Развитие координационных способностей у слабовидящих детей младшего школьного возраста на уроках по адаптивной физической культуре
Заказать уникальную дипломную работу- 70 70 страниц
- 44 + 44 источника
- Добавлена 19.07.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. АНАЛИЗ НАУЧНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЕ 6
1.1. Понятие и виды координационных способностей 6
1.2 Понятие и сущность координационных способностей, особенности развития координации движений у детей младшего школьного возраста с нарушением зрения 13
1.3.Методы развития и оценки координационных способностей у слабовидящих детей младшего школьного возраста на уроках по адаптивной физической культуре 27
ГЛАВА II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 35
2.1.Цель и задачи исследования 35
2.2.Методы исследования 35
2.3.Организация исследования 40
ГЛАВА III. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУР 42
3.1.Методика развития координационных способностей у слабовидящих детей младшего школьного возраста 42
3.2. Результаты исследования 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 73
Повторить 6 раз.Исходное положение - руки на пояс, на счет «1» - упор присев, на «2» - исходное положение. Повторить 6-8 раз.Исходное положение - ноги вместе, руки вдоль туловища, четыре прыжка - ноги вместе, руки к плечам, четыре - ноги врозь, руки в стороны. Выполнить 24 прыжка.Ходьба на месте со сменой положения рук (на пояс, к плечам, вперед, в стороны, за голову, вверх).Основная часть:1. Игра «Узнай по голосу».Все играющие, взявшись за руки, образуют круг, водящий стоит в центре. Игроки по сигналу водящего начинают двигаться по кругу вправо (влево), приговаривая:Мы немножко порезвились,По местам все разместились.Ты загадку отгадай,Кто назвал тебя, узнай.С последними словами все останавливаются, и игрок, до которого во время движения по кругу водящий дотронулся рукой, называет его по имени измененным голосом, так, чтобы тот его не узнал. Если водящий узнает игрока, они меняются ролями, если же он ошибся, то продолжает водить.2. Игра «Горячий мяч».Дети встают в круг на расстоянии 10 сантиметров друг от друга. Озвученный мяч находится в руках одного из игроков. По команде ведущего мяч с максимальной скоростью передается из рук в руки.Заключительная часть:Упражнение на восстановление дыхания: исходное положение - основная стойка. Поднять руки перед собой, подтянуться на носках - сделать глубокий вдох, присесть - продолжительный выдох. Повторить 8 - 10 раз.Обсуждение с учащимися, какие задания показались наиболее интересными. Задание на дом.Учащиеся с большим удовольствием участвовали в игровой деятельности, охотно выполняли групповые задания, проявляли творческий подход к выполнению некоторых упражнений и закрепляли с родителями полученные на занятиях навыки.На последнем занятии было проведено повторное тестирование уровня развития координационных способностей учеников.3.2. Результаты исследованияТаблица 1.Диагностика «дифференцировочной способности» в экспериментальной (ЭГ) и контрольной группе (КГ)№ п/пЭкспериментальная группа УровеньКонтрольная группа Уровень№упр.123456№ п/п.1234561121111Ниже среднего1111111Низкий2322212Средний2121212Ниже среднего3122212Средний3121212Средний4111111Низкий4111111Низкий5222222Средний5212222Средний6122111Ниже среднего6111111Низкий7111212Ниже среднего7121211Ниже среднего8122232Средний8222122Средний9122222Средний9112222Ниже среднего10111111Низкий10111111Низкий11212112Ниже среднего11212112Ниже среднего12322222Выше среднего12111111Низкий13121111Ниже среднего13122121Ниже среднего14111111Низкий14121111Ниже среднего15111111Низкий15112121Ниже среднегоИз таблицы видно, что в обеих группах результаты не удовлетворительные, так выявлено детей с низким уровнем в ЭГ развития координации:4 человека, что составляет 27%, с уровнем ниже среднего 5 человек, а это 33%,со среднем уровнем в ЭГ, выявлено также 5 человек (33%),и с уровнем выше среднего развития координации, всего у человек (7%).Высокого уровня развития координации на данном этапе эксперимента в экспериментальной группе не выявлено, так как дети относиться группе детей с ограниченными возможностями здоровья.В КГ результаты следующие: с низким уровнем развития координации выявлено 5 человек (40%), с уровнем ниже среднего развития координации выявлено 7 человек, а это 47%,со средним уровне 2 человека (13%).Как и в ЭГ высокого уровня развития координации на данном этапе эксперимента не выявлено. Наглядно это представлено на рис.1Рис.1 Уровни «дифференцировочных способностей» в экспериментальной (ЭГ) и контрольной группе (КГ)Далее нами было проведено диагностика «реагирующий способности» данные предложены в таблице 2.Таблица 2.Диагностика «реагирующий способности» в экспериментальной и контрольной группе№ п./пЭкспериментальная группаКонтрольная группаБаллыУровеньБаллыУровень12Ниже среднего1Низкий23Средний2Ниже среднего32Ниже среднего2Ниже среднего42Ниже среднего1Низкий53Средний3Средний61Низкий1Низкий72Ниже среднего2Ниже среднего82Ниже среднего3Средний93Средний2Ниже среднего101Низкий1Низкий112Ниже среднего2Ниже среднего124Выше среднего1Низкий132Ниже среднего2Ниже среднего141Низкий2Ниже среднего151Низкий2Ниже среднегоУ детей, как в КГ, так и в ЭГ не наблюдалась четкости выполнения упражнений, у многих детей был не правильный переход от одного упражнения к другому (слитность выполнения упражнений), наблюдались значительные ошибки при переходе от одного упражнения к другому, правильность выполнения упражнения было на 2-3 повторе.Присутствовали выполнение упражнений с ошибками.В ходе анализа способностей к реагирующей способности, нами были выявлены следующие уровни: так в ЭГ, мы обнаружили следующие результаты:Низкий уровень выявлен у 4 испытуемых (27%), уровень ниже среднего составляет 53%, а это 8 человек, и средний уровень выявлен у 3 человек(20%).Результаты развития координации в КГ следующие:Низкий уровень выявлен развития координации у 5 человек, а это 34%, уровень ниже среднего обнаружен у 8 испытуемых (53%), средний уровень развития координации составляет 13%, а это 2 человека.Высокого уровня развития координации, как в КГ так и в ЭГ на данном этапе эксперимента не выявлено. Наглядно это представлено на рис. 2Рис.2 Уровни «реагирующих способностей» в экспериментальной (ЭГ) и контрольной группе (КГ)Далее нами было проведена диагностика «способностей к равновесию», данные по группы в таблице 3.Таблица 3.Диагностика «способностей к сохранению равновесию » в экспериментальной (ЭГ) и контрольной группе (КГ)№ п/пЭкспериментальная группаКонтрольная группа1 задание2заданиеУровень1 задание2заданиеУровень121Ниже среднего11Низкий221Ниже среднего11Низкий311Низкий11Низкий421Ниже среднего11Низкий521Средний21Ниже среднего611Низкий12Ниже среднего722Средний21Ниже среднего811Низкий22Средний922Средний21Ниже среднего1011Низкий11Низкий1112Ниже среднего12Ниже среднего1222Средний11Низкий1311Низкий12Ниже среднего1411Низкий11Низкий1511Низкий21Ниже среднегоИз таблицы видно, что у детей с нарушением зрения, как в КГ, так и в ЭГ в основном преобладает низкий и средний уровни в развитии способности к сохранению равновесия. Из стойки на лопатках перекат вперед в стойку на одной ноге, другую назад, руки на пояс. У детей наблюдалось не уверенное выполнение заданий, у многих была плохая фиксация тела. Отмечено в обеих группах нарушение слитности и переступания.В задание передвижение в приседе по наклонной скамейке, прикрепленной к гимнастической стенке, многие дети были излишни, скованны и напряженны. Преимущественно низкое развитие способности к сохранению равновесия у детей с нарушением зрения объясняется недостаточным зрительным контролем за положением тела в пространстве.Так в ЭГ развития координации мы выявили следующие уровни развития «способностей к равновесию»: Низкий уровень выявлен у 7 испытуемых (46%),уровень ниже среднего составляет 27 %,а это 4 человек, и средний уровень выявлен так же у 4 человек (27%).Результаты в КГ развития координации следующие:Низкий уровень выявлен у 7 человек, а это 47 %,уровень ниже среднего обнаружен так же у 7 испытуемых (47 %),средний уровень составляет 6%,а это 1 человек.Высокого уровня развития координации, как в КГ, так и в ЭГ на данном этапе эксперимента не выявлено. Наглядно это представлено на рис.3Рис.3 Уровни « способностей к равновесию» в экспериментальной (ЭГ) и контрольной группе (КГ)Далее нами была проведена диагностика «способностей к ориентации в пространстве», результаты диагностики представлены в таблице 5. Таблица 5.Диагностика « способности к ориентации в пространстве» в экспериментальной и контрольной группе№ п/пЭкспериментальная группаКонтрольная группаБаллыУровеньБаллыУровень17,1 Ниже среднего7,9Низкий27.6Низкий7,6Ниже среднего37,7Низкий7,7Низкий47,3Ниже среднего8,1Низкий56,9Средний6,3Средний67,9Низкий7,7Ниже среднего78Низкий 7,7Низкий87,6Ниже среднего5Средний97,8Низкий7,5Ниже среднего108,2Низкий7,6Ниже среднего117,3Ниже среднего7.6Низкий 126,3Средний7,4Низкий137,1Ниже среднего7,3Ниже среднего147.6Низкий7,9Низкий157,7Низкий7,3Ниже среднегоИз таблицы видно, что способность к ориентации в пространстве у детей с нарушением зрения в тесте находится на низком уровне развития. Так в ЭГ мы выявили следующие уровни развития «способностей к ориентацию в пространстве»: Низкий уровень выявлен у 8 испытуемых (53 %),уровень ниже среднего составляет 40 %,а это 40% человек, и средний уровень выявлен у 2 человек (7%).Результаты в КГ следующие:Низкий уровень выявлен у 7 человек, а это 47 %,уровень ниже среднего обнаружен так же у 6 испытуемых (40 %),средний уровень составляет 13%.Высокого уровня, как в КГ, так и в ЭГ на данном этапе эксперимента не выявлено. Наглядно это представлено на рис.4Рис.4 Уровни « способностей к ориентации в пространстве» в экспериментальной (ЭГ) и контрольной группе (КГ)Таким образом, проведенное тестирование по изучению КС детей с нарушением зрения позволяет отметить, что дети с нарушением зрения как в КГ, так и в ЭГ значительно отстают по уровню развития дифференцировочной способности, реагирующей способности, способности к сохранению равновесия. Сниженный уровень координации объясняется патологическими изменениями в работе слухового анализатора, который является ведущим в обеспечении двигательных действий. Вследствие этого затрудняется пространственная ориентировка, задерживается формирование двигательных навыков и освоение новых движений, и все это ведет к снижению двигательной активности (гипокинезии).Это связано с изменением интересов и потребностей детей, увеличением доли интеллектуальных занятий, в связи, с чем уровень координации падает, важно при этом использовать эффективные методы работы.Таким образом, в ходе проведения констатирующего эксперимента по изучению координации детей с нарушением зрения детей мы выявили, что детей с нарушением зрения как в КГ так и в ЭГ значительно отстают по уровню развития дифференцировочной способности, реагирующей способности, способности к сохранению равновесия. Полноценное развитие детей с нарушением зрения невозможно без физического воспитания, обеспечивающего не только необходимый уровень физического развития, но и коррекцию отклонений различных сфер деятельности ребенка.У большинства детей с нарушением зрения четко прослеживается недостаточный уровень сформированности координационных способностей, которые лежат в основе бытовых, двигательных навыков и умений человека, в связи с чем, коррекция и развитие координационных способностей у данной категории детей имеет большое значение для их адаптации и реализации в обществе.Специфические особенности развития детей с нарушением зрения требуют поиска специальных методов и приемов работы по физическому воспитанию, имеющих единую целевую направленность - коррекцию и развитие двигательной сферы ребенка с помощью настольного тенниса. Цель эксперимента в оценки эффективности реализованных на практике педагогических условий. На этом этапе мы применяли те же методики, что и в ходе констатирующего эксперимента.Таблица 6.Диагностика «дифференцировочной способности» в экспериментальной (ЭГ) и контрольной группе (КГ), контрольный эксперимент№ п/пЭкспериментальная группа УровеньКонтрольная группа Уровень№упр.123456№ п/п1234561222122Средний1211111Низкий2323222Выше среднего 2121212Ниже среднего3232223Выше среднего3121212Средний4221212Средний4112111Ниже среднего5222222Средний5212222Средний6222222Средний6111111Низкий7222222Средний7121211Ниже среднего8232332Высокий8222122Средний9223232Выше среднего9112222Ниже среднего10221212Средний 10111111Низкий11222122Средний 11111112Низкий12322323Высокий12111111Низкий13221212Средний13212211Ниже среднего14221212Средний14121111Ниже среднего15212122Ниже среднего15121121Ниже среднегоИз таблицы видно, что в группах результаты значительно различны , так не выявлено детей с низким уровнем развития координации в ЭГ: с уровнем ниже среднего только 1 человек, а это 7%,со среднем уровнем в ЭГ, выявлено 9 человек (60%),и с уровнем выше среднего развития координации 3 человека (20%),примечательно, что на данном этапе эксперимента выявлен высокий уровень развития координации у 2 человек, а это 13%.В КГ результаты следующие: с низким уровнем развития координации выявлено 5 человек (33%), с уровнем ниже среднего развития координации выявлено 7 человек, а это 47%,со средним уровне 3 человека (20 %).Как и в констатирующем эксперименте, высокого уровня на данном этапе эксперимента не выявлено. Наглядно это представлено на рис.5Рис.5 Динамика уровней «дифференцировочных способностей» в экспериментальной (ЭГ) и контрольной группе (КГ)Далее нами было проведено повторная диагностика «реагирующий способности» данные предложены в таблице 7.Таблица 7.Диагностика «реагирующий способности» в экспериментальной и контрольной группе, контрольный эксперимент№ п/пЭкспериментальная группаКонтрольная группаБаллыУровеньБаллыУровень13Средний2Ниже среднего24Выше среднего2Ниже среднего33Средний2Ниже среднего43Средний2Ниже среднего54Выше среднего3Средний63Средний1Низкий74Выше среднего2Ниже среднего84Выше среднего3Средний94Средний2Ниже среднего103Средний1Низкий113Средний2Ниже среднего125Высокий1Низкий134Выше среднего3Средний142Ниже среднего2Ниже среднего153Средний3СреднийУ детей в ЭГ наблюдалась четкости выполнения упражнений, правильный переход от одного упражнения к другому, в основном не наблюдались ошибки при переходе от одного упражнения к другому.В ходе анализа способностей к реагирующей способности, нами были выявлены следующие уровни: так в ЭГ, мы обнаружили следующие результаты:Низкий уровень не выявлен, уровень ниже среднего развития координации составляет 7 %,а это 1 человек, средний уровень выявлен у 8 человек(53%),уровень выше среднего развития координации составляет 33%,а это 5 человек. Высокий уровень выявлен у 1 испытуемого, что составляет 7%. Результаты в КГ следующие:Низкий уровень развития координации выявлен у 3 человек, а это 20%,уровень ниже среднего развития координации обнаружен у 8 испытуемых (53%),средний уровень составляет 27 %,а это 4 человека.Так как процессе занятий повышается уровень координационных способностей детей, обеспечиваются лучшие условия для формирования умений управлять своими движениями, то есть действовать целенаправленно, продуктивно, экономично. Высокого уровня, как в КГ на данном этапе эксперимента не выявлено. Наглядно это представлено на рис.6Рис.6 Динамика уровней «реагирующих способностей» в экспериментальной (ЭГ) и контрольной группе (КГ)Далее нами было проведена диагностика «способностей к равновесию», данные по группы в таблице 8.Таблица 8.Диагностика «способностей к сохранению равновесию » в экспериментальной (ЭГ) и контрольной группе (КГ), контрольный эксперимент№ п/пЭкспериментальная группаКонтрольная группа1 задание2заданиеУровень1 задание2заданиеУровень122Средний12Ниже среднего223Выше среднего12Ниже среднего 322Средний11Низкий432Выше среднего21Ниже среднего532Выше среднего21Ниже среднего622Средний12Ниже среднего723Выше среднего21Ниже среднего822Средний22Средний922Средний21Ниже среднего1022Средний12Ниже среднего1112Ниже среднего12Ниже среднего1233Высокий22Средний1322Средний12Ниже среднего1421Ниже среднего11Низкий1522Средний21Ниже среднегоИз таблицы видно, что у детей с нарушением зрения , в ЭГ в основном преобладает средний и выше среднего уровни в развитии способности к сохранению равновесия. На этом этапе эксперимента, мы наблюдали достаточное развитие способности к сохранению равновесия у детей с нарушением зрения.Анализируя изменения показателей, характеризующих способность к равновесию испытуемых контрольной и экспериментальной групп, установили, что достоверное улучшение результатов произошло только у детей экспериментальной группы. Так в ЭГ мы выявили следующие уровни развития «способностей к равновесию»: Низкий уровень развития координации не выявлен, уровень ниже среднего составляет 13 %,а это 2 человека, средний уровень выявлен у 8 человек (53%), уровень выше среднего развития координации выявлен у 4 испытуемых, а это 27%,высокий уровень выявлен у 1 человека, что составляет 7%.Результаты в КГ следующие:Низкий уровень развития координации выявлен у 2 человек, а это 14 %,уровень ниже среднего обнаружен так же 11 испытуемых (72 %),средний уровень составляет 12 %,а это 2 человек.Высокого уровня развития координации, в КГ на данном этапе эксперимента не выявлено. Наглядно это представлено на рис.7Рис.7 Динамика уровней « способностей к равновесию» в экспериментальной (ЭГ) и контрольной группе (КГ)Далее нами была проведена диагностика «способностей к ориентации в пространстве», результаты диагностики представлены в таблице 9. Таблица 9.Диагностика « способности к ориентации в пространстве» в экспериментальной и контрольной группе, контрольный эксперимент№ п/пЭкспериментальная группаКонтрольная группаБаллыУровеньБаллыУровень15.2Средний6,9Средний26,1Средний7,6Ниже среднего37,2Ниже среднего7,7Низкий44,5Выше среднего7,3Ниже среднего53.6Высокий6,3СреднийНиже среднего5,9Средний5,7Средний76.5Средний7,7Низкий84,8Выше среднего5Средний95,7Средний7,5Ниже среднего106,4Средний7,6Ниже среднего116,3Средний6.6Средний123,1Высокий7,4Низкий134,8Выше среднего7,3Ниже среднего145.6Выше среднего7,9Низкий153,7Выше среднего7,3Ниже среднегоРазличие в изменениях показателей равновесия между экспериментальной и контрольной группой в конце педагогического эксперимента имеют более выраженное значение. Проводя сравнение показателей, характеризующую ориентационную способность и способность к согласованию движений в начале и в конце педагогического эксперимента, видно, что за этот период оказалось возможным добиться более существенных положительных изменений в экспериментальной группе.Так в ЭГ мы выявили следующие уровни развития «способностей к ориентацию в пространстве»: Низкий уровня развития координации не выявлено испытуемых, уровень ниже среднего составляет 7 %,а это 1 человек, и средний уровень выявлен у 7 человек (47%).Уровень выше среднего составляет 33%.а это 5 человек. Высокий уровень выявлен у 2 испытуемых, а это 13%.Результаты в КГ следующие:Низкий уровень развития координации выявлен у 4 человек, а это 27 %,уровень ниже среднего обнаружен так же у 6 испытуемых (40 %),средний уровень составляет 27%.Высокого уровня, как в КГ на данном этапе эксперимента не выявлено. Наглядно это представлено на рис.8Рис.8Динамика уровней « способностей к ориентации в пространстве» в экспериментальной (ЭГ) и контрольной группе (КГ)Таким образом, проведенное тестирование по изучению координации у детей с нарушением зрения позволяет отметить, что дети с нарушением зрения в КГ значительно отстают по уровню развития КС, чем в ЭГ. Таким образом, в процессе проведения контрольного исследования были определены адекватные пути педагогического воздействия, способствующие повышению уровня развития координации детей с нарушением зрения. Так, для развития координации детей с нарушением зренияцелесообразно применять настольный теннис. Особенно следует выделить положительный эффект игры в повышении развития дифференцировочной способности, реагирующей способности, способности к ориентации в пространстве, которые отмечены наибольшими темпами прироста. Количественный и качественный анализ проведенного констатирующего и контрольного экспериментов позволяет сделать вывод о том, что выбранный нами подход к развитию координации детей с нарушением зрения путем занятий настольным теннисом, получил свое оправдание и подтверждение целесообразности его дальнейшего использования. Результаты работы над темой наглядно отражены в диагностике.ЗАКЛЮЧЕНИЕШкольники с нарушением зрения отстают от нормально видящих сверстников по познавательному развитию. Их двигательная сфера характеризуется следующими особенностями:1. Недостаточная координированность движений.2. Нарушение равновесия.3. Замедленность движений и т.д.В третьем параграфе первой главы нами были рассмотрены основные современные методические принципы организации адаптивной физической культуры с школьниками, имеющими различные нарушения зрения. Среди них важны такие, как принцип доступности, системности, постепенного увеличения нагрузки, оптимальности, индивидуализации и т.д. Во второй главе нами были рассмотрены методические основы организации эмпирического исследования.Оценка координационных способностей производилась на основе комплексной программы тестирования, разработанной И.Ю. Горской, Л.А. Суянгуловой, позволяющей оценить уровень развития базовых видов координации детей с нарушением зрения. В третьей главе был проведен количественный и качественный анализ проведенного констатирующего и контрольного экспериментов позволяет сделать вывод о том, что выбранный нами подход к развития координации детей с нарушением зрения на занятиях адаптивной физкультурой, получил свое оправдание и подтверждение целесообразности его дальнейшего использования. Нами были разработаны и апробированы коррекционно-развивающие упражнения, которые составлялись с учетом медицинских требований к применению физических нагрузок. Особое внимание было уделено игровой форме занятий, в связи с тем, что в младшем школьном возрасте игровая деятельность остается ведущей.По результатам анализа динамики развития координационных способностей можно судить об успешности и эффективности проведенной работы.Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что применение разработанного комплекса упражнений оказалось эффективным, и может использоваться в дальнейшем при работе с младшими школьниками, имеющими нарушения зрения.Рассматривая изменения результатов у испытуемых, можно отметить достоверное улучшение всех исследуемых координации у детей экспериментальной группы.Мы пришли к выводу, что у детей с нарушением зрения значительно затруднена пространственная ориентировка, что задерживает формирование координации, ведет к значительному снижению двигательной и познавательной активности. В связи с этим нарушается правильная поза при ходьбе, беге, в свободном движении, в подвижных играх, нарушается координация и точность движений.У большинства детей с нарушением зрения четко прослеживается недостаточный уровень сформированности координационных способностей, которые лежат в основе бытовых, двигательных навыков и умений человека, в связи с чем, коррекция и развитие координационных способностей у данной категории детей имеет большое значение для их адаптации и реализации в обществе Таким образом, мы считаем цель нашей работы достигнутой, задачи решены, гипотеза подтверждена. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК3имницкая, Р.Э. Нормирование нагрузок, направленных на развитие координационных способностей младших школьников на уроках физической культуры [Текст] / Р.Э. Зимницкая. - Минск: Академия, 2003. - 114 с.Артамонова, Л.Л. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура : учеб.пособие для вузов / Л.Л. Артамонова, О.П. Панфилов, В.В. Борисова ; под общ. ред. О.П. Панфилова. - М. : ВЛАДОС- ПРЕСС, 2014. - 389 с.Барчуков, И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта : учебник / И.С. Барчуков ; под.общ. ред. Г.В. Барчуковой - 5-е изд. - М. : КНОРУС, 2017. - 366 с.Былеева, Л. Подвижные игры / Л. Былеева, И. Коротков, П. Яковлев. - Москва: ФиС, 2002. - 390 с.Вайнер, Э.Н. Лечебная физическая культура / Э.Н. Вайнер. - М. : КНОРУС, 2016. - 346 с. - (Бакалавриат).Гогунов, Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: учебное пособие для вузов / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. - Москва: Академия, 2000. - 288 с.Григорьева Т. А. Особенности познавательной деятельности детей с нарушением зрения : учеб.-метод. пособие / Т. А. Григорьева ; Белорус. гос. пед. ун-т. – 2-е изд. – Минск : БГПУ, 2006. – 67 с.Григорьева, С. А. Экспертная оценка координационных способностей, профессионально-значимых для бакалавров экономического профиля / С.А. Григорьева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 5 (75). - С. 47-50.Губа, В.П. Применение упражнений координационной направленности как метод физкультурно-оздоровительной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии [Текст] / В.П. Губа, Е.В. Алпацкая // Адаптивная физическая культура. - 2003. - № 2. - С. 16-19.Губа, В.П. Теория и методика современных спортивных исследований: монография / В.П. Губа, В.В. Маринич. - М.: Спорт, 2016. - 232 с.Гужаловский, А.А. Основы теории и методики физической культуры: учеб.для техникумов физ. культуры / А.А. Гужаловский. - Москва: Физкультура спорт, 1996. - 352с.Двейрина, О.А. Координационные способности: определение, понятия, классификация форм проявления / О. А. Двейрина // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 1 (35). - С. 35-38.Донской, Д.Д. Биомеханика физических упражнений / Д.Д. Донской. - Москва: ФиС, 2005. - 230 с.Евсеев, С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры : учебник / С.П. Евсеев - М.: Спорт, 2016. - 616 с.Евсеев, Ю.И. Физическая культура: учебное пособие / С. П. Евсеев. - Ростов н/Д.: Феникс, 2003. - 384 с.Еремушкин, М.А. Двигательная активность и здоровье. От лечебной гимнастики до паркура / М.А. Еремушкин. - М. : Спорт, 2016. - 184 с. : ил.Железняк, Ю.Д. Спортивные игры: учебник / Ю.Д. Железняк. - Москва: Академия, 2002, 345с.Жуков, М.Н. Подвижные игры: учебник для студентов пед. вузов / М.Н. Жуков. - Москва: ИЦ Академия, 2000. - 160с.Закиров, Р.М. Коррекционная направленность процесса обучения технико-тактическим подготовительным действиям юных дзюдоистов с нарушением зрения. Специальность 032102 (022500) - Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) : Методические рекомендации / под ред. Р.М. Закирова, В.И. Плотникова, Ю.В. Наборщиковой - Пермь: Изд-во «ОТ и ДО». - 2009. - 56 с.Занковец, В.Э. Энциклопедия тестирований / В.Э. Занковец. - М.: Спорт, 2016. - 456 с.Захарова, Н.А. Инвалидность: порядок признания, социальная защита и поддержка / Н.А. Захарова, О.В. Шашкова. - Ростов н/Д : Феникс, 2015. - 189 с.Кадыров, Р.М. Теория и методика физической культуры: учебное пособие / Р.М. Кадыров, Д.В. Морщинина. - М. : КНОРУС, 2016. - 132 с. - (Бакалавриат).Кипчаков, Б.Б. Применение подвижных игр с элементами единоборств в учебно-воспитательном процессе младших школьников / Б.Б. Кипчаков // Вестник спортивной науки. - 2018. - №5. - С. 7 - 10.Королева И. В. Дети с нарушениями зрения : книга для родителей и педагогов / И. Королева, П. Янн. – СПб. : КАРО, cop. 2011. - 240 с.Лабутина, Н.О. Физическое развитие и физическая подготовленность младших школьников с нарушением зрения [Текст] / Н.О. Лабутина // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6. - С. 19.Лях, В.И. Координационные способности: диагностика и развитие [Текст] / В.И. Лях. - М.: ТВТ Дивизион, 2016. - 290 с.Мышцы в спорте. Анатомия. Физиология. Тренировка. Реабилитация / под ред. Й.М. Йегера, К. Крюгера; пер. с нем. под общ. ред. Д.Г. Калашникова. - М. : Практическая медицина, 2016. - 408 с.Насибулина, Т.В. Организация занятий адаптивной физической культурой с детьми с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Т.В. Насибулина, И.Д. Новикова. - Сыктывкар: ГОУДПО «Коми республиканский институт развития образования», 2016. - 386 с.Омельченко, А.С. Рабочая программа по лечебной физкультуре для обучающихся младших классов с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / А.С. Омельченко. - Тамбов: Издательство Государственного научного учреждения «Средневолжский научный центр», 2011. - 255 с.Пихтов, А.Д. Координационные способности: определение, понятия, классификации форм проявления / А.Д. Пихтов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - №1. - С. 35 - 38.Плаксина, Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения [Текст] / Л.И. Плаксина. - М.: РАОИКП, 1999. - 194 с.Попова, Г.В. Адаптивная физическая культура при воспитании координационных способностей у дошкольников с депривацией зрения [Текст] / Г.В. Попова, В.П. Калюжин // Особенности формирования здорового образа жизни: факторы и условия. - 2015. - № 5. - С. 241-245.Руденко, А.М. Социальная реабилитация учеб. пособие / А.М. Руденко, С.И. Самыгин - 2-е изд. - М. : Издательство «Дашков и К», 2017. - 320 с.Сековец, Л.С. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с нарушением зрения [Текст] / Л.С. Сековец. - Нижний Новгород, Школьная пресса, 2001. - 168 с.Стахеева, О.А. Оценка координационных способностей у детей младшего школьного возраста с нарушением зрения [Текст] / О.А. Стахеева, И.А. Варенцова. - Архангельск: ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В.Ломоносова», 2015. - 290 с.Сулейманов, И.И. Основы воспитания координационных способностей: Лекция [Текст] / И.И. Сулейманов. - Омск: ОГИФК, 2001. - 46 с.Теория и методика физического воспитания детей младшего школьного возраста с практикумом : учебник для студ. / Т.Ю. Торочкова, Н.Ю. Аристова, И.А. Демина и др.; под ред. Т.Ю. Торочковой. - М. : Издательский центр «Академия», 2016. - 272 с.Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре : учебник / авт.-сост. О.Э. Евсеева, С.П.Евсеев ; под ред. С.П. Евсеева. - М. : Спорт, 2016. - 384 с. : ил.Троян, Е.И. Использование полосы препятствий для совершенствования координационных способностей / Е.И. Троян // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2013. - №1. - С. 12 - 15.Усанова, А.А. Основы лечебной физкультуры и спортивной медицины : учеб. пособие / А.А. Усанова, О.И. Шепелева, Т.В. Горячева. - Ростов н/Д : Феникс, 2017. - 253 с.Феклистова С. Н. Реализация принципа коррекционной направленности обучения детей с нарушением зрения в общеобразовательной школе / С. Н. Феклистова, С. Н. Феклистова // Кiраванне у адукацыi. – 2011. – № 6. – С. 11–16.Харченко, Л.В. Совершенствование базовых координационных способностей у школьников 8-12 лет с нарушением зрения [Текст]: автореф. дисканд. пед. наук / Л.В. Харченко. - Омск, 1999. - 19 с.Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, B.C. Кузнецов. - 11-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2013. - 480 с.Шапкова, Л. В. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии [Текст] / Под общей ред. проф. Л.В. Шап- ковой. - М.: Советский спорт, 2002. - 240 с.
1. 3имницкая, Р.Э. Нормирование нагрузок, направленных на развитие координационных способностей младших школьников на уроках физической культуры [Текст] / Р.Э. Зимницкая. - Минск: Академия, 2003. - 114 с.
2. Артамонова, Л.Л. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура : учеб.пособие для вузов / Л.Л. Артамонова, О.П. Панфилов, В.В. Борисова ; под общ. ред. О.П. Панфилова. - М. : ВЛАДОС- ПРЕСС, 2014. - 389 с.
3. Барчуков, И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта : учебник / И.С. Барчуков ; под.общ. ред. Г.В. Барчуковой - 5-е изд. - М. : КНОРУС, 2017. - 366 с.
4. Былеева, Л. Подвижные игры / Л. Былеева, И. Коротков, П. Яковлев. - Москва: ФиС, 2002. - 390 с.
5. Вайнер, Э.Н. Лечебная физическая культура / Э.Н. Вайнер. - М. : КНОРУС, 2016. - 346 с. - (Бакалавриат).
6. Гогунов, Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: учебное пособие для вузов / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. - Москва: Академия, 2000. - 288 с.
7. Григорьева Т. А. Особенности познавательной деятельности детей с нарушением зрения : учеб.-метод. пособие / Т. А. Григорьева ; Белорус. гос. пед. ун-т. – 2-е изд. – Минск : БГПУ, 2006. – 67 с.
8. Григорьева, С. А. Экспертная оценка координационных способностей, профес¬сионально-значимых для бакалавров экономического профиля / С.А. Григорьева // Уче¬ные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 5 (75). - С. 47-50.
9. Губа, В.П. Применение упражнений координационной направленности как метод физкультурно-оздоровительной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии [Текст] / В.П. Губа, Е.В. Алпацкая // Адаптивная физическая культура. - 2003. - № 2. - С. 16-19.
10. Губа, В.П. Теория и методика современных спортивных исследований: монография / В.П. Губа, В.В. Маринич. - М.: Спорт, 2016. - 232 с.
11. Гужаловский, А.А. Основы теории и методики физической культуры: учеб.для техникумов физ. культуры / А.А. Гужаловский. - Москва: Физкультура спорт, 1996. - 352с.
12. Двейрина, О.А. Координационные способности: определение, понятия, клас¬сификация форм проявления / О. А. Двейрина // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 1 (35). - С. 35-38.
13. Донской, Д.Д. Биомеханика физических упражнений / Д.Д. Донской. - Москва: ФиС, 2005. - 230 с.
14. Евсеев, С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры : учебник / С.П. Евсеев - М.: Спорт, 2016. - 616 с.
15. Евсеев, Ю.И. Физическая культура: учебное пособие / С. П. Евсеев. - Ростов н/Д.: Феникс, 2003. - 384 с.
16. Еремушкин, М.А. Двигательная активность и здоровье. От лечебной гимнастики до паркура / М.А. Еремушкин. - М. : Спорт, 2016. - 184 с. : ил.
17. Железняк, Ю.Д. Спортивные игры: учебник / Ю.Д. Железняк. - Москва: Академия, 2002, 345с.
18. Жуков, М.Н. Подвижные игры: учебник для студентов пед. вузов / М.Н. Жуков. - Москва: ИЦ Академия, 2000. - 160с.
19. Закиров, Р.М. Коррекционная направленность процесса обучения технико-тактическим подготовительным действиям юных дзюдоистов с нарушением зрения. Специальность 032102 (022500) - Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) : Методические рекомендации / под ред. Р.М. Закирова, В.И. Плотникова, Ю.В. Наборщиковой - Пермь: Изд-во «ОТ и ДО». - 2009. - 56 с.
20. Занковец, В.Э. Энциклопедия тестирований / В.Э. Занковец. - М.: Спорт, 2016. - 456 с.
21. Захарова, Н.А. Инвалидность: порядок признания, социальная защита и поддержка / Н.А. Захарова, О.В. Шашкова. - Ростов н/Д : Феникс, 2015. - 189 с.
22. Кадыров, Р.М. Теория и методика физической культуры: учебное пособие / Р.М. Кадыров, Д.В. Морщинина. - М. : КНОРУС, 2016. - 132 с. - (Бакалавриат).
23. Кипчаков, Б.Б. Применение подвижных игр с элементами единоборств в учебно-воспитательном процессе младших школьников / Б.Б. Кипчаков // Вестник спортивной науки. - 2018. - №5. - С. 7 - 10.
24. Королева И. В. Дети с нарушениями зрения : книга для родителей и педагогов / И. Королева, П. Янн. – СПб. : КАРО, cop. 2011. - 240 с.
25. Лабутина, Н.О. Физическое развитие и физическая подготовленность младших школьников с нарушением зрения [Текст] / Н.О. Лабутина // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6. - С. 19.
26. Лях, В.И. Координационные способности: диагностика и развитие [Текст] / В.И. Лях. - М.: ТВТ Дивизион, 2016. - 290 с.
27. Мышцы в спорте. Анатомия. Физиология. Тренировка. Реабилитация / под ред. Й.М. Йегера, К. Крюгера; пер. с нем. под общ. ред. Д.Г. Калашникова. - М. : Практическая медицина, 2016. - 408 с.
28. Насибулина, Т.В. Организация занятий адаптивной физической культурой с детьми с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Т.В. Насибулина, И.Д. Новикова. - Сыктывкар: ГОУДПО «Коми республиканский институт развития образования», 2016. - 386 с.
29. Омельченко, А.С. Рабочая программа по лечебной физкультуре для обучающихся младших классов с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / А.С. Омельченко. - Тамбов: Издательство Государственного научного учреждения «Средневолжский научный центр», 2011. - 255 с.
30. Пихтов, А.Д. Координационные способности: определение, понятия, классификации форм проявления / А.Д. Пихтов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - №1. - С. 35 - 38.
31. Плаксина, Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения [Текст] / Л.И. Плаксина. - М.: РАОИКП, 1999. - 194 с.
32. Попова, Г.В. Адаптивная физическая культура при воспитании координационных способностей у дошкольников с депривацией зрения [Текст] / Г.В. Попова, В.П. Калюжин // Особенности формирования здорового образа жизни: факторы и условия. - 2015. - № 5. - С. 241-245.
33. Руденко, А.М. Социальная реабилитация учеб. пособие / А.М. Руденко, С.И. Самыгин - 2-е изд. - М. : Издательство «Дашков и К», 2017. - 320 с.
34. Сековец, Л.С. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с нарушением зрения [Текст] / Л.С. Сековец. - Нижний Новгород, Школьная пресса, 2001. - 168 с.
35. Стахеева, О.А. Оценка координационных способностей у детей младшего школьного возраста с нарушением зрения [Текст] / О.А. Стахеева, И.А. Варенцова. - Архангельск: ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В.Ломоносова», 2015. - 290 с.
36. Сулейманов, И.И. Основы воспитания координационных способностей: Лекция [Текст] / И.И. Сулейманов. - Омск: ОГИФК, 2001. - 46 с.
37. Теория и методика физического воспитания детей младшего школьного возраста с практикумом : учебник для студ. / Т.Ю. Торочкова, Н.Ю. Аристова, И.А. Демина и др.; под ред. Т.Ю. Торочковой. - М. : Издательский центр «Академия», 2016. - 272 с.
38. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре : учебник / авт.-сост. О.Э. Евсеева, С.П. Евсеев ; под ред. С.П. Евсеева. - М. : Спорт, 2016. - 384 с. : ил.
39. Троян, Е.И. Использование полосы препятствий для совершенствования координационных способностей / Е.И. Троян // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2013. - №1. - С. 12 - 15.
40. Усанова, А.А. Основы лечебной физкультуры и спортивной медицины : учеб. пособие / А.А. Усанова, О.И. Шепелева, Т.В. Горячева. - Ростов н/Д : Феникс, 2017. - 253 с.
41. Феклистова С. Н. Реализация принципа коррекционной направленности обучения детей с нарушением зрения в общеобразовательной школе / С. Н. Феклистова, С. Н. Феклистова // Кiраванне у адукацыi. – 2011. – № 6. – С. 11–16.
42. Харченко, Л.В. Совершенствование базовых координационных способностей у школьников 8-12 лет с нарушением зрения [Текст]: автореф. дис канд. пед. наук / Л.В. Харченко. - Омск, 1999. - 19 с.
43. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, B.C. Кузнецов. - 11-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2013. - 480 с.
44. Шапкова, Л. В. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии [Текст] / Под общей ред. проф. Л.В. Шап- ковой. - М.: Советский спорт, 2002. - 240 с.
Вопрос-ответ:
Какие способы развития координационных способностей у слабовидящих детей младшего школьного возраста используются на уроках по адаптивной физической культуре?
Развитие координационных способностей у слабовидящих детей младшего школьного возраста на уроках по адаптивной физической культуре осуществляется различными способами. Восприятие движений учащихся с нарушением зрения улучшается благодаря использованию тактильных ощущений, а также зрительных оштимулирований, таких как яркие цвета и контрастные образы. У них развивается ориентация в пространстве, баланс, координация движений, гибкость, силовые и выносливые способности.
Какие методы используются для оценки координационных способностей у слабовидящих детей младшего школьного возраста?
Для оценки координационных способностей у слабовидящих детей младшего школьного возраста используются различные методы. Один из них - это тестирование, в ходе которого дети выполняют определенные задания и задачи, направленные на проверку их координационных навыков и умений. Также применяется метод наблюдения, при котором педагоги наблюдают за движениями детей во время физических упражнений и оценивают их координацию и точность выполнения.
Каковы особенности развития координации движений у слабовидящих детей младшего школьного возраста?
Особенности развития координации движений у слабовидящих детей младшего школьного возраста связаны с их нарушенным зрительным восприятием. Эти дети часто имеют проблемы с ориентацией в пространстве, балансом и точностью движений. Однако, с помощью специальных методик и упражнений, они могут развивать свои координационные способности и улучшать свое восприятие движений.
Какие виды координационных способностей существуют?
Виды координационных способностей могут быть разнообразными. Например, это могут быть координация зрительно-моторная, слухово-моторная, пространственно-временная и т.д. Каждый вид связан с определенным типом деятельности и требует развития соответствующих навыков и набора движений.
Какие особенности развития координации движений у детей младшего школьного возраста с нарушением зрения?
У детей с нарушением зрения развитие координации движений может быть затруднено из-за ограничений восприятия информации о собственном теле и окружающем пространстве. Это требует особого подхода к обучению и развитию координационных способностей, который учитывает специфику восприятия и взаимодействия слабовидящих детей со средой.
Какими методами можно развивать и оценивать координационные способности у слабовидящих детей?
Для развития координационных способностей у слабовидящих детей могут использоваться различные методы, такие как упражнения на улучшение моторики, игровая деятельность с элементами координации, использование специальных тренажеров и др. Оценка координационных способностей может проводиться с помощью специальных тестов, которые позволяют оценить точность и согласованность движений.
Почему развитие координационных способностей важно для слабовидящих детей?
Развитие координационных способностей важно для слабовидящих детей, так как это помогает им лучше ориентироваться в пространстве, управлять своими движениями, развивать моторику. Координация является основой для осуществления многих повседневных действий, поэтому ее развитие способствует повышению самостоятельности и адаптации слабовидящих детей в обществе.
Какие существуют методы развития и оценки координационных способностей у слабовидящих детей младшего школьного возраста?
Существует несколько методов развития и оценки координационных способностей у слабовидящих детей младшего школьного возраста. Некоторые из них включают специальные упражнения и игры, направленные на развитие моторики и координации движений. Другие методы включают оценку уровня координационных способностей с помощью специальных тестов или анкет, которые позволяют определить уровень развития координации у ребенка. Важно подобрать методы, которые будут наиболее эффективными и удобными для каждого конкретного ребенка.
Почему развитие координационных способностей особенно важно для слабовидящих детей младшего школьного возраста?
Развитие координационных способностей особенно важно для слабовидящих детей младшего школьного возраста, так как у них зрительная система работает с ограничениями или нарушениями. Координация движений позволяет им лучше ориентироваться в пространстве, контролировать свое тело и выполнять различные двигательные задачи. Это помогает им улучшить свои спортивные навыки и участвовать в физической активности наравне с другими детьми. Кроме того, развитие координационных способностей может способствовать улучшению рабочей памяти, концентрации внимания и общей саморегуляции.
Какие виды координационных способностей существуют и как они развиваются у детей младшего школьного возраста?
Существует несколько видов координационных способностей, и каждый из них развивается у детей младшего школьного возраста по-своему. Например, координация двигательных навыков развивается через выполнение различных комплексных движений, таких как прыжки, бег и метание. Ритмическая координация развивается через музыкальные игры и танцы. Пространственная координация развивается через задания, которые требуют ориентации в пространстве и перемещения по заданному маршруту. Важно предоставлять детям возможность участвовать в разнообразных физических активностях и играх, которые способствуют развитию различных видов координационных способностей.