Особенности работы медицинской сестры в отделении переливания крови
Заказать уникальную курсовую работу- 41 41 страница
- 16 + 16 источников
- Добавлена 07.07.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 6
1.1. Кровь как компонент внутренней среды организма 6
2.2. Переливание крови – цели, показания, противопоказания, алгоритм проведения 9
1.3. Роль медицинской сестры в обеспечении заготовки и переливания крови и кровезаменителей 16
Вывод по теоретической части 26
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 28
2.1. Характеристика базы исследования, контингента испытуемых 28
2.2. Особенности сестринской деятельности при переливании крови 30
Выводы по практической части 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
ПРИЛОЖЕНИЕ А 40
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 41
Гемотрансфузионный шок возникает при переливании реципиенту несовместимой крови. Сестра должна немедленно прекратить вливание, не удаляя при этом иглу из вены, вызвать врача и выполнять его назначения. Инфекционные осложнения. Обычно эти осложнения не скоротечны и лечатся в соответствии с характером возбудителя [7]. Таким образом, можно заключить, что переливание крови является сложноорганизованным процессом, который во-многом, зависит от точности, аккуратности, выдержанности и профессионализма медицинской сестры. Вывод по теоретической частиИсходя из сказанного выше, можно заключить следующее:Кровь – это компонент внутренней среды организма, она является средой для целого ряда биохимических процессов, в ней содержатся элементы, отвечающие за сопротивляемость инфекциям, дыхание и т.д.Переливание крови – одна из самых древних медицинских манипуляций, которая сегодня широко применяется во всех сферах медицинской практики.Медицинская сестра имеет колоссальное значение в организации работы службы переливания крови и в профилактике осложнений переливания крови.ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ2.1. Характеристика базы исследования, контингента испытуемыхИсследование проходило на базе отделения переливания крови г. Новороссийск.Предметом деятельности учреждения является заготовка и переработка донорской крови. Целью деятельности учреждения является обеспечение потребности лечебно-профилактических учреждений в трансфузионных средах. Достижение поставленной цели реализуется учреждением через следующие задачи:осуществлениедонорскогоплазмафереза, последующее консервирование компонентов крови, а также приготовление препаратов крови;учет, планирование донорских кадров, контроль над медицинскими учреждениями района, которые занимаются заготовкой компонентов крови;планирование, удовлетворение потребностей медицинских организаций в компонентах крови, препаратах крови;оказание консультативной, организационно-методической помощи медицинским организациям по вопросам заготовки, переливания компонентов крови;исследовательская деятельность по изучению и внедрению новых трансфузионных сред;В процессе исследования было проведено наблюдение за медицинскими сестрами с целью уточнения алгоритма проведения переливания крови, а также опрос медицинских сестер (анкета в Приложении В).Распределение медицинских сестер по полу представлено на рис. 1.Рис. . Распределение медицинских сестер по полу, %Можно видеть, что из 11 человек 10 – это женщины, 1 – мужчина.Распределение медицинских сестер по возрасту указано на рис. 2. Рис. . Распределение медицинских сестер по возрасту, %Можно видеть, что в отделении из 11 медицинских сестер 5 – моложе 25 лет (46%), 2 – в возрасте 26-30 лет (18%), 3 – в возрасте 31-35 лет (27%), 1 – в возрасте 46-50 лет (9%). Из 11 медицинских сестер 3 имеют высшую квалификационную категорию, 3 – первую, 6 – не имеют категории.Из 11 медицинских сестер 5 трудятся в отделении менее 5 лет, 4 – 6-10 лет, 2 – свыше 10 лет.Таким образом, исследование было проведено на базе отделения переливания крови, был изучен алгоритм проведения переливания крови, проведен опрос 11 медицинских сестер.2.2. Особенности сестринской деятельности при переливании кровиВы процессе наблюдения за медицинскими сестрами отделения было отмечено, что процесса переливания крови состоит из ряда этапов, а именно:1 этап – подготовительный.2 этап – проведение трансфузии.3 этап – наблюдение за пациентом после трансфузии.На первом этапе медицинская сестра проводит следующие манипуляции:Проверка наличия в карте пациента анализов крови, мочи не более чем 3-х дневной давности.Подготовка пациента – измерение артериального давления, температуры тела. Пациент предупреждается, что необходимо опорожнить мочевой пузырь, кишечник, что переливание займет около 2 часов.Забор крови пациента.Первичное определение группы крови.Направление пробирки с кровью пациента в лабораторию, получение результата, внесение его в историю болезни пациента.Перед тем как проводить трансфузию медицинская сестра должна еще раз проверить назначения врача, т.е. выяснить какая среда назначена пациенту, в какой дозировке, каким способом она должна быть введена.Выписать требование на трансфузионную среду. В требовании указываются данные пациента, его возраст, диагноз, номер истории болезни, количество и наименование препарата, группа крови и резус-фактор.Получить нужный препарат, расписаться в журнале о его получении, проверить соответствие препарата выписанному, целостность упаковки, доброкачественность среды.Доставить среду в отделение.Подготовка всего необходимого для проведения пробы на совместимость.Заправка системы.На втором этапе проводится трансфузия. Для этого производятся следующие действия:Обработка локтевого сгиба пациента 700 этиловым спиртом, покрытие его стерильной салфеткой.Введение игры для трансфузии, фиксация ее на коже пациента.Проведение 3-х кратной биологической пробы.Установление указанного врачом темпа введения препарата. Трансфузия. Весь период проведения трансфузии медицинская сестра находится у постели пациента.Если медицинская сестра замечается те или иные изменения в состоянии пациента, она сообщает об этом врачу.По окончании трансфузии извлечение игры из вены, прикладывание на место пункции стерильной повязки.Маркировка пакета с контрольным количеством препарата (ФИО реципиента, дата и час трансфузии), хранение пакета с пробой.Наведение порядка на рабочем месте.На третьем этапе медицинская сестра должна тщательно следить за состоянием пациента на протяжении 2 часов.Таким образом, переливание крови – это сложный этапный процесс, который требует от медицинской сестры собранности, высокой квалификации.Кроме наблюдения за работой медицинских сестер был проведен их опрос (анкета в приложении Б).Из рисунка 3 следует, что самыми важными качествами медицинской сестры отделения переливания кровиопрошенные считают профессионализм (6 человек – 1 месте, 5 человек – 2 место) и внимательность (5 человек – 1 место, 6 человек – 2 место). Мнение по поводу остальных качеств разделилось. Рис. 3. Оценка медицинскими сестрами важности отдельных качеств (1 место – самое важное, 7 место – наименее важное), число человекТак, например, если перевести присвоенное место в баллы (1 место – 1 балл, 2 место – 2 балла и т.д.), то профессионализм и внимательность получат 1,5 балла (самые важные), манера общения – 4,5 балла, аккуратность – 4,6 баллов, участие – 5,1 балла, вежливость – 5,3 балла, умение разговаривать – 5,5 баллов (наименее важное из всего списка).Иными словами, медицинские сестры считают, что самым важным качеством является внимательность при выполнении манипуляций и профессионализм, что в целом верно. Однако, такие важные качества как умение вести беседу и вежливость имеют сравнительно низкие баллы, что неправильно.Оценка негативных факторов работы медицинской сестры в отделении представлена на рис. 4.Рис. 4. Негативные факторы работы медицинской сестры в отделении, средний баллНа рис. 4 представлен средний балл, полученный в результате опроса. Можно видеть, что все предложенные варианты вызывают живую реакцию медицинских сестер. Более всего сестры говорили о физических нагрузках (средний балл – 4,6), низкой заработной плате и отсутствии оплаты за переработки (средний балл – 4,5), выполнении работы сверх нормы (средний балл – 4,2), недостатках оснащенности отделения (средний балл – 4,1), эмоциональных нагрузках (средний балл – 4,1).Меры по повышению качества работы медицинских сестер представлены на рис. 5. Можно видеть, что медицинские сестры говорят о необходимости повышения уровня оплаты труда (11 человек), принятия в отделения большего числа медицинских братьев (10 человек), повышения уровня оснащения отделения (9 человек). .Рис. 5. Меры по повышению качества работы медицинских сестер, число человекТаким образом, можно говорить о том, что медицинские сестры в целом позитивно оценивают особенности работы сестринского персонала в отделения в целом, но выделяют ряд недостатковВыводы по практической частиПодводя итоги, можно сделать следующие выводы:Базой исследования было выбрано отделение переливания крови.В процессе наблюдения за работой медицинских сестер было выявлено, что переливание крови – это сложный, четко алгоритмизированный, этапный, требующий высокой степени точности, квалификации персонала процесс.Опрос медицинских сестер показал, что самыми важными качествами медицинской сестры отделения можно назвать точность, аккуратность, профессионализм. Медицинские сестры выделяют ряд типичных для российской системы здравоохранения недостатков, которые можно признать системными.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ заключении необходимо сказать, что заготовка и переливание крови – это ответственная работа, требующая большого профессионализма. Вместе с тем важно понимать, что эта работа не является исчерпывающей в деятельности медицинской сестры. Важно уделять внимание популяризации донорства крови.В заключении следует сделать следующие выводы:Кровь – это одна из важнейших систем организма человека, которая служит средой для осуществления биохимических реакций, содержит в себя ряд форменных элементов, отвечающих за транспортную, питательную, дыхательную, защитную функцию. Целью переливания крови является восполнение недостатка ее компонентов в организме человека. Данная процедура ввиду высокой степени индивидуальности крови каждого отдельного человека, имеет свои особенности, а также показания и противопоказания. Существует также ряд осложнений при переливании крови, встречаемость которых достаточно низкая..Сестринской деятельности по организации работы отделения переливания крови многообразна, имеет целью обеспечение самого процесса трансфузии, обеспечение инфекционной безопасности, снижение вероятности развития к пациента осложнений.На примере конкретного медицинского учреждения был изучен алгоритм сестринской деятельности по переливанию крови и сделан вывод о сложности, многоэтапности данного процесса, важности таких профессиональных качеств медицинской сестры как точность, аккуратность, внимательность.Опрос медицинских сестер показал, что они испытывают ряд трудностей, что в целом снижает качество работы отделения.Таким образом, цель и задачи работы достигнуты. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВГайворонскийИ.В. Анатомия и физиология человека: учеб.для студ. учреждений сред. проф. образования/ И.В. Гайворонский, Г.И. Ничипорук, А.И. Гайворонский. – 10-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 496 с.ГостищевВ.К. Общая хирургия: учебник/ В.К. Гостищев. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 728 с. Здравоохранение в России. 2017: Стат. сб./ Росстат. – М., 2017. – 170 с. Обуховец Т.П. Сестринское дело и сестринский уход: учебное пособие/ Т.П. Обуховец. – М.: КНОРУС, 2016. – 680 с.Основные показатели здравоохранения 2017 [Электронный ресурс]: Министерство здравоохранения Российской Федерации. – Режим доступа: https://www.rosminzdrav.ru/ministry/61/22/stranitsa-979/statisticheskie-i-informatsionnye-materialy/statisticheskiy-sbornik-2017-god (дата обращения: 30.05.2019).Приказ Министерства Здравоохранения России от 14.07.2001 №364 «Об утверждении порядка медицинского обслуживания донора крови и ее компонентов» [Электронный ресурс]: Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901798048 (дата обращения: 30.05.2019). Рагимов А.А. Инфузионно-трансфузионная терапия/ А.А. Рагимов, Г.Н. Щербакова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. – 256 с.Рукавицын О.А. Гематология: национальное руководство/ под ред. О.А. Рукавицина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 776 с.Полунина Н.В., Губанова М.Н., ЖибуртЕ.Б. Риск передачи инфекции при переливании крови// Российский медицинский журнал, 2016. – С. 284-286.Савельев В.С. Сосудистая хирургия: национальное руководство. Краткое издание/ Под ред. В.С. Савельева, А.И. Кривенко. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 464 с. СапинМ.Р. Анатомия и физиология человека с возрастными особенностями детского организма: учеб.для студ. учреждений сред. проф. образования/ М.Р. Сапин, В.И. Сивоглазов. – 12-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 384 с. СмольянниковаН.В. Анатомия и физиология человека/ Н.В. Смольянникова, Е.Ф. Фалина, В.А. Сагун. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. – 560 с.Соловьев Л.А. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учеб.для студ. учреждений сред. проф. образования/ Л.А. Соловьева. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 288 с.Стань донором/ Служба крови [Электронный ресурс]: Федеральное медико-биологическое агентство. – Режим доступа: http://yadonor.ru/become.htm (30.05.2019).Трансфузиология: национальное руководство/ под ред. проф. А.А. Рагимова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. – 1104 с.Цехмистренко Т.А. Анатомия человека: учеб.для студ. учреждений высш. образования/ Т.А. Цехмистренко, Д.К. Обухов. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 256 с.ПРИЛОЖЕНИЕ АТаблица А1 – Переливание крови и кровезаменяющих жидкостей в 2016 году[5]СУБЪЕКТЫ ФЕДЕРАЦИИЧисло пациентов, которым сделано переливаниеПерелито литровЧисло пациентов c осложнениямиРоссийская Федерация1209725919591,7215Центральный федеральный округ315426234462,273Северо-Западный федеральный округ139803104221,095Южный федеральный округ13195593379,931Республика Адыгея39583299,00-Республика Калмыкия19991236,30-Республика Крым1499410290,70-Краснодарский край5556140321,001Астраханская область69985188,00-Волгоградская область1663810871,00-Ростовская область2770219818,00-город Севастополь41052355,93-Северо-Кавказский федеральный округ5464736605,10-Приволжский федеральный округ243875173501,345Уральский федеральный округ9807682428,94-Сибирский федеральный округ173028151990,521Дальневосточный федеральный округ5070241076,53-Главное медицинское управление Управления делами Президента Российской Федерации22131926,00-ПРИЛОЖЕНИЕ БАнкета для медицинских сестерУважаемые медицинские сестры, Вашему вниманию предлагается анкета на тему «Особенности работы медицинской сестры в отделении переливания крови». Просим Вас ответить на предложенные ниже вопросы1. Ваш пол?МужскойЖенский2. Ваш возраст? ____________________________________________________3. Стаж Вашей работы в отделении? ___________________________________4. Ваша квалификационная категория?Нет категорииВтораяПерваяВысшая5. Распределите по степени убывания важности качества медицинской сестры в соответствии с Вашими представлениями (на первое место поставьте наиболее важное качество):Манера общенияУмение разговариватьПрофессионализмВежливостьУчастиеВнимательностьАккуратность6. Негативные факторы, которые, по Вашему мнению, влияют на работу медицинской сестры и отделения в целом (три наиболее значимых фактора): ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________7. Что бы Вы посоветовали для улучшения качества работы медицинских сестер отделения? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Спасибо за участие в опросе!
1. Гайворонский И.В. Анатомия и физиология человека: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования/ И.В. Гайворонский, Г.И. Ничипорук, А.И. Гайворонский. – 10-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 496 с.
2. Гостищев В.К. Общая хирургия: учебник/ В.К. Гостищев. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 728 с.
3. Здравоохранение в России. 2017: Стат. сб./ Росстат. – М., 2017. – 170 с.
4. Обуховец Т.П. Сестринское дело и сестринский уход: учебное пособие/ Т.П. Обуховец. – М.: КНОРУС, 2016. – 680 с.
5. Основные показатели здравоохранения 2017 [Электронный ресурс]: Министерство здравоохранения Российской Федерации. – Режим доступа: https://www.rosminzdrav.ru/ministry/61/22/stranitsa-979/statisticheskie-i-informatsionnye-materialy/statisticheskiy-sbornik-2017-god (дата обращения: 30.05.2019).
6. Приказ Министерства Здравоохранения России от 14.07.2001 №364 «Об утверждении порядка медицинского обслуживания донора крови и ее компонентов» [Электронный ресурс]: Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901798048 (дата обращения: 30.05.2019).
7. Рагимов А.А. Инфузионно-трансфузионная терапия/ А.А. Рагимов, Г.Н. Щербакова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. – 256 с.
8. Рукавицын О.А. Гематология: национальное руководство/ под ред. О.А. Рукавицина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 776 с.
9. Полунина Н.В., Губанова М.Н., Жибурт Е.Б. Риск передачи инфекции при переливании крови// Российский медицинский журнал, 2016. – С. 284-286.
10. Савельев В.С. Сосудистая хирургия: национальное руководство. Краткое издание/ Под ред. В.С. Савельева, А.И. Кривенко. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 464 с.
11. Сапин М.Р. Анатомия и физиология человека с возрастными особенностями детского организма: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования/ М.Р. Сапин, В.И. Сивоглазов. – 12-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 384 с.
12. Смольянникова Н.В. Анатомия и физиология человека/ Н.В. Смольянникова, Е.Ф. Фалина, В.А. Сагун. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. – 560 с.
13. Соловьев Л.А. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования/ Л.А. Соловьева. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 288 с.
14. Стань донором/ Служба крови [Электронный ресурс]: Федеральное медико-биологическое агентство. – Режим доступа: http://yadonor.ru/become.htm (30.05.2019).
15. Трансфузиология: национальное руководство/ под ред. проф. А.А. Рагимова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. – 1104 с.
16. Цехмистренко Т.А. Анатомия человека: учеб. для студ. учреждений высш. образования/ Т.А. Цехмистренко, Д.К. Обухов. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 256 с.
Вопрос-ответ:
Какую роль выполняет медицинская сестра в отделении переливания крови?
Медицинская сестра играет важную роль в обеспечении заготовки и переливания крови и кровезаменителей в отделении переливания крови. Она отвечает за подготовку необходимых компонентов крови, контроль их качества, правильное проведение процедуры переливания, а также мониторинг состояния пациента после переливания. Медсестра также отвечает за ведение документации и соблюдение всех необходимых мер безопасности.
Какие основные цели переливания крови?
Основные цели переливания крови заключаются в компенсации потери крови при кровотечениях, восстановлении нормального объема циркулирующей крови, поддержании гемодинамической устойчивости, преодолении гиповолемии, повышении уровня гемоглобина и обеспечении транспорта кислорода к органам и тканям организма.
Какие показания и противопоказания к переливанию крови?
К показаниям для переливания крови относятся острая кровопотеря, анемия, геморрагический шок, неконтролируемое кровотечение, снижение уровня гемоглобина, наличие специфических заболеваний, таких как гемофилия и лейкемия, и др. Противопоказаниями могут быть аллергические реакции на компоненты крови, инфекционные заболевания, системные заболевания и др.
Как проводится процедура переливания крови?
Процедура переливания крови включает в себя несколько этапов. Сначала медицинская сестра проводит подготовку крови, проверяет ее соответствие требованиям, размораживает, при необходимости осуществляет обработку специальными растворами. Затем она подготавливает пациента к процедуре, включая внесение катетера или иглы для прямой переливации. После этого медсестра контролирует процесс переливания, следит за состоянием пациента, ведет документацию и принимает необходимые меры по обеспечению безопасности.
Какие основные функции выполняет медицинская сестра в отделении переливания крови?
Медицинская сестра в отделении переливания крови выполняет такие функции, как обеспечение заготовки и переливания крови и кровезаменителей, наблюдение за состоянием пациента во время процедуры, сбор анализов и проведение необходимых манипуляций по переливанию крови.
Каковы цели и показания для переливания крови?
Целью переливания крови является восстановление нормального уровня гемоглобина, объема циркулирующей крови и общего состояния пациента. Показаниями для переливания крови могут быть анемия, потеря крови в результате травмы или операции, геморрагический шок, различные заболевания, такие как лейкемия или гемофилия.
Каков алгоритм проведения процедуры переливания крови?
Алгоритм проведения процедуры переливания крови включает следующие этапы: проверка соответствия донорской крови и получателя, подготовка крови к переливанию (размораживание и подогрев), подготовка пациента к переливанию (взятие анализов и проведение необходимых манипуляций), проведение переливания крови с наблюдением за состоянием пациента, оценка эффективности процедуры.
Какую роль играет медицинская сестра в обеспечении заготовки и переливания крови?
Медицинская сестра играет важную роль в обеспечении заготовки и переливания крови. Она отвечает за правильный выбор крови и кровезаменителей, координирует процесс заготовки и переливания, проводит необходимые манипуляции (сбор анализов, подготовка крови к переливанию), наблюдает за состоянием пациента во время процедуры и оценивает эффективность переливания.