретать не нужно. И никаких отчетов сдавать тоже не придется. Система сама рассчитает сумму налога к уплате и даже спишет ее со счета в положенный срок. Самозанятому гражданину останется только контролировать процесс автоплатежей. Данный симбиоз инститциональных инноваций и цифровых технологий дает определённые результаты в соответствующих регионах. даст положительные результаты. На сегодняшний день74 тыс. самозанятых уже зарегистрировались и платят налог на профессиональный доход. Они пробили 5 млн чеков, и с этих операций будет удержано 144 млн рублей налогов. При этом каждый пятый из них работает водителем такси, еще 7% - сдают квартиры, 5% - оказывают услуги консультантов, 3% - репетиторы.Но, к сожалению, на фоне падения институционального доверия вследствие повышения НДС, пенсионного возраста, падения курса рубля и т.д. есть большая вероятность неэффективности данного института по стране в целом, в отличие от благополучных регионах.ЗаключениеПри выполнении курсовой работы был решен ряд поставленных задач. Теневая экономика заявила о себе в 1930-х годах и продолжает развиваться до сих пор.Понятие «теневая экономика» можно объяснять немного по-разному. Экономисты и юристы дают определения с различных точек зрения. Но все же более обобщенным является:теневая экономика означает совокупность разнотипных отношений в экономическойсфере и неучтенных, нелегальных и противоправных видов экономической деятельности. Но, прежде всего, теневая экономика - это неконтролируемые обществом и скрываемые от него производство, распределение, обмен и потребление товарно-материальных ценностей, денег и услуг. Такое экономическое явление в той или иной степени присуще социальным системам любого типа.Для определениямасштабов теневой экономики необходимо точно понимать элементы, из которых состоит данное явление, то есть знать структуру, способную помочь в оценке распространения теневой экономики.Если говорить о показателях распространения, то они растут. Доходы от таких видов деятельности как неуплата налогов, отмывание денег, контрабанда, фиктивные финансовые операции, действительно огромны. Они исчисляются десятками миллиардов долларов, однако, те действия, которые пресекаются правоохранительными органами, являются лишь частью огромной системы теневых отношения, определить масштабы которой невозможно. Вот почему данное явление, которое присущекаждому государству, необходимо тщательно изучать, и лишь потом принимать хорошо проработанные меры по их устранению. Рассчитывать на позитивные изменения можно в том случае, когда будут поведены мероприятия по устранению причин, порождающих теневую активность, принятию взаимосвязанного комплекса мер в области совершенствования налогообложения и корпоративного управления, оздоровления структуры расчетов и других косвенных мер наряду с ужесточением санкций за занятие теневым бизнесом. Если жители страны будут удовлетворены проводимой в государстве политикой и будут иметь возможности для реализации своих трудовых способностей, то уровень теневого сектора должен значительно сократиться.Со стороны государства должны быть предприняты меры по либерализации хозяйственной деятельности (снижение налогов, сокращение числа регулирующих законов и проверяющих инстанций). Необходимо проводить пропаганду честного предпринимательства, публично осуждать нарушающих закон бизнесменов, проявлять общую заботу о моральном климате общества.Если же проводимые мероприятия не принесут ожидаемого эффекта, товозникает необходимость в постоянной, долгосрочной, целенаправленной работе. И не только честных правоохранителей, законодателей, но и самих граждан. Если не учитывать это, бороться с теневой экономикой бесполезно. Карательные меры к теневикам-предпринимателям приведут к безвозвратной потере для страны огромных капиталов, в создание которых тем или иным путем вложен труд практически каждого россиянина. Заставить эти средства работать для общего дела - задача, достижение которой необходимо каждому из нас.Список использованной литературыФедеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем»Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 29.07.2017) – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)».Авдеева И.АМетоды борьбы с теневой экономикой в странах ЕС / Юнева Е.А., Авдеева И.А. // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2018. № 2 (71). С. 36-39.Ахмедуев А. Теневая экономика: системный ресурс и фактор торможения социально-экономического развития // Вопросы экономики – 2015 - №9 – С. 152 – 159.Вачугов И.ВПовышать налоги или бороться с теневой экономикой в налоговой сфере? // Современная система налогообложения в России: проблемы и перспективы / Материалы научно-практической конференции. 2017. С. 45-50.Грабова О.Н, Суглобов А.Е. Проблемы выхода «из тени» самозанятых лиц в России: риски и пути их преодоления. Экономика. Налоги. Право, (6), 108-116 сИнформация ФНС России «О постановке на учет самозанятых граждан» [Электронный ресурс]: Консультант плюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216495/Кирильчук С.ПСовершенствование методов борьбы с теневой экономикой / С.П. Кирильчук, Е.В. Шевченко // Формирование финансово-экономических механизмов хозяйствования / Сборник научных трудов II международной научно-практической конференции. 2017. С. 97-99.Королева А. «Теневая занятость в России достигла рекорда» // Эксперт Online. 2017. [электронный ресурс] URL: http://expert.ru/2017/04/18/trud Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь 2016 года [Электронный ресурс].- https://mvd.ru/folder/101762/item/7207988/.Крылов А.А. Масштабы и структура теневой экономики в странах - членах ЕАЭС // Микроэкономика - 2017. - № 4. С. 77-83.Кузнецова А.В. Борьба с теневой экономикой // Экономика и социум. 2018. № 2 (45). С. 288-293.Курбатова А.АЛегализация доходов как способ борьбы с теневой экономикой. // Повышение эффективности форм и методов распространения среди населения знаний по вопросам экономической и финансовой безопасности России, борьбы с теневыми доходами, Противодействия финансированию терроризма, экстремизма, антигосударственной и деструктивной деятельности / Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Российская академия естественных наук; // Московский финансово-юридический университет МФЮА. 2017. С. 119-121.Мещеряков Ю.Г. Основные проблемы борьбы с теневой экономикой и коррупцией // Новая наука как результат инновационного развития общества сборник статей Международной научно-практической конференции: в 17 частях. 2017. С. 141-145.Минат В.М. Содержание и эволюция понятия "теневая экономика" и других категорий, отражающих сущность теневых процессов в экономике //: Актуальные проблемы современной науки сборник научных трудов. Рязань, 2018. С. 347-356.Официальный сайт Федеральной налоговой службы России [электронный ресурс] URL: www.nalog.ru Пансков В.Г. Теневая экономика и налогообложение // ЭТАП. 2017. №5. [электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tenevayaekonomina-i-nalogooblozhenieСаитова К.АЗаконодательные методы борьбы с теневой экономикой., / К.А. Саитова, К.А.Сухарева, И.А. Владимиров И.А. // Аллея науки. 2017. Т. 1. № 15. С. 281-283.Скляров Р.Г. Проблемы экономики безопасности. теневая экономика стран ОЭСР // Вклад транспорта в национальную экономическую безопасность Сборник трудов II Международной научно-практической конференции. Под редакцией Р.А. Кожевникова, Ю.И. Соколова. 2017. С. 281-284.Федеральная служба государственной статистики (2018). Рабочая сила, занятость и безработица в России (по результатам выборочных обследований рабочей силы). 2018: Стат.сб./Росстат. - M. –142 c.Федоров Д.Ю. Уровень коррупции в России на фоне зарубежных стран // Теневая экономика – 2019 - №1- С. 17-32.Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С.657Шанин, Т. Теневая экономика в CCCР/России: основные сегменты и динамика/ Шанин Т., Радаев В.// Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 2: экономика. Реферативный журнал.- ЛОГОС, 2009. 576 С.Яковец Д.С. Некоторые проблемы борьбы с теневой экономикой в России // Экономика и социум. 2017. № 10 (41). С. 475-480.
1. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем»
2. Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 29.07.2017) – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru
3. Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)».
4. Авдеева И.А Методы борьбы с теневой экономикой в странах ЕС / Юнева Е.А., Авдеева И.А. // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2018. № 2 (71). С. 36-39.
5. Ахмедуев А. Теневая экономика: системный ресурс и фактор торможения социально-экономического развития // Вопросы экономики – 2015 - №9 – С. 152 – 159.
6. Вачугов И.В Повышать налоги или бороться с теневой экономикой в налоговой сфере? // Современная система налогообложения в России: проблемы и перспективы / Материалы научно-практической конференции. 2017. С. 45-50.
7. Грабова О.Н, Суглобов А.Е. Проблемы выхода «из тени» самозанятых лиц в России: риски и пути их преодоления. Экономика. Налоги. Право, (6), 108-116 с
8. Информация ФНС России «О постановке на учет самозанятых граждан» [Электронный ресурс]: Консультант плюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216495/
9. Кирильчук С.П Совершенствование методов борьбы с теневой экономикой / С.П. Кирильчук, Е.В. Шевченко // Формирование финансово-экономических механизмов хозяйствования / Сборник научных трудов II международной научно-практической конференции. 2017. С. 97-99.
10. Королева А. «Теневая занятость в России достигла рекорда» // Эксперт Online. 2017. [электронный ресурс] URL: http://expert.ru/2017/04/18/trud
11. Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь 2016 года [Электронный ресурс].- https://mvd.ru/folder/101762/item/7207988/.
12. Крылов А.А. Масштабы и структура теневой экономики в странах - членах ЕАЭС // Микроэкономика - 2017. - № 4. С. 77-83.
13. Кузнецова А.В. Борьба с теневой экономикой // Экономика и социум. 2018. № 2 (45). С. 288-293.
14. Курбатова А.А Легализация доходов как способ борьбы с теневой экономикой. // Повышение эффективности форм и методов распространения среди населения знаний по вопросам экономической и финансовой безопасности России, борьбы с теневыми доходами, Противодействия финансированию терроризма, экстремизма, антигосударственной и деструктивной деятельности / Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Российская академия естественных наук; // Московский финансово-юридический университет МФЮА. 2017. С. 119-121.
15. Мещеряков Ю.Г. Основные проблемы борьбы с теневой экономикой и коррупцией // Новая наука как результат инновационного развития общества сборник статей Международной научно-практической конференции: в 17 частях. 2017. С. 141-145.
16. Минат В.М. Содержание и эволюция понятия "теневая экономика" и других категорий, отражающих сущность теневых процессов в экономике //: Актуальные проблемы современной науки сборник научных трудов. Рязань, 2018. С. 347-356.
17. Официальный сайт Федеральной налоговой службы России [электронный ресурс] URL: www.nalog.ru
18. Пансков В.Г. Теневая экономика и налогообложение // ЭТАП. 2017. №5. [электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tenevayaekonomina-i-nalogooblozhenie
19. Саитова К.А Законодательные методы борьбы с теневой экономикой., / К.А. Саитова, К.А. Сухарева, И.А. Владимиров И.А. // Аллея науки. 2017. Т. 1. № 15. С. 281-283.
20. Скляров Р.Г. Проблемы экономики безопасности. теневая экономика стран ОЭСР // Вклад транспорта в национальную экономическую безопасность Сборник трудов II Международной научно-практической конференции. Под редакцией Р.А. Кожевникова, Ю.И. Соколова. 2017. С. 281-284.
21. Федеральная служба государственной статистики (2018). Рабочая сила, занятость и безработица в России (по результатам выборочных обследований рабочей силы). 2018: Стат.сб./Росстат. - M. –142 c.
22. Федоров Д.Ю. Уровень коррупции в России на фоне зарубежных стран // Теневая экономика – 2019 - №1- С. 17-32.
23. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С.657
24. Шанин, Т. Теневая экономика в CCCР/России: основные сегменты и динамика/ Шанин Т., Радаев В.// Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 2: экономика. Реферативный журнал.- ЛОГОС, 2009. 576 С.
25. Яковец Д.С. Некоторые проблемы борьбы с теневой экономикой в России // Экономика и социум. 2017. № 10 (41). С.
Вопрос-ответ:
Какова сущность и причины развития теневой экономики?
Теневая экономика представляет собой сектор экономики, в котором осуществляется все большая доля хозяйственной активности, обходящей официальные системы регистрации, контроля и налогообложения. Главными причинами ее развития являются высокие налоговые и административные барьеры, сложная бюрократическая процедура, недоверие к государственным институтам, экономическая нестабильность и низкий уровень доходов населения.
Какие масштабы имеет теневая экономика?
Масштабы теневой экономики в разных странах различны, но они часто оцениваются в несколько процентов от официального ВВП. Например, в России она составила около 20-25% ВВП, а в США – около 7-8% ВВП. Однако точное определение масштабов теневой экономики затруднено, так как она по своей природе является скрытой и нелегальной.
Какой опыт государственного регулирования теневой экономики существует в России, США и других странах?
Опыт государственного регулирования теневой экономики отличается в разных странах. В России проводятся меры по ужесточению налогового контроля, борьбе с коррупцией и нелегальными схемами. США активно преследуют нарушителей налогового и корпоративного законодательства. В других странах, в зависимости от особенностей их экономики и правовой системы, применяются различные подходы, включая снижение налоговых ставок и упрощение процедур бизнеса.
Какие критерии позволяют различать криминальные элементы в теневой экономике?
Различение криминальных элементов в теневой экономике является сложной задачей. Одним из критериев может быть наличие незаконной деятельности, такой как контрабанда, незаконная продажа наркотиков и оружия, отмывание денег и тому подобное. Также могут рассматриваться критерии, связанные с нарушением налогового и финансового законодательства, включая уклонение от уплаты налогов, подделку документов и т.д.
Что такое теневая экономика?
Теневая экономика - это неформальный сектор экономики, который не учтен в официальной статистике и не контролируется государственными органами. В теневую экономику входят различные виды нелегальной деятельности, такие как торговля контрафактными товарами, уклонение от уплаты налогов, нелегальная миграция и другие виды экономической активности, осуществляемые в обход законодательства.
Какие причины приводят к возникновению теневой экономики?
Причинами возникновения теневой экономики могут быть высокие налоговые ставки, сложная процедура регистрации бизнеса, коррупция, отсутствие доступа к кредитам и финансовым услугам, экономическая нестабильность, неэффективное государственное регулирование, низкий уровень заработной платы и другие факторы, которые могут стимулировать предпринимателей и население обходить законодательство и вовлекаться в неформальные виды деятельности.
Какие масштабы имеет теневая экономика?
Масштабы теневой экономики в каждой стране разные. Однако, согласно некоторым оценкам, она может составлять значительную долю в общем объеме экономики - от нескольких процентов до 50% и более. Пропорции могут зависеть от конкретных условий и факторов развития каждой страны.
Как государство борется с теневой экономикой в России?
В России существуют различные меры и механизмы, направленные на борьбу с теневой экономикой. Власти стремятся снизить налоговую нагрузку, упростить процедуры регистрации и лицензирования бизнеса, повысить эффективность контроля за исполнением налоговых обязательств, проводить амнистию для лиц, желающих легализовать свои доходы. Кроме того, принимаются меры по сокращению коррупции и повышению прозрачности экономических процессов.
Что такое теневая экономика и каковы причины ее возникновения?
Теневая экономика представляет собой сектор экономики, который не официально оформлен и не учитывается в официальной статистике. Ее причины возникновения могут быть различными, включая высокую налоговую нагрузку, сложные процедуры и ограничения в бизнесе, недоверие к государственным структурам, недостаток рабочих мест и другие факторы.
Каковы масштабы теневой экономики?
Масштабы теневой экономики могут быть значительными и различаться в разных странах. Согласно некоторым оценкам, доля теневой экономики в России составляет около 40% ВВП, в США - около 9%, а в некоторых развивающихся странах она может превышать 50% ВВП.
Какие меры государство принимает для регулирования теневой экономики в России, США и других странах?
Опыт государственного регулирования теневой экономики различен в разных странах. В России были предприняты ряд мер, таких как снижение налоговой нагрузки, упрощение процедур бизнеса, ужесточение наказания за нарушения в экономической сфере. В США также проводятся меры по борьбе с теневой экономикой, включая усиление контроля со стороны налоговых органов и правоохранительных органов, а также содействие развитию легального бизнеса. В других странах применяются различные подходы, включая налоговые льготы, более гибкие законы и другие меры.