Методика обучения технике двигательных действий в дзюдо

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Физкультура
  • 72 72 страницы
  • 35 + 35 источников
  • Добавлена 09.07.2019
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 1
1. Формирование техники двигательных действий в дзюдо 4
1.1 Технико-тактическая подготовка в дзюдо 4
1.2 Физическая подготовка дзюдоиста 6
1.3 Методика обучения защитным действиям в борьбе дзюдоистов 12
2. Организация и методы исследований 23
2.1 Организация исследований 23
2.2 Методы исследований 23
3. Повышение эффективности применения контактирующих технических действий в борьбе дзюдо 26
3.1 Организация учебно-тренировочного процесса борцов дзюдо, 26
направленного на отработку защитных действий 26
3.2 Выявления наиболее эффективных защитных действий в борьбе дзюдо, и надежность их использования на соревнованиях 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64

Фрагмент для ознакомления

Скоростно-силовые качества в борьбе играют важную роль, и как показывают исследования последних лет, а также постоянные изменения правил соревнований, их значимость увеличивается. С изменением правил соревнований, повышением требований к зрелищности дзюдо, должны применяться соответствующие средства и методы подготовки. Необходимость ведения поединка в высоком темпе требует большого проявления абсолютной и взрывной силы дзюдоистом на протяжении времени схватки.Для развития скоростно-силовых качеств широко применяют круговую тренировку: 10 секунд дается на выполнение задания с максимальной скоростью на станции, 10 секунд на переход от одной станции к другой. Количество станций, время выполнения заданий и время переходов могут варьироваться в зависимости от задач. Количество подходов и время отдыха также имеют варианты. Возможные станции: подтягивания на перекладине, прыжок в длину с места, сгибания-разгибания рук в упоре лежа, прогибы спины лежа на животе, запрыгивание двумя ногами на возвышение, пресс ногами, приседания, пресс поднимание туловища, отжимание в упоре сзади руки на опоре, выпрыгивание из полного приседа вверх, отжимание от брусьев (рисунок 3).Рисунок 3 - Схема средств развития скоростно-силовых качеств борцаСпециальные скоростно-силовые упражнения:выпрыгивание из полного приседа вверх;прыжки через бревно двумя ногами;прыжки через бревно на одной ноге;бревно между ног прыжки на 180 и 360 градусов;запрыгивания на возвышенность двумя ногами и одной ногой; -подскоки вверх с оказанием сопротивления партнером.скоростное набрасывание:количество бросков за 30 секунд;10 бросков на время;рваный темп 1 минута: по 10 сек спокойно, Юсек - максимально быстро (по 15 сек спокойно и 15сек максимально быстро).схватки со спуртами:в начале каждой минуты;в середине каждой минуты;в конце каждой минуты.темповые прыжки из круга в круг (из квадрата в квадрат) в различных направлениях.темповые подскоки вверх продвижением вперед через набивные мячи, сидящего партнера.бег 30м, 60м.челночный бег: 3x10 м; 4x10 м; 3><15 м; 4x15 м.стоя друг за другом, на плечах одного закреплен резиновый амортизатор, второй держит концы. Преодоление сопротивления амортизатора выбеганием вперед.первый бежит вперед - второй держится за плечи сзади.стоя, лицом друг к другу первый бежит вперед - другой упирается в плечи.Специальные упражнения:10 бросков на скорость за минуту времени;максимальное количество бросков за определенный, короткий промежуток времени (15-30 секунд):один бросок: в одну сторону, с одним партнером; с двумя и более партнерами; партнеры одинаковые или разные по весу; по росту;два - три разных броска: в одну сторону; в разные стороны;полная серия разных бросков: в одну сторону, в разные стороны.Упражнения для развития скоростных качеств:один стоит, наклонившись вперед, ноги чуть шире плеч, второй перепрыгивает с упором руками на спину (чехарда) и сразу же переползает меду ног первого, который при этом разгибается. Выполняется 10 раз на время одним или обоими партнерами;из положения, лежа на спине руки вытянуты вверх, одновременное поднимание рук и ног:а)на количество раз за определенное время;б)на скорость определенное количество раз;из положения, лежа на животе руки за головой поднимание туловища:а)на количество раз за определенное время;б)на скорость определенное количество раз;подтягивание из виса на перекладине:а)10 раз на время;б)за 10 сек количество раз;из положения, сидя на полу, руки за головой, поднимание туловища:а)с фиксацией ног. Количество раз за определенный отрезок времени или количество раз на время;б)с фиксацией туловища. Количество раз за фиксированный отрезок времени или определенное количество раз на время;ноги на ширине плеч, руки за головой, приседания:а)в полный присед;б)до полного разгибания ног (руками не помогать и соблюдать ИП). Количество раз за фиксированный отрезок времени или определенное количество раз на время.Понятие «координационные способности» выделяется из общего и менее определенного понятия «ловкость», широко распространенного в обиходе и в литературе по физическому воспитанию. Под координационными способностями следует понимать, во-первых, способность целесообразно строить целостные двигательные акты, во-вторых, способность преобразовывать выработанные формы действий или переключаться от одних к другим в соответствии с требованиями меняющихся условий.Развитие координационных способностей не сводится ни к одной из сторон конкретной подготовки, а составляет как бы одну из инертных сторон. Ведущую роль при трактовке координационных способностей отводят к координационным функциям центральной нервной системы — возможность качественно координировать движения (рисунок 4).Рисунок 4 - Схема средств развития координационных способностейОсновными средствами для развития координационных способностей являются физические упражнения повышенной сложности и содержащие элементы новизны. Сложность физических упражнений можно увеличивать за счет изменения пространственных, временных и динамических параметров, а также за счет внешних условий, изменяя порядок расположения средств, их вес, высоту, изменяя площадь опоры или увеличивать ее подвижность в упражнениях, комбинируя двигательные навыки, выполняя упражнения по заранее обусловленному сигналу или в ограниченный промежуток времени.Упражнения для развития координации:- И. п. Полный присед колени и ступни широко. Взять изнутри свои пятки и, не расцепляя руки, ходьба по прямым отрезкам:лицом вперед;спиной вперед;правым боком;левым боком.И. п. Полный присед колени и ступни широко. Взять изнутри свои пятки и, не расцепляя руки, прыжками по прямым отрезкам:лицом вперед;спиной вперед;правым боком;левым боком.И. п. Полный присед колени и ступни широко. Взять изнутри свои пятки и, не расцепляя руки выполнять задания:а) Кручения вокруг своей оси за определенное время (20 сек):вправо (максимальное количество оборотов);влево (максимальное количество оборотов);вправо (20 сек) и сразу влево (20 сек);вправо Юсек влево 10 сек вправо 1 Осек влево 1 Осек;определенный отрезок окружности, затем кручение за определенное время. Эти кручения определяются: количеством раз (3 раза - 3 оборота);с определенной скоростью - засекается время.И. п. Стоя свободно руки вытянуты перед собой ноги на ширине плечуровень:Кручение вокруг своей оси на скорость (за ЗОсек, за бОсек, с ускорением через каждые 10 сек) - вправо, влево, вправо и сразу влево.уровень:.Сразу после подобных кручений выполнять за тренером сложно-координационные задания и упражнения, которые он дает или показывает по сигналу:руки широко в стороны левой ногой махом достать кисть правой руки и наоборот;прыжки на месте - ножницы:а)прямые; б) боковые; в) скручивание таза;выполнить отрезок упражнения «бревнышко»;выполнить (3-5)раз имитацию приема без соперника: а) бросок через спину; б) мельница; в) подсечка;выполнить в связке: кувырок вперед кувырок спиной вперед - 3 раза;б)встать друг перед другом на колени и бороться 30 сек на сваливание и удержание;выполнять отрезок, состоящий из нескольких сложно-координационных элементов.Упражнение 1. И.п. стоя лицом друг к другу руки вытянуты вперед в стороны, выполнение круговых движений:обе руки синхронно вправо;обе руки синхронно влево;внутрь;наружу.Упражнение 2. Парная игра в ладони: а) на месте - правая-левая-правая-левая;правая-левая прихлоп, правая-левая прихлоп;в)кручение вокруг общей оси с выполнением заданий 1 и 2. Упражнение 3. Ходьба парами по отрезкам с выполнением заданий 1 и 2:а)туда и обратно прямо;б)туда и обратно боком;в)туда обратно с кручением.Упражнение 4. Пары берутся за кисти рук и, не расцепляя оборачиваются через голову:а)отрезки;б)обороты вперед;в)обороты назад.Особенностью экспериментальной методики была реализация индивидуального подхода в учебно-тренировочном процессе юных дзюдоистов. Вего основе лежит выполнение индивидуально-специальной работы по 30-40 минут в каждом тренировочном занятии:совершенствование технико-тактических действий — упражнения с партнером, оказывающим сопротивление; различные виды передвижений партнера, выполняющего атакующие действия; стандартные положения, искусственно создающие благоприятные ситуации освоения технико-тактических действий; учебно-тренировочные, соревновательные и контрольные поединки;развитие физических качеств - координационных, силовых, скоростно-силовых способностей и выносливости.Совершенствование физической, технической, тактической и психологической подготовленности осуществляется при строго определенной интенсивности выполнения тренировочных упражнений, заданий и нагрузок. Это относится ко всем этапам годичной и многолетней подготовки дзюдоистов. Выполнение упражнений с малой интенсивностью (вне зоны развивающих воздействий) не способствует росту спортивного мастерства, поскольку, формируются адаптационные реакции, не соответствующие соревновательной деятельности.3.2 Выявления наиболее эффективных защитных действий в борьбе дзюдо, инадежность их использования на соревнованияхС целью выявления наиболее эффективных защитных действий в борьбе дзюдо нами было проведено педагогическое наблюдение. Данное исследование проходило на краевой спартакиаде среди молодежи.Мы просмотрели и проанализировали 100 соревновательных поединков в весовых категориях 60,66,73 и 100кг. Мы фиксировали использование защитных действий, как в партере, так и в стойке.Подведя итоги педагогического наблюдения, нами было установлено, что большая часть борцов 72% использовали ошибки соперника в стойке для проведения броска, 28% спортсменов использовали ошибки соперника в партере (Рис.5.). Наиболее чаще дзюдоисты выполняют срыв захвата без продолжения атаки 64 % дзюдоистов. И всего 36% борцов после срыва захвата сразу начинают выполнять свою атаку.Рис. 5 – Использование ошибок соперникаВ борьбе различают две формы защиты:Пассивную защиту - прием, направленный на предотвращение атаки или ее дезорганизацию путем активного использования частей своего тела. При пассивной защите в стойке предотвращается выполнение приемов атаки за счет разрыва дистанции, сковывающих захватов, упора руками, головой, зацепов, обвивок и т.д. Обороняющийся борец не владеет инициативой и не имеет преимуществ в развитии ситуации.Активную защиту - прием, включающий операции, направленные на отражение атаки соперника и на создание удобной ситуации для проведения контратаки. Применение активных защит, позволяющих эффективнопереходить к атаке, придает борьбе активный характер, делает ее более зрелищной и результативной.В спортивных единоборствах раздел обучения, направленный на формирование у спортсменов знаний, умений и навыков, является наиболее важным.Наиболее часто выполняемым защитным действием является контрприем - подсечка его использовали 49% дзюдоистов, 18% борцов применяют скручивание против броска подхватом и 15% используют боковой переворот против задней подножки. Остальные защитные действия дзюдоисты выполняют значительно реже (рисунок 6).Рисунок 6 - Защитные технические действия в стойкеЗначительно реже применяются следующие защитные действия: прогнуться; захватить два отворота; выпрямить руки; захватить за бедро, (брюки) соперника после его подворота; отпустить захват, развернуться встать в положение упора на руки; обвить изнутри ногу соперника; во время подворота соперника обвить его туловище ногами сзади; захватить за два рукава; одновременно с подворотом соперника, выполнить подворот самому в положение спина к спине; рывки соперника в противоположную броску сторону в момент его проведения соперником.Надёжность защиты является одной из важнейших характеристик соревновательной деятельности дзюдоиста. Защитные действия в единоборствах являются одним из основных сбивающих факторов, препятствующим проведению технического действия, они вызывают дискоординацию движений, нарушение функциональной устойчивости и снижение целевой точности выполнения технических действий. Защитные действия относятся к экзогенным (внешним) сбивающим факторам, препятствующим успешному выполнению техники приемов в поединке. От умения преодолевать защитные действия зависит стабильность технического мастерства борца и, соответственно, спортивный результат.Таблица 5 - Результаты соревновательных схваток53% использовали, благоприятные условия для проведения броска.47% борцов использовали ошибки соперника в партере12 борцов, в весовой категории 60 килограмм для победы использовали бросок с коленУдержанием схватку выиграли, 16 борцов из возможных 19. Оставшиеся 3-е борцов ушли с удержания, обвивали ноги соперникаЗаднюю подножку применяли 11 борцов в весе до 66 килограмм.Попытка сделать болевой, была у 22 борцов. Из-за неплотной борьбы, 8 борцам не удалось выиграть болевым приемом.5 борцов в категории до 100 килограмм, одержали победу с помощью броска передняя подножка, броска мельницей и броска через спину.А 14 борцов, не смотря на защиту соперника, реализовали болевой приемС помощью подсечки и контрприема, победу одержали 17 борцов.Сделать удушающий прием получилось у 10 из 15 борцов.В ходе наблюдения за соревновательными схватками часть борцов 53% использовали, благоприятные условия для проведения броска. 47% борцов использовали ошибки соперника в партере. Таким образом, защита велась активно, как в стойке, так и в партере. Схватки в весовых категориях 60, 66 и 73 были энергичными. Большая часть борьба шла на срывах захвата, контрприемов и продолжение атак в партере.В результате проведения педагогического наблюдения нами было установлено, что чаще спортсмены после неудачно выполненного броска через спину с колен проигрывают защитными действиями с использованием удушающих приемов. При выполнении броска многие дзюдоисты теряют внимание в партере и проигрывают удержанием. Остальные защитные действия с переходом в атаку спортсмены выполняют значительно реже.Таким образом,средимолодежи под наблюдением находилось 100 спортсменов. Наиболее эффективными защитными действиями оказались: контрприем подсечка использовали 49% дзюдоистов, 18% борцов применяют скручивание против броска подхватом и 15% используют боковой переворот против задней подножки.Чаще спортсмены использовали ошибки соперника в стойке. Дзюдоисты мало внимания во время схватки уделяют ошибкам, допущенным в борьбе в партере.Одним из самых важных защитных действий является срыв захвата. Наиболее чаще дзюдоисты выполняют срыв захвата без продолжения атаки. После срыва захвата необходимо продолжение своей атаки из защиты необходимо переходить в нападение для достижения победы.В партере необходима плотная борьба и выполнение защитных действий с переходом в атаку. Чаще спортсмены после неудачно выполненного броска через спину с колен проигрывают защитными действиями с использованием удушающих приемов. При выполнении броска многие дзюдоисты теряют внимание в партере и проигрывают удержанием. Остальные защитные действия с переходом в атаку спортсмены выполняют значительно реже.3.3 Средства повышения эффективности применения контратакующихдействий у борцов дзюдоБорьба дзюдо относится к видам спорта с чрезвычайно сложной и многообразной техникой движений. Составляющими техники борьбы являются основные приемы и стойки, их модификации, сложные технико-тактические действия (комбинации и контрприемы), элементарные действия (передвижения, захваты, выведения из равновесия). Наиболее важным в становлении технико-тактического мастерства является контратакующие действия.Результаты проведенного нами педагогического наблюдения показали, что спортсмены создают благоприятные условия и атакуют, воспользовавшись ошибками соперника, а не уходят в глухую защиту.С целью повышения эффективности выполнения контратакующих действий нами был проведен педагогический эксперимент. Эксперимент проводился в период с февраля по апрель 2019 года. В эксперименте приняли участие дзюдоисты средней возрастной группы в возрасте от 15 до 16 лет. Педагогический эксперимент проходил с целью повышения эффективности выполнении контратакующих действий, для этого разработали специальную тренировочную программу. В тренировочный процесс экспериментальной группы были включены разнообразные вспомогательные упражнения (тяга жгута на скорость, учикоми, броски, борьба по заданию и др.).Комплекс упражнений, применяемый в течение эксперимента.челночный бег 3х10 м;прыжок в длину с места;подтягивание на перекладине;лазание по канату (без помощи ног).Таблица 6 - План учебно-тренировочных занятий, применяемый в течение педагогического экспериментаПлан тренировки контрольной группыПлан тренировки экспериментальной группыПонедельник:Понедельник:-Разминка 20 мин.-Разминка 20 мин.-Борьба в партере 1 схватка 5 мин.- Учекоми 20 мин. (тяги партнёра вперед,-Учекоми (тяги руками в движении)10мин.назад)-Отработка 20 мин.- Отработка бросков задняя подножка 20-Борьба по заданию 2 схватки по 6мин.мин(один борец выигрывает, второй- Отработка броска на вырыв 20 мин.атакует).- Скоростное набрасывание на заднюю-ОФП лазанье по канату (без помощью ног)подножку 3 подхода по 10 раз (по очереди)10 раз,- Скоростное набрасывание на вырыв 3-Растяжка 10 мин.подхода по 10 раз (по очереди)Схватка 6 мин. обоюдная (один соперник входит на заднюю подножку, второй контратакует броском на вырыв)ОФП лазанье по канату, (без помощью ног) 10 разВторник:Вторник:-Разминка 20 мин.-Разминка 20 мин.-Борьба в партере 2 схватки по 10 мин.-Борьба в партере 2 схватки по 10 мин.-Учекоми (тяги руками в движении) 10 мин.-Учекоми 20 мин. (тяги партнёра вперед,-Борьба в стойке, по заданию 5 схваток по 6назад)мин. (один соперник атакует, а другой- Отработка бросков по заданию. (защищается. По очереди)контрприем на вырыв, от броска задняя-ОФП лазанье по канату(без с помощьюподножка)ног) 10 раз-Борьба в стойке 10 мин. (реализация в-Растяжка 10 мин.борьбе защитных действий, с переходом на контрприем)-Работа со жгутом (тяги в обе стороны 2 подхода по 50 раз, подвороты на бросок задняя подножка с портнером-2 подхода по 50 раз)-Растяжка 10 минСреда:Среда:-Кросс 5 км.-Кросс 5 км.-Футбол, 30 мин.-ОФП круговая (работа со жгутом, пресс,-ОФП (скоростные подвороты со жгутом).брусья, канат, подтягивание-Баня 1 час-Баня 1 часЧетверг:-Разминка 20 мин.-Борьба в партере 1 схватки 5 мин -Учекоми (тяги руками в движении) 10 мин. -Отработка в партере 3 0мин (уходы с удержания, по 5 мин каждый).- Борьба в партере по заданию 10 мин (Работа над переворотами на удержание). -ОФП лазанье на канате (без с помощью ног) 10 раз, пресс 4 подхода.-Растяжка 10 мин.Четверг:-Разминка 20 мин.-Борьба в партере 2 схватки по 10 мин. -Учекоми (тяги руками в движении) 10 мин. -Отработка в партере 30мин (уходы с удержания, болевого).- Борьба в партере по заданию 10 мин (уходы с удержания)-ОФП лазанье на канате (без с помощью ног) 10 раз, брусья, пресс 4 подхода. -Растяжка 10 мин.Пятница:-Разминка 20 мин.-Борьба в партере 2 схватки по 10 мин. -Борьба в стойке 5 схваток по 6 мин(борьба с продолжением в партере).-ОФП лазанье по канату , (без с помощью ног) 10 раз.-Растяжка 10 мин.Пятница:-Разминка 20 мин.-Борьба в партере 3 схватки по 10 мин. -Борьба в стойке (по заданию, работа над подсечками) 5 схваток по 6 мин.-ОФП лазанье по канату (без с помощью ног) 10 раз, подтягивание 3х12 -Растяжка 10 минДля оценки эффективности применяемой нами комплексы упражнений в начале и в конце эксперимента использовались следующие контрольные испытания:Уходы от броска через плечо по 5 минут.Кол-во бросков через плечо за 15 секунд.Подвороты в течение 15 секунд.Как видно из таблицы 2, участник контрольной и экспериментальной группы не имеют достоверных различий в технической подготовленности.Контрприемы имеют техническое преимущество над защитами и по своей результативности занимают в арсенале технических действий более высокое место. Однако, отсутствие методических разработок по обучению контратакам и применение их в греко-римской борьбе , является существенно слабым местом в подготовке борцов. Следовательно, в совершенствовании техникиконтратакующих действий кроется один из резервов повышения технического мастерства спортсменов.Таблица 7- Результаты контрольных испытаний в контрольной группе до и после проведения педагогического экспериментаУходы от броска через плечо по 5 минутКол-во бросков через плечо за 15 сек.Подвороты в течение 15 сек.ДоПослеДоПослеДоПосле2310,0411,1015.1914,341310,4410,5616.4316,013511,3912,7415.9815,111210,8811,7313.3413,012209,9010,0714.1013,552211,8812,4415.0314,893411,0111,8116.7715,783310,1210,0113.6212,792411,1011,1612.8311.802411,8412,5513.9512,11Х ср.2.13.210,8611,41714.72413,939T1,581,567,57Pне достоверноне достоверноне достоверноТаблица 8 - Результаты контрольных испытаний в экспериментальной группе до и после проведения педагогического экспериментаУходы от броска через плечо по 5 минутКол-во бросков через плечо за 15 сек.Подвороты в течение 15 сек.ДоПослеДоПослеДоПослеВасильев И2211,0511,2212.4713.33Малышев О.3410,0910,2713.1214.45Уходы от броска через плечо по 5 минутКол-во бросков через плечо за 15 сек.Подвороты в течение 15 сек.ДоПослеДоПослеДоПосле3410,2112,2214.1115.053411,2411,7412.5814.442412,1813,0512.0112.583411,3212,1412.3413.763510,1810,5813.7914.661310,1011,4712.9115.373410,1610,8811.5812.583311,1312,1712.7914.16Х ср.2.63.910,7711,5712.76214.038T2,82,1473,111P< 0,05< 0,05< 0,01Разработанные комплексы упражнений вырабатывают у занимающихся необходимые знания, умения и навыки по формированию основ ведения единоборства и техники и тактики атакующих и защитных действий, повышает эмоциональную окраску тренировочных занятий. В процессе единоборства развиваются специальные физические качества, приобретаются умения принимать быстрые, своевременные и правильные решения, значительно повышается интерес к виду спорта, заметно снижается отсев занимающихся.Проведя анализ полученных результатов, и отслеживая динамику изменения результатов контрольных испытаний, мы пришли к следующим выводам:- в контрольном упражнении «Уходы от броска через плечо по 5 минут» (кол-во реализованных уходов) - количество реализованных попыток увеличилось на 1,3 раз и прирост результатов составил 50%.-в контрольном упражнении «Подвороты на месте в течение 15 секунд» количество выполненных раз увеличилось на 0,8 раз и прирост результатов составил 7,4%.- в контрольном упражнении «Количество выполненных бросков через плечо в течение 15», количество выполненных раз увеличилось на 1,3 раза и прирост результатов составил 10,2% .Таким образом,В контрольной группе прирост результатов в контрольной группе оказался не достоверным. В экспериментальной группе прирост результатов достоверен во всех исследуемых нами контрольных испытаниях (р> 0,05). Наибольшего прироста результатов нам удалось добиться в контрольных испытаниях, характеризующих умение выполнять контратакующие технические действия - «Уходы от броска через плечо по 5 минут».Разработанные нами комплексы упражнений являются эффективными и их применения могут быть рекомендованы в практической деятельности тренеров-преподавателей.Выводы по второй главе.Учебно-тренировочный процесс включает специальные, индивидуально обусловленные комплексы, направленные на повышение технико-тактической подготовленности юных дзюдоистов. В методике индивидуального подхода юных дзюдоистов важное место отводится упражнениям с партнером, оказывающим сопротивление; выполняющим различные виды передвижений, осуществляющего атакующие действия. Эффективными средствами обучения и совершенствования технико-тактических действий также являются стандартные положения, искусственно создающие ситуации соревновательной борьбы, учебно-тренировочные, тренировочные и контрольные поединки.Разработанные индивидуальные комплексы способствует развитию скоростных, силовых, скоростно-силовых качеств, координационных способностей и выносливости юных дзюдоистов на начальных этапах спортивной тренировки. Уровень развития специальных физических качеств юных дзюдоистов обеспечивает эффективность двигательных действий в соревновательных поединках, реализацию технико-тактической подготовленности в ходе постоянно меняющихся ситуаций соревновательной борьбы и определяет арсенал приемов единоборцев, стиль ведения борьбы, тактический рисунок построения поединка.Бросить опытного борца довольно сложно, поэтому нужно использовать все шансы, направленные на достижение победы. Большое внимание следует уделять защитным действиям, они как правило сложнее обычных приёмов, но борцы умеющие их использовать, успешно применяют их в борьбе.Соревновательная схватка представляет собой определенную структуру переходов от атаки к защите и, наоборот, с задачей одностороннего выигрыша оценок. Следовательно, конечный результат этих переходов выступает системообразующим фактором, возможно с одинаковым вкладом характеристик атаки и защиты. Однако, в большей мере исследования проведены в области атакующих действий, а защитным действиям отводится незначительное место в специальной литературе и практике. Защитные действия в единоборствах являются основным сбивающим фактором, препятствующим проведению технического действия.ЗАКЛЮЧЕНИЕЗащитные действия соперника являются основным сбивающим фактором в спортивной борьбе, т. е. сумма надежности атаки борца и надежности защиты его соперника равна единице. Специалистами спортивной борьбы активно разрабатываются средства и методы совершенствования тактико-технических действий с целью обучения борцов успешному преодолению защиты соперника и проведению бросков, оцениваемых судьями в баллах. К защитным действиям относятся и контрприемы. Имеется небезуспешная попытка сократить число необходимых в борьбе контрприемов. Однако в связи с тем, что контрприемы — более сложные, технические действия и многие из них проводятся как ответные приемы защит.В результате проведения анкетирования было выявлено, что большая часть опрашиваемых респондентов применяют атакующую тактику ведения борьбы (57%) вместо защитной. Предпочтение защитным действиям отдают 23% борцов. Эти респонденты пояснили, что совершенная защита - это грозное оружие для достижения победы над соперником.По итогам педагогического эксперимента, который проходил в течение двух месяцев, результаты контрольных испытаний в экспериментальной группе во всех трех показателях не достоверны. Проанализировав полученные результаты, мы пришли к выводу, что комплекс упражнений формирование контратакующих действий в борьбе дзюдо является эффективной. Но 2-х месяцев было мало, что бы повлиять на совершенствование технической подготовленности борцов дзюдоистов. Наработки контратак до автоматизма.В контрольной группе прирост результатов в контрольной группе оказался не достоверным. В экспериментальной группе прирост результатов достоверен во всех исследуемых нами контрольных испытаниях (р> 0,05). Наибольшего прироста результатов нам удалось добиться в контрольных испытаниях, характеризующих умение выполнять контратакующиетехнические действия - «Уходы от броска через плечо по 5 минут».СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАнтонова, В.А. Общие основы специальной физической подготовки в спортивной борьбе / Антонова В.А // Спортивная борьба: Ежегодник, - 2004. - С. 642 - 645Ахмедов, Э. Атакующие захваты в борьбе / Э. Ахмедов // Институт спортивных единоборств им. И.Ярыгина: Выпуск. - 2005 . - №12. - С. 59-61.Белов, А.В. Начальное обучение дзюдоисток технике борьбы :авторефдис.... канд. пед. наук / А.В. Белов. - Санкт-Петербург, - 2000. - 44 с.Блах, В.Я. Принцип построения биологически обоснованной концепции физической подготовки борцов (самбо и дзюдо) / В.Я. Блах // Теория и практика физической культуры. - 2005. - №5. - С.34-36.Блеер, А.Н. Влияние физического утомления спортсмена на надежность проявления защитных навыков борца / А.Н. Блеер // Теория и практика физической культуры. - 2000. - №6. - С. 36.Вольф, Х. Дзюдо. Техника самообороны / Х. Вольф . - М: ФАИР- ПРЕСС. - 2002. - 208 с.Глушков, А. Техническая подготовка борца / А. Глушко // Институт спортивных единоборств им. И. Ярыгина. - Выпуск № 5. - 2001. - С.30.Глушков, А. Технический арсенал дзюдоистов / А. Глушков // Институт спортивных единоборств им. И. Ярыгина. - Выпуск №6. - 2002. - С. 51-52.Гогунов, Е.Н. Психологические основы обучения и спортивного совершенствования / Е.Н. Гогунов // Психология физического воспитания и спорта. - 2002. - С. 80-81.Гогунов, Е.Н.Развитие силы в форме элементов техники / Гогунов Е.Н // Система самбо. - Москва: - 2002. - С. 40.Греховод, В.А. Спортивная борьба: изменение тактики/ В.А. Греховод // Теория и практика физической культуры. - 2006. - № 3. - С. 49-51.Еганов, А.В. Структура надежности защитных тактико-технических действий дзюдоистов высокой квалификации / А.В. Еганов // Теория и практика физической культуры. - 2000. - №4. - С. 31-32.Ежкова, А.Ю. Психолого-педагогичечкое обеспечение интереса к спортивной деятельности начинающих борцов: автореф. дис. канд. пед. наук: / А.Ю. Ежкова. - СПб. - 2004. - 44 с.Завьялов, А.И. Упражнения для воспитания волевых качеств / А.И. Завьялов // «Дзю-до» спортивный иллюстрированный журнал: Красноярск, - 2001. - С. 31.Завьялов, Д.А. Основные вопросы в развитии скоростных качеств у дзюдоистов / Д.А. Завьялов // Институт спортивных единоборств им. И.Ярыгина. - 2004. - №11. - С. 51.Новиков, А.А. Улучшение результатов поединков в единоборствах на основе преимущественного выполнения излюбленных атакующих приемов / А.А. Новиков // Теория и практика физической культуры. - 2004.- №3..- С.51-53.Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера/ Н.Г Озолин. - Москва., 2002. - 864 с.Панков, В.А. Специальная физическая подготовка в видах спортивных единоборств / В.А. Панков // Теория и практика физической культуры. -2004. - №4. - С. 5-8.Позднякова, Ю. Психологическая подготовка борцов высокого класса. / Ю. Позднякова // Институт спортивных единоборств им. И. Ярыгина. -. - 2001. - № 4. - С. 69-70.Путин, В. В. Дзюдо: история, теория, практика. Оценка соревновательной деятельности/ В.В. Путин. - Архангельск: Издательство «СК», 2000. - 300 с.Рапопорт, О.А. Психологическая агрессивность-обеспечение в системе подготовки защитным действиям / О.А. Рапорт // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2004. - № 1. - С. 30-31.Рыбалко, Б.М. Многоуровневая система моделирования при формировании навыков владения техникой спортивной борьбы / Б.М. Рыбалко// Теория и практика физической культуры. - 2002 - №3. - С. 24-25.Савчук, А.Н. Повышение двигательной активности квалифицированных борцов средствами тактико-технических установок / А.Н. Савчук //Теория и практика физической культуры. - 2007. - №7. - С. 40 - 41.Салихов, Р. Спортивное мастерство/ Р. Салихов // Институт спортивных единоборств им. И. Ярыгина. - 2001. - № 4. - С. 70-72.Сиротин, О.А. Возрастно-квалификационные аспекты формирования спортивного мастерства в борьбе дзюдо / О.А. Сиротин // Теория и практика физической культуры. - 1995. - №10. - С. 10-11.Трутнев, П.В. Основы тренировки в дзюдо / П.В. Трутнев.- Красноярск, 2011. - 238 с.Туманян, Г. С. Качество стратегии и тактики схватки. Спортивная борьба: теория, методика, организация тренировки / Г.М. Туманян. - Москва: Издательство «Советский спорт», 2000. - 280 с.Туманян, Г.С. Качество стратегии и тактики схватки / Г.С. Туманян // Спортивная борьба: теория, методика, организация тренировки. - М.: Советский спорт, 2000. - С. 280.Шахов, Ш. Программирование физической подготовки в видах спорта группы единоборств / Ш.Шахов // Теория и практика физической культуры. - 2005. - №6. - С. 43-47.Шилов, В. Воспитание физических качеств у дзюдоистов / В. Шилов // Институт спортивных единоборств им. И. Ярыгина. - 2002.- №6. - С. 85-87Шулик, Ю.А. Дзюдо. Система и борьба / Ю.А. Шулик. - Ростов н/Д: Феникс, 2006 - 306-317 с.Шулика, Ю.А. Унификация защитных действий в самбо и дзюдо / Ю.А. Шулика // Теория и практика физической культуры. - 1994. - №11. - С. 1415.Шумилин, А.П. Формирование мотивации результативной соревновательной деятельности юных дзюдоистов: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 /Александр Петрович Шумилин. - Красноярск, 2003. - 400 с.Ягелло, В. Динамика развития скорости у дзюдоистов 11-17 лет / В. Ягелло // ФК: воспитание, образование, тренировка. - 2002. - №1. - С. 58-60.Ямасита, Я. Боевой дух дзюдо: Уникальная техника мастера / Я. Ямасита. - Москва : ФАИР-ПРЕСС. - 2004. - 192 с.

1. Антонова, В.А. Общие основы специальной физической подготовки в спортивной борьбе / Антонова В.А // Спортивная борьба: Ежегодник, - 2004. - С. 642 - 645
2. Ахмедов, Э. Атакующие захваты в борьбе / Э. Ахмедов // Институт спортивных единоборств им. И.Ярыгина: Выпуск. - 2005 . - №12. - С. 59-61.
3. Белов, А.В. Начальное обучение дзюдоисток технике борьбы : автореф дис.... канд. пед. наук / А.В. Белов. - Санкт-Петербург, - 2000. - 44 с.
4. Блах, В.Я. Принцип построения биологически обоснованной концепции физической подготовки борцов (самбо и дзюдо) / В.Я. Блах // Теория и практика физической культуры. - 2005. - №5. - С.34-36.
5. Блеер, А.Н. Влияние физического утомления спортсмена на надежность проявления защитных навыков борца / А.Н. Блеер // Теория и практика физической культуры. - 2000. - №6. - С. 36.
6. Вольф, Х. Дзюдо. Техника самообороны / Х. Вольф . - М: ФАИР- ПРЕСС. - 2002. - 208 с.
7. Глушков, А. Техническая подготовка борца / А. Глушко // Институт спортивных единоборств им. И. Ярыгина. - Выпуск № 5. - 2001. - С.30.
8. Глушков, А. Технический арсенал дзюдоистов / А. Глушков // Институт спортивных единоборств им. И. Ярыгина. - Выпуск №6. - 2002. - С. 51-52.
9. Гогунов, Е.Н. Психологические основы обучения и спортивного совершенствования / Е.Н. Гогунов // Психология физического воспитания и спорта. - 2002. - С. 80-81.
10. Гогунов, Е.Н.Развитие силы в форме элементов техники / Гогунов Е.Н // Система самбо. - Москва: - 2002. - С. 40.
11. Греховод, В.А. Спортивная борьба: изменение тактики/ В.А. Греховод // Теория и практика физической культуры. - 2006. - № 3. - С. 49-51.
12. Еганов, А.В. Структура надежности защитных тактико-технических действий дзюдоистов высокой квалификации / А.В. Еганов // Теория и практика физической культуры. - 2000. - №4. - С. 31-32.
13. Ежкова, А.Ю. Психолого-педагогичечкое обеспечение интереса к спортивной деятельности начинающих борцов: автореф. дис. канд. пед. наук: / А.Ю. Ежкова. - СПб. - 2004. - 44 с.
14. Завьялов, А.И. Упражнения для воспитания волевых качеств / А.И. Завьялов // «Дзю-до» спортивный иллюстрированный журнал: Красноярск, - 2001. - С. 31.
15. Завьялов, Д.А. Основные вопросы в развитии скоростных качеств у дзюдоистов / Д.А. Завьялов // Институт спортивных единоборств им. И.Ярыгина. - 2004. - №11. - С. 51.
16. Новиков, А.А. Улучшение результатов поединков в единоборствах на основе преимущественного выполнения излюбленных атакующих приемов / А.А. Новиков // Теория и практика физической культуры. - 2004.- №3..- С.51-53.
17. Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера/ Н.Г Озолин. - Москва., 2002. - 864 с.
18. Панков, В.А. Специальная физическая подготовка в видах спортивных единоборств / В.А. Панков // Теория и практика физической культуры. -2004. - №4. - С. 5-8.
19. Позднякова, Ю. Психологическая подготовка борцов высокого класса. / Ю. Позднякова // Институт спортивных единоборств им. И. Ярыгина. -. - 2001. - № 4. - С. 69-70.
20. Путин, В. В. Дзюдо: история, теория, практика. Оценка соревновательной деятельности/ В.В. Путин. - Архангельск: Издательство «СК», 2000. - 300 с.
21. Рапопорт, О.А. Психологическая агрессивность-обеспечение в системе подготовки защитным действиям / О.А. Рапорт // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2004. - № 1. - С. 30-31.
22. Рыбалко, Б.М. Многоуровневая система моделирования при формировании навыков владения техникой спортивной борьбы / Б.М. Рыбалко// Теория и практика физической культуры. - 2002 - №3. - С. 24-25.
23. Савчук, А.Н. Повышение двигательной активности квалифицированных борцов средствами тактико-технических установок / А.Н. Савчук //Теория и практика физической культуры. - 2007. - №7. - С. 40 - 41.
24. Салихов, Р. Спортивное мастерство/ Р. Салихов // Институт спортивных единоборств им. И. Ярыгина. - 2001. - № 4. - С. 70-72.
25. Сиротин, О.А. Возрастно-квалификационные аспекты формирования спортивного мастерства в борьбе дзюдо / О.А. Сиротин // Теория и практика физической культуры. - 1995. - №10. - С. 10-11.
26. Трутнев, П.В. Основы тренировки в дзюдо / П.В. Трутнев.- Красноярск, 2011. - 238 с.
27. Туманян, Г. С. Качество стратегии и тактики схватки. Спортивная борьба: теория, методика, организация тренировки / Г.М. Туманян. - Москва: Издательство «Советский спорт», 2000. - 280 с.
28. Туманян, Г.С. Качество стратегии и тактики схватки / Г.С. Туманян // Спортивная борьба: теория, методика, организация тренировки. - М.: Советский спорт, 2000. - С. 280.
29. Шахов, Ш. Программирование физической подготовки в видах спорта группы единоборств / Ш.Шахов // Теория и практика физической культуры. - 2005. - №6. - С. 43-47.
30. Шилов, В. Воспитание физических качеств у дзюдоистов / В. Шилов // Институт спортивных единоборств им. И. Ярыгина. - 2002.- №6. - С. 85-87
31. Шулик, Ю.А. Дзюдо. Система и борьба / Ю.А. Шулик. - Ростов н/Д: Феникс, 2006 - 306-317 с.
32. Шулика, Ю.А. Унификация защитных действий в самбо и дзюдо / Ю.А. Шулика // Теория и практика физической культуры. - 1994. - №11. - С. 1415.
33. Шумилин, А.П. Формирование мотивации результативной соревновательной деятельности юных дзюдоистов: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 /Александр Петрович Шумилин. - Красноярск, 2003. - 400 с.
34. Ягелло, В. Динамика развития скорости у дзюдоистов 11-17 лет / В. Ягелло // ФК: воспитание, образование, тренировка. - 2002. - №1. - С. 58-60.
35. Ямасита, Я. Боевой дух дзюдо: Уникальная техника мастера / Я. Ямасита. - Москва : ФАИР-ПРЕСС. - 2004. - 192 с.

Вопрос-ответ:

Как формируется техника двигательных действий в дзюдо?

Формирование техники двигательных действий в дзюдо происходит через систематическую тренировку и повторение технических элементов. Сначала спортсмены осваивают базовые движения, затем переходят к более сложным комбинациям. Тренеры используют различные упражнения и дриллы для развития специфических навыков в борьбе.

Как происходит технико-тактическая подготовка в дзюдо?

Технико-тактическая подготовка в дзюдо включает в себя изучение различных приемов и тактик борьбы. Спортсмены учатся анализировать ситуацию на татами и выбирать наиболее эффективные действия. Они также тренируются на взаимодействие с соперником, обучаются правильно позиционироваться и использовать свои сильные стороны.

Как происходит физическая подготовка дзюдоиста?

Физическая подготовка дзюдоиста включает в себя различные виды тренировок, включая силовые упражнения, кардиотренировки и гибкость. Спортсмены развивают выносливость, силу и быстроту, чтобы иметь преимущество во время борьбы. Они также работают над развитием гибкости для выполнения технических элементов и защиты от приемов соперника.

Как организовывается исследование в дзюдо?

Исследования в дзюдо организуются через проведение различных научных экспериментов и наблюдений. Ученые и тренеры собирают данные о спортсменах, их физической подготовке и технических навыках. Они также анализируют соревнования и изучают тактику успешных борцов. Исследования помогают развивать новые методики обучения и повышать эффективность тренировок.

Как повысить эффективность применения контактирующих технических действий в борьбе дзюдо?

Эффективность применения контактирующих технических действий в борьбе дзюдо можно повысить через постоянную тренировку и совершенствование навыков. Спортсмены должны отрабатывать эти действия в различных ситуациях и условиях. Также важно анализировать ошибки и учиться из них. Тренеры могут использовать видеозаписи и специальные тренировочные упражнения для развития контактирующих техник.

Какая методика обучения технике двигательных действий в дзюдо?

Одна из методик обучения технике двигательных действий в дзюдо включает поэтапное формирование навыков выхода на атаку, удержания и защиты, с использованием множества тренировочных упражнений и ситуационных игр.

Какие методы исследований применяются в дзюдо?

В дзюдо применяются различные методы исследований, включая наблюдение, анкетирование, физиологические измерения, анализ видеозаписей и другие.

Как повысить эффективность применения контактирующих технических действий в борьбе дзюдо?

Для повышения эффективности применения контактирующих технических действий в борьбе дзюдо можно использовать такие методы, как систематическая тренировка с партнером, анализ техники и тактики с помощью видеозаписей, разработка индивидуальной стратегии и многое другое.