Русская философия
Заказать уникальный реферат- 12 12 страниц
- 6 + 6 источников
- Добавлена 04.07.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Основные идеи философии всеединства В. С. Соловьева 4
Заключение 11
Список использованной литературы 12
При этом для В. С. Соловьева, Сверхчеловек – это не будущее, а прошлое – некий утраченный идеал, к которому должно возвратиться человечество. И путь к Сверхчеловеку – это работа по преодолению смертности, а затем преодоление и прочих несовершенств человеческой природы и бытия: И если сама концепция Сверхчеловека неоднозначна и способна вызывать бурные дискуссии – это еще одно доказательно ее жизнеспособности, демонстрирующей «возможность интересного разговора». Сверхчеловек не только способен преодолеть смерть, он также должен понять, что достижение этой великой цели возможно только в единстве с Творцом. В представлении философа, для реализации «безусловных начал нравственности» важно укрепление связи с высшим началом, поскольку в нем заключены «прямые образующие силы нравственной действительности». Один из ключевых тезисов В. С. Соловьева гласит: человек значим только своей внутренней связью с Богом, хотя и «растет снизу». Человек, по мысли философа, соотносится с Богом как форма с содержанием, и помощь в становлении его «сверхчеловеческого» начала может иметь источником только Божественное. Но связь в «богочеловеческом процессе» двунаправленная: помощь высших сил предполагает ответную реакцию.В. С. Соловьев обосновывает пути расширения внутренней связи с Абсолютом. Если существует духовный прогресс «общественной среды», то, соответственно, логически «требуется принять действительность сверхчеловеческой среды, духовно питающей собирательную жизнь человечества». В понятие «духовное человечество» В. С. Соловьев вкладывает два значения. В первом значении философ интерпретирует «духовное человечество» аналогично гегелевскому Духу народа. В философской системе В. С. Соловьева «предание» имеет особый смысл: «предки» – посредник между земной жизнью и Абсолютом. Мыслитель полагает, что обязательства преемственности требуются для сохранения глубинного единства человечества. В. С. Соловьев обосновывает действительную связь с предками, рассматривая ее сквозь призму выражения «вечная память». Словосочетание «вечная память» подразумевает не земную память о человеке, которая невозможна, а пребывание в Божественном уме, что представляет собой сферу безусловного бытия.Не только память о лучших представителях рода человеческого, а о предках вообще является источником моральной силы личности. Между земным и загробным миром существует постоянное взаимодействие: как память о предках питает духовную силу человека в земной жизни, так в свою очередь и вечное бытие предков обусловлено жизнью потомков. Каналом взаимодействия с «высшим человечеством» является область мистического религиозного опыта: таинство, молитва, обряд. Философия всеединства В. С. Соловьева сформировалась в конце XIX в. в контексте более общего процесса теоретического самоопределения национальной русской философии, импульс чему был задан, с одной стороны, развитием исканий славянофилов соборного спасения и эволюцией академической науки, с другой. ЗаключениеВ данной работе была рассмотрена философия всеединства В. С. Соловьева.В основе религиозно-философской системы В. С. Соловьева лежат идеи христианства и понятие всеединства, как фундаментального принципа, определяющего ключевые характеристики бытия. В. С. Соловьев ставит перед собой задачу обосновать неизбежность нравственного прогресса в земном измерении, который обусловлен всей предзаданностью смысла мирового бытия, в основе чего лежит Божественный замысел. В своем понимании искусства В. С. Соловьев в ряде положений сближается с христианизированным платонизмом. Так, по мысли философа, красота – это объективная идея, существование которой независимо от субъективных представлений человека и чье бытие лежит вне человеческого мира. Способность человека создавать красоту, произведения искусства, по мысли В. С. Соловьева, приближает его к Творцу, поэтому, через силу искусства, человек способен и должен преобразовывать, и совершенствовать мир и самого себя. Духовная способность человека к нравственному совершенствованию, которое, в конечном итоге, должно привести к его слиянию с мировым бытием, обусловлено, по мысли В. С. Соловьева, особыми свойствами человеческой натуры, которые выделяют его из остального живого мира.Важно отметить, что в понимании В. С. Соловьева, человек – это не отдельный индивид, а собирательный образ всего живого человечества, именно на его плечи ложится бремя нравственного прогресса, тогда как отдельный человек, по мнению философа, к моральному прогрессу не способен. Силы нравственности человек черпает сразу в двух источниках – во-первых, это его внутренняя связь с Богом, во-вторых – это глубокая преемственная связь с предками. В обоих случаях, связь это двухсторонняя. Так, память о предках питает духовную силу человека в земной жизни, а вечное бытие предков, в свою очередь, обусловлено жизнью потомков. Высшее благо, по мысли В. С. Соловьева, воплощается в Боге. Поэтому осмысленность жизни возможна при соблюдении двух условий. Во-первых, это существование Бога, а во-вторых, достижимость божественной жизни, как возможность для человека достичь Бога и познать его в жизни. Признавая общий смысл мировой жизни, В. С. Соловьев её основой видит не стихийный хаос, а Бога, который является светом разума. Причиной растерянности современного человека является отсутствие у него истинной веры. В этом заключается источник заблуждений, в результате которых человек принимает иллюзию за реальность. И преодоление этого заблуждения человечества есть путь к восстановлению союза человека с Богом и с самим собой, в результате которого идеал Сверхчеловека обретет реальность. Список использованной литературыЛевицкий С. А. В. С. Соловьев / С.А. Левицкий // Очерки по истории русской философии [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/6/ocherki-po-istorii-russkoj-filosofii/1_36 (Дата обращения: 03.06.2019).Соина О. С. Феномен русского морализаторства. Этические очерки / О.С. Соина – Новосибирск : Наука, 1995. – 196 с.Соловьев В. С. Идея сверхчеловека / В.С. Соловьев // Сочинения в 2-х т., т. 2. – Москва : Мысль, 1990. – С. 626-235.Соловьев В. С. Красота в природе / В.С. Соловьев // Сочинения в 2-х т., т. 2. – Москва : Мысль, 1988. – С. 351-389.Соловьев В. С. Общий смысл искусства / В.С. Соловьев // Сочинения в 2-х т., т. 2. – Москва : Мысль, 1988. – С. 390-405.Соловьев В. С. Оправдание добра / В.С. Соловьев – Москва : Республика, 1996. – 479 с.
1. Левицкий С. А. В. С. Соловьев / С.А. Левицкий // Очерки по истории русской философии [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/6/ocherki-po-istorii-russkoj-filosofii/1_36 (Дата обращения: 03.06.2019).
2. Соина О. С. Феномен русского морализаторства. Этические очерки / О.С. Соина – Новосибирск : Наука, 1995. – 196 с.
3. Соловьев В. С. Идея сверхчеловека / В.С. Соловьев // Сочинения в 2-х т., т. 2. – Москва : Мысль, 1990. – С. 626-235.
4. Соловьев В. С. Красота в природе / В.С. Соловьев // Сочинения в 2-х т., т. 2. – Москва : Мысль, 1988. – С. 351-389.
5. Соловьев В. С. Общий смысл искусства / В.С. Соловьев // Сочинения в 2-х т., т. 2. – Москва : Мысль, 1988. – С. 390-405.
6. Соловьев В. С. Оправдание добра / В.С. Соловьев – Москва : Республика, 1996. – 479 с.
Вопрос-ответ:
Что представляет собой философия всеединства В.С. Соловьева?
Философия всеединства В.С. Соловьева представляет собой концепцию, согласно которой вся реальность объединена и существует в едином целостном мире.
Что такое Сверхчеловек в философии В.С. Соловьева?
Сверхчеловек в философии В.С. Соловьева - это идеал, которому должно стремиться человечество. Этим идеалом является некий утраченный идеал, к которому нужно вернуться. Для достижения Сверхчеловека необходимо преодолеть смертность и прочие несовершенства человеческой природы и бытия.
Почему концепция Сверхчеловека вызывает дискуссии?
Концепция Сверхчеловека В.С. Соловьева вызывает дискуссии из-за своей неоднозначности. Некоторые считают ее жизнеспособной, другие - нет. Возможно, разные трактовки и понимание этой концепции приводят к бурным дискуссиям.
Каким образом человечество должно достичь Сверхчеловека?
Для достижения Сверхчеловека, человечество должно работать над преодолением смертности и прочих несовершенств человеческой природы и бытия. Это может потребовать развития технологий, медицинских открытий и трансформации человеческой природы.
Какие основные идеи выделяются в философии всеединства В.С. Соловьева?
В философии всеединства В.С. Соловьева выделяются основные идеи объединения всей реальности в едином целом и стремление человечества к достижению идеала Сверхчеловека. Эти идеи являются основополагающими для его философской системы.
Какие основные идеи философии всеединства В.С. Соловьева?
Основными идеями философии всеединства В.С. Соловьева являются объединение всех противоположностей в единую гармоничную систему, стремление к объединению человека и мира, а также концепция Сверхчеловека, который является утраченным идеалом и символизирует преодоление смертности и несовершенств человеческой природы.
В чем заключается идея Сверхчеловека у В.С. Соловьева?
Идея Сверхчеловека у В.С. Соловьева заключается в представлении его как утраченного идеала, к которому должно стремиться человечество. Это не только преодоление смертности, но и преодоление всех несовершенств человеческой природы и бытия. Путь к Сверхчеловеку предполагает работу над собой и постоянное самосовершенствование.
Почему концепция Сверхчеловека вызывает дискуссии?
Концепция Сверхчеловека В.С. Соловьева вызывает дискуссии из-за своей неоднозначности. Некоторые считают, что это идеал, к которому человечество должно стремиться, в то время как другие видят в этом концепции утопию или нереальный идеал. Дискуссии вокруг этой концепции свидетельствуют о ее жизнеспособности и способности вызывать интерес и реакцию людей.