Предпринимательство и прибыль. Источники прибыли и ее функции.
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 25 + 25 источников
- Добавлена 14.07.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИБЫЛИ КАК ОСНОВНОГО КРИТЕРИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1 Понятие и сущность категории «прибыль» 6
1.2 Основные функции прибыли 10
ГЛАВА 2. ВИДЫ ПРИБЫЛИ И АНАЛИЗ ЕЕ КАЧЕСТВЕННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ 15
2.1 Виды прибыли 15
2.2 Качественная оценка показателя прибыли 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 30
ПРИЛОЖЕНИЯ 33
):где i Х – рентабельность продаж за i-ый период;Х – средний показатель рентабельности;N – число периодов.Такой подход позволяет избежать недостатков,связанных с использованием абсолютных величинприбыльности, а именно: негативного влиянияинфляционных процессов и масштаба деятельностикомпании. Его основным недостатком является то, что он не учитывает влияние таких качественных факторов, как учетнаяполитика, состояние расчетов с кредиторами и др. Поэтому применяются методы, в которых используютсяцелые системы показателей качестваприбыли.Отдельные авторы для оценки применяют лишь количественные показатели, выделяя при этом 4 класса показателей, которые оценивают качество валовойприбыли, прибыли от продаж, прибыли доналогообложения и чистой прибыли.Вывод о качестве прибыли делается исходя из расчета за несколько лет следующих показателей [6, С. 14]:Устойчивость коэффициентов валовой прибыли ичистой прибыльности;Темпов прироста валовойприбыли, прибыли от продаж;Прибыли доналогообложения и чистой прибыли;- показателя соотношения прибыли от продаж;-валовой прибыли.Помимо описанных выше недостатками данного метода являются невозможность ее применения в условияхнестабильной рыночной экономики.Среди исследователей есть разработки определения качества прибыли, в которых используются,кроме количественных также качественные критерии. При этом все показатели сгруппированы в несколько классов [4, С. 12]:- стабильность дохода;- структура издержек обращения;- структура сбыта;- структура оборотных средств;- трудовой фактор;- др. операции.Этот подход учитывает большую систему как внутренних, так и внешних качественных и количественных факторов. Недостатками методы являются отсутствие единого интегральногопоказателя. Так как влияние различных показателейна качество прибыли различно, то трудно предположить, каким образом каждый показатель отдельно влияет на качество прибыли. Тем более, что как показывает практика, полученныерезультаты по отдельным показателям или дажегруппам показателей значительно отличаются.Поэтому все чаще среди практиков используется обобщающий показатель качества прибыли, в котором нашли отражение его составляющие,обоснованы уровни качества прибыли и ихграничные значения [12, С. 12].С учетом того, что структура затрат влияет накачество прибыли, то в качестве одного из методовоценки стали использовать маржинальный анализ, который представляет собой аналитико-графический подход.Речь идет оэкономико-математическом моделировании, где за основу модели взяты действующие бизнес-процессы, которые можно оптимизировать, используя главные критерии эффективности, непосредственносвязанные с величиной и качеством прибыли [19, С. 112].Использование данной методики позволяет сделать вывод о том, чтокачество прибыли в условиях инфляции зависит отстепени поддержания, как физического, так ифинансового капитала.Непосредственно прибыль можно разделить на две категории: активную и пассивную. Активной выступает та часть прибыли, которая былаполучена предприятием в результатецеленаправленного влияния на деятельность бизнеса.Пассивная прибыль представляет собой часть прибыли, полученнойкомпаниейпри благоприятной внешней и внутренней среде. Положительные курсовые разницы – это пример пассивной прибыли, а повышение объема продаж за счет эффективноймаркетинговой кампании - это активная прибыль.Конкретные примеры активной и пассивной прибыли для современного действующего предприятия представлены в Таблице 1.Таблица 1. Факторы активной и пассивнойприбылиАктивная прибыльПассивная прибыльГрамотноепланированиеПотребности в ТМЦПереоценка активовпо существующейсистеме или МСФОГрамотноепланирование закупаТМЦОбесцениваниезапасовГрамотное управлениескладскими запасамиТМЦ (избавление отИзлишков)Метод списанияактивов (FIFO, LIFO)ВовлечениеневостребованныхЛиквидных активовНевидимые процентыСоответствиеплан/фактПотребностей ТМЦ привыполнении проектовОбобщая научную литературу, можно сделать вывод, что «качество» прибыли складывается из шести групп основных показателей, которыми характеризуется процесс формирования прибыли производства (Приложение).Первая группа включает в себя абсолютные и относительные показатели динамики прибыли, средний ее показатель за несколько лет, абсолютные показатели динамики рентабельности, среднюю рентабельность за несколько лет.Ко второй группе относятся такие показатели, как:- доля объемов сбыта по сниженным ценам;- удельный вес непрофильных низкодоходных или убыточных видов деятельности;- рентабельность продаж установленной товарной группы при уменьшении цены;- коэффициент валовой прибыли.Третья группа включает в себя отношение постоянных издержек к полным издержкам, соотношение увеличения прибыли от продаж и увеличения выручки, отношение прибыли от продаж к постоянным издержкам, уровень операционного рычага, запас коммерческой надежности, производственный леверидж, уровень финансового рычага, дифференциал финансового рычага [22, С. 319]. Четвёртая группа включает в себя долю дебиторской задолженности в общей величине оборотных активов, коэффициент оборачиваемости и время погашения дебиторской задолженности, долю безнадежных долгов в общей сумме дебиторской задолженности и в выручке, коэффициент платежеспособности. В пятую группу целесообразно включить соотношениедействительных объёмов продаж с предполагаемыми, коэффициенты текучести и постоянства кадров, кадровый риск, уровень квалификации на предприятии, чистую прибыль на одного производственного работника и на одного работника управления, долю затрат на оплату труда управленческого персонала в себестоимости реализованной продукции и услуг. Последняя группа включает удельный вес прочих доходов в прибыли до налогообложения, соотношение результата от прочих операций с выручкой и с прибылью до налогообложения, удельный вес штрафных санкций в составе прочих операций, сопоставление сумм уплаченных и полученных штрафов предприятием, размер доходов от учтенных материальных ценностей по результатам инвентаризации и их удельный вес в составе прочих доходов, соотношение прибыли до налогообложения и налогооблагаемой прибыли [19, С. 102].«Качество» прибыли изменяется не только под влиянием динамики издержек, но также под влиянием таких факторов, как:- процентная ставка по кредитам – с ее понижением растет «качество» прибыли;- состояние расчетов с кредиторами или отношение просроченной кредиторской задолженности к общей величине этой задолженности. С уменьшением оттого показателя «качество» прибыли растет;- уровень рентабельности продаж, который характеризуется отношением чистой прибыли к объему реализации. Повышением «качества» прибыли находится в прямой зависимости от роста рентабельности продаж;- коэффициент достаточности прибыли, который можно определить в сравнении с отраслевым показателем, так, если организация имеет рентабельность выше отраслевой, то речь идет о высоком «качестве»;- структура рентабельности по видам продукции. Общеизвестно, что повышение доли высокорентабельных изделий является свидетельством высокого качества прибыли.Таким образом, качество прибыли представляет собой сложную экономическую категорию, эффективное управление которой оказывает прямое влияние на успешное развитие всей деятельности бизнеса, поэтому совершенствованию расчета качества прибыли всегда уделяется пристальное внимание исследователей и практиков.ЗАКЛЮЧЕНИЕПри написании данного исследования были сделаны следующие выводы.Прибыль - это важный показательфункционирования любой организации, т.к. Механизм ее формирования, распределения и использования задевает интересы всех субъектов отношений: государства, собственников фирмы, ее высшего менеджмента и персонала, а также интересы держателей мелких пакетов акций, принадлежащих корпорациям, партнеров и всевозможных кредиторов.Анализ зарубежной и российской экономической литературы показал, что теория прибыли до сих пор остается многозначной и сравнительно противоречивой в силу того, что прибыль выступает одной из самых сложных категорий рыночной экономики.Было установлено, что сущность прибылиможно рассматривать многогранно, как: форму дохода от конкретного вида деятельности; доход предпринимателя, который вложил свой капитал в бизнес; выраженный в денежной форме показатель вложенного капитала и т.д.Был сделан вывод, что в реальности прибыль является конечной целью и движущим мотивом товарного производства в условиях рыночной экономики, важнейшим стимулом и главным показателем эффективности любого предприятия.В исследовании были изучены основные функции прибыли, которые выражаются посредством оценивания показателя деятельности предприятия, экономическое стимулирование фирмы и ее работников, перераспределение прибавочного продукта, расширение воспроизводства, пополнение бюджетов всех уровней, оказание материальной помощи определенным категориям граждан и финансирование внешней благотворительной деятельности организации.Изучение видов прибыли было установлено, что при определении какого-либо вида прибыли важно не увеличение ее любой ценой, а обеспечение экономического развития предприятия и рациональное сочетание внешних и внутренних интересов разных субъектов распределительных отношений. В долгосрочной перспективе управление предприятием нацелено на обеспечение экономически обоснованной прибыли с учетом эффективности использования созданного производственного потенциала и нормального предпринимательского риска.В ходе исследования сделан вывод, что прибыль в условиях рыночной экономики играет основную роль для развития бизнеса. Выступая в качестве источника самофинансирования, рыночной привлекательности и устойчивости. «Качество» прибыли определяется ее содержанием и характером формирования под влиянием всевозможных внешних и внутренних факторов. С учетом обширности содержания категории «качества» прибыли и множества влияющих на неё внутренних и внешних факторов использование показанной в работе системы показателей для анализа прибыли даст возможностьповысить точность и объективностьее оценки.Таким образом, задачи, поправленные в исследовании, рассмотрены и цель достигнутаСПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫБасалай, С.И. Механизмы управления финансовыми ресурсами корпорации / С.И. Басалай. – М.: ТДДС Столица-8. 2017. – 166 с.Бабич, А.М., Павлова, Л.Н. Государственные и муниципальные финансы / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2016. – 703 с.Бобкова Н. Г., Зарубина А. А. новый подход к оценке качества прибыли предприятия // Бизнес-образование в экономике знаний. – 2016. №3. – С. 3-6.Булдакова М.В. Методики диагностического анализа качества прибыли на примере ООО «Диана К» // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2018. № 4. – С. 12-15.Соколова Е.Н., Акулов А.Я. Значение маржинального анализа в деятельности коммерческих организаций // УЭкС. - 2015. №5 (77). – С. 112-115.Гафарова О.В. Экономическая природа прибыли как основа налогообложения предприятий / О.В. Гафарова // TERRA ECONOMICUS. - № 2-2. том 9. 2015. – 101 с.Дроздов О.А. Система количественных показателей качества прибыли предприятия // Экономический анализ: теория и практика. 2010. №17. – С. 14-19.Ерофеева С.В. Виды прибыли в системе управления прибылью // Проблемы экономики. - 2015. № 3 (67). - С. 21-22.Ермолович Л.Л. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб.пособие / Л.Л. Ермолович. - Мн.: Интер-прессервис. 2017. – 227 с.Зимовец, А.В. Краткосрочная финансовая политика. Конспект лекций / А.В. Зимовец. - Таганрог: НОУ ВПО ТИУиЭ. 2010. – 190 с.Камаев В.Д. К18 Экономическая теория. Краткий курс: учебник / В.Д. Камаев, М.З. Ильчиков, Т.А. Борисовская. 7е изд., стер. М.: КНОРУС, 2016. - 384 с.Курс экономической теории: Учебник для вузов / В.А. Амвросов и др.. Под общей редакцией М.Н. Чепурина. - Киров: АСА. 2018. – 277 с.Литвинюк А.С. Экономический анализ / А.С, Литвинук. – М.: Эксмо. 2016. – 240 с.Лукьянчук, У.Р. Шпаргалка по финансовому менеджменту / У.Р. Лукьянчук. – М.: Аллель. 2015. – 64 с.Мокропуло А. А. Управление прибылью: учебное пособие для студентов-бакалавров, обучающихся по направлению подготовки «Экономика» (профиль «Финансы и кредит») / А. А. Мокропуло, Е. И. Строгонова. - Краснодар, Саратов : Южный институт менеджмента, Ай Пи Эр Медиа, 2017. - 82 c.Назарова Н.А. Тихонова А.Е. Малис Н.И. Прибыль организаций: налогообложение и учет : учебник / Н. И. Малис, Н. А. Назарова, А. В. Тихонова. - М. : Магистр : ИНФРА-М, 2018. - 180 с.Руднева А.О. Экономическая теория: Учебное пособие / А.О. Руднева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 255 с.Сажина, М.А., Чибриков, Г.Г. Основы экономической теории: Учеб. пособие для вузов / Отв. ред. и руководитель авт. коллектива П.В. Савченко. - М.: Экономика. 2016. – 180 с.Суслова Ю.Ю. Терещенко Н.Н. Суслова, Ю. Ю. Прибыль предприятия : учеб.пособие / Ю. Ю. Суслова, Н. Н. Терещенко. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2014. - 120 с.Трошин, А.Н., Мазурина, Т.Ю., Фомкина, В.И. Финансы и кредит / А.Н. Трошин, Т.Ю. Мазунина, В.И. Фомкина. – М.: Инфра-М. 2016. – 416 с.Трушина А.П.Анализ производственно-финансового левериджа // // В сборнике: XXI Державинские чтения Материалы Общероссийской научной конференции: в 2 частях. Ответственный редактор Е.К. Карпунина. 2016. С. 319-328.Нарежнева, О.В. Система показателей анализа «качества» прибыли / О.В. Нарежнева // Сибирский торгово-экономический журнал. - № 9. 2018. – 120 с.Учебник / Б.А. Райзберг, Е.Б. Стародубцева; Под ред. Б.А. Райзберга - 5-e изд., испр. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 686 с.Учение Маркса: XXI век: Капитал. Формации. Противоречия. (К 190-летию со дня рождения) / ред. Д.В. Джохадзе. - М.: КРАСАНД, 2010. - 416 с.Шамхалов Ф.И. Прибыль - основной показатель результатов деятельности организации / Ф.И. Шамхалов Ф.И. // Финансы. - № 6. 2010. – 89 с.ПРИЛОЖЕНИЯПриложение 1Система показателей «качества» прибыли
1. Басалай, С.И. Механизмы управления финансовыми ресурсами корпорации / С.И. Басалай. – М.: ТДДС Столица-8. 2017. – 166 с.
2. Бабич, А.М., Павлова, Л.Н. Государственные и муниципальные финансы / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2016. – 703 с.
3. Бобкова Н. Г., Зарубина А. А. новый подход к оценке качества прибыли предприятия // Бизнес-образование в экономике знаний. – 2016. №3. – С. 3-6.
4. Булдакова М.В. Методики диагностического анализа качества прибыли на примере ООО «Диана К» // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2018. № 4. – С. 12-15.
5. Соколова Е.Н., Акулов А.Я. Значение маржинального анализа в деятельности коммерческих организаций // УЭкС. - 2015. №5 (77). – С. 112-115.
6. Гафарова О.В. Экономическая природа прибыли как основа налогообложения предприятий / О.В. Гафарова // TERRA ECONOMICUS. - № 2-2. том 9. 2015. – 101 с.
7. Дроздов О.А. Система количественных показателей качества прибыли предприятия // Экономический анализ: теория и практика. 2010. №17. – С. 14-19.
8. Ерофеева С.В. Виды прибыли в системе управления прибылью // Проблемы экономики. - 2015. № 3 (67). - С. 21-22.
9. Ермолович Л.Л. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб.пособие / Л.Л. Ермолович. - Мн.: Интер-прессервис. 2017. – 227 с.
10. Зимовец, А.В. Краткосрочная финансовая политика. Конспект лекций / А.В. Зимовец. - Таганрог: НОУ ВПО ТИУиЭ. 2010. – 190 с.
11. Камаев В.Д. К18 Экономическая теория. Краткий курс: учебник / В.Д. Камаев, М.З. Ильчиков, Т.А. Борисовская. 7е изд., стер. М.: КНОРУС, 2016. - 384 с.
12. Курс экономической теории: Учебник для вузов / В.А. Амвросов и др.. Под общей редакцией М.Н. Чепурина. - Киров: АСА. 2018. – 277 с.
13. Литвинюк А.С. Экономический анализ / А.С, Литвинук. – М.: Эксмо. 2016. – 240 с.
14. Лукьянчук, У.Р. Шпаргалка по финансовому менеджменту / У.Р. Лукьянчук. – М.: Аллель. 2015. – 64 с.
15. Мокропуло А. А. Управление прибылью: учебное пособие для студентов-бакалавров, обучающихся по направлению подготовки «Экономика» (профиль «Финансы и кредит») / А. А. Мокропуло, Е. И. Строгонова. - Краснодар, Саратов : Южный институт менеджмента, Ай Пи Эр Медиа, 2017. - 82 c.
16. Назарова Н.А. Тихонова А.Е. Малис Н.И. Прибыль организаций: налогообложение и учет : учебник / Н. И. Малис, Н. А. Назарова, А. В. Тихонова. - М. : Магистр : ИНФРА-М, 2018. - 180 с.
17. Руднева А.О. Экономическая теория: Учебное пособие / А.О. Руднева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 255 с.
18. Сажина, М.А., Чибриков, Г.Г. Основы экономической теории: Учеб. пособие для вузов / Отв. ред. и руководитель авт. коллектива П.В. Савченко. - М.: Экономика. 2016. – 180 с.
19. Суслова Ю.Ю. Терещенко Н.Н. Суслова, Ю. Ю. Прибыль предприятия : учеб.пособие / Ю. Ю. Суслова, Н. Н. Терещенко. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2014. - 120 с.
20. Трошин, А.Н., Мазурина, Т.Ю., Фомкина, В.И. Финансы и кредит / А.Н. Трошин, Т.Ю. Мазунина, В.И. Фомкина. – М.: Инфра-М. 2016. – 416 с.
21. Трушина А.П.Анализ производственно-финансового левериджа // // В сборнике: XXI Державинские чтения Материалы Общероссийской научной конференции: в 2 частях. Ответственный редактор Е.К. Карпунина. 2016. С. 319-328.
22. Нарежнева, О.В. Система показателей анализа «качества» прибыли / О.В. Нарежнева // Сибирский торгово-экономический журнал. - № 9. 2018. – 120 с.
23. Учебник / Б.А. Райзберг, Е.Б. Стародубцева; Под ред. Б.А. Райзберга - 5-e изд., испр. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 686 с.
24. Учение Маркса: XXI век: Капитал. Формации. Противоречия. (К 190-летию со дня рождения) / ред. Д.В. Джохадзе. - М.: КРАСАНД, 2010. - 416 с.
25. Шамхалов Ф.И. Прибыль - основной показатель результатов деятельности организации / Ф.И. Шамхалов Ф.И. // Финансы. - № 6. 2010. – 89 с.
Вопрос-ответ:
Что такое предпринимательство и прибыль?
Предпринимательство - это активная деятельность, направленная на создание и ведение бизнеса с целью получения прибыли. Прибыль же представляет собой разницу между выручкой от реализации товаров или услуг и затратами.
Какие функции выполняет прибыль в предпринимательской деятельности?
Прибыль выполняет несколько функций. Во-первых, она является основным критерием эффективности предпринимательской деятельности. Во-вторых, прибыль служит источником финансирования развития и роста бизнеса. Кроме того, она позволяет привлечь инвесторов и обеспечить стабильность и устойчивость предприятия.
Какие виды прибыли существуют?
Существуют различные виды прибыли. Например, можно выделить брутто-прибыль, которая вычисляется путем вычета себестоимости производства из выручки. Также существует чистая прибыль, которая учитывает все возможные расходы, включая налоги и проценты по кредитам.
Как можно оценить качество показателя прибыли?
Оценка качества показателя прибыли проводится с помощью различных финансовых показателей. Например, можно использовать коэффициент рентабельности продаж, который вычисляется как отношение прибыли к выручке от реализации товаров или услуг. Также можно использовать показатели оборачиваемости активов, рентабельности собственного капитала и другие.
Какие источники и литература использовались для исследования прибыли?
Для исследования прибыли были использованы различные источники и литература. В списке использованных источников и литературы можно найти информацию о работах в данной области, а также официальные данные и статистику отраслей предпринимательской деятельности.
Что изучает данная книга?
Данная книга изучает предпринимательство и прибыль, источники прибыли и ее функции в контексте предпринимательской деятельности.
Что такое прибыль?
Прибыль - это категория, которая описывает избыточность доходов над расходами в ходе предпринимательской деятельности.
Какие основные функции имеет прибыль?
Основные функции прибыли включают в себя стимулирование предпринимательской деятельности, обеспечение роста капитала, вознаграждение риска и инновации.
Какие виды прибыли существуют?
Существуют различные виды прибыли, например, прибыль от продаж, операционная прибыль, нетто-прибыль, прибыль до налогообложения и другие.
Каким образом можно оценивать качество показателя прибыли?
Качество показателя прибыли может оцениваться различными способами, например, сравнением с предыдущими периодами, анализом изменений в структуре доходов и расходов, сопоставлением с отраслевыми стандартами и т.д.
Что такое предпринимательство и прибыль?
Предпринимательство - это вид деятельности, связанный с созданием и управлением бизнесом. Прибыль - это разница между доходами и расходами предприятия.