особенности правового регулирования управления земельными ресурсами в Российской Федерации
Заказать уникальную дипломную работу- 103 103 страницы
- 58 + 58 источников
- Добавлена 07.07.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1. Предмет и система правового регулирования управления земельными ресурсами 6
1.1. Земельные ресурсы и земельные отношения как объект управления 6
1.2. Понятие и система управления земельными ресурсами 23
2. Организация управления земельными ресурсами 53
2.1. Федеральный, региональный и муниципальный уровни управления земельными ресурсами 53
2.2. Принципы, основные формы и методы управления земельными ресурсами 66
3. Особенности отдельных направлений правового регулирования управления земельными ресурсами 80
3.1. Особенности правового регулирования мониторинга земель 80
3.2. Особенности правового регулирования управления землями сельскохозяйственного назначения 83
Заключение 91
Литература 97
Полученные данные учитывают при разработке управленческих и технических мероприятий.Проведение мониторинга земель включает несколько укрупнённых процессов, обеспечивающих получение необходимой информации:– разработка общей стратегии исследования;– сбор фондового материала;– выбор программного и технического комплекса;– получение периодических материалов дистанционного зондирования;– сравнение, анализ и прогнозирование изучаемых объектов и явлений.Разработка общей стратегии исследования является подготовительным этапом мониторинга топографических планов. На район (территорию) изучения накладывают все фондовые материалы, включая материалы космических съёмок прошлых лет, планово-картографические материалы, результаты различных обследований территории, статистический материал и тому подобное. На основе анализа фондовых данных выявляют динамику изменений объекта исследования, что позволяет определить оптимальную периодичность проведения съёмок. Иерархический уровень мониторинга предъявляет требования к точности и генерализации конечной информации.Задачи, решаемые при мониторинге существующих топографических планов земной поверхности, относятся к разряду создания различных тематических информационных слоёв, то есть к созданию информационной земельно-кадастровой базы данных. Эффективность процедур работы с огромным количеством получаемой информации, доступность этой информации, возможность её визуализации, обмена внутри базы и экспорта – импорта в другие информационные системы и тому подобное определяет выбор конкретной, используемой при данном мониторинге геоинформационной системы.Получение данных дистанционного зондирования в виде снимков – наиболее важный этап мониторинга топографических планов. Съёмки проводят в определённые на подготовительном этапе периоды времени.Далее изображения подвергаются фотограмметрической обработке и дешифрированию с целью получения топографических и тематических планов, карт заданных масштабов, а также их электронных аналогов в геоинформационной системе (ГИС) в виде соответствующих геоинформационных слоёв. Результаты определений характеристик земель, полученных специальной измерительной аппаратурой, наносят на топографическую основу для пространственной привязки. По нанесённым данным выделяют границы распространения изучаемого параметра земель.Используя фондовые материалы и материалы новых съёмок, программными средствами ГИС проводят сравнение разновременных данных. В результате их анализа выявляют изменения в положениях границ, площадей, качественного состава, использования и правового статуса категорий земель.При обновлении с использованием данных дистанционного зондирования производят совмещение ЦТК с ортофотопланом или ортотрансформированным снимком и выполняют сравнение и анализ произошедших изменений. Наносятся появившиеся объекты, при необходимости определяются характеристики новых объектов. Объекты, которые отсутствуют в настоящее время на местности, убираются с ЦТК. Все виды изменений, происшедших на местности, можно отнести к трем категориям в порядке частоты встречаемости:– изменение контуров;– появление новых контуров;– исчезновение контуров.Итогом проведенной работы является цифровая топографическая карта, соответствующая современному состоянию местности.В соответствии с ГОСТ Р 51605-2000 и Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1174 периодичность обновления государственных топографических карт и планов осуществляется в соответствии с нормами, установленными в зависимости от потребности в их точности и актуальности для 3-х категорий территорий Российской Федерации: заселенных территорий; экономически освоенных территорий и территорий повышенного риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, приграничных территорий; районов Крайнего Севера и приравненные к ним районов. Периодичность обновления ЦТК должна соответствовать периодичности обновления топографических карт базовых масштабов на территории Российской Федерации.Топографический мониторинг – система постоянного слежения за изменениями, происходящими с пространственными объектами на поверхности Земли. Благодаря топографическому мониторингу Росреестр получит возможность выявлять территории Российской Федерации с наибольшим числом изменений объектов местности. Таким образом, будут оптимально запланированы сроки производства обновления той или иной территории Российской Федерации.Государственные топографические карты и планы в настоящее время создаются в цифровом виде. Открытые цифровые топографические карты и планы в векторном формате всего масштабного ряда с метаданными о них и геокодированными материалами дистанционного зондирования Земли составляют единую электронную картографическую основу федерального, регионального и муниципального значения и используются для создания производных специальных карт любой тематической направленности, необходимой конечным потребителям. Государственные цифровые топографические карты и планы создаются и хранятся в электронной форме в форматах *.sxf, *.shp, *.mif/mid в виде номенклатурных листов. На бумажных носителях актуальные топографические карты отсутствуют, что не позволяет оперативно удовлетворять потребности государственных органов при возникновении чрезвычайных ситуаций, а также граждан и иных лиц. В соответствии с Концепцией развития отрасли геодезии и картографии до 2020 года основной целью развития отрасли геодезии и картографии является обеспечение потребности граждан, общества и государства в получении точных и актуальных геодезических, картографических и других пространственных данных с учетом уровня технического развития и международного опыта в области геодезии и картографии, а также рационального использования государственных и муниципальных ресурсов, направленных на картографическое и геодезическое обеспечение.Для обеспечения достижения установленных целей необходимо создание высокоэффективной системы картографического обеспечения Российской Федерации, ее развитие и поддержка, создание высокоэффективной системы информационного обеспечения в области геодезии и картографии, направленной на создание и эффективное функционирование федеральных, региональных и муниципальных геоинформационных систем, а также единой инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации, обеспечивающей наиболее полное и оперативное обеспечение граждан, общества и государства пространственными данными.Без надлежащего картографического обеспечения невозможна работа практически всех секторов государственного управления земельными ресурсами на федеральном, региональном и местном уровнях.Проблема рационального использования и охраны земельных ресурсов является одной из актуальнейших, так как связана с производством продуктов питания человека с использованием одного из ценнейших даров природы – почвы и ее плодородия.Первой проблемой стало разграничение собственности у земли. Не используется большое количество территорий, находящихся в пользовании федеральных органов власти и подлежащих резервации для государственных нужд. Земли, которые неэффективно используются необходимо передавать добропорядочным гражданам, в том числе органам местного самоуправления, которые будут использовать землю для нужд народа и страны.Второй проблемой явилось - категорийность земель. В марте 2012 года были приняты основы государственной политики использования земельного фонда, срок окончания которых - 2020 г.. В них говорилось об исключении из законодательства принципа разделения земель на категории. Действующая система неактуальна и напрашивается создание более новой и удобной для людей и системы бизнеса модели использования земель. Необходимо сформировать более чёткое понимание того, на каких условиях можно заниматься строительством, какие в данном вопросе существуют ограничения по использованию того или иного участка.Третьей проблемой данного распоряжения считаю, условия на которых предоставляется земельная площадь в собственность или аренду. Земельный кодекс устанавливает обязанность органов местного самоуправления проводить открытые аукционы, но решения по таким вопросам принимаются только в отношении сформированных площадей. Данные преграды необходимо искоренять на законодательном уровне.Отдельного внимания заслуживает проблема эффективного использования земельных площадей сельхоз назначения. На сегодняшний день решены проблемы осуществления федерального закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Долгое время была насущна проблема, сутью которой явилось отсутствие чёткой координации вопросов прекращения прав на неиспользуемые земельные участки или на участки использованные не в соответствии с целевым назначением.Почва - уникальный природный ресурс, как средство производства она должна охраняться, этому вопросу необходимо уделить особое внимание. Поэтому особую необходимость требует улучшение системы государственного земельного надзора, который осуществляется федеральными органами исполнительной власти, такими как Росприроднадзор, Россельхознадзор и Росреестр.В последнее время возросло количество земельных правонарушений. Причем данную проблему можно можем увидеть по всем категориям земель. Главной причиной таких проблем могут быть пробелы в земельном законодательстве и законодательстве об административных правонарушениях. Действенной мерой является изменение размеров санкций в соответствии с прибылью граждан и организаций и применение новых подходов в предотвращении нарушений.С целью улучшения системы проведения земельного контроля предлагается метод уточнения предмета государственного земельного контроля. Мероприятия по контролю земель должны проводиться в отношении конкретного земельного участка не один раз в три года, а гораздо чаще.В данный момент имеется целый ряд проблем, которые не позволяют полноценно и эффективно использовать земли. Такие проблемы негативно влияют на государство, а также на людей, которые, так или иначе, причастны к всевозможным реализациям земельного фонда в Российской Федерации. Внедрение и исправление всевозможных ошибок является основной задачей, решение которой возможно только с помощью упорной работы.3. Особенности отдельных направлений правового регулирования управления земельными ресурсами3.1. Особенности правового регулирования мониторинга земельВ настоящее время вопрос рационального использования земель и их охрана являет собой особо острую проблему, решение которой необходимо найти в короткие сроки. Это обусловлено тем, что в большинстве субъектов РФ наблюдается ухудшение состояния земель и как следствие снижение плодородия. Это создает потребность в информации и земельном фонде страны для решения вопросов, связанных с управлением земельными ресурсами.Под мониторингом земель понимают систему наблюдений за состоянием земельного фонда для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативного воздействия.К его задачам следует отнести:- выявление, оценку, прогноз и разработку рекомендаций по устранению негативных процессов и их последствий.- обеспечение функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами актуальной информацией;- донесение имеющихся данных о состоянии земель до граждан.Полученная в ходе наблюдений информация становится частью государственного фонда данных. Согласно статье 5.1.13. постановления Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. № 457 Росреестр имеет право ведения в установленном законодательстве порядке государственного мониторинга земель Российской федерации за исключением земель сельскохозяйственного назначения.Для получения необходимых данных используются следующие методы ведения мониторинга земель:- натуральные, которые подразделяются на фоновые, комплексные, стационарные и дистанционные;- автоматизированные, которые включают информационно-поисковую систему, прогнозно-диагностическую систему, систему обработки данных и систему управления;- иные виды, которые разрабатываются для конкретных работ.Государственный мониторинг земель подразделяется на мониторинг состояния земель и мониторинг использования земель. К первому относят выявление изменения характеристик земель после негативного воздействия и их оценка, а также разработка прогноза дальнейших преобразований. В рамках второго исследуется использование земель в соответствии с их целевым назначением.Но, несмотря на всю видимую важность данного мероприятия, в нем имеются недостатки.Государственный мониторинг земель не является целостным, по законодательству он поделен на две составные части: Министерство сельского хозяйства РФ занимается сугубо наблюдениями за землями сельскохозяйственного назначения, в то время как остальные категории перешли в ведомство Росреестра.Нынешнеесостояние экономики не может обеспечить регулярное проведение наблюдений в субъектах РФ на должном уровне. Это несомненно сказывается на качестве разрабатываемых рекомендаций по использованию и охране земель и отнюдь не в лучшую сторону.По данным Национального доклада о состоянии земель органами Росреестра за счет бюджета и внебюджетных средств было проведено только 7 проверок в Республике Хакасия, Кировской, Омской, Свердловской и Челябинской областях, Приморском и Хабаровском крае. За счет бюджета федерального проводились проверки в 9 субъектах РФ: Чукотского и Ханты-Мансийского автономных округов, республик Башкортостан, Калмыкия и Марий Эл, Брянской, Псковскойи Сахалинской областей, на территории районов Республики Дагестан, прилегающих к береговой линии Каспийского моря. Общая площадь объектов, на которых проведены работы по мониторингу состояния и использования земель составила порядка 20 млн. га.Одной из основных проблем в ведении государственного мониторинга является отсутствие актуальной информации на публичной кадастровой карте. Несмотря на постоянное обновление данных, в настоящее время можно обнаружить не только ошибки в приведенных значениях, но и отсутствие существующих объектов недвижимости.В этой связи Правительство включило в Федеральный закон № 218-ФЗ статью 66, которая предполагает ответственность органа регистрации и прав за утерю, недостоверность, несоответствие с отображаемыми на Публичной кадастровой карте данных, а также необоснованный отказ внесения оных в Единый государственный реестр недвижимости.Остановимся также на правовой основе государственного мониторинга земель. Многие специалисты обеспокоены тем, что до сих пор не было создано нормативно-правового акта, который бы создавал единую методику проведения мониторинга земель.Стоит также отметить такие проблемы, как:- нецелевое использование многих земельных участков;- большое количество неоформленных объектов недвижимости;- самозахват земель;- ведение работ в отдельных муниципальных образованиях;- работы выполняются по контракту, что предполагает проведение наблюдений разными людьми с индивидуальными методиками;В настоящее время проблема ухудшения состояния земель и снижения их плодородия крайне остра. Охрана почв от загрязнений - важная задача человека, так как любые вредные соединения, находящиеся в почве рано или поздно попадают в организм человека, поэтому необходимо проводить мониторинг земель на государственном уровне и соблюдать комплекс мер по рациональному использованию и охране почв для сохранения и поддержания плодородия почв. Исходя из основных задач государственного мониторинга земель, можно сказать, что его отсутствие создает проблему своевременного выявления изменений состояния земель. Без должного информационного обеспечения невозможно предупредить негативныепроцессы, которые происходят как за счет естественных факторов, так и путем пагубного влияния человеком.Таким образом, продолжение ведения государственного мониторинга земель в данных условиях нецелесообразно. Для повышения эффективности наблюдений стоит четко разграничить обязанности подсистем, устранить неточности в работе, выявленные на данном этапе, но как основное – разработать единую нормативно-правовую основу осуществления Росреестром мониторинга, которая установит требования к выполняемым проверкам и их результату.3.2. Особенности правового регулирования управления землями сельскохозяйственного назначенияЗемельные ресурсы выступают пространственным базисом для размещения производственно-хозяйственной и социально-бытовой инфраструктуры, а также являются главным средством производства в сельском и лесном хозяйстве. Важнейшим компонентом земельного фонда РФ являются земли сельскохозяйственного назначения. Эти земли выступают в качестве основного средства производства жизненно важных продуктов, кормов, сырья и т.п., вследствие чего земли сельскохозяйственного назначения имеют особый правовой режим.По данным Доклада о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения Российской Федерации, в 2017 г. площадь земель сельскохозяйственного назначения в России составила 383,7 млн га – это 22,4 % от площади всего земельного фонда РФ. При этом 116,2 млн га (58,8 % от общей площади земель данной категории) занимает пашня, а 57,2 млн га (28,9 % соответственно) – пастбища. В сравнении с предшествующим годом площадь земель сельскохозяйственного назначения в составе земельного фонда России уменьшилась на 1,8 млн га (за счет перевода в земли других категорий, в основном в земли лесного фонда и в земли населенных пунктов). Кроме сокращения этих земель в РФ существуют следующие проблемы, связанные с использованием земель сельхозназначения (табл.1).Для разработки системы мер, направленных на устранение отмеченных проблем, необходим анализ зарубежного опыта и национальной практики в управлении землями сельскохозяйственного назначения.Анализ мирового опыта показывает, что в государствах с развитым сельскохозяйственным производством сочетаются разнообразные инструменты организации и регулирования земельно-имущественных отношений. В них рыночные отношения функционируют в условиях установленных государством ограничений. В основе такого регулирования лежит система управления землями сельскохозяйственного назначения, признание необходимости территориального планирования, осуществление земельного надзора, а также проведение постоянного мониторинга использования земель сельскохозяйственного назначения и периодической оценки их качества.Таблица 1Проблемы управления землями сельскохозяйственного назначения в Российской ФедерацииПроблемаПричины и последствия возникновенияОтсутствие целостной системы земельного управления.Соответствующие функции управления «размыты» между различными органами власти (Минсельхоз РФ, Минприроды РФ, Министерство экономического развития РФ и др.), что в свою очередь препятствует достижению системности и синергетического эффекта.Значительное количество земель сельскохозяйственного назначения либо не используются вовсе, либо используется не по назначению, либо используется не эффективно.Часто земли являются средством вложения и сохранения капитала, а не средством производства. И предоставляются лицам, не имеющим надлежащих компетенций по использованию земель данной категории.Отсутствие подсистемы четкого контроля и надзора за использованием земель сельскохозяйственного назначения и недостаточно строгая ответственность за соответствующие «земельные правонарушения».Следствием данной проблемы является нестабильность землепользования, рейдерство особо привлекательных с экономической точки зрения земель, необоснованный перевод земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий, развитие процессов деградации почвы, эрозии земель, их опустынивания, подтопления и т.п.Проблемы правового регулирования земельно-имущественных отношений, порождаемые их внутренней сложностью.При возникновении земельно-имущественных отношений тесным образом переплетаются публично- и частноправовые отношения. Как следствие, правовое регулирование земельно-имущественных отношений осуществляется нормами как земельного права, так и гражданского права, между которыми в некоторых случаях возникают коллизии.Отсутствие комплексного мониторинга состава земель сельскохозяйственного назначения.Отсутствие полноценных, достоверных, оперативных данных о качественном состоянии земель препятствует установлению объективной кадастровой стоимости и, соответственно, справедливой системы налогообложения.Непроведение землеустроительных работОтсутствие надлежащего финансирования. Приводит к нарушению территориальной системы планирования использования земель и их охраны, развитию негативных и деградационных процессов земель.Недостаточная информационная насыщенность кадастра недвижимостиНе проработанность количественного и качественного состава кадастра недвижимости, как следствие, отсутствие в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления достаточной информации о землях сельскохозяйственного назначения, а следовательно для принятия управленческих решений об наиболее эффективном использовании земель сельскохозяйственного назначения.Целью государственного регулирования земель сельскохозяйственного назначения являются модели землевладения и землепользования, создающие благоприятные условия для сельхозпроизводителей, в частности для фермерских хозяйств. Поэтому в них запрещен раздел земель сельскохозяйственного назначения на участки меньше определенного размера. В ряде стран, напротив, ограничена чрезмерная концентрация сельскохозяйственных земель. Это делается для того, чтобы замедлить сокращение сельского населения. В России данный механизм не используется. При этом в большинстве развитых странах отсутствует, как и в РФ, запрет на рыночный оборот сельскохозяйственных земель.Как правило, на государственном уровне планируются надлежащие мероприятия и устанавливаются требования к территориальному планированию, общие принципы использования и охраны земель, которые являются обязательными для использования региональными и местными органами власти. Особое внимание при этом уделяется защите сельскохозяйственных земель от «экспансии городов» в соответствии с проводимой в стране экологической политикой. В Российской Федерации данным мероприятиям надлежащего внимания не уделяется.В большинстве развитых государств установлен достаточно жесткий контроль за целевым и эффективным использованием сельскохозяйственных земель. При этом широкое распространение получили, в основном, экономические инструменты управления землями сельскохозяйственного назначения, среди которых, например, особое место занимает льготное налогообложение. В ряде государств предусмотрено полное освобождение от налогообложения.Итак, зарубежные государства развивают свои системы управления земельными ресурсами в соответствии со сложившимися национальными особенностями и изменяющимися социально-экономическими потребностями. Тем не менее, имеется определенное сходство, а именно: органы власти играют решающую роль в вопросах регулирования землепользования и землевладения, стоят на позиции соблюдения и защиты интересов общества.Существенное влияние уделяется эффективности использования земель и предотвращению негативного антропогенного влияния.Анализ отечественной практики управления землями сельскохозяйственного назначения показывает сложность системы в управлении ими.В начале 90-х гг. вопросами управления земель занималось Министерство по земельным ресурсам, затем для этих целей был создан специальный государственный комитет. На сегодняшний день этими вопросами занимаются одиннадцать министерств и ведомств, например, Минэкономразвития отвечает за кадастровую стоимость земли и ведение Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), Минсельхоз – за оперативный учет земель сельскохозяйственного назначения, Министерство экологии и природопользования – за экологический надзор. Необходимо создать единый госорган, который будет ведать всеми вопросы, связанными с управлением земельными ресурсами страны и особенно землями сельскохозяйственного назначения. Появление такого органа жизненно необходимо. Необходимо также более четко распределить обязанности в вопросах земельного управления между федеральным центром, регионами и муниципалитетами. Принятие решений о развитии системы управления земельными ресурсами в нашей стране – это, несомненно, прерогатива федерального центра.Для повышения эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения собственниками целесообразно внесение в Налоговый кодекс РФ изменений по применению повышенной налоговой ставки в случае выявления контрольно-надзорными органами соответствующих уровней управления фактов неиспользования по назначению участков земель сельскохозяйственного назначения. Это позволит решить вопрос с рейдерством к особо привлекательным с экономической точки зрения землям, а также использованием земель сельскохозяйственного назначения как средства для вложения капитала и т.п. Поскольку принятие и внесение изменений в налоговое законодательство находится в ведении РФ, то и подобные изменения должны быть внесены федеральным центром.В последнее время особое внимание в РФ уделяется совершенствованию государственного земельного надзора и муниципального контроля. Благодаря «Закону об изъятии», принятому в 2016 г., стало значительно проще изымать участки земель сельскохозяйственного назначения у собственников, не использующих их по назначению и вновь вовлекать их в сельскохозяйственный оборот.Следует отметить существенные дефекты в нормативно-правовой базе, регулирующей государственный земельный надзор, например, нехватка методических и инструктивных материалов, необходимых для обоснованного проведения проверок в рамках государственного земельного надзора и муниципального контроля. Указанное обстоятельство часто приводит к признанию этих проверок, в судебном порядке, недействительными. Поэтому для осуществления эффективного исвоевременного государственного земельного надзора и муниципального контроля необходимо разработать и утвердить на уровне РФ действенный механизм планирования и проведения мероприятий по выявлению нарушений в области земельного законодательства.В качестве недостатка выделим существующую кадровую политику в области государственного земельного надзора и муниципального контроля, например, многие постановления о привлечении к административной ответственности отменяются в судах по причине нарушения процедуры и сроков привлечения к ответственности, что в свою очередь говорит о невысокой квалификации государственных и муниципальных земельных инспекторов. Необходимо дополнительное, а в последующем непрерывное обучение специалистов, осуществляющие обозначенные функции.В последние годы государством предприняты определенные меры, направленные на совершенствование государственного земельного надзора. Например, в 2015 г. был создан новый инструмент, призванный повысить эффективность государственного земельного надзора, – административное обследование объектов земельных отношений. Однако, с учетом сокращения общего числа государственных инспекторов, к серьезному улучшению ситуации с неправомерным поведением землепользователей данное нововведение не привело. Для разрешения данной проблемы необходим пересмотр процедур и методов государственного земельного надзора.Требуют решения проблемы, возникающие при проведении муниципального земельного контроля использования земель сельскохозяйственного назначения. Именно на муниципальном уровне имеются наиболее низкие показатели эффективности осуществления земельного контроля. Причины сложившейся ситуации – это отсутствие во многих городских и сельских поселениях соответствующих органов муниципального земельного контроля; отсутствие в них инспекторов, освобожденных от исполнения иных обязанностей; недостаточное для организации эффективного контроля число проверок, включаемых в планы проведения соответствующего земельного контроля; отсутствие фактической финансовой заинтересованности в проведении земельного контроля на муниципальном уровне. Дальнейшее ослабление муниципального земельного контроля может привести к росту числа земельных правонарушений, следовательно, для повышения его эффективности необходимо в каждом муниципальном образовании иметь в штате соответствующих инспекторов, а начисленные штрафы в полном размере или частично направлять в муниципальный бюджет.Существуют проблемы, связанные с выявлением нарушений законодательства, регулирующего земельно-имущественные отношения. На сегодняшний день выявить нарушителя и привлечь его к ответственности фактически невозможно, если нарушение установлено на неразграниченных землях, либо государственных или муниципальных землях, а самовольно используемый участок не сформирован и данные о нем и его правообладателе в государственных информационных системах отсутствуют. Для устранения обозначенной проблемы необходимо внести соответствующие изменения в земельное законодательство на федеральном уровне.Размер штрафов за нарушение законодательства, регулирующего земельно-имущественные отношения, по-прежнему нельзя считать эффективным стимулом для правомерного поведения субъектов земельно-имущественных отношений. Исключительно неверным представляется исчисление штрафов без учета размера соответствующего земельного участка.В качестве одной из причин ненадлежащего мониторинга земель сельскохозяйственного назначения можно обозначить отсутствие в цифровом формате соответствующих карт сельскохозяйственной освоенности территорий, которые содержали бы самую актуальную информацию о границах полей севооборотов, сельскохозяйственных полигонов и т.п.. Наличие такой оперативной информации является крайне важным, поскольку на землях сельскохозяйственного назначения постоянно происходит изменение границ посевных площадей и условий для ведения сельского хозяйства, в том числе свойств почвенного плодородия, а порой и развитие негативных процессов, например, деградация почвенного покрова.Во многих субъектах РФ топографические карты относятся к 80–90-м гг. прошлого века. Централизованное обновление карт происходит медленно, без учета изменения состояния агроландшафта в интенсивно развивающихся регионах. Отсутствие актуальной картографической основы не позволяет качественно решать поставленные задачи мониторинга земель. Решение обозначенной проблемы без активного государственного участия на современном этапе представляется невозможным.ЗаключениеВ развитии практически каждого государства, в том числе и нашей страны, роль земли в различных сферах человеческой деятельности многогранна. Ее экономические функции проявляются в сельском хозяйстве, где она одновременно является предметом и средством труда. Существуя независимо от людей, земля обеспечивает их пищей, строительными материалами, полезными ископаемыми и, следовательно, функционирует «как всеобщий предмет человеческого труда». Человек использует землю в качестве проводника своей деятельности и территориальной операционной базы всякого процесса производства, и в этом смысле земля функционирует как всеобщее средство труда. Земля — необходимое условие производства и важнейший источник материальных благ.Землеустройство в Российской Федерации является основным механизмом осуществления всех земельных преобразований при проведении земельных реформ. Ретроспектива землеустройства свидетельствует о том, что все эффективные земельные преобразования начинались с создания или совершенствования государственной системы землеустройства. Данная система включает в себя:- структуру государственных землеустроительных органов, осуществляющих функции управления земельными ресурсами;- систему профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в области землеустройства;- порядок осуществления землеустроительных действий по межотраслевому перераспределению земель, организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих землевладений и землепользований, утвержденный законодательством Российской Федерации;- функции информационного обеспечения земельных преобразований, планирования, прогнозирования и организации рационального использования земель и их охраны, государственного надзора за использованием и охраной земель;- утвержденный порядок землеустроительного процесса по разработке проектов землеустройства в соответствии с утвержденной в установленном порядке землеустроительной и градостроительной документацией.Государственный земельный надзор является важнейшей функцией в управлении земельными ресурсами, в процессе осуществления которой посредствам проверок, направленных на предупреждение, выявление и пресечение нарушений в области земельного законодательства, обеспечивается рациональное использование земель и их охрана. Для сокращения самовольного занятия чужой территории, нерационального использования земельных участков, помимо создания новых проектов и федеральных законов по ужесточению и увеличению штрафов, на уровне местного самоуправления необходимо повышать качество правовой культуры общества посредством средств массовой информации.Модель социально-экономического развития, сформированная в настоящее время на основании умножающегося перечня документов стратегического планирования, нуждается в совершенствовании. Требуется ее дополнение концепцией планирования использования земель и иных природных ресурсов в целях социально-экономического развития. Это должно быть отражено в земельном законодательстве, законодательстве об иных природных ресурсах, а также в законодательстве, регулирующем отношения в области стратегического планирования. Обоснован вопрос о пересмотре базовых концепций социально-экономического развития, которые должны быть направлены на сохранение и рациональное использование земель и иных природных ресурсов, обеспечение основных потребностей человека в соразмерности с возможностями окружающей среды их удовлетворить без нарушения стабильности. На этом должны базироваться идеи устойчивого социально-экономического развития России. Отсутствие учета названных условий, если принимать во внимание масштабы России, может привести к губительным последствиям для всей планеты.Развитие Российской Федерации на современном этапе требует эффективного использования земельных ресурсов, что является необходимым элементом территориального развития субъектов РФ, муниципальных образований, сельских и городских населенных пунктов. Следствием рационального землепользования является рост конкурентоспособности сельскохозяйственного производства, повышение уровня жизни населения Российской Федерации и отдельных территорий РФ. Это обуславливает необходимость решения проблем использования земель, которые сохраняются в России в настоящее время.Анализ использования земель Российской Федерации свидетельствует о наличии ряда серьезных проблем, которые касаются земель различных категорий и требуют принятия срочных мер по их решению. Данные проблемы проявляются, как с позиции качественного состояния земель, подверженных деградации, так и с позиции рассмотрения земель как средства удовлетворения потребностей человека. Кроме того, данные проблемы рассматриваются и с правовой точки зрения, заключающейся в необходимости закрепления правового статуса земель.Наличие выявленных проблем обуславливают необходимость повышения эффективности использования земель в Российской Федерации. Решению проблем использования земельных ресурсов в России будет способствовать наличие комплексной, своевременной, системной информации о землях, для чего необходимо проведение регулярного мониторинга земельных ресурсов всех категорий.Вопросы организации учетной системы земельных участков в нашей стране является одной из актуальных проблем землеустройства и кадастрового учета. Проводимая экономическая реформа до 2020 года затронула вопросы преобразования земельных отношений между собственниками земельных участков и государственными органами кадастрового учета.В данный момент имеется целый ряд проблем, которые не позволяют полноценно и эффективно использовать земли. Такие проблемы негативно влияют на государство, а также на людей, которые, так или иначе, причастны к всевозможным реализациям земельного фонда в Российской Федерации. Внедрение и исправление всевозможных ошибок является основной задачей, решение которой возможно только с помощью упорной работы.В настоящее время вопрос рационального использования земель и их охрана являет собой особо острую проблему, решение которой необходимо найти в короткие сроки. Это обусловлено тем, что в большинстве субъектов РФ наблюдается ухудшение состояния земель и как следствие снижение плодородия. Это создает потребность в информации и земельном фонде страны для решения вопросов, связанных с управлением земельными ресурсами.Продолжение ведения государственного мониторинга земель в данных условиях нецелесообразно. Для повышения эффективности наблюдений стоит четко разграничить обязанности подсистем, устранить неточности в работе, выявленные на данном этапе, но как основное – разработать единую нормативно-правовую основу осуществления Росреестром мониторинга, которая установит требования к выполняемым проверкам и их результату.В качестве одной из причин ненадлежащего мониторинга земель сельскохозяйственного назначения можно обозначить отсутствие в цифровом формате соответствующих карт сельскохозяйственной освоенности территорий, которые содержали бы самую актуальную информацию о границах полей севооборотов, сельскохозяйственных полигонов и т.п.. Наличие такой оперативной информации является крайне важным, поскольку на землях сельскохозяйственного назначения постоянно происходит изменение границ посевных площадей и условий для ведения сельского хозяйства, в том числе свойств почвенного плодородия, а порой и развитие негативных процессов, например, деградация почвенного покрова.Во многих субъектах РФ топографические карты относятся к 80–90-м гг. прошлого века. Централизованное обновление карт происходит медленно, без учета изменения состояния агроландшафта в интенсивно развивающихся регионах. Отсутствие актуальной картографической основы не позволяет качественно решать поставленные задачи мониторинга земель. Решение обозначенной проблемы без активного государственного участия на современном этапе представляется невозможным.Основными направлениями землеустроительной деятельности должны стать:- научно-обоснованное прогнозирование последствий земельных преобразований и межотраслевого перераспределения земель;- обоснованная реализация единой государственной земельной политики при организации и планировании рационального использования земель и их охраны всех форм собственности на землю;- обеспечение необходимого целевого использования земель и сохранение особо ценных земель в аграрном производстве;- формирование и размещение компактных и оптимальных по площади землепользований (землевладений), экономически и экологически обоснованных;- создание территориальных условий для рационального функционирования сельскохозяйственного и несельскохозяйственного производств;- создание условий для паритетного развития различных форм хозяйствования на земле;- разработка комплекса мероприятия по улучшению сельскохозяйственных угодий, повышению плодородия и предотвращению эрозии почв, поддержанию устойчивых ландшафтов и охране земель;- межевание земель с установлением и закреплением в натуре границ административно-территориальных образований;- стабилизация землепользования путем своевременного оформления и выдачи документов, удостоверяющих права на земельно-имущественные комплексы.Для совершенствования системы землеустройства необходимо комплексное осуществление следующих первоочередных мероприятий:- землеустройство должно стать основным институтом государства по управлению земельными ресурсами;- разработка и совершенствование законодательства в области осуществления землеустройства;- увеличение финансирования землеустроительных работ со стороны государства;- государственное регулирование организации образовательного процесса при профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации специалистов для землеустройства;- разработка четких технических условий, норм и правил необходимых для осуществления землеустроительного процесса, которые будут обязательными для всех участников землеустройства;- планирование, организация и финансирование научно-исследовательских работ по землеустройству.Это будет способствовать формированию положительных тенденций развития землеустройства, улучшению земельного баланса страны и отраслей экономики.ЛитератураКонституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками) // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 августа 2014 г. N 31 ст. 4398Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190–ФЗ (с изменениями и дополнениями от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ. 2005. № 1 (часть 1). Ст. 16.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 01.05.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 1Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136–ФЗ (с изменениями и дополнениями от 25.12.2018) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 44.Ст. 4147.Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации» от 03.07.2016 г. № 354–ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2016. № 27 (часть II). Ст. 4287.Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 431-ФЗ "О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 03.08.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 января 2016 г. N 1 (часть I) ст. 51Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (с изменениями и дополнениями от 01.05.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации от 20 июля 2015 г. N 29 (часть I) ст. 4344Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 31.12.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации от 30 июня 2014 г. N 26 (часть I) ст. 3378Федеральный закон от 24.07.2007 № 221–ФЗ «О кадастровой деятельности» (с изменениями и дополнениями от 06.03.2019) // Собрание законодательства РФ. 2007. № 31. Ст. 4017.Федеральный закон от 18 июня 2001 года № 78–ФЗ «О землеустройстве» (с изменениями и дополнениями от 03.08.2018) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 26.Ст. 2582.Федеральный закон от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" (с изменениями и дополнениями от 05.04.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации от 20 июля 1998 г., N 29, ст. 3399Указ Президента РФ от 16 января 2017 г. N 13 "Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года" // Собрание законодательства Российской Федерации от 23 января 2017 г. N 4 ст. 637Указ Президента РФ от 30 января 2010 г. N 120 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 1 февраля 2010 г. N 5 ст. 502Постановление Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1174 "Об установлении требований к периодичности обновления государственных топографических карт и государственных топографических планов, а также масштабов, в которых они создаются" // Собрание законодательства Российской Федерации от 21 ноября 2016 г. N 47 ст. 6655Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 316 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" (с изменениями и дополнениями от 29.03.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 мая 2014 г. N 18 (часть II) ст. 2162Постановление Правительства РФ от 1 июня 2009 г. N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" (с изменениями и дополнениями от 08.05.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации от 22 июня 2009 г. N 25 ст. 3052Распоряжение Правительства РФ от 3 марта 2012 г. N 297-р Об Основах государственной политики использования земельного фонда РФ на 2012 - 2020 годы (с изменениями и дополнениями от 28.08.2014) // СПС КонсультантПлюсРаспоряжение правительства Российской Федерации № 2378-р от 17.12.2010г. «Концепция развития отрасли геодезия и картография до 2020г»Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года" // СПС КонсультантПлюсСоглашение между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии о сотрудничестве в области земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), государственного мониторинга таких земель и формирования государственных информационных ресурсов об этих землях [Электронный ресурс] // Министерство сельского хозяйства РФ – Режим доступа: http://old.mcx.ru/documents/document/v7_show_print/17594.133.htmБрыжко В.Г. Механизм экономической защиты земель сельскохозяйственного назначения. – Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2015. С. 31.Брыжко В.Г. Пути повышения эффективности аграрного землепользования региона (на материалах Пермского края) // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2015. №4. С. 48-54.Брыжко В.Г. Теоретические и методические основы управления развитием сельскохозяйственного производства и землепользования региона. М.: Институт исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка, 2015. С. 71.Вагин В. С. Экологизация природоохранной деятельности на территории муниципальных образований. Ростов-на-Дону: Книга, 2015. С. 78.Варламов А.А. Управление земельными ресурсами: методические указания. М.: ГУЗ 2017. С. 61.Варламов А.А., Земельный кадастр: в 6 т. Т. 2. Управление земельными ресурсами. М.: КолосС, 2014. С. 52.Верина Л.К., Пискунов А.В. Роль планирования использования земельных ресурсов муниципального района на современном этапе развития земельных отношений //В сборнике: Вавиловские чтения - 2014 Сборник статей международной научно-практической конференции, посвященной 127-й годовщине со дня рождения академика Н.И. Вавилова. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова». 2014. С. 341-342Волков С.Н., Комов Н.В., Хлыстун В.Н. Проблемы управления земельными ресурсами в Российской Федерации // Сборник докладов V Всероссийского конгресса экономистов-аграрников. М.: РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева - ГУЗ, 2014. Т 1. С. 81.Гагаринова Н. В., Кузелева М. Г., Терновская О. И. Охрана и эффективное использование земельных ресурсов // Актуальные проблемы природообустройства, кадастра и землепользования: Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 95-летию факультета землеустройства и кадастров ВГАУ. Воронеж: Воронежский ГАУ, 2016. С. 25–28.Деревенец Д. К., Лукомская М. В. Планирование и прогнозирование мероприятий по рациональному использованию земельных ресурсов // Наука и образование: сохраняя прошлое, создаем будущее: Сборник статей VI международной научно-практической конференции. Пенза: Наука и Просвещение, 2016. С. 128–130Доклад о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения Российской Федерации в 2016 году (официальное издание Министерства сельского хозяйства РФ // М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2018. 240 с.Долматова Л. Г. Социо-эколого-экономические аспекты территориального планирования использования и охраны земельных ресурсов. Ростов-на-Дону : Изд-во СКНЦ ВШ, 2015. С. 58.Ионова З.З. Правовая охрана земель // Молодой ученый. 2016. №6.6. С. 17-18.Использование и оценка земельных ресурсов / А. С. Чешев [и др.] ; под общей ред. А. С. Чешева. Ростов-на-Дону : СКНЦ ВШ, 2017. С. 62.Колпащикова Е.Ю. Компетенция главы муниципального образования в области муниципального нормотворчества при различных моделях организации муниципальной власти // Казанская наука. Казань, 2014. №9. С. 593-595.Криворотова А.А. Текущее состояние кадастровой карты на примере Краснодарского края // Роль и значение современной науки и техники для развития общества: сборник статей международной научно-практической конференции в 3 частях. 2017. С. 130-133.Курбанов Р.А., Эриашвили Н.Д. Основы гражданского права: Учебник. М.: Юнити-Дана, 2015. С. 455.Михалкина Т.К., Копачев А.А. Муниципальный заказ как механизм регулирования экономических процессов на муниципальном уровне // Международный журнал экспериментального образования. Пенза, 2015. № 6. С. 94-97.Моисеев А.Д., Московцева Л.В., Шурупова А.С. Муниципальное управление: учебное пособие. М.: Юнити-Дана, 2015. С. 159.Никифорова Т.А. Развитие системы управления земель сельскохозяйственного назначения в Томской области // Международный научный симпозиум студентов и молодых ученых имени академика М.А. Усова. «Проблемы геологии и освоения недр». 2018. № XXII. C. 1-2.Нуприенкова, А.В. Землеустройство вчера и сегодня // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2016. № 2. С.88.Основы природоохранной деятельности в агромелиоративных системах / А. С. Чешев [и др.]. Новочеркасск: Лик, 2016. С. 93.Павленко Ю.Ю. Муниципальный заказ и муниципальные закупки, понятия и взаимосвязь // Студенческая наука XXI века. Чебоксары, 2016. № 1-2. С. 228-231.Поляков В. В. Земельно-имущественный комплекс муниципального образования: социо-эколого-экономические аспекты. Ростов-на-Дону : Вузовская книга, 2015. С. 38.Пономарева К.А. Бюджетно-правовая ответственность в Российской Федерации и Федеративной Республике Германии (сравнительно-правовое исследование) // Финансовое право. М.: 2014. № 11. С. 8-12.Прусакова В.А. Проблемы состояния современной системы государственного учета объектов недвижимости в Российской Федерации // Правовые вопросы связи. 2015. № 1. С. 13–17.Разгильдиева М.В. Теоретические проблемы бюджетно-правовой ответственности // Финансовое право и управление. М.: 2016. № 2. С. 102-118.Свитин В.А. Система методов управления земельными ресурсами // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2014. С. 146-147.Сухова Е.А. Справочник юриста по земельному праву. СПб.: Питер Пресс, 2017. С.100.Хазова Е.Н. Конституционное право России: Учебник. М.: Юнити-Дана, 2015. С. 79.Цораева Э.Н. Проблемы рационального использования и охраны почв // В сборнике: Итоги научно-исследовательской работы за 2017 год сборник статей по материалам 73-й научно-практической конференции преподавателей. 2018. С. 247-248.Чешев А. С. Земельные ресурсы Ростовской области и их хозяйственное использование. Ростов-на-Дону : СКНЦ ВШ, 2015. С. 121.Шевелева Р. Н. Теоретические вопросы исследования развития регионов в зависимости от особенностей современных процессов урбанизации // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. № 6. С. 21-27.Шевченко О.Ю., Аксенова Е.Г., Ткаченко А.С. Влияние развития и размещения производительных сил на состояние окружающей природной среды. // Экономика и экология территориальных образований. 2016. № 2. С. 86-90.Юдина Н.П., Гудзева О.О., Шиганов А.С. Совершенствование технологии ведения государственного земельного надзора на территории Саратовской области с применением данных ДЗЗ // Сборник статей II Международной научно-практической конференции посвященной году экологии в России «Экологические, правовые и экономические аспекты рационального использования земельных ресурсов». 2017. С. 181-184.Ялбулганов А.А. Правовые основы землеустройства в механизме рационального использования земель // Реформы и право. 2016. № 1. С. 11– 18.Стариков А.С. Проблемы рационального использования земель сельскохозяйственного назначения [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 4. Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=6881Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии. URL: https://www.rosreestr.ru.
2. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190–ФЗ (с изменениями и дополнениями от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ. 2005. № 1 (часть 1). Ст. 16.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 01.05.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 1
4. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136–ФЗ (с изменениями и дополнениями от 25.12.2018) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 44.Ст. 4147.
5. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации» от 03.07.2016 г. № 354–ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2016. № 27 (часть II). Ст. 4287.
6. Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 431-ФЗ "О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 03.08.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 января 2016 г. N 1 (часть I) ст. 51
7. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (с изменениями и дополнениями от 01.05.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации от 20 июля 2015 г. N 29 (часть I) ст. 4344
8. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 31.12.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации от 30 июня 2014 г. N 26 (часть I) ст. 3378
9. Федеральный закон от 24.07.2007 № 221–ФЗ «О кадастровой деятельности» (с изменениями и дополнениями от 06.03.2019) // Собрание законодательства РФ. 2007. № 31. Ст. 4017.
10. Федеральный закон от 18 июня 2001 года № 78–ФЗ «О землеустройстве» (с изменениями и дополнениями от 03.08.2018) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 26.Ст. 2582.
11. Федеральный закон от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" (с изменениями и дополнениями от 05.04.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации от 20 июля 1998 г., N 29, ст. 3399
12. Указ Президента РФ от 16 января 2017 г. N 13 "Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года" // Собрание законодательства Российской Федерации от 23 января 2017 г. N 4 ст. 637
13. Указ Президента РФ от 30 января 2010 г. N 120 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 1 февраля 2010 г. N 5 ст. 502
14. Постановление Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1174 "Об установлении требований к периодичности обновления государственных топографических карт и государственных топографических планов, а также масштабов, в которых они создаются" // Собрание законодательства Российской Федерации от 21 ноября 2016 г. N 47 ст. 6655
15. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 316 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" (с изменениями и дополнениями от 29.03.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 мая 2014 г. N 18 (часть II) ст. 2162
16. Постановление Правительства РФ от 1 июня 2009 г. N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" (с изменениями и дополнениями от 08.05.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации от 22 июня 2009 г. N 25 ст. 3052
17. Распоряжение Правительства РФ от 3 марта 2012 г. N 297-р Об Основах государственной политики использования земельного фонда РФ на 2012 - 2020 годы (с изменениями и дополнениями от 28.08.2014) // СПС КонсультантПлюс
18. Распоряжение правительства Российской Федерации № 2378-р от 17.12.2010г. «Концепция развития отрасли геодезия и картография до 2020г»
19. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года" // СПС КонсультантПлюс
20. Соглашение между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии о сотрудничестве в области земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), государственного мониторинга таких земель и формирования государственных информационных ресурсов об этих землях [Электронный ресурс] // Министерство сельского хозяйства РФ – Режим доступа: http://old.mcx.ru/documents/document/v7_show_print/17594.133.htm
21. Брыжко В.Г. Механизм экономической защиты земель сельскохозяйственного назначения. – Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2015. С. 31.
22. Брыжко В.Г. Пути повышения эффективности аграрного землепользования региона (на материалах Пермского края) // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2015. №4. С. 48-54.
23. Брыжко В.Г. Теоретические и методические основы управления развитием сельскохозяйственного производства и землепользования региона. М.: Институт исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка, 2015. С. 71.
24. Вагин В. С. Экологизация природоохранной деятельности на территории муниципальных образований. Ростов-на-Дону: Книга, 2015. С. 78.
25. Варламов А.А. Управление земельными ресурсами: методические указания. М.: ГУЗ 2017. С. 61.
26. Варламов А.А., Земельный кадастр: в 6 т. Т. 2. Управление земельными ресурсами. М.: КолосС, 2014. С. 52.
27. Верина Л.К., Пискунов А.В. Роль планирования использования земельных ресурсов муниципального района на современном этапе развития земельных отношений //В сборнике: Вавиловские чтения - 2014 Сборник статей международной научно-практической конференции, посвященной 127-й годовщине со дня рождения академика Н.И. Вавилова. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова». 2014. С. 341-342
28. Волков С.Н., Комов Н.В., Хлыстун В.Н. Проблемы управления земельными ресурсами в Российской Федерации // Сборник докладов V Всероссийского конгресса экономистов-аграрников. М.: РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева - ГУЗ, 2014. Т 1. С. 81.
29. Гагаринова Н. В., Кузелева М. Г., Терновская О. И. Охрана и эффективное использование земельных ресурсов // Актуальные проблемы природообустройства, кадастра и землепользования: Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 95-летию факультета землеустройства и кадастров ВГАУ. Воронеж: Воронежский ГАУ, 2016. С. 25–28.
30. Деревенец Д. К., Лукомская М. В. Планирование и прогнозирование мероприятий по рациональному использованию земельных ресурсов // Наука и образование: сохраняя прошлое, создаем будущее: Сборник статей VI международной научно-практической конференции. Пенза: Наука и Просвещение, 2016. С. 128–130
31. Доклад о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения Российской Федерации в 2016 году (официальное издание Министерства сельского хозяйства РФ // М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2018. 240 с.
32. Долматова Л. Г. Социо-эколого-экономические аспекты территориального планирования использования и охраны земельных ресурсов. Ростов-на-Дону : Изд-во СКНЦ ВШ, 2015. С. 58.
33. Ионова З.З. Правовая охрана земель // Молодой ученый. 2016. №6.6. С. 17-18.
34. Использование и оценка земельных ресурсов / А. С. Чешев [и др.] ; под общей ред. А. С. Чешева. Ростов-на-Дону : СКНЦ ВШ, 2017. С. 62.
35. Колпащикова Е.Ю. Компетенция главы муниципального образования в области муниципального нормотворчества при различных моделях организации муниципальной власти // Казанская наука. Казань, 2014. №9. С. 593-595.
36. Криворотова А.А. Текущее состояние кадастровой карты на примере Краснодарского края // Роль и значение современной науки и техники для развития общества: сборник статей международной научно-практической конференции в 3 частях. 2017. С. 130-133.
37. Курбанов Р.А., Эриашвили Н.Д. Основы гражданского права: Учебник. М.: Юнити-Дана, 2015. С. 455.
38. Михалкина Т.К., Копачев А.А. Муниципальный заказ как механизм регулирования экономических процессов на муниципальном уровне // Международный журнал экспериментального образования. Пенза, 2015. № 6. С. 94-97.
39. Моисеев А.Д., Московцева Л.В., Шурупова А.С. Муниципальное управление: учебное пособие. М.: Юнити-Дана, 2015. С. 159.
40. Никифорова Т.А. Развитие системы управления земель сельскохозяйственного назначения в Томской области // Международный научный симпозиум студентов и молодых ученых имени академика М.А. Усова. «Проблемы геологии и освоения недр». 2018. № XXII. C. 1-2.
41. Нуприенкова, А.В. Землеустройство вчера и сегодня // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2016. № 2. С.88.
42. Основы природоохранной деятельности в агромелиоративных системах / А. С. Чешев [и др.]. Новочеркасск: Лик, 2016. С. 93.
43. Павленко Ю.Ю. Муниципальный заказ и муниципальные закупки, понятия и взаимосвязь // Студенческая наука XXI века. Чебоксары, 2016. № 1-2. С. 228-231.
44. Поляков В. В. Земельно-имущественный комплекс муниципального образования: социо-эколого-экономические аспекты. Ростов-на-Дону : Вузовская книга, 2015. С. 38.
45. Пономарева К.А. Бюджетно-правовая ответственность в Российской Федерации и Федеративной Республике Германии (сравнительно-правовое исследование) // Финансовое право. М.: 2014. № 11. С. 8-12.
46. Прусакова В.А. Проблемы состояния современной системы государственного учета объектов недвижимости в Российской Федерации // Правовые вопросы связи. 2015. № 1. С. 13–17.
47. Разгильдиева М.В. Теоретические проблемы бюджетно-правовой ответственности // Финансовое право и управление. М.: 2016. № 2. С. 102-118.
48. Свитин В.А. Система методов управления земельными ресурсами // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2014. С. 146-147.
49. Сухова Е.А. Справочник юриста по земельному праву. СПб.: Питер Пресс, 2017. С.100.
50. Хазова Е.Н. Конституционное право России: Учебник. М.: Юнити-Дана, 2015. С. 79.
51. Цораева Э.Н. Проблемы рационального использования и охраны почв // В сборнике: Итоги научно-исследовательской работы за 2017 год сборник статей по материалам 73-й научно-практической конференции преподавателей. 2018. С. 247-248.
52. Чешев А. С. Земельные ресурсы Ростовской области и их хозяйственное использование. Ростов-на-Дону : СКНЦ ВШ, 2015. С. 121.
53. Шевелева Р. Н. Теоретические вопросы исследования развития регионов в зависимости от особенностей современных процессов урбанизации // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. № 6. С. 21-27.
54. Шевченко О.Ю., Аксенова Е.Г., Ткаченко А.С. Влияние развития и размещения производительных сил на состояние окружающей природной среды. // Экономика и экология территориальных образований. 2016. № 2. С. 86-90.
55. Юдина Н.П., Гудзева О.О., Шиганов А.С. Совершенствование технологии ведения государственного земельного надзора на территории Саратовской области с применением данных ДЗЗ // Сборник статей II Международной научно-практической конференции посвященной году экологии в России «Экологические, правовые и экономические аспекты рационального использования земельных ресурсов». 2017. С. 181-184.
56. Ялбулганов А.А. Правовые основы землеустройства в механизме рационального использования земель // Реформы и право. 2016. № 1. С. 11– 18.
57. Стариков А.С. Проблемы рационального использования земель сельскохозяйственного назначения [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 4. Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=6881
58. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии. URL: https://www.rosreestr.ru.