Развитие лидерских качеств на занятиях физической культурой у школьников 9-11 классов

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Физкультура
  • 57 57 страниц
  • 40 + 40 источников
  • Добавлена 28.06.2019
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования лидерских качеств на занятиях физической культурой у школьников 9-11 классов 5
1.1. Психологические особенности подросткового возраста 5
1.2. Формы организации физического воспитания подростков в школе 14
1.3. Лидерство и его влияние на успешность деятельности спортивного коллектива 27
1.4. Роль преподавателя в развитии сплочённости и организованности коллектива 34
Глава 2. Практическое исследование уровня групповой сплоченности и организованности у школьников 9-11 классов на занятиях физической культурой 40
3.1. Методы и организация исследования 40
3.2. Анализ и обсуждение результатов начальной диагностики 45
3.3. Система работы, направленная на развитие сплочённости и организованности коллектива подростков на занятиях физической культурой 47
3.4. Анализ и обсуждение результатов повторной диагностики 50
Заключение 55
Список использованной литературы 57
Приложения 60

Фрагмент для ознакомления

Метод теоретического анализа и синтеза включал в себя изучение научной и научно-методической литературы и окончательное обобщение и осмысление результатов исследования. Они характеризуются теоретическим рассмотрением проблемы, цели и задач исследования, объекта и предмета исследования, определения логики построения работы, изыскание необходимых методов сбора фактического материала и его интерпретации.Теоретический анализ позволил определить направление исследований, выделить проблему, сформулировать тему работы, обосновать гипотезу, выделить цель и задачи исследования, наконец - сформулировать научно обоснованные заключения и вывод работы.Метод теоретического анализа и синтеза использовался каждом этапе исследования: в начале исследования - для выявления общей характеристики проблемы и предмета исследования, определения этих понятий, выделения их компонентов, установления возможных уровней их развития; в ходе основного эксперимента проделывался анализ полученных результатов, определялись предварительные взаимосвязи между явлениями и самим объектом исследования; в конце эксперимента осуществлялась проверка достоверности гипотезы, полученных данных, их объективность.В ходе исследования применялись следующие методы: педагогическое наблюдение, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент.а). Педагогическое наблюдение. Этот метод характеризуется непосредственным восприятием явлений и процессов воспитания, обучения и развития. б). Педагогический констатирующий и контрольный эксперимент (тестирование). Результаты исследования анализировались с использованием количественных и качественных методов, наиболее полно соответствующих цели и задачам, сформулированным в работе. При решении задач, поставленных в исследовании, использовался комплекс методов, органично включенный в диагностический блок: теоретический анализ литературы, диагностические методы сбора фактического материала, элементы естественного и лабораторного эксперимента, методы статистической обработки данных.В исследовании использовались следующие психологические опросные методики изучения группы как субъекта:«Карта-схема психолого-педагогической характеристики группы школьников» Л.И. Уманского, А.С. Чернышева и других, которая позволяет изучить уровень социально-психологической зрелости группы, уровень персонализации личности в групповом сознании и включенность личности в совместную деятельность группы (Уманский Л.И., Чернышев А.С., 1971). «Карта-схема» состоит из опросных листов, представляющих собой оценочную шкалу (пятибалльную), вмонтированную в набор качеств, характеризующих наиболее существенные свойства изучаемой группы. Параметрами уровня развития группы являются направленность активности, организованность, интеллектуальная коммуникативность, психологический климат (Чернышев А.С., 1971; 2007). Данной методикой мы изучали такие показатели групповой субъектности как взаимосвязанность и взаимозависимость (см. приложение №1).Диагностика проводилась по следующей позиции - организованность.Организованность- способность группы к самоуправляемости, умение самостоятельно создавать организацию в трудных или непредвиденных ситуациях, согласованно выдвигать лидеров-организаторов, умение подчиняться требованиям своих лидеров.При обработке и интерпретации результатов использована шкала:Уровни развития коллективаСумма баллов Высокое развитие45-55Хорошее развитие35-44Среднее развитие25-34Недостаточное развитие15-24В данном исследовании участвовало 12 человек - малая группа.Методика «Исследование ценностно-ориентационного единства как показателя сплоченности группы» В.Ивашкина, В.Онуфриева [9], которая направлена на определение ценностных ориентаций. Из предложенных 35 качеств нужно выбрать только 5, которые, по мнению респондента, необходимы и наиболее важны. Исследуемым предлагается анкета, каждые 5 качеств которой характеризуют отношение к людям, стиль поведения и деятельности, знания, моральные качества, учебно-ориентационные умения, отношение к себе.После чего экспериментальной группе был предложен один из вариантов проведения социально-психологического тренинга общения на развитие коммуникативных и организаторских навыков, и на снижение агрессивности, конфликтности, повышение самооценки, развития доверия.В состав этого тренинга входили 4 занятия. На каждом из занятий проводились упражнения, и мини беседы. В конце каждого занятия участниками тренинга заполнялась анкета, которая позволяла руководителю наблюдать за развитием групп-динамических процессов. Каждое упражнение социально-психологического тренинга общения была задана соответствующей целью.Занятие №1 «Знакомство с целью работы и создание атмосферы доверия в группе», данное занятие состояло из 4 упражнений, а именно: «Кто же чужой для меня?», «Пожелания друга», «впечатление от занятия что понравилось, что было нового». Работа в группе продолжалась 3 часа.Занятие №2 «Установление контакта и формирования сплоченности в группе» занятия состояла из 6 упражнений, а именно: «Степень включенности в группу», «Публичное интервью», «Кто мне близок», «Перетягивание каната», «Пять предложений», «Примеры», работа в группе продолжалась 3.5 часа.Занятия №3 «Эффективное общение в группе», занятия состояло из 4 упражнений, а именно: «Предмет по кругу», «Разговор через стекло», «Фраза по кругу», «Что было полезного и нового».Занятие №4 состояло из 4 упражнений, а именно «Время», «Обратная связь», «Трудно расставаться», «Что я приобрел». Наше исследование, как и любое другое педагогическое исследование, проводилось в три основных этапа.На первом этапе - этапе определения направления исследования, теоретического рассмотрения проблемы выявлялись общая характеристика основных понятий предмета исследования, определялись проблема и гипотеза, объект и предмет исследования, конкретизировались цель и задачи исследования, подбирались адекватные поставленным задачам методы исследования.На этом этапе был использован метод теоретического анализа и синтеза, изучения научно-методической литературы по проблемам развития сплоченности и организованности спортивного коллектива, изучение и обобщение опыта ведения тренировочной работы. Применялось педагогическое наблюдение за характером деятельности преподавателя.На втором этапе исследования - этапе сбора эмпирического материала, осуществлялось подтверждение выдвинутой гипотезы путем применения содержательных (эмпирических) методов исследования.На третьем этапе - этап оформления работы, проводилась систематизация полученных данных, осмысление набранных параметров эмпирических данных, обработка их методами математической статистики, написание и оформление работы.Список обучающихся группы 1.Понарин Дмитрий2.Гусаров Владислав3.Агафонов Артём4.Ярыгин Eгор5.Понарин Владимир6.Должeнков Дмитрий7.Никулин Иван8.Горбатых Михаил9.Тeрeхов Олeг10.Звeрeв Данил11.Харичков Владислав12.Дeмeнтьeв Дeнис3.2. Анализ и обсуждение результатов начальной диагностикиЦенностные ориентации являются внутренне противоречивый образованием, в котором наиболее важные жизненные ценности оказываются наименее доступными. Такая несогласованность между смыслом и психологической реализацией является неотъемлемой частью ценностно-смысловой сферы молодежи. А это в свою очередь также приводит к внутриличностным конфликтам и противоречиям.Из таблицы 1 видно, что знание не является первоочередной ценностной ориентацией подростков, зато учебно-ориентационные умения занимают первоочередные позиции.Таблица 1.Сводная таблица результатов методики «Исследование ценностно-ориентационного единства как показателя сплоченности группы»МестоЦенностные ориентации1Моральные качества2Отношение к людям3Учебно-ориентационные умения4Отношение к себе5Стиль поведения и деятельности6ЗнаниеНами было выдвинуто предположение, что чем меньше уровень данной единства, то тем больше уровень проявлений конфликтных форм поведения и межличностных конфликтов в данной группе.Анализ результатов исследования дают основания для утверждения, что подростки в начале занятий имеют средний уровень ценностно-ориентационного единства (53%). По нашему мнению причиной этого является то, что они недостаточно знакомы между собой, мало что знают о взглядах и интересах коллег, коллектив коллектива только начинает формироваться, команда объединена не общей общественной целью, дружескими отношениями, а только статусом.Подросткам были розданы бланковые тесты в которых нужно было оценить по 5-ти бальной шкале их позицию в группе.Таблица 2. Результаты оценки организованности группы1.Понарин Дмитрий355334252.Гусаров Владислав343423453.Агафонов Артём444534434.Ярыгин Eгор445343435.Понарин Владимир555435346.Должeнков Дмитрий354555347.Никулин Иван434444348.Горбатых Михаил544433349.Тeрeхов Олeг5545333310.Звeрeв Данил4434434411.Харичков Владислав4344443412.Дeмeнтьeв Дeнис34342345Всего5252454637403742По результатам диагностики групповых процессов, мы наблюдаем, что данная группа имеет следующие результаты:Уровень развития организованности малой группы - 43,88 балловГруппа имеет среднее развитие, участники быстро и легко находят общий язык, приходят к общему мнению. К мнению каждого внимательно прислушиваются. У группы есть умение самостоятельно создавать организацию в трудных или непредвиденных ситуациях, согласованно выдвигать лидеров-организаторов, умение подчиняться требованиям своих лидеров.3.3. Система работы, направленная на развитие сплочённости и организованности коллектива подростков на занятиях физической культуройРезультаты констатирующего этапа эксперимента дают возможность утверждать следующее: на основе исследования системы ценностных ориентаций установлена иерархия ценностей, уровень их понимания, ценностно-ориентационную единство групп, реальную структуру ценностных ориентаций.Выделены группы ценностных ориентаций: 1) ценности личной жизни; 2) индивидуальные ценности; 3) нравственные ценности; 4) ценности профессиональной направленности; 5) ценности развития и познания. В соответствии с этим мы выделили пять типов личности: 1) «Эмоционально -нестабильний»; 2) «Авторитарный»; 3) «Гуманистический»; 4) «Познавательный»; 5) «Самоактуализующий»Анализ результатов исследования показывает, что подростки не одинаково оценивают предложенные ценности. Для одних все ценности кажутся одинаково значимыми, для других имеют разную важность, что позволяет им их дифференцировать, то есть выделять те из них, которые являются главными или второстепенными целями жизни. Это дает возможность говорить о том, что одни студенты имеют дифференцированную структуру ценностей, а другие все ценности принимают одинаково важными, что свидетельствует об отсутствии у них дифференцированной структуры ценностных ориентаций. Они пока не осознали свою жизненную позицию, не определили четко своего личного отношения к ценностям окружающего мира. Это позволяет охарактеризовать уровень их личностной зрелости как не вполне соответствующий возрастной и социальной критериям развития. Уровень значимости ценностей не соответствует их реализации в собственной жизни, что и приводит к неудовлетворенности жизнью и собой.На основе результатов констатирующего этапа эксперимента нами были отобраны подростки, которые нуждаются в психологическом сопровождении и психокоррекционной работе по преодолению конфликтных, в частности, крайне конфликтно-агрессивных форм поведения. Была создана одна экспериментальную и одну контрольную группы: Экспер.гр. (n = 6) и 1 контр.гр. (n = 6). Подростки контрольных групп после проведения тренинга повторно тестировались по предварительным методиками.Целью психокоррекционно-развивающей программы является выделение и развитие умений и навыков преодоления конфликтных форм поведения в юношеском возрасте путем развития рефлексии и переоценка личностью ценностных ориентаций.Основными задачами такой работы являются: развитие: а) умений объективно выражать свои чувства, эмоции, мысли; б) знаний личности о сущности конфликта и конфликтных формах поведения и их екскалации, причины возникновения; в) умений по вербализации рефлексии; г) ценностной сферы личности;формирование: а) умений, способствующих осознанному выбору конструктивных стилей поведения; б) личностных детерминант для решения и преодоления конфликтных форм поведения в юношеском возрасте; в) ценностного отношения к окружающим; г) положительной, рациональной системы ценностных ориентаций;овладение: а) умениями саморегуляции в сложных конфликтных ситуациях; б) умениями бесконфликтной взаимодействия;в) умениями предотвращать использование стереотипов конфликтного поведения и применению конфликтогенов.Для достижения и реализации поставленных задач нами использовались следующие методы: беседа, деловые и ролевые игры, аутогенная тренировка, самоанализ, анализ продуктов деятельности (рисунки, дневники, письма, стихи) и др.Тренинговые занятия проводились в соответствии с общепринятыми нормами и принципами групповой работы. 3.4. Анализ и обсуждение результатов повторной диагностикиПосле проведения психокоррекционных занятий в экспериментальной и контрольной группах проводилась повторная диагностика по тем же методикам, что и во время диагностического этапа, с целью констатации изменений и проверки эффективности предложенной нами коррекционной программы.Положительные изменения в структуре ценностных ориентаций личности мы можем наблюдать по результатам методики В.С.Ивашкина и В.В.Онуфриева (Табл. 3).Так, среди подростков произошла переоценка таких ценностных ориентаций, как учебно-ориентационные умения и знания, стиль поведения и деятельности.Таблица 3.Динамика изменений структуры ценностных ориентаций контрольной и экспериментальной группы (после развивающего тренинга)№видыценностныхориентацийМесто ценностных ориентацийЭкспериментальная гр.Контрольная гр.До эксп.После эксп.До эксп.После эксп.1Моральные качества11212Отношение к людям25123Учебно-ориентированные умения32444Отношение к себе46335Стиль деятельности и поведения53556Знание6466Выше приведенные данные свидетельствуют об эффективном воздействии психокоррекционной программы на ценностную сферу личности.Что касается уровня понимания ценностей, то здесь произошли значительные изменения в экспериментальных группах: уменьшились показатели среднего уровня понимания ценностей (с 85% до 72%) за счет появления высокого уровня (12%).Таким образом, можно сделать вывод, что просветительская работа по видам ценностей, их трактовка, определения и соблюдения в жизни положительно влияет и всесторонне развивает. Подростки как экспериментальной, так и контрольной группы показали высокий уровень ценностно-ориентацийного единства группы. В свою очередь подростки контрольной группы показывали средний уровень ценностно-ориентационной единства (53%), а подростки экспериментальной группы - высокий уровень (73,7%). Это указывает на то, что такие занятия положительно влияют на развитие межличностных отношений в команде, способствуют лучшему познанию друг друга, созданию дружеских отношений, что в свою очередь уменьшает уровень возникновения конфликтных ситуаций, межличностных противоречий, трений между подростками.Таким образом, мы наблюдаем тенденцию к изменениям в переоценке и переосмыслению ценностных ориентаций, жизненных позиций среди подростков, посещавших психокоррекционные занятия.На диагностическом этапе исследования нами было установлено, что наиболее значимыми являются характеристики и ценности личной жизни, зато после формирующего этапа эксперимента есть основания утверждать о преобладании ценностей и качеств, характеризующих профессиональную направленность и самореализацию подростков как будущих спортсменов.Итак, в процессе психокоррекционно-развивающих занятий подростки участники коллектива лучше осознали себя; выделили для себя те качества и навыки, которыми должны обладать; переосмыслили значение и возможности занятий физической культурой и спортом, их место в развитии общества; поняли, над какими качествами нужно еще поработать, как их развивать, чтобы достичь желаемого результата.Для сравнения приводим таблицу групп ценностных ориентаций до и после психокоррекционной работы (табл. 4).Таблица 4Сравнительная таблица групп ценностных ориентаций в начале и после тренингаМестоГруппы ценностных ориентаций контрольной группы Группы ценностных ориентаций экспериментальной группы 1Ценности личной жизниЭтические ценности2Индивидуальные ценностиЦенности профессиональной направленности3Этические ценностиЦенности развития и познания4Ценности профессиональной направленностиЦенности личной жизни5Ценности развития и познанияИндивидуальные ценностиВо время диагностического этапа исследования нами было выделено пять типов личностей подростков на основе ценностных ориентаций (эмоционально - нестабильный; авторитарный; гуманистический; познавательный; самоактуализирующий).На основе изменений ценностной сферы подростков произошли и соответствующие изменения в процентном проявлении типов личности подростков (табл. 5).Таблица 5Сравнительная таблица проявления типа личности подростков в начале и по окончании формирующего эксперимента№Тип личностиДо эксперимента (%)После эксперимента (%)1Эмоционально - нестабильный27202Авторитарный20153Гуманистический20274Познавательный15235Самоактуализирующий815Из таблицы мы видим, что произошли значительные изменения в соотношении в начале формирующего этапа эксперимента и после его завершения. Наблюдается снижение количества подростков авторитарного типа (личность стремится к власти, основным является контроль над окружением, социальными группами, важны методы принуждения и поощрения, которые позволяют навязывать окружающим свою волю) и эмоционально-нестабильного (стремление к жизни, полной развлечений, радости и т.п.) типа личности, что привело соответственно к увеличению подростков, которые руководствуются моральными принципами, не ставят эгоистических целей, занимаются развитием профессиональных способностей, познанием себя и окружающих, стремятся сформировать свою личность в соответствии с собственными идеалами, расширяют свой кругозор и тому подобное.Рисунок 1. Динамика изменения показателя организованности группыПовторное исследование организованности группы показало, что уровень развития организованности малой группы стал 46,38 баллов, что показало эффективность рекомендуемой методики. У коллектива улучшилось умение самостоятельно создавать организацию в трудных или непредвиденных ситуациях, согласованно выдвигать лидеров-организаторов, умение подчиняться требованиям своих лидеров.ЗаключениеТаким образом, оказывая влияние на ценностную сферу личности, мы влияли и меняли ее поведение, жизненную позицию и стратегию достижения целей, которые она ставит перед собой.Своевременная психопрофилактика и психокоррекция системы ценностных ориентаций и конфликтных форм поведения в подростковом возрасте предусматривает активизацию субъект-субъектной формы проявления личностных предпосылок решения конфликтных ситуаций при взаимодействии путем внедрения таких рекомендованных приемов, как: осознание собственной системы ценностных ориентаций и потребностей; самопринятие социально-значущих ролевых позиций; самопознание и формирование конструктивных мировоззренческих элементов субъективности; саморегуляция собственного конфликтного поведения; развитие вербальных и невербальных форм проявления эмоций и чувств. Программой было предусмотрено постепенное усвоение участниками занятий основных понятий, положений, касающихся развития рефлексивности личности каждого подростка, с последующим формированием способности осознавать собственные конфликтные формы поведения и нести ответственность за их преодоление.Повторное исследование организованности группы показало, что уровень развития организованности малой группы стал 46,38 баллов, что показало эффективность рекомендуемой методики. У коллектива улучшилось умение самостоятельно создавать организацию в трудных или непредвиденных ситуациях, согласованно выдвигать лидеров-организаторов, умение подчиняться требованиям своих лидеров.Итак, исследуемые нами параметры личности: ценностные ориентации, имеют динамический характер, они могут меняться в зависимости от того, в какой среде находится личность и какое воспитательное воздействие на нее осуществляется. Это положение подтверждают результаты диагностики подростков после проведенных психокоррекционных занятий: положительная динамика изменений свидетельствует о переоценке ими системы ценностей, повышении ценностно-ориентационной единства групп, повышении понимания ценностей и реализации их в жизни.Список использованной литературыАнаньев Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев – Л.: Изд–во ЛГУ, 2001. – 339 с.Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович – М., 1968. – 464 с.Большой толковый словарь русского языка / С. А. Кузнецов. 1-е. СПб.: Норинт, 1998.Братусь Б. С. Аномалии личности / Б. С. Братусь – М.: Мысль, 2008. – 301 с.Бриль М.С. Отбор в спортивных играх / М.С. Брыль. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 243 с.Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6-ти т. т.4 / Л. С. Выготский – М.: Педагогика, 1984. – с. 258Вяткин В.А. Роль темперамента в спортивной деятельности / В.А. Вяткин. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 155 с. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб. , 2000. С. 212-267Гуревич П. С. Психология личности: учеб. пособие для студентов вузов - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 559 с.Джамгаровых Т.Т., Пуни А.Ц. Психология физического воспитания и спорта. - М .: ФиС, 1979Донцов А.И. Психология коллектива. - М., 1984Ковалев Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда / Г. А. Ковалев // Вопросы психологии, 2010 – №1. – С. 13–23.Коломийцев Ю.А. Взаимоотношения в спортивном коллективе / Ю.А. Коломийцев. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - 134 с.Кон И. С. Психология половых различий / И. С. Кон // Психология индивидуальных различий: Тексты. – М.: МГУ, 1982. – С.78-83.Кон И. С. Ребенок и общество / И. С. Кон – М.: Наука, 1988. – 271 с.; Кретти Б. Дж. Психология в современном спорте. - М .: ФиС, 1978Кульчицкая Е. И. Воспитание чувств детей в семье / Е. И. Кульчицкая – К., 1983.Левин К. Динамическая психология / К. Левин – М.: Смысл, 2001. – 572 сМелхорн Г. Гениями не рождаются / Г. Мелхорн, Х.–Г. Мелхорн – М., 1989. – 160 с.Мельников В.Н. Психология.Учебник для ИФК. - М .: ФиС, 1987Моляко В. А. Техническое творчество и трудовое воспитание / В. А. Моляко – М.: Знание,– 80 с.Мухина В. С. К проблеме социального развития ребенка / В. С. Мухина // Психологический журнал – 2009 – Т.1. – №5. – С. 43–53.Найдиффер Р.М. Психология соревнующегося спортсмена. - М .: ФиС, 1979Одаренные дети: Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1991. – 376 с.Онищенко И.Н. Психология физического воспитания и спорта. М .: Просвещение, 1975Параносич В. Психодинамика спортивной группы / В. Параносич, Л. Лазарева. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - 159 с.Петровский А. В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности / А. В. Петровский // Вопр. психол. – 1987. – №1. – С. 15–26.Попов А.Л. Спортивная психология. - М .: Московский психолого-социальный институт. Флинта, 1998Психология и современный спорт / Сб. научных работ психологов спорта. - М .: ФиС, 1973Психология спорта высших достижений. Под ред. А.В. Родионова. - М .: ФиС, 1979Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн – 2–е изд. – М.: Педагогика, 1976. – 416 с.Творческая одаренность и воспитание творческой личности / Подг. В.А. Моляко. – К.: Знание, 1991. – 19 с.Фельдштейн Д. И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе / Д. И. Фельдштейн // Вопросы психологии, 1985. – № 6. – С. 26–37.Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции / З. Фрейд – М.: Наука, 2010. – 456 с.Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте. - М .: ФиС, 1980Холл К. Теории личности / К. Холл, Г. Линдсей – М., 2007 – 339 с.Хухлаева О. В. Психология подростка. М. «Академия» 2004Чудновский В. Э. Одаренность: дар или испытание / В. Э. Чудновский, В. С. Юркевич – М.: Знание, 1990. – 80 с. Шапошникова В.И. Индивидуализация и прогноз в спорте. - М .: ФиС, 1984Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин – М.: Педагогика, 1989. – 560 с. – с.75Приложения

Список использованной литературы

1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев – Л.: Изд–во ЛГУ, 2001. – 339 с.
2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович – М., 1968. – 464 с.
3. Большой толковый словарь русского языка / С. А. Кузнецов. 1-е. СПб.: Норинт, 1998.
4. Братусь Б. С. Аномалии личности / Б. С. Братусь – М.: Мысль, 2008. – 301 с.
5. Бриль М.С. Отбор в спортивных играх / М.С. Брыль. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 243 с.
6. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6-ти т. т.4 / Л. С. Выготский – М.: Педагогика, 1984. – с. 258
7. Вяткин В.А. Роль темперамента в спортивной деятельности / В.А. Вяткин. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 155 с.
8. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб. , 2000. С. 212-267
9. Гуревич П. С. Психология личности: учеб. пособие для студентов вузов - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 559 с.
10. Джамгаровых Т.Т., Пуни А.Ц. Психология физического воспитания и спорта. - М .: ФиС, 1979
11. Донцов А.И. Психология коллектива. - М., 1984
12. Ковалев Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда / Г. А. Ковалев // Вопросы психологии, 2010 – №1. – С. 13–23.
13. Коломийцев Ю.А. Взаимоотношения в спортивном коллективе / Ю.А. Коломийцев. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - 134 с.
14. Кон И. С. Психология половых различий / И. С. Кон // Психология индивидуальных различий: Тексты. – М.: МГУ, 1982. – С.78-83.
15. Кон И. С. Ребенок и общество / И. С. Кон – М.: Наука, 1988. – 271 с.;
16. Кретти Б. Дж. Психология в современном спорте. - М .: ФиС, 1978
17. Кульчицкая Е. И. Воспитание чувств детей в семье / Е. И. Кульчицкая – К., 1983.
18. Левин К. Динамическая психология / К. Левин – М.: Смысл, 2001. – 572 с
19. Мелхорн Г. Гениями не рождаются / Г. Мелхорн, Х.–Г. Мелхорн – М., 1989. – 160 с.
20. Мельников В.Н. Психология.Учебник для ИФК. - М .: ФиС, 1987
21. Моляко В. А. Техническое творчество и трудовое воспитание / В. А. Моляко – М.: Знание,– 80 с.
22. Мухина В. С. К проблеме социального развития ребенка / В. С. Мухина // Психологический журнал – 2009 – Т.1. – №5. – С. 43–53.
23. Найдиффер Р.М. Психология соревнующегося спортсмена. - М .: ФиС, 1979
24. Одаренные дети: Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1991. – 376 с.
25. Онищенко И.Н. Психология физического воспитания и спорта. М .: Просвещение, 1975
26. Параносич В. Психодинамика спортивной группы / В. Параносич, Л. Лазарева. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - 159 с.
27. Петровский А. В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности / А. В. Петровский // Вопр. психол. – 1987. – №1. – С. 15–26.
28. Попов А.Л. Спортивная психология. - М .: Московский психолого-социальный институт. Флинта, 1998
29. Психология и современный спорт / Сб. научных работ психологов спорта. - М .: ФиС, 1973
30. Психология спорта высших достижений. Под ред. А.В. Родионова. - М .: ФиС, 1979
31. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн – 2–е изд. – М.: Педагогика, 1976. – 416 с.
32. Творческая одаренность и воспитание творческой личности / Подг. В.А. Моляко. – К.: Знание, 1991. – 19 с.
33. Фельдштейн Д. И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе / Д. И. Фельдштейн // Вопросы психологии, 1985. – № 6. – С. 26–37.
34. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции / З. Фрейд – М.: Наука, 2010. – 456 с.
35. Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте. - М .: ФиС, 1980
36. Холл К. Теории личности / К. Холл, Г. Линдсей – М., 2007 – 339 с.
37. Хухлаева О. В. Психология подростка. М. «Академия» 2004
38. Чудновский В. Э. Одаренность: дар или испытание / В. Э. Чудновский, В. С. Юркевич – М.: Знание, 1990. – 80 с.
39. Шапошникова В.И. Индивидуализация и прогноз в спорте. - М .: ФиС, 1984
40. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин – М.: Педагогика, 1989. – 560 с. – с.75

Вопрос-ответ:

Какие психологические особенности подросткового возраста влияют на формирование лидерских качеств на занятиях физической культурой?

Подростковый возраст сопровождается различными психологическими особенностями, которые могут влиять на формирование лидерских качеств на занятиях физической культурой. К ним относятся: неустойчивость эмоционального состояния, стремление к самоутверждению и созданию собственной идентичности, желание принять участие в групповых активностях, потребность в социальном признании. Преподаватель физической культуры должен учитывать эти особенности и создавать условия для развития лидерских качеств у подростков.

Какие формы организации физического воспитания подростков в школе способствуют развитию лидерских качеств?

Для развития лидерских качеств у подростков в школе используются различные формы организации физического воспитания, такие как: командные игры, коллективные занятия, соревнования, тренировки и др. Они способствуют формированию таких качеств, как умение работать в команде, лидерство, организованность, ответственность. Преподаватель физической культуры играет важную роль в создании и поддержании таких форм организации.

Как лидерство влияет на успешность деятельности спортивного коллектива?

Лидерство играет важную роль в успешности деятельности спортивного коллектива. Лидер способен вдохновлять и мотивировать членов команды, создавать атмосферу сплоченности и доверия, устанавливать цели и организовывать их достижение. Он является примером для других, помогает развивать участникам команды их потенциал и способности. Успешность спортивного коллектива напрямую зависит от лидерского потенциала его руководителя и команды в целом.

Какие особенности у подросткового возраста влияют на формирование лидерских качеств на занятиях физической культурой?

В подростковом возрасте ребята проходят через физиологические и психологические изменения, которые существенно влияют на их развитие. Они начинают формировать свою личность, сталкиваются с изменениями во внешнем облике и узнают себя как индивидуальность. Подростки также проходят через период поиска своего места в обществе и установления связей со сверстниками. Все эти факторы влияют на развитие и формирование их лидерских качеств, так как формируется осознание себя как личности и поиск собственного места в группе.

Какие формы организации физического воспитания подростков в школе способствуют развитию лидерских качеств?

Для развития лидерских качеств в школе можно использовать разные формы организации физического воспитания. Например, можно организовывать командные игры, где нужно сотрудничать и координировать действия с другими участниками. Такие игры помогут развить навыки командной работы и руководства. Также можно проводить тренировки с элементами лидерства, где дети будут активно участвовать в принятии решений и организации деятельности. Важно создать атмосферу, где каждый ребенок имеет возможность проявить свои лидерские качества и развить их дальше.

Как лидерство влияет на успешность деятельности спортивного коллектива?

Лидерство играет важную роль в успешности деятельности спортивного коллектива. Лидер способен вдохновлять и мотивировать своих товарищей к достижению общих целей. Он может организовывать тренировки, выстраивать работу команды, принимать решения и решать возникающие проблемы. Лидер также способен поддержать и поднять настроение коллектива в трудные моменты. Все это помогает создать сплоченность и доверие между участниками коллектива, что в свою очередь приводит к более эффективным результатам в выступлениях и соревнованиях.

Какие психологические особенности характерны для подросткового возраста?

Подростковый возраст сопряжен с рядом психологических особенностей, таких как неустойчивость эмоционального состояния, стремление к самостоятельности, поиск своего места в обществе, формирование личностной идентичности, усиленное интерес к сверстникам и желание принадлежать к определенной социальной группе.

Какие формы организации физического воспитания применяются для подростков в школе?

В школе для подростков применяются различные формы организации физического воспитания, такие как уроки физической культуры, внеклассные занятия спортом, спортивные секции и клубы, спортивные соревнования и фестивали. Все эти формы направлены на развитие физических качеств подростков, их активности и интереса к спорту.

Какое влияние оказывает лидерство на успешность деятельности спортивного коллектива?

Лидерство играет важную роль в успешности деятельности спортивного коллектива. Когда в коллективе есть лидер, он может стимулировать других участников к выполнению задач, поддержке друг друга, обеспечивать сплоченность и организованность. Лидерство способствует созданию положительной атмосферы, развитию командного духа и достижению общих целей.

Какую роль играет преподаватель в развитии сплочённости и организованности коллектива?

Преподаватель играет важную роль в развитии сплоченности и организованности коллектива. Он должен создать благоприятную психологическую обстановку, способствующую доверию и взаимодействию между участниками группы. Преподаватель может проводить различные игры и упражнения, направленные на развитие командной работы, поощрять сотрудничество и взаимопомощь, помогать участникам коллектива осознать свою важность и роль в достижении общих целей.