Особенности логопедической работы при нарушения зрения.
Заказать уникальный реферат- 18 18 страниц
- 7 + 7 источников
- Добавлена 30.06.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1 Речевая характеристика детей с нарушениями зрения 4
2 Организация логопедической работы при нарушениях зрения 9
Заключение 17
Список использованных источников 18
Обучение грамоте детей с нарушениями зрения также проводится звуковым аналитико-синтетическим методом и определяет работу с основными элементами языка (предложение – слово – слог – звук). Но данная работа обладает ярко выраженной коррекционной направленностью. Дети не только учатся письму и чтению, но и в процессе экскурсий, наблюдений, бесед получают «живые» впечатления об окружающей действительности, обогащающие их речь и словарь в целом.
Существенной частью работы логопеда выступает подготовка детей к обучению грамоте, которая включает следующие задачи:
- развитие интереса к занятиям;
- расширение и уточнение представлений об окружающем мире, развитие речи;
- исправление недостатков слухового восприятия, воспитание фонематического слуха;
- укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие навыков отчетливого артикулирования звуков;
- развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки;
- координация мелких мышц кисти руки.
Формирование навыков звукового анализа начинается с умения различать неречевые звуки (шум ветра, шуршание листьев, шум машины). В последующем переходят к анализу речи. Выделение первого и последнего звука, различение согласных и гласных звуков, воспитание фонематического слуха связано тесно с развитием артикуляционного аппарата, поскольку отчетливость кинестетических раздражений, их сила создают благоприятные условия для улучшения звукового анализа. Неправильное звукопроизношение, смешение звуков в существенной степени задерживают появление артикуляционных образов в коре головного мозга.
Ежедневное проведение артикуляционной гимнастики, исправление произношения, упражнения мышц артикуляционного аппарата, правильное громкое произнесение слов, слогов, звуков, заучивание стихотворений на определенный звук создают основу для преодоления нарушения речи при нарушениях зрения.
Работа с детьми по развитию зрительно-пространственных восприятий нацелена на формирование зрительной памяти, умения выделять части предмета, сравнивать два предмета, располагать предметы в конкретном порядке, переводить последовательно взгляд при назывании предметов слева направо.
На индивидуальных занятиях детей следует обучать называть последовательно картинки, выкладывать их слева направо в ряд, переходя на нижний ряд возвращать взгляд на первую картинку слева.
Во множестве пособий по автоматизации звуков картинки располагаются рядами, логопед помогает ребенку найти и назвать необходимую картинку, показывает ее указкой.
Для подготовки к обучению грамоте детям с нарушениями зрения необходимо уметь производить звуковой и слоговой анализ. Разделение слов на слоги сопровождается отбиванием такта рукой; как варианты – слово «прошагивают», «пропрыгивают».
Чтобы облегчить максимально детям с нарушениями зрения понимание и усвоение учебного материала, применяются традиционные цветные символы для обозначения звуков: красный – гласный звук, синий – твердый согласный, зеленый – мягкий согласный.
В заключение следует отметить существенную роль игровых моментов в коррекционно-развивающей работе на логопедических занятиях, которые дают возможность повысить работоспособность детей с нарушениями зрения: упражнения и игры, содействующие развитию слухового внимания; адаптированные дидактические пособия и игры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, можно сделать ряд выводов по рассмотренной теме.
Нарушения речи у детей, обладающих зрительной патологией, рассматривают как сложный дефект, обусловливаемый по-разному воздействием ряда факторов, к которым в том числе относятся зрительный дефект и время его возникновения.
Разнообразие уровней сформированности речи, структуры ее нарушения, а также обусловливающих данные нарушения факторов объясняет и разнообразие динамики совершенствования речи детей с нарушениями зренияв процессе педагогического воздействия.
Логопедическая работа с детьми с нарушениями зрения комплексная и специфическая, многосторонняя и дифференцированная. В данных условиях усиливается компенсаторная роль речи и обеспечивается более прочная база для подготовки детей к обучению.
Коррекционная работа с детьми с нарушениями зрения требует от логопеда не только высокой квалификации, но и специальных знаний о ребенке с глубокими дефектами зрения, об особенностях его развития, способах восприятия и организации разных видов деятельности, а также знания программы обучения в специальном учреждении. При правильном формирующем воздействии со стороны родителей и педагогов речь ребенка с нарушениями зрения развивается до нормального уровня и выступает средством компенсации, расширяя возможности слабовидящего или слепого ребенка во всех видах деятельности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Гризик Т. И. Речевое развитие детей / Т. И. Гризик. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2017. – 78 с.
Домнина О.А. Развитие речи детей с нарушениями в развитии // Психологические и педагогические аспекты научного становления личности : сб. ст. – 2017. – № 1. – С. 56-57.
Левшина Н.И. Современные подходы к методике развития связной речи // Фундаментальные исслед. – 2015. – № 2, ч. 9. – С. 1988-1992 .
Развитие речи детей с нарушениями зрения : программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения : / авт.-сост. : О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – М. : Вентана-Граф, 2016. – 287 с.
Тихонова Е.И. Развитие речи у детей / Е.И. Тихонова ; под ред. В.А. Антонова. – М.: Просвещение, 2013. – 159 с.
Федосова Н. А. От звука к слову / Н. А. Федосова. – М. : Просвещение, 2017. – 31 с.
Чугунникова Н.В. Педагогические условия развития связной речи детей / Н.В. Чугунникова, С.И. Едамова, Л.А. Вальчук // Воспитание и обучение: теория, методика и практика : материалы VIII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 6 нояб. 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – С. 185-188.
Гризик Т. И. Речевое развитие детей / Т. И. Гризик. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2017. –С. 38.
Тихонова Е.И. Развитие речи у детей / Е.И. Тихонова ; под ред. В.А. Антонова. – М.: Просвещение, 2013. – С. 86.
Федосова Н. А. От звука к слову / Н. А. Федосова. – М. : Просвещение, 2017. – С. 14.
Гризик Т. И. Речевое развитие детей / Т. И. Гризик. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2017. –С. 40.
Левшина Н.И. Современные подходы к методике развития связной речи // Фундаментальные исслед. – 2015. – № 2, ч. 9. – С. 1989.
Развитие речи детей с нарушениями зрения : программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения : / авт.-сост. : О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – М. : Вентана-Граф, 2016. – С. 139.
Домнина О.А. Развитие речи детей с нарушениями в развитии // Психологические и педагогические аспекты научного становления личности : сб. ст. – 2017. – № 1. – С. 56.
Чугунникова Н.В. Педагогические условия развития связной речи детей / Н.В. Чугунникова, С.И. Едамова, Л.А. Вальчук // Воспитание и обучение: теория, методика и практика : материалы VIII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 6 нояб. 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – С. 187.
Развитие речи детей с нарушениями зрения : программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения : / авт.-сост. : О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – М. : Вентана-Граф, 2016. – С. 147.
2
14
2
1.Гризик Т. И. Речевое развитие детей / Т. И. Гризик. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2017. – 78 с.
2.Домнина О.А. Развитие речи детей с нарушениями в развитии // Психологические и педагогические аспекты научного становления личности : сб. ст. – 2017. – № 1. – С. 56-57.
3.Левшина Н.И. Современные подходы к методике развития связной речи // Фундаментальные исслед. – 2015. – № 2, ч. 9. – С. 1988-1992 .
4.Развитие речи детей с нарушениями зрения : программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения : / авт.-сост. : О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – М. : Вентана-Граф, 2016. – 287 с.
5.Тихонова Е.И. Развитие речи у детей / Е.И. Тихонова ; под ред. В.А. Антонова. – М.: Просвещение, 2013. – 159 с.
6.Федосова Н. А. От звука к слову / Н. А. Федосова. – М. : Просвещение, 2017. – 31 с.
7.Чугунникова Н.В. Педагогические условия развития связной речи детей / Н.В. Чугунникова, С.И. Едамова, Л.А. Вальчук // Воспитание и обучение: теория, методика и практика : материалы VIII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 6 нояб. 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – С. 185-188.
Вопрос-ответ:
Какие особенности имеет логопедическая работа с детьми с нарушениями зрения?
Логопедическая работа с детьми с нарушениями зрения имеет свои особенности. Во-первых, при проведении занятий необходимо использовать специальные методы и техники обучения, которые учитывают особенности зрительного восприятия. Во-вторых, важно учитывать потребности каждого ребенка отдельно, так как уровень нарушения зрения может различаться у разных детей. В-третьих, необходимо учитывать мотивацию и интересы ребенка, чтобы обучение было эффективным и интересным для него.
Как организуется логопедическая работа с детьми с нарушениями зрения?
Организация логопедической работы с детьми с нарушениями зрения требует особого подхода. Во-первых, необходимо использовать специальные методы и техники обучения, которые учитывают особенности зрительного восприятия. Во-вторых, важно проводить индивидуализированные занятия, учитывая потребности каждого ребенка отдельно. В-третьих, необходимо создавать благоприятную атмосферу и мотивацию для обучения, чтобы дети были заинтересованы и эффективно учились.
Какие методы используются при обучении грамоте детей с нарушениями зрения?
Обучение грамоте детей с нарушениями зрения проводится звуковым аналитико-синтетическим методом. Этот метод основан на работе с основными элементами языка, такими как предложение, слово, слог и звук. Однако данная работа имеет коррекционную направленность и учитывает особенности зрительного восприятия детей. Таким образом, методика обучения грамоте детей с нарушениями зрения предусматривает применение специальных методов и техник, которые помогают развивать навыки чтения и письма у таких детей.
Какие особенности имеет логопедическая работа с детьми с нарушениями зрения?
Особенности логопедической работы с детьми с нарушениями зрения включают не только работу с основными элементами языка (предложение, слово, слог, звук), но и коррекционную направленность. Дети с нарушениями зрения проводят обучение грамоте с использованием звукового аналитико-синтетического метода.
Каким образом организуется логопедическая работа с детьми с нарушениями зрения?
Организация логопедической работы с детьми, имеющими нарушения зрения, требует особого подхода. При проведении занятий используется тактильно-кинестетическая методика, которая позволяет развивать речевые навыки и компенсировать потерю зрения. Также для обучения грамоте используется звуковой аналитико-синтетический метод.
Какие навыки развиваются при логопедической работе с детьми с нарушениями зрения?
При логопедической работе с детьми, страдающими от нарушений зрения, развиваются речевые навыки, такие как понимание и произношение слов, правильное построение предложений, формирование слогов и звуков. Также уделяется внимание развитию общего словарного запаса и грамматическим навыкам.
Какие методы используются при обучении грамоте детей с нарушениями зрения?
Для обучения грамоте детей с нарушениями зрения используется звуковой аналитико-синтетический метод. Этот метод позволяет разделить слово на отдельные звуки и связать их с буквами. Дети учатся анализировать звуки слова, составлять слова из звуков и соединять звуки с буквами при чтении и письме.
Какова роль логопеда в работе с детьми с нарушениями зрения?
Логопед имеет важную роль в работе с детьми с нарушениями зрения. Он разрабатывает индивидуальные программы для каждого ребенка, основываясь на его особенностях и возможностях. Логопед помогает развивать речевые навыки, обучает грамоте и помогает детям компенсировать потерю зрения с помощью тактильно-кинестетических методов.
Какие особенности имеет логопедическая работа при нарушениях зрения?
Логопедическая работа при нарушениях зрения имеет свои особенности, так как дети, страдающие от таких нарушений, испытывают затруднения в развитии речи. Необходимо использовать особые методики и подходы, такие как звуковой аналитико-синтетический метод, чтобы помочь детям развивать речевые навыки.
Какими методами осуществляется обучение грамоте детей с нарушениями зрения?
Обучение грамоте детей с нарушениями зрения проводится звуковым аналитико-синтетическим методом. Этот метод заключается в работе с основными элементами языка, такими как предложение, слово, слог, звук. Однако данная работа имеет коррекционную направленность и требует особых усилий, чтобы помочь детям достичь успеха в грамотности.
Как организуется логопедическая работа при нарушениях зрения?
Логопедическая работа при нарушениях зрения организуется с учетом специфических потребностей детей. Важно использовать разнообразные методики, такие как тактильные и звуковые материалы, чтобы помочь детям развивать свою речь. Кроме того, необходимо работать над развитием слухового восприятия и внимания детей.
Какие особенности имеют дети с нарушениями зрения в плане речи?
Дети с нарушениями зрения имеют свои особенности в плане развития речи. Они испытывают затруднения в формировании звуков, составлении предложений и понимании речи других людей. Это требует специального внимания со стороны логопеда и применения специальных методик для развития речевых навыков у этих детей.