место и роль государственных монополий в российской экономике
Заказать уникальную курсовую работу- 45 45 страниц
- 36 + 36 источников
- Добавлена 03.07.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
Глава 1. Место и роль монополий в развитии экономики 5
1.1 Теоретические аспекты исследования монополизма 5
1.2 Государственные корпорации как экономические субъекты, реализующие политику устойчивого экономического роста в России 10
1.3 Место и роль оборонно-промышленного комплекса в национальном развитии 14
Глава 2. Государственные монополии как драйвер развития национальной экономики: проблемы и перспективы 19
2.1 Влияние естественных монополий на российскую экономику 19
2.2 Проблемы и перспективы функционирования государственных корпораций в России 21
2.3 Развитие оборонно-промышленного комплекса в России 23
3. Проблемы ркгулирования деятельности государственных монополий….29
3.1 Зарубежный опыт регулирования государственных монополий 29
3.2 Проблемы регулирования государственных монополий в России. 32
Заключение 37
Список использованных источников и литературы 40
Приложения…………………………………………………………..………….45
В Швеции немаловажное значение имеет процесс планирования инвестиций. Притом, что особо крупные вложения без одобрения муниципалитета не могут осуществляться, они будут признаны незаконными. Во главу угла ставится принцип возвратности бюджета, то есть четко продуманная схема распределения прибыли предприятия. Например, в Стокгольмском концерне в связи с тем, что в его структуру входят многочисленные энергопредприятия, теплоснабжение, канализация и другие жизненно важные отрасли, схема распределения прибыли определяется строгой очередностью ее получателей. Первым получателем является городской бюджет, до налогообложения, две трети прибыли отправляется Концерну.Самым успешным в данном Концерне является предприятие «Стокгольм - энержи».Так как данное предприятие является естественным монополистом, то оно было национализировано и числится с 60-х годов как муниципальное предприятие. Ориентир этого предприятия поставлен на диверсификацию деятельности. Существует взаимосвязь между производством тепло и электроэнергии, они непрерывно дополняют друг друга, что значительно снижает затраты на производство. Также был введен новый ориентир- «центральное охлаждение»- это принципиально новый подход при котором ведутся разработки по охлаждению помещений в летнее время путем подачи холодной воды из морских глубин. Данная разработка является неким выгодным маркетинговым ходом в результате которого создается альтернатива использованию энергоемких кондиционеров.На основе вышеизложенных примеров государственного регулирования естественных монополий за рубежом можно сделать вывод, что модель выбранного государственного воздействия на рынок, а соответственно на естественные монополии задает темпы развитию всей экономики в целом. Каждая модель взаимодействия государства и монополии является рабочей и по-своему положительной и отрицательной, в то же время. Независимо от того, как модель поведения выбрана, главное перед государством- держать под контролем ситуацию, даже если на расстоянии вытянутой руки.3.2 Проблемы регулирования государственных монополий в России.Государственная политика в отраслях естественных монополий осуществляется посредством их регулирования, проявляющегося в комплексе мер и механизмов их реализации. Целью данных мер является обеспечение роста эффективности функционирования естественных монополий. Но при обеспечение данного роста с одной стороны, с другой стороны оценивается влияние их на экономику и общество.Примерами естественных монополий в нашей стране могут служить компании «Российские железные дороги», ПАО «Россети», ПАО «Газпром», ПАО «Транснефть».Роль предприятий естественных монополий в российской экономике велика. Многие из них имеют значительную по масштабам социальную инфраструктуру, являются ключевыми источниками доходов для бюджета. По данным Министерства финансов РФ, доля нефтегазовых доходов в бюджете РФ по состоянию на март 2016 г. составляет 37,4%, в ВВП 10%. В деятельности естественных монополий задействовано 4% занятых в экономике, а практически весь объем продукции и услуг естественных монополий потребляется на внутреннем рынке.Приведенное в ст. 3 ФЗ «О естественных монополиях» «экономическое» понятие подвергается резкой критике стороны субъектов естественной монополии и со стороны управляющих органов. Обратим внимание на то, что в официальном понятии совершенно ничего не говорится об интересах государства, хотя естественные монополии являются крупными налогоплательщиками и осуществляют системообразующую функцию в экономике страны.Главным органом, осуществляющим контроль и надзор за деятельностью естественных монополий, является Федеральная Антимонопольная Служба РФ. История создания органа, контролирующего естественных монополистов в современной России берет свое начало с самого распада СССР. В 1992 году в целях обеспечения развития рыночных отношений и конкуренции в Российской Федерации был создан Государственный комитет РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. В 1998 году комитет упраздняют, и его полномочия передают вновь созданному Министерству РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России). 9 марта 2004 года Министерство было упразднено, а его полномочия переданы другим ведомствам. Принадлежавшие МАП России функции федерального антимонопольного органа, контроля над деятельностью естественных монополий и над соблюдением законодательства о рекламе перешли к образованной Федеральной антимонопольной службе, являющейся сегодня главным антимонопольным органом.Согласно Постановлению Правительства РФ №1489 от 25 декабря 2014 года ФАС России переданы функции Федеральной службы по оборонному заказу (Рособоронзаказ) по контролю в сфере государственного оборонного заказа и с 2015 года функции Федеральной Службы по тарифам (ФСТ РФ).Наряду с ФАС РФ государственное регулирование в сфере естественных монополий также осуществляет Министерство экономического развития РФ (Минэкономразвития РФ). В его состав входит самостоятельное структурное подразделение - Департамент государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности. Одним из направлений деятельности которого, является регулирование естественных монополий, а именно:Тарифно-ценовая политика в отраслях естественных монополий Министерство экономического развития совместно с отраслевыми Министерствами и ФАС РФ осуществляет выработку и реализацию единых подходов при регулировании цен (тарифов) на услуги естественных монополий. Основная цель - обеспечение потребителей товарами и услугами субъектов естественных монополий и организаций коммунального комплекса установленного качества по доступной цене.Реструктуризация секторов естественных монополийМинистерство экономического развития совместно с отраслевыми Направлена на снижение инфраструктурных барьеров развития экономики, стимулирование повышения эффективности таких секторов и развитие конкуренции.С переходом к рыночной экономике и распадом СССР началось не только формирование системы новых органов, но и формирование новых предприятий, которые как уже было сказано в задачах Департамента Минэкономразвития РФ, попали под реструктуризацию естественных монополий. В связи с этим рассмотрим процесс реструктуризации естественной монополии на примере ОАО РАО «ЕЭС».Проведение первоначальной реструктуризации электроэнергетики и создание общеотраслевой холдинговой компании ОАО РАО «ЕЭС России» позволило в условиях распада ЕЭС СССР сохранить в России принципы и методы ее работы. Это привело к образованию естественной монопольной организации. Образованная структура энергетической отрасли в 2005 году, представлена на рисунке 1 (см. приложение 1) .Далее процесс преобразований продолжился. Как видно из рисунка 3 (см. Приложение 3), вертикальные связи сменились отдельными отраслевыми видами деятельности. Все это послужило основой для развития конкуренции в сфере электроэнергетики, так как цены формируются на основе спроса и предложения, а не регулируются государством.Рисунок 2.Результаты реформирования энергетической отраслиВ ходе многолетней практики применения Закона «О естественных монополиях» в России можно выявить целый ряд ключевых проблем, мешающих корректной работе по государственному регулированию деятельности естественных монополий:– Проблема децентрализация деятельности предприятия;– Закрытость информации;– Отсутствие конкурентной среды;– Наличие скрытых барьеров;– Проблема корпоративно-акционерного управления компаниями;– Несовершенство механизма ценообразования;– Проблема субсидирования.Устранению данных проблем должно способствовать развитие и реформирование законодательных основ по регулированию деятельности естественных монополий в России.Одним из направлений государственного регулирования отечественныхестественных монополий, которое должно способствовать устранению обозначенных проблем, является их структурное реформирование, связанное с:– совершенствованием системы регулирования, в том числе ценового в сферах естественных монополий, и формирование рынков этих видов деятельности на основе конкуренции;– совершенствованием нормативной базы регулирования в сферах естественных монополий;– формированием организационно – правовой базы регулирования деятельности субъектов естественных монополий на региональном уровне, координацию деятельности и разграничение компетенции между федеральными и территориальными органами по регулированию в сферах естественных монополий;– повышением эффективности реализации полномочий государства по принадлежащим ему акциям акционерных обществ, являющихся субъектами естественных монополий, путем усиления ответственности представителей, осуществляющих полномочия государства как акционера в соответствующих акционерных обществах, за своевременную уплату акционернымигосударственных органов управления всех уровней, организаций научно-технического комплекса и предпринимательского сектора экономики в интересах ускоренного использования достижений науки и технологий в целях реализации стратегических национальных приоритетов, в том числе в области военного строительства.ЗаключениеИтак, из всего вышесказанного мы можем сделать вполне определённые выводы. К монополиям нельзя относиться категорично и односторонне. Некоторые видят в них экономическое чудо и путь к благосостоянию, другие же считают их одной из самых важнейших проблем рынка. Но, не смотря на это, монополии являются неотъемлемой частью экономики и несут в себе как положительные, так и отрицательные стороны.Монополии, складывающиеся десятилетиями, не могут быть быстро заменены свободным конкурентным рынком. Это длительный процесс, требующий немалых материальных и физических затрат со стороны государства и общества. А в некоторых случаях это нецелесообразно, если речь идет о естественных монополиях, а в некоторых случаях – недопустима, если речь идет о стратегически важных отраслях. И к данным отраслям, прежде всего, относится военно-промышленный комплекс.Кроме того, роль государства в стимулировании экономического роста весьма значительна. Хозяйственная практика многих стран мира показала, что государство может целенаправленно воздействовать на темпы экономического роста, создавая не только требуемые «правила игры», но и новые институты. И данными институтами роста стали государственные корпорации. За последние несколько лет в России было создано девять государственных корпораций. По своей направленности существующие госкорпорации неоднородны и их можно объединить в три группы: Внешэкономбанк, «Роснано» - компенсация провалов, как рынка, так и государственной системы управления, формирование финансовых институтов развития в виде госкорпораций; Фонд содействия реформированию ЖКХ, «Олимпстрой» - повышение эффективности и гибкости административной системы, «аутсорсинг» отдельных функций государственных органов управления на уровень госкорпораций; Росатом, Ростехнологии - повышение конкурентоспособности отдельных стратегических отраслей, обеспечение национальной безопасности, реструктуризация и консолидация соответствующих активов.К настоящему времени в составе данных корпоративных структур произошел ряд изменений. Так, Российская корпорация нанотехнологий первой завершила реорганизацию и с 11 марта 2011 года перерегистрирована в ОАО «Роснано». А в июле 2014 г. прекратила свою деятельность государственная корпорация «Олимпстрой» в связи с достижением поставленных целей. Также в 2015 году была создан новая госкорпорация «Роскосмос».Все функционирующие государственные корпорации созданы для развития стратегически важных отраслей российской экономики. Повышение инновационной активности отечественных предприятий является важным приоритетом стратегии долгосрочного развития госкорпораций на ближайшее десятилетие.Относительно ОПК следует сделать следующие выводы. В современных условиях государственная политика РФ по развитию ОПК рассматривается через призму концепции «реиндустриализации», которая исходит из дальнейшего наращивания бюджетных расходов, увеличения масштабов государственного и квазигосударственного сектора в экономике и нерыночного механизма ценообразования. Проведенный анализ существующих в экономической науке теоретических установок позволил нам определить для дальнейшего исследования ряд принципиальных позиций:- развитие ОПК не является императивом экономического роста - это элемент национальной промышленной политики, способный простимулировать в коротком периоде совокупный спрос, но не способный заменить собой частный спрос и частные инвестиции;- выбор мобилизационной модели экономического развития с опорой на реиндустриализацию и воссоздание импортозамещающих производств, ориентированных на выпуск продукции, критичной для обороноспособности страны, обернется быстрым истощением ресурсов и переходом российской экономики к более глубокой рецессии;- позиция страны на мировой арене, ее способность надежно защищать свои национальные интересы в современных условиях обеспечиваются не столько размером вооруженных сил и ОПК, сколько экономической мощью, глобальной конкурентоспособностью и качеством государственных институтов.Говоря о естественных монополиях в целом, следует отметить, что основной проблемой продолжает оставаться рост тарифов и цен на их продукцию и услуги. Данное обстоятельство порождает инфляцию издержек, приводит к снижению реальных доходов и падению уровня благосостояния. И касательно государственного регулирования данного процесса, то успех можно признать переменным.Список использованных источников и литературыФедеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 04.06.2014, с изм. от 21.07.2014) «О защите конкуренции"»(26 июля 2006 г.)Федеральный закон "О естественных монополиях" от 17.08.1995 N 147-ФЗ// "Собрание законодательства РФ", 21.08.2013, N 34, ст. 3426Закон РФ от 22 марта 1991 г. N 948-I "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (с изм. и доп. от 24 июня 1992 г., 25 мая 1995 г., 6 мая 1998 г., 2 января 2000 г.)Указ Президента РФ от 10.01.2000 N 24 "О Концепции национальной безопасности Российской Федерации"Постановление Правительства РФ от 12 июля 1999 г. N 793 "Об утверждении Положения о Министерстве Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства" (с изм. и доп. от 8 апреля, 30 сентября 2000 г.)Абалкин, Л. И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение / Л. И. Абалкин // Вопросы экономики. — 1991. — № 12. — С. 12. Авдашева, С.Б., Конкуренция и антимонопольное регулирование: учеб. пособие / И.А. Южанов. –М.: Логос,1999. –368 с.Авраменко, А. И. Некоторые вызовы и угрозы социально-экономического развития / А. И. Авраменко // Экономико-правовые вопросы обеспечения экономической безопасности Республики : тез. докл. респ. науч.-практ. конф. (Минск, 11 дек. 2015 г.) / учреждение образования «Акад. М-вавнутр. дел Респ. »; редкол.: А. А. Вишневский (отв. ред.) [и др.]. — Минск, 2015. — С. 3–6. Бандурин В.В. Нефинансовые инструменты поддержки экспорта «Сделано в России»/Бандурин В.В., Огрызов А.А. //Вестник АКСОР, №4/2016 (40), с.52-56. Бандурин В.В. О механизмах поддержки импортозамещения в субъектах Российской Федерации / Бандурин В.В., Яремчук Н.В.// Вестник АКСОР, №4/2015 (36), с.98-104. Бардовский, В. П., Экономика: учеб. пособие / А. О. Нащекина. – М.: Форум – Инфра-М, 2011. – 672 с.Батьковский А.А. Проблемы развития оборонно-промышленного комплекса / А.А.Батьковский, Н.С.Ефимова, Е.Ю.Хрусталев. // Новая наука: современное состояние и пути развития. – 2016. - № 10-1. – С. 15-20. Гориянова, Л. В., Экономика: учеб. пособие – М.:ЕАОИ, 2009. – 432 с.Дж.Вильсон, В.Цапелик. Естественные монополии России //Вопросы экономики. – 1995. – №11. Диканский, М.Г., Международные монополии: монография / О.И. Арав. – М.: Мысль, 1966. – 271 с.Ефимова, Е. Г., Экономика: учеб. пособие / К. В. Шмат. – М.: МГИУ, 2005. – 368 с.Кирцнер, И., Конкуренция и предпринимательство: монография / пер. с англ. под ред. проф. А.Н. Романова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,2001. – 239 с. Крупнейшие монополии мира: справочник / под ред. Г. П. Черникова. – М.: Политиздат, 1968. – 112 с.Курбатов А.Я. Государственные корпорации как организационно-правовая форма юридического лица/А.Я.Курбатов // «Хозяйство и право». 2008. - № 4.Кусакина, О. Н., Антимонопольная политика России: монография / И А. Погорелова. – Ставрополь: АГРУС, 2007. – 312 с. Ланин, Б. Е., Шествие «Мамонтов»: Монополии и современный капитализм: монография / И. Н. Жук. – М.: Полиздат, 1982. – 110 с.Мау В. Уроки стабилизации и перспективы роста: экономическая политика России в 2016 году // Вопросы экономики. 2017. № 2. Меньшиков, С.М., Анатомия Российского капитализма: монография / И. Е. Рыбалкин. – М.: Международные отношения, 2004. – 432 с. Национальная экономика: учебник / под ред. проф. П. В. Савченко. – М.: Экономистъ, 2005. – 813 с. Нуреев, Р. М., Россия: особенности институционального развития: монография / М. Л. Шацкая. – М.: Норма, 2009. — 448 с.Продченко И.А. Место и роль малых инновационных предприятийв национальной инновационной системе/ Продченко И.А., Шкодинский С.В. // Вестник Академии права и управления. 2016. № 42. С. 101-109. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. №1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».Рахманов А.А. 8 проблем российского оборонно-промышленного комплекса и пути их решения / А.А. Рахманов // Воздушно-космическая сфера. – 2016. - № 2. – С. 4-8. Росс, Г. В. Законы экономического хаоса / Г. В. Росс, В. Е. Лихтенштейн // Информатизация и связь. — 2016. — № 1. — С. 56–61. Савицкий А. Г. Национальная безопасность. Россия в мире. Учебник. –М.: Юнити-Дана, 2012. – 463 с. Семенченко И.Г. Состояние и проблемы сохранения и развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации / И.Г.Семенченко // Вестник Академии военных наук. - 2016. - № 3. - C. 110-115.Соколова, С. В., Основы экономики: учеб. пособие / Е. Е. Алленых. – М.: Академия, 2005. – 128 с.Сухарев О.С. Экономический рост России: различия в подходах к выбору траектории развития // Экономист. 2017. № 2.Тароян, М. М. Экономическая безопасность России в системе социально-экономических приоритетов страны // Экономика и предпринимательство. — 2016. — № 12–2(77–2). — С. 891–895. Хромов, П. А., Экономическая история СССР. Период промышленного и монополистического капитализма в России: учеб. пособие / Л. П. Тарасова. – М.: Высшая школа, 1982. – 240 с.Чемберлин, Э, Теория монополистической конкуренции: монография / пер. с англ. Э. Лейкин. – М.: Экономическое наследие, 1996. – 375с.ПРИЛОЖЕНИЕ 1Структура энергетической отрасли до реорганизацииРИС.1ПРИЛОЖЕНИЕ 2Структура отрасли электроэнергетики после реорганизацииРИС.2ПРИЛОЖЕНИЕ 3Структура энергетической отрасли после реформирования
1. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 04.06.2014, с изм. от 21.07.2014) «О защите конкуренции"»(26 июля 2006 г.)
2. Федеральный закон "О естественных монополиях" от 17.08.1995 N 147-ФЗ// "Собрание законодательства РФ", 21.08.2013, N 34, ст. 3426
3. Закон РФ от 22 марта 1991 г. N 948-I "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (с изм. и доп. от 24 июня 1992 г., 25 мая 1995 г., 6 мая 1998 г., 2 января 2000 г.)
4. Указ Президента РФ от 10.01.2000 N 24 "О Концепции национальной безопасности Российской Федерации"
5. Постановление Правительства РФ от 12 июля 1999 г. N 793 "Об утверждении Положения о Министерстве Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства" (с изм. и доп. от 8 апреля, 30 сентября 2000 г.)
6. Абалкин, Л. И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение / Л. И. Абалкин // Вопросы экономики. — 1991. — № 12. — С. 12.
7. Авдашева, С.Б., Конкуренция и антимонопольное регулирование: учеб. пособие / И.А. Южанов. – М.: Логос, 1999. – 368 с.
8. Авраменко, А. И. Некоторые вызовы и угрозы социально-экономического развития / А. И. Авраменко // Экономико-правовые вопросы обеспечения экономической безопасности Республики : тез. докл. респ. науч.-практ. конф. (Минск, 11 дек. 2015 г.) / учреждение образования «Акад. М-ва внутр. дел Респ. »; редкол.: А. А. Вишневский (отв. ред.) [и др.]. — Минск, 2015. — С. 3–6.
9. Бандурин В.В. Нефинансовые инструменты поддержки экспорта «Сделано в России»/ Бандурин В.В., Огрызов А.А. //Вестник АКСОР, №4/2016 (40), с.52-56.
10. Бандурин В.В. О механизмах поддержки импортозамещения в субъектах Российской Федерации / Бандурин В.В., Яремчук Н.В.// Вестник АКСОР, №4/2015 (36), с.98-104.
11. Бардовский, В. П., Экономика: учеб. пособие / А. О. Нащекина. – М.: Форум – Инфра-М, 2011. – 672 с.
12. Батьковский А.А. Проблемы развития оборонно-промышленного комплекса / А.А.Батьковский, Н.С.Ефимова, Е.Ю.Хрусталев. // Новая наука: современное состояние и пути развития. – 2016. - № 10-1. – С. 15-20.
13. Гориянова, Л. В., Экономика: учеб. пособие – М.: ЕАОИ, 2009. – 432 с.
14. Дж.Вильсон, В.Цапелик. Естественные монополии России // Вопросы экономики. – 1995. – №11.
15. Диканский, М.Г., Международные монополии: монография / О.И. Арав. – М.: Мысль, 1966. – 271 с.
16. Ефимова, Е. Г., Экономика: учеб. пособие / К. В. Шмат. – М.: МГИУ, 2005. – 368 с.
17. Кирцнер, И., Конкуренция и предпринимательство: монография / пер. с англ. под ред. проф. А.Н. Романова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 239 с.
18. Крупнейшие монополии мира: справочник / под ред. Г. П. Черникова. – М.: Политиздат, 1968. – 112 с.
19. Курбатов А.Я. Государственные корпорации как организационно-правовая форма юридического лица/А.Я.Курбатов // «Хозяйство и право». 2008. - № 4.
20. Кусакина, О. Н., Антимонопольная политика России: монография / И А. Погорелова. – Ставрополь: АГРУС, 2007. – 312 с.
21. Ланин, Б. Е., Шествие «Мамонтов»: Монополии и современный капитализм: монография / И. Н. Жук. – М.: Полиздат, 1982. – 110 с.
22. Мау В. Уроки стабилизации и перспективы роста: экономическая политика России в 2016 году // Вопросы экономики. 2017. № 2.
23. Меньшиков, С.М., Анатомия Российского капитализма: монография / И. Е. Рыбалкин. – М.: Международные отношения, 2004. – 432 с.
24. Национальная экономика: учебник / под ред. проф. П. В. Савченко. – М.: Экономистъ, 2005. – 813 с.
25. Нуреев, Р. М., Россия: особенности институционального развития: монография / М. Л. Шацкая. – М.: Норма, 2009. — 448 с.
26. Продченко И.А. Место и роль малых инновационных предприятийв национальной инновационной системе/ Продченко И.А., Шкодинский С.В. // Вестник Академии права и управления. 2016. № 42. С. 101-109.
27. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. №1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».
28. Рахманов А.А. 8 проблем российского оборонно-промышленного комплекса и пути их решения / А.А. Рахманов // Воздушно-космическая сфера. – 2016. - № 2. – С. 4-8.
29. Росс, Г. В. Законы экономического хаоса / Г. В. Росс, В. Е. Лихтенштейн // Информатизация и связь. — 2016. — № 1. — С. 56–61.
30. Савицкий А. Г. Национальная безопасность. Россия в мире. Учебник. –М.: Юнити-Дана, 2012. – 463 с.
31. Семенченко И.Г. Состояние и проблемы сохранения и развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации / И.Г.Семенченко // Вестник Академии военных наук. - 2016. - № 3. - C. 110-115.
32. Соколова, С. В., Основы экономики: учеб. пособие / Е. Е. Алленых. – М.: Академия, 2005. – 128 с.
33. Сухарев О.С. Экономический рост России: различия в подходах к выбору траектории развития // Экономист. 2017. № 2.
34. Тароян, М. М. Экономическая безопасность России в системе социально-экономических приоритетов страны // Экономика и предпринимательство. — 2016. — № 12–2(77–2). — С. 891–895.
35. Хромов, П. А., Экономическая история СССР. Период промышленного и монополистического капитализма в России: учеб. пособие / Л. П. Тарасова. – М.: Высшая школа, 1982. – 240 с.
36. Чемберлин, Э, Теория монополистической конкуренции: монография / пер. с англ. Э. Лейкин. – М.: Экономическое наследие, 1996.