Современные макроэкономические проблемы России

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Макроэкономика
  • 38 38 страниц
  • 24 + 24 источника
  • Добавлена 08.07.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1.Теоретические аспекты макроэкономических проблем России 5
1.1. Характеристика российской экономики 5
1.2. Российская модель государственного регулирования 11
2.Особенности современных макроэкономических проблем России 15
2.1 Развитие российской экономики 15
2.2 Основные влияющие факторы на рост российской экономики 17
3. Инновационно-инвестиционная политика России 23
3.1 Основные функции государственной организации в инновационной сфере 23
3.2 Методы и стратегии государственной поддержки инноваций 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36

Фрагмент для ознакомления

Кроме того, необходимо, используя стратификационный подход, комплексно решать задачи государственного регулирования инновационной деятельности СЭС. Эти задачи удобнее рассматривать блоками. На первую строчку предлагается поместить организационное обеспечение, позволяющее сократить технико-технологическое отставание нашей страны, достичь плановых значений важнейших экономических показателей, создать благоприятные условия для развития инновационной инфраструктуры регионов, обеспечив охрану окружающей среды, энергосбережение и создание конкурентоспособной продукции. В данном контексте эффективность экономики, обусловлена интересами и целями их экономических субъектов и вектором эффективного управления системой ресурсного обеспечения инновационной деятельности. Успешного результата — выведения национальной экономики на рельсы эффективного и устойчивого функционирования —предлагается достичь при соблюдении требований к научной обоснованности, своевременности, комплексности и системности применения инновационной деятельности.3.2 Методы и стратегии государственной поддержки инновацийПредпочтительной при формировании инновационной системы предлагается платформа «треугольник», дополняющая и корректирующая взаимоотношения, участвующих в инновационной деятельности структур науки, бизнеса и государства. Она же обеспечивает объединение научно-технических, экономических, финансовых и организационных факторов создания и тиражирования нововведений. Основополагающим условием будет обеспечение таких требований, при которых наука, образование и бизнес не могут больше эффективно развиваться и адаптироваться к изменениям изолированно, независимо друг от друга. Это обусловливает формирование институциональных условий, обеспечивающих государственную поддержку и развитие 50-60 крупных промышленных корпораций, интегрированных в мировое инновационное пространство.Следующий блок — инвестиционное обеспечение — объект пристального государственного участия. Учитывание внешней и внутренней конъюнктуры обусловливает интегрирование способов и форм привлечения частного и иностранного капитала к развитию наиболее высокотехнологичных и значимых отраслей отечественной промышленности.Создание условий и механизмов, обеспечивающих соответствие современных требований к конкурентоспособности отечественной наукоемкой продукции, становится ориентиром действий, направленных на решение приведенных задач, включающих в себя:- обеспечение юридического сопровождения на всех стадиях развития производства наукоемкой продукции;- мониторинг приоритетов конкурентоспособных инноваций и технологий;- создание дорожных карт реструктуризации производственных мощностей;- ресурсное обеспечение проектных параметров мерами государственного протекционизма;- секвестирование структур, не обеспечивающих эффективность управления параметрами инновационных процессов.Оценку эффективности управления инновационными процессами удобнее проводить, выделяя мезоуровень в экономике. Это обусловлено необходимостью учитывания вклада в общий процесс многих элементов и структур социально-экономических систем.Применительно к регионам России данный подход позволяет получить структурную композицию следующего плана: природная, технологическая, функциональная, институциональная и представление о стейкхолдерах, проявляющих заинтересованность в развитии. К ним предлагается отнести всех участников, обеспечивающих логическое завершение инновационных процессов, например, исполнительные или законодательные учреждения, образовательные или научно-исследовательские организации и т. д.Тезис, сформулированный исследователями о примерности более развитой страны для других стран, обусловлен наличием обратной связи за счет нереализованных или неучтенных возможностей инновационного потенциала общества. Их выявление, использование исторического опыта оказывают существенное воздействие на общемировые тенденции и особенности протекания экономических процессов. В XXI в. доминантой долговременной стратегии развития российской экономики должна стать ответная реакция на существующие вызовы. Предпосылками адаптации экономики в информационном обществе будут высокий уровень развития науки и образования, инновационная активность, а также:- использование мирового опыта формирования локальных и распределенных центров науки и производства или их взаимодействие в виде хабов;- внедрение современных стандартов, обеспечивающих доступность к информации на всех стадиях организации бизнеса;- создание оптимальных условий локомотивным инновационным структурам, наиболее оптимально реализующих преимущества и локализующих недостатки территориального распределения;- формирование инфокоммуникативного сопровождения инновационных процессов, развивая систему образования, социальную и транспортную инфраструктуры;- совершенствование собственной конкурентоспособной национальной идеи на платформе уникальности инноваций и передовых технологий.Указанные вызовы направлены на создание тормозящих развитие инновационной среды условий, формирование пути движения к вершине инновационного развития по ее периферийной части, в то время как ведущие страны сосредоточили усилия на создании условий для высокотехнологичного лифта. Несмотря на исторический опыт двух десятилетий, создание национальной инновационной системы для нашей страны является и сегодня главным приоритетом государства. Таким образом, признание активной роли государства в формировании и реализации приоритетов российской промышленности является исходной методологической предпосылкой государственного регулирования инновационной деятельности в социально-экономических системах. Этот вывод позволит сформулировать основные цели государственного регулирования инновационной деятельности:- обеспечение результатов интеллектуального труда мировым стандартам;- совершенствование охраны объектов интеллектуальной собственности;- мониторинг условий, препятствующих конкуренции в научной сфере;- лоббирование приоритетных направлений научной деятельности;- ретрансляция накопленного научного мирового опыта для развития инновационных разработок;- стратификация подходов к формированию и развитию высокотехнологичных секторов экономики.Для достижения целей государственного регулирования инновационной деятельности, обеспечивающих повышение конкурентоспособности российской экономики на современном этапе, предлагается:- проводить средне- и долгосрочные анализы вызовов, окон возможностей;- разрабатывать долгосрочные сценарии, обеспечивающие спрос на продукцию наукоемкого сектора;- создавать условия для функционирования рынков инноваций.В данном контексте организация функционирования инновационных структур на мезо- и макроуровнях рассматривается в прямой взаимосвязи с эффективным государственным регулированием. Государство должно взять на себя функцию управления институциональными особенностями инновационной деятельности социально-экономических систем.Целесообразно отметить роль главного приоритета государственного регулирования инновационной деятельности —эффективно действующего механизма по реализации мероприятий, направленных на улучшение инновационного климата. Указанный механизм предназначен, во-первых, для осуществления непрерывного процесса воспроизводства знаний, информации, инноваций и технологий. Во-вторых, для концентрации лучших интеллектуальных, трудовых и материальных ресурсов на приоритетных или перспективных направлениях. В-третьих, обеспечивать экономическое стимулирование распространения нововведений. В-четвертых, локализовывать неэффективные технологии.Итогом государственного регулирования инновационной деятельностью СЭС является формирование тенденций, обеспечивающих научно-техническое и организационное обновление социально-экономических систем. Процесс обновления направлен на реструктуризацию воспроизводственных и технологических структур высокотехнологичных секторов экономики. Ожидаемый результат при предоставлении условий для интеграции науки и высшего образования обеспечит повышение конкурентоспособности инновационной продукции за счет освоения перспективных ниш на рынках инноваций и инновационных ресурсов. Это обусловит формирование условий, обеспечивающих условия для безопасного проживания страны и ее жителей.При осуществлении государственного регулирования инновационной деятельности необходимо учитывать его основные закономерности развития, которые проявляются как тенденции и саморегуляции мезоуровневой СЭС, под которой предлагается понимать систему, чьи элементы функционально обеспечивают саморегулирование независимо от динамики протекающих инновационных процессов на мезоуровне.Разработка и реализация стратегий, указанных в начале параграфа, позволит в сжатые сроки обеспечить эффективность процедуры государственного регулирования инновационной деятельности в экономике России при ее окончательном переходе на инновационный путь развития. Их основное содержание состоит в следующем: формирование эффективной национальной инновационной системы, осуществление инновационного обновления СЭС, повышение конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынках и создание реальных предпосылок создания полицентричной пространственной структуры экономики, объединяющей каркас многочисленных центров экономического роста.Для этого необходима дальнейшая консолидированная деятельность на государственном уровне по разработке новой экономической парадигмы —внедрение в практику принятия управленческих решений во времени и в пространстве, влияющих на формирование инновационной среды. Цель, с одной стороны, — нейтрализация (минимизация) воздействий объективно худших условий для создания и функционирования целостного и самодостаточного статуса «полюса» мирового экономического роста национального воспроизводственного комплекса. С другой, — максимально полное использование объективных преимуществ России, в том числе в научной сфере. Достижение декларируемых целей сдерживается рядом объективных доминант.К их числу предлагается относить следующие:- макроэкономические показатели не в полной мере отражают позиционирование среди стран мира;- несвоевременность корректировки стратегий развития приводит к неэффективному использованию инновационного потенциала.Необходимо отметить институциональные аспекты государственного регулирования инновационной деятельности СЭС, выраженные следующими взаимосвязанными положениями:1. Инновационная деятельность обеспечивается за счет эффективного государственного регулирования СЭС, обеспечивая возможность достижение целей и рассматривается всеми заинтересованными участниками в качестве необходимого процессного условия.2. Параметры государственного регулирования инновационной деятельностью определяются целевыми установками, обеспечивающими безопасность страны и разработки стратегических превентивных мер.3. Эффективное ресурсное обеспечение инновационной деятельности социально-экономической системы инициирует ответственное поведение провайдеров, устраняющих структурное и секторальные перекосы.ЗАКЛЮЧЕНИЕОтсутствие значительного экономического роста в России за годы реформ привело к тому, что рейтинг России по экономическому потенциалу среди стран мира серьезно понизился. Если посчитать размер валового внутреннего продукта России по паритету покупательной способности, то в 1990 г. Россия по объему валового внутреннего продукта серьезно уступала только США и немного уступала Японии, опережая все другие страны мира. Сегодня Россия занимает уже 614 место по этому показателю с объемом ВВП по ППС 3,8 трлн долл., уступая Германии, Японии, Индии, США и Китаю. Пока Россия практически топталась на месте, развитые страны увеличили валовой внутренний продукт за 25 лет в 1,8 раза, а развивающиеся страны – в 3,3 раза. Так что мировой прирост валового внутреннего продукта составил 2,4 раза. Доля России в мировой экономике снизилась более чем в 2 раза. Через несколько лет, если мы не преодолеем стагнацию, нас обойдет Южная Корея, которая отстает от нас по ВВП на 1%.России предстоит пройти период важных институциональных преобразований. Наша страна – страна огромного экономического потенциала и больших неиспользованных возможностей. У нас есть все условия и предпосылки для перехода к ускоренному и устойчивому социально-экономическому развитию, в результате которого, при показанных здесь темпах экономического роста, наша страна в 2030–2035 гг. по основным экономическим и социальным показателям войдет в состав развитых стран, а к 2035–2040 гг. достигнет уровня самых развитых стран мира.Государственное регулирование экономики работает на принципах для условий переходного периода, одними из которых являются: перенесение ответственности с региона, если он не в состоянии решить возникшую экономическую проблему, реализация процедур государственного регулирования региональной экономики в режиме особой ответственности с нормативным закреплением, воздействие на регион учитывая вектор его развития.В условиях трансформационных преобразований экономки финансовая система является важным инструментом определения приоритетных направлений воздействия государства на экономические и социальные процессы. Направленность механизма управления финансовой системы на решение совокупности имеющихся вопросов предполагает концентрацию, распределение и перераспределение финансово-экономических ресурсов, переориентацию экономики к инновационной модели развития и достижению сбалансированного социально-экономического развития страны, повышение уровня платежеспособности населения. Совершенствование финансовой политики государства должно сопровождаться улучшением уровня институциональной среды финансового механизма экономического роста.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫБюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 15.04.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. N 31 ст. 3823Андреев А.В., Борисова Л.М., Плучевская Э.В. Региональная экономика. СПб, 2015. С.34Анищенко В. А. Интеграция образования, науки и производства как факторразвития научно-инновационного потенциала вуза // Высшее образование в России. 2014. № 7. С. 128-135.Асмолова М. С. Теоретический подход к институализации форм управления ресурсным обеспечением инновационной деятельности // Вестник ВГУИТ. 2016. № 4. С. 422-426.Атанов Н. И. Анализ финансовых аспектов инновационного процесса в Российской Федерации // Вестник ИрГТУ. 2016. № 12. С. 281-287.Видяпин В.И., Степанова М.В. Региональная экономика. М.: ИНФРА-М, 2015. С. 41Горина А.П. Курс России на инновационное развитие экономики // Молодой ученый. 2015. №9. С. 176-180Запольский А.Д. Развитие информационного обеспечения бизнес-структур // IntelligencePlus. 2016. № 1 (1). С. 38-43.Казакова Н. В. Некоторые аспекты интеграции вузовской науки в национальную инновационную систему // Актуальные проблемы экономики именеджмента. 2016. № 4. С. 25-28.Калмыков С. В. Математические методы в управлении подготовкой спортсменов // Вестник Бурятского государственного университета. 2016. № 13. С. 59-62.Кучумов А. В. Актуальные аспекты современных интерпретаций больших циклов Н. Д. Кондратьева // Экономика и предпринимательство. 2016. № 3-2. С. 1024-1027.Лысяк Л. В. Бюджетная политика в системе государственного регулирования социально-экономического развития: [монография]. М.: Акад. фин. упр., 2015.С. 88.Малов В. Ю. Теоретические обоснования региональных стратегий? // Мир новой экономики. 2016. № 1. С. 57.Маховикова, Г. А. Экономическая теория: учебник и практикум для академического бакалавриата. – 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2017. С. 76.Россия в цифрах. 2016: Крат. стат. сб. / Росстат. М., 2016.С. 79.Сидоров В.А. Экономическая теория: учеб. для вузов. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2018. С. 129–131.Сироткина Н. В. Промышленная политика: концепция и механизм формирования и реализации. Воронеж: Научная книга, 2016. 258 с.Среднесрочная программа социально-экономического развития России до 2025 года «Стратегия роста». М.: Институт экономики роста им. П.А. Столыпина. 2017, 28 февр.Теория финансов / Под ред. проф. В.М. Федосова, С.И. Юрия. М .: Центр учебной литературы, 2014. С. 57Цыренов Д. Д. Производительные силы и новые возможности их развития вусловиях необходимости модернизации экономики // Вестник Бурятского государственного университета. 2015. № 2. С. 84-87.Шадиева Д. Анализ мировых тенденций финансирования инновационной деятельности // Издание МГИМО МИД России Мировое и национальное хозяйство, №2 (37), 2016.Всемирный доклад о счастье в 2017 г. / Рейтинг самых счастливых наций мира. 2017. fakti.ictv/ua.Путин: российский несырьевой экспорт за шесть лет должен удвоиться до $250 млрд в год // ТАСС, 01.03.2018. URL: http://tass.ru/ekonomika/4998573Томова М. Б., Дедушева Л. А. Инновационный подход экономического развития российской Федерации на современном этапе // Интернет-журнал Науковедение. - 2015. - №2 (27). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnyy-podhod-ekonomicheskogo-razvitiya-rossiyskoy-federatsii-na-sovremennom-etape

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 15.04.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. N 31 ст. 3823
2. Андреев А.В., Борисова Л.М., Плучевская Э.В. Региональная экономика. СПб, 2015. С.34
3. Анищенко В. А. Интеграция образования, науки и производства как факторразвития научно-инновационного потенциала вуза // Высшее образование в России. 2014. № 7. С. 128-135.
4. Асмолова М. С. Теоретический подход к институализации форм управления ресурсным обеспечением инновационной деятельности // Вестник ВГУИТ. 2016. № 4. С. 422-426.
5. Атанов Н. И. Анализ финансовых аспектов инновационного процесса в Российской Федерации // Вестник ИрГТУ. 2016. № 12. С. 281-287.
6. Видяпин В.И., Степанова М.В. Региональная экономика. М.: ИНФРА-М, 2015. С. 41
7. Горина А.П. Курс России на инновационное развитие экономики // Молодой ученый. 2015. №9. С. 176-180
8. Запольский А.Д. Развитие информационного обеспечения бизнес-структур // IntelligencePlus. 2016. № 1 (1). С. 38-43.
9. Казакова Н. В. Некоторые аспекты интеграции вузовской науки в национальную инновационную систему // Актуальные проблемы экономики именеджмента. 2016. № 4. С. 25-28.
10. Калмыков С. В. Математические методы в управлении подготовкой спортсменов // Вестник Бурятского государственного университета. 2016. № 13. С. 59-62.
11. Кучумов А. В. Актуальные аспекты современных интерпретаций больших циклов Н. Д. Кондратьева // Экономика и предпринимательство. 2016. № 3-2. С. 1024-1027.
12. Лысяк Л. В. Бюджетная политика в системе государственного регулирования социально-экономического развития: [монография]. М.: Акад. фин. упр., 2015. С. 88.
13. Малов В. Ю. Теоретические обоснования региональных стратегий? // Мир новой экономики. 2016. № 1. С. 57.
14. Маховикова, Г. А. Экономическая теория: учебник и практикум для академического бакалавриата. – 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2017. С. 76.
15. Россия в цифрах. 2016: Крат. стат. сб. / Росстат. М., 2016. С. 79.
16. Сидоров В.А. Экономическая теория: учеб. для вузов. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2018. С. 129–131.
17. Сироткина Н. В. Промышленная политика: концепция и механизм формирования и реализации. Воронеж: Научная книга, 2016. 258 с.
18. Среднесрочная программа социально-экономического развития России до 2025 года «Стратегия роста». М.: Институт экономики роста им. П.А. Столыпина. 2017, 28 февр.
19. Теория финансов / Под ред. проф. В.М. Федосова, С.И. Юрия. М .: Центр учебной литературы, 2014. С. 57
20. Цыренов Д. Д. Производительные силы и новые возможности их развития вусловиях необходимости модернизации экономики // Вестник Бурятского государственного университета. 2015. № 2. С. 84-87.
21. Шадиева Д. Анализ мировых тенденций финансирования инновационной деятельности // Издание МГИМО МИД России Мировое и национальное хозяйство, №2 (37), 2016.
22. Всемирный доклад о счастье в 2017 г. / Рейтинг самых счастливых наций мира. 2017. fakti.ictv/ua.
23. Путин: российский несырьевой экспорт за шесть лет должен удвоиться до $250 млрд в год // ТАСС, 01.03.2018. URL: http://tass.ru/ekonomika/4998573
24. Томова М. Б., Дедушева Л. А. Инновационный подход экономического развития российской Федерации на современном этапе // Интернет-журнал Науковедение. - 2015. - №2 (27). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnyy-podhod-ekonomicheskogo-razvitiya-rossiyskoy-federatsii-na-sovremennom-etape

Вопрос-ответ:

Каковы основные проблемы российской экономики?

Основные проблемы российской экономики включают низкую производительность труда, высокую инфляцию, зависимость от нефтяных цен, слабую инновационную активность, коррупцию, неэффективную государственную регуляцию и другие факторы.

Какие факторы влияют на развитие российской экономики?

На развитие российской экономики влияют такие факторы, как изменения на мировых рынках сырья, макроэкономическая политика государства, инвестиции, инфраструктура, уровень образования, научно-технический прогресс, демографическая ситуация и другие.

Какие функции выполняет государство в инновационной сфере России?

Государство выполняет такие функции в инновационной сфере России, как финансирование научно-исследовательских работ, создание и развитие научно-технических парков и инновационных центров, поддержка стартапов и высокотехнологичных проектов, формирование инновационной инфраструктуры, разработка правовой базы и привлечение иностранных инвестиций.

Каковы основные причины низкой инновационной активности в России?

Основные причины низкой инновационной активности в России включают ограниченный доступ к финансированию, слабую связь между научными и коммерческими секторами, недостаточную защиту интеллектуальной собственности, отсутствие эффективной системы коммерциализации научных разработок, недостаточную конкуренцию, неполное использование научного потенциала и другие факторы.

Какая роль государственного регулирования в российской экономике?

Государственное регулирование играет важную роль в российской экономике. Оно направлено на поддержку общественных интересов, стабилизацию экономики, создание благоприятных условий для бизнеса, развитие инвестиций, а также решение социальных проблем. Государство осуществляет мониторинг и анализ экономических процессов, разрабатывает и внедряет меры по регулированию экономической активности, контролирует выполнение законов и стимулирует развитие отдельных отраслей и регионов.

Какие основные проблемы существуют в российской экономике?

Основные проблемы российской экономики включают недостаточное развитие инфраструктуры, высокую зависимость от экспорта нефти и газа, слабое инновационное развитие, отсутствие конкуренции на внутреннем рынке, нарушение прав собственности, высокую степень коррупции, низкую эффективность государственного управления и др.

Каковы основные факторы, влияющие на рост российской экономики?

Основные факторы, влияющие на рост российской экономики, включают ценовую динамику на мировых рынках энергоносителей, уровень инвестиций, уровень инфляции, финансовое состояние бюджета, уровень безработицы, состояние международных отношений, доступность кредитования, уровень технологического развития и другие.

Какова роль государства в инновационной сфере?

Государство играет основную роль в инновационной сфере, оно осуществляет функции финансирования научных исследований и разработок, создания инфраструктуры для инноваций, привлечения иностранных инвестиций, обеспечения правового регулирования и уровня защиты интеллектуальной собственности, поддержки малого и среднего бизнеса, разработки и реализации государственных программ по развитию инноваций и т.д.

Какие основные функции государственной организации в инновационной сфере?

Основные функции государственной организации в инновационной сфере включают разработку и реализацию государственной политики в области инноваций, финансирование научно-исследовательских проектов, создание и развитие научно-технических парков и инновационных центров, поддержку стартапов и малого бизнеса, организацию технологического трансфера и коммерциализации научных разработок, обеспечение правового регулирования и защиты интеллектуальной собственности и др.

Какие основные проблемы современной макроэкономики России?

Одной из основных проблем является низкий уровень экономического роста. Несмотря на некоторые положительные тенденции, российская экономика не достигает высоких темпов развития, что ограничивает уровень жизни населения и ухудшает условия для бизнеса и инвестиций. Также существует проблема зависимости экономики от экспорта сырья и неэффективного использования ресурсов.

Каковы особенности российской модели государственного регулирования?

Российская модель государственного регулирования характеризуется высокой степенью вмешательства государства в экономические процессы. Государство играет значительную роль в регулировании цен, налогообложении, контроле над отраслями экономики и банковской сферой. Такая модель может ограничивать свободу предпринимательства и приводить к коррупции и неэффективному использованию ресурсов.

Какие факторы влияют на развитие российской экономики?

На развитие российской экономики влияют множество факторов. Одним из основных является уровень инвестиций. Низкий уровень инвестиций сдерживает экономический рост и ограничивает возможности для модернизации и инноваций. Также важными факторами являются качество институтов, уровень образования, научно-технический прогресс и стабильность политической и экономической ситуации.