повседневность средневековой индии глазами путешественников
Заказать уникальную курсовую работу- 37 37 страниц
- 19 + 19 источников
- Добавлена 19.07.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНДИИ КАК ГОСУДАРСТВА ВО ВРЕМЕНА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.................................................................................................7
1.1.История развития Индии во времена Средневековья..................................7
1.2. Культура Индии в Средние века.....................................................................9
ГЛАВА 2. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ИНДИЯ ГЛАЗАМИ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ.....................................................................................18
2.1. Первые путешествия на полуостров.............................................................18
2.2. Путешественники Средневековья, посетившие полуостров Индии, и их исторические заметки об увиденном..............................................……............22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ............................................36
ПРИЛОЖЕНИЯ.....................................................................................................38
Каждый день и ночь -целых четыре месяца -- всюду вода да грязь. В эти днипашут у них и сеют пшеницу, да рис, да горох, да все съестное. Вино у нихделают из больших орехов, козигундустанские называются, а брагу – изтатны. Коней тут кормят горохом, да варят кхичри с сахаром да с маслом, дакормят ими коней, а с утра дают шешни. В Индийской земле кони не водятся, их земле родятся быки да буйволы -- на них ездят и товар и иное возят, вседелают. Джуннар-град стоит на скале каменной, неукреплен ничем, богомогражден. И путина ту гору день, ходят по одному человеку: дорога узка,двоим пройти нельзя.В Индийской земле купцов поселяют на подворьях. Варят гостям хозяйки, и постель стелют хозяйки».Афанасий Никитин явно надеялся, что его «Хождение» прочтут на Руси, и активно маскировал некоторые щекотливые моменты, чтобы текст был доступен не всем. Здесь встречаются отрывки на тюркском и персидском языках, записанные кириллическими буквами. Таким образом «зашифрованы» не только наблюдения о стоимости рабов и женщин легкого поведения, но и тексты молитв, в которых есть заимствования из Корана, а также некоторые рассуждения о родине.«Бог да сохранит! Боже, сохрани ее! Господи, храни ее! На этом свете нет страны, подобной ей, хотя эмиры Русской земли несправедливы. Да устроится Русская земля и да будет в ней справедливость! Боже, Боже, Боже, Боже!».Живя в Индии и наблюдая окружающую жизнь, автор «Хожения» поневоле собирал ценнейший материал для своей книги. От его взгляда не укрылось, что знать этого государства — сплошь пришлые люди, мусульмане и в большинстве своем — иранского происхождения («хорасанцы»). А индусы, которых Афанасий называет «гундустанцами», — подвластное, покоренное «хорасанцами» население. Это вполне соответствует исторической правде: Бахманиды взяли власть на юге Индии в 1347 году, после распада другого султаната — Делийского, крупной империи, основанной в начале XIII века исламскими завоевателями из Афганистана, Ирана и Центральной Азии.О жизни мусульман Афанасий пишет мало и скупо, хотя и хорошо разбирается в их вере и обычаях. А вот с индусами, которых прежде в сердцах честил «злодеями», путешественник неожиданно сошелся поближе: «И жил я здесь до Великого поста и со многими индусами познакомился. Открыл им веру свою, сказал, что не бесерменин я, а христианин, и имя мое Афанасий, а бесерменское имя — ходжа Юсуф Хорасани. И индусы не стали от меня ничего скрывать, ни о еде своей, ни о торговле, ни о молитвах, ни об иных вещах, и жен своих не стали в доме скрывать». Вот одно из важнейших сведений «Хожения»: чтобы избежать притеснений, Никитину пришлось придумать себе новое имя и наверняка выдавать себя за мусульманина. В самом этом имени просматривается целая легенда: слово «хорасани» в ту эпоху было идентично «персу», следовательно, наш купец и говорил на фарси, и Иранскую бытовую культуру знал настолько хорошо, что мог подчас успешно изображать «хорасани» в обществе других «хорасани». Некоторые ученые даже предполагали, что тверич на деле принял ислам, но это все же ошибка. В записках он постоянно упоминает о своей преданности православию, сетует на то, что не может соблюдать посты и отмечать церковные праздники. Если бы Афанасий действительно стал искренним мусульманином, ему была бы навеки закрыта дорога на Русь, где вероотступников казнили, а поскольку принятие ислама предполагает обрезание, то скрыть этот факт представлялось бы невозможным.И еще одно частное наблюдение: то, что индусы не стали прятать от Афанасия своих жен, свидетельствует, как полагают ученые, о том, что русич был уже немолод или выглядел пожилым. Конец средних веков знаменовал собой начало эпохи великих открытий, связанных с именами Васко да Гама, Христофора Колумба, Абель Тасмана и других первооткрывателей XVII-XIX вв., в результате которых Земля превратилась в единое историческое и экономическое мировое пространство.Предпосылкой начала эпохи великих открытий послужили новые мотивы, связанные с необходимостью поиска торговых путей с Европы на Восток, свободных от арабской монополизации и более безопасных, и новые возможности. В то время совершенствовалось судостроение, был изобретен компас и астролябия, способы сохранения пищевых продуктов (засолки), появилось новое оружие, развивалась картография, которая базировалась на концепции единого мирового океана. Все это значительно стимулировало развитие мореплавания и позволило поставить его на службу государственным и торговым целям.Первой европейской страной, начавшей активно использовать мореплавание с целью открытия новых земель, стала Португалия. Португальский принц Генрих Мореплаватель (XV в.) стал инициатором систематических морских исследовательских экспедиций, главной целью которых было открытие морского пути в Индию, для чего он построил большой флот и открыл мореходную школу в Сагриши. В 1487 году с этой целью им была снаряжена экспедиция во главе с Бартоломео Диашем вдоль западных берегов Африки, которой удалось достичь ее южного края - мыса, названного Диашем мысом Бурь, в дальнейшем переименованного португальским королем Жоаном II в мыс Доброй Надежды. Но заветное желание Генриха Морехода было осуществлено только после его смерти выдающимся путешественником Васко да Гама, который в 1497-1499 годах, обогнув Африку, на своих кораблях достиг западного края Индии и вернулся оттуда с грузом золота и пряностей.В то время, когда португальцы продвигались в Индию вдоль западных берегов Африки, генуэзец Христофор Колумб предложил испанским королям другой вариант поисков этого пути - на запад, через океан.Христофор Колумб родился в 1451 году в Генуе, в семье небогатого ткача и в начале своей жизни тоже был ремесленником генуэзского цеха ткачей. Но уже в семидесятые годы XV в. он начал участвовать в морских торговых путешествиях генуэзских купцов. Увлечен идеей шаровидности Земли, он выдвинул проект поисков торгового пути в Индию через «Западный океан».Он предлагал этот проект изначально португальскому королю, потом испанцам, но все было бесполезно. Наконец королева Испании Изабелла утвердила проект и с августа 1492 года экспедиция Колумба в составе трех каравелл - «Нинья», «Пинта» и «Санта Мария» отбыла на запад для поисков пути в Индию. Удача способствовала мореплавателям, посылая им прекрасную погоду, спокойное море и попутный ветер, но длительное отсутствие земли порождала тревогу среди моряков. Назревал мятеж. Поэтому Колумб пообещал награду тому, кто первый увидит землю. 12 октября 1492 года матрос с «Пинты» Родриго де Триана впереди увидел землю. Это был один из Багамских островов в Карибском море.Во время путешествия экспедиция Колумба побывала на Кубе и Гаити. Колумб еще трижды плавал к берегам открытой им земли, но был уверен в том, что это часть азиатского материка, поэтому землю стали называть Вест-Индией (Западная Индия), а ее население - индейцами.Свое нынешнее название «Америка» материк получил по имени другого путешественника - флорентийца Америго Матео Веспуччи. Он совершил несколько путешествий в Новый Свет в составе португальских экспедиций и оставил заметки, где были живописно описаны новые земли, их флора и фауна, жизнь аборигенов. Географ из Лотарингии Мартин Вальдземюллер в книге «Введение в космографии» привел письма заметки Америго Веспуччи и предложил назвать новые территории «Земли Америго», которые постепенно превратились в название материка - Америки.Путь в Индию через Атлантику удалось открыть португальцу Фернану Магеллану (1500-1558). Он предложил свой проект сначала португальскому королю Мануэлу, а после категорического отклонения - обратился к испанскому королю. После одобрения проекта Карлом V мореплаватель Ф. Магеллан снарядил флотилию из пяти кораблей и 20 сентября 1519 года отправился из порта Санлукар-де-Баррамеда на Запад. Плавание заняло около трех лет. За это время моряки пережили голод, эпидемии цинги, на кораблях вспыхивали мятежи. Один из кораблей - «Сантьяго» - погиб, другой - «Сан-Антонио» дезертировал. Но экспедиция, исследовав восточное побережье Южной Америки, вошла в пролив, соединяющий два океана. «Историограф» экспедиции Антонио Пигафетта писал, что пролив был случайно открыт двумя кораблями, отправленными в разведку, но без Магеллана ее бы ни за что не обнаружили, потому что он единственный знал «куда следует идти, чтобы найти скрытый от глаз пролив». Океан, который встретил моряков прекрасной погодой, был назван Тихим.Обогнув земной шар, Магеллан пришел к Филиппинским островам. На острове Себу члены экспедиции встряли в междоусобную войну местных племен, в которой руководитель экспедиции погиб.Это первое кругосветное путешествие под руководством Магеллана подтвердило на практике шарообразность Земли и стала причиной многих открытий, среди которых - Магелланов пролив, Огненная Земля в Южной Америке, многочисленные острова в Тихом океане.Путешествия Колумба и его последователей положили только начало исследованию Индии, которое продолжалось еще около двух веков. Путешествия и открытия XV-XVI вв. положили начало созданию двух больших колониальных империй - испанской и португальской. В XVII-XVIII вв. Испания и Португалия перестали быть ведущими государствами в деле исследования и открытия новых земель и на первый план вышли Голландия и Англия.Во многих теоретических и исторических источниках отмечается, что путешественники видели Средневековую Индию совершенно необычной и интересной, такой, которая привлекала бы каждого.Как пишут многие источники об отзывах путешественников: «Описывать словами всю красоту творения средневековых зодчих – занятие довольно глупое и бессмысленное, такие вещи нужно просто видеть. Одно можно сказать точно, что уже во времена средневековья, Индия была очень продвинутой державой в плане архитектуры и искусства, и в этом отношении ее дворцы и великолепные храмы по многим показателям превосходят аналогичные в Европе».ЗАКЛЮЧЕНИЕЦель написания данной курсовой работы (рассмотрение и анализ основных этапов становления и развития Индии, ее культуры и обычаев, в частности, с точки зрения путешественников во времена Средневековья) достигнута, так как решены следующие задачи:1. Проанализирована история развития Индии во времена Средневековья.2. Рассмотрена культура Индии в Средние века.3. Изучены первые путешествия на полуостров.4. Рассмотрены записки путешественников Средневековья и их исторические заметки при посещении Индии.В истории Индии, как и всех государств Востока, очень трудно провести границу между древней эпохой и средневековьем. Когда в Европе происходили серьезные изменения, связанные с падением Западной Римской империи и становлением феодализма, Индия продолжала развиваться по своему привычному сценарию.Под влиянием буддизма, возникшего в Индии, но потерявшего позиции у себя на родине, в средние века образуется огромный культурный регион (Китай, Япония, Тибет, Корея, Вьетнам, Камбоджа, Непал, Таиланд, Индонезия и др.), в котором прослеживается сильное влияние классической, древней индийской культуры.Основным литературным языком в Индии был санскрит - язык индийского эпоса, религиозных текстов, художественной и научной литературы. Появляется немало произведений на пракрити - разных языках и диалектах, из которых самый известный сваи. Возникает также творчество на языках коренного населения края (дравидами).Одним из самых сильных мотивов для путешествий в этот период был именно религиозный. Во времена раннего средневековья завершилось формирование основных мировых религий - буддизма (VI-IV вв. до н. э.), христианства (I-III вв.) и мусульманства (VI-VII вв.).Характерным элементом любого религиозного культа стало паломничество - путешествие для поклонения святыням. Для приверженцев буддизма — это места странствования и храмы Будды в Китае и Индии; для мусульман - Мекка с ее священным камнем Каабы в храме Аль-Харри, Медина с могилой пророка Мохаммеда и мусульманские святыни Иерусалима.Долгое время на Руси Индию воспринимали как рай на земле: идеальную христианскую страну, где правит «царь и поп» в одном лице. Среди текстов, с которыми были знакомы средневековые читатели, можно найти «Сказание об Индийском царстве» — послание мифического индийского царя-христианина Иоанна византийскому императору Мануилу.В XV в. путешествие в Индию - через Астрахань, Дербент, Баку - осуществил русский купец Афанасий Никитин. Он отправился в это путешествие вместе с другими русскими купцами, которые собирались торговать в Прикаспийских степях и Персии.Живя в Индии и наблюдая окружающую жизнь, автор «Хожения» поневоле собирал ценнейший материал для своей книги. От его взгляда не укрылось, что знать этого государства — сплошь пришлые люди, мусульмане и в большинстве своем — иранского происхождения («хорасанцы»). А индусы, которых Афанасий называет «гундустанцами», — подвластное, покоренное «хорасанцами» население.О жизни мусульман Афанасий пишет мало и скупо, хотя и хорошо разбирается в их вере и обычаях. А вот с индусами, которых прежде в сердцах честил «злодеями», путешественник неожиданно сошелся поближе.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАлаев Л. Б., Вигасин А. А., Сафронова А. Л. История Индии. М.: Дрофа, 2010. 544 с. (Серия: Высшее образование).Бонгард-Левин Г.М. Индия и античный мир / Г. М. Бонгард-Левин, М. Д. Бухарин, А. А. Вигасин. – Москва: Восточная литература, 2002. – 359 с. Бонгард-Левин, Г.М. Индия в древности / Г.М. Бонгард-Левин, Г.Ф. Ильин. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 2014. - 780 c.Борисов, А.Е. Индия / А.Е. Борисов, В.Л. Корнеев, А.В. Муравьев. - М.: Международные отношения, 2016. - 152 c.Бэшэм А. Л. Чудо, которым была Индия, Пер. с англ. / А. Л. Бэшэм. – Москва: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1977. – 616 с.Гуревич А. Я. История Средних Веков. Учебник. / А. Я. Гуревич, Д. Э. Харитонович. – Москва: Интерпракс, 1995. – 336 с. Дубянский А.М. История и культура Древней Индии, 1990. – 514 с.Европейские путешественники по Азии VIII–XV веков. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.discover-history.com/chapter_016.htmИ от многих бед пошел в Индию. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/4642/Индия своими глазами (очерки «продвинутого» туриста). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://100dorog.ru/club/stories/22560/Магидович И.П. Очерки по истории географических открытий. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://discover-history.com/chapter_016.htmНикитин А. Хождение за три моря. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lib.ru/HISTORY/RUSSIA/afanasij_nikitin.txtПо следам средневековых путешественников. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.culture.ru/materials/111528/po-sledam-srednevekovykh-puteshestvennikovПосле Марко Поло. Путешествия западных чужеземцев в страны трех Индий. - М. Наука. 1968, - 101 с.СавицкаяC.Мистика Востока. Большая энциклопедия / Светлана Савицкая. - М.: Эксмо, 2014. - 224 c.Саид Э. В. Ориентализм. Западные концепции востока. / Э. В. Саид. – Москва: Русский мир, 2006. – 640 с. Синха Н. К., Банерджи А. Ч. История Индии. М.: Изд. иностранной литературы, 1954. – 315 с.Талызин, Ф. Ф. По Индии и Цейлону / Ф.Ф. Талызин. - М.: Главная редакция восточной литературы издательства "Наука", 1988. - 132 c.Эволюция образа Индии в глазах европейцев с древности до колониальной эпохи. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.academia.edu/36829064/Эволюция_образа_Индии_в_глазах_европейцев_с_древности_до_колониальной_эпохиПриложение АМаршрут Афанасия Никитина
1. Алаев Л. Б., Вигасин А. А., Сафронова А. Л. История Индии. М.: Дрофа, 2010. 544 с. (Серия: Высшее образование).
2. Бонгард-Левин Г.М. Индия и античный мир / Г. М. Бонгард-Левин, М. Д. Бухарин, А. А. Вигасин. – Москва: Восточная литература, 2002. – 359 с.
3. Бонгард-Левин, Г.М. Индия в древности / Г.М. Бонгард-Левин, Г.Ф. Ильин. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 2014. - 780 c.
4. Борисов, А.Е. Индия / А.Е. Борисов, В.Л. Корнеев, А.В. Муравьев. - М.: Международные отношения, 2016. - 152 c.
5. Бэшэм А. Л. Чудо, которым была Индия, Пер. с англ. / А. Л. Бэшэм. – Москва: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1977. – 616 с.
6. Гуревич А. Я. История Средних Веков. Учебник. / А. Я. Гуревич, Д. Э. Харитонович. – Москва: Интерпракс, 1995. – 336 с.
7. Дубянский А.М. История и культура Древней Индии, 1990. – 514 с.
8. Европейские путешественники по Азии VIII–XV веков. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.discover-history.com/chapter_016.htm
9. И от многих бед пошел в Индию. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/4642/
10. Индия своими глазами (очерки «продвинутого» туриста). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://100dorog.ru/club/stories/22560/
11. Магидович И.П. Очерки по истории географических открытий. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://discover-history.com/chapter_016.htm
12. Никитин А. Хождение за три моря. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lib.ru/HISTORY/RUSSIA/afanasij_nikitin.txt
13. По следам средневековых путешественников. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.culture.ru/materials/111528/po-sledam-srednevekovykh-puteshestvennikov
14. После Марко Поло. Путешествия западных чужеземцев в страны трех Индий. - М. Наука. 1968, - 101 с.
15. СавицкаяC.Мистика Востока. Большая энциклопедия / Светлана Савицкая. - М.: Эксмо, 2014. - 224 c.
16. Саид Э. В. Ориентализм. Западные концепции востока. / Э. В. Саид. – Москва: Русский мир, 2006. – 640 с.
17. Синха Н. К., Банерджи А. Ч. История Индии. М.: Изд. иностранной литературы, 1954. – 315 с.
18. Талызин, Ф. Ф. По Индии и Цейлону / Ф.Ф. Талызин. - М.: Главная редакция восточной литературы издательства "Наука", 1988. - 132 c.
19. Эволюция образа Индии в глазах европейцев с древности до колониальной эпохи. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.academia.edu/36829064/Эволюция_образа_Индии_в_глазах_европейцев_с_древности_до_колониальной_эпохи