Личностное развитие подростков с ОВЗ
Заказать уникальную курсовую работу- 59 59 страниц
- 21 + 21 источник
- Добавлена 28.06.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретическое исследование личностного развития подростков с ОВЗ 6
1.1 Понятие личности 6
1.2 Особенности подросткового возраста 14
1.3 Особенности личности подростка с ОВЗ 21
Выводы по первой главе 30
Глава 2. Эмпирическое исследование личностного развития подростков с ОВЗ 32
2.1 Организация и методы исследования 32
2.2 Анализ результатов исследования 34
2.3 Рекомендации по коррекции нарушений личностного развития подростков с ОВЗ 47
Выводы по второй главе 53
Заключение 55
Список литературы 57
У 40 % подростков с ОВЗ по фактору Е (пассивность - доминантность) имеются высокие оценки. Такие подростки демократичны, склонны к самоутверждению, придерживаются своих взглядов, установок, по отношению к другим выступают как руководитель. Анализируя результаты, полученные по фактору F (осторожность - легкомыслие), мы отмечаем, что у 40 % испытуемых получены высокие оценки, что свидетельствует о наличии таких качеств как: безалаберность, импульсивность, энтузиазм. По фактору G (степень принятия моральных норм) у 1 испытуемого с ОВЗ (20%) получен низкий уровень. Такие подростки избегают правил, мало чувствуют обязанности. Проанализировав результаты полученные по фактору O (самоуверенность - склонность к чувству вины), мы констатируем, что у 80 % испытуемых был выявлен высокий показатель. Такие подростки депрессивны, у них преобладает плохое настроение, мрачные предчувствия, размышления, беспокойство, тревожность в трудных ситуациях. По фактору Q2 (степень групповой зависимости) у 20 % выявлены низкие оценки. Такие подростки зависимы, ведомы, нерешительны, им необходима поддержка группы. У 1 испытуемого (20 %) были получены высокие оценки, следовательно, он обладает такими качествами как: независимость, склонность идти своим путем, принимать собственные решения, действовать самостоятельно. В таблице 5 представлены результаты, полученные при изучении личностных особенностей подростков без ОВЗ. Таблица 5 - Результаты исследования индивидуально–психологических особенностей личности подростковбез ОВЗ № И.Ф A C D E F G H I J O Q2 Q3 Q4 б у б у б у б у б у б у б у б у б у б у б у б у б у1 Анна С 2 н 5 с 6 с 9 в 6 с 5 с 5 с 4 с 5 с 8 в 5 с 8 в 7 с2 Дима Л 10 в 7 с 1 н 10 в 7 с 9 в 9 в 3 н 4 с 4 с 1 н 4 с 5 с3 Илья П 5 с 10 в 5 с 5 с 7 с 9 в 6 с 5 с 9 в 6 с 5 с 6 с 7 с4 Катя Ш 6 с 6 с 3 н 7 с 9 в 4 с 4 с 5 с 4 с 6 с 2 н 9 в 6 с5 Лиля Н 4 с 5 с 9 в 8 в 3 н 5 с 2 н 6 с 4 с 6 с 5 в 3 н 9 вУсловные обозначения: Н - низкий уровень развития; С - средний уровень развития; В - высокий уровень развития; б - балл; у - уровень. Анализируя результаты, полученные в ходе экспериментального исследования, мы отмечаем, что у 20% подростков без ОВЗ по фактору А (шизотимия –аффектомия) выявлен высокий показатель. Такие подростки общительны, не замкнуты в себе. По фактору С (степень эмоциональной устойчивости) у 80% подростков без ОВЗ выявлен средний уровень, у 20 % высокий. Такие подростки эмоционально устойчивы к внешним и внутренним переживаниям. Описывая результаты исследования по фактору D (флегматичность возбудимость), нами отмечено, что у 20 % испытуемых низкий показатель. Это говорит о наличии таких психологических особенностей у подростка как: сдержанность, инертность, осторожность, склонность к самоунижению. У 60 % подростков с ОВЗ по фактору Е (пассивность - доминантность) имеются высокие оценки. Такие подростки демократичны, склонны к самоутверждению, придерживаются своих взглядов, установок, по отношению к другим выступает как руководитель. Анализируя результаты, полученные по фактору F (осторожность - легкомыслие), мы отмечаем у 20 % испытуемых выявлены высокие оценки, что свидетельствует о наличии таких качеств как: безалаберность, импульсивность, энтузиазм. По фактору G (степень принятия моральных норм) у 40% испытуемых выявлен низкий уровень. Такие подростки избегают правил, мало чувствуют обязанности. Проанализировав результаты, полученные по фактору O (самоуверенность - склонность к чувству вины), у 20 % испытуемых был выявлен высокий показатель. Такие подростки депрессивны, у них преобладает плохое настроение, мрачные предчувствия, размышления, беспокойство, тревожность в трудных ситуациях.Далее сопоставим результаты диагностики психологических особенностей подростков, имеющих ОВЗ и без ОВЗ. Проанализировав результаты, полученные по фактору А (шизотимия – аффектомия), который определяет степень общительности ребенка в классе, мы отмечаем, что у 3 подростков с ОВЗ (60%) испытуемых выявлен низкий показатель по этому фактору. Анализируя результаты по этому фактору, мы выявили, что у 1 подростка без ОВЗ, низкий показатель. Наглядно эти данные представлены в рисунке 3. Рисунок 3 – Результаты диагностики по фактору А (шизотимия – аффектомия) у подростков с ОВЗ и подростков, без ОВЗ Из этого следует, что подростки с ОВЗ характеризуются такими качествами, как: сдержанность, обособленность, критичность, склонность к ригидности, скептицизму, отчужденности. Вещи и идеи привлекают их больше, чем люди. Предпочитают работать в одиночку. Избегают компромиссов. В действиях и установках проявляется точность и ригидность. Данный показатель несколько коррелирует шизоидностью. Анализируя результаты, полученные по фактору С, который определяет степень эмоциональной устойчивости, мы констатируем, что у 60% подростков с ОВЗ выявлен низкий показатель. Низкие оценки говорят о том, что такие дети чувствительны, эмоционально менее устойчивы. Легко расстраиваются, изменчивы в поведении и эмоциях. Избегают требований окружающей действительности. Зачастую раздражительны, эмоционально возбудимы, невротически утомлены. Активно реагируют на удовлетворение или неудовлетворение своих потребностей. Требуют немедленного решения проблем, удовлетворения потребностей. Подростки без ОВЗ имеют средний (80%) и высокий (20%) уровень эмоциональной устойчивости. На рисунке 4 представлены данные полученные по этому фактору. Рисунок 4 – Результаты диагностики по фактору С (степень эмоциональной устойчивости) у подростков с ОВЗ и подростков, без ОВЗ Анализируя результаты, полученные по фактору Е (пассивность – доминантность), мы выявили, что у 3 подростков (60%) с ОВЗ выявлен высокий показатель. По отношению к другим такая личность выступает как руководитель. Но это не коррелирует с истинным лидерством и реальными способностями. Часто могут быть временными лидерами в экстремальных ситуациях или в неформальных группах. Демократичны. Склонны проявлять высокое упорство в борьбе против норм, установок в группе, в случае если что-то не устраивает. Всегда придерживаются своих взглядов, установок. Властны, авторитарны, ожидают самостоятельности от других. Мы отмечаем, что у подростков с ОВЗ этот показатель находится ниже, чем у подростков без ОВЗ. Это может свидетельствовать об уступчивости, навязчивости в поведении, зависимости от других у подростков, с ОВЗ. Эти данные представлены на рисунке 5. Рисунок 5 – Результаты диагностики по фактору Е (пассивность – доминантность) у подростков с ОВЗ и подростков, без ОВЗ По фактору F (осторожность – легкомыслие) у 3 подростков с ОВЗ отмечаются низкие значения. Такие подростки отличаются энергичностью, активностью, отсутствием страха в ситуации повышенного риска. Им свойственна переоценка своих возможностей и чрезмерный оптимизм. Проанализировав результаты, можно отметить, что подростки с ОВЗ безалаберны, импульсивны. Наглядно результаты исследования по фактору F у подростков с ОВЗ и подростков, не имеющих ОВЗ, представлены на рисунке 6. Рисунок 6 – Результаты диагностики по фактору F(осторожность – легкомыслие) у подростков с ОВЗ и подростков без ОВЗ Проанализировав результаты, полученные по фактору O (самоуверенность - склонность к чувству вины), мы отмечаем, что у четырех подростков с ОВЗ (80%) выявлен высокий показатель по данному фактору. Подросткам с ОВЗ свойственна депрессивность, у них преобладает плохое настроение. Свойственны мрачные предчувствия, размышелния, беспокойство, тревожность в трудных ситуациях, субъективное чувство, что его не принимает группа. Неэффективные ораторы. У 4 подростков (80 %) без ОВЗ показатель по этому фактору находится на среднем уровне. Что свидетельствует о том, что подростки с ОВЗ менее уверены в своих силах, чаще прогнозируют ситуации собственных неудач. Наглядно эти данные представлены на рисунке 7. Рисунок 7 – Результаты диагностики по фактору О (самоуверенность - склонность к чувству вины) у подростков с ОВЗ и подростков без ОВЗ По фактору Q3 (самомнение) у одного подростка (10%) с ОВЗ наблюдается низкий показатель. В то время как у 40% испытуемых подростков без ОВЗ отмечаются высокие значения. Это может быть расценено как лучшая социальная приспособленность и более успешное овладение требованиями окружающей жизни у подростков, не имеющих ОВЗ. По фактору B, который характеризует показатель правдивости ответов у одного подростка, с ОВЗ (20%) был получен низкий показатель. Он выполнял предложенные задания, используя лишь конкретно-ситуационные признаки, примитивно подходил к решению своих проблем. Это может свидетельствовать о плохом внимании, утомляемости. У 20 % подростков с ОВЗ выявлен высокий показатель. Это свидетельствует о неискренности ответов, стремлении выглядеть в благоприятном свете. Обобщая результаты экспериментального исследования психологических особенностей подростков с ОВЗ, мы отмечаем, что подростки с ОВЗ характеризуются такими психологическими особенностями как: высокая тревожность, эмоциональная напряженность, низкий уровень общительности, критичность, склонность к ригидности, лекгомысленность, эмоциональная неустойчивость и изменчивость в поведении. Зачастую подростки с ОВЗ раздражительны, эмоционально возбудимы, невротически утомлены, пассивны в поведении. Так же им свойственны мрачные предчувствия, размышления, беспокойство, тревожность в трудных ситуациях, субъективное чувство, что его не принимает группа. Цель эмпирического исследования достигнута, задачи решены, гипотеза, основанная на предположении о том, что у подростков с ОВЗ имеются нарушения личностного развития, подтверждена.2.3 Рекомендации по коррекции нарушений личностного развития подростков с ОВЗВ настоящее время для коррекции нарушений личностного развития детей подросткового возраста используются методы арт-терапии. А.А. Бутрова отмечает, что арт-терапия рассматривается как психотерапевтический метод, основанный на использовании художественного творчества. В арт-терапии используются различные занятия изобразительного и художественно-прикладного характера (рисунок, графика, живопись, скульптура, дизайн, резьба, выжигание, батик, мозаика, фреска, витраж), которые направлены на активизацию общения с психологом или в тренинговой группе для выражения своих переживаний, проблем, конфликтов, а также творческой самореализации. В настоящее время в арт-терапию включаются и такие формы творчества, как инсталляция, перформанс, компьютерное творчество, где визуальный канал коммуникации играет большое значение [5].Современная арт-терапии показывает, что разные средства искусства, особенно музыка, оказывают терапевитическое воздействие как на физиологические процессы организма, так и на психоэмоциональное состояние человека. Выявлено, что отдельные элементы музыки вызывают адекватные характеру раздражителя психические состояния. Воздействие мелодичной музыки обеспечивает седативный эффект, музыка ритмичная, энергичная, с умеренным темпом и динамикой является важной для восстановительной терапии.По мнению Р.С. Гаптрахимовой, Н.В. Комаровой, С.Ф. Фаткуллиной, Л.А. Рыбакиной, основными функциями арт-терапии являются: катарсистическая (освобождающая от негативных эмоций); регулятивная (снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния и психосоматики); коммуникативно-рефлексивная (обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самоотношения) [9].Арт-терапия включает в себя ряд различных форм и методов, поэтому общепризнанная классификация отсутствует. Т.Н. Зотова разделяет арт-терапию на сублимационную, деятельную и проективную. Также автор выделяет четыре основных направления в применении арт-терапии:использование для лечения уже существующих произведений искусства путем их анализа и интерпретации личностью (пассивная арт-терапия);побуждение клиентов к самостоятельному творчеству, при этом творческий акт рассматривается как основной терапевитический фактор (активная арт-терапия);одновременное использование первого и второго принципов в арт-терапии;акцентирование роли самого психолога, его взаимоотношений с пациентом в процессе обучения творчеству [25].Классификация М.В. Киселевой включает несколько уровней воздействия и адаптации в случае применения арт-терапии:социально-личностный уровень адаптации: в основе адаптирующего действия лежит неосознаваемая гармонизирующая, соединяющая сила эстетического и творческого начала, заложенного в искусстве;личностно-ассоциативный уровень адаптации: компенсация достигается за счет не столько эстетического действия, сколько вследствие снижения напряжения, обусловленного сублимацией конфликтных переживаний и негативных эмоций;ассоциативно-коммуникативный уровень адаптации: действие арт-терапии достигается подключением интеллектуальных операций и когнитивных процессов;преимущественно социально-коммуникативный уровень адаптации: в качестве адаптирующих используются практические возможности творчества;физиологический уровень адаптации: учитывается физическое, физиологическое, координационно-кинетическое влияние творчества на психику и организм в целом [17].Таким образом, арт-терапия рассматривается как психотерапевтический метод, основанный на использовании художественного творчества. В арт-терапии используются различные занятия изобразительного и художественно-прикладного характера, которые направлены на активизацию общения с психотерапевтом или в группе в целом выражения своих переживаний, проблем, внутренних противоречий, а также творческого самовыражения детей и взрослых.По мнению А.И. Копытина, арт-терапия может быть направлена на решение следующих проблем участников:внутри- и межличностные конфликты;кризисные состояния;психические травмы;постстрессовые расстройства;невротические расстройства;психосоматические расстройства [20].Оптимальное число участников арт-терапевтической группы от трех до пятнадцати человек. Пространство для занятий включает круг из стульев, рабочие места для индивидуального творчества, а также свободную от мебели часть комнаты, в которой можно легко перемещаться. Для проведения занятий нужны различные материалы для творчества.В арт-терапии сложились различные подходы к отбору и классификации тем для занятий. В педагогической практике общепризнана классификация, описанная Е.А. Медведевой:темы, связанные с освоением изобразительных материалов;общие темы, позволяющие исследовать широкий круг проблем и переживаний участников группы;темы, связанные с исследованием системы отношений, образа «Я»;темы, имеющие особую значимость при парной работе участников группы, а также темы, предназначенные для работы с группами;темы для совместной изобразительной деятельности участников группы [25].А.И. Копытин выделяет следующие этапы арт-терапевтического процесса:подготовительный этап, на котором происходит первая встреча с клиентом, создание безопасного пространства для будущей работы, объяснение клиенту особенностей арт-терапии и её возможностей, обсуждение с ним организационных моментов (количество встреч, продолжительность арт-терапевтичнских сессий);этап формирования психотерапевтических отношений и начала изобразительной деятельности, который характеризуется установкой раппорта, первичным изучением эмоций и чувств, выдвижением диагностических гипотез;этап укрепления и развития психотерапевтических отношений и изобразительной деятельности, на котором осуществляется переход от хаотичной изобразительной деятельности к созданию более сложной; постепенное осознание её психологического содержания; получение позитивного опыта творческой работы, апробация её новых форм;этап терминации, на котором происходит подведение общих итогов, оценка достигнутых результатов, установление дистанции с прошлым опытом, перенесение полученных результатов в повседневную жизнь [20].По мнению О.А. Чебыкиной, основными стадиями арт-терапии являются:предварительная ориентировочная стадия (исследование обстановки, изобразительных материалов, изучение лимитов и ограничений в их использовании);выбор темы рисования, эмоциональное включение в процесс рисования;поиск адекватной формы выражения;развитие формы в направлении самовыражения, ее конкретизация;разрешение конфликтно травмирующей ситуации в символической форме [43].Структура арт-терапевтического занятия включает в себя следующие основные этапы: «Настрой на творчество», «Актуализация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений», «Индивидуальная изобразительная работа», «Активизация вербальной и невербальной коммуникации», «Коллективная работа в малых группах», «Рефлексивный анализ» [20].Первый этап «Настрой на творчество» направлен на то, чтобы подготовить участников к спонтанной художественной деятельности и внутригрупповой коммуникации. Здесь используются игры, двигательные и танцевальные упражнения, несложные изобразительные приемы. Например, различные варианты техники «каракули», техника «закрытых глаз», «автографы», «эстафета линий». При выполнении этих упражнений происходит снижение контроля со стороны сознания и наступает релаксация.Второй этап «Актуализация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений» включает в себя использование рисунка в сочетании с элементами музыкальной и танцевальной терапии. Для занятий лучше подбирать мелодичные композиции без текста, которые не вызывают протеста у участников. Громкость звучания также устанавливается с общего согласия. Можно сочетать арт- и танцевально-двигательную терапию. Третий этап «Индивидуальная изобразительная работа» предполагает индивидуальное творчество для изучения собственных конфликтов и переживаний. Все виды подсознательных процессов, в том числе тревожность, сновидения, внутренние конфликты, ранние детские воспоминания, отражаются в рисунках при спонтанном творчестве. Более того, занятия визуальным искусством способствуют раскрытию способностей личности. Человек невербально сообщает о своих проблемах и чувствах, учится понимать и анализировать свои эмоции. Данный этап занятия располагает к косвенной диагностике. Некоторые дополнительные сведения об авторе рисунка можно получить при интерпретации работ в соответствии с определенными параметрами известных проективных методик [21]. Как правило, люди с повышенным уровнем личностной или ситуативной тревожности сначала рисуют простым карандашом, многократно исправляя изображение, а только затем раскрашивают его. Когда преодолены защитные тенденции, краски могут вызвать сильный эмоциональный отклик, стимулировать воображение и свободу творчества. Полифония цветов и оттенков позволяет более точно отразить особенности настроения и психического состояния. Пластичные материалы в наибольшей степени подходят для выражения сильных переживаний, агрессивных чувств, тревожности. Использование техники коллажа нередко помогает преодолеть неуверенность, ситуативную тревожность человека, связанную с отсутствием, по его мнению, художественных способностей. Коллективная работа над созданием коллажа проясняет взаимоотношения в тренинговой группе.Четвертый этап «Активизация вербальной и невербальной коммуникации» направлен на создание условий для внутригруппового взаимодействия. Каждому участнику предлагается показать свою работу и рассказать о тех мыслях, чувствах, ассоциациях, которые возникли у него в процессе рисования. Степень открытости и откровенности самопрезентации зависит от уровня доверия к группе, к терапевту, от личных особенностей ребенка. Можно предложить участникам сочинить историю про свой рисунок и придумать для него название. По рассказу участника можно понять, кто его раздражает, кто радует. Поэтому можно составить представление о нем самом, его ценностях и интересах, отношениях с окружающими людьми.Пятый этап «Коллективная работа в малых группах», в процессе которого участники придумывают сюжет и разыгрывают небольшие спектакли. Перевод травмирующих переживаний в комическую форму приводит к катарсису, освобождению от неприятных эмоций.Шестой этап «Рефлексивный анализ» предполагает рефлексивный анализ в безопасной обстановке. Атмосфера эмоциональной теплоты, эмпатии, заботы позволяет каждому участнику арт-терапии пережить ситуацию успеха в той или иной деятельности. Участники приобретают положительный опыт самоуважения и самопринятия, у них укрепляется чувство собственного достоинства. В завершение необходимо подчеркнуть успех всех и каждого [20].Таким образом, для коррекции нарушений личностного развития детей подросткового возраста с ОВЗ рекомендуется использовать методы арт-терапии. В современной теории и практике арт-терапия рассматривается как психотерапевтический метод, построенный на применении художественного творчества. В арт-терапии применяются занятия изобразительного и художественно-прикладного характера, предполагающие выражение своих переживаний, а также творческую самореализацию в тренинговой группе. Методы арт-терапии показывают, что разные средства искусства оказывают терапевтическое воздействие на коррекцию агрессивного поведения детей младшего школьного возраста. Выводы по второй главеНами проводилось эмпирическое исследование на базе МБОУ «Пискуновская ООШ» с целью изучения психологических особенностей подростков в возрасте от 13 до 14 лет, которые имеют ограниченные возможности здоровья. Анализируя результаты, полученные при диагностике уровня ситуативной и личностной тревожности по методике «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности» (авторы - Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин), мы отмечаем, что все подростки с ОВЗ, имеют высокий уровень личностной тревожности. Проанализировав результаты, полученные при диагностике психологических особенностей подростков с ОВЗ по методике «Подростковый 14-факторный личностный опросник» (автор – Р.Б. Кеттелл), мы отмечаем, что подростки с ОВЗ характеризуются такими психологическими особенностями как: высокая тревожность, эмоциональная напряженность, низкий уровень общительности, критичность, склонность к ригидности, лекгомысленность, эмоциональная неустойчивость и изменчивость в поведении. Зачастую подростки с ОВЗ раздражительны, эмоционально возбудимы, невротически утомлены, пассивны в поведении. Так же им свойственны мрачные предчувствия, размышления, беспокойство, тревожность в трудных ситуациях, субъективное чувство, что его не принимает группа. ЗаключениеЦельюкурсовой работыявилосьисследование особенностей личностного развития подростков с ОВЗ. Для реализации поставленной цели и подтверждения выдвинутой гипотезы были решены следующие задачи:Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, охарактеризовав содержание понятия «лица с ограниченными возможностями здоровья». Охарактеризовать личностные особенности подростков с ограниченными возможностями здоровья Провести эмпирическое исследование, направленное на изучение личностных особенностей подростков с ограниченными возможностями здоровья. Разработать рекомендации по коррекции нарушений личностного развития подростков с ОВЗСделать выводы. Таким образом, в первой главе изученапсихолого-педагогическая литература по проблеме исследования, охарактеризовав содержание понятия «лица с ограниченными возможностями здоровья» дана характеристикаличностных особенностей подростков с ограниченными возможностями здоровья.Во второй главе было проведено экспериментальное исследование уровня личностного развития подростков с ОВЗ, в связи, с чем был составлен психодиагностический комплекс, в который вошли следующие методики: пятифакторный опросник; методика определения реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера-Ю.Л. Ханина (шкала личностной тревожности).Далее нами было проведено диагностическое исследование уровня личностного развития подростков с ОВЗ с использованием вышеописанных методик. Таким образом, результаты проведенного исследования позволили подтвердить выдвинутую гипотезу, основанную на предположении о том, что у подростков с ОВЗ имеются нарушения личностного развития.В связи с полученными результатами были разработаны рекомендации по коррекции нарушений личностного развития подростков с ОВЗСледовательно, цель исследования достигнута, задачи решены, а гипотеза подтверждена.Список литературыАнаньев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. – М.: ДиректмедиаПаблишинг, 2008. - 134 с.Киселева, Н. А. Психологическое изучение детей с отклонениями вразвитий / Н. А. Киселева, И. Ю. Левченко. – Москва: Коррекционная педагогика, 2005. – 210 с. Клонингер С. Теории личности: познание человека. - СПб.: Питер, 2003. – 720 с. Кон И.С. Психология юношеского возраста. - М.: Книга по требованию, 2012. - 176 с.Копытин А. И. Арт-терапия – новые горизонты. М.: Когито-Центр, 2006. 336 с.Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000. - 992 с.Крамарова С.Н. Психологические особенности инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. // I Международная научно-практическая конференция: сборник материалов / под общ. ред. Б. Г. Мещерякова. - Дубна: Гос. ун-т «Дубна», 2015 - 452 c.Маллер, А. Р. Ребенок с ограниченными возможностями / А. Р. Маллер. – Москва: Педагогика – Пресс, 2006. – 284 с. Метленова Ф.Г. Два лика одиночества// Человек. 2002. №2. – С. 76-93. Мир без границ: Материалы студенческой вузовской научно–практической конференции, посвященной всемирному дню инвалидов. – Ставрополь: СГПИ, 2009. – 109 с.Петровский А.В. Быть личностью. – М.: Педагогика, 1990. – 112 с. Психология инвалидности. // Сост. Н.А. Соловьева. – Ярославль, 2004. 47 с. Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. – Спб.: Питер, 2012. – 816 с.Реан А.А. Психология личности. – Спб.: Питер, 2016 - 288 с.Ростовых Е.И. Психологические особенности детей с ОВЗ. [Электронный ресурс] URL: http://www.scienceforum.ru/2013/165/6419Слотина Т. В. Психология личности: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2008. - 304 с.Соколова, Н. Д. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании / Н. Д. Соколова, Л. В. Калиникова. – Москва, 2005. – 180 с. Фейрнхейм А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. – Спб.: Питер, 2001. – 368 с. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. – М.: Айрис-Пресс, 2004. - 464 с.Ялом И.Д. Экзистенциальная психотерапия. - Спб.: Питер 2000. – 560 с.
2. Киселева, Н. А. Психологическое изучение детей с отклонениями вразвитий / Н. А. Киселева, И. Ю. Левченко. – Москва: Коррекционная педагогика, 2005. – 210 с.
3. Клонингер С. Теории личности: познание человека. - СПб.: Питер, 2003. – 720 с.
4. Кон И.С. Психология юношеского возраста. - М.: Книга по требованию, 2012. - 176 с.
5. Копытин А. И. Арт-терапия – новые горизонты. М.: Когито-Центр, 2006. 336 с.
6. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000. - 992 с.
7. Крамарова С.Н. Психологические особенности инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. // I Международная научно-практическая конференция: сборник материалов / под общ. ред. Б. Г. Мещерякова. - Дубна: Гос. ун-т «Дубна», 2015 - 452 c.
8. Маллер, А. Р. Ребенок с ограниченными возможностями / А. Р.
9. Маллер. – Москва: Педагогика – Пресс, 2006. – 284 с.
10. Метленова Ф.Г. Два лика одиночества// Человек. 2002. №2. – С. 76-93.
11. Мир без границ: Материалы студенческой вузовской научно–практической конференции, посвященной всемирному дню инвалидов. – Ставрополь: СГПИ, 2009. – 109 с.
12. Петровский А.В. Быть личностью. – М.: Педагогика, 1990. – 112 с.
13. Психология инвалидности. // Сост. Н.А. Соловьева. – Ярославль, 2004. 47 с.
14. Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. – Спб.: Питер, 2012. – 816 с.
15. Реан А.А. Психология личности. – Спб.: Питер, 2016 - 288 с.
16. Ростовых Е.И. Психологические особенности детей с ОВЗ. [Электронный ресурс] URL: http://www.scienceforum.ru/2013/165/6419
17. Слотина Т. В. Психология личности: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2008. - 304 с.
18. Соколова, Н. Д. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании / Н. Д. Соколова, Л. В. Калиникова. – Москва, 2005. – 180 с.
19. Фейрнхейм А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. – Спб.: Питер, 2001. – 368 с.
20. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. – М.: Айрис-Пресс, 2004. - 464 с.
21. Ялом И.Д. Экзистенциальная психотерапия. - Спб.: Питер 2000. – 560 с.
Вопрос-ответ:
Что такое личность?
Личность - это сложное понятие, которое включает в себя совокупность индивидуальных особенностей и черт, определяющих уникальность каждого человека. Личность формируется под воздействием различных факторов, таких как генетические предпосылки, социокультурное окружение, психологические и эмоциональные состояния.
Какие особенности характерны для подросткового возраста?
Подростковый возраст - это период развития между детством и взрослостью, который характеризуется физическими, психологическими и социальными изменениями. Основные особенности подросткового возраста включают бурное физическое развитие, формирование самоидентичности, стремление к независимости, повышенную эмоциональность и нервозность.
Какие особенности личности характерны для подростка с ОВЗ?
Подросток с ОВЗ (особые воспитательные нужды) может иметь определенные особенности в личностном развитии. Он может иметь задержку психического или физического развития, что влияет на его способности и возможности. Однако, каждый подросток с ОВЗ уникален, и его личностные черты зависят от конкретного диагноза, характера поддержки и окружения, в котором он воспитывается.
Какими методами было проведено исследование личностного развития подростков с ОВЗ?
Для проведения исследования личностного развития подростков с ОВЗ были использованы различные методы, включая беседы, анкетирование, наблюдение и анализ документов. Основная цель исследования заключалась в выявлении особенностей и характеристик развития подростков с ОВЗ, а также в разработке рекомендаций по их коррекции.
Какие рекомендации могут быть по коррекции нарушений личностного развития подростков с ОВЗ?
По результатам исследования личностного развития подростков с ОВЗ были сформулированы рекомендации по коррекции их развития. Некоторые из них включают создание индивидуальных программ поддержки и развития, организацию специальных занятий и тренингов, участие родителей и специалистов в образовательном процессе. Коррекция нарушений личностного развития должна быть комплексной и индивидуально-ориентированной.
Что такое личностное развитие подростков с ОВЗ?
Личностное развитие подростков с ОВЗ означает процесс изменений и формирования личности у подростков с ограниченными возможностями здоровья.
Какие особенности характерны для подросткового возраста?
Подростковый возраст отличается от других возрастных периодов особыми особенностями, такими как физические, психологические и социальные изменения.
Какие особенности личности имеет подросток с ОВЗ?
Подросток с ОВЗ имеет свои особенности личности, которые связаны с его особыми потребностями, возможностями и ограничениями в физическом и психическом развитии.
Как было проведено эмпирическое исследование личностного развития подростков с ОВЗ?
Эмпирическое исследование было проведено с использованием определенных методов и организаций. Далее был проанализированы полученные результаты.
Какие рекомендации можно дать по коррекции нарушений личностного развития подростков с ОВЗ?
По результатам исследования были сделаны рекомендации по коррекции нарушений личностного развития подростков с ОВЗ, которые могут помочь им в достижении лучших результатов в развитии своей личности.