критика католической церкви Ульрихом фон Гуттеном

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История Средних веков
  • 27 27 страниц
  • 23 + 23 источника
  • Добавлена 01.07.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы

Введение 3
Глава 1: Гуманизм и подъем общественного движения как «почва» для антицерковной деятельности Ульриха фон Гуттена 5
1.1 Антикатолические памфлеты и революционные народные массы в борьбе с церковной иерархией 7
1.2 Гуманистическое движение как яркое антицерковное направление 8
Глава 2: Ульрих фон Гуттен: личностные особенности, политическая идеология и социальные взгляды 10
2.1 Взгляды Ульриха фон Гуттена на католическую церковь на страницах его произведений 12
2.2 Суждения Гуттена о римско-католической церкви и папстве 18
Заключение 23
Список использованной литературы 26

Фрагмент для ознакомления

Идеи защиты Германии от регулярного ограбления католическим Римом проходили отдельной линией всех произведений Гуттена. Он перечислял все доходы, которые получала римская церковь в Германии, куда входили сборы на папские мантии, платежи, связанные с высшими должностями, доходы от индульгенций, сборы средств на войну, которую вел Рим с Турцией. Все эти сборы составляли громадные суммы, которые немецкий народ регулярно отдавал в церковную казну. Гуттен утверждает, что помимо этих сборов, каждый день немецкий народ подвергается разграблению со стороны агентов папы. В одной из его поэм есть следующий момент: «Почему, мы, немцы, допустили, чтобы нас лишили возможности владеть тем, что является нашим добром?». Однако не только постоянные поборы со сторон ы католической церкви возмущают Гуттена, в начале диалога «Вадинск» темой рассуждений, которые ведет автор служит вопрос о притеснениях наук и искусств в Германии. Сейчас причина подобных действий со стороны Рима вполне понятна, намного проще управлять и обирать непросвещенных людей, чем людей образованных. Именно с этим можно связать нежелание церкви, например, допустить печать на немецких землях произведения Тацита. Об это также пишется в гуттеновских диалогах. Один издатель на основании папского указа отказывается печатать книги античного автора, которые непосредственно связаны с Германией и ее историей. В стихотворении «Nemo», название которого переводится как «никто» Гуттеном подчеркивается, что обладатель высокого образования и гуманистического склада ума - это действительно «никто» - человек без титулов и чинов. В данном стихотворение прослеживается ранняя философия Ульриха фон Гуттена, сформированная им после бегства из монастыря во время скитаний по стране. Здесь Гуттен связывает идеалы гуманизма и процветания, развития наук и человеческих талантов с немецким патриотизмом, борьбой с всесилием княжеской власти и с освобождением германских земель от гнета и эксплуатации папского РимПосле возвращения из Италии, в 1518г Гуттен публикует произведение «Турецкая речь».Здесь он выдвигает идею борьбы с папским Римом, как необходимую для подготовки победы над турками. До посещения Италии им были написаны сатиры на папу Юлия II, в которых жесткой критике подвергается образ жизни первого лица католической церкви, а также опровергается необходимость индульгенций. Показывая несоответствие папского сана и образа жизни Юлия II, Гуттен обвиняет его в дискредитации всей церкви и невозможности руководства духовным институтом таким человеком. «Не бесстыдство ли, Юлий, - спрашивает он, - продавать то, в чем ты сам больше всех нуждаешься?». Из Италии Гуттен привозит знаменитое сочинение «О Константиновом даре» Лоренцо Валлы, которое издает в Германии. Это издание он посвящает действующему на тот момент папе, который пытался наладить взаимопонимание с представителями гуманистов. Если в антипапских произведениях Гуттена прослеживается защита Германии, в качестве основного мотива, то его аргументация значительно более широка и пропитана гуманистическими идеями. Рассматривая и излагая аргументы Лоренцо Валлы, который на страницах своего произведения разоблачает характер «Константинового дара», Гуттен выступает категорически против папских притязаний на светскую власть. По мнению Гуттена, зона влияния церкви должна ограничиваться исключительно духовной сферой, а все притязания на дела светские являются недопустимыми. Во всех его произведениях можно найти широкую критику всей церковной иерархии, начиная с самых низов и до высшего духовенства, вплоть до папы. Гуттеновская критика католического духовенства и монашества основана на наиболее передовых для того времени взглядах. Он не только использовал многие идеи его знаменитых современников, таких как Эразм Роттердамский и Мартин Лютер, но сформировал на их основе свое мировоззрение, во многом более последовательное и решительное. Гуттену оставалась чуждой абстрактная теология Лютера с его идеями о необходимости внутреннего смирения и духовного возвышения над миром действительности. Еще более его не устраивала лютеровская идея о необходимости примирения с царящим в мире злом. Гуттен призывал к активной борьбе светского государства и всех слоев его населения с теми, кто насаждает невежество и потом использует его в корыстных интересах своего обогащения. Очевидно, что под «теми» подразумевались католические церковнослужители. Гуттен не использует схоластическую манеру рассуждений и аргументации Мартина Лютера, а прибегает к едкой и язвительной сатире. В своей борьбе со схоластикой он выступает решительнее Эразма Роттердамского. Гуттен прямо апеллирует к человеческому разуму и светским понятиям о нравственности, которые лежат в основе его диалогов. Несмотря на активные нападки на церковь, Ульрих фон Гуттен никогда не был атеистом. В его произведениях регулярно прослеживается идея божественного вмешательства и провидения. Но, когда речь идет о практической деятельности людей и светской сфере в целом, все теологические аспекты уходят на второй план. Подобное исключение «божественного компонента» из светских дел, показывает четкое разделение духовной и мирской сферы в мировоззрении Гуттена. В то же время Гуттен в ряде своих произведений показывает зависимость умственной одаренности людей и человеческого разума от внешней среды и природных условий.Гуттен оставался представителем своего сословия, верным приверженцем рыцарской оппозиции. Он обратился к передовым идеям своего времени, которые отражали настроения иных прогрессивномыслящих слоев общества. Несмотря на это, он верил в утопию о возрождении рыцарства, как руководящего класса, который сможет мобилизовать общество на борьбу и использовать все материальные и духовные силы народа.ЗаключениеВ заключение проведенного исследования подведем некоторые итоги. К учению Мартина Лютера, Ульриха фон Гуттена привлекло не его богословское содержание, а широкий политический отклик, который был им спровоцирован.Именно реакционная сила Лютера и его учения определила привязанность Гуттена. В разное время, некоторые историки пытались полностью развенчать персону Гуттена, оперируя исключительными заслугами М. Лютера. Так, историк Кальков вообще отрицает, что Гуттен вынашивал планы масштабной конфронтации с папством и имел определенную национально-политическую программу. По его мнению, отношение к реформации и к Лютеру, определялось исключительно личными интересами Гуттена. Карл Маркс и Фридрих Энгельс в своих трудах апеллировали к классовой ограниченности немецкого гуманиста. Но они не только причисляли Гуттена к лагерю реформации в качестве «дворянского представителя революции» но и подчеркивали, что национально-политические мотивы у Гуттена были ярче и точнее выражены, чем у М. Лютера. Стоит сделать вывод о том, что в большинстве своем радикальное гуманистическое движения во главе с Ульрихом фон Гуттеном, еще до знаменитого выступления Лютера имело в своей основе стремление разрыва германской нации с католической церковью. Таким образом, направленные против католического клира обличительные сатирические произведения Ульриха фон Гуттена стали оружием борьбы не только гуманистов, но и широких масс населения против идеологического давления папства. Именно в этом и состоит их главная историческая ценностьНесмотря на то, что Гуттен был участником главных событиях эпохи, таких как итальянские войны, политические движения 20-х гг. и в своих произведениях освещал актуальные проблемы для немецкого общества, он был не понят современниками. Его идеи были слишком передовыми, а стремления создания нового общественного строя не имело под собой никакой основы. Гуттен стремился создать новое движение и стать в его главе, в то время, как Лютер, занимаясь именно движением, оказался более успешным в его создании. Когда Гуттен уже выступал в качестве политического деятеля, Лютер, скрывался от житейских бурь в монастырской келье. И, тем не менее, Лютер делается сразу центральной личностью этой эпохи: намного выше многих современных ему деятелей. Это было обусловлено тем, что он был ближе среднему немецкому человеку и более ему понятен. Поэтому массы людей обратились к его учение, тем самымпоставив его на большую высоту. В числе этих людей были и крестьяне, и гуманисты, и князья, и рыцари и даже целые города. Правда, В последствие многим пришлось разочароваться в реформаторе и отвернуться от него, но это не умаляет роли Лютера, как человека объединившего различные движения, происходившие на территории германских земель. Результаты объединения оказались не такими каких желал и к которым стремился Ульрих фон Гуттен, несмотря на то, что в его персоне также находили свое объединение все главные движения эпохи. Основные причины неуспеха Гуттена и успеха Лютера были в них самих и их комплексах идей. Но не стоит забывать и об исторической эпохе, в которой жили и действовали эти люди. Недовольная Римом и религиозная Германия скорее была готова к церковным преобразованиям, а не к полному пересмотру государственного строя и создания нового типа государства.Согласно реформаторскому проекту Гуттена, он предлагал упразднить все монашество, считая его самым паразитирующим социальным слоем, так же, по его мнению, необходимы были массовые сокращения количества духовенства. В церкви должны были оставаться только высоконравственные люди, способные своей праведностью и скромностью подражать Христу. Помимо этого, все священнослужители должны были иметь гуманистическое образование и заниматься просвещением общества. Также Гуттен предлагал секуляризовать церковную собственность и перераспределить её на нужды империи, в том числе и науки.Таким образом, идеи немецкого гуманиста отличались своей радикальностью и утопичностью. В условиях немецких реалий XVI в. создание нового государственного строя с практическим упразднением института церкви не могло найти поддержку в широких слоях населения, что и привело к поражению рыцарского восстания.Список использованной литературыБедуелл Г.И. История церкви, М., 1996. Берд Ч. Реформация XVI века в ее отношении к новому мышлению и знанию. СПб., 1897. Володарский В.М. Гуманистические воззрения Ульриха фон Гуттена // Средние века. М., 1963. Вып. 24. Володарский В.М. Социально-политические взгляды Ульриха фон Гуттена // Средние века. - М., 1964. - Вып. 26.Гуттен У. Диалоги, публицистика, письма. - М.: Изд-во АН СССР, 1959. - 523 с.Кареев Н.И. История Западной Европы в Новое время. Том 2. История XVI и XVII веков. - СПб.: типография М.М. Стасюлевича, 1904. - 624 с.Кареев Н.И. История Западной Европы в Новое время. Том 1. Переход от Средних веков к Новому времени. - СПб.: типография М.М. Стасюлевича, 1904. - 416 с.Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. - Т. XXVIII.Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. - Издание 2-е. - Т. 7.Лютер М., Гуттен У. Источники по истории Реформации. Выпуск 1. - Издательство: Печатня С.П. Яковлева. - 1906. - 155 с.Попова О.А. Немецкий публицист Ульрих фон Гуттен как представитель элитарной речевой культуры // Мир лингвистики и коммуникации: электронный научный журнал. - 2008.-№ 11.- С. 67-78.Попова О.А. Политическая сатира в немецкой литературе периода Реформации (По творчеству Ульриха фон Гуттена) // Художественная культура как феномен: Мат. регион. науч.-практич. конф. / Под ред. И.Н. Гнездиловой. Тюмень: ТюмГУ, 2002. С.48-52.Рогинский З.И. Гуттен и Рим: Опыт анализа противоримской полемики Ульриха фон Гуттена: Дисс. к.и.н. М., Ярославль, 1940-46.Смирин М.М. Германия эпохи Реформации и Великой крестьянской войны. - М., 1962. Смирин М.М. Народная Реформация Томаса Мюнцера и Крестьянская воина. - М., 1953. Смирин М.М. Очерки истории политической борьбы в Германии перед Реформацией. - М., 1952.Смирин М.М. Германия эпохи Реформации и Великой Крестьянской войны. - М., 1962. Гл. 1-8.Смирин М.М. Эразм Роттердамский и реформационное движение в Германии: Очерки из истории гуманистической и реформационной мысли // Культура эпохи Возрождения и Реформации. М.: Наука, 1978. Хрестоматия по западноевропейской литературе. Эпоха Возрождения. - М., 1976. Штраус Д. Ульрих фон Гуттен. Перевод под редакцией Э.Л. Радлова. - СПб., 1896.Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е, - Т. 17. Эриксон Э. Молодой Лютер. Психоаналитическое историческое исследование. - М., 1996. Ян Гус, Мартин Лютер, Жан Кальвин, Торквемада, Лойола. Биографические очерки. - М.: Республика, 1995.

1. Бедуелл Г.И. История церкви, М., 1996.
2. Берд Ч. Реформация XVI века в ее отношении к новому мышлению и знанию. СПб., 1897.
3. Володарский В.М. Гуманистические воззрения Ульриха фон Гуттена // Средние века. М., 1963. Вып. 24.
4. Володарский В.М. Социально-политические взгляды Ульриха фон Гуттена // Средние века. - М., 1964. - Вып. 26.
5. Гуттен У. Диалоги, публицистика, письма. - М.: Изд-во АН СССР, 1959. - 523 с.
6. Кареев Н.И. История Западной Европы в Новое время. Том 2. История XVI и XVII веков. - СПб.: типография М.М. Стасюлевича, 1904. - 624 с.
7. Кареев Н.И. История Западной Европы в Новое время. Том 1. Переход от Средних веков к Новому времени. - СПб.: типография М.М. Стасюлевича, 1904. - 416 с.
8. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. - Т. XXVIII.
9. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. - Издание 2-е. - Т. 7.
10. Лютер М., Гуттен У. Источники по истории Реформации. Выпуск 1. - Издательство: Печатня С.П. Яковлева. - 1906. - 155 с.
11. Попова О.А. Немецкий публицист Ульрих фон Гуттен как представитель элитарной речевой культуры // Мир лингвистики и коммуникации: электронный научный журнал. - 2008.-№ 11.- С. 67-78.
12. Попова О.А. Политическая сатира в немецкой литературе периода Реформации (По творчеству Ульриха фон Гуттена) // Художественная культура как феномен: Мат. регион. науч.-практич. конф. / Под ред. И.Н. Гнездиловой. Тюмень: ТюмГУ, 2002. С.48-52.
13. Рогинский З.И. Гуттен и Рим: Опыт анализа противоримской полемики Ульриха фон Гуттена: Дисс. к.и.н. М., Ярославль, 1940-46.
14. Смирин М.М. Германия эпохи Реформации и Великой крестьянской войны. - М., 1962.
15. Смирин М.М. Народная Реформация Томаса Мюнцера и Крестьянская воина. - М., 1953.
16. Смирин М.М. Очерки истории политической борьбы в Германии перед Реформацией. - М., 1952.
17. Смирин М.М. Германия эпохи Реформации и Великой Крестьянской войны. - М., 1962. Гл. 1-8.
18. Смирин М.М. Эразм Роттердамский и реформационное движение в Германии: Очерки из истории гуманистической и реформационной мысли // Культура эпохи Возрождения и Реформации. М.: Наука, 1978.
19. Хрестоматия по западноевропейской литературе. Эпоха Возрождения. - М., 1976.
20. Штраус Д. Ульрих фон Гуттен. Перевод под редакцией Э.Л. Радлова. - СПб., 1896.
21. Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е, - Т. 17.
22. Эриксон Э. Молодой Лютер. Психоаналитическое историческое исследование. - М., 1996.
23. Ян Гус, Мартин Лютер, Жан Кальвин, Торквемада, Лойола. Биографические очерки. - М.: Республика, 1995.