Государственная политика занятости и её эффективность в российской экономике
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 29 + 29 источников
- Добавлена 15.07.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Сущность и принципы государственной политики занятости 5
1.1 Сущность и цели государственной политики занятости 5
1.2 Принципы и основные направления политики занятости 9
Глава 2. Анализ государственной политики занятости в российской экономике 12
2.1 Современное состояние занятости населения и использования трудовых ресурсов в России 12
2.2 Современная политика регулирования занятости в России 23
2.3 Проблемы занятости населения в России 26
Заключение 35
Список литературы 37
Это, прежде всего, репетиторы, сиделки, няни, водители, фотографы, специалисты по ремонту и т.д. Данная деятельность перестала считаться незаконным предпринимательством, а следовательно, самозанятые граждане должны платить подоходный налог 13%.В целях поощрения самозанятых граждан и придания официального статуса своему заработку, в конце 2016 г. был принят закон о так называемых налоговых каникулах для них на 2017-2018 гг. Поскольку несмотря на это регистрация самозанятых шла вяло, в январе 2018 г. было принято решение продлить налоговые каникулы еще и на 2019 г. Далее, еще одна попытка институционализации самозанятыхПилотный проект налогового мобильного приложения для самозанятых граждан в четырех регионах России — в Москве, Московской области, Калужской области и Республике Татарстан. Он стартует 1 января 2019 г. и продлится полгода. В случае успеха технология будет внедрена в масштабах всей страны.Приложение позволит россиянам удаленно проходить идентификацию в ФНС.Ставка нового налога для самозанятых (налог на профессиональный доход- НПД) невысока: 2,5% (для работающих с физлицами или по патенту) и 4,5% (для самозанятых, работающих с юридическими лицами или сдающих имущество в аренду).Данный симбиоз инститциональных инноваций и цифровых технологий дает определённые результаты в соответствующих регионах. даст положительные результаты. На сегодняшний день74 тыс. самозанятых ужеявляются зарегистрированными и уплачивающиминалог на профессиональный доход. Ими пробито более 5 млн чеков, и с данных операций будержаноболее 145 млн рублей в качестве налогов. Следует отметить, что каждым пятымявляется водитель такси, 7% - сдают квартиры, 5% - оказывают услуги консультантов, 3% - репетиторы.Но, к сожалению, на фоне падения институционального доверия вследствие повышения НДС, пенсионного возраста, падения курса рубля и т.д. есть большая вероятность неэффективности данного института по стране в целом, в отличие от благополучных регионах.ЗаключениеНа основаниипроведенного анализа можно сделать следующие выводы относительно регулирования занятости населения в нашей стране. Поддержание определенного уровня занятости населения – приоритетная задача любого демократического государства, а соответствующая политика реализуется во всех странах с рыночной экономикой.В этих целях отмечается разнообразие гибких по формам и средствам, мер влияния на сферу занятости.Сложившаяся экономическая ситуация в России свидетельствует о том, что рыночные силы оказываются не в состоянии автоматически воздействовать на процессы саморегулирования и трудоустройства населения. В связи с этим в функции органов власти входят полномочия по регулированию занятости населения различными методами, способами и инструментами.В то же время, учитывая специфику российских регионов и России в целом, нельзя выделить однозначно какие-либо эффективные меры государственного регулирования. В каждых конкретных условиях необходим набор методов и инструментов регулирования занятости населения. На сегодняшний день на состояние рынка труда в России во многом повлиял валютный кризис 2014-2015 года, сильное ослабление рубля по отношению к иностранной валюте, вызванное резким снижением мировых цен на нефть, а также введением экономических санкций в отношении России из-за событий на Украине. Данные факторы вызвали снижение покупательского спроса, экономический спад, снижение доходов населения. Крупные компании стали сокращать штаты, переводить людей на неполные рабочие дни.Кроме того, ситуация с занятостью осложняется такими явлениями, как региональная миграция, распространение различных форм неполной занятости, распространение неформальной занятости, повышение пенсионного возраста (когда люди предпенсионного возраста остаются без работы), а также «вымирание» определенных профессий, связанных с распространением процесса цифровизации.И в данных обстоятельствах на государство еще ложится еще больше ответсвенность за регулирование занятости. Наиболее оптимальным является создание в России максимально гибкого, но в то же время и легализованного рынка труда, гарантирущего низкий уровень безработицы и устойчивость высоких темпов экономического роста (примерно 3-5% в год и соответствующий рост заработной платы).В данном направлении можно выделить ряд институциональных мер, проводимых государством в последнее время. Так, в 2018 году в рамках регулирования заработной платы, минимальный размер оплаты труда был приравнен к прожиточному минимуму. Но это не исключило региональную дифференциацию в отношении заработной платы. Так, например, наименьший прожиточный минимум на душу населения принят в Липецкой области – 8 734 руб., аабсолютно 1-е место по усреднённому прожиточному минимуму на душу населения удерживает Чукотский автономный округ, для которого он равен 21 441 руб.Следующей проблемной точкой в вопросах регулирования занятости является распространение неформальной занятости. Неформальная занятость в России подняла достаточно высокую планку. Можно сказать, что неформальный сектор трудовых отношений – является почти независимо действующим объектом в российской экономике с немалым количеством рабочих, трудящихся в различных сферах деятельности.В данном направлении был предпринят ряд мер: идентифицирован статус самозанятых, налоговые каникулы, Пилотный проект налогового мобильного приложения для самозанятых граждан в четырех регионах России — в Москве, Московской области, Калужской области и Республике Татарстан.Таким образом, симбиоз инститциональных инноваций и цифровых технологий дает определённые результаты в соответствующих регионах. даст положительные результаты. На сегодняшний день74 тыс. самозанятых ужеявляются зарегистрированными и уплачивающиминалог на профессиональный доход. Ими пробито более 5 млн чеков, и с данных операций будержаноболее 145 млн рублей в качестве налогов. Следует отметить, что каждым пятымявляется водитель такси, 7% - сдают квартиры, 5% - оказывают услуги консультантов, 3% - репетиторы.Кроме того, в условияхцифровизацииэкономики,рыноктрудаподвергаетсяколоссальнымизменениям.Ужесегодняможнонаблюдать,какмедленно,новсе –такиисчезаюттакиепрофессии,какбухгалтер,юрист,экономист,возрастаетвостребованностьспециалистовITсферы,инженеровит.д.Экспертыпрогнозируют,чтовближайшие10–20летисчезнутоколо50%профессий.Данный факторможетпривестиксоциальномунеравенствуиростучислабезработных.В данных условиях необходимозаранеепроводитьпродуманнуюполитику,связаннуюсобразованием,быстрореагироватьнаизменениявнешнейсредыитехнологическиевызовы:разрабатыватькомплексныепрограммыпереквалификациикадровинепрерывного обучения.Список литературыКонституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СПС "КонсультантПлюс".Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" от 19.06.2000 N 82-ФЗ (последняя редакция)[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_27572/Федеральный закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", Глава I. Статья 1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.consultant.ru/dТрудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 01.04.2019) - ТК РФ Статья 40. Коллективный договор.Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р), Глава III. Пункт 6.Проект Концепции первоочередных мер по совершенствованию правового регулирования с целью развития цифровой экономики [Электронный ресурс] // URL: http://sk.ru/news/m/wiki/20098/download.aspxПриказ Росстата от 30.06.2017 N 445 (ред. от 07.12.2018) "Об утверждении Основных методологических и организационных положений по проведению выборочного обследования рабочей силы".Аналитический материал «Тенденции на рынке труда». Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.gks.ru Виноградов В.А., Регулирование заработной платы// ЭКО/ 2016. — 125 с.Вон С. М. Безработица: ее причины и последствия // Молодой ученый. - 2016. - №17.1. - С. 71-77. - URL https://moluch.ru .Гаврилова А. А., Гордеева Е. В. Анализ современного состояния рынка труда российской федерации и пути его развития // Студенческий: электрон. научн. журн. 2018. № 11(31). URL: https://sibac.info/journal/student/31/111291 Гимпельсон В.Е. Российский рынок труда: тенденции, институты, структурные изменения. - М.: 2017. - 145 с.Горшенина, Е.В. Занятость и безработицы / Е.В. Горшенина // Экономические исследования. 2017. № 3. С. 5.Гущина А.П., Симоненко В.Н. Безработица: понятие и её формы // Социальное и экономическое развитие АТР: опыт, проблемы, перспективы. 2018. № 1. С. 38-40.Даньшина, Д. Н. Проблемы безработицы в Российской Федерации / Д.Н. Даньшина // Молодой ученый. - 2016. - №6. - С. 64-66.Дикусарова М. Ю. Влияние миграции на рынок труда Российской Федерации // Молодой ученый. — 2017. — №2. — С. 399-402. — URL https://moluch.ru/archive/136/38101/ Журавлева Г. П. Экономическая теория. Макроэкономика- 1, 2. Метаэкономика. Экономика трансформаций. - 3-е изд. - М.: Дашков и Ко, 2016. - 920 с.Зайцева И. А. "Безработица как одна из глобальных проблем современного мира" PolitBook, no. 2, 2017, pp. 160-175..Занятость и безработица в Российской Федерации в декабре 2018 года 2018: Стат.сб./Росстат - Режим доступа: http://www.gks.ruКазанцев, В.А. Виды и формы проявления безработицы. Специфика и проблемы занятости в России / Синергия Наук. 2017. № 13. С. 111-117Коршунов, В. В. Экономическая теория: учебник для вузов / В. В. Коршунов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 219 с.Михалькевич Д.А. Определение безработицы и причины её образования Вопросы науки и образования. 2018. № 3 (15). С. 87-90..Пономарев, П. А. К проблеме безработицы в современных условиях/ Н.Ю. Марченко // Молодой ученый. - 2017. - №2. - С. 3-4.Социальная политика доходов и заработной платы./Под ред.: Левашова В.И.-М.: Центр экономики и маркетинга, 2018 - 360 стр.Тактарова С. В.Специфика, проблемы, тенденции развития и направления регулирования рынка труда в России // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Экономические науки. 2018. №1 (7). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-problemy-tendentsii-razvitiya-i-napravleniya-regulirovaniya-rynka-truda-v-rossii Шахов Д.А. Понятие безработицы: плюрализм мнений // В сборнике: Современные социально-экономические процессы: проблемы, закономерности, перспективы. Сборник статей III Международной научно-практической конференции: в 2 частях. 2017. С. 193-195.Экономическая активность населения России (по результатам выборочных обследований). 2017: Стат.сб./Росстат. \Ягофарова Л.Р. Сущность безработицы и ее виды // Наука сегодня: теоретические и практические аспекты: Междунар. науч.-практ. конф. / Науч. центр «Олимп». – М., 2015. – С. 604Яковлева А.В. Безработица: природа и формы / Яковлева А.В. // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. - 2015. -№ 4. - С. 155
2. Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" от 19.06.2000 N 82-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_27572/
3. Федеральный закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", Глава I. Статья 1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.consultant.ru/d
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 01.04.2019) - ТК РФ Статья 40. Коллективный договор.
5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р), Глава III. Пункт 6.
6. Проект Концепции первоочередных мер по совершенствованию правового регулирования с целью развития цифровой экономики [Электронный ресурс] // URL: http://sk.ru/news/m/wiki/20098/download.aspx
7. Приказ Росстата от 30.06.2017 N 445 (ред. от 07.12.2018) "Об утверждении Основных методологических и организационных положений по проведению выборочного обследования рабочей силы".
8. Аналитический материал «Тенденции на рынке труда». Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.gks.ru
9. Виноградов В.А., Регулирование заработной платы// ЭКО/ 2016. — 125 с.
10. Вон С. М. Безработица: ее причины и последствия // Молодой ученый. - 2016. - №17.1. - С. 71-77. - URL https://moluch.ru .
11. Гаврилова А. А., Гордеева Е. В. Анализ современного состояния рынка труда российской федерации и пути его развития // Студенческий: электрон. научн. журн. 2018. № 11(31). URL: https://sibac.info/journal/student/31/111291
12. Гимпельсон В.Е. Российский рынок труда: тенденции, институты, структурные изменения. - М.: 2017. - 145 с.
13. Горшенина, Е.В. Занятость и безработицы / Е.В. Горшенина // Экономические исследования. 2017. № 3. С. 5.
14. Гущина А.П., Симоненко В.Н. Безработица: понятие и её формы // Социальное и экономическое развитие АТР: опыт, проблемы, перспективы. 2018. № 1. С. 38-40.
15. Даньшина, Д. Н. Проблемы безработицы в Российской Федерации / Д.Н. Даньшина // Молодой ученый. - 2016. - №6. - С. 64-66.
16. Дикусарова М. Ю. Влияние миграции на рынок труда Российской Федерации // Молодой ученый. — 2017. — №2. — С. 399-402. — URL https://moluch.ru/archive/136/38101/
17. Журавлева Г. П. Экономическая теория. Макроэкономика- 1, 2. Метаэкономика. Экономика трансформаций. - 3-е изд. - М.: Дашков и Ко, 2016. - 920 с.
18. Зайцева И. А. "Безработица как одна из глобальных проблем современного мира" PolitBook, no. 2, 2017, pp. 160-175..
19. Занятость и безработица в Российской Федерации в декабре 2018 года 2018: Стат.сб./Росстат - Режим доступа: http://www.gks.ru
20. Казанцев, В.А. Виды и формы проявления безработицы. Специфика и проблемы занятости в России / Синергия Наук. 2017. № 13. С. 111-117
21. Коршунов, В. В. Экономическая теория: учебник для вузов / В. В. Коршунов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 219 с.
22. Михалькевич Д.А. Определение безработицы и причины её образования Вопросы науки и образования. 2018. № 3 (15). С. 87-90..
23. Пономарев, П. А. К проблеме безработицы в современных условиях/ Н.Ю. Марченко // Молодой ученый. - 2017. - №2. - С. 3-4.
24. Социальная политика доходов и заработной платы./Под ред.: Левашова В.И.-М.: Центр экономики и маркетинга, 2018 - 360 стр.
25. Тактарова С. В. Специфика, проблемы, тенденции развития и направления регулирования рынка труда в России // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Экономические науки. 2018. №1 (7). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-problemy-tendentsii-razvitiya-i-napravleniya-regulirovaniya-rynka-truda-v-rossii
26. Шахов Д.А. Понятие безработицы: плюрализм мнений // В сборнике: Современные социально-экономические процессы: проблемы, закономерности, перспективы. Сборник статей III Международной научно-практической конференции: в 2 частях. 2017. С. 193-195.
27. Экономическая активность населения России (по результатам выборочных обследований). 2017: Стат.сб./Росстат. \
28. Ягофарова Л.Р. Сущность безработицы и ее виды // Наука сегодня: теоретические и практические аспекты: Междунар. науч.-практ. конф. / Науч. центр «Олимп». – М., 2015. – С. 604
29. Яковлева А.В. Безработица: природа и формы / Яковлева А.В. // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. - 2015. -№ 4. - С. 155
Вопрос-ответ:
Какова сущность государственной политики занятости в России?
Сущность государственной политики занятости в России заключается в создании и поддержке условий для достижения оптимального использования трудовых ресурсов населения, включая увеличение занятости, снижение безработицы и повышение уровня доходов работников.
Каковы цели государственной политики занятости в России?
Целями государственной политики занятости в России являются обеспечение стабильной и полноценной занятости населения, создание условий для повышения уровня жизни работников, сокращение безработицы и стимулирование экономического роста.
Каково текущее состояние занятости населения в России?
Текущее состояние занятости населения в России характеризуется смешанными тенденциями. С одной стороны, имеется рост занятости и уровня заработной платы в некоторых отраслях экономики. С другой стороны, сохраняется высокий уровень безработицы и неравномерность в распределении рабочих мест по регионам.
Какая современная политика регулирования занятости существует в России?
Современная политика регулирования занятости в России основана на принципах государственного вмешательства, поддержки малого и среднего предпринимательства, развития профессионального образования и подготовки работников, а также создания благоприятных условий для инвестиций и развития экономики в целом.
Какова сущность государственной политики занятости в России?
Сущность государственной политики занятости в России заключается в регулировании занятости населения и использования трудовых ресурсов в целях снижения безработицы и повышения эффективности экономики.
Какие цели преследует государственная политика занятости в России?
Государственная политика занятости в России направлена на создание условий для достойного трудоустройства населения, снижение безработицы, улучшение качества занятости и повышение уровня жизни работников.
Какие принципы и основные направления политики занятости в России существуют?
Основными принципами государственной политики занятости в России являются эффективность, социальная справедливость, преоритет развития человеческого капитала и гибкость в реагировании на изменения в экономике. Основными направлениями политики занятости являются создание новых рабочих мест, развитие предпринимательства и поддержка малого и среднего бизнеса, образование и повышение квалификации рабочей силы, стимулирование занятости молодежи и женщин, а также поддержка уязвимых групп населения.
Какое современное состояние занятости населения и использования трудовых ресурсов в России?
В современной России проблема безработицы остается актуальной. Несмотря на некоторое снижение уровня безработицы за последние годы, многие регионы страны все еще страдают от высоких показателей безработицы. Также существует проблема некачественной занятости, когда люди работают на неофициальных должностях с низкой заработной платой и без социальных гарантий. Значительная часть трудовых ресурсов также не используется эффективно, что оказывает негативное влияние на развитие экономики.
Какую роль играет государственная политика занятости в российской экономике?
Государственная политика занятости в российской экономике играет важную роль. Ее основная задача заключается в создании условий для достижения полной занятости населения и обеспечения стабильности на рынке труда. Она включает в себя различные меры, направленные на повышение уровня занятости, снижение безработицы, а также обеспечение социальной защиты работников.