детская преступность как проявление делинквентного поведения
Заказать уникальную курсовую работу- 21 21 страница
- 19 + 19 источников
- Добавлена 03.07.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЙ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1. Теоретические представления зарубежных и отечественных ученых о девиантном поведении 6
1.2 Факторы девиантного поведения 10
Выводы по первой главе 15
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЙ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ 16
2.1 Организация и методы эмпирического исследования 16
2.2 Результаты эмпирического исследования 19
Выводы по второй главе 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24
2. С целью диагностики у старшеклассников уровня протекания внутреннего конфликта был использован комплекс методик Е.Б. Фанталовой, которые направленны во взаимодействии на определение преобладающих ценностей и конфликтов личности и в том числе способов их эмоциональной переработки, которая отражает глубокую индивидуальность и специфичность функционирования психологических защит. Методики способствуют дифференциации психологических индивидуальностей по ценностям, конфликтам и их эмоциональной переработке для самых разных контингентов, которые находятся в поле деятельности психологов и социальных работников, например, лица с самого разного рода девиациями. Первой методикой, благодаря которой разработчикам позже была создана система «Диагностика внутреннего конфликта», является методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» (УСЦД). Она уже давно внедрена в практику и применяется в самых разных сферах психологии, в том числе, в общей, клинической, возрастной, социальной. Часто ее применяют при написании курсовых, дипломных и диссертационных работ в Институте психологии Московского Государственного Социального Университета. Но, результаты, которые получают по ней исследователи, до сегодня оставляют разработчику и ее коллегам психологам, в том числе студентов Института психологии МГСУ, множество вопросов и загадок, требующих собственного разрешения. Последнее и явилось причиной того, что возникла необходимость создания еще серии методик, которые отвечают на данные вопросы. Снова созданные разработчиком методики призваны ответить, в том числе, на вопрос об индивидуальной специфике эмоциональных переживаний конфликтов, об их содержании и интенсивности (методика «Семь состояний»). Методика «Шкала оценки дискомфорта» была создана для того, чтобы сопоставить объективно установленного уровня расхождения между «Ценностью» и «Доступностью» в мотивационно-личностной сфере (индекс расхождения «Ц-Д» по 12-ти понятиям методики УСЦД, ее интегральный показатель) и степени субъективно переживаемого при этом дискомфорта. Методика «Свободный выбор ценностей», которая завершает систему, ориентирована на дальнейшее изучение «ценностного ядра» субъекта, раскрытие его уникальности. В связи с этим главный прием методики – это именно свободный, индивидуальный для всех выбор ценностей из длинного предложенного списка. Учитывая тот факт, что свободный выбор может завершиться довольно большим и сложным для интерпретации перечнем ценностей, автор ограничил его 10-ю наиболее значимыми ценностями, представляющих уже второй, последний выбор диагностируемого. Данный повторный выбор делается им на основе первого, составленного им из списка ценностей, в котором их выбор не ограничен. 2.2 Результаты эмпирического исследованияДля выявления у подростков девиантного поведения была использована методика - Леус Э. В. Тест СДП склонность к девиантному поведению. Результаты представлены в таблице 1. УровеньСОПДПЗПАПСПНизкий50,5%23,8%2,4%4,8%12,9%Средний30,2%50,2%67,5%65,6%43,2%Высокий19,5%76,2%97,6%95,2%57,1%Представим полученные данные в виде диаграмм (рисунок 1).Рисунок 1 – Анализ показателей по методике «Определение склонности к отклоняющемуся поведению»Таким образом, полученные результаты анализа склонности к отклоняющемуся поведению позволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладают показатели высокого уровня, особенно, по показателям всех проявлений девиантного поведения. Это свидетельствует о склонности испытуемых к девиантному поведению.С целью диагностики у старшеклассников уровня протекания внутреннего конфликта был использован комплекс методик Е.Б. Фанталовой. Результаты представлены в таблице 3.Таблица 2. – Результаты по методикам Е.Б. Фанталовой. УровеньУровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферахШкала оценки дискомфортаСвободный выбор ценностейНизкий95,2%2,4%19,5%Средний65,6%67,5%30,2%Высокий4,8%97,6%50,5% Представим полученные данные в виде диаграмм (рисунок 2).Рисунок 2. – Анализ показателей по методикам Е.Б. Фанталовой.Таким образом, полученные результаты анализа склонности к отклоняющемуся поведению позволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладают показатели высокого уровня внутреннего конфликта. Это свидетельствует о том, что испытуемые тяжело переживают внутренний конфликт.Цель эмпирического исследования достигнута, задачи решены, гипотеза, основанная на предположении, что детская преступность является проявлением делинквентного поведения, подтверждена. Выводы по второй главе1. Изучение литературы посвященной проблеме проявленийдевиантногоповедения подростковпозволило нам составить психодиагностический комплекс, в который вошли следующие методики:тест СДП (Леус Э. В.); комплекс методик Е.Б. Фанталовой. 2. Далее нами было проведено диагностическое исследование девтантного поведения у подростков с использованием вышеописанных методик.3. Определив уровень склонности к отклоняющемуся поведению при помощи теста «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (Леус Э. В.),мы сделаливыводы, что большинство подростков, участвующих в эксперименте склоны к асоциальному поведению.4. Определив уровень внутреннего конфликта у подростков при помощи комплекса методик Е.Б. Фанталовой, мы сделали выводы, что почти половина подростков остро переживают внутренний конфликт.5. Результаты проведенного диагностического обследования подтвердили гипотезу,основанную на предположении о том, чтодетская преступность является проявлением делинквентного поведения.ЗАКЛЮЧЕНИЕЦелью исследования явилось изучение проявленийдевиантногоповедения детей.Для достижения поставленной цели, а также подтверждения выдвинутой гипотезы были решены следующие задачи:1. Проанализировать теоретические представления зарубежных и отечественных ученых о девиантном поведении3. Рассмотреть особенности детей с девиантным поведением.4. Провести эмпирическое исследование проявленийдевиантного поведения детей.Во второй главе было проведено эмпирическое исследование проявленийдевиантного поведения подростков и составлен психодиагностический комплекс, куда вошли следующие методикитест СДП (Леус Э. В.). Далее нами было проведено диагностическое исследование девиантногоповедения у подростков с использованием вышеописанных методик. Таким образом, результаты проведенного диагностического обследования подтвердили гипотезу,основанную на предположении о том, чтодетская преступность является проявлением делинквентного поведения.Исходя из полученных результатов проведенного эмпирического исследования, мы рекомендуем профилактикудевиантногоповедения у подростковориентировать, в первую очередь, на выработку гибкой и разветвленной системы общественной помощи, которая включает в себя государственные, социальные, благотворительные и другие структурные звенья. Дают эффективные результатысоциальные организации, строящиеся по принципу «самопомощи», например,группы анонимных алкоголиков, наркоманов и освобожденных из заключения. Методы и способыобщественного контроля должны быть адекватны определенным видам асоциального поведения.Следовательно, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫГалич Г.О., Карпушкина Е.А., Корчагина Л.Н. Профилактика девиантного поведения детей и подростков. // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. - № 20, 2010. – С. 84-91.Давлетбаева З. К. Асоциальное поведение учащихся: виды и содержание. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - № 2-1, 2012. – С. 137-143.Дмитриева Н.В., Короленко Ц.П., Левина Л.В. Психологические особенности личности суицидальных подростков. // Вестник Кемеровского государственного университета. - № 1-1 (61), 2015 – С. 127-133. Ермолаева М.В. Психология развития. – М.: Московский психолого-социальный институт, НПО МОДЭК, 2003. – 376 с.Змановская Е. В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения). - М.: Академия, 2003. - 288 с.Клейберг Ю.А.Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. —М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М»2001. -160с.Краев О.Ю. Актуальные проблемы девиантного поведения несовершеннолетних и молодежи. – М.: Прометей, 2016. – 140 с.Крылов А.А. Психология. – М.: Проспект, 2005. – 475 с.Манохина О. А. Психологические особенности и причины девиантного поведения подростков. // Ученые записки Российского государственного социального университета. - № 1, 2011. – С. 106-112Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. – Спб.: Речь, 2005. – 448 с.Педагогика девиантного поведения. – Волгоград: Учитель, 2015. – 180 с. Петрусевич Д.Ф. Сущностные характеристики девиантного поведения подростков. // Вестник Томского государственного педагогического университета. - № 6, 2011. – С. 195-197.Польская Н.А. Особенности самоповреждающего поведения в подростковом и юношеском возрасте // Известия Саратовского университета. - №1, 2010. – С. 92-97.Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. – Спб.: Питер, 2012. – 816 с.Усова Е.Б. Психология девиантного поведения. - Минск: Изд-во МИУ, 2010. – 180с.Шнейдер Л.Б. Психология девиантного и аддиктивного поведения. – М.: МПСИ, 2016. – 100 сУсова Л.П. Девиантное поведение: парадигмы изучения. // Вестник Забайкальского государственного университета. - № 4, 2014. – С. 122-126.Эриксон Э. Идентичность. Юность и кризис. – М.: Флинта, МПСИ, Прогресс, 2006. – 352 с. Энциклопедия психического здоровья / ред. Виттхен Г.-У. - М.: Алетейя, 2006 – 552 с.
1. Галич Г.О., Карпушкина Е.А., Корчагина Л.Н. Профилактика девиантного поведения детей и подростков. // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. - № 20, 2010. – С. 84-91.
2. Давлетбаева З. К. Асоциальное поведение учащихся: виды и содержание. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - № 2-1, 2012. – С. 137-143.
3. Дмитриева Н.В., Короленко Ц.П., Левина Л.В. Психологические особенности личности суицидальных подростков. // Вестник Кемеровского государственного университета. - № 1-1 (61), 2015 – С. 127-133.
4. Ермолаева М.В. Психология развития. – М.: Московский психолого-социальный институт, НПО МОДЭК, 2003. – 376 с.
5. Змановская Е. В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения). - М.: Академия, 2003. - 288 с.
6. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. —М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М»2001. -160с.
7. Краев О.Ю. Актуальные проблемы девиантного поведения несовершеннолетних и молодежи. – М.: Прометей, 2016. – 140 с.
8. Крылов А.А. Психология. – М.: Проспект, 2005. – 475 с.
9. Манохина О. А. Психологические особенности и причины девиантного поведения подростков. // Ученые записки Российского государственного социального университета. - № 1, 2011. – С. 106-112
10. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. – Спб.: Речь, 2005. – 448 с.
11. Педагогика девиантного поведения. – Волгоград: Учитель, 2015. – 180 с.
12. Петрусевич Д.Ф. Сущностные характеристики девиантного поведения подростков. // Вестник Томского государственного педагогического университета. - № 6, 2011. – С. 195-197.
13. Польская Н.А. Особенности самоповреждающего поведения в подростковом и юношеском возрасте // Известия Саратовского университета. - №1, 2010. – С. 92-97.
14. Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. – Спб.: Питер, 2012. – 816 с.
15. Усова Е.Б. Психология девиантного поведения. - Минск: Изд-во МИУ, 2010. – 180с.
16. Шнейдер Л.Б. Психология девиантного и аддиктивного поведения. – М.: МПСИ, 2016. – 100 с
17. Усова Л.П. Девиантное поведение: парадигмы изучения. // Вестник Забайкальского государственного университета. - № 4, 2014. – С. 122-126.
18. Эриксон Э. Идентичность. Юность и кризис. – М.: Флинта, МПСИ, Прогресс, 2006. – 352 с.
19. Энциклопедия психического здоровья / ред. Виттхен Г.-У. - М.: Алетейя, 2006 – 552 с.